Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 14 октября 2014 года №1697-VII

О прокуратуре

(В редакции Законов Украины от 28.12.2014 г. №76-VIII (вступил в силу 25.04.2015 г.), 28.12.2014 г. №77-VIII, 12.02.2015 г. №198-VIII, 02.03.2015 г. №213-VIII, 21.04.2015 г. №335-VIII, 02.07.2015 г. №578-VII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 18.02.2016 г. №1020-VIII, 12.05.2016 г. №1355-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 07.12.2017 г. №2232-VIII, 19.12.2017 г. №2249-VIII, 03.07.2018 г. №2475-VIII, 19.09.2019 г. №113-IX, 31.10.2019 г. №263-IX, 04.03.2020 г. №524-IX, 17.06.2020 г. №720-IX, 03.12.2020 г. №1052-IX, 05.02.2021 г. №1217-IX, 23.09.2021 г. №1780-IX, 14.04.2022 г. №2203-IX, 13.12.2022 г. №2849-IX, 08.12.2023 г. №3509-IX)

По тексту слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены на слова "медиа" в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX
(см. предыдущую редакцию)

(В тексте Закона слова "Закон Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" во всех падежах заменены словами "Закон Украины "О предотвращении коррупции" в соответствующем падеже, а слова "Национальная академия прокуратуры Украины" во всех падежах - словами "Тренинговый центр прокуроров Украины" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX)

(см. предыдущую редакцию)

Этот Закон определяет правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины, статус прокуроров, порядок осуществления прокурорского самоуправления, а также систему прокуратуры Украины.

Раздел I Основы организации и деятельности прокуратуры

Статья 1. Прокуратура

1. Прокуратура Украины составляет единую систему, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, осуществляет установленные Конституцией Украины функции с целью защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Статья 2. Функции прокуратуры

1. На прокуратуру возлагаются следующие функции:

1) поддержание государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных этим Законом и главой 12 раздела III Гражданского процессуального кодекса Украины;

3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

2. В целях реализации своих функций прокуратура осуществляет международное сотрудничество.

3. На прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные Конституцией Украины.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 31.10.2019 г. №263-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Принципы деятельности прокуратуры

1. Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

1) верховенства права и признания человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью;

2) законности, справедливости, беспристрастности и объективности;

3) территориальности;

4) презумпции невиновности;

5) независимости прокуроров, предусматривающий существование гарантий от незаконного политического, материального или иного воздействия на прокурора относительно принятия им решений при исполнении служебных обязанностей;

6) политической нейтральности прокуратуры;

7) недопустимости незаконного вмешательства прокуратуры в деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

8) уважения к независимости судей, предусматривающий запрет публичного высказывания сомнений в правосудности судебных решений вне процедуры их обжалования в порядке, предусмотренном процессуальным законом;

9) прозрачности деятельности прокуратуры, что обеспечивается открытым и конкурсным занятием должности прокурора, свободным доступом к информации справочного характера, предоставлением на запросы информации, если законом не установлено ограничений относительно ее предоставления;

10) неукоснительного соблюдения требований профессиональной этики и поведения.

Статья 4. Законодательство о прокуратуре и статус прокуроров

1. Организация и деятельность прокуратуры Украины, статус прокуроров определяются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 5. Осуществление функций прокуратуры исключительно прокурорами

1. Функции прокуратуры Украины осуществляются исключительно прокурорами. Делегирование функций прокуратуры, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Статья 6. Информирование о деятельности прокуратуры

1. Органы прокуратуры не менее двух раз в год информируют общество о своей деятельности путем сообщений в медиа.

2. Генеральный прокурор ежегодно до 1 апреля подает Верховной Раде Украины отчет о деятельности прокуратуры, который должен содержать информацию относительно:

1) статистических и аналитических данных по выполнению функций, возложенных на прокуратуру;

2) фактической численности органов прокуратуры в разрезе численности прокуроров, государственных служащих, других работников, повышения их квалификации, прохождения специальной подготовки, деятельности Тренингового центра прокуроров Украины;

3) обеспечения независимости прокуроров, в частности, количества сообщений об угрозе независимости прокурора, поступивших в Совет прокуроров Украины, и информацию относительно принятых по таким сообщениям решений;

4) обеспечения законности и добропорядочности в деятельности прокуратуры, в частности:

количества проверок добропорядочности прокуроров, проведенных подразделениями внутренней безопасности, и информацию о принятых по таким проверкам решениях;

количества проведенных служебных расследований, информацию относительно поводов и оснований для их назначения и проведения и в отношении принятых решений по результатам проведения таких служебных расследований;

количества обращений и судебных дел о возмещении государством вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием прокурора, и размера такого ущерба, возмещенного государством за отчетный период, а также количества судебных дел относительно обратного требования государства к прокурорам и суммы средств, востребованной по удовлетворенным судом обратным требованиям государства;

количества дисциплинарных жалоб в отношении прокуроров, информацию относительно принятых решений по результатам рассмотрения таких жалоб, в частности, количества решений о наличии дисциплинарных проступков прокуроров и наложенных (примененных) дисциплинарных взысканиях;

5) смет органов прокуратуры и их выполнения;

6) обеспечения деятельности органов прокурорского самоуправления;

7) сведения, указанные в пунктах 1 - 5 настоящей части относительно деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры;

8) другие сведения, касающиеся результатов деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор лично отчитывается о деятельности органов прокуратуры перед Верховной Радой Украины на пленарном заседании.

