Статус неизвестен

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 24 августа 2023 года №3354-IX

О правотворческой деятельности

Настоящий Закон принимается с целью упорядочения правотворческой деятельности в Украине, усиления взаимодействия между участниками правотворческой деятельности в процессе подготовки нормативно-правовых актов, а также контроля за их реализацией, обеспечения участия гражданского общества в правотворческой деятельности и качества законодательства Украины.

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы правотворческой деятельности, принципы и порядок ее осуществления, участников правотворческой деятельности, правила техники нормопроектирования, порядок осуществления учета нормативно-правовых актов, а также правила действия нормативно-правовых актов, устранения пробелов, преодоления коллизий в нормативно-правовых актах и осуществления контроля за реализацией нормативно-правовых актов.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения, возникающие в процессе:

1) планирование правотворческой деятельности;

2) разработка проектов нормативно-правовых актов;

3) принятие (издание) нормативно-правовых актов;

4) доведение нормативно-правовых актов до сведения населения;

5) вступление в силу нормативно-правовыми актами;

6) ведение учета нормативно-правовых актов;

7) действия нормативно-правовых актов, устранение пробелов, преодоление коллизий в нормативно-правовых актах;

8) осуществление контроля за реализацией нормативно-правовых актов (далее - правовой мониторинг).

2. Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, возникающие в процессе:

1) реализации права на народное волеизъявление в форме референдума, кроме вопроса соответствия проекта нормативно-правового акта, выносимого на референдум, установленным настоящим Законом принципам правотворческой деятельности;

2) объявление общей или частичной мобилизации, введение в Украине или в отдельных ее местностях военного положения, объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключения мира, использование Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, осуществление полномочий в сфере национальной безопасности и обороны, а также осуществление внешнеполитической деятельности;

3) введение в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, объявление отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;

4) применение Бюджетного кодекса Украины;

5) реализации иных общественных отношений, кроме определенных настоящим Законом случаев, связанных с правотворческой деятельностью.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на деятельность субъектов правотворческой деятельности, связанную с подготовкой:

1) проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины;

2) проекта международного договора Украины, а также акта, связанного с подписанием, ратификацией, утверждением, принятием международного договора Украины или присоединением к нему, прекращением или приостановлением его действия;

3) предложений и поправок к законопроекту, принятому Верховной Радой Украины в первом и последующих чтениях.

4. Действие настоящего Закона не распространяется на правовые акты, не содержащие норм права, а именно на:

1) решения и выводы Конституционного Суда Украины;

2) судебные решения;

3) акты Верховной Рады Украины, Президента Украины политического характера, содержащие оценку фактов, событий, явлений, обстоятельств, процессов;

4) указы Президента Украины о введении в действие решений Совета национальной безопасности и обороны Украины;

5) акты применения права:

а) об образовании или прекращении государственного органа, органа местного самоуправления;

б) об образовании, деятельности или прекращении консультативного, совещательного, иного вспомогательного органа;

в) о предоставлении гуманитарной помощи иностранному государству;

г) директивы, указания, технические задания для участия делегаций Украины, Кабинета Министров Украины, других государственных органов, а также представителей Украины в международных мероприятиях;

г") другие индивидуальные правовые акты;

6) иные правовые акты, не содержащие норм права.

Статья 2. Правотворческая деятельность и ее правовые основы

1. Правотворческая деятельность-это деятельность, осуществляемая субъектом, определенным статьей 4 настоящего Закона, с целью:

1) планирование разработки и принятия (издания) нормативно-правовых актов;

2) разработка проектов нормативно-правовых актов;

3) принятие (издание) нормативно-правовых актов;

4) ведение учета нормативно-правовых актов;

5) осуществление правового мониторинга.

2. Правотворческая деятельность в Украине регламентируется Конституцией Украины, настоящим Законом, другими законами Украины и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативно-правовыми актами.

3. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора Украины.

4. Изменения в настоящий Закон могут вноситься исключительно законом о внесении изменений в Закон Украины "О правотворческой деятельности".

5. Если субъект права законодательной инициативы подал в Верховную Раду Украины проект закона, регулирующего общественные отношения в сфере правотворческой деятельности иначе, чем предусмотрено настоящим Законом, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в настоящий Закон. Поданный законопроект рассматривается Верховной Радой Украины одновременно с соответствующим проектом закона о внесении изменений в настоящий Закон.

Статья 3. Принципы правотворческой деятельности

1. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) верховенства права, включающего, но не исключительно, принципы законности, юридической определенности, предотвращения злоупотребления полномочиями, равенства перед законом и недискриминации, доступа к правосудию;

2) приоритетности утверждения и обеспечения прав и свобод человека, соблюдения международных стандартов в сфере прав человека;

3) демократичности;

4) пропорциональности;

5) необходимость и обоснованность;

6) системности;

7) научного обеспечения;

8) ресурсной обеспеченности.

