Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 23 февраля 2012 года №4452-VI

О системе гарантирования вкладов физических лиц

(В редакции Законов Украины от 02.10.2012 г. №5411-VI, 16.05.2013 г. №245-VII, 10.04.2014 г. №1197-VII, 04.07.2014 г. №1586-VII, 28.12.2014 г. №78-VIII, 02.03.2015 г. №218-VIII, 16.07.2015 г. №629-VIII (см. сроки вступления в силу), 26.11.2015 г. №835-VIII, 14.06.2016 г. №1414-VIII, 15.11.2016 г. №1736-VIII, 16.11.2017 г. №2210-VIII, 06.02.2018 г. №2277-VIII, 05.07.2018 г. №2491-VIII, 20.09.2019 г. №132-IX, 06.12.2019 г. №361-IX, 13.05.2020 г. №590-IX, 17.06.2020 г. №720-IX, 19.06.2020 г. №738-IX (см. сроки вступления в силу), 13.04.2021 г. №1382-IX, 30.06.2021 г. №1587-IX, 30.06.2021 г. №1588-IX, 01.04.2022 г. №2180-IX (см. сроки вступления в силу), 27.07.2022 г. №2463-IX, 27.07.2022 г. №2465-IX (вступил в силу 01.01.2023 г.), 06.10.2022 г. №2643-IX, 01.12.2022 г. №2823-IX, 13.12.2022 г. №2849-IX, 29.05.2023 г. №3111-IX)

По тексту слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены на слова "медиа" в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX
(см. предыдущую редакцию)

Раздел I Общие положения

Статья 1. Предмет и цель Закона

1. Настоящим Законом устанавливаются правовые, финансовые и организационные принципы функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц, полномочий Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд), порядок выплаты Фондом возмещения по вкладам, а также регулируются отношения между Фондом, банками, Национальным банком Украины, определяются полномочия и функции Фонда относительно выведения неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков.

2. Целью настоящего Закона является защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия, к банковской системе Украины, стимулирование привлечения средств в банковскую систему Украины, обеспечение эффективной процедуры выведения неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков.

3. Отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы гарантирования вкладов физических лиц, выведением неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков, регулируются настоящим Законом, другими законами Украины, нормативно-правовыми актами Фонда и Национального банка Украины.

4. Отношения, возникающие в связи с выведением неплатежеспособных банков, которые имеют обязательства, вытекающие из договоров относительно финансовых инструментов и валютных ценностей, или являются стороной одного или нескольких деривативных контрактов, с рынка и ликвидацией таких банков, регулируются этим Законом с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о рынках капитала и организованных товарных рынках.

5. В случае если банк является эмитентом облигаций или лицом, предоставляющим обеспечение по облигациям (далее - банк, который имеет обязательства по облигациям), и по облигациям соответствующего выпуска назначен администратор, отношения по ликвидации такого банка, регулируются этим Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках".

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 19.06.2020 №738-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Определение терминов

1. В настоящем Законе нижеуказанные термины употребляются в таком значении:

1) банк-агент - банк, через который Фонд осуществляет выплату гарантированной суммы возмещения по вкладам в соответствии с настоящим Законом;

2) вывода неплатежеспособного банка с рынка - мероприятия, которые осуществляет Фонд в отношении банка, включенного в категории неплатежеспособных, по выводу с рынка одним из способов, определенных статьей 39 настоящего Закона;

2-1) открытые торги - способ продажи имущества (активов), при котором победителем (покупателем) становится участник, соответствующий конкурсным условиям, который предложил за имущество (активы) самую высокую цену и взял на себя выполнение конкурсных обязательств, а для объектов гражданских прав, ограниченных в обороте, - также может иметь указанное имущество в собственности или на основании иного вещного права и имеет соответствующие лицензии и разрешения;

2-2) откорректированный капитал - сумма превышения балансовой стоимости активов, уменьшенных на сумму стоимости нематериальных активов над балансовой суммой обязательств без учета сформированных резервов под ожидаемые затраты, связанные с возмещением средств вкладчикам вследствие неплатежеспособности банков;

3) вклад - денежные средства в наличной или безналичной форме в валюте Украины или в иностранной валюте, привлеченных банком от вкладчика (или которые поступили для вкладчика на условиях договора банковского счета, банковского вклада (депозита) (кроме средств, привлеченных от выдачи сберегательного сертификата банка), включая начисленные проценты на такие средства. Средства, привлеченные банком от выдачи (выпуска) сберегательного сертификата банка или депозитного сертификата банка, не являются вкладом;

4) вкладчик - физическое лицо (в том числе физическое лицо-предприниматель), заключившее или в пользу которого заключен договор банковского счета, банковского вклада (депозита), кроме физического лица (в том числе физического лица- предпринимателя), которое является владельцем только сберегательного сертификата банка;

