Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
Неофициальный перевод
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Молдова
5 октября 2023 года №1845
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 28 сентября 2023 года №187
Об утверждении Регламента о проведении проверок и применении санкций к учреждениям по валютному обмену
На основании части (8) ст. 62, части (1) ст. 63 и главы VIII Закона о валютном регулировании №62/2008 (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2016, №423-429, ст.859), с последующими изменениями, пункта с) части (2) и части (5) статьи 15 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308/2017 (Официальный монитор Республики Молдова, 2018, №58-66, ст.133), с последующими изменениями, а также части (4) статьи 4 и части (3) статьи 34 Закона о процедуре установления нарушений в области предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма и порядке применения санкций №75/2020 (Официальный монитор Республики Молдова, 2020, №142-146, ст. 260) Исполнительный комитет Национального банка Молдовы ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Регламент о проведении проверок и применении санкций к учреждениям по валютному обмену (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.
Председатель Исполнительного комитета
Октавиан Армашу
Утвержден Постановлением Национального банка Республики Молдова от 28 сентября 2023 года №187
Регламент о проведении проверок и применении санкций к учреждениям по валютному обмену
Глава I Общие положения
1. Регламент о проведении проверок и применении санкций к учреждениям по валютному обмену (далее - Регламент) устанавливает нормы по осуществлению Национальным банком Молдовы (далее - НБМ) контроля деятельности учреждений по валютному обмену, составлению и рассмотрению результатов данных проверок, и применению санкций к обменным валютным кассам и гостиницам.
2. Целью проведения проверок деятельности учреждений по валютному обмену является проверка соблюдения положений Закона о валютном регулировании №62/2008 (далее - Закон №62/2008), Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308/2017 (далее - Закон №308/2017), а также положений нормативных актов, изданных в их применении.
3. В настоящем регламенте используются понятия, определенные Законом о лицензировании учреждений по валютному обмену №62/2008, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета Национального банка Молдовы №304/2016.
4. Контроль за деятельностью учреждений по валютному обмену, а также применение к ним санкций осуществляется в соответствии с положениями Закона о Национальном банке №548/1995 (далее - Закон №548/1995), Закона