База данных

Дата обновления БД:

17.08.2018

Добавлено/обновлено документов:

31 / 185

Всего документов в БД:

85127

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 6 октября 2017 года №202

О деятельности банков

(В редакции Законов Республики Молдова от 15.12.2017 г. №273, 15.12.2017 г. №274, 15.06.2018 г. №110)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Предмет, определения, область применения и другие общие положения

Статья 1. Предмет закона

Настоящий закон регулирует:

a) условия доступа к банковской деятельности и осуществления таковой на территории Республики Молдова;

b) пруденциальные требования, установленные для банков в соответствии с настоящим законом и изданными для его применения нормативными актами;

c) компетенции, инструменты и процедуры для пруденциального надзора за банками, осуществляемого Национальным банком Молдовы;

d) пруденциальный надзор за банками, осуществляемый Национальным банком Молдовы в соответствии с правилами, установленными настоящим законом, и изданными для его применения нормативными актами;

e) требования к опубликованию Национальным банком Молдовы информации в области пруденциального регулирования и пруденциального надзора за банками.

Статья 2. Область применения и другие общие положения

(1) Настоящий закон применяется к:

a) банкам - юридическим лицам Республики Молдова, в том числе к их иностранным отделениям;

b) отделениям банков других государств - в отношении деятельности, осуществляемой ими в Республике Молдова.

(2) В целях осуществления пруденциального надзора за банками положения настоящего закона применяются и к другим категориям лиц следующим образом:

a) глава 2 раздела V применяется к холдинговым финансовым обществам, смешанным холдинговым финансовым обществам и холдинговым обществам со смешанной деятельностью - юридическим лицам Республики Молдова;

b) глава 5 раздела III применяется к аудиторским обществам банков и аудиторским обществам холдинговых финансовых обществ, смешанным холдинговым финансовым обществам и холдинговым обществам со смешанной деятельностью - юридическим лицам Республики Молдова.

(3) В процессах лицензирования, уведомления и утверждения, предусмотренных настоящим законом, положения Закона о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения №160/2011 не применяются.

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

потенциальный приобретатель - любое физическое или юридическое лицо либо группа лиц, которые действуют согласованно и которые намерены получить во владение любым способом, прямо или косвенно, в том числе в качестве выгодоприобретающего собственника, акции в капитале банка в связи с предложенным приобретением;

предполагаемое приобретение - принятое потенциальным приобретателем решение получить во владение любым способом, прямо или косвенно, в том числе в качестве выгодоприобретающего собственника, существенное владение в банке или увеличить свое существенное владение таким образом, чтобы пропорция его прав голоса или владения в уставном капитале соответствовала или превысила 5, 10, 20, 33 или 50 процентов, либо таким образом, чтобы банк стал дочерним предприятием;

аффилированными лицами другого лица считаются:

a) члены органа управления, а в случае банка -некоторые категории лиц, занимающих ключевые должности в соответствии с нормативными актами Национального банка Молдовы;

b) юридические лица и/или физические лица, которые прямо или косвенно, индивидуально или в составе группы согласованно действующих лиц владеют или контролируют один процент и более капитала банка, в том числе выгодоприобретающие собственники. Если супруг (супруга) такого лица или родственник первой степени родства владеет или контролирует владение в уставном капитале банка, независимо от его размера, то считается, что соответствующее владение принадлежит этому лицу и управляется им;

c) любое лицо, которое контролирует лицо или находится под контролем лица либо вместе с лицом находится под контролем другого лица;

d) любой ассоциированный субъект лица или любой субъект-участник совместных предприятий, любой ассоциированный субъект или любой субъект-участник совместного предприятия члена группы лиц, действующих согласованно с лицом, или субъекты и лицо - участники совместных предприятий другого лица;

e) лица, аффилированные лицам, указанным в пунктах a)-d);

f) аффилированное лицо физического лица - супруги, родственники и свойственники первой и второй степени родства физического лица, супруги указанных родственников и свойственников, а также юридическое лицо, в котором физическое лицо и/или его аффилированные лица осуществляют контроль или владеют долей в совместном предприятии либо оказывают существенное влияние или являются членами органа управления;

g)лицо, посредством которого сделка с банком осуществляется в интересах лица, указанного в пунктах a)-f), и которое считается находящимся под влиянием лица, указанного в пунктах a)-f), в данной сделке из-за наличия трудовых, гражданских или иных отношений между этими лицами, определенных в соответствии с регламентами Национального банка Молдовы;

h) иные лица, определенные нормативными актами Национального банка Молдовы;

страховщик/перестраховщик - общество, которое осуществляет деятельность по страхованию/перестрахованию в соответствии с Законом о страховании №407/2006;

совместное предприятие - договорные или другие аналогичные обязательства, согласно которым два лица или более осуществляют хозяйственную деятельность, подлежащую совместному контролю;

