Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 26 января 2021 года №1135-IX

О всеукраинском референдуме

Этот Закон определяет правовые основы осуществления народного волеизъявления на всеукраинском референдуме, его организацию и порядок проведения.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Понятие всеукраинского референдума

1. Всеукраинский референдум является формой непосредственной демократии в Украине, способом осуществления власти непосредственно Украинским народом, который состоит в принятии (утверждении) гражданами Украины решений путем голосования в случаях и порядке, установленных Конституцией Украины и этим Законом.

Статья 2. Законодательство о всеукраинском референдуме

1. Порядок инициирования, назначения (провозглашения), подготовки и проведения всеукраинского референдума регулируется Конституцией Украины, этим Законом, другими законами Украины, а также принятыми в соответствии с ними другими актами законодательства.

Статья 3. Предмет всеукраинского референдума

1. Предметом всеукраинского референдума могут быть вопросы:

1) утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;

2) общегосударственного значения;

3) об изменении территории Украины;

4) утраты сила закона Украины или отдельных его положений.

2. Не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы:

1) противоречащие положениям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным, в первую очередь, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;

2) отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;

3) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;

4) по вопросам налогов, бюджета, амнистии;

5) отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

3. На всеукраинский референдум может выноситься один вопрос.

Статья 4. Обязательность результатов всеукраинского референдума

1. Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по предметам, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части первой статьи 3 настоящего Закона, не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти.

Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по предмету, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 3 настоящего Закона, являются обязательными для рассмотрения и принятия решения в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

2. Решение, принятое на всеукраинском референдуме, может быть изменено исключительно путем всеукраинского референдума не ранее, чем через три года со дня его принятия.

Новый всеукраинский референдум по вопросам, которые ранее не были поддержаны на всеукраинском референдуме, может быть проведен не ранее, чем через один год со дня объявления результатов соответствующего референдума.

Статья 5. Основные принципы проведения всеукраинского референдума

1. Всеукраинский референдум проводится на основе следующих общих принципов:

1) общего права голоса;

2) равного права голоса;

3) прямого волеизъявления;

4) свободного участия во всеукраинском референдуме;

5) добровольного участия во всеукраинском референдуме;

6) тайного голосования;

7) личного голосования;

8) однократного голосования;

9) публичности и открытости процесса всеукраинского референдума.

2. Всеукраинский референдум не может проводиться одновременно с очередными и внеочередными общегосударственными выборами, очередными местными выборами.

Статья 6. Общее право голоса

1. Право голоса на всеукраинском референдуме имеют граждане Украины, которым на день голосования исполнилось восемнадцать лет и которые не признаны в установленном законом порядке недееспособными. Граждане Украины, которые имеют право голоса, являются избирателями.

2. Основанием реализации гражданином Украины права голоса на всеукраинском референдуме является его включение в списки избирателей для проведения всеукраинского референдума на участке по всеукраинскому референдуму.

Избиратель реализует свое право голоса путем подачи бюллетеня на бумажном носителе или путем электронного голосования в порядке, определенном законом.

3. Документом, удостоверяющим личность и гражданство Украины избирателя на всеукраинском референдуме, являются:

1) паспорт гражданина Украины (в форме паспортной книжечки или карточки);

2) временное удостоверение гражданина Украины (для лиц, недавно принятых в гражданство Украины);

3) паспорт гражданина Украины для выезда за границу;

4) дипломатический паспорт;

5) служебный паспорт Украины;

6) военный билет (для военнослужащих срочной службы);

7) карточка (справка) учреждения уголовно-исполнительной системы, которая должна содержать: фамилию, собственное имя, отчество, год рождения, гражданство, фотографию лица, подпись руководителя и печать учреждения (для лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы).

4. Документы, указанные в пунктах 1, 2, 6 части третьей настоящей статьи, являются основанием для получения бюллетеня для голосования на обычных и специальных участках по всеукраинскому референдуму.

5. Документы, указанные в пунктах 3 - 5 части третьей настоящей статьи, являются основанием для получения бюллетеня для голосования на зарубежных участках по всеукраинскому референдуму, а также на специальных участках по всеукраинскому референдуму, образованных на судах, находящихся в плавании под Государственным Флагом Украины, и на полярной станции Украины.

На зарубежных участках по всеукраинскому референдуму, образованных в государствах, в которых разрешен выезд граждан Украины по паспорту гражданина Украины, основанием для получения бюллетеня может быть паспорт гражданина Украины.

6. Документ, указанный в пункте 7 части третьей настоящей статьи, является основанием для получения бюллетеня для голосования на специальном участке по всеукраинскому референдуму, образованном в учреждении исполнения наказаний.

7. Избиратели могут инициировать проведение референдума по народной инициативе, поддерживать своей подписью или не поддерживать такую инициативу, принимать участие в работе комиссий по всеукраинскому референдуму как их члены, а также в проведении агитации всеукраинского референдума, осуществлении наблюдения за проведением всеукраинского референдума и других мероприятиях по подготовке и проведению всеукраинского референдума в порядке, определенном настоящим Законом и другими законами Украины.

8. Представление в Центральную избирательную комиссию, окружную комиссию по всеукраинскому референдуму документов по реализации избирателями права на участие в процессе всеукраинского референдума считается согласием соответствующих лиц на обработку их персональных данных в объеме, установленном законодательством о всеукраинском референдуме.