Статья 4. Участники правотворческой деятельности

1. Участниками правотворческой деятельности являются:

1) субъект правотворческой деятельности;

2) субъект правотворческой инициативы;

3) субъект обеспечения правотворческой деятельности;

4) заинтересованные лица.

2. Субъектами правотворческой деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица и другие субъекты, наделенные Конституцией Украины и (или) законом полномочиями по принятию (изданию) нормативно-правовых актов, а именно:

1) украинский народ на всеукраинском референдуме;

2) Верховная Рада Украины;

3) Президент Украины;

4) Кабинет Министров Украины;

5) министерства;

6) другие органы государственной власти и другие субъекты публичного права, которые по закону осуществляют от имени государства правотворческую деятельность и юрисдикция которых распространяется на территорию Украины (далее-другой государственный орган);

7) Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, Министерства Автономной Республики Крым;

8) главы местных государственных администраций и руководители структурных подразделений местных государственных администраций;

9) территориальная община на местном референдуме;

10) органы местного самоуправления.

3. Субъектом правотворческой инициативы является орган государственной власти, другой государственный орган, его должностное лицо, другой уполномоченный субъект, который в соответствии с Конституцией Украины и (или) закона или принятого в соответствии с ними другого нормативно-правового акта имеет право вносить на рассмотрение субъекта правотворческой деятельности проект нормативно-правового акта для его принятия (издания) в порядке, установленном законом.

4. Субъектами обеспечения правотворческой деятельности для целей настоящего Закона являются вспомогательные органы субъектов правотворческой деятельности и лица, выполняющие задачи научного, юридического, экспертного, консультативного, технического и других видов обеспечения правотворческого процесса.

5. Заинтересованными лицами для целей настоящего Закона являются физические и юридические лица, на которых повлияет принятие (издание) соответствующего нормативно-правового акта, а именно:

1) граждане Украины;

2) иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины;

3) общественные объединения, профессиональные союзы и их объединения, творческие союзы и их объединения, благотворительные и религиозные организации;

4) ассоциации органов местного самоуправления, органы самоорганизации населения;

5) непредпринимательские общества, субъекты хозяйствования и их объединения, организации работодателей и их объединения, органы профессионального самоуправления, саморегулируемые организации;

6) другие лица, прав, свобод, интересов или обязанностей которых касается соответствующий нормативно-правовой акт.

6. Заинтересованные лица могут инициировать подготовку проекта нормативно-правового акта перед субъектом правотворческой инициативы (часть третья настоящей статьи).

Заинтересованные лица участвуют в правотворческой деятельности в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом, законами относительно публичных консультаций, лоббизма и лоббистской деятельности, а также других законов Украины.

Статья 5. Правопреемство в правотворческой деятельности

1. Ликвидация, реорганизация или переименование субъекта правотворческой деятельности не влечет за собой потерю силы принятыми (выданными) им нормативно-правовыми актами, если иное не предусмотрено законом.

2. В случае ликвидации, реорганизации субъекта правотворческой деятельности в акте о ликвидации, реорганизации указывается правопреемник его правотворческих полномочий и определяются границы правотворческих полномочий.

3. К правопреемнику в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью второй настоящей статьи, переходит полномочия принимать (выдавать) нормативно-правовые акты в объеме, определенном частью второй статьи 46 настоящего Закона, а также другие полномочия субъекта правотворческой деятельности, определенные настоящим Законом.

Статья 6. Гарантии обеспечения права на доступ к информации о правотворческой деятельности

1. Право на доступ к информации о правотворческой деятельности гарантируется:

1) обязанностью субъектов правотворческой деятельности предоставлять и обнародовать информацию о правотворческой деятельности в порядке, объемах и сроки (сроки), определенные законом;

2) доступом к заседаниям представительных субъектов правотворческой деятельности в порядке, определенном законодательством Украины, кроме случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

3) осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением права на доступ к информации о правотворческой деятельности;

4) определением законом юридической ответственности за нарушение законодательства Украины о доступе к публичной информации.

2. Открытость заседаний представительных субъектов правотворческой деятельности может обеспечиваться в соответствии с законодательством Украины путем трансляции таких заседаний аудиовизуальными медиа, онлайн-медиа, онлайн-трансляции, публикации стенограмм заседаний, а также размещения информации на официальных веб-сайтах субъектов правотворческой деятельности.

3. Доступ к информации о правотворческой деятельности ограничивается в соответствии с Конституцией Украины и (или) закона с целью защиты тайной, конфиденциальной и (или) служебной информации.