компетентный орган - орган публичной власти или официально признанный во внутреннем праве орган, который на законодательной основе уполномочен осуществлять надзор за банками (по обстоятельствам - инвестиционными обществами) в качестве части существующей в государстве системы надзора;

банк - юридическое лицо, деятельность которого состоит в привлечении депозитов или других возвратных фондов от населения и в выдаче кредитов за свой счет;

выгодоприобретающий собственник - физическое лицо, которое, в конечном счете, владеет или контролирует прямо или косвенно потенциального приобретателя либо прямого или косвенного владельца владения в уставном капитале банка или прав голоса;

клиент - любое лицо, которое пользуется или пользовалось услугами банка, или лицо, которое обговорило сделку, даже если данная сделка не завершилась;

контроль - отношения между материнским обществом и его дочерним предприятием согласно понятиям, определенным в настоящей статье, либо подобные отношения между лицом и предприятием де-юре или де-факто;

кредит - любое обязательство дать взаймы денежные средства с условием их возврата, выплаты процентов и других сопутствующих выплат; любое продление срока погашения долга; любая выданная гарантия, а также любое обязательство приобрести долговое обязательство или другие права на осуществление выплаты;

субординированный долг - заем, который в совокупности отвечает следующим критериям:

a) не обеспечен;

b) срок погашения составляет не менее пяти лет. Если срок погашения не определен, заем подлежит возврату по исключительному усмотрению банка, однако не ранее пяти лет со дня выдачи;

c) условия выдачи не содержат ни единого стимула для досрочного погашения банком;

d) положения, регулирующие субординированный долг, не содержат, явно или неявно, указаний на то, что субординированные долги будут или могут быть досрочно погашены банком в иных, чем ликвидация банка, случаях;

e) в случае ликвидации банка погашается после удовлетворения требований всех кредиторов банка, но до удовлетворения требований акционеров, бывших владельцев доли в уставном капитале банка, к которым были применены предусмотренные законом меры по аннулированию и выпуску новых акций, если они владеют требованием к банку, вытекающим из аннулирования удерживаемыми ими акций, и владельцев субординированных долгов, выпущенных в соответствии со статьей 52-1;

депозит - вложенные денежные средства, которые в совокупности соответствуют следующим условиям:

a) подлежат возврату в срок либо до востребования с процентами или без них либо с другой выгодой или на условиях, согласованных с депонентом (вкладчиком) либо уполномоченным им лицом и банком, который принимает деньги;

b) не относятся к субординированным долгам, к праву собственности или к услугам, в том числе к услугам страхования;

c) подтверждены любым письменным учетом или любой квитанцией, справкой, записью или другим документом банка, принимающего деньги;

косвенный владелец/косвенный получатель во владение - лицо, в том числе выгодоприобретающий собственник, которое владеет/получает во владение в уставном капитале банка посредством другого лица, над которым осуществляет контроль;

существенное владение - прямое или косвенное владение в предприятии не менее чем одним процентом уставного капитала или прав голоса либо любая иная возможность оказывать существенное влияние на управление предприятием при принятии решений на общем собрании или в органе управления, с менее чем одним процентом уставного капитала или прав голоса;

ассоциированный субъект - субъект, посредством которого лицо может участвовать в принятии решений по финансовым политикам и по управлению деятельностью субъекта, в котором данное лицо владеет, прямо или косвенно, 20 или более процентами прав голоса, без осуществления контроля или общего контроля соответствующих политик;

субъект финансового сектора - любой из следующих субъектов:

a) банк;

b) инвестиционное общество;

c) небанковское финансовое общество;

d) предприятие-поставщик вспомогательных услуг, включенное в консолидированный финансовый отчет банка или инвестиционного общества;

e) страховщик;

f) перестраховщик;

g) холдинговое общество со смешанной деятельностью;

h) холдинговое страховое общество и холдинговое страховое общество со смешанной деятельностью;

i) предприятие другого государства, основная деятельность которого сопоставима с любой деятельностью указанных субъектов в рамках соответствующего определения;

регулируемый субъект - банк, страховщик или инвестиционное общество;

экстернализация - использование банком поставщика товаров и услуг, который может быть и аффилированным субъектом в рамках группы или субъектом вне группы, в целях осуществления им на договорной и постоянной основах некоторых действий/операций, проводимых данным банком обычным способом;

дочернее предприятие - юридическое лицо, находящееся с материнским предприятием в одном из положений, предусмотренных в понятии "материнское предприятие". Дочерние предприятия дочернего предприятия считаются дочерними предприятиями предприятия, которое является первичным материнским предприятием;

предприятие-поставщик вспомогательных услуг -предприятие, основная деятельность которого состоит во владении или управлении имуществом, управлении услугами по обработке данных или аналогичной деятельности, которая является дополнительной к основной деятельности одного или нескольких банков и/или инвестиционных обществ;

