База данных

Дата обновления БД:

04.07.2020

Добавлено/обновлено документов:

19 / 386

Всего документов в БД:

101451

Не вступил в действие

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 мая 2020 года №75

О процедуре установления нарушений в области предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма и порядке применения санкций

В целях переложения статей 14 (4), 16, 18, 18a, 20, 30, 32, 32a, 40, 42, 45, 46, 48, 50a, 59 и 60 Директивы 2015/849/ЕС Европейского Парламента и Совета от 20 мая 2015 года о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, об изменении Регламента (ЕС) №648/2012 Европейского Парламента и Совета и об отмене Директивы 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета и Директивы 2006/70/ЕС Комиссии (документ распространяется на ЕЭЗ), опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 141 от 5 июня 2015 года, с последними изменениями, внесенными Директивой 2018/843/ЕС Европейского Парламента и Совета от 30 мая 2018 года, и в соответствии с частью (2) статьи 35 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308/2017,

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель и сфера действия закона

(1) Настоящий закон устанавливает процедуру установления нарушений в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, совершенных отчетными единицами, руководителями высшего звена, должностными лицами и работниками отчетных единиц, а также порядок применения к ним санкций.

(2) Положения настоящего закона распространяются на совершенные на территории Республики Молдова деяния (действия или бездействие), составляющие нарушение положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая настоящий закон.

(3) Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, Национальный банк Молдовы и Национальная комиссия по финансовому рынку являются национальными органами, правомочными применять настоящий закон в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом №308/2017.

(4) При наличии несоответствий между положениями международного договора, стороной которого является Республика Молдова, и положениями, предусмотренными настоящим законом, приоритет имеют международные нормы.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона следующие понятия означают:

работник отчетной единицы - физическое лицо, работающее в отчетной единице по индивидуальному трудовому договору и несущее обязанности, связанные с соблюдением положений Закона №308/2017;

леевый эквивалент суммы в евро - эквивалент в молдавских леях сумм в евро, определенный по официальному курсу Национального банка Молдовы на дату совершения нарушения. В случае повторных, систематических, длящихся или продолжаемых нарушений применяется официальный курс молдавского лея, установленный Национальным банком Молдовы, на дату совершения последнего деяния, составляющего нарушение;

отчетная единица - физическое или юридическое лицо, определенное в части (1) статьи 4 Закона №308/2017;

руководитель высшего звена - физическое лицо, определенное в статье 3 Закона №308/2017;

должностное лицо - физическое лицо, наделенное в отчетной единице, постоянно или временно, в силу закона, по назначению, по выбору или в силу отдельного поручения определенными правами и обязанностями по осуществлению действий административно-распорядительного либо организационно-хозяйственного характера;

процедура контроля - процедурный инструмент для получения в рамках процесса проверки соответствия необходимой информации и документов от отчетных единиц, используемый Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег для установления нарушений положений Закона №308/2017;

протокол проведения контрольного посещения - акт, посредством которого индивидуализируются деяние, отягчающие и смягчающие обстоятельства, правовая классификация деяния, ответственный субъект, действия, выполняемые в ходе процедуры контроля, и действия, предлагаемые по завершении контрольного посещения.

Статья 3. Органы с функциями надзора за отчетными единицами

(1) Органы с функциями надзора за отчетными единицами предусмотрены в части (1) статьи 15 Закона №308/2017.

(2) Применение предусмотренных настоящим законом санкций за нарушение положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма входит в компетенцию следующих органов с функциями надзора за отчетными единицами:

a) Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег (далее - Служба);

b) Национальный банк Молдовы;

c) Национальная комиссия по финансовому рынку.