9. Любые прямые или косвенные привилегии или ограничения прав граждан Украины на участие во всеукраинском референдуме по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания или пребывания, по языковым или другим признакам запрещаются. Не допускаются ограничения относительно участия граждан Украины в процессе всеукраинского референдума, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украины и этим Законом.

10. Избиратель, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения всеукраинского референдума за пределами Украины, реализует свое право голоса на всеукраинском референдуме на основании включения его в список избирателей на соответствующем зарубежном участке.

Статья 7. Равное право голоса

1. Избиратели принимают участие во всеукраинском референдуме на равных основаниях.

2. Каждый избиратель на всеукраинском референдуме имеет один голос. Избиратель может использовать свой голос только на одном участке по всеукраинскому референдуму, где он включен в список избирателей для проведения всеукраинского референдума.

3. Равенство прав и возможностей субъектов процесса всеукраинского референдума обеспечивается путем:

1) запрета на вмешательство органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, их служебных и должностных лиц в процесс всеукраинского референдума, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;

2) равного и непредвзятого отношения органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их служебных и должностных лиц инициативной группы всеукраинского референдума, других субъектов процесса референдума;

3) запрещения использования во время финансирования агитации всеукраинского референдума иных денежных средств, кроме определенных настоящим Законом;

4) равного и беспристрастного отношения средств массовой информации ко всем субъектам процесса всеукраинского референдума, объективного и сбалансированного освещения позиций в поддержку и против вопроса референдума.

Статья 8. Прямое волеизъявление

1. Граждане Украины принимают участие во всеукраинском референдуме и в решении вопроса, который выносится на всеукраинский референдум.

Статья 9. Свободное участие во всеукраинском референдуме

1. Участие граждан Украины во всеукраинском референдуме является свободным. Гражданам Украины обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании на всеукраинском референдуме.

2. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа или любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободному изъявлению воли избирателя, запрещается.

3. Для обеспечения условий для свободного волеизъявления военнослужащим срочной службы в день голосования предоставляется отпуск для участия в голосовании на обычных участках референдума, помещения для голосования которых расположены за пределами воинских частей (формирований), не менее чем на четыре часа.

Статья 10. Добровольность участия во всеукраинском референдуме

1. Участие граждан Украины во всеукраинском референдуме является добровольным. Никто не может быть принужден к поддержке или неподдержке инициативы по проведению референдума по народной инициативе, участию или неучастию в голосовании на всеукраинском референдуме, а также в проведении агитации или в осуществлении иных мероприятий или процедур, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 11. Тайное голосование

1. Голосование на всеукраинском референдуме является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей на всеукраинском референдуме запрещается.

2. Избирателям, членам комиссий по всеукраинскому референдуму, официальным наблюдателям, средствам массовой информации и их работникам, другим лицам запрещается совершать любые действия или разглашать сведения, которые дают возможность установить содержание волеизъявления конкретного избирателя.

Статья 12. Личное голосование

1. Каждый избиратель голосует на всеукраинском референдуме лично. Голосование за других лиц или передача избирателем права голоса любому другому лицу запрещается.

2. Помощь избирателю, который вследствие инвалидности и/или состояния здоровья не может самостоятельно заполнить бюллетень для голосования или опустить его в избирательную урну, в выполнении этих действий в соответствии с его волеизъявлением в случаях, установленных настоящим Законом, не считается нарушением требования личного голосования.

3. С целью создания условий для личного голосования избиратели с нарушениями зрения обеспечиваются трафаретами для бюллетеней с применением шрифта Брайля, увеличительными устройствами и другими средствами.

Статья 13. Однократное голосование

1. Каждый избиратель на конкретном всеукраинском референдуме может реализовать право голоса только один раз и только на одном участке по всеукраинскому референдуму путем подачи бюллетеня для голосования в бумажной форме или путем электронного голосования в порядке, определенном законом.

Статья 14. Публичность и открытость процесса всеукраинского референдума

1. Подготовка и проведение всеукраинского референдума осуществляются публично и открыто.

2. Для обеспечения публичности и открытости процесса всеукраинского референдума Центральная избирательная комиссия, комиссии по всеукраинскому референдуму согласно своим полномочиям:

1) обнародуют сведения о своем составе, местонахождении и режиме работы, об округах и участках по всеукраинскому референдуму;

2) обеспечивают возможность ознакомления граждан со списками избирателей;

3) обнародуют итоги голосования и результаты всеукраинского референдума;

4) предоставляют иную информацию в случаях и порядке, предусмотренных этим Законом.

3. Решения органов государственной власти относительно всеукраинского референдума доводятся до сведения граждан Украины через средства массовой информации и официальные веб-сайты этих органов в сроки и порядке, определенные настоящим Законом. Решения Центральной избирательной комиссии и окружных комиссий по всеукраинскому референдуму относительно всеукраинского референдума обнародуются на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии и, в случаях, определенных этим Законом, публикуются в печатных средствах массовой информации.

4. Гражданам Украины, политическим партиям и общественным организациям, инициативной группе всеукраинского референдума гарантируется право свободно обсуждать целесообразность проведения всеукраинского референдума, проводить агитацию по вопросу, вынесенному на всеукраинский референдум, на собраниях, митингах, демонстрациях, в печатных изданиях, через аудиовизуальные (электронные) средства массовой информации и иным способом, не запрещенным законом.

5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица не могут запрещать проведение собраний и митингов по обсуждению вопроса, который выносится на всеукраинский референдум, создавать помехи своевременному оповещению граждан Украины о времени и месте их проведения, а также препятствовать проведению соответствующих мероприятий, кроме случаев ограничения относительно реализации этого права, установленного судом в соответствии с законом.