материнское предприятие - лицо, которое находится в одной из следующих ситуаций:

a) обладает большинством прав голоса в другом лице (дочернем предприятии);

b) имеет право назначать или заменять большинство членов органов управления другого лица (дочернего предприятия) и одновременно является акционером/ участником или членом соответствующего лица (дочернего предприятия);

c) имеет право осуществлять определяющее влияние на лицо (дочернее предприятие), являясь или не являясь его акционером/участником или членом в силу договора, заключенного с этим лицом (дочерним предприятием), или положений учредительного акта лица (дочернего предприятия) в случае, когда законодательство, применимое к данному лицу (дочернему предприятию), позволяет ему подпадать под такие договоры или положения;

d) является акционером/участником или членом лица (дочернего предприятия), и большинство членов органов управления этого лица (дочернего предприятия), исполняющих свои обязанности в текущем отчетном периоде, в предыдущем отчетном периоде и до дня составления годовых консолидированных финансовых отчетов, были назначены в результате осуществления своих прав голоса; данное положение не применяется в ситуации, когда иное лицо имеет в отношении дочернего предприятия права, предусмотренные пунктами а), b) или с);

е) является акционером/участником или членом лица (дочернего предприятия) и контролирует самостоятельно, на основании соглашения, заключенного с другими акционерами/участниками или членами данного лица (дочернего предприятия), большинство прав голоса в этом дочернем предприятии;

f) фактически осуществляет определяющее влияние на другое лицо (дочернее предприятие) согласно критериям, предусмотренным нормативными актами Национального банка Молдовы;

тесные связи - положение, в котором два или несколько физических или юридических лиц связаны между собой следующим образом:

a) прямым владением или владением посредством контроля не менее чем 20 процентами капитала предприятия или прав голоса;

b) контролем;

c) постоянным отношением контроля между обоими или всеми этими лицами и тем же третьим лицом;

орган управления - органы банка, которые назначаются в соответствии с применяемым законодательством и уполномочены определять стратегию, задачи и общую направленность банка и которые осуществляют надзор и мониторинг процесса принятия решений относительно руководства и физических лиц, фактически руководящих деятельностью банка;

лицо - физическое или юридическое лицо, группы физических и/или юридических лиц, зарегистрированные соответствующим образом или нет;

лица, действующие согласованно, - лица, находящиеся в ситуации, когда каждое из них решает исполнять свои права, связанные с полученным владением или владением, которое получит в соответствии с подразумевающимся или четким соглашением, заключенным между ними. Пока не доказано обратное считается, что следующие лица действуют согласованно:

a) лица, которые приобрели акции банка в обстоятельствах, указывающих на согласованное приобретение или совместные намерения данных лиц по приобретению акций банка;

b) вовлеченные лица:

- лица, контролирующие другое лицо или контролируемые другим лицом либо находящиеся под совместным контролем;

- лица, прямо или косвенно участвующие в соглашениях с целью получения или совместного осуществления права голоса, если акции, которые являются предметом соглашения, могут предоставлять позицию контроля;

- физические лица из состава юридических лиц, имеющие руководящие полномочия или полномочия контроля;

- лица, могущие назначать большинство членов органа управления в рамках одного лица;

- любое лицо, согласно гражданскому законодательству связанное с вышеуказанным физическим лицом первой и второй степенью родства, супруги лица и родственников лица, свойственники лица и супруги свойственников, а также общества, находящиеся под их контролем;

c) материнское предприятие совместно со своими дочерними предприятиями, а также любое дочернее предприятие одного и того же материнского предприятия между ними;

d) лицо с членами органов управления и с вовлеченными лицами, а также эти лица между собой;

e) лицо со своими пенсионными фондами и с лицом, администрирующим эти фонды;

f) лица, которые при осуществлении определенных экономических операций используют финансовые ресурсы, имеющие тот же источник или происходящие от различных организаций, являющиеся вовлеченными лицами;

g) лица, которые при осуществлении определенных экономических операций направляют полученную таким образом прямую выгоду тому же получателю или получателям, являющимся вовлеченными лицами;

h) юридические лица, структуры собственности или органы управления которых имеют в основном тот же состав;

i) лица, которые приняли или принимают аналогичную инвестиционную политику путем приобретения финансовых инструментов, выпущенных одним и тем же эмитентом или лицами, связанными с тем же эмитентом, и/или путем продажи финансовых инструментов, выпущенных одним и тем же эмитентом или лицами, связанными с тем же эмитентом;

j) лица, идентичное осуществление которыми прав, предоставляемых ценными бумагами, выпущенными банком, указывает на совместную долгосрочную политику по отношению к соответствующему банку;

k) лица, которые при осуществлении определенных экономических операций, реализации представительных интересов или осуществлении прав голоса, предоставляемых финансовыми инструментами, которыми они владеют, назначили или назначают в качестве доверительного управляющего (доверительных управляющих) одно и то же лицо (одних и тех же лиц), являющееся (являющихся) вовлеченным лицом (вовлеченными лицами);

l) лица, которые объединились в любой признанной законом форме, а целью или предметом объединения является проведение операций, связанных с банком;

m) лица, которые владели или владеют в одно и то же время владениями в одном или нескольких юридических лицах, осуществляя контроль над ними и проводя общую политику;

n) лица, которые проводили или проводят совместные экономические операции;