5) инвестор - государство в лице Министерства финансов Украины или в лице банка, в котором государство является владельцем доли более 75 процентов акций, - в случае принятия решения Кабинетом Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка или лицо, изъявившее намерение и предоставившее Фонду письменное обязательство о приобретении акций неплатежеспособного банка или переходного банка в процессе вывода неплатежеспособного банка с рынка;

5-1) консолидация активов - мероприятия, направленные на сбор, группировку, анализ, учет, подготовку и продажу активов различных банков, которые выводятся с рынка или ликвидируются по другим основаниям, определенным настоящим Законом;

5-2) консолидированная продажа - отчуждение имущества (активов) различных банков, которые выводятся с рынка или ликвидируются по другим основаниям, определенным этим Законом, путем централизации (объединения) Фондом отдельных процедур продажи;

5-3) средства, размещенные на вклад лицом, которое на индивидуальной основе получает от банка проценты по вкладу по договорам, заключенным на условиях, которые не являются текущими рыночными условиями, - средства, размещенные физическим лицом на вклад:

что не соответствует условиям публичного договора;

по договору, заключенному на условиях, которые не являются текущими рыночными условиями в соответствии со статьей 52 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", по решению отдельных должностных лиц банка и/или органов управления банка, не наделенных полномочиями по установлению таких условий;

5-4) кредитор - юридическое или физическое лицо, имеющее документально подтвержденные требования к банку относительно его имущественных обязательств, а также администратор по выпуску облигаций, который согласно Закону Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках" действует в интересах владельцев облигаций, которые имеют документально подтвержденные требования к банку относительно его имущественных обязательств;

5-5) шаг аукциона - надбавка (дисконт), на которую в ходе открытых торгов осуществляется повышение/понижение начальной (стартовой) и каждой следующей цены объявленного к продаже лота;

6) ликвидация банка - процедура прекращения банка как юридического лица в соответствии с законодательством;

6-1) лот - единица активов банка (нескольких банков), что выставляется для продажи на аукционе;

6-2) Исключен в соответствии с Законом Украины от 13.05.2020 №590-IX;

(см. предыдущую редакцию)

7) исключен;

7-1) независимая оценка - оценка стоимости имущества или акций банка, которая производится субъектом оценочной деятельности;

8) неплатежеспособный банк - банк, относительно которого Национальный банк Украины принял решение об отнесении к категории неплатежеспособных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

8-1) объединение инвесторов - несколько юридических и/или физических лиц, изъявивших общее намерение, которые подали совместное конкурсное предложение и предоставили Фонду совместное письменное обязательство о приобретении акций одного и того же неплатежеспособного банка или переходного банка в процессе вывода неплатежеспособного банка с рынка;

8-2) предпродажная подготовка - мероприятия по подготовке к продаже банка или имущества банка (нескольких банков), которые осуществляет Фонд в отношении банка или имущества банка (нескольких банков) для повышения их инвестиционной привлекательности и стоимости;

9) переходной банк - банк, созданный в процессе подготовки до вывода/вывода неплатежеспособного банка с рынка, единственным акционером которого является Фонд до дня продажи этого банка инвестору (объединению инвесторов);

10) план урегулирования - решение Фонда, которое определяет способ, экономическое обоснование, сроки и условия выведения неплатежеспособного банка с рынка;

11) принимающий банк - банк, который не принадлежит к категории проблемного или неплатежеспособного, который участвует в процессе выведения неплатежеспособного банка с рынка путем приема от этого банка части или всего имущества (активов) и обязательств;

12) проблемный банк - банк, относительно которого Национальный банк Украины принял решение об отнесении к категории проблемных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;

13) продажа банка - продажа инвестору всех или части акций, которые ему не принадлежат, переходного банка или неплатежеспособного банка;

14) реестр участников Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - реестр участников Фонда) - реестр, который ведется Фондом и содержит сведения об участии банка в системе обязательного гарантирования вкладов физических лиц;

15) система гарантирования вкладов физических лиц - совокупность отношений, регулируемых настоящим Законом, субъектами которых является Фонд, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, банки и вкладчики;

15-1) Исключен в соответствии с Законом Украины от 30.06.2021 №1588-IX

15-2) срок для достижения целевого показателя Фонда - срок, в течение которого размер откорректированного капитала должен достичь размера, не меньшего размера целевого фонда, с учетом установленного значения целевого показателя Фонда;

16) временная администрация - процедура выведения банка с рынка, которая вводится Фондом относительно неплатежеспособного банка в порядке, установленном настоящим Законом;

17) уполномоченное лицо Фонда - работник Фонда, который от имени Фонда и в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом и/или делегированных Фондом, выполняет действия по обеспечению выведения банка с рынка во время осуществления временной администрации неплатежеспособного банка и/или ликвидации банка;

18) целевой показатель Фонда - необходимый уровень обеспеченности системы гарантирования вкладов физических лиц для выполнения Фондом своих функций и полномочий, достаточный для покрытия ожидаемых будущих расходов Фонда с учетом возможности наступления кризисных явлений в будущем, по отношению к сумме гарантированных Фондом средств вкладчиков банков-участников в пределах суммы возмещения на соответствующий период;

19) целевой фонд - необходимая сумма откорректированного капитала на определенную дату, определенная как произведение суммы гарантированных Фондом средств вкладчиков банков-участников в пределах суммы возмещения на определенную дату и целевого показателя.