6. Средства массовой информации и информационные агентства информируют о ходе процесса всеукраинского референдума, событиях, связанных с всеукраинским референдумом, на принципах достоверности, полноты и точности информации и ее беспристрастного представления. Представителям средств массовой информации, официальным наблюдателям гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с всеукраинским референдумом, а на заседания комиссий по всеукраинскому референдуму и в помещение для голосования на участке по всеукраинскому референдуму в день голосования, на условиях, определенных этим Законом. Комиссии по всеукраинскому референдуму, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица обязаны в пределах своих полномочий предоставлять информацию о подготовке и проведении всеукраинского референдума.

7. Зарубежные дипломатические учреждения Украины, при которых образованы зарубежные участки по всеукраинскому референдуму, обеспечивают публикацию на своих официальных веб-сайтах и в средствах массовой информации соответствующего государства сведений о времени и месте голосования, местонахождении соответствующих участковых комиссий по всеукраинскому референдуму и помещений для голосования, порядок и сроки обращения в участковые комиссии по всеукраинскому референдуму, по вопросам включения в список избирателей на зарубежном участке по всеукраинскому референдуму.

Статья 15. Субъекты назначения (провозглашения) всеукраинского референдума

1. Всеукраинский референдум относительно утверждения изменений в раздел I "Общие положения", раздел III "Выборы. Референдум" и раздел XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" Конституции Украины назначается Президентом Украины согласно Конституции Украины.

2. Всеукраинский референдум по вопросу изменения территории Украины назначается Верховной Радой Украины согласно Конституции Украины.

3. Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается Президентом Украины согласно Конституции Украины.

Статья 16. Всеукраинский референдум по народной инициативе

1. Президент Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, если он инициирован с соблюдением установленных Конституцией Украины требований по организации и порядка проведения всеукраинского референдума по народной инициативе, а также по предмету и вопросу референдума.

2. Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения всеукраинского референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 тысяч подписей в каждой области.

3. Провозглашение всеукраинского референдума по народной инициативе осуществляется указом Президента Украины.

Статья 17. Всеукраинский референдум относительно внесения изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины

1. Законопроект, который предусматривает внесение изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, принимается в порядке, установленном Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины, и утверждается всеукраинским референдумом.

2. Назначение всеукраинского референдума по внесению изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины осуществляется указом Президента Украины.

Статья 18. Всеукраинский референдум по вопросу изменения территории Украины

1. Всеукраинский референдум по вопросу изменения территории Украины - это форма принятия гражданами Украины, имеющими право голоса, решения об утверждении принятого Верховной Радой Украины закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины.

2. Назначение всеукраинского референдума по вопросу изменения территории Украины осуществляется постановлением Верховной Рады Украины.

Статья 19. Требования к формулировке вопросов, которые выносятся на всеукраинский референдум

1. Вопрос, который выносится на всеукраинский референдум, должен иметь форму вопросительного предложения относительно поддержки (утверждения, принятия):

1) закона;

2) проекта закона об утрате силы закона Украины или отдельных его положений;

3) положения нормативного характера (в том числе принципа, критерия правового регулирования) без изложения его в виде проекта закона об утрате силы закона Украины или отдельных его положений.

2. Вопрос всеукраинского референдума должен иметь четкую и понятную формулировку, не допускающую различных толкований.

Если вопрос всеукраинского референдума состоит из частей, между ними должна быть неразрывная внутренняя связь.

Не допускается формулировка, которая:

1) вводит избирателя в заблуждение;

2) наводит избирателя на ответ, содержащий указание, намек, подстрекательство или иное побуждение к поддержке или отклонению вопроса всеукраинского референдума.

3. Формулировка вопроса должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части второй статьи 3 настоящего Закона.

4. Неотъемлемой частью вопроса всеукраинского референдума, касающейся утверждения закона, который предусматривает внесение изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины, а также утрате силы закона Украины или отдельных его положений, является соответствующий закон (законопроект).

5. Вопрос общегосударственного значения - это вопрос, решение которого влияет на судьбу всего Украинского народа и имеет общегосударственное интерес.

Статья 20. Ограничения относительно назначения (провозглашения) и проведения всеукраинского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях

1. В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях назначение (провозглашение) и проведение всеукраинского референдума запрещается.

2. Процесс всеукраинского референдума прекращается со дня вступления в силу указа Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях. Не позднее следующего дня после вступления в силу соответствующего указа Президента Украины Центральная избирательная комиссия определяет порядок завершения процедур всеукраинского референдума, которые были начаты в рамках соответствующего процесса референдума.

3. Процесс всеукраинского референдума, прекращенный в связи с введением военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях начинается сначала через 30 дней с момента прекращения или отмены военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях. Центральная избирательная комиссия объявляет о начале процесса всеукраинского референдума на своем официальном веб-сайте не позднее, чем через 20 дней с момента прекращения или отмены военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях.

4. В случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения сбор подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе и агитация по инициативе останавливаются со дня вступления в силу соответствующего указа Президента Украины. Через 30 дней после прекращения или отмены военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях срок, определенный частью третьей статьи 29 настоящего федерального Закона, продлевается с учетом дней, использованных для сбора подписей до дня вступления в силу соответствующего указа Президента Украины.