3. Руководители областных и окружных прокуратур на открытом пленарном заседании соответствующего совета, на которое приглашаются представители медиа, не менее двух раз в год информируют население соответствующей административно-территориальной единицы о результатах деятельности на этой территории путем предоставления обобщенных статистических и аналитических данных.

4. Информация о деятельности прокуратуры обнародуется в общегосударственных и местных медиа и на официальных веб-сайтах органов прокуратуры.

5. Органы прокуратуры обнародуют выданные ими нормативно-правовые акты по вопросам организации и деятельности прокуратуры Украины в порядке, установленном законом.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1052-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II Организационные основы системы прокуратуры

Статья 7. Система прокуратуры Украины

1. Систему прокуратуры Украины составляют:

1) Офис Генерального прокурора;

2) региональные прокуратуры;

3) окружные прокуратуры;

4) исключен в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX;

5) Специализированная антикоррупционная прокуратура.

2. В случае необходимости решением Генерального прокурора могут создаваться специализированные прокуратуры на правах структурного подразделения Офиса Генерального прокурора, на правах областных прокуратур, на правах подразделения областной прокуратуры, на правах окружных прокуратур, на правах подразделения окружной прокуратуры. Это правило не распространяется на случай образования Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Перечень, образование, реорганизация и ликвидация специализированных прокуратур, определение их статуса, компетенции, структуры и штатного расписания осуществляются Генеральным прокурором.

3. Особенности организации и деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры определены статьей 8-1 этого Закона.

 Решение об образовании Специализированной антикоррупционной прокуратуры принимается Генеральным прокурором, определение структуры и штата Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляется заместителем Генерального прокурора-руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

4. Офис Генерального прокурора является органом прокуратуры высшего уровня относительно областных и окружных прокуратур, областная прокуратура является органом прокуратуры высшего уровня относительно окружных прокуратур, расположенных в пределах административно-территориальной единицы, которая подпадает под территориальную юрисдикцию соответствующей областной прокуратуры.

5. Единство системы прокуратуры Украины обеспечивается:

1) единственными принципами организации и деятельности прокуратуры;

2) единым статусом прокуроров;

3) единым порядком организационного обеспечения деятельности прокуроров;

4) финансированием прокуратуры исключительно из Государственного бюджета Украины;

5) решением вопросов внутренней деятельности прокуратуры органами прокурорского самоуправления.

6. В системе прокуратуры может вводиться специализация прокуроров.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 08.12.2023 г. №3509-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Офис Генерального прокурора

1. Офис Генерального прокурора организует и координирует деятельность всех органов прокуратуры, обеспечивает надлежащее функционирование Единого реестра досудебных расследований и его ведение органами досудебного расследования, определяет единый порядок формирования отчетности о состоянии уголовной противоправности и работу прокурора с целью обеспечения эффективного выполнения функций прокуратуры, а также осуществляет управление объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере управления Офиса Генерального прокурора.

2. Офис Генерального прокурора возглавляет Генеральный прокурор, который имеет первого заместителя и не более пяти заместителей, в том числе заместителя Генерального прокурора - руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

3. В структуре Офиса Генерального прокурора образуются департаменты, управления, отделы, а также Генеральная инспекция. Управления и отделы могут быть самостоятельными или входить в состав департамента (управления). Положения о самостоятельных структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Украины утверждаются Генеральным прокурором.

4. Исключен в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX.

5. Исключен в соответствии с Законом Украины от 08.12.2023 г. №3509-IX

(см. предыдущую редакцию)

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 08.12.2023 г. №3509-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8-1.

Специализированная антикоррупционная прокуратура

1. Специализированная антикоррупционная прокуратура является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

В структуре Специализированной антикоррупционной прокуратуры отдельно от Офиса Генерального прокурора образуются подразделения по обеспечению документооборота, в том числе электронного документооборота (канцелярия), режимно-секретной работы, управления персоналом, внутреннего контроля и другие подразделения, необходимые для осуществления функций Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Указанные в этом абзаце подразделения Специализированной антикоррупционной прокуратуры подчиняются заместителю Генерального прокурора-руководителю Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицу, исполняющему его обязанности).

Вопросы организации деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры решаются приказами, которые выдаются заместителем Генерального прокурора-руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицом, выполняющим его обязанности) и являются обязательными для выполнения прокурорами и другими работниками специализированной антикоррупционной прокуратуры.

