Дата обновления БД:
22.03.2023
Добавлено/обновлено документов:
68 / 127
Всего документов в БД:
123345
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ
от 25 октября 2001 года №2768-III
(В редакции Законов Украины от 20.12.2001 г. №2905-III, 03.04.2003 г. №675-IV, 15.05.2003 г. №762-IV, 05.06.2003 г. №898-IV, 10.07.2003 г. №1103-IV, 11.07.2003 г. №1119-IV, 11.09.2003 г. №1158-IV, 27.11.2003 г. №1344-IV, 18.03.2004 г. №1626-IV, 20.04.2004 г. №1694-IV, 12.05.2004 г. №1709-IV, 06.10.2004 г. №2059-IV, 14.12.2004 г. №2229-IV, 20.12.2005 г. №3235-IV, 08.02.2006 г. №3404-IV, 09.02.2006 г. №3415-IV, 19.12.2006 г. №489-V, 19.12.2006 г. №490-V, 27.04.2007 г. №997-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 03.06.2008 г. №309-VI, 16.09.2008 г. №509-VI, 25.12.2008 г. №800-VI, 15.01.2009 г. №875-VI, 05.03.2009 г. №1066-VI, 04.06.2009 г. №1442-VI, 04.06.2009 г. №1443-VI, 05.06.2009 г. №1474-VI, 05.11.2009 г. №1702-VI, 05.11.2009 г. №1704-VI, 05.11.2009 г. №1708-VI, 25.06.2009 г. №1561-VI, 17.11.2009 г. №1559-VI, 19.01.2010 г. №1783-VI, 11.02.2010 г. №1878-VI, 27.04.2010 г. №2154-VI, 13.05.2010 г. №2182-VI, 01.07.2010 г. №2404-VI, 08.07.2010 г. №2457-VI, 08.07.2010 г. №2471-VI, 09.07.2010 г. №2480-VI, 09.09.2010 г. №2518-VI, 02.12.2010 г. №2740-VI, 22.12.2010 г. №2850-VI, 23.12.2010 г. №2856-VI, 23.12.2010 г. №2880-VI, 14.01.2011 г. №2949-VI, 03.03.2011 г. №3123-VI, 07.04.2011 г. №3205-VI, 16.06.2011 г. №3521-VI, 16.06.2011 г. №3523-VI, 07.07.2011 г. №3613-VI (см. сроки вступления в силу), 08.07.2011 г. №3687-VI, 20.12.2011 г. №4174-VI, 20.12.2011 г. №4188-VI, 22.12.2011 г. №4215-VI, 22.12.2011 г. №4226-VI (вступил в силу 06.05.2012 г.), 23.02.2012 г. №4442-VI (вступил в силу 22.03.2012 г.) 23.02.2012 г. №4444-VI, 15.03.2012 г. №4539-VI, 17.05.2012 г. №4709-VI (вступил в силу 13.06.2013 г.), 21.06.2012 г. №5003-VI, 21.06.2012 г. №5018-VI (вступил в силу 04.09.2012 г.), 05.07.2012 г. №5059-VI, 05.07.2012 г. №5070-VI (вступил в силу 05.09.2012 г), 05.07.2012 г. №5077-VI, 06.09.2012 г. №5245-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 18.09.2012 г. №5293-VI (вступил в силу 01.07.2013 г.), 02.10.2012 г. №5394-VI (вступил в силу 03.12.2012 г.), 02.10.2012 г. №5395-VI (вступил в силу 06.12.2012 г.), 02.10.2012 г. №5406-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 20.11.2012 г. №5494-VI, 20.11.2012 г. №5496-VI, 02.07.2013 г. №365-VII, 02.07.2013 г. №366-VII, 04.07.2013 г. №402-VII, 04.07.2013 г. №406-VII, 10.10.2013 г. №639-VII, 24.10.2013 г. №661-VII, 17.06.2014 г. №1507-VII, 17.04.2014 г. №1223-VII, 01.07.2014 г. №1556-VII, 11.02.2015 г. №180-VIII, 12.02.2015 г. №191-VIII, 02.03.2015 г. №222-VIII (вступил в силу 28.06.2015 г.), 12.05.2015 г. №388-VIII, 14.05.2015 г. №417-VIII (вступил в силу 01.07.2015 г.), 14.05.2015 г. №418-VIII, 02.06.2015 г. №497-VIII, 10.11.2015 г. №767-VIII, 24.11.2015 г. №818-VIII, 08.12.2015 г. №862-VIII, 10.12.2015 г. №888-VIII, 18.02.2016 г. №1012-VIII, 02.06.2016 г. №1404-VIII (вступил в силу 05.10.2016 г.), 14.07.2016 г. №1472-VIII, 20.09.2016 г. №1532-VIII, 20.09.2016 г. №1533-VIII, 06.10.2016 г. №1669-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 14.03.2017 