Статья 7. Действие настоящего Закона в условиях военного или чрезвычайного положения

1. Кроме субъектов, определенных частью второй статьи 4 настоящего Закона, в случае и в пределах полномочий, предусмотренных законом, во время действия военного или чрезвычайного положения субъектами правотворческой деятельности могут также быть:

1) начальники областных и районных военных администраций;

2) руководители областных и районных военно-гражданских администраций.

2. Во время действия в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения, правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации и если отсутствует объективная возможность выполнения требований этого закона в полном объеме, субъекты правотворческой деятельности могут принимать (выдавать) нормативно-правовые акты без соблюдения требований:

1) статей 20-27, части второй, пунктов 2, 4, 5 части третьей статьи 29, статей 30, 45 настоящего Закона - относительно проектов нормативно-правовых актов, разработанных и принятых (изданных) во время действия военного или чрезвычайного положения;

2) статей 67-71 настоящего Закона - относительно нормативно-правовых актов, принятых (изданных) до начала действия военного или чрезвычайного положения.

3. Нормативно-правовой акт, принятый (выданный) во время действия военного или чрезвычайного положения, введение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации без соблюдения требований статей настоящего Закона, указанных в пункте 1 части второй настоящей статьи, принимается (выдается) на ограниченный, определенный в таком акте, срок (срок).

Продление действия такого нормативно-правового акта на неопределенный срок (срок) осуществляется субъектом правотворческой деятельности путем принятия (издания) нового нормативно-правового акта по результатам правового мониторинга нормативно-правового акта, указанного в абзаце первом этой части. Правовой мониторинг таких нормативно-правовых актов после прекращения (отмены) военного или чрезвычайного положения, прекращение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации осуществляется в первоочередном порядке.

4. Особенности действия нормативно-правовых актов, касающихся прав и основных свобод человека и гражданина, которые ограничиваются в связи с действием военного или чрезвычайного положения, определяются законами Украины "О правовом режиме военного положения" и "О правовом режиме чрезвычайного положения".

Раздел II. Система нормативно-правовых актов Украины

Статья 8. Норма права, нормативно-правовой акт

1. Норма права-это общеобязательное формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которое охраняется и обеспечивается государством.