2. Порядок деятельности и полномочия подразделения внутреннего контроля Специализированной антикоррупционной прокуратуры определяются положением, которое утверждает заместитель Генерального прокурора - руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицо, которое выполняет его обязанности).

Подразделение внутреннего контроля Специализированной антикоррупционной прокуратуры проводит в порядке, утвержденном заместителем Генерального прокурора - руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицом, выполняющим его обязанности), тайную проверку добропорядочности прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

На прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры распространяются положения раздела VI "Дисциплинарная ответственность прокурора" настоящего Закона с учетом особенностей, установленных этой частью.

Дисциплинарная жалоба о совершении прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры дисциплинарного проступка подается в порядке, определенном статьей 45 настоящего Закона, для предварительного рассмотрения обстоятельств, изложенных в дисциплинарной жалобе, в подразделение внутреннего контроля Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

В случае поступления дисциплинарной жалобы о совершении прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры дисциплинарного проступка в соответствующий орган, осуществляющий дисциплинарное производство, после ее регистрации и определения члена соответствующего органа, осуществляющего дисциплинарное производство, но до открытия дисциплинарного производства, Секретариат соответствующего органа, осуществляющего дисциплинарное производство, в течение пяти рабочих дней направляет такую дисциплинарную жалобу для предварительного рассмотрения обстоятельств, изложенных в дисциплинарной жалобе, в подразделение внутреннего контроля Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

После получения подразделением внутреннего контроля Специализированной антикоррупционной прокуратуры дисциплинарной жалобы о совершении прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры дисциплинарного проступка обязан в течение 20 рабочих дней осуществить предварительное рассмотрение обстоятельств, изложенных в дисциплинарной жалобе, и при наличии оснований - провести служебное расследование.

По результатам предварительного рассмотрения обстоятельств, изложенных в дисциплинарной жалобе, материалы служебного расследования (в случае его проведения) вместе с предложениями по открытию дисциплинарного производства или с отказом в его открытии направляется в соответствующий орган, осуществляющий дисциплинарное производство.

3. На Специализированную антикоррупционную прокуратуру возлагаются следующие функции:

1) осуществление надзора за соблюдением законов во время проведения оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования Национальным антикоррупционным бюро Украины;

2) поддержание государственного обвинения в суде в соответствующих производствах;

3) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных настоящим Законом и связанных с коррупционными или связанными с коррупцией правонарушениями, а также представительство в пределах компетенции интересов государства по делам о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства.

В рамках реализации своих функций Специализированная антикоррупционная прокуратура осуществляет международное сотрудничество.

4. Специализированная антикоррупционная прокуратура располагается в служебных помещениях, расположенных отдельно от других служебных помещений Офиса Генерального прокурора (областной или окружной прокуратуры).

5. В общую структуру Специализированной антикоррупционной прокуратуры входят центральный аппарат и территориальные филиалы, располагающиеся в тех же городах, в которых расположены территориальные управления Национального антикоррупционного бюро Украины.

6. Заместитель Генерального прокурора-руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицо, исполняющее его обязанности) подчиняется непосредственно Генеральному прокурору.

Прокурорами высшего уровня для руководителей управлений, отделов и их заместителей, прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры является заместитель Генерального прокурора - руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры, его первый заместитель и заместитель, для заместителя и первого заместителя руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры - заместитель Генерального прокурора - руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Генеральный прокурор, его первый заместитель и заместители не имеют права давать указания прокурорам Специализированной антикоррупционной прокуратуры и осуществлять другие действия, которые прямо касаются реализации прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры их полномочий. Письменные приказы административного характера по организации деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры выдаются по обязательному согласованию заместителя Генерального прокурора-руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лица, выполняющего его обязанности).

7. Заместитель Генерального прокурора-руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры, его первый заместитель и заместитель в пределах срока, на который они были назначены, другой прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры без их согласия не могут быть переведены в другое подразделение Офиса Генерального прокурора или в областную или окружную прокуратуру.

8. Надзор за досудебным расследованием коррупционных уголовных правонарушений в случае их совершения прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляет прокурор, определяемый Генеральным прокурором из числа своих заместителей (кроме заместителя Генерального прокурора - руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры) или руководителей департаментов Офиса Генерального прокурора.