г. №1923-VIII, 23.03.2017 г. №1983-VIII, 23.05.2017 г. №2059-VIII (введен в действие 18.12.2017 г.), 05.09.2017 г. №2145-VIII, 07.12.2017 г. №2236-VIII, 18.01.2018 г. №2269-VIII, 01.03.2018 г. №2314-VIII, 20.03.2018 г. №2354-VIII, 10.07.2018 г. №2498-VIII (вступил в силу 01.01.2019 г.), 02.10.2018 г. №2581-VIII, 23.11.2018 г. №2628-VIII, 20.12.2018 г. №2666-VIII, 06.06.2019 г. №2745-VIII, 20.09.2019 г. №124-IX (вступил в силу 16.10.2020 г.), 20.09.2019 г. №132-IX, 03.10.2019 г. №155-IX, 29.10.2019 г. №232-IX (вступил в силу 01.01.2020 г.), 29.10.2019 г. №233-IX (вступил в силу 21.02.2020 г.), 31.10.2019 г. №264-IX, 04.12.2019 г. №329-IX (вступил в силу 01.01.2020 г.), 05.12.2019 г. №340-IX (см. сроки вступления в силу), 19.12.2019 г. №402-IX, 14.01.2020 г. №440-IX, 31.03.2020 г. №552-IX (вступил в силу 01.07.2021 г.), 13.04.2020 г. №554-IX, 17.12.2020 г. №1116-IX, 19.02.2021 г. №1259-IX, 28.04.2021 г. №1423-IX (см. сроки вступления в силу), 18.05.2021 г. №1444-IX)
(По всему тексту Кодекса слова "административно-территориальное образование" во всех падежах и числах заменено словами "административно-территориальная единица" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3613-VI)(см. предыдущую редакцию)
(В тексте Кодекса:
слова "иностранное юридическое лицо" во всех падежах и числах заменены словами "юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства" в соответствующем падеже и числе;
слова "иностранные граждане" во всех падежах заменены словом "иностранцы" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел I. Общая часть
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Земля - основное национальное богатство
1. Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
2. Право собственности на землю гарантируется.
3. Использование собственности на землю не может причинять вред правам и свободам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Статья 2. Земельные отношения
1. Земельные отношения - это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.
2. Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.
3. Объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).
Статья 3. Регулирование земельных отношений
1. Земельные отношения регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
2. Земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются настоящим Кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат настоящему Кодексу.
Статья 4. Земельное законодательство и его задача
1. Земельное законодательство включает настоящий Кодекс, иные нормативно-правовые акты в области земельных отношений.
2. Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства, рационального использования и охраны земель.
Статья 5. Принципы земельного законодательства
Земельное законодательство базируется на следующих принципах:
а) сочетания особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;
б) обеспечения равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства;
в) невмешательства государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом;
г) обеспечения рационального использования и охраны земель;
ґ) обеспечения гарантий прав на землю;
д) приоритета требований экологической безопасности.
