Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 3 октября 2019 года №155-IX

О концессии

(В редакции Законов Украины от 02.12.2020 г. №1024-IX, 16.12.2020 г. №1089-IX)

Этот Закон определяет правовые, финансовые и организационные основы реализации проектов, осуществляемых на условиях концессии, с целью модернизации инфраструктуры и повышения качества общественно значимых услуг.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Определение терминов

1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:

1) администратор электронной торговой системы - юридическое лицо, ответственное за обеспечение функционирования электронной торговой системы, определенное Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства. Администратор электронной торговой системы не может быть владельцем, учредителем или связанным лицом с лицом оператора электронной площадки, совмещение функций администратора электронной торговой системы и оператора электронной площадки запрещается;

2) балансодержатель - государственное, коммунальное предприятие, учреждение, организация, хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, на балансе или в собственности которого находится имущество, являющееся объектом концессии;

3) виртуальная комната данных - защищенный в соответствии с законодательством интернет-ресурс, на котором размещена информация об объекте концессии, балансодержателе, в частности о его финансовом состоянии, документы и сведения, необходимые для получения разрешения на концентрацию, другие сведения, в том числе информация с ограниченным доступом (кроме секретной и служебной информации), а также другая информация, определенная концессиедателем по предложению советника (в случае его привлечения);

4) договор о финансировании - договор между концессионером и кредитором (кредиторами) или их представителями, заключенный с целью финансирования проекта, осуществляемого на условиях концессии;

5) электронная торговая система (далее - ЭТС) - двухуровневая информационно-коммуникационная система, которая включает центральную базу данных и электронные площадки, которые взаимодействуют с центральной базой данных через интерфейс программирования приложений такой центральной базы данных. ЭТС обеспечивает возможность создания, размещения, публикации и обмена информацией и документами в электронном виде, проведение концессионного конкурса и конкурентного диалога, а также публикацию документов в процедуре прямых переговоров с арендатором государственного имущества, передаваемого в концессию;

6) электронная площадка - аппаратно-программный комплекс, функционирующий в сети Интернет, подключенный к центральной базе данных и обеспечивает концессиедателю (конкурсной комиссии), претендентам и участникам возможность пользоваться сервисами ЭТС с автоматическим обменом информацией;

7) концессиедатель - в отношении объектов государственной собственности - государство в лице соответствующих государственных органов, которые в соответствии с Законом Украины "Об управлении объектами государственной собственности" осуществляют управление объектами государственной собственности, а если такой орган не определен - Кабинет Министров Украины или уполномоченный им орган, или по решению Кабинета Министров Украины - Национальная академия наук Украины, национальные отраслевые академии наук, государственное предприятие, учреждение, организация, хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству; в отношении объектов, принадлежащих Автономной Республике Крым - Автономная Республика Крым в лице Совета министров Автономной Республики Крым на основании решения Верховной Рады Автономной Республики Крым; по объектам коммунальной собственности - территориальная община в лице исполнительного органа местного самоуправления (на основании решения представительного органа местного самоуправления); в отношении имущества хозяйственных обществ, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, которое передается в концессию вместе с объектами государственной или коммунальной собственности - хозяйственное общество, которое является собственником такого имущества или которому принадлежат 100 процентов акций (долей), удостоверяющих корпоративные права хозяйственного общества на такое имущество - по решению соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих функции по управлению корпоративными правами в отношении таких хозяйственных обществ;

8) концессионный договор - договор между концессионером и концессиедателем, который определяет порядок и условия реализации проекта, который осуществляется на условиях концессии;

9) концессионный платеж - периодический платеж, который осуществляется концессионером в соответствии с условиями концессионного договора;

10) концессионер - юридическое лицо - резидент Украины, которое получило согласно этому Закону объект в концессию и выступает стороной концессионного договора;

11) концессия - форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает предоставление концессиедателем концессионеру права на создание и/или строительство (новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое переоснащение), и/или управление (пользование, эксплуатацию, техническое обслуживание) объектом концессии, и/или предоставление общественно значимых услуг в порядке и на условиях, определенных концессионным договором, а также предусматривает передачу концессионеру подавляющей части операционного риска, охватывает риск спроса и/или риск предложения;

12) пользователи (потребители) - юридические и/или физические лица, которые пользуются объектом концессии или получают общественно значимые услуги, предоставляемые согласно концессионному договору;

13) кредитор - любая финансовая организация, международная финансовая организация, которая предоставила или собирается предоставить долговое финансирование, предоставила гарантию концессионеру для исполнения им обязательств по концессионным договорам;

14) международная финансовая организация - Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международная ассоциация развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк, Всемирный банк и другие международные финансовые организации, членом которых является Украина;

15) независимый эксперт - лицо, отвечающее установленным настоящим Законом требованиям, обладает специальными знаниями в определенной области и может предоставить разъяснения, рекомендации, консультации, заключения по вопросам, требующим таких специальных знаний, во время проведения концессионного конкурса и по договору с концессиедателем привлекается к работе конкурсной комиссии с правом совещательного голоса;

16) объект концессии - объекты права государственной собственности, собственности Автономной Республики Крым или коммунальной собственности, а также имущество хозяйственных обществ, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, предоставляемых концессионеру с целью выполнения условий концессионного договора, а также объекты, которые создаются и/или строятся концессионером в процессе выполнения концессионного договора. Объект концессии может состоять из имущества нескольких балансодержателей.