9. Заместитель Генерального прокурора-руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицо, исполняющее его обязанности):

1) представляет Специализированную антикоррупционную прокуратуру в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, международными организациями и иностранными органами власти;

2) организует деятельность Специализированной антикоррупционной прокуратуры, в том числе путем издания приказов и поручений, относящихся к его административным полномочиям;

3) утверждает штатное расписание и смету Специализированной антикоррупционной прокуратуры;

4) осуществляет распределение обязанностей между первым заместителем и заместителем руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры;

5) назначает на должности и увольняет с должностей прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры, назначает на административные должности и увольняет с административных должностей прокуроров в случаях и порядке, определенных настоящим Законом;

6) определяет после начала досудебного расследования прокурора, осуществляющего полномочия прокурора в конкретном уголовном производстве;

7) в случае необходимости определяет группу прокуроров, осуществляющих полномочия прокуроров в особо сложном уголовном производстве, а также старшего прокурора такой группы, который будет руководить действиями других прокуроров;

8) принимает на работу и увольняет с работы работников Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которые не являются прокурорами;

9) в десятидневный срок со дня их возникновения сообщает соответствующий орган, осуществляющий дисциплинарное производство, о наличии вакантных или временно вакантных должностей в Специализированной антикоррупционной прокуратуре;

10) контролирует ведение и осуществление анализа статистических данных, организует изучение и обобщение практики применения законодательства и информационно-аналитическое обеспечение подчиненных прокуроров с целью повышения качества осуществления ими своих функций;

11) принимает меры по предотвращению несанкционированного доступа к информации с ограниченным доступом, обеспечивает соблюдение законодательства о доступе к публичной информации, распорядителем которой является Специализированная антикоррупционная прокуратура, а также обеспечивает защиту персональных данных, владельцем которых является Специализированная антикоррупционная прокуратура;

12) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры;

13) выполняет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами Украины.

Заместитель Генерального прокурора-руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляет полномочия руководителя органа прокуратуры, предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины.

В случае отсутствия заместителя Генерального прокурора-руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры его полномочия осуществляет первый заместитель руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, а в случае отсутствия первого заместителя - заместитель руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. На время отсутствия заместителя Генерального прокурора - руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры первый заместитель руководителя или заместитель руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляет все полномочия руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, предусмотренные настоящим Законом, Уголовным процессуальным кодексом Украины и другими законами Украины.

10. Каждые два года, но не чаще двух раз в течение определенного этим Законом срока полномочий заместителя Генерального прокурора - руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, проводится внешняя независимая оценка (аудит) эффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Оценку, указанную в абзаце первом этой части, проводит Комиссия по проведению внешней независимой оценки (аудита) эффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры (далее - Комиссия по проведению оценки) в составе трех лиц, назначаемых Генеральным прокурором на основании предложений международных и иностранных организаций, которые в соответствии с международными или межгосударственными соглашениями предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере предотвращения и противодействия коррупции.

Членами Комиссии по проведению оценки могут быть лица, имеющие опыт работы в органах досудебного расследования или прокуратуры или судах или адвокатской деятельности, в том числе за рубежом или в международных организациях, не менее пяти лет, обладающие необходимыми знаниями и навыками для проведения оценки (аудита), а также имеющие безупречную деловую репутацию.

На порядок определения членов Комиссии по проведению оценки, требования к членам Комиссии по проведению оценки и порядка ее работы распространяются соответствующие положения части третьей статьи 29-1 настоящего Закона.

Комиссия по проведению оценки утверждает и обнародует критерии и методику проведения оценки эффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Для проведения оценки (аудита) члены комиссии по проведению оценки имеют право:

1) доступа к материалам уголовного производства, процессуальное руководство досудебным расследованием в которых осуществлялось соответствующими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры и было завершено, к другой информации( документам) во владении Специализированной антикоррупционной прокуратуры с учетом ограничений, установленных Законом Украины "О государственной тайне";

2) проводить конфиденциальные интервью с соответствующими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры, работниками Национального антикоррупционного бюро Украины, работниками других органов государственной власти и органов правопорядка, а также с другими лицами, владеющими информацией (документами), необходимой для проведения оценки (аудита), с соблюдением требований Закона Украины "О государственной тайне";

3) обращаться в органы государственной власти, любых физических или юридических лиц с запросом о предоставлении объяснений, документов или информации, необходимых для проведения оценки (аудита);

4) пользоваться помощью помощников. Помощники обязаны обеспечивать защиту и неразглашение персональных данных, информации с ограниченным доступом, ставших им известны в связи с выполнением возложенных на них обязанностей.

Члены Комиссии по проведению оценки обязаны не разглашать сведения досудебного расследования и не могут вмешиваться в осуществление досудебного расследования.

Заключение независимой внешней оценки (аудита) эффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры считается принятым, если за него проголосовали все члены комиссии по проведению оценки.

Заключение Комиссии по проведению оценки может содержать рекомендации по устранению недостатков в работе и усилению эффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Заключение Комиссии по проведению оценки обнародуется на официальном веб-сайте Офиса Генерального прокурора в течение пяти дней со дня его принятия.

Заключение Комиссии по проведению оценки должно содержать обоснование эффективности или неэффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Вывод о неэффективности деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры, что вызвано ненадлежащим исполнением обязанностей заместителем Генерального прокурора-руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры (лицом, исполняющим его обязанности), является основанием для досрочного увольнения с этой административной должности.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по проведению оценки осуществляет Офис Генерального прокурора. Финансирование деятельности Комиссии по проведению оценки и ее членов может осуществляться за счет привлечения международной технической помощи.