Статья 4. Компетенция органов с функциями надзора за отчетными единицами

(1) Органы с функциями надзора за отчетными единицами в 24-часовой срок информируют Службу об обнаружении ими в ходе контролей, проводимых в отчетных единицах, или каким-либо иным образом деяний, которые могут быть связаны с нарушением положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(2) Служба может рекомендовать органам с функциями надзора за отчетными единицами проведение в поднадзорных единицах контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма согласно процедурам, предусмотренным законодательством, на основании которого они действуют, с уведомлением при этом Службы о результатах контроля, либо при необходимости может обратиться к ним за направлением специалиста для совместного с представителями Службы проведения контроля в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(3) Служба и Национальный банк Молдовы могут направлять специалистов для взаимного консультирования в пределах имеющихся полномочий в ходе проведения контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(4) Национальный банк Молдовы осуществляет проверку соответствия отчетных единиц, предусмотренных в пунктах а), b) и i) части (1) статьи 4 Закона №308/2017, устанавливает нарушения и издает соответствующие решения в соответствии с Законом о Национальном банке Молдовы №548/1995, Законом о деятельности банков №202/2017, Законом о валютном регулировании №62/2008 и Законом о платежных услугах и электронных деньгах №114/2012. Вступление в силу, исполнение и оспаривание решений Национального банка Молдовы о применении санкций осуществляется в соответствии с законами, перечисленными в настоящей части. Срок привлечения к ответственности, способ индивидуализации санкций, их вид и размер устанавливаются в соответствии с положениями настоящего закона. Положения части (2) настоящей статьи, частей (1), (2) и (4) статьи 6, частей (4), (5) и (6) статьи 7, части (2) статьи 10 настоящего закона не распространяются на контроли, проводимые Национальным банком Молдовы.

(5) Национальная комиссия по финансовому рынку осуществляет проверку соответствия отчетных единиц, предусмотренных в пункте с) части (1) статьи 4 Закона №308/2017, в соответствии с Законом о Национальной комиссии по финансовому рынку №192/1998. Способ индивидуализации санкций, их вид и размер устанавливаются в соответствии с положениями настоящего закона.

(6) Служба осуществляет проверку соответствия отчетных единиц, индивидуализацию и применение санкций к отчетным единицам согласно предусмотренной настоящим законом процедуре.

Глава II Проверка соответствия отчетных единиц

Статья 5. Основания для инициирования процедуры контроля отчетных единиц

Служба инициирует процедуру контроля отчетных единиц:

a) на основе информации о предполагаемом нарушении положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, полученной от органов с функциями надзора за отчетными единицами или от других органов, физических и юридических лиц, предусмотренных в частях (2)-(5) статьи 4 Закона №308/2017;

b) в силу полномочий - на основе информации, которой располагает в соответствии с Законом №308/2017.

Статья 6. Планирование процедуры контроля

(1) Контроль отчетных единиц проводится на основе ежегодных планов контроля, содержащих, в частности, перечень отчетных единиц, которые являются субъектами контроля, цель контроля, планируемый период контроля и обоснование проведения контроля.

(2) В процессе составления планов контроля учитываются риски отмывания денег и финансирования терроризма, определенные в национальном отчете об оценке рисков и в законодательстве о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(3) В дополнение к предусмотренным ежегодным планом контроля Служба может проводить внеплановые контроли в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(4) Служба может обращаться к органам с функциями надзора за отчетными единицами, правомочным проводить контроль в поднадзорных единицах, за проведением в отчетных единицах внеплановых контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(5) Органы с функциями надзора за отчетными единицами, правомочные проводить контроль в поднадзорных единицах, представляют Службе:

a) годовые планы контроля - не позднее 31 декабря года, предшествующего контролю, а также корректировки планов - в 14-дневный срок после их утверждения;

b) уведомление о намечаемом внеплановом контроле - не позднее дня начала контроля, если только контроль не вытекает из скорректированного плана контроля;

c) информацию о результатах контроля в случае установления нарушения отчетными единицами положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма - в 14-дневный срок со дня составления акта контроля.

Статья 7. Координация контроля

(1) Контроли в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, проводимые Службой, координируются с органами с функциями надзора за отчетными единицами, правомочными проводить контроль в поднадзорных единицах.

(2) В процессе координации согласно части (1) ежегодно до 15 ноября Служба разрабатывает и публикует информацию в отношении областей и секторов, подверженных риску отмывания денег и финансирования терроризма.

(3) Служба может давать органам с функциями надзора за отчетными единицами, правомочным проводить контроль в поднадзорных единицах, рекомендации по порядку проведения контроля в соответствии с настоящим законом.

(4) Органы, указанные в части (2) статьи 3, могут обращаться друг к другу за направлением специалистов из их состава в целях проведения совместных контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(5) В течение одного календарного года в отчетной единице одним органом с функциями надзора за отчетными единицами может проводиться лишь один плановый контроль в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

(6) В случая выявления информации о предполагаемом нарушении положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма разрешается проведение внеплановых контролей.

Статья 8. Уведомление

(1) Служба уведомляет отчетную единицу о намерении провести плановый контроль не менее чем за 10 дней до его начала.

(2) Внеплановый контроль проводится Службой без предварительного уведомления отчетной единицы.