2. Термины "администратор по выпуску облигаций" и "лицо, которое предоставляет обеспечение" в настоящем Законе применяются в значениях, приведенных в Законе Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках".

Термины "существенное участие" и "связанное с банком лицо" употребляются в значении, определенном Законом Украины "О банках и банковской деятельности".

Термин "конечный бенефициарный владелец" используется в значении, определенном Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 01.04.2022 №2180-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел ІI Правовой статус Фонда и его руководящие органы

Статья 3. Правовой статус Фонда

1. Фонд является учреждением, выполняющим специальные функции в сфере гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков в случаях, установленных настоящим Законом.

2. Фонд является юридическим лицом публичного права, имеет отделенное имущество, являющееся объектом права государственной собственности и находящееся в его хозяйственном ведении. Фонд является субъектом управления имуществом, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим имуществом, совершая относительно него любые действия (в том числе отчуждение, передача в аренду, ликвидация), не противоречащие законодательству и цели деятельности Фонда.

3. Фонд является экономически самостоятельным учреждением, имеет самостоятельный баланс, текущий и другие счета в Национальном банке Украины, в том числе счета условного хранения (эскроу), а также счета в ценных бумагах в депозитарных учреждениях - банках Украины.

Фонд является учреждением, не имеющим целью получение прибыли.

4. Фонд имеет печати с изображением Государственного герба Украины со своим наименованием, ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством.

5. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Украины и законодательством Украины.

6. Местонахождение Фонда - город Киев.

7. Органы государственной власти и Национальный банк Украины не имеют права вмешиваться в деятельность Фонда относительно реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий. Взаимодействие Фонда с Национальным банком Украины и органами государственной власти осуществляется в пределах, определенных настоящим Законом, другими актами законодательства.

8. Руководящими органами Фонда является административный совет и исполнительная дирекция.

9. Реорганизация и ликвидация Фонда осуществляются на основании отдельного закона. В случае реорганизации или ликвидации Фонда активы Фонда передаются одной или нескольким неприбыльным организациям, в полномочия которых входит гарантирование вкладов физических лиц, или зачисляются в доход государственного бюджета в случае прекращения Фонда как юридического лица.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 30.06.2021 №1588-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Функции Фонда

1. Основной задачей Фонда является обеспечение функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц, вывода неплатежеспособных банков с рынка и осуществления ликвидации банков.

2. Во исполнение своей основной задачи Фонд в порядке, предусмотренном настоящим Законом, осуществляет следующие функции:

1) ведет реестр участников Фонда;

2) аккумулирует средства, полученные из источников, определенных статьей 19 данного Закона, осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления сборов каждым участником Фонда;

3) инвестирует средства Фонда в государственные ценные бумаги Украины и облигации международных финансовых организаций, размещаемые на территории Украины;

3-1) осуществляет эмиссию корпоративных облигаций в порядке и по направлениям привлечения средств, определенным этим Законом, и выдачу векселей в случаях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год;

4) осуществляет мероприятия по организации выплат возмещений по вкладам в случае принятия решения об отозвании банковской лицензии и ликвидации банка;

5) осуществляет регулирование участия банков в системе гарантирования вкладов физических лиц;

6) принимает участие в инспекционных проверках проблемных банков по предложению Национального банка Украины;

7) применяет к банкам и их руководителям соответственно финансовые санкции и налагает административные штрафы;

8) осуществляет меры по:

подготовке к введению процедуры выведения банка с рынка, в том числе организационные мероприятия по проведению открытого конкурса и определение наименее затратного способа вывода банка с рынка;

проведению процедуры выведения неплатежеспособного банка с рынка, в том числе путем выполнения плана урегулирования, осуществления временной администрации и ликвидации банка;

9) осуществляет проверки банков относительно в соответствии с настоящим Законом;

10) оказывает финансовую поддержку банка в соответствии с настоящим Законом;

11) осуществляет анализ финансового состояния банков с целью выявления рисков в их деятельности и прогнозирование потенциальных расходов Фонда на выведение неплатежеспособных банков с рынка и возмещение средств вкладчикам;

12) Исключен в соответствии с Законом Украины от 13.05.2020 №590-IX

12-1) обращается с соответствующими запросами к клиентам, вкладчикам и другим кредиторам банка в порядке, установленном Фондом;

13) осуществляет мероприятия по информированию общественности о функционировании системы гарантирования вкладов физических лиц, защиты прав и охраняемых законом интересов вкладчиков, повышение уровня финансовой грамотности населения в соответствии с настоящим Законом;

14) изучает и анализирует тенденции развития рынка ресурсов, привлеченных от вкладчиков участниками Фонда.