11. Гарантии независимости заместителя Генерального прокурора-руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры обеспечиваются специальным порядком прекращения его полномочий в качестве прокурора органов прокуратуры.

Полномочия заместителя Генерального прокурора-руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры как прокурора органов прокуратуры не могут быть прекращены по основанию, предусмотренному пунктом 4 части третьей статьи 51 настоящего Закона, и в порядке, определенном частью второй статьи 61 настоящего Закона.

В случае установления соответствующим органом, осуществляющим дисциплинарное производство, в отношении заместителя Генерального прокурора - руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры оснований, которые могут свидетельствовать о невозможности дальнейшего пребывания такого лица на должности прокурора органов прокуратуры, орган, осуществляющий дисциплинарное производство, своим решением передает копии материалов такого дисциплинарного производства в Комиссию по проведению оценки для принятия соответствующего решения.

Комиссия по проведению оценки по результатам рассмотрения материалов дисциплинарного производства в порядке, предусмотренном частью десятой настоящей статьи, может принять решение рекомендовать Генеральному прокурору прекратить полномочия заместителя Генерального прокурора - руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры как прокурора органов прокуратуры в случае совершения дисциплинарного проступка, что свидетельствует о невозможности дальнейшего пребывания такого лица на должности прокурора органов прокуратуры.

(Статья 8-1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 08.12.2023 г. №3509-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Полномочия Генерального прокурора

1. Генеральный прокурор:

1) представляет прокуратуру в отношениях с органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также прокуратурами других государств и международными организациями;

2) организует деятельность органов прокуратуры Украины, в том числе определяет пределы полномочий Офиса Генерального прокурора, областных и окружных прокуратур в части выполнения конституционных функций;

3) назначает прокуроров на административные должности и освобождает их от административных должностей в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

4) в установленном порядке на основании решения соответствующего органа о привлечении к дисциплинарной ответственности прокурора принимает решение о применении к прокурору Офиса Генерального прокурора, прокурора областной прокуратуры дисциплинарного взыскания или о невозможности дальнейшего пребывания такого лица на должности прокурора;

5) назначает на должности и освобождает от должностей прокуроров Офиса Генерального прокурора, в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

6) в десятидневный срок со дня освобождения должности сообщает соответствующий орган, который осуществляет дисциплинарное производство о наличии вакантной или временно вакантной должности в Офисе Генерального прокурора;

(Действие пункта 6 части 1 статьи 9 приостановлено до 1 сентября 2021 года в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX)

6-1) осуществляет распределение обязанностей между первым заместителем и заместителями Генерального прокурора;

7) утверждает акты относительно вопросов по внутренней организации деятельности органов прокуратуры, в том числе по электронному документообороту;

7-1) утверждает стратегию развития прокуратуры;

7-2) утверждает положение о системе индивидуальной оценки качества работы прокуроров и систему оценки качества работы прокуроров;

7-3) утверждает порядок измерения и регулирования нагрузки на прокуроров

8) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров Офиса Генерального прокурора;

9) утверждает общие методические рекомендации для прокуроров с целью обеспечения одинакового применения норм законодательства Украины при осуществлении прокурорской деятельности;

9-1) по представлению Генеральной инспекции направляет материалы в Государственное бюро расследований;

9-2) определяет порядок рассмотрения обращений относительно ненадлежащего исполнения прокурором, который занимает административную должность, должностных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности;

10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим и другими законами Украины.

2. Генеральный прокурор издает приказы по вопросам, относящимся к его административным полномочиям, в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Конституции и законов Украины.

Абзац второй исключен в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX.

Абзац третий исключен в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX..

Все приказы Генерального прокурора обнародуются на государственном языке на официальном сайте Офиса Генерального прокурора на следующий рабочий день после их подписания с соблюдением требований режима секретности.

Приказы Генерального прокурора, которые являются нормативно-правовыми актами, вступают в силу со дня их обнародования, если иное не предусмотрено самим актом, но не ранее дня обнародования.

Приказы Генерального прокурора или их отдельные части могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в административный суд в порядке, установленном законом.

3. В случае отсутствия Генерального прокурора его полномочия осуществляет первый заместитель Генерального прокурора, а в случае отсутствия первого заместителя - один из заместителей Генерального прокурора.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.07.2015 г. №578-VII, 12.05.2016 г. №1355-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 19.09.2019 г. №113-IX

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Областные прокуратуры

1. В системе прокуратуры Украины действуют областные прокуратуры, к которым относятся прокуратуры областей, прокуратура Автономной Республики Крым и города Севастополя, - Киевская городская прокуратура.

2. Областную прокуратуру возглавляет руководитель областной прокуратуры, руководитель прокуратуры Автономной Республики Крым и города Севастополя, руководитель Киевской городской прокуратуры, который имеет первого заместителя и не более трех заместителей.

3. В структуре областной прокуратуры образуются подразделения - управления и отделы.

