Дата обновления БД:
21.03.2023
Добавлено/обновлено документов:
101 / 222
Всего документов в БД:
123345
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ
от 25 октября 2001 года №2768-III
(В редакции Законов Украины N2905-III от 20.12.2001, N675-IV от 03.04.2003, N762-IV от 15.05.2003, N898-IV от 05.06.2003, N1103-IV от 10.07.2003, N1119-IV от 11.07.2003, N1158-IV от 11.09.2003, N1344-IV от 27.11.2003, N1626-IV от 18.03.2004, N1694-IV от 20.04.2004, N1709-IV от 12.05.2004, N2059-IV от 06.10.2004, N2229-IV от 14.12.2004, Решения Конституционного Суда N5-рп/2005 от 22.09.2005, Законов Украины N3235-IV от 20.12.2005, N3404-IV от 08.02.2006, N3415-IV от 09.02.2006, N489-V от 19.12.2006, N490-V от 19.12.2006, N997-V от 27.04.2007, N107-VI от 28.12.2007, N309-VI от 03.06.2008, N509-VI от 16.09.2008, N800-VI от 25.12.2008, N875-VI от 15.01.2009, N1066-VI от 05.03.2009, N1442-VI от 04.06.2009, N1443-VI от 04.06.2009, N1474-VI от 05.06.2009, N1702-VI от 05.11.2009, N1704-VI от 05.11.2009, N1708-VI от 05.11.2009, N1561-VI от 25.06.2009, N1559-VI от 17.11.2009, N1783-VI от 19.01.2010, N1878-VI от 11.02.2010, №2154-VI от 27.04.2010, 13.05.2010 г. №2182-VI, 01.07.2010 г. №2404-VI, 08.07.2010 г. №2457-VI, 08.07.2010 г. №2471-VI, 09.07.2010 г. №2480-VI, 09.09.2010 г. №2518-VI, 02.12.2010 г. №2740-VI, 22.12.2010 г. №2850-VI, 23.12.2010 г. №2856-VI, 23.12.2010 г. №2880-VI, 14.01.2011 г. №2949-VI, 03.03.2011 г. №3123-VI, 07.04.2011 г. №3205-VI, 16.06.2011 г. №3521-VI, 16.06.2011 г. №3523-VI, 07.07.2011 г. №3613-VI (см. сроки вступления в силу), 08.07.2011 г. №3687-VI, 20.12.2011 г. №4174-VI, 20.12.2011 г. №4188-VI, 22.12.2011 г. №4215-VI, 22.12.2011 г. №4226-VI (вступил в силу 06.05.2012 г.), 23.02.2012 г. №4442-VI (вступил в силу 22.03.2012 г.) 23.02.2012 г. №4444-VI, 15.03.2012 г. №4539-VI, 21.06.2012 г. №5003-VI, 21.06.2012 г. №5018-VI (вступил в силу 04.09.2012 г.), 05.07.2012 г. №5059-VI, 05.07.2012 г. №5070-VI (вступил в силу 05.09.2012 г), 05.07.2012 г. №5077-VI, 02.10.2012 г. №5394-VI (вступил в силу 03.12.2012 г.), 02.10.2012 г. №5406-VI)
(По всему тексту Кодекса слова "административно-территориальное образование" во всех падежах и числах заменено словами "административно-территориальная единица" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3613-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Земля - основное национальное богатство
1. Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
2. Право собственности на землю гарантируется.
3. Использование собственности на землю не может причинять вред правам и свободам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Статья 2. Земельные отношения
1. Земельные отношения - это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.
2. Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.
3. Объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).
Статья 3. Регулирование земельных отношений
1. Земельные отношения регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
2. Земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются настоящим Кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат настоящему Кодексу.
Статья 4. Земельное законодательство и его задача
1. Земельное законодательство включает настоящий Кодекс, иные нормативно-правовые акты в области земельных отношений.
2. Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства, рационального использования и охраны земель.
Статья 5. Принципы земельного законодательства
Земельное законодательство базируется на следующих принципах:
а) сочетания особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;
б) обеспечения равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства;
в) невмешательства государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом;
г) обеспечения рационального использования и охраны земель;
ґ) обеспечения гарантий прав на землю;
д) приоритета требований экологической безопасности.