о) другие лица, определенные Национальным банком Молдовы согласно критериям, установленным в нормативных актах;

лица, занимающие ключевые должности, - члены персонала, должности которых позволяют им оказывать существенное влияние на направленность банка, но которые не являются членами органа управления. Лицами, занимающими ключевые должности, могут считаться руководители некоторых важных направлений деятельности, отделений, функций контроля и поддержки. Категории физических лиц, занимающих ключевые должности, определяются нормативными актами Национального банка Молдовы;

общественность - любое физическое или юридическое лицо, не имеющее необходимых знаний и опыта для оценки риска невозврата осуществленных размещений. В данную категорию не входят: государство, органы центрального, регионального и местного публичного управления, правительственные агентства, банки, небанковские финансовые общества, другие аналогичные общества и любое другое лицо, признанное квалифицированным инвестором в смысле законодательства о рынке капитала;

системный риск - риск нарушения финансовой системы, которое может привести к серьезным негативным последствиям для финансовой системы и реальной экономики;

консолидированное положение - положение, вытекающее из применения требований главы 2 раздела V настоящего закона в случае банка или инвестиционного общества, если они создают с одним или несколькими субъектами единый банк или единое инвестиционное общество;

общество доверительного управления инвестициями - общество доверительного управления инвестициями в соответствии с Законом о рынке капитала №171/2012;

системно значимое общество - материнский банк/ материнское инвестиционное общество, материнское холдинговое финансовое общество, материнское смешанное холдинговое финансовое общество или банк/ инвестиционное общество, банкротство или несоответствующая деятельность которого может спровоцировать системный риск;

инвестиционное общество - инвестиционное общество, как оно определено статьей 6 Закона о рынке капитала №171/2012;

холдинговое финансовое общество - небанковское финансовое общество, дочерними предприятиями которого являются исключительно или в основном банки, инвестиционные общества или небанковские финансовые общества, по меньшей мере одно из этих дочерних предприятий являясь банком или инвестиционным обществом, которое не является смешанным холдинговым финансовым обществом;

смешанное холдинговое финансовое общество -материнское предприятие, иное чем регулируемый субъект, которое совместно со своими дочерними предприятиями, из которых по меньшей мере одно является регулируемым субъектом с местонахождением на территории Республики Молдова, и совместно с другими субъектами составляет финансовый конгломерат;

небанковское финансовое общество - предприятие, иное чем банк или инвестиционное общество, основной деятельностью которого является получение владений или осуществление одного или нескольких видов деятельности, указанных в пунктах b)-р) части (1) статьи 14, в том числе холдинговое финансовое общество, смешанное холдинговое финансовое общество и общество доверительного управления инвестициями, исключая страховые холдинговые общества и страховые холдинговые общества со смешанной деятельностью;

холдинговое общество со смешанной деятельностью - материнское предприятие, иное чем холдинговое финансовое общество, банк, инвестиционное общество или смешанное холдинговое финансовое общество, дочерние предприятия которого включают по меньшей мере банк или инвестиционное общество;

страна происхождения - государство, в котором учрежден и лицензирован банк;

принимающая страна - государство, в котором банк имеет отделение;

отделение - отдельное подразделение банка, юридически зависящее от данного банка и непосредственно осуществляющее все или некоторые сделки, специфические для деятельности банков;

консолидирующий надзорный орган - компетентный орган, ответственный за осуществление надзора на консолидированной основе (на основании консолидированного отчета) за деятельностью материнского банка или материнского инвестиционного общества и банков или инвестиционных обществ, контролируемых материнскими холдинговыми финансовыми обществами или материнскими смешанными холдинговыми финансовыми обществами, в которых данные общества являются самого высокого уровня в рамках группы.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.06.2018 г. №110)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Полномочия компетентных органов

Статья 4. Компетентный орган для банков в Республике Молдова

(1) Национальный банк Молдовы является компетентным органом для банков. В этом смысле Национальный банк Молдовы выполняет полномочия по лицензированию, регулированию и пруденциальному надзору согласно положениям настоящего закона и Закона о Национальном банке Молдовы №548/1995.

(2) Компетенции Национального банка Молдовы по оздоровлению и резолюции осуществляются согласно Закону об оздоровлении банков и банковской резолюции №232/2016.

(3) Национальный банк Молдовы принимает меры, чтобы в рамках выполнения своих полномочий функция надзора на основании настоящего закона и любые другие его функции, предусмотренные Законом о Национальном банке Молдовы №548/1995, были разделены и независимы от функции оздоровления, выполняемой согласно Закону об оздоровлении банков и банковской резолюции №232/2016.