Глава 2. Полномочия Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в области земельных отношений
Статья 6. Полномочия Верховной Рады Украины в области земельных отношений
К полномочиям Верховной Рады Украины в области земельных отношений относится:
а) принятие законов в области регулирования земельных отношений;
б) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель;
в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;
г) установление и изменение границ районов и городов;
ґ) согласование вопросов, связанных с изменением целевого назначения особо ценных земель государственной и коммунальной собственности, прекращением права постоянного пользования ими в соответствии с данным Кодексом;
(Пункт ґ статьи 6 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 г. №5245-VI)
(см. предыдущую редакцию)
д) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
Статья 7. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений
К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений на территории республики относится:
а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад;
б) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
в) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации в пределах территории Автономной Республики Крым;
г) утверждение и участие в реализации республиканских программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель;
ґ) исключен
д) координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области земельных отношений;
е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
є) координация осуществления контроля за использованием и охраной земель;
ж) исключен;
з) установление и изменение границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района;
(Пункт "з" изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. №5003-VI)
(см. предыдущую редакцию)
и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.03.2017 г. №1923-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Полномочия областных советов в области земельных отношений
К полномочиям областных советов в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов области;
б) пункт б) статьи 8 исключен
в) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
г) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации на соответствующей территории;
ґ) утверждение и участие в реализации региональных программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель;
д) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
е) организация землеустройства;
є) исключен;
ж) установление и изменение границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района, или в случае, если районный совет не образован;
(Пункт "ж" статьи 8 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. №5003-VI)
(см. предыдущую редакцию)
з) разрешение земельных споров;
и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Полномочия Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений
К полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями территориальной громады города;
б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;
в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;
г) изъятие земельных участков коммунальной собственности, постоянного пользования в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
ґ) выкуп земельных участков частной собственности для общественных нужд города;
д) прекращение права пользования земельными участками коммунальной собственности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
е) принятие решения об освобождении самовольно занятых земельных участков;
є) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков из земель государственной собственности, которые производятся органами исполнительной власти;
ж) установление и изменение границ сел, поселков, районов в городах;
з) организация землеустройства;
и) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
і) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства;
ї) ограничение, временное запрещение (приостановление) либо прекращение использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства;
й) информирование населения о предоставлении, изъятии (выкупе) земельных участков;
к) исключен;
л) разрешение земельных споров;
м) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Полномочия районных советов в области земельных отношений
К полномочиям районных советов в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями на праве совместной собственности территориальных общин сел, поселков, городов района;
б) пункт б) статьи 10 исключен
в) Исключен в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX;
г) обеспечение реализации государственной политики в области охраны и использования земель;
ґ) организация землеустройства и утверждение землеустроительных проектов;
д) исключен;
е) Исключен в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX;
е - 1) установление и изменение границ сел, поселков, которые входят в состав соответствующего района;
є) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Полномочия районных в городах советов в области земельных отношений
Полномочия районных в городах советов в области земельных отношений определяются городскими советами.