Статья 9. Приказ о проведении контроля

(1) Контроль проводится не менее чем двумя работниками (далее - инспекторы), уполномоченными приказом руководства Службы.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Цель и сфера действия закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Органы с функциями надзора за отчетными единицами Статья 4. Компетенция органов с функциями надзора за отчетными единицами Глава II Проверка соответствия отчетных единиц Статья 5. Основания для инициирования процедуры контроля отчетных единиц Статья 6. Планирование процедуры контроля Статья 7. Координация контроля Статья 8. Уведомление Статья 9. Приказ о проведении контроля Статья 10. Процедура контроля Статья 11. Проведение контрольных посещений Статья 12. Запрос информации Статья 13. Доступ к информации, которой располагает Служба Статья 14. Обязанности отчетной единицы, подлежащей контролю Статья 15. Информация о правах и обязанностях Статья 16. Права и обязанности инспекторов и отчетных единиц в ходе контрольного посещения Статья 17. Устные объяснения Статья 18. Отказ от процедуры контроля Статья 19. Отчет о контроле Статья 20. Замечания на отчет о контроле Статья 21. Принятие, сообщение и публикация решений Статья 22. Порядок оспаривания решений Статья 23. Порядок исполнения решений Статья 24. Лист соответствия Глава III Ответственность и индивидуализация санкций Статья 25. Срок привлечения к ответственности Статья 26. Незначительные и тяжкие нарушения Статья 27. Повторное нарушение Статья 28. Систематическое нарушение Статья 29. Длящееся нарушение Статья 30. Продолжаемое нарушение Статья 31. Применение штрафа при множественности нарушений Статья 32. Отягчающие обстоятельства Статья 33. Смягчающие обстоятельства Статья 34. Санкции за нарушение положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Статья 35. Субъекты, подлежащие санкции Статья 36. Публичное заявление в средствах массовой информации Статья 37. Предписание Статья 38. Приостановление деятельности, приостановление или отзыв разрешения, лицензии на деятельность Статья 39. Временный запрет исполнения руководящих функций Статья 40. Штраф Глава IV Деяния, составляющие нарушение положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, и применяемые санкции Статья 41. Неприменение мер предосторожности и мер в трансграничных банковских отношениях Статья 42. Нарушение запрета на открытие анонимных счетов Статья 43. Несоблюдение требований к информации, сопровождающей перевод денежных средств Статья 44. Неидентификация политически значимого лица, членов его семьи и связанных с ним лиц и неприменение процедур в соответствии с риском, создаваемым политически значимыми лицами, членами их семьи и связанными с ними лицами Статья 45. Установление или продолжение деловых отношений с политически значимым лицом, членами его семьи и связанными с ним лицами без получения одобрения высшего руководства Статья 46. Неустановление источника имущества Статья 47. Отсутствие назначения лиц, ответственных за исполнение законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Статья 48. Отсутствие учета информации и документов Статья 49. Отсутствие учета всех сделок Статья 50. Неинформирование Службы в установленные сроки о подозрительной деятельности или сделке Статья 51. Неинформирование Службы в установленные сроки о деятельности или сделках, осуществляемых наличными деньгами Статья 52. Неинформирование Службы в установленные сроки о деятельности или сделках, осуществляемых перечислением Статья 53. Несоблюдение требований по заполнению специальной формы Статья 54. Несоблюдение требований по заполнению в установленный срок листа соответствия Статья 55. Нарушение обязательства конфиденциальности Статья 56. Непредставление информации Статья 57. Неутверждение политик, мер внутреннего контроля и процедур Статья 58. Осуществление деятельности или сделки вопреки решению Службы Статья 59. Непринятие мер по выявлению и оценке рисков Статья 60. Невыполнение обязанности незамедлительно применять ограничительные меры Статья 61. Неинформирование Службы о применении ограничительных мер Статья 62. Невыполнение решений/предписаний органов с функциями надзора за отчетными единицами Статья 63. Нарушение обязательства сообщения Таможенной службой Глава V Заключительные и переходные положения Статья 64. Заключительные и переходные положения

Закон Республики Молдова от 21 мая 2020 года №75
"О процедуре установления нарушений в области предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма и порядке применения санкций"

О документе

Номер документа:75
Дата принятия: 21/05/2020
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:12/12/2020
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №142-146, 12 июня 2020 года, Ст. 260.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 64 настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования - с 12 декабря 2020 года.