Статья 5. Надзорные полномочия компетентного органа

(1) Национальный банк Молдовы осуществляет пруденциальный надзор за банками, действующими на территории Республики Молдова, посредством инструментов, мер и процедур, предусмотренных настоящим законом и изданными для его применения нормативными актами.

(2) Национальный банк Молдовы осуществляет надзор за деятельностью банков, а в случае, в котором является компетентным органом, ответственным за надзор на консолидированной основе, осуществляет также надзор за деятельностью холдинговых финансовых обществ и смешанных холдинговых финансовых обществ в части применяемых к ним положений с целью оценки соответствия пруденциальным требованиям, предусмотренным настоящим законом и изданными для его применения нормативными актами.

(3) При выполнении своих предусмотренных законом компетенций Национальный банк Молдовы собирает и обрабатывает любые соответствующие данные и сведения, в том числе данные личного характера, необходимые для оценки соответствия банков, а в качестве компетентного органа, ответственного за надзор на консолидированной основе за деятельностью холдинговых финансовых обществ и смешанных холдинговых финансовых обществ, - для оценки соответствия пруденциальным требованиям, предусмотренным настоящим законом и изданными для его применения нормативными актами, и для расследования возможных нарушений данных требований.

(4) Для выполнения функции пруденциального надзора и наложения санкций, предусмотренных настоящим законом, Национальный банк Молдовы располагает необходимыми компетенциями и действует независимо. С этой целью Национальный банк Молдовы должен располагать специальными знаниями, необходимыми ресурсами и операционной способностью.

(5) Для облегчения эффективного пруденциального надзора за деятельностью лицензированных банков Национальный банк Молдовы заключает письменные соглашения по координированию и сотрудничеству с компетентными органами Республики Молдова.

Глава 3. Ограничения

Статья 6. Запрет на осуществление деятельности по привлечению депозитов

(1) Запрещается любому лицу, не являющемуся банком, осуществлять деятельность по привлечению депозитов или других возвратных фондов от населения.

(2) Запрет, предусмотренный в части (1), не применяется в случае привлечения депозитов или других возвратных фондов Правительством Республики Молдова или органами местной публичной власти Республики Молдова, международными общественными организациями, участником которых является Республика Молдова, или в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Молдова, с условием, что данная деятельность подвергается регулированию и надзору, применяемым к данным случаям с целью защиты прав депонентов и инвесторов.

(3) Ни один банк другого государства не может осуществлять в Республике Молдова разрешенную банкам деятельность, предусмотренную пунктом а) части (1) статьи 14, кроме отделений, которым Национальный банк Молдовы выдал лицензию на условиях, предусмотренных настоящим законом.

(4) Банк другого государства может открывать представительства на территории Республики Молдова только после уведомления Национального банка Молдовы в соответствии с принятыми им нормативными актами. Представительства банков другого государства ограничивают свою деятельность предоставлением информации, установлением связей или выполнением представительских функций и не осуществляют ни один из видов деятельности, разрешенных банкам.

Статья 7. Наименование банка

(1) Запрещается любому лицу, иному чем лицензированный банк или лицензированное отделение банка другого государства, использовать наименование "банк" или производные данного наименования в связи с видом деятельности, продуктом или услугой, за исключением случая, когда данное использование установлено или признано законом или международным соглашением или когда из контекста, в котором использовано данное наименование, однозначно вытекает, что речь не об осуществлении присущей банку деятельности.

(2) Без ущерба для положений части (1) субъекты или отделения группы, к которой принадлежит банк, могут использовать в своих наименованиях инициалы, аббревиатуру, эмблему, название или другие идентификационные элементы, используемые на уровне группы.

Раздел II. Требования по доступу к деятельности банков

Глава 1. Минимальные требования по доступу к деятельности

Статья 8. Лицензия и полномочие по выдаче лицензии

(1) Для осуществления деятельности в Республике Молдова каждый банк должен располагать лицензией, выданной Национальным банком Молдовы на условиях, предусмотренных настоящим законом.

(2) Национальный банк Молдовы обладает исключительным правом на выдачу лицензий банкам.

(3) Минимальные требования по доступу к банковской деятельности и условия, на которых Национальный банк Молдовы может выдавать лицензии, предусмотрены в настоящей главе.

(4) Национальный банк Молдовы выдает лицензию банку только в случае, если есть уверенность, что данный банк может обеспечить осуществление деятельности в условиях безопасности и соблюдения требований предусмотрительного и разумного управления, обеспечивающего защиту интересов вкладчиков и других кредиторов и хорошее функционирование банковской системы, в связи с чем должны соблюдаться положения настоящего закона и изданных для его применения нормативных актов.

Статья 9. Первоначальный капитал

(1) Национальный банк Молдовы отказывает в выдаче лицензии в случае, если банк не располагает первоначальным капиталом, равным минимальному пределу, установленному нормативными актами Национального банка Молдовы. Данный предел не может быть меньше 100 миллионов леев.

