Дата обновления БД:
30.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
124 / 324
Всего документов в БД:
133331
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 мая 2020 года №75
О процедуре установления нарушений в области предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма и порядке применения санкций
В целях переложения статей 14 (4), 16, 18, 18a, 20, 30, 32, 32a, 40, 42, 45, 46, 48, 50a, 59 и 60 Директивы 2015/849/ЕС Европейского Парламента и Совета от 20 мая 2015 года о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, об изменении Регламента (ЕС) №648/2012 Европейского Парламента и Совета и об отмене Директивы 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета и Директивы 2006/70/ЕС Комиссии (документ распространяется на ЕЭЗ), опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 141 от 5 июня 2015 года, с последними изменениями, внесенными Директивой 2018/843/ЕС Европейского Парламента и Совета от 30 мая 2018 года, и в соответствии с частью (2) статьи 35 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308/2017,
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Цель и сфера действия закона
(1) Настоящий закон устанавливает процедуру установления нарушений в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, совершенных отчетными единицами, руководителями высшего звена, должностными лицами и работниками отчетных единиц, а также порядок применения к ним санкций.
(2) Положения настоящего закона распространяются на совершенные на территории Республики Молдова деяния (действия или бездействие), составляющие нарушение положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая настоящий закон.
(3) Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, Национальный банк Молдовы и Национальная комиссия по финансовому рынку являются национальными органами, правомочными применять настоящий закон в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом №308/2017.
(4) При наличии несоответствий между положениями международного договора, стороной которого является Республика Молдова, и положениями, предусмотренными настоящим законом, приоритет имеют международные нормы.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего закона следующие понятия означают:
работник отчетной единицы - физическое лицо, работающее в отчетной единице по индивидуальному трудовому договору и несущее обязанности, связанные с соблюдением положений Закона №308/2017;
леевый эквивалент суммы в евро - эквивалент в молдавских леях сумм в евро, определенный по официальному курсу Национального банка Молдовы на дату совершения нарушения. В случае повторных, систематических, длящихся или продолжаемых нарушений применяется официальный курс молдавского лея, установленный Национальным банком Молдовы, на дату совершения последнего деяния, составляющего нарушение;
отчетная единица - физическое или юридическое лицо, определенное в части (1) статьи 4 Закона №308/2017;
руководитель высшего звена - физическое лицо, определенное в статье 3 Закона №308/2017;
должностное лицо - физическое лицо, наделенное в отчетной единице, постоянно или временно, в силу закона, по назначению, по выбору или в силу отдельного поручения определенными правами и обязанностями по осуществлению действий административно-распорядительного либо организационно-хозяйственного характера;
процедура контроля - процедурный инструмент для получения в рамках процесса проверки соответствия необходимой информации и документов от отчетных единиц, используемый Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег для установления нарушений положений Закона №308/2017;
протокол проведения контрольного посещения - акт, посредством которого индивидуализируются деяние, отягчающие и смягчающие обстоятельства, правовая классификация деяния, ответственный субъект, действия, выполняемые в ходе процедуры контроля, и действия, предлагаемые по завершении контрольного посещения.
Статья 3. Органы с функциями надзора за отчетными единицами
(1) Органы с функциями надзора за отчетными единицами предусмотрены в части (1) статьи 15 Закона №308/2017.
(2) Применение предусмотренных настоящим законом санкций за нарушение положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма входит в компетенцию следующих органов с функциями надзора за отчетными единицами:
a) Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег (далее - Служба);
b) Национальный банк Молдовы;
c) Национальная комиссия по финансовому рынку.