4. Образование, перечень, территориальная юрисдикция, реорганизация и ликвидация областных прокуратур, определение их компетенции, структуры и штатного расписания осуществляются Генеральным прокурором.

(Статья 10 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Полномочия руководителя областной прокуратуры

1. Руководитель региональной прокуратуры:

1) представляет областную прокуратуру в отношениях с органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, предприятиями, учреждениями и организациями;

2) организует деятельность областной прокуратуры;

3) назначает на должности и освобождает от должностей прокуроров областных и окружных прокуратур, прокуроров-стажеров окружных прокуратур в установленном настоящим Законом порядке;

4) утверждает акты по вопросам, касающимся организации деятельности областной прокуратуры;

5) в десятидневный срок с момента освобождения должности сообщает соответствующий орган, который осуществляет дисциплинарное производство о наличии вакантной или временно вакантной должности в областной прокуратуре;

(Действие пункта 5 части 1 статьи 11 приостановлено до 1 сентября 2021 года в соответствии с Законом Украины от 19.09.2019 г. №113-IX)

6) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров областной прокуратуры;

7) назначает на административные должности и освобождает от административных должностей прокуроров в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

8) в установленном порядке и на основании решения соответствующего органа о привлечении к дисциплинарной ответственности прокурора принимает решение о применении к прокурору окружной прокуратуры, прокурора-стажера окружной прокуратуры дисциплинарного взыскания или о невозможности дальнейшего пребывания его на должности прокурора;

9) контролирует ведение и анализ статистических данных, организует изучение и обобщение практики применения законодательства и информационно-аналитическое обеспечение прокуроров с целью повышения качества осуществления ими своих функций;

10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим и другими законами Украины.

2. Руководитель областной прокуратуры издает приказы по вопросам, относящимся к его административным полномочиям.

3. В случае отсутствия руководителя региональной прокуратуры его полномочия осуществляет первый заместитель руководителя областной прокуратуры, а в случае его отсутствия - один из заместителей руководителя региональной прокуратуры.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.04.2022 г. №2203-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Окружные прокуратуры

1. В системе прокуратуры Украины действуют окружные прокуратуры, перечень и территориальная юрисдикция которых определяется приказом Генерального прокурора. Образование, реорганизация и ликвидация окружных прокуратур, определение их компетенции, структуры и штатного расписания осуществляются Генеральным прокурором.

2. Окружную прокуратуру возглавляет руководитель окружной прокуратуры, который имеет первого заместителя и не более двух заместителей.

3. В структуре окружной прокуратуры в случае необходимости образуются такие подразделения, как отделы.

(Статья 12 вступает в силу 15 декабря 2015 года)