(2) При создании банка первоначальный капитал представлен уставным капиталом за вычетом организационных расходов, необходимых для учреждения банка.

(3) Уставный капитал банка полностью вносится в виде денежных средств на момент подписки или государственных ценных бумаг - в случае первоначального капитала бридж-банка, в том числе в случае его увеличения. Уставный капитал состоит из объема вкладов, полученных в счет оплаты акций.

(4) Акции могут быть оплачены полностью или частично государственными ценными бумагами, выпущенными в этих целях Правительством в лице Министерства финансов в случае системного финансового кризиса, определенного как таковой национальным органом, созданным для управления системными финансовыми кризисами, а также в случаях, предусмотренных статьями 111 и 217 Закона об оздоровлении банков и банковской резолюции №232/2016.

Статья 10. Местонахождение

Банк - юридическое лицо Республики Молдова располагается на территории Республики Молдова, а местонахождение указывается в уставе банка. Местонахождением является место, где расположен орган управления банка.

Статья 11. Руководство деятельностью

(1) Национальный банк Молдовы выдает лицензию банку только в случае, если не менее трех физических лиц руководят текущей деятельностью банка-заявителя.

(2) Физические лица, которым вверена ответственность в качестве членов органа управления банка, для которого запрашивается лицензия, должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 43.

Статья 12. Акционеры

(1) Национальный банк Молдовы выдает лицензию банку-заявителю только в случае, если данный банк представил информацию о личности прямых или косвенных акционеров, в том числе выгодоприобретающих собственников - юридических или физических лиц, которые будут иметь существенные владения, а также о размере их владения, а в случае отсутствия существенных владений банк-заявитель представляет информацию о личности самых крупных 20 прямых или косвенных акционеров, в том числе выгодоприобретающих собственников, юридических или физических лиц.

(2) Национальный банк Молдовы выдает лицензию, только если полностью уверен, что из перспективы необходимости обеспечения предусмотрительного и разумного управления банком качество лиц, указанных в части (1), соответствует требованиям статьи 48.

(3) При применении положений части (1) способ определения прав голоса устанавливается согласно положениям части (7) статьи 45.

(4) При наличии тесных связей между банком и любыми другими физическими или юридическими лицами Национальный банк Молдовы выдает лицензию только тогда, когда данные связи не препятствуют выполнению его надзорной функции.

(5) Национальный банк Молдовы отказывает в выдаче лицензии банку, если документы, имеющие правовую силу, или документы публичной власти либо другого государства, регулирующие деятельность одного или нескольких физических или юридических лиц, с которыми банк имеет тесные связи, или трудности, возникшие при применении данных документов, препятствуют выполнению надзорной функции Национального банка Молдовы.

(6) Национальный банк Молдовы требует от банков необходимую информацию для постоянного мониторинга соблюдения условий, указанных в частях (4) и (5), и положений части (5) статьи 51.

Статья 13. Программа деятельности и организационная структура

Любое заявление о выдаче лицензии банку должно сопровождаться программой деятельности, содержащей по меньшей мере предлагаемые для осуществления виды деятельности и организационную структуру банка, из которой бы вытекала его способность выполнить предложенные задачи в условиях, совместимых с правилами предусмотрительной и разумной банковской практики путем соответствия основы управления деятельностью, процедур, внутренних механизмов, капитала и ликвидности по виду, объему и сложности деятельности, которую банк предполагает осуществлять в течение следующих трех лет.

Статья 14. Деятельность, разрешенная банкам

(1) Банки могут осуществлять в пределах выданной лицензии следующие виды деятельности:

a) привлечение депозитов и других возвратных фондов;

b) выдача кредитов, среди которых: потребительские кредиты, кредитные договоры, связанные с недвижимым имуществом, факторинг (с правом обжалования или без), финансирование коммерческих сделок (в том числе фиксированные суммы);

c) финансовый лизинг;

d) предоставление платежных услуг в соответствии с Законом о платежных услугах и электронных деньгах №114/2012;

e) выпуск и администрирование дорожных чеков, векселей и других платежных инструментов в той мере, в которой данная деятельность не соответствует пункту d);