Статья 21. Контроль относительно соответствия Конституции Украины вопроса всеукраинского референдума

1. Контроль за соответствием Конституции (конституционностью) вопроса, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, а также международного договора об изменении территории Украины, который вносится в Верховную Раду Украины, осуществляет Конституционный Суд Украины по обращению субъекта права на конституционное обращение в порядке, установленном законом.

2. Контроль за соответствием Конституции (конституционностью) вопроса, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум (кроме всеукраинского референдума по народной инициативе) постановления Верховной Рады Украины о назначении всеукраинского референдума или указа Президента Украины о назначении (провозглашение) всеукраинского референдума осуществляет Конституционный Суд Украины по обращению субъекта права на конституционное представление в порядке, установленном законом.

3. В случае открытия конституционного производства по конституционным обращениям относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) вопроса, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, процедуры провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе считаются приостановленными до принятия Конституционным Судом Украины соответствующего акта по делу.

В случае открытия конституционного производства по конституционным обращениям относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) международного договора об изменении территории Украины, который вносится в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность, процесс назначения всеукраинского референдума считается остановленным до принятия Конституционным Судом Украины соответствующего акта по делу.

В случае открытия конституционного производства по конституционным представлениям относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) постановления Верховной Рады Украины о назначении всеукраинского референдума или указа Президента Украины о назначении (провозглашение) всеукраинского референдума процесс всеукраинского референдума считается остановленным до принятия Конституционным Судом Украины соответствующего акта по делу.

4. Конституционный Суд Украины обязан предоставить заключения о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопроса, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, международного договора об изменении территории Украины, который вносится в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность, не позднее, чем на тридцатый день с момента получения Конституционным Судом Украины соответствующего обращения.

5. Всеукраинский референдум не может быть провозглашен (назначен), если согласно заключению Конституционного Суда Украины вопрос, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, или международный договор об изменении территории Украины, который вносится в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность, не соответствует Конституции Украины (является неконституционным).

Народная инициатива считается прекращенной в день оглашения соответствующего заключения Конституционного Суда Украины.

6. Через 10 календарных дней после предоставления Конституционным Судом Украины заключения, которым вопрос, предлагаемый для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, признан конституционным, или закрытия соответствующего конституционного производства, срок, определенный частью третьей статьи 29 настоящего федерального Закона, продлевается с учетом календарных дней, использованных для сбора подписей до дня вступления в силу соответствующего акта.

7. В случае предоставления Конституционным Судом заключения о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопроса, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, заключения о соответствии Конституции Украины (конституционности) международного договора об изменении территории Украины, принятия решения о соответствии Конституции Украины (конституционности) постановления Верховной Рады Украины о назначении всеукраинского референдума или указа Президента Украины о назначении (провозглашении) всеукраинского референдума, вынесения постановления о закрытии соответствующего конституционного производства процесс всеукраинского референдума продолжается, а в случае невозможности его продления - восстанавливается.

Центральная избирательная комиссия определяет порядок продления или восстановления процедур всеукраинского референдума, которые были начаты в рамках соответствующего процесса референдума.

Статья 22. Процесс всеукраинского референдума

1. Процесс всеукраинского референдума начинается на следующий день после дня опубликования согласно указу Президента Украины постановления Верховной Рады Украины.

2. Процесс всеукраинского референдума истекает через пятнадцать дней после дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов референдума.

3. Процесс всеукраинского референдума прекращается в случае признания Конституционным Судом Украины постановления Верховной Рады Украины или указом Президента Украины о назначении (провозглашении) всеукраинского референдума не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными).

После принятия соответствующего решения Конституционного Суда Украины Центральная избирательная комиссия принимает решение, которым определяет порядок завершения процедур всеукраинского референдума, которые были начаты в рамках соответствующего процесса референдума.

4. Процесс всеукраинского референдума, на который вынесены вопросы утраты силы закона Украины или отдельных его положений, прекращается в случае вступления в силу закона Украины об утрате силы закона Украины или всех его отдельных положений, которые вынесены на всеукраинский референдум. В таком случае решение о прекращении процесса всеукраинского референдума принимается Центральной избирательной комиссией не позднее следующего дня после дня вступления в силу закона Украины об утрате силы закона Украины или всех его отдельных положений, которые вынесены на всеукраинский референдум.

Положения абзаца первого настоящей части не применяются, если закон Украины об утрате силы закона Украины или всех его отдельных положений, которые вынесены на всеукраинский референдум, вступил в силу в день, предшествующий дню голосования, в день голосования и после дня голосования на всеукраинском референдуме.

Статья 23. Процедуры в электронном виде при организации и проведении всеукраинского референдума

1. Для организации и проведения всеукраинского референдума используется автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, как компонент автоматизированной информационной системы, применяемой при проведении выборов и референдумов (далее - автоматизированная информационно-телекоммуникационная система).

2. Порядок создания и функционирования автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы утверждается Центральной избирательной комиссией.

Статья 24. Субъекты процесса всеукраинского референдума

1. Субъектами процесса всеукраинского референдума являются:

1) избиратель;

2) Центральная избирательная комиссия;

3) комиссии по всеукраинскому референдуму, образованные в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии";

4) инициативная группа всеукраинского референдума, образованная в соответствии с настоящим Законом;

5) политическая партия, зарегистрированная в Центральной избирательной комиссии как сторонник или оппонент вопроса всеукраинского референдума;

6) общественная организация, зарегистрированная в Центральной избирательной комиссии как сторонник или оппонент вопроса всеукраинского референдума;

7) официальный наблюдатель от инициативной группы всеукраинского референдума, политической партии, общественной организации, зарегистрированной как сторонник или оппонент вопроса всеукраинского референдума, а также от общественной организации, к уставной деятельности которой относятся вопросы, связанные с процессом выборов и всеукраинского референдума или с обеспечением избирательных прав граждан Украины, зарегистрированный в соответствии с требованиями этого Закона.