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.07.2015 г. №578-VII, 19.09.2019 г. №113-IX)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Основы организации и деятельности прокуратуры Статья 1. Прокуратура Статья 2. Функции прокуратуры Статья 3. Принципы деятельности прокуратуры Статья 4. Законодательство о прокуратуре и статус прокуроров Статья 5. Осуществление функций прокуратуры исключительно прокурорами Статья 6. Информирование о деятельности прокуратуры Раздел II Организационные основы системы прокуратуры Статья 7. Система прокуратуры Украины Статья 8. Офис Генерального прокурора Статья 8-1. Статья 9. Полномочия Генерального прокурора Статья 10. Областные прокуратуры Статья 11. Полномочия руководителя областной прокуратуры Статья 12. Окружные прокуратуры Статья 13. Полномочия руководителя окружной прокуратуры Статья 14. Количественный состав и структура органов прокуратуры Раздел III Статус прокурора Статья 15. Статус прокурора Статья 16. Гарантии независимости прокурора Статья 17. Подчинение прокуроров и исполнение приказов и указаний Статья 18. Требования относительно несовместимости Статья 19. Общие права и обязанности прокурора Статья 20. Ответственность прокурора Статья 21. Удостоверение прокурора Раздел IV Полномочия прокурора по выполнению возложенных на него функций Статья 22. Поддержание государственного обвинения в суде Статья 23. Представительство интересов гражданина или государства в суде Статья 24. Особенности осуществления отдельных форм представительства интересов гражданина или государства в суде Статья 25. Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие Статья 26. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан Раздел V Порядок занятия должности прокурора и порядок освобождения прокурора с административных должностей Статья 27. Требования к кандидатам на должность прокурора Статья 28. Отбор кандидатов на должность прокурора Статья 29. Порядок отбора кандидатов и их назначения на должность прокурора окружной прокуратуры Статья 29-1. Порядок отбора кандидатов и их назначения на должности в Специализированной антикоррупционной прокуратуре Статья 30. Представление документов кандидатом на должность прокурора Статья 31. Квалификационный экзамен Статья 32. Специальная проверка кандидата на должность прокурора Статья 32-1. Проведение конкурса на назначение прокурором-стажером окружной прокуратуры Статья 33. Специальная подготовка прокурора-стажера окружной прокуратуры Статья 33-1. Первичная подготовка Статья 33-2. Стажировка Статья 33-3. Особенности прохождения стажировки Статья 34. Статья 35. Назначение на должность прокурора Статья 36. Присяга прокурора Статья 37. Статья 38. Порядок перевода прокурора на должность в другой орган прокуратуры Статья 39. Порядок назначения прокурора на административную должность Статья 40. Назначение Генерального прокурора Статья 41. Порядок увольнения прокурора с административной должности и прекращения его полномочий на этом посту Статья 42. Основания освобождения Генерального прокурора от административной должности и прекращения его полномочий на этом посту Раздел VI Дисциплинарная ответственность прокурора Статья 43. Основания для привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности Статья 44. Орган, осуществляющий дисциплинарное производство Статья 45. Дисциплинарное производство в отношении прокурора Статья 46. Открытие дисциплинарного производства и проведение проверки дисциплинарной жалобы Статья 47. Рассмотрение заключения о наличии или отсутствии дисциплинарного проступка прокурора Статья 48. Решение соответствующего органа, который осуществляет дисциплинарное производство в дисциплинарном производстве в отношении прокурора Статья 49. Виды дисциплинарных взысканий Статья 50. Обжалование решения, принятого по результатам дисциплинарного производства Раздел VII Освобождение прокурора от должности, прекращение, остановка его полномочий на должности Статья 51. Общие условия освобождения прокурора от должности, прекращения его полномочий на посту Статья 52. Освобождение прокурора в связи с невозможностью исполнять свои полномочия по состоянию здоровья Статья 53. Освобождение прокурора в случае нарушения им требований о несовместимости Статья 54. Освобождение прокурора в случае вступления в законную силу судебного решения о привлечении прокурора к административной ответственности за правонарушение, связанное с коррупцией Статья 55. Освобождение прокурора в случае невозможности перевода на другую должность или отсутствия согласия в связи с прямым подчинением близкому лицу Статья 56. Освобождение прокурора в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него Статья 57. Освобождение прокурора в случае прекращения гражданства Украины или приобретения гражданства другого государства Статья 58. Освобождение прокурора в случае подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию Статья 59. Освобождение прокурора от должности в случае невозможности дальнейшего пребывания на временно вакантной должности Статья 60. Освобождение прокурора от должности в случае ликвидации или реорганизации органа прокуратуры, в котором прокурор занимает должность, или в случае сокращения количества прокуроров органа прокуратуры Статья 61. Прекращение полномочий прокурора Статья 62. Представление об освобождении прокурора от должности Статья 63. Порядок освобождения от должности Генерального прокурора Статья 64. Приостановление полномочий прокурора Раздел VIII Прокурорское самоуправление и органы, осуществляющие деятельность прокуратуры Глава 1. Общие положения прокурорского самоуправления Статья 65. Задача прокурорского самоуправления Статья 66. Организационные формы прокурорского самоуправления Глава 2. Органы прокурорского самоуправления Статья 67. Всеукраинская конференция прокуроров Статья 68. Порядок созыва всеукраинской конференции прокуроров Статья 69. Избрание делегатов на всеукраинскую конференцию прокуроров Статья 70. Порядок проведения всеукраинской конференции прокуроров Статья 71. Совет прокуроров Украины Статья 72. Обеспечение деятельности органов прокурорского самоуправления Глава 3. Орган, осуществляющий дисциплинарное производство Статья 73. Статус квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров Статья 74. Состав соответствующего органа, который осуществляет дисциплинарное производство Статья 75. Порядок проведения съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений Статья 76. Прекращение полномочий члена соответствующего органа, который осуществляет дисциплинарное производство Статья 77. Полномочия соответствующего органа, который осуществляет дисциплинарное производство Статья 78. Организация работы и проведения заседания соответствующего орган, который осуществляет дисциплинарное производство Статья 79. Обеспечение деятельности соответствующего органа, который осуществляет дисциплинарное производство Статья 80. Тренинговый центр прокуроров Украины Раздел IX Социальное и материально-бытовое обеспечение прокурора и других работников органов прокуратуры Статья 81. Заработная плата прокурора Статья 82. Отпуск прокурора Статья 83. Материально-бытовое обеспечение прокурора Статья 84. Меры социальной защиты прокурора Статья 85. Материально-бытовое обеспечение и социальная защита работников органов прокуратуры Статья 86. Пенсионное обеспечение работников прокуратуры Раздел X Организационное обеспечение деятельности прокуратуры Статья 87. Особенности обеспечения функционирования прокуратуры Статья 88. Система обеспечения функционирования прокуратуры Статья 89. Основы финансирования прокуратуры Статья 90. Порядок финансирования прокуратуры Статья 91. Обеспечение потребностей прокурора, связанных с его профессиональной деятельностью Раздел XI Международное сотрудничество Статья 92. Международно-правовое сотрудничество с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства Статья 93. Межведомственные международные договоры Украины, которые заключаются Генеральной прокуратурой Украины Статья 94. Порядок заключения, выполнения и денонсации международных межведомственных договоров Украины, заключаемых Офисом Генерального прокурора Раздел XII Заключительные положения Раздел XIII Переходные положения Перечень и территориальная юрисдикция местных и военных прокуратур