3. Фонд осуществляет другие функции в пределах своих полномочий, определенных настоящим Законом, другими актами законодательства.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 30.06.2021 №1588-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Подотчетность Фонда

1. Фонд подотчетен Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины.

Подотчетность Фонда означает:

1) делегирование и отозвание Кабинетом Министров Украины своего представителя в административный совет Фонда;

2) делегирование и отозвание Национальным банком Украины своих представителей в административный совет Фонда;

3) делегирование и отзыв Верховной Радой Украины своего представителя в административный совет Фонда.

Фонд до 1 июля следующего за отчетным года подает Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины годовой отчет вместе с аудиторским заключением.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.07.2015 г. №629-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Нормативно-правовые акты Фонда

1. В пределах своих функций и полномочий Фонд осуществляет нормативное регулирование системы гарантирования вкладов физических лиц и выведение неплатежеспособных банков с рынка.

2. Фонд принимает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными к выполнению банками, юридическими и физическими лицами.

3. Фонд издает нормативно-правовые акты в форме инструкций, положений, правил.

4. Нормативно-правовые акты Фонда, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

Нормативно-правовые акты Фонда относительно особенностей функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц, вывода неплатежеспособных банков с рынка и осуществления ликвидации банков в условиях военного положения или во время особого периода вступают в силу со дня их официального опубликования, если более поздний срок вступления в силу не предусмотрен таким актом. Официальным опубликованием такого нормативно-правового акта Фонда считается первое опубликование его полного текста в одном из периодических печатных изданий - "Официальном вестнике Украины", газетах "Правительственный курьер", "Голос Украины" или первое размещение на официальном веб-сайте Фонда".

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 27.07.2022 г. №2463-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Отчетность Фонда

1. Ежегодно Фонд составляет годовой отчет, включающий отчет о деятельности Фонда за отчетный год и финансовую отчетность.

2. Достоверность финансовой отчетности Фонда подтверждается независимым аудитором, который определяется административным советом Фонда.

3. Финансовая отчетность Фонда обнародуется в газетах "Урядовый курьер" или "Голос Украины" не позднее 1 июля следующего за отчетным года.

4. Годовой отчет обнародуется на официальной странице Фонда в сети Интернет не позднее 1 июля следующего за отчетным года.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 04.07.2014 г. №1586-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Состав и порядок формирования административного совета Фонда

1. Административный совет Фонда состоит из пяти человек - один представитель Кабинета Министров Украины, два представителя Национального банка Украины, один представитель профильного комитета Верховной Рады Украины и директор - распорядитель Фонда (по должности).

2. Административный совет Фонда возглавляет председатель, который ежегодно избирается административным советом Фонда из числа его членов. Председателем административного совета Фонда не может быть избран директор-распорядитель Фонда.

3. Членом административного совета Фонда может быть лицо, которое является гражданином Украины, постоянно проживает в Украине, имеет полное высшее образование в области экономики, финансов или права, стаж работы по специальности не менее пяти лет, безупречную деловую репутацию и не имеет непогашенных судимостей за совершение корыстных уголовных правонарушений. Член административного совета Фонда не может быть руководителем, участником или связанным лицом банка.

4. Срок полномочий члена административного совета Фонда, кроме директора - распорядителя Фонда, составляет четыре года и может быть продлен, но не более чем на один срок.

5. В случае окончания срока полномочий члена административного совета Фонда соответствующий орган или организация, которые его делегировали, в месячный срок делегирует в состав административного совета Фонда нового представителя или принимает решение о продлении срока полномочий члена административного совета Фонда.

6. Полномочия члена административного совета Фонда могут быть досрочно прекращены по представлению органа, который его делегировал. Полномочия члена административного совета Фонда также прекращаются по инициативе административного совета Фонда в случае:

1) подачи заявления о прекращении полномочий по собственному желанию;

2) невозможности выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по состоянию здоровья;

3) прекращения трудовых отношений с органом, который его делегировал;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда относительно него;

5) смерти или на основании решения суда о признании его недееспособным ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении умершим;

6) потери гражданства Украины;

7) отсутствия без уважительных причин на трех и больше заседаниях административного совета Фонда подряд

7. Орган, который делегировал члена административного совета Фонда, полномочия которого досрочно прекращены в соответствии с частью шестой этой статьи, обязан делегировать в состав административного совета Фонда нового представителя в месячный срок после досрочного прекращения полномочий предыдущего представителя.