2. Нормативно-правовой акт-это официальный документ, принятый (выданный) субъектом правотворческой деятельности в установленном Конституцией Украины и (или) законом порядке в письменной форме (кроме случаев, определенных частью второй статьи 47 настоящего закона), который содержит норму (нормы) права и рассчитан на неоднократную реализацию.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования Закона Статья 2. Правотворческая деятельность и ее правовые основы Статья 3. Принципы правотворческой деятельности Статья 4. Участники правотворческой деятельности Статья 5. Правопреемство в правотворческой деятельности Статья 6. Гарантии обеспечения права на доступ к информации о правотворческой деятельности Статья 7. Действие настоящего Закона в условиях военного или чрезвычайного положения Раздел II. Система нормативно-правовых актов Украины Статья 8. Норма права, нормативно-правовой акт Статья 9. Законодательство Украины Статья 10. Закон Статья 11. Кодекс Статья 12. Первичный закон Статья 13. Закон о внесении изменений Статья 14. Закон о международном договоре Статья 15. Закон об утверждении Статья 16. Закон об одобрении Статья 17. Подзаконный нормативно-правовой акт Статья 18. Модельный подзаконный нормативно-правовой акт Статья 19. Юридическая сила и иерархия нормативно-правовых актов Раздел III. Планирование правотворческой деятельности Статья 20. Документы государственной политики Статья 21. Аналитические документы государственной политики Статья 22. Прогнозные документы государственной политики Статья 23. Программные документы государственной политики Статья 24. Основы планирования правотворческой деятельности Статья 25. Особенности планирования правотворческой деятельности по разработке проектов законов Статья 26. Особенности планирования правотворческой деятельности по разработке проектов подзаконных нормативно-правовых актов Раздел IV. Подготовка проекта нормативно-правового акта Статья 27. Концепция проекта нормативно-правового акта Статья 28. Правотворческая инициатива Статья 29. Разработка проекта нормативно-правового акта Статья 30. Оценка влияния проекта нормативно-правового акта Раздел V. Общие основы техники нормопроектирования Статья 31. Техника нормопроектирования Статья 32. Структура нормативно-правового акта Статья 33. Обозначение структурных элементов нормативно-правового акта Статья 34. Требования к содержанию нормативно-правового акта Статья 35. Язык и стиль нормативно-правового акта Статья 36. Реквизиты нормативно-правового акта Статья 37. Название нормативно-правового акта Статья 38. Преамбула нормативно-правового акта Статья 39. Переходные положения нормативно-правового акта Статья 40. Заключительные положения нормативно-правового акта Статья 41. Дополнение к нормативно-правовому акту Статья 42. Внесение изменений в нормативно-правовой акт Раздел VI. Рассмотрение и принятие (издание) проекта нормативно-правового акта Статья 43. Представление проекта нормативно-правового акта Статья 44. Экспертиза проекта нормативно-правового акта Статья 45. Публичные консультации Статья 46. Порядок рассмотрения проекта и принятия (издания) нормативно-правового акта Статья 47. Подписание принятого (выданного) нормативно-правового акта Раздел VII. Доведение нормативно-правового акта до сведения населения и вступление в силу Статья 48. Доведение нормативно-правовых актов до сведения населения Статья 49. Вступление в силу нормативно-правового акта Статья 50. приостановление действия нормативно-правового акта Статья 51. Оригинал нормативно-правового акта Статья 52. Консолидированный текст нормативно-правового акта Раздел VIII. Государственная регистрация подзаконных нормативно-правовых актов Статья 53. Основы государственной регистрации подзаконных нормативно-правовых актов Статья 54. Порядок проведения государственной регистрации подзаконных нормативно-правовых актов Раздел IX. Учет нормативно-правовых актов. Единый государственный реестр нормативно-правовых актов Статья 55. Учет нормативно-правовых актов Статья 56. Единый государственный реестр нормативно-правовых актов Раздел Х. Действие нормативно-правового акта Статья 57. Действие нормативно-правового акта во времени Статья 58. Прямое действие нормативно-правового акта во времени Статья 59. Обратное действие нормативно-правового акта во времени Статья 60. Прекращение действия нормативно-правового акта или отдельного его структурного элемента Статья 61. Утрата силы нормативно-правовым актом или отдельным его структурным элементом Статья 62. Отмена подзаконного нормативно-правового акта или отдельного его структурного элемента Статья 63. Действие нормативно-правового акта в пространстве Статья 64. Действие нормативно-правового акта по кругу субъектов Раздел XI. Правовые пробелы, преодоление правовых коллизий Статья 65. Устранение правовых пробелов и их преодоление Статья 66. Преодоление коллизий норм права при реализации нормативно-правовых актов Раздел XII. Правовой мониторинг Статья 67. Цель, субъекты, составляющие и сроки правового мониторинга Статья 68. Этапы осуществления правового мониторинга Статья 69. Отчет о результатах правового мониторинга нормативно-правового акта Статья 70. Особенности правового мониторинга нормативно-правовых актов, включенных в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов Статья 71. Особенности правового мониторинга по результатам анализа судебной статистики и обобщения судебной практики Раздел XIII. Переходные положения Раздел XIV. Заключительные положения

Закон Украины от 24 августа 2023 года №3354-IX
"О правотворческой деятельности"

О документе

Номер документа:3354-IX
Дата принятия: 24.08.2023
Состояние документа:Статус неизвестен
Начало действия документа:20.09.2023
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 19 сентября 2023 года №32

"Правительственный курьер" от 27 сентября 2023 года №194

Официальный вестник Украины от 6 ноября 2023 года №88, стр. 14, статья 5121, код акта 120656/2023  

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела XIV настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 20 сентября 2023 года, и вводится в действие через один год со дня прекращения или отмены военного положения в Украине, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года №64/2022, утвержденным Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года №2102-IX, кроме:

1) статей 20-22, пункта 2 части второй статьи 24, абзаца второго части второй статьи 29, пункта 4 части второй статьи 43 настоящего Закона, которые вступают в силу и вводятся в действие с учетом порядка, определенного абзацем первым этого пункта, но не ранее чем через пять лет со дня вступления в силу настоящего Закона;

2) абзаца второго части шестой статьи 4 (в части публичных консультаций), пункта 7 части четвертой статьи 27, пункта 5 части третьей статьи 29, статьи 45, пункта 7 части четвертой статьи 68 настоящего Закона, которые вступают в силу и вводятся в действие с учетом порядка, определенного абзацем первым этого пункта, но не ранее дня вступления в силу Закона Украины "О публичных консультациях";

3) абзаца второго части шестой статьи 4 настоящего Закона (в части лоббизма и лоббистской деятельности), который вступает в силу и вводится в действие с учетом порядка, определенного абзацем первым этого пункта, но не ранее дня вступления в силу закона о лоббизме и лоббистской деятельности;

4) пункта 2 раздела XIV, который вступает в силу в день введения настоящего Закона в действие;

5) пунктов 3 и 4 раздела XIV,, которые вступают в силу и вводятся в действие со дня, следующего за днем опубликования этого закона - с 20 сентября 2023 года.