Статья 12. Полномочия сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов в области земельных отношений
К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями коммунальной собственности территориальных громад;
б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;
в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;
г) изъятие земельных участков коммунальной собственности, постоянного пользования в соответствии с настоящим Кодексом;
ґ) выкуп земельных участков частной собственности для общественных нужд соответствующих территориальных громад сел, поселков, городов;
д) организация землеустройства;
е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
є) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства;
ж) ограничение, временное запрещение (приостановление) использования земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства;
з) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом;
и) установление и изменение границ районов в городах с районным делением;
і) информирование населения об изъятии (выкупе), предоставлении земельных участков;
ї) внесение предложений в районный совет об установлении и изменении границ сел, поселков, городов;
й) разрешение земельных споров;
к) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
К полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относятся:
1) предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в соответствии с законом;
2) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти в области земельных отношений
Статья 13. Полномочия Кабинета Министров Украины в области земельных отношений
К полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) реализация государственной политики в области использования и охраны земель;
в) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом;
г) координация проведения земельной реформы;
ґ) разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;
д) организация ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществление землеустройства;
е) установление порядка проведения мониторинга земель;
е-1) внесение в Верховную Раду Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов;
є) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.03.2017 г. №1923-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды в области земельных отношений относится:
а) участие в разработке общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
б) участие в формировании государственной политики в области охраны и рационального использования земель;
в) организация мониторинга земель;
г) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(Статья 14 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды в области земельных отношений
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды в области земельных отношений относится:
а) участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
б) участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в области охраны земель и воссоздания плодородия почв;
в) осуществление государственной экологической экспертизы землепользования;
г) внесение предложений относительно формирования государственной политики в области охраны и рационального использования земель;
ґ) осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны земель;
д) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(Статья 14-1 введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)
Статья 14-2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воссоздания и охраны природных ресурсов в области земельных отношений
К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воссоздания и охраны природных ресурсов в области земельных отношений, относится осуществление государственного контроля за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, а также юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства требований законодательства об использовании и охране земель относительно:
консервирования деградированных и малопроизводительных земель;
сохранения водно-болотных угодий;
выполнения экологических требований при предоставлении в собственность и пользование, в том числе в аренду, земельных участков;
осуществления мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами;
соблюдения режима использования земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
соблюдения экологических нормативов по вопросам использования и охраны земель;
установления и использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдения режима использования их территорий;
решения других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
(Статья 14-2 введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)
Статья 15. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере земельных отношений
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере земельных отношений, относятся:
а) осуществление нормативно-правового обеспечения в сфере земельных отношений;
б) обеспечение проведения земельной реформы;
в) разработка и обеспечение реализации общегосударственных, региональных программ использования и охраны земель;
г) Исключен в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX
ґ) обеспечение ведения и администрирования Государственного земельного кадастра, охраны земель;
д) разработка экономического механизма регулирования земельных отношений;
е) участие в разработке мероприятий по развитию рынка земель;
є) международное сотрудничество в области земельных отношений;
ж) осуществление других полномочий, определенных законами Украины;
(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 15-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, относится:
а) внесение в установленном порядке предложений относительно распоряжения землями государственной и коммунальной собственности, установления границ области, района, города, района в городе, села и поселка, регулирование земельных отношений;
б) участие в разработке и выполнении государственных, отраслевых, региональных и местных программ по вопросам регулирования земельных отношений, рационального использования земель, их воссоздания и охраны, установления границ области, района, города, района в городе, села и поселка в проведении мониторинга земель, территориальном планировании;
в) организация проведения работ, связанных с реализацией земельной реформы;
г) проведение в соответствии с законодательством мониторинга земель и охраны земель;
ґ) ведение и администрирование Государственного земельного кадастра;
д) участие в государственном регулировании планирования территорий;
е) организация и осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в порядке, установленном законом;
є) осуществление мероприятий по совершенствованию порядка ведения учета и подготовки отчетности по регулированию земельных отношений, использования и охраны земель, формирования экосети;
є-1) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
є-2) участие в формировании и реализация государственной политики в сфере национальной инфраструктуры геопространственных данных.
ж) решение других вопросов, определенных законами Украины.
(В статью 15-1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 15-2.
Исключена в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX
(см. предыдущую редакцию)
Статья 16. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в области земельных отношений
К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и республиканских программ по вопросам использования и охраны земель;
в) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) подготовка заключений о предоставлении или изъятии (выкупе) земельных участков;
ґ) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом;
д) осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
д-1) внесение в Кабинет Министров Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов;
е) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.03.2017 г. №1923-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17. Полномочия местных государственных администраций в области земельных отношений
К полномочиям местных государственных администраций в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ по вопросам использования и охраны земель;
в) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) подготовка заключений о предоставлении или изъятии (выкупе) земельных участков;
ґ) выкуп земельных участков для общественных нужд в пределах, определенных законом;
д) подготовка заключений об установлении и изменении границ сел, поселков, районов, районов в городах и городов;
е) осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
є) координация деятельности государственных органов земельных ресурсов;
є-1) внесение в Кабинет Министров Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов в порядке, определенном законом;
ж) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.03.2017 г. №1923-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17-1. Полномочия государственных органов приватизации в области земельных отношений
Государственные органы приватизации осуществляют продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.