8. Полномочия директора - распорядителя Фонда как члена административного совета Фонда прекращаются в связи с освобождением его от должности директора - распорядителя Фонда.

9. Члены административного совета Фонда осуществляют свои функции на общественных началах. Членам административного совета Фонда возмещаются расходы, понесенные в связи с выполнением ими полномочий в соответствии с настоящим Законом и регламентом административного совета Фонда.

10. Вопрос организации деятельности административного совета Фонда и порядок делопроизводства определяются регламентом, который утверждается на его заседании.

11. Размещение и организационно-материальное обеспечение административного совета Фонда осуществляется Фондом за счет его сметных расходов.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.06.2020 №720-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Полномочия административного совета Фонда и председателя административного совета Фонда

1. Административный совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает регламент административного совета Фонда;

2) утверждает смету расходов Фонда;

3) утверждает стратегию развития Фонда и годовой план его деятельности;

4) утверждает принципы инвестиционной политики Фонда и ежегодный инвестиционный план Фонда;

5) назначает на должность и освобождает от должности директора распорядителя Фонда;

6) утверждает персональный состав исполнительной дирекции Фонда по представлению директора - распорядителя Фонда;

6-1) согласовывает решения исполнительной дирекции об эмиссии корпоративных облигаций или выдаче векселей Фонда и направления использования средств, привлеченных от их эмиссии (выдачи);

6-2) согласовывает отчет исполнительной дирекции Фонда об обосновании выбора наименее затратного для Фонда способа вывода с рынка банка, отнесенного к категории неплатежеспособных и состояние выполнения плана урегулирования за предыдущий квартал до конца первого месяца, следующего за отчетным кварталом;

6-3) согласовывает отчет исполнительной дирекции Фонда о состоянии реализации активов (имущества) банков, в отношении которых принято решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации за предыдущий квартал до конца первого месяца, следующего за отчетным кварталом;

7) согласовывает решения исполнительной дирекции об участии Фонда в международных организациях в сфере гарантирования (страхования) депозитов;

8) утверждает решения исполнительной дирекции Фонда об установлении специального сбора в Фонд или дифференцированных сборов в Фонд в зависимости от рисков банков;

9) утверждает решение исполнительной дирекции Фонда о привлечении взноса государства на безвозвратной основе;

10) ежегодно определяет аудитора для проведения аудиторской проверки Фонда;

11) утверждает годовой отчет Фонда;

12) принимает решение о проведении внеочередной аудиторской проверки Фонда и определяет аудитора для ее проведения;

13) утверждает положение о службе внутреннего аудита Фонда, согласовывает назначение и увольнение руководителя службы внутреннего аудита;

14) утверждает требования к раскрытию информации о деятельности Фонда;

15) утверждает порядок и условия оплаты труда членов исполнительной дирекции Фонда;

16) утверждает перечень должностей работников Фонда, на которых распространяются требования части второй статьи 16 настоящего Закона;

16-1) утверждает порядок отбора членов исполнительной дирекции Фонда и уполномоченных лиц Фонда;

17) принимает решение относительно:

увеличения предельного размера возмещения средств по вкладам;

установления временного предельного размера возмещения средств по вкладам в соответствии с абзацами вторым - четвертым части первой статьи 26 этого Закона;

18) утверждает решение исполнительной дирекции Фонда об установлении размера базовой годовой ставки регулярного сбора, большего установленного частью первой статьи 22 настоящего Закона;

19) утверждает решение исполнительной дирекции Фонда об установлении значения целевого показателя Фонда и срока для его достижения с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности.

(В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 01.04.2022 №2180-IX)
(см. предыдущую редакцию)

2. Председатель административного совета Фонда осуществляет такие полномочия:

1) организует заседания административного совета Фонда и председательствует на них;

2) подписывает протоколы заседаний административного совета Фонда;

3) распределяет обязанности между членами административного совета Фонда;

4) осуществляет другие полномочия и функции в соответствии с регламентом административного совета Фонда.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 19.06.2020 №738-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Порядок работы административного совета Фонда

1. Порядок работы административного совета Фонда определяется его регламентом.

2. Административный совет Фонда проводит очередные заседания не реже одного раза в квартал.

3. Административный совет Фонда может проводить внеочередные заседания по инициативе его председателя или по требованию не меньше чем трех его членов или по требованию исполнительной дирекции Фонда.

4. Решения административного совета Фонда принимаются на заседаниях простым большинством голосов при условии участия в заседании не менее чем четырех его членов. В случае равного распределения голосов голос председателя административного совета является решающим.

5. Решения административного совета Фонда может приниматься путем опроса его членов в соответствии с регламентом административного совета Фонда.