f) выпуск гарантий и принятие обязательств;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Глава 1. Предмет, определения, область применения и другие общие положения Статья 1. Предмет закона Статья 2. Область применения и другие общие положения Статья 3. Основные понятия Глава 2. Полномочия компетентных органов Статья 4. Компетентный орган для банков в Республике Молдова Статья 5. Надзорные полномочия компетентного органа Глава 3. Ограничения Статья 6. Запрет на осуществление деятельности по привлечению депозитов Статья 7. Наименование банка Раздел II. Требования по доступу к деятельности банков Глава 1. Минимальные требования по доступу к деятельности Статья 8. Лицензия и полномочие по выдаче лицензии Статья 9. Первоначальный капитал Статья 10. Местонахождение Статья 11. Руководство деятельностью Статья 12. Акционеры Статья 13. Программа деятельности и организационная структура Статья 14. Деятельность, разрешенная банкам Статья 15. Ограничения в осуществлении некоторых видов деятельности Глава 2. Лицензирование банков Статья 16. Заявка на выдачу лицензии Статья 17. Процесс лицензирования Статья 18. Предварительные консультации с другими органами в рамках процесса лицензирования Статья 19. Причины отклонения заявления о выдаче лицензии Статья 20. Срок действия лицензии. Заверенные копии лицензии. Сборы Статья 21. Регистр банков Статья 22. Отзыв лицензии Статья 23. Опубликование и вступление в силу решения об отзыве лицензии Глава 3. Режим отделений банков иностранных государств Статья 24. Условия осуществления деятельности отделений банков иностранного государства Статья 25. Наименование отделения Статья 26. Требования по лицензированию отделения Статья 27. Дотационный капитал отделения Статья 28. Руководство деятельностью отделения Статья 29. Оценка качества иностранного банка, ходатайствующего о создании отделения Статья 30. Отзыв лицензии отделения Статья 31. Опубликование информации отделением Глава 4. Режим некоторых изменений в отношении банков Статья 32. Открытие отделений и представительств Статья 33. Открытие отделений на территории других государств Статья 34. Объединение или дробление Статья 35. Изменения в состоянии банков Раздел III. Пруденциальные требования Глава 1. Создание и руководство Статья 36. Создание банков Статья 37. Устав и внутренние регламенты Статья 38. Основа управления деятельностью Статья 39. Политика оплаты труда Статья 40. Орган управления Статья 41. Совет банка Статья 42. Исполнительный орган банка Статья 43. Применение принципов управления Статья 44. Специализированные комитеты совета Глава 2. Состав акционеров банка Статья 45. Обязанность получать предварительное разрешение и ограничения Статья 46. Освобождение от обязанности получать предварительное разрешение Статья 47. Процесс получения предварительного разрешения Статья 48. Оценка потенциального приобретателя/получающего во владение Статья 49. Сотрудничество с другими компетентными органами в процессе оценки потенциального приобретателя Статья 50. Уведомление об отчуждении или уменьшении существенного владения Статья 51. Последующие уведомления Статья 52. Несоблюдение требований, предъявляемых к качеству акционеров Статья 52-1. Процедура аннулирования, эмиссии, продажи, выкупа и конвертации долей участия, удерживаемых с несоблюдением требований, предъявляемых к качеству акционеров Статья 53. Отчуждение владения в банке лицом, являющимся резидентом юрисдикции, не отвечающей международным стандартам прозрачности Статья 54. Список акционеров, имеющих право участия в общем собрании акционеров Глава 3. Существенные владения банков Статья 55. Размер существенного владения банка Статья 56. Запрет на получение контроля субъекта вне финансового сектора Статья 57. Исключения Статья 58. Предварительное разрешение Национального банка Молдовы Глава 4. Требования к покрытию рисков и к отчетности Статья 59. Уровень применения пруденциальных требований Статья 60. Собственные средства и их минимальный уровень для покрытия рисков Статья 61. Методологии определения потребностей в собственных средствах Статья 62. Предварительные разрешения, связанные с собственными средствами Статья 63. Буферы капитала Статья 64. Требования собственных средств для покрытия кредитного риска Статья 65. Стандартизованный подход к кредитному риску Статья 66. Подход, основанный на внутренних моделях рейтинга кредитного риска Статья 67. Подход к методам минимизации кредитного риска Статья 68. Подход к подверженностям по позициям секьюритизации Статья 69. Случаи использования различных подходов к кредитному риску Статья 70. Требования к собственным средствам для покрытия операционного риска Статья 71. Требования к собственным средствам для покрытия рыночных рисков Статья 72. Подходы, основанные на внутренних моделях, и другие разрешения, выдаваемые Национальным банком Молдовы в связи с рыночным риском Статья 73. Требования к собственным средствам для покрытия прочих рисков Статья 74. Требования к крупным подверженностям Статья 75. Подверженности переведенному кредитному риску Статья 76. Требования к ликвидности Статья 77. Расчет показателя эффекта рычага Статья 78. Процесс оценки достаточности капитала в отношении рисков Статья 79. Процесс оценки достаточности ликвидности Статья 80. Сделки с аффилированными лицами банка Статья 81. Запрещение операций с аффилированными лицами банка Статья 82. Аутсорсинг Статья 83. Прочие пруденциальные требования Статья 84. Требования к отчетности Глава 5. Бухгалтерский учет, финансовое состояние и аудит Статья 85. Бухгалтерский учет в банках