Объектом концессии не может быть государственное имущество, имущество Автономной Республики Крым и коммунальное имущество, в отношении которого заключен договор аренды, до прекращения действия такого договора, кроме случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона, а также государственное имущество, используемое в изготовлении и ремонте всех видов оружия, находящегося на вооружении Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законодательством воинских формирований, Службы безопасности Украины;

17) оператор электронной площадки - юридическое лицо, имеющее право использовать электронную площадку и действует согласно договору, заключенному с администратором ЭТС;

18) орган по государственно-частному партнерству - центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства;

19) плата за эксплуатационную готовность - предусмотренные концессионным договором платежи в пользу концессионера, которые уплачиваются после принятия объекта концессии в эксплуатацию, размер которых зависит от достижения концессионером показателей результативности, определенных концессионным договором;

20) показатели результативности - количественные и качественные показатели по надежности и доступности объекта концессии и предоставлению общественно значимых услуг, которые должны быть достигнуты в результате реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии, с учетом его цели и задач;

21) претендент - юридические лица (резиденты и/или нерезиденты) или объединение таких юридических лиц (резидентов и/или нерезидентов), которые в процедуре предварительного отбора (предквалификации) подали в установленном концессиедателем порядке заявку на участие в концессионном конкурсе;

22) прямой договор - договор между концессиедателем, концессионером и кредитором (кредиторами), который определяет порядок и условия замены концессионера, а также может предусматривать обязательства сторон договора, связанные с изменением концессионера, выполнение финансовых обязательств концессионера перед кредитором (кредиторами) и другие положения, направленные на недопущение расторжения концессионного договора;

23) советник - физическое и/или юридическое лицо, которое по договору берет на себя обязательства по предоставлению услуг в процессе подготовки проекта, осуществляемого на условиях концессии;

24) общественно значимые услуги - услуги, направленные на обеспечение общественных интересов и потребностей, предоставляемых неограниченному кругу пользователей (потребителей) и/или предоставление которых обычно должно обеспечиваться органами государственной власти, органами местного самоуправления или государственными, коммунальными предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйственными обществами, 50 и более процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству;

25) участник - претендент, который по результатам процедуры предварительного отбора (предквалификации) в установленном концессиедателем порядке допущен к участию в концессионном конкурсе, уплатил регистрационный взнос и заключил с концессиедателем договор о конфиденциальности предоставленной информации, или в случае проведения концессионного конкурса в ЭТС без проведения предквалификации - юридическое лицо (резидент и/или нерезидент), объединения юридических лиц, предприятий (резидентов и/или нерезидентов), которые выполнили требования для получения статуса участника;

26) центральная база данных - совокупность технических и программных средств в составе интерфейсов программирования приложений, модулей конкурса, вспомогательных программных сервисов и баз данных, обеспечивающих возможность проведения процедуры конкурса в электронной форме и гарантируют равный доступ к информации участникам конкурса в электронной форме. Текущая используемая версия программного кода всех составляющих центральной базы данных является открытой и общедоступной.

2. Термины "государственно-частное партнерство", "частный партнер" употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "О государственно-частном партнерстве", термин "контроль" употребляется в этом Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О защите экономической конкуренции", термин "конечный бенефициарный владелец (контролер)" - в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", термин "связанные лица" - в значении, приведенном в Налоговом кодексе Украины.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.12.2020 №1089-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Концессионное законодательство

1. Отношения, возникающие в связи с реализацией проектов, осуществляемых на условиях концессии, регулируются Конституцией Украины, Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Земельным кодексом Украины, этим Законом, другими нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение этого Закона, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Отношения, возникающие в связи с реализацией проектов, осуществляемых на условиях концессии, не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно нормы относительно внесения изменений в этот Закон.

2. В случае если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены этим Законом, применяются правила международного договора.

3. Нормы Закона Украины "О государственно-частном партнерстве" применяются только в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

4. На отношения, возникающие в связи с выбором концессионера, выполнением концессионного договора и предоставлением государственной поддержки проектов, осуществляемых на условиях концессии, не распространяется действие законодательства о публичных закупках.

5. Концессия может применяться для осуществления проектов в любых сферах хозяйственной деятельности, кроме объектов, в отношении которых законом установлены ограничения или запрет относительно передачи их в концессию.