6. В случае рассмотрения административным советом Фонда вопроса назначения, освобождения от должности директора - распорядителя Фонда директор - распорядитель Фонда участие в голосовании не принимает.

Статья 11. Исполнительная дирекция Фонда

1. Исполнительная дирекция Фонда осуществляет управление текущей деятельностью Фонда.

2. Исполнительная дирекция Фонда состоит из семи членов. Директор распорядитель Фонда и его заместители входят в состав исполнительной дирекции Фонда по должности.

3. Членами исполнительной дирекции Фонда могут быть граждане Украины, которые постоянно проживают в Украине, имеют полное высшее образование в области экономики, финансов или права, стаж работы по специальности не менее пяти лет, безупречную деловую репутацию, не имеют непогашенных судимостей за совершение корыстных уголовных правонарушений и работают в Фонде на постоянной основе. Член исполнительной дирекции Фонда не может быть руководителем, участником или связанным лицом банка или любого другого юридического лица, с которым Фонд или банк, который выводится Фондом с рынка, имеет договорные отношения.

4. Директор - распорядитель Фонда имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются им по согласованию с административным советом Фонда. Количество заместителей директора - распорядителя Фонда определяется штатным расписанием, но не может превышать четырех человек.

5. Решения исполнительной дирекции Фонда принимаются на заседаниях простым большинством голосов при условии участия в заседании не менее четырех членов исполнительной дирекции. В случае равного распределения голосов голос директора - распорядителя Фонда является решающим.

6. Порядок организации работы и проведения заседаний исполнительной дирекции Фонда определяется его регламентом.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.06.2020 №720-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Полномочия исполнительной дирекции Фонда

1. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия в сфере обеспечения деятельности Фонда:

1) принимает решение об исключении банка из числа участников Фонда;

2) составляет проект сметы расходов Фонда и подает его на утверждение административному совету Фонда;

3) подает на утверждение административному совету Фонда годовой отчет Фонда;

4) созывает внеочередные заседания административного совета Фонда;

5) ежегодно подает на рассмотрение административного совета Фонда предложения относительно определения аудитора для проведения аудиторской проверки Фонда;

6) определяет структуру Фонда, утверждает положение о его структурных подразделениях;

7) утверждает штатное расписание Фонда, условия и формы оплаты труда работников Фонда, кроме членов исполнительной дирекции Фонда;

8) принимает решение об участии Фонда в международных организациях в сфере гарантирования (страхования) депозитов с последующим согласованием этого решения административным советом Фонда;

9) принимает решение о материально-техническом и кадровом обеспечении деятельности Фонда в пределах сметы расходов Фонда, утвержденной административным советом Фонда;

9-1) принимает решение об удовлетворении кредиторских требований Фонда за счет имущества (активов) банка, кроме имущества (активов), переданного (переданных) банком в обеспечение исполнения своих обязательств;

10) принимает нормативно-правовые акты Фонда;

(Пункт 10 части первой статьи 12 вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела X)

11) утверждает регламент исполнительной дирекции Фонда;

12) подает на утверждение административному совету Фонда положения о службе внутреннего аудита и на согласование предложения о назначении (освобождении) руководителя службы внутреннего аудита;

13) принимает решения в отношении имущества, находящегося в сфере управления Фонда (в том числе по отчуждению, аренде, ликвидации);

14) принимает решение о привлечении кредитов от небанковских финансовых учреждений и иностранного кредитора с последующим утверждением этого решения административным советом Фонда.

2. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия относительно источников формирования средств Фонда:

1) принимает решение об установлении специального сбора в Фонд или дифференцированных сборах в Фонд в зависимости от рисков банков;

1-1) принимает решение о эмиссии корпоративных облигаций, выдаче векселей и представляет его на утверждение административному совету Фонда. Такая эмиссия, выдача может быть осуществлена исключительно с целью привлечения средств Фондом или в случаях, определенных настоящим Законом;

2) принимает решение о необходимости привлечения кредитов Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины и/или взноса государства на безвозвратной основе;

3) подает на утверждение административному совету Фонда инвестиционный план Фонда;

4) принимает решение об инвестировании средств Фонда в соответствии с инвестиционным планом;

5) принимает решение о начислении и взыскании пени за несвоевременное перечисление банком сборов в Фонд;

6) принимает решение о переносе срока уплаты регулярного сбора в Фонд в случаях, определенных настоящим Законом;

7) принимает решение об установлении размера базовой годовой ставки регулярного сбора в Фонд, большего установленного частью первой статьи 22 настоящего Закона;

8) принимает решение об установлении значения целевого показателя Фонда и срока для его достижения;

9) принимает решение об осуществлении перечислений в государственный бюджет Украины в соответствии с настоящим Законом,

10) принимает решение об увеличении на соответствующий период размера базовой годовой ставки регулярного сбора в Фонд в случае предоставления Советом по финансовой стабильности рекомендаций в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Закона.

3. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия в сфере обеспечения возмещения средств по вкладам:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Предмет и цель Закона Статья 2. Определение терминов Раздел ІI Правовой статус Фонда и его руководящие органы Статья 3. Правовой статус Фонда Статья 4. Функции Фонда Статья 5. Подотчетность Фонда Статья 6. Нормативно-правовые акты Фонда Статья 7. Отчетность Фонда Статья 8. Состав и порядок формирования административного совета Фонда Статья 9. Полномочия административного совета Фонда и председателя административного совета Фонда Статья 10. Порядок работы административного совета Фонда Статья 11. Исполнительная дирекция Фонда Статья 12. Полномочия исполнительной дирекции Фонда Статья 13. Назначение на должность и освобождение от должности директора - распорядителя Фонда Статья 14. Полномочия директора - распорядителя Фонда Статья 15. Внутренний аудит Статья 16. Работники Фонда Раздел ІІI Участие в Фонде Статья 17. Участники Фонда Статья 18. Информация для вкладчиков Раздел IV Порядок формирования средств Фонда Статья 19. Источники формирования средств Фонда Статья 20. Распоряжение средствами Фонда Статья 21. Начальный сбор в Фонд Статья 22. Регулярный сбор в Фонд Статья 23. Специальный сбор в Фонд Статья 24. Пеня за неуплату и несвоевременную уплату сборов в Фонд, штрафы за административные нарушения Статья 25. Кредитование Фонда и финансирование системы гарантирования вкладов физических лиц государством на безвозвратной основе Раздел V Гарантии Фонда и возмещение средств по вкладам Статья 26. Гарантии по вкладу Статья 27. Порядок определения вкладчиков, которые имеют право на возмещение средств по вкладам  Статья 28. Расчеты с вкладчиками Статья 29. Вступление Фондом права кредитора банка Раздел VІ Регулятивная деятельность Фонда Статья 30. Регулирование Фондом деятельности банков Статья 31. Отчетность банков перед Фондом, стресс-тестирование системы гарантирования вкладов физических лиц Статья 32. Проверки банков Статья 33. Административно-хозяйственные санкции относительно банков за нарушение законодательства о гарантировании вкладов физических лиц Раздел VІІ Временная администрация Статья 34. Введение временной администрации Статья 35. Требования к уполномоченному лицу Фонда Статья 36. Последствия введения временной администрации Статья 37. Полномочия Фонда Статья 38. Мероприятия по обеспечению сохранения активов банка, предотвращению потери имущества и убытков банка Статья 39. План урегулирования Статья 39-1. Особенности проведения Фондом открытого конкурса с целью вывода неплатежеспособного банка с рынка Статья 40. Особенности передачи имущества (активов) и обязательств неплатежеспособного банка Статья 41. Особенности продажи неплатежеспособного банка Статья 41-1. Особенности выведения неплатежеспособного банка с рынка с участием государства Статья 42. Особенности образования и продажи переходного банка Статья 42-1. Статья 43. Финансовая поддержка со стороны Фонда Раздел VІІІ Ликвидация банков Статья 44. Ликвидация банка и назначение уполномоченного лица Фонда Статья 45. Объявление о ликвидации банка Статья 46. Последствия начала процедуры ликвидации банка Статья 47. Организация работы уполномоченного лица Фонда Статья 48. Полномочия Фонда при осуществлении ликвидации банка Статья 49. Мероприятия по подготовке удовлетворения требований кредиторов Статья 50. Формирование ликвидационной массы банка Статья 51. Продажа имущества ликвидируемого банка Статья 52. Очередность и порядок удовлетворения требований к банку, оплата расходов и осуществление платежей Статья 52-1. Сохранение документов Статья 52-2. Статья 53. Завершение ликвидации банка Статья 54. Обжалование решений Раздел VIII-1 Особенности осуществления временной администрации и ликвидации банка, который имеет обязательства, возникшие со ссылкой на обязательность соглашения относительно ликвидационного неттинга Статья 54-1. Ликвидационный неттинг Раздел ІХ Координация деятельности Фонда с Национальным банком Украины Статья 55. Сотрудничество и координация деятельности между Фондом и Национальным банком Украины Статья 56. Предоставление информации для Фонда Статья 57. Предоставление информации для Национального банка Украины и других государственных органов Статья 58. Бесспорное списание своевременно не оплаченных сумм сборов в Фонд Раздел Х Заключительные и переходные положения

Закон Украины от 23 февраля 2012 года №4452-VI
"О системе гарантирования вкладов физических лиц"

О документе

Номер документа:4452-VI
Дата принятия: 23.02.2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:21.09.2012
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Голос Украины от 21 марта 2012 года №51;

Официальный вестник Украины от 30 марта 2012 года №22, с. 31 статья 824, код акта 60863/2012;