Статья 25. Порядок исчисления сроков

1. Сроки, определенные настоящим Законом, исчисляются в календарных днях, а в отдельных случаях, определенных настоящим Законом, исчисляются в часах или минутах.

2. Первым днем срока, который в соответствии с настоящим Законом должен начаться в связи с наступлением определенного события, является день, следующий за днем наступления указанного события.

3. Последним днем срока, который в соответствии с настоящим Законом должен закончиться в связи с наступлением определенного события, является день, предшествующий дню указанного события.

Раздел II Назначение (провозглашение) всеукраинского референдума

Статья 26. Порядок назначения всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины

1. Принятый не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины и подписанный Председателем Верховной Рады Украины закон, который предусматривает внесение изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, безотлагательно направляется Президенту Украины.

2. Президент Украины не позднее, чем на пятнадцатый день после получения закона, который предусматривает внесение изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, издает указ о назначении всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины.

3. В указе Президента Украины о назначении всеукраинского референдума о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины определяется дата проведения всеукраинского референдума, которой является последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования указа, и сформулированный вопрос, который выносится на всеукраинский референдум. К указу Президента Украины о назначении всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины добавляется текст закона, который предусматривает внесение изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, который выносится на утверждение всеукраинским референдумом.

Статья 27. Порядок назначения всеукраинского референдума по вопросу об изменении территории Украины

1. Принятый Верховной Радой Украины и подписанный Председателем Верховной Рады Украины закон о ратификации международного договора относительно изменения территории Украины безотлагательно направляется Президенту Украины.

2. Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона о ратификации международного договора относительно изменения территории Украины подписывает его и направляет в Верховную Раду Украины для назначения всеукраинского референдума по вопросу, определенному статьей 73 Конституции Украины, либо возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

3. Если во время повторного рассмотрения закон о ратификации международного договора относительно изменения территории Украины, возвращенный Президентом Украины для повторного рассмотрения, будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины в течение десяти дней обязан его подписать и направить в Верховную Раду Украины для назначения всеукраинского референдума по вопросу, определенному статьей 73 Конституции Украины.

4. В случае подписания Президентом Украины закона о ратификации международного договора относительно изменения территории Украины Верховная Рада Украины безотлагательно принимает постановление о назначении всеукраинского референдума по вопросу об изменении территории Украины.

5. В постановлении Верховной Рады Украины о назначении всеукраинского референдума по вопросу об изменении территории Украины определяется дата проведения всеукраинского референдума об изменении территории Украины, которая назначается на последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования постановления Верховной Рады Украины о его назначении, и вопрос, который выносится на всеукраинский референдум. К постановлению Верховной Рады Украины прилагаются тексты принятого закона о ратификации международного договора по изменению территории Украины и международного договора об изменении территории Украины.

Статья 28. Порядок провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе

1. Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается Президентом Украины по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 тысяч подписей в каждой области.

2. На всеукраинский референдум по народной инициативе могут быть вынесены вопросы, предусмотренные пунктами 2 и 4 части первой статьи 3 настоящего Закона.

3. Президент Украины не позднее, чем на пятнадцатый день после получения решения Центральной избирательной комиссии об итогах сбора подписей граждан Украины под инициативой о проведении всеукраинского референдума издает указ о провозглашении всеукраинского референдума по народной инициативе.

4. В указе Президента Украины о провозглашении всеукраинского референдума по народной инициативе определяется дата его проведения, которой является последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования указа, а также указываются вопросы общегосударственного значения, которые выносятся на всеукраинский референдум по народной инициативе. В случае если предметом всеукраинского референдума по народной инициативе является вопрос об утрате силы закона Украины или отдельных его положений, к указу Президента Украины о провозглашении всеукраинского референдума по народной инициативе прилагается текст проекта закона об утрате силы закона Украины или отдельных его положений, предлагаемого для вынесения на всеукраинский референдум.

Статья 29. Общий порядок осуществления народной инициативы

1. Народная инициатива относительно проведения всеукраинского референдума по народной инициативе осуществляется путем сбора подписей не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения всеукраинского референдума по народной инициативе собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 тысяч подписей в каждой области.

2. Сбор подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе осуществляет инициативная группа всеукраинского референдума по народной инициативе, которая образуется и действует в соответствии с настоящим Законом.

3. Сбор подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе продолжается в течение девяноста дней со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы всеукраинского референдума по народной инициативе, которая предлагает вынести соответствующий вопрос на всеукраинский референдум по народной инициативе.

Статья 30. Порядок образования инициативной группы всеукраинского референдума по народной инициативе

1. Инициативная группа всеукраинского референдума по народной инициативе (далее - инициативная группа) создается на собрании граждан Украины, в котором принимают участие не менее трехсот избирателей.

2. Организаторами сборов могут быть исключительно избиратели.

3. Запрещается проводить собрания граждан о создании инициативной группы в органах государственной власти, органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах Украины и других, образованных согласно закону, военных формированиях, органах правопорядка, детских учреждениях, учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунальных предприятиях и учреждениях.