Глава 2. Полномочия Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в области земельных отношений
Статья 6. Полномочия Верховной Рады Украины в области земельных отношений
К полномочиям Верховной Рады Украины в области земельных отношений относится:
а) принятие законов в области регулирования земельных отношений;
б) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель;
в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;
г) установление и изменение границ районов и городов;
ґ) согласование вопросов, связанных с изъятием (выкупом) особо ценных земель;
д) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
Статья 7. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений
К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений на территории республики относится:
а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад;
б) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
в) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации в пределах территории Автономной Республики Крым;
г) утверждение и участие в реализации республиканских программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель;
ґ) исключен
д) координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области земельных отношений;
е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
є) координация осуществления контроля за использованием и охраной земель;
ж) внесение в Верховную Раду Украины предложений об установлении и изменении границ районов, городов;
з) установление и изменение границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района;
(Пункт "з" изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. №5003-VI)
(см. предыдущую редакцию)
и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 8. Полномочия областных советов в области земельных отношений
К полномочиям областных советов в области земельных отношений на территории области относится:
а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад;
б) исключен
в) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
г) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации на соответствующей территории;
ґ) утверждение и участие в реализации региональных программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель;
д) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
е) организация землеустройства;
є) внесение в Верховную Раду Украины предложений об установлении и изменении границ районов, городов;
ж) установление и изменение границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района, или в случае, если районный совет не образован;
(Пункт "ж" изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. №5003-VI)
(см. предыдущую редакцию)
з) разрешение земельных споров;
и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 9. Полномочия Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений
К полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений на их территории относится:
а) распоряжение землями территориальной громады города;
б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;
в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;
г) изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
ґ) выкуп земельных участков для общественных нужд города;
д) прекращение права пользования земельными участками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
е) принятие решения об освобождении самовольно занятых земельных участков;
є) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков из земель государственной собственности, которые производятся органами исполнительной власти;
ж) установление и изменение границ сел, поселков, районов в городах;
з) организация землеустройства;
и) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
і) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства;
ї) ограничение, временное запрещение (приостановление) либо прекращение использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства;
й) информирование населения о предоставлении, изъятии (выкупе) земельных участков;
к) внесение в установленном порядке предложений в Верховную Раду Украины об установлении и изменении границ городов;
л) разрешение земельных споров;
м) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 10. Полномочия районных советов в области земельных отношений
К полномочиям районных советов в области земельных отношений на территории района относится:
а) распоряжение землями на праве совместной собственности соответствующих территориальных громад;
б) исключен
в) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
г) обеспечение реализации государственной политики в области охраны и использования земель;
ґ) организация землеустройства и утверждение землеустроительных проектов;
д) внесение в Верховную Раду Автономной Республики Крым, областные советы предложений об установлении и изменении границ районов, городов;
е) разрешение земельных споров;
е - 1) установление и изменение границ сел, поселков, которые входят в состав соответствующего района;
є) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. №5003-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Полномочия районных в городах советов в области земельных отношений
Полномочия районных в городах советов в области земельных отношений определяются городскими советами.
Статья 12. Полномочия сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений
К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится:
а) распоряжение землями территориальных громад;
б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;
в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;
г) изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;
ґ) выкуп земельных участков для общественных нужд соответствующих территориальных громад сел, поселков, городов;
д) организация землеустройства;
е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;
є) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства;
ж) ограничение, временное запрещение (приостановление) использования земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства;
з) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом;
и) установление и изменение границ районов в городах с районным делением;
і) информирование населения об изъятии (выкупе), предоставлении земельных участков;
ї) внесение предложений в районный совет об установлении и изменении границ сел, поселков, городов;
й) разрешение земельных споров;
к) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти в области земельных отношений
Статья 13. Полномочия Кабинета Министров Украины в области земельных отношений
К полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) реализация государственной политики в области использования и охраны земель;
в) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом;
г) координация проведения земельной реформы;
ґ) разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;
д) организация ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществление землеустройства;
е) установление порядка проведения мониторинга земель;
є) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 14. Полномочия центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов в области земельных отношений
К полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов в области земельных отношений относится:
а) участие в разработке и реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
б) организация мониторинга земель;
в) участие в разработке нормативных документов в области охраны земель и восстановления плодородия почв;
г) осуществление государственной экологической экспертизы землепользования;
ґ) внесение предложений о формировании государственной политики в области охраны и рационального использования земель;
д) осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны земель;
е) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 15. Полномочия центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений
К полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений относится:
а) внесение предложений о формировании государственной политики в области земельных отношений и обеспечение ее реализации;
б) координация работ по проведению земельной реформы;
в) участие в разработке и реализации общегосударственных, региональных программ использования и охраны земель;
г) ведение государственного земельного кадастра, в том числе государственной регистрации земельных участков;
ґ) осуществления землеустройства и государственного контроля за его проведением, мониторингу земель в соответствии с законом;
(Пункт "ґ" части первой статьи 15 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 23.02.2012 г. №4444-VI)
(см. предыдущую редакцию)
д) осуществление государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства, государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований этих программ и проектов;
е) разработка экономического и правового механизма регулирования земельных отношений;
є) участие в разработке и осуществлении мер по развитию рынка земель;
ж) осуществление международного сотрудничества в области земельных отношений;
з) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 16. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в области земельных отношений
К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и республиканских программ по вопросам использования и охраны земель;
в) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) подготовка заключений о предоставлении или изъятии (выкупе) земельных участков;
ґ) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом;
д) осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
е) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 17. Полномочия местных государственных администраций в области земельных отношений
К полномочиям местных государственных администраций в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ по вопросам использования и охраны земель;
в) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) подготовка заключений о предоставлении или изъятии (выкупе) земельных участков;
ґ) выкуп земельных участков для общественных нужд в пределах, определенных законом;
д) подготовка заключений об установлении и изменении границ сел, поселков, районов, районов в городах и городов;
е) осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
є) координация деятельности государственных органов земельных ресурсов;
ж) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 17-1. Полномочия государственных органов приватизации в области земельных отношений
Государственные органы приватизации осуществляют продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.
Раздел II. ЗЕМЛИ УКРАИНЫ
Глава 4. Состав и целевое назначение земель Украины
Статья 18. Состав земель
1. К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории.
2. Категории земель Украины имеют особый правовой режим.
3. Украина за пределами ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.
Статья 19. Категории земель
1. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилищной и общественной застройки;
в) земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения;
ґ) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
е) земли лесохозяйственного назначения;
є) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
2. Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование граждан либо юридических лиц, могут находиться в запасе.
Статья 20. Установление и изменение целевого назначения земель
1. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
2. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающими решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждающими проекты землеустройства или принимающими решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
3. Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
4. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
5. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются его владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в пределах требований относительно пользования землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 настоящего Кодекса.
Земельные участки, которые относятся к землям обороны, используются исключительно в соответствии с Законом Украины "Об использовании земель обороны".
Статья 21. Последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:
а) признание недействительными решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;
б) признания недействительными сделок относительно земельных участков;
в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
г) привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.
Глава 5. Земли сельскохозяйственного назначения
Статья 22. Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции или предназначенные для этих целей.
2. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги);
б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временного консервирования и т. п.).
3. Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:
а) гражданам - для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
б) сельскохозяйственным предприятиям - для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
в) сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам - для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
г) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан - для ведения подсобного сельского хозяйства;
ґ) оптовым рынкам сельскохозяйственной продукции - для размещения собственной инфраструктуры.
4. Земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства используются в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектами землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севосмен и упорядочивания угодий и предусматривают мероприятия по охране земель.
5. Земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам.
Статья 23. Приоритетность земель сельскохозяйственного назначения
1. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.
2. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, проводится на основании данных государственного земельного кадастра.
3. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.
4. Линии электропередачи, связи и другие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, трасс и т. п.
Статья 24. Земельные участки государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций
1. Государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.
2. Государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут арендовать земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
3. В случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения, организации земли, находящиеся в их постоянном пользовании, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся в земли запаса или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования по их целевому назначению, а договоры аренды земельных участков прекращаются.
Статья 25. Приватизация земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций
1. При приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, работникам государственных и коммунальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионерам из их числа с определением каждому из них земельной доли (пая).
2. Решения о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.
3. Земли в частную собственность лицам, указанным в части первой настоящей статьи, передаются бесплатно.
4. Площадь земель, передаваемых в частную собственность, составляет разницу между общей площадью земель, находившихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, и площадью земель, остающихся в государственной либо коммунальной собственности (лесохозяйственного назначения, водный фонд, резервный фонд).
5. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, имеют гарантированное право получить свою земельную долю (пай), выделенную в натуре (на местности).
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 06.12.2012 г.