Правительственный курьер от 4 апреля 2012 года №61;

Ведомости Верховной Рады Украины от 14 декабря 2012 года, №50, стр. 2178, статья 564

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела X настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования - с 21 сентября 2012 года, за исключением:

пункта 10 части первой статьи 12 и абзаца второго пункта 3 раздела Х "Заключительные и переходные положения" настоящего Закона, которые вступают в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 22 марта 2012 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 29.05.2023  документом  Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры вывода с рынка банка в условиях военного положения № 3111-IX от 29.05.2023
Вступила в силу с: 18.06.2023


Редакция от 13.12.2022, принята документом Закон Украины О медиа № 2849-IX от 13.12.2022
Вступила в силу с: 31.03.2023


Редакция от 27.07.2022, принята документом Закон Украины Об акционерных обществах № 2465-IX от 27.07.2022
Вступила в силу с: 01.01.2023


Редакция от 01.12.2022, принята документом Закон Украины О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законов Украины относительно поддержки заемщиков, имущество которых было уничтожено или подверглось повреждениям вследствие во
Вступила в силу с: 29.12.2022


Редакция от 06.10.2022, принята документом Закон Украины О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей вывода с рынка системно важного банка в условиях военного положения № 2643-IX от 06.10.2
Вступила в силу с: 28.10.2022


Редакция от 27.07.2022, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей деятельности финансового сектора в связи с введением военного положения в Украине № 2463-IX от 27.
Вступила в силу с: 17.08.2022


Редакция от 01.04.2022, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения стабильности системы гарантирования вкладов физических лиц № 2180-IX от 01.04.2022
Вступила в силу с: 13.04.2022


Редакция от 30.06.2021, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования вопросов организации корпоративного... № 1587-IX от 30/06/2021
Вступила в силу с: 05.08.2021


Редакция от 30.06.2021, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования механизмов выведения банков с рынка и... № 1588-IX от 30/06/2021
Вступила в силу с: 05.08.2021


Редакция от 13.04.2021, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной... № 1382-IX от 13/04/2021
Вступила в силу с: 23.04.2021


Редакция от 19.06.2020, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых... № 738-IX от 19/06/2020
Вступила в силу с: 16.08.2020


Редакция от 17.06.2020, принята документом !Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины О внесении изменений в некоторые... № 720-IX от 17/06/2020
Вступила в силу с: 01.07.2020


Редакция от 13.05.2020, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизмов регулирования банковской... № 590-IX от 13/05/2020
Вступила в силу с: 23.05.2020


Редакция от 06.12.2019, принята документом Закон Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и... № 361-IX от 06/12/2019
Вступила в силу с: 28.04.2020


Редакция от 20.09.2019, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине № 132-IX от 20/09/2019
Вступила в силу с: 17.10.2019


Редакция от 05.07.2018, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функционирования финансового... № 2491-VIII от 05/07/2018
Вступила в силу с: 10.11.2018


Редакция от 06.02.2018, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания и ведения Кредитного реестра Национального банка Украины... № 2277-VIII от 06/02/2018
Вступила в силу с: 04.05.2018


Редакция от 16.11.2017, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций... № 2210-VIII от 16/11/2017
Вступила в силу с: 01.01.2018


Редакция от 15.11.2016, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно возмещения физическим лицам через систему гарантирования вкладов... № 1736-VIII от 15/11/2016
Вступила в силу с: 19.11.2016


Редакция от 14.06.2016, принята документом Закон Украины О финансовой реструктуризации № 1414-VIII от 14/06/2016
Вступила в силу с: 19.10.2016


Редакция от 16.07.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования системы гарантирования вкладов... № 629-VIII от 16/07/2015
Вступила в силу с: 01.07.2016


Редакция от 26.11.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и некоторые... № 835-VIII от 26/11/2015
Вступила в силу с: 01.01.2016


Редакция от 16.07.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования системы гарантирования вкладов... № 629-VIII от 16/07/2015
Вступила в силу с: 12.08.2015


Редакция от 02.03.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц № 218-VIII от 02/03/2015
Вступила в силу с: 08.03.2015


Редакция от 28.12.2014, принята документом Закон Украины О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков № 78-VIII от 28/12/2014
Вступила в силу с: 30.12.2014


Редакция от 04.07.2014, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения негатиного влияния на стабильность... № 1586-VII от 04/07/2014
Вступила в силу с: 11.07.2014


Редакция от 16.05.2013, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения законодательства в соответствие... № 245-VII от 16/05/2013
Вступила в силу с: 09.06.2013


Редакция от 02.10.2012, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения функционирования системы гарантирования... № 5411-VI от 02/10/2012
Вступила в силу с: 04.11.2012


Первоначальная редакция от 23.02.2012