4. Не позднее, чем за пять дней до дня проведения собрания граждан Украины по проведению всеукраинского референдума по народной инициативе их организаторы должны письменно уведомить Центральную избирательную комиссию о дате, времени, месте и цели собрания.

5. Центральная избирательная комиссия своим решением направляет на собрание граждан Украины по проведению всеукраинского референдума по народной инициативе представителя (представителей) для удостоверения факта проведения собрания. Таким представителем Центральной избирательной комиссии может быть член Центральной избирательной комиссии, сотрудник Секретариата Центральной избирательной комиссии или ее регионального или территориального представительства Центральной избирательной комиссии.

6. Перед началом собрания граждан Украины по проведению всеукраинского референдума по народной инициативе проводится регистрация участников, составляется их список с указанием фамилии, собственного имени, отчества, даты рождения, избирательного адреса, сведений о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, каждого участника. Каждый участник собрания граждан Украины по проведению всеукраинского референдума по народной инициативе напротив своей фамилии ставит личную подпись, которая подтверждает его участие в собрании. Персональные данные участников являются конфиденциальной информацией. Лица, которые имеют доступ к этой информации для исполнения требований этого Закона, несут ответственность за ее незаконную обработку.

7. На собрании граждан Украины по проведению всеукраинского референдума по народной инициативе избираются председатель и секретарь собрания, счетная комиссия, утверждается повестка дня собрания, в которую включаются вопросы о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе, формулируется вопрос, который предлагается вынести на всеукраинский референдум по народной инициативе, утверждается обоснование позиции по вопросу всеукраинского референдума по народной инициативе (в полном и сокращенном виде), формируется персональный состав инициативной группы.

Обоснование позиции по вопросу всеукраинского референдума по народной инициативе должно содержать:

1) определение и анализ проблемы, которую предлагается решить решением Украинского народа на всеукраинском референдуме по народной инициативе;

2) определение целей такого решения;

3) определение ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий такого решения;

4) обоснование возможности достижения поставленных целей, в которое запрещено включать призывы голосовать за или против вопроса всеукраинского референдума по народной инициативе, а также положения, направленные на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения.

Обоснование позиции по вопросу всеукраинского референдума в сокращенном виде для размещения его на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии и использования при изготовлении информационных плакатов согласно статье 93 настоящего Закона, может содержать не более 2500 печатных знаков.

8. В случае если большинство зарегистрированных участников собрания о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе проголосует за проведение всеукраинского референдума по народной инициативе, утверждение формулировки вопроса и текста законопроекта об утрате силы соответствующего закона Украины или отдельных его положений, предлагается его вынести (в случае инициирования всеукраинского референдума по вопросу, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 3 настоящего Закона), и обоснование позиции по вопросу всеукраинского референдума по народной инициативе, из числа участников собрания избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан Украины в поддержку инициативы относительно проведения всеукраинского референдума по народной инициативе и осуществление иных функций, предусмотренных настоящим Законом.

Текст законопроекта об утрате силы закона Украины или отдельных его положений, который предлагается вынести на всеукраинский референдум по народной инициативе, не может быть изменен после его утверждения большинством зарегистрированных участников собрания о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе.