Статья 4. Компетенция органов с функциями надзора за отчетными единицами
(1) Органы с функциями надзора за отчетными единицами в 24-часовой срок информируют Службу об обнаружении ими в ходе контролей, проводимых в отчетных единицах, или каким-либо иным образом деяний, которые могут быть связаны с нарушением положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(2) Служба может рекомендовать органам с функциями надзора за отчетными единицами проведение в поднадзорных единицах контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма согласно процедурам, предусмотренным законодательством, на основании которого они действуют, с уведомлением при этом Службы о результатах контроля, либо при необходимости может обратиться к ним за направлением специалиста для совместного с представителями Службы проведения контроля в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(3) Служба и Национальный банк Молдовы могут направлять специалистов для взаимного консультирования в пределах имеющихся полномочий в ходе проведения контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(4) Национальный банк Молдовы осуществляет проверку соответствия отчетных единиц, предусмотренных в пунктах а), b) и i) части (1) статьи 4 Закона №308/2017, устанавливает нарушения и издает соответствующие решения в соответствии с Законом о Национальном банке Молдовы №548/1995, Законом о деятельности банков №202/2017, Законом о валютном регулировании №62/2008 и Законом о платежных услугах и электронных деньгах №114/2012. Вступление в силу, исполнение и оспаривание решений Национального банка Молдовы о применении санкций осуществляется в соответствии с законами, перечисленными в настоящей части. Срок привлечения к ответственности, способ индивидуализации санкций, их вид и размер устанавливаются в соответствии с положениями настоящего закона. Положения части (2) настоящей статьи, частей (1), (2) и (4) статьи 6, частей (4), (5) и (6) статьи 7, части (2) статьи 10 настоящего закона не распространяются на контроли, проводимые Национальным банком Молдовы.
(5) Национальная комиссия по финансовому рынку осуществляет проверку соответствия отчетных единиц, предусмотренных в пункте с) части (1) статьи 4 Закона №308/2017, в соответствии с Законом о Национальной комиссии по финансовому рынку №192/1998. Способ индивидуализации санкций, их вид и размер устанавливаются в соответствии с положениями настоящего закона.
(6) Служба осуществляет проверку соответствия отчетных единиц, индивидуализацию и применение санкций к отчетным единицам согласно предусмотренной настоящим законом процедуре.
Глава II Проверка соответствия отчетных единиц
Статья 5. Основания для инициирования процедуры контроля отчетных единиц
Служба инициирует процедуру контроля отчетных единиц:
a) на основе информации о предполагаемом нарушении положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, полученной от органов с функциями надзора за отчетными единицами или от других органов, физических и юридических лиц, предусмотренных в частях (2)-(5) статьи 4 Закона №308/2017;
b) в силу полномочий - на основе информации, которой располагает в соответствии с Законом №308/2017.
Статья 6. Планирование процедуры контроля
(1) Контроль отчетных единиц проводится на основе ежегодных планов контроля, содержащих, в частности, перечень отчетных единиц, которые являются субъектами контроля, цель контроля, планируемый период контроля и обоснование проведения контроля.
(2) В процессе составления планов контроля учитываются риски отмывания денег и финансирования терроризма, определенные в национальном отчете об оценке рисков и в законодательстве о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(3) В дополнение к предусмотренным ежегодным планом контроля Служба может проводить внеплановые контроли в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(4) Служба может обращаться к органам с функциями надзора за отчетными единицами, правомочным проводить контроль в поднадзорных единицах, за проведением в отчетных единицах внеплановых контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(5) Органы с функциями надзора за отчетными единицами, правомочные проводить контроль в поднадзорных единицах, представляют Службе:
a) годовые планы контроля - не позднее 31 декабря года, предшествующего контролю, а также корректировки планов - в 14-дневный срок после их утверждения;
b) уведомление о намечаемом внеплановом контроле - не позднее дня начала контроля, если только контроль не вытекает из скорректированного плана контроля;
c) информацию о результатах контроля в случае установления нарушения отчетными единицами положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма - в 14-дневный срок со дня составления акта контроля.
Статья 7. Координация контроля
(1) Контроли в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, проводимые Службой, координируются с органами с функциями надзора за отчетными единицами, правомочными проводить контроль в поднадзорных единицах.
(2) В процессе координации согласно части (1) ежегодно до 15 ноября Служба разрабатывает и публикует информацию в отношении областей и секторов, подверженных риску отмывания денег и финансирования терроризма.
(3) Служба может давать органам с функциями надзора за отчетными единицами, правомочным проводить контроль в поднадзорных единицах, рекомендации по порядку проведения контроля в соответствии с настоящим законом.
(4) Органы, указанные в части (2) статьи 3, могут обращаться друг к другу за направлением специалистов из их состава в целях проведения совместных контролей в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(5) В течение одного календарного года в отчетной единице одним органом с функциями надзора за отчетными единицами может проводиться лишь один плановый контроль в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(6) В случая выявления информации о предполагаемом нарушении положений законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма разрешается проведение внеплановых контролей.
Статья 8. Уведомление
(1) Служба уведомляет отчетную единицу о намерении провести плановый контроль не менее чем за 10 дней до его начала.
(2) Внеплановый контроль проводится Службой без предварительного уведомления отчетной единицы.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 11 мая 2023 года