Закон Украины от 14 октября 2014 года №1697-VII
"О прокуратуре"

О документе

Номер документа:1697-VII
Дата принятия: 14.10.2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15.07.2015
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 25 октября 2014 года №206;

Официальный вестник Украины от 7 ноября 2014 года №87, стр. 9, статья 2471, код акта 74507/2014;

"Правительственный курьер" от 14 ноября 2014 года №212;

Ведомости Верховной Рады Украины от 16 января 2015 года, №2-3, стр. 54, статья 12.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела XII настоящий Закон вступает в силу с 15 июля 2015 года, кроме:

пункта 5 раздела XII (кроме подпунктов 3, 5, 8, 9, 12, 20, 42, 49, 63, 67), раздела ХIII этого Закона, которые вступают в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 26 октября 2014 года;

статьи 21, 28-38, 42, 44-50, 62-63, 65-79 настоящего Закона, вступают в силу 15 апреля 2017 года;

статьи 12 и Приложения к настоящему Закону о перечне и территориальной юрисдикции местных прокуратур, которые вступают в силу с 15 декабря 2015 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 08.12.2023  документом  Закон Украины О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно усиления самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокурат
Вступила в силу с: 01.01.2024


Редакция от 13.12.2022, принята документом Закон Украины О медиа № 2849-IX от 13.12.2022
Вступила в силу с: 31.03.2023


Редакция от 14.04.2022, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отбора и подготовки прокуроров № 2203-IX от 14.04.2022
Вступила в силу с: 15.03.2023


Редакция от 23.09.2021, принята документом Закон Украины Об предотвращения угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным воздействием лиц, которые имеют значительную... № 1780-IX от 23.09.2021
Вступила в силу с: 07.05.2022


Редакция от 05.02.2021, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме № 1217-IX от 05/02/2021
Вступила в силу с: 10.06.2021


Редакция от 03.12.2020, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения эффективной реализации парламентского контроля № 1052-IX от 03/12/2020
Вступила в силу с: 01.01.2021


Редакция от 17.06.2020, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины О внесении изменений в некоторые... № 720-IX от 17/06/2020
Вступила в силу с: 01.07.2020


Редакция от 04.03.2020, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины О предотвращении коррупции № 524-IX от 04/03/2020
Вступила в силу с: 20.03.2020


Редакция от 31.10.2019, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных... № 263-IX от 31/10/2019
Вступила в силу с: 28.11.2019


Редакция от 19.09.2019, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры № 113-IX от 19/09/2019
Вступила в силу с: 25.09.2019


Редакция от 03.07.2018, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты... № 2475-VIII от 03/07/2018
Вступила в силу с: 28.08.2018


Редакция от 19.12.2017, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины № 2249-VIII от 19/12/2017
Вступила в силу с: 20.01.2018


Редакция от 07.12.2017, принята документом Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О прокуратуре относительно оптимизации численности работников органов прокуратуры № 2232-VIII от 07/12/2017
Вступила в силу с: 29.12.2017


Редакция от 21.12.2016, принята документом Закон Украины О Высшем совете правосудия № 1798-VIII от 21/12/2016
Вступила в силу с: 05.01.2017


Редакция от 06.12.2016, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины № 1774-VIII от 06/12/2016
Вступила в силу с: 01.01.2017


Редакция от 12.05.2016, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины № 1355-VIII от 12/05/2016
Вступила в силу с: 12.05.2016


Редакция от 18.02.2016, принята документом Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О прокуратуре относительно обеспечения прозрачности в организации деятельности... № 1020-VIII от 18/02/2016
Вступила в силу с: 28.02.2016


Редакция от 24.12.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины № 911-VIII от 24/12/2015
Вступила в силу с: 01.01.2016


Редакция от 02.07.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О прокуратуре относительно усовершенствования и особенностей применения отдельных положений № 578-VIII от 02/07/2015
Вступила в силу с: 16.07.2015


Первоначальная редакция от 14.10.2014


Редакция от 28.12.2014, принята документом Закон Украины О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины № 76-VIII от 28/12/2014
Вступила в силу с: 25.04.2015


Редакция от 21.04.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменения в Закон Украины О прокуратуре об отсрочке вступления в силу № 335-VIII от 21/04/2015
Вступила в силу с: 25.04.2015


Редакция от 02.03.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения № 213-VIII от 02/03/2015
Вступила в силу с: 25.04.2015


Редакция от 12.02.2015, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения деятельности Национального... № 198-VIII от 12/02/2015
Вступила в силу с: 04.03.2015


Редакция от 28.12.2014, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного... № 77-VIII от 28/12/2014
Вступила в силу с: 01.01.2015