9. Инициативная группа состоит не менее чем из шестидесяти граждан Украины, которые на день ее образования имеют право голоса. Собрание образует только одну инициативную группу. На собрании составляется список членов инициативной группы с указанием фамилии, собственного имени, отчества, даты рождения, избирательного адреса, сведений о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, каждого члена инициативной группы.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Понятие всеукраинского референдума Статья 2. Законодательство о всеукраинском референдуме Статья 3. Предмет всеукраинского референдума Статья 4. Обязательность результатов всеукраинского референдума Статья 5. Основные принципы проведения всеукраинского референдума Статья 6. Общее право голоса Статья 7. Равное право голоса Статья 8. Прямое волеизъявление Статья 9. Свободное участие во всеукраинском референдуме Статья 10. Добровольность участия во всеукраинском референдуме Статья 11. Тайное голосование Статья 12. Личное голосование Статья 13. Однократное голосование Статья 14. Публичность и открытость процесса всеукраинского референдума Статья 15. Субъекты назначения (провозглашения) всеукраинского референдума Статья 16. Всеукраинский референдум по народной инициативе Статья 17. Всеукраинский референдум относительно внесения изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины Статья 18. Всеукраинский референдум по вопросу изменения территории Украины Статья 19. Требования к формулировке вопросов, которые выносятся на всеукраинский референдум Статья 20. Ограничения относительно назначения (провозглашения) и проведения всеукраинского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях Статья 21. Контроль относительно соответствия Конституции Украины вопроса всеукраинского референдума Статья 22. Процесс всеукраинского референдума Статья 23. Процедуры в электронном виде при организации и проведении всеукраинского референдума Статья 24. Субъекты процесса всеукраинского референдума Статья 25. Порядок исчисления сроков Раздел II Назначение (провозглашение) всеукраинского референдума Статья 26. Порядок назначения всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины Статья 27. Порядок назначения всеукраинского референдума по вопросу об изменении территории Украины Статья 28. Порядок провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе Статья 29. Общий порядок осуществления народной инициативы Статья 30. Порядок образования инициативной группы всеукраинского референдума по народной инициативе Статья 31. Регистрация инициативной группы всеукраинского референдума по народной инициативе Статья 32. Порядок сбора подписей Статья 33. Агитация во время сбора подписей в поддержку инициативы проведения всеукраинского референдума по народной инициативе Статья 34. Передача инициативной группой подписных листов в бумажном виде в Центральную избирательную комиссию Статья 35. Подсчет и проверка подписей Центральной избирательной комиссией Статья 36. Передача Президенту Украины решения об итогах сбора подписей под инициативой проведения всеукраинского референдума по народной инициативе Раздел III Организация и проведение всеукраинского референдума Статья 37. Округа по всеукраинскому референдуму Статья 38. Участки по всеукраинскому референдуму Раздел IV Комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 39. Система комиссий по всеукраинскому референдуму Статья 40. Статус комиссий по всеукраинскому референдуму Статья 41. Требования к членам окружной или участковой комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 42. Полномочия Центральной избирательной комиссии как главной комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 43. Полномочия окружной комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 44. Полномочия участковой комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 45. Представление кандидатур в состав окружной комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 46. Порядок образования окружных комиссий по всеукраинскому референдуму Статья 47. Представление кандидатур в состав участковой комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 48. Порядок образования участковых комиссий по всеукраинскому референдуму Статья 49. Организация работы комиссий по всеукраинскому референдуму Статья 50. Право присутствовать на заседании комиссии Статья 51. Документирование деятельности комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 52. Статус члена комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 53. Досрочное прекращение полномочий состава комиссии по всеукраинскому референдуму или члена комиссии по всеукраинскому референдуму Раздел V Списки избирателей Статья 54. Составление предварительных списков избирателей для обычного участка по всеукраинскому референдуму Статья 55. Передача предварительных списков избирателей и именных приглашений комиссиям по всеукраинскому референдуму обычных участков по всеукраинскому референдуму Статья 56. Уведомление избирателей о включении в предварительные списки избирателей Статья 57. Составление и уточнение списков избирателей на специальных участках по всеукраинскому референдуму Статья 58. Порядок ознакомления избирателей с предварительным списком избирателей на обычном участке по всеукраинскому референдуму и устранение неправильностей в списке избирателей Статья 59. Порядок внесения изменений в предварительные списки избирателей Статья 60. Уточнение предварительного списка избирателей на обычном участке по всеукраинскому референдуму Статья 61. Внесение изменений в уточненный список избирателей участковой комиссией по всеукраинскому референдуму на обычном участке по всеукраинскому референдуму Статья 62. Порядок составления и уточнения списков избирателей на зарубежных участках всеукраинского референдума Статья 63. Временное изменение места голосования избирателя без изменения избирательного адреса Раздел VI Финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения всеукраинского референдума Статья 64. Общие принципы финансового обеспечения всеукраинского референдума Статья 65. Финансовое обеспечение подготовки и проведения всеукраинского референдума Статья 66. Материально-техническое обеспечение подготовки и проведения всеукраинского референдума Статья 67. Оплата труда членов комиссий по всеукраинскому референдуму и лиц, привлеченных к обеспечению их работы Статья 68. Фонды референдума Статья 69. Открытие, функционирование и закрытие счетов фондов всеукраинского Статья 70. Фонд инициативной группы Статья 71. Распорядитель фонда всеукраинского референдума Статья 72. Формирование фонда всеукраинского референдума и использование его средств Статья 73. Контроль за фондами всеукраинского референдума Раздел VII Гарантии деятельности субъектов процесса всеукраинского референдума, международных наблюдателей Статья 74. Сторонники и оппоненты вопроса всеукраинского референдума Статья 75. Порядок регистрации политических партий, общественных организаций как сторонников или оппонентов вопроса всеукраинского референдума Статья 76. Представитель субъекта процесса всеукраинского референдума в Центральной избирательной комиссии, уполномоченные лица субъекта процесса всеукраинского референдума Статья 77. Порядок регистрации представителя субъекта процесса всеукраинского референдума в Центральной избирательной комиссии, уполномоченных лиц субъекта процесса всеукраинского референдума Статья 78. Полномочия представителя субъекта процесса всеукраинского референдума в Центральной избирательной комиссии, уполномоченных лиц субъектов процесса всеукраинского референдума Статья 79. Замена представителя субъекта процесса всеукраинского референдума в Центральной избирательной комиссии, уполномоченного лица субъекта процесса всеукраинского референдума Статья 80. Официальные наблюдатели Статья 81. Сроки полномочий официальных наблюдателей Статья 82. Участие общественных организаций в наблюдении на всеукраинском референдуме Статья 83. Регистрация официальных наблюдателей Статья 84. Права и обязанности официальных наблюдателей Статья 85. Международные наблюдатели Раздел VIII Информационное обеспечение всеукраинского референдума Статья 86. Основные принципы информационного обеспечения всеукраинского референдума Статья 87. Общее информационное обеспечение всеукраинского референдума Статья 88. Специальное информационное обеспечение всеукраинского референдума Статья 89. Основы участия средств массовой информации и информационных агентств в информационном обеспечении всеукраинского референдума Статья 90. Процедура и сроки проведения теледебатов субъектов процесса всеукраинского референдума Статья 91. Особенности распространения информации о результатах опроса общественного мнения, связанного с всеукраинским референдумом Статья 92. Официальные информационные материалы всеукраинского референдума Статья 93. Информационные плакаты инициативной группы, политической партии, общественной организации, зарегистрированных как сторонники или оппоненты вопроса всеукраинского референдума Раздел IX Агитация всеукраинского референдума Статья 94. Формы и средства агитации всеукраинского референдума Статья 95. Сроки проведения агитации всеукраинского референдума Статья 96. Печатные материалы и товары агитации всеукраинского референдума Статья 97. Общий порядок использования средств массовой информации Статья 98. Порядок использования электронных (аудиовизуальных) средств массовой информации Статья 99. Порядок использования печатных средств массовой информации Статья 100. Ограничения агитации по всеукраинскому референдуму Раздел X Голосование и установление результатов всеукраинского референдума Статья 101. Бюллетень для голосования Статья 102. Порядок изготовления бюллетеней для голосования Статья 103. Порядок передачи бюллетеней для голосования комиссиям по всеукраинскому референдуму Статья 104. Помещение для голосования Статья 105. Подготовка к голосованию Статья 106. Организация и порядок голосования в помещении для голосования Статья 107. Обеспечение голосования по месту нахождения избирателя Статья 108. Порядок подсчета голосов избирателей, проголосовавших на участке по всеукраинскому референдуму Статья 109. Протокол участковой комиссии по всеукраинскому референдуму о подсчете голосов избирателей на участке по всеукраинскому референдуму Статья 110. Признание участковой комиссией по всеукраинскому референдуму голосования на участке по всеукраинскому референдуму недействительным Статья 111. Порядок транспортировки и передачи документов всеукраинского референдума в окружную комиссию по всеукраинскому референдуму Статья 112. Порядок принятия и рассмотрения документов участковых комиссий по всеукраинскому референдуму окружной комиссией по всеукраинскому референдуму Статья 113. Повторный подсчет голосов избирателей на участке по всеукраинскому референдуму Статья 114. Установление итогов голосования в пределах территориального округа по всеукраинскому референдуму Статья 115. Установление итогов голосования в пределах зарубежного округа по всеукраинскому референдуму Статья 116. Порядок электронного голосования на всеукраинском референдуме и установления его результатов Статья 117. Установление результатов всеукраинского референдума Статья 118. Официальное объявление результатов всеукраинского референдума Статья 119. Официальное опубликование закона, утвержденного (принятого) на всеукраинском референдуме Раздел XI Правовые последствия всеукраинского референдума Статья 120. Правовые последствия всеукраинского референдума относительно принятия закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины и по вопросу изменения территории Украины Статья 121. Хранение документации по всеукраинскому референдуму, иной документации комиссий по всеукраинскому референдуму и материальных ценностей Статья 122. Правовые последствия всеукраинского референдума по народной инициативе Раздел XII Обжалование нарушений законодательства о всеукраинском референдуме Статья 123. Общие принципы обжалования во время процесса референдума Статья 124. Обжалование в судебном порядке Статья 125. Предмет и субъект обжалования в комиссии по всеукраинскому референдуму. Субъект рассмотрения жалоб Статья 126. Особенности представительства субъектов процесса всеукраинского референдума при обжаловании Статья 127. Сроки обжалования в комиссию по всеукраинскому референдуму Статья 128. Форма и содержание жалобы в комиссию по всеукраинскому референдуму Статья 129. Возврат жалобы без рассмотрения Статья 130. Сроки рассмотрения жалоб в комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 131. Порядок рассмотрения жалоб в комиссии по всеукраинскому референдуму Статья 132. Доказательства Статья 133. Решение комиссии по всеукраинскому референдуму по результатам рассмотрения жалобы по существу Раздел XIII Заключительные и переходные положения