Раздел II. Земли Украины
Глава 4. Состав и целевое назначение земель Украины
Статья 18. Состав земель
1. К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории.
2. Категории земель Украины имеют особый правовой режим.
3. Украина за пределами ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.
Статья 19. Категории земель
1. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилищной и общественной застройки;
в) земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения;
ґ) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
е) земли лесохозяйственного назначения;
є) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
2. Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование граждан либо юридических лиц, могут находиться в запасе.
Статья 20. Установление и изменение целевого назначения земельных участков
(Наименование статьи 20 изложено в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5395-VI)
(см. предыдущую редакцию)
1. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отведения.
2. Изменение целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности осуществляется Верховным Советом Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение об утверждении проектов землеустройства относительно отведения земельных участков и передачи этих участков в собственность или предоставлении в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 данного Кодекса.
3. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков.
Изменение целевого назначения земельных участков, не относящихся к государственной или коммунальной собственности, осуществляется сельским, поселковым, городским советом.
Проект землеустройства относительно отведения земельного участка (кроме земельных участков государственной или коммунальной собственности), целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу собственника земельного участка без предоставления разрешения Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку.
Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом.
Совет министров Автономной Республики Крым, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и изменении его целевого назначения.
Отказ Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.
4. часть 4 статьи 20 исключена в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5395-VI
(см. предыдущую редакцию)
(Изменения к части четвертой статьи 20 см. в Законах Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI, 02.07.2013 г. №365-VII)
5. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются его владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в пределах требований относительно пользования землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 настоящего Кодекса.
Земельные участки, которые относятся к землям обороны, используются исключительно в соответствии с Законом Украины "Об использовании земель обороны".
6. Изменение целевого назначения особо ценных земель допускается только для размещения на них объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости, отнесения земель, указанных в пунктах "а" и "б" части первой статьи 150 данного Кодекса, к землям природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения.
Отнесение особо ценных земель государственной или коммунальной собственности, определенных в пунктах "а" и "б" части первой статьи 150 данного Кодекса, к землям других категорий осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины.
Согласование материалов места расположения объекта, который предусматривается разместить на земельном участке особо ценных земель государственной или коммунальной собственности с изменением его целевого назначения, осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины в порядке, определенном статьей 151 настоящего Кодекса.
(Часть 6. статьи 20 введена в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 г. №5245-VI)
7. Изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
8. В случае изменения целевого назначения земельного участка несельскохозяйственного назначения с отнесением такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, собственником которой является лицо, которое в соответствии с положениями настоящего Кодекса не может приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, такой земельный участок подлежит отчуждению в течение одного года со дня внесения в Государственный земельный кадастр сведений об измененном целевом назначении земельного участка.
(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 21. Последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:
а) признание недействительными решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;
б) признания недействительными сделок относительно земельных участков;
в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
г) привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.
Глава 5. Земли сельскохозяйственного назначения
Статья 22. Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции или предназначенные для этих целей.
2. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги);
б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям иных категорий, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временного консервирования и т. п.).
3. Исключена в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX
4. Исключена в соответствии с Законом Украины от 12.02.2015 г. №191-VIII.
5. Приобретение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований статьи 130 настоящего Кодекса.
(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 23. Приоритетность земель сельскохозяйственного назначения
1. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.
2. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, проводится на основании данных государственного земельного кадастра.
3. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.
4. Линии электропередачи, связи и другие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, трасс и т. п.
Статья 24. Земельные участки государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций
1. Государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.
2. Государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут арендовать земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
3. В случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения, организации земли, находящиеся в их постоянном пользовании, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся в земли запаса или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования по их целевому назначению, а договоры аренды земельных участков прекращаются.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 24 июля 2021 года