Статья 86. Представление финансовой отчетности Статья 87. Проведение аудита в других целях Статья 88. Утверждение аудиторского общества Статья 89. Обязанности аудиторского общества по информированию и поддержанию связи с Национальным банком Молдовы Статья 90. Отзыв разрешения аудиторского общества Глава 6. Требования к опубликованию информации банком Статья 91. Сфера применения требований к опубликованию информации Статья 92. Частота раскрытия информации Статья 93. Средства массовой информации для опубликования Статья 94. Специальные требования к опубликованию информации Раздел IV. Политики по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Банковская тайна и конфликты интересов Статья 95. Политики по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Статья 96. Обязанность соблюдения конфиденциальности Статья 97. Условия предоставления сведений, составляющих банковскую тайну Статья 98. Декларирование материального интереса Раздел V. Пруденциальный надзор и требования к опубликованию информации Национальным банком Молдовы Глава 1. Пруденциальный надзор Статья 99. Пруденциальный надзор за деятельностью банков-юридических лиц Республики Молдова Статья 100. Процесс проверки и оценки Статья 101. Технические критерии, учитываемые Национальным банком Молдовы в процессе проверки и оценки Статья 102. Анализ использования внутренних подходов Статья 103. Применение процесса надзора в отношении банков с аналогичным профилем риска Статья 104. Мониторинг внутренних подходов для оценки величины подверженности Статья 105. Мониторинг профилей риска ликвидности Статья 106. Программа пруденциального надзора Статья 107. Сотрудничество в области надзора Статья 108. Надзор за действующими в Республике Молдова отделениями банков других государств Глава 2. Надзор на консолидированной основе Часть 1. Принципы осуществления надзора на консолидированной основе Статья 109. Компетентный орган, ответственный за надзор за банками на консолидированной основе Статья 110. Координация мероприятий по надзору Статья 111. Соглашения о сотрудничестве в области надзора на консолидированной основе Статья 112. Коллегии надзорных органов Статья 113. Обязанности по сотрудничеству Статья 114. Сотрудничество между компетентными органами Республики Молдова Статья 115. Проверка информации о субъектах других государств Статья 116. Применение пруденциальных требований на консолидированной основе Часть 2. Холдинговое финансовое общество, смешанное холдинговое финансовое общество, холдинговое общество со смешанной деятельностью Статья 117. Включение холдинговых обществ в надзор на консолидированной основе Статья 118. Надзор за смешанными холдинговыми финансовыми обществами Статья 119. Квалификация директоров Статья 120. Запросы информации и ходатайства об инспектировании Статья 121. Внутригрупповые операции с холдинговыми обществами со смешанной деятельностью Статья 122. Меры по содействию надзору на консолидированной основе за холдинговыми обществами Статья 123. Сотрудничество с органами по надзору за страховщиками и поставщиками инвестиционных услуг Статья 124. Меры и санкции в отношении холдинговых обществ Статья 125. Оценка эквивалентности надзора на консолидированной основе, осуществляемого в других государствах Глава 3. Обмен информацией с другими компетентными органами и обеспечение конфиденциальности в процессе осуществления надзорных функций Статья 126. Профессиональная тайна Национального банка Молдовы Статья 127. Использование конфиденциальной информации Статья 128. Соглашения о сотрудничестве Статья 129. Обмен информацией между компетентными органами Статья 130. Обмен информацией с другими органами Статья 131. Передача информации, важной в плане денег, защиты депозитов, системного риска или надзора за платежами Статья 132. Передача информации другим субъектам Статья 133. Раскрытие информации, полученной при проверках и инспекциях Статья 134. Раскрытие информации об услугах по клирингу и о платежных услугах Статья 135. Обработка персональных данных Глава 4. Требования к опубликованию информации Национальным банком Молдовы Статья 136. Общие требования к опубликованию Статья 137. Специфические требования к опубликованию Глава 5. Надзорные меры, санкции и другие санкционирующие меры наказания Статья 138. Компетенции по надзору и наложению санкций Статья 139. Надзорные меры Статья 140. Санкционируемые действия Статья 141. Применяемые санкции и санкционирующие меры Статья 142. Наложение санкций и других санкционирующих мер Статья 143. Установление фактов и принятие решений Статья 144. Оспаривание актов Национального банка Молдовы Статья 145. Приостановление исполнения актов Национального банка Молдовы Статья 146. Опубликование санкций Статья 147. Сообщения о нарушениях Раздел VI. Заключительные и переходные положения Статья 148. Переходные положения Статья 149. Заключительные положения

Закон Республики Молдова от 6 октября 2017 года №202
"О деятельности банков"

О документе

Номер документа:202
Дата принятия: 06/10/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2018
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №434-439, 15 декабря 2017 года, Ст. 727.

Примечание к документу

В соответствии с частью (2) статьи 149 настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15/06/2018  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 110 от 15/06/2018
Вступила в силу с: 06/07/2018


Редакция от 15/12/2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении дополнений в некоторые законодательные акты № 274 от 15/12/2017
Вступила в силу с: 29/12/2017