Закон Украины от 26 января 2021 года №1135-IX
"О всеукраинском референдуме"

О документе

Номер документа:1135-IX
Дата принятия: 26/01/2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/04/2021
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 10 апреля 2021 года №67

Официальный вестник Украины от 23 апреля 2021 года №31, стр. 11 статья 1762, код акта 104261/2021  

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела XIII настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 11 апреля 2021 года, кроме:

1) части второй статьи 6, части первой статьи 13, части второй статьи 38, пункта 4 части первой и пункта 4 части второй статьи 39, части четвертой статьи 44, части первой статьи 48, части восемнадцатой статьи 57, частей первой и восьмой статьи 101, статьи 116, частей первой и второй статьи 117, части пятой статьи 125 в отношении организации и проведения электронного голосования, которые вступают в силу со дня вступления в силу закона относительно применения инновационных технологий электронного (машинного) голосования;

2) статьи 23, части десятой статьи 32 относительно обязанности инициативной группы передать в Центральную избирательную комиссию подписные электронные данные, которые вступают в силу со дня, следующего за днем принятия Центральной избирательной комиссией решения о вводе в эксплуатацию автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы;

3) части пятой статьи 30, пункта 5 части второй статьи 50, частей четвертой, шестой, восьмой и девятой статьи 65, части первой статьи 89, части шестой статьи 104, части третьей статьи 121, пункта 1 части второй статьи 124 по выполнению соответствующих полномочий территориальными и региональными представительствами Центральной избирательной комиссии, которые вступают в силу со дня, следующего за днем принятия Центральной избирательной комиссией решения о начале работы ее региональных и территориальных представительств.

4) пункта 4 части первой статьи 3 настоящего Закона, а также иных положений настоящего Закона в отношении подготовки, организации и проведения всеукраинского референдума, предметом которого является утрата силы закона Украины или отдельных его положений, который вступает в силу со дня вступления в силу закона о народной законодательной инициативе, но не позднее 1 января 2022 года.