6. Действие этого Закона не распространяется на проекты, которые:

не предусматривают внесения инвестиций инвестором в объект концессии;

предполагают получение инвестором полного возмещения осуществленных им инвестиций за счет средств государственного или местного бюджета;

не предусматривают создание и/или строительство (новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое переоснащение), и/или управление (пользование, эксплуатацию, техническое обслуживание) объектом концессии, и/или предоставление общественно значимых услуг;

предусматривают поиск, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых.

Статья 3. Срок концессии

1. Концессионный договор заключается на определенный договором срок, который должен составлять не менее пяти лет и не более 50 лет, кроме срока концессионного договора относительно строительства и дальнейшей эксплуатации автомобильных дорог, который должен составлять не менее 10 лет.

2. Срок концессии может определяться с учетом:

срока эксплуатации объекта концессии и срока его амортизации;

срока, обоснованно необходимого концессионеру для возмещения инвестиций, вложенных в объект концессии (учитывая расходы, осуществленные в связи с привлечением долгового финансирования), и получения определенного уровня прибыли;

срока, обоснованно необходимого для достижения целей и задач концессии, а также характеристики сферы и социальной важности проекта, который осуществляется на условиях концессии.

Раздел II Подготовка предложений и принятие решения о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии

Статья 4. Подготовка предложений

1. Инициаторами подготовки предложений об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии могут быть центральные или местные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, Национальная академия наук Украины, национальные отраслевые академии наук, государственное, коммунальное предприятие, учреждение, организация, хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, а также юридические лица частного права (резиденты и/или нерезиденты) или объединение таких юридических лиц (резидентов и/или нерезидентов).

2. Подготовка предложений об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии и проведение на их основе анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства осуществляются в порядке, предусмотренном разделом III Закона Украины "О государственно-частном партнерстве", с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Оценка воздействия на окружающую среду для осуществления плановой деятельности, предусмотренной предложением об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии, осуществляется концессионером после подписания концессионного договора согласно Закону Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду".

Статья 5. Принятие решения о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии

1. Решение о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии принимается в течение трех месяцев со дня представления предложений об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии (сельскими, поселковыми, городскими, в том числе объединенными территориальными общинами, районными и областными советами - на ближайшей сессии) в предусмотренном настоящим Законом порядке на основании заключения по результатам анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства в форме концессии в отношении:

объектов государственной собственности - центральным или местным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законом функции по управлению соответствующими объектами государственной собственности, а если такой орган не определен, - Кабинетом Министров Украины;

объектов, принадлежащих Автономной Республике Крым - органом, уполномоченным Советом министров Автономной Республики Крым, а если такой орган не определен, - Советом министров Автономной Республики Крым;

объектов коммунальной собственности - органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями согласно Закону Украины "О местном самоуправлении в Украине";

имущества хозяйственных обществ, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, которое передается в концессию вместе с объектами государственной или коммунальной собственности, - соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими функции по управлению корпоративными правами в отношении таких хозяйственных обществ.

2. Решение о целесообразности осуществления концессии может предусматривать необходимые мероприятия по подготовке к проведению концессионного конкурса:

1) меры, направленные на создание конкурсной комиссии;

2) мероприятия, необходимые для подготовки объекта к передаче в концессию, в частности меры, направленные на оформление права государственной или коммунальной собственности на имущество, являющееся объектом концессии, формирование и/или государственная регистрация вещных прав на земельные участки, необходимые для осуществления концессии, проведение инвентаризации и независимой оценки имущества, являющегося объектом концессии (при необходимости);

3) мероприятия, направленные на организацию информационного сопровождения проекта, который осуществляется на условиях концессии, в том числе по изучению заинтересованности потенциальных инвесторов;

4) мероприятия, направленные на привлечение советников и независимых экспертов (при необходимости);

5) меры, направленные на обеспечение взаимодействия между концессиедателями (если в проекте, который осуществляется на условиях концессии, принимают участие несколько концессиедателей);

6) другие мероприятия по решению концессиедателя.

В случае если решение о целесообразности осуществления концессии принимает орган, который не будет концессиедателем, в таком решении должен быть определен концессиедатель.

Мероприятия, предусмотренные этой частью, должны быть выполнены в срок, не превышающий шесть месяцев с даты принятия решения о целесообразности осуществления концессии.

3. Орган, принявший решение о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии, обязан в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомить в письменной форме о таком решении лицо, которое подало предложение об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии, и орган по государственно-частному партнерству.

4. Со дня принятия решения о целесообразности осуществления концессии балансодержатель имущества, являющегося объектом концессии, его уполномоченные органы управления без согласия концессиедателя не имеют права:

прекращения обязательств третьей стороны, связанных с объектом концессии, перед балансодержателем путем зачета встречных требований;

осуществление операций (действий), в результате которых может произойти отчуждение объекта концессии, уменьшение его стоимости (кроме амортизационных отчислений) или уменьшение его размера, разделение/объединение, передача в аренду (субаренду) или на правах эмфитевзиса, суперфиция земельного участка государственной/коммунальной собственности, находящегося в постоянном пользовании/собственности/аренде балансодержателя и является необходимой для реализации проекта, который осуществляется на условиях концессии;

мены (обмена), ипотеки или залога имущества, являющегося объектом концессии;

списания основных средств, являющихся объектом концессии;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Определение терминов Статья 2. Концессионное законодательство Статья 3. Срок концессии Раздел II Подготовка предложений и принятие решения о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии Статья 4. Подготовка предложений Статья 5. Принятие решения о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии Раздел III Определение концессионера Статья 6. Порядок определения концессионера Статья 7. Конкурсная комиссия Статья 8. Конкурсная документация Статья 9. Решение о проведении концессионного конкурса Статья 10. Этапы концессионного конкурса Статья 11. Объявление о проведении концессионного конкурса Статья 12. Предварительный отбор претендентов (предквалификация) Статья 13. Результаты предварительного отбора Статья 14. Конкурс предложений Статья 15. Обеспечение конкурсного предложения Статья 16. Оценка конкурсных предложений Статья 17. Определение победителя концессионного конкурса и проведение переговоров о заключении концессионного договора Статья 18. Конкурентный диалог Статья 19. Отмена концессионного конкурса, конкурентного диалога или признание их несостоявшимися Статья 20. Обжалование Статья 21. Заключение концессионного договора путем прямых переговоров с арендатором государственного имущества Статья 22. Особенности участия временных объединений юридических лиц Статья 23. Привлечение советников Раздел IV Концессионный договор Статья 24. Заключение концессионного договора Статья 25. Стороны концессионного договора Статья 26. Существенные условия концессионного договора Статья 27. Внесение изменений и прекращение концессионного договора Статья 28. Ответственность сторон концессионного договора Статья 29. Замена концессионера Раздел V Правовой режим объектов концессии Статья 30. Правовой режим объектов концессии Статья 31. Градостроительная документация Статья 32. Предоставление земельных участков государственной и коммунальной собственности, необходимых для реализации проектов, осуществляемых на условиях концессии Статья 33. Прекращение деятельности балансодержателя, все имущество которого предоставлено в концессию. правопреемство концессионера Раздел VI Финансовые условия концессии Статья 34. Виды платежей по концессионным договорам Статья 35. Государственная поддержка концессии Раздел VII Гарантии прав субъектов концессионной деятельности Статья 36. Гарантии прав концессионера Статья 37. Гарантии прав кредиторов Раздел VIII Особенности концессии на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии Статья 38. Особенности концессии на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии Раздел IX Особенности концессии по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Статья 39. Объект концессии по строительству и дальнейшей эксплуатации автомобильных дорог Статья 40. Решение о целесообразности или нецелесообразности строительства и дальнейшей эксплуатации автомобильных дорог общего пользования государственного значения Статья 41. Особенности реализации проекта, который осуществляется на условиях концессии, по строительству и последующей эксплуатации автомобильной дороги Статья 42. Плата за проезд автомобильной дорогой Статья 43. Платежи в концессионном договоре Раздел X Применимое право и разрешение споров Статья 44. Применимое право Статья 45. Разрешение споров Раздел XI Контроль, мониторинг и заключительная оценка концессий Статья 46. Контроль и мониторинг исполнения концессионных договоров Статья 47. Завершающая оценка осуществления концессии Раздел XII Заключительные и переходные положения

Закон Украины от 3 октября 2019 года №155-IX
"О концессии"

О документе

Номер документа:155-IX
Дата принятия: 03/10/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:20/10/2019
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 19 октября 2019 года №200

Официальный вестник Украины от 1 ноября 2019 года №84, стр. 159, статья 2840, код акта 96491/2019

"Правительственный курьер" от 6 ноября 2019 года №212

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела XII настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 20 октября 2019 года, кроме:

- положений, определяющих использование ЭТС, которые вступают в силу со дня начала функционирования ЭТС для проведения концессионного конкурса, конкурентного диалога и публикации документов в процедуре прямых переговоров с арендатором государственного имущества, передаваемого в концессию, но не позднее 1 сентября 2021 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 16/12/2020  документом  Закон Украины Об электронных коммуникациях № 1089-IX от 16/12/2020
Вступила в силу с: 01/01/2022


Редакция от 02/12/2020, принята документом Закон Украины О внесении изменения в пункт 1 раздела XII Заключительные и переходные положения Закона Украины О концессии № 1024-IX от 02/12/2020
Вступила в силу с: 20/12/2020


Первоначальная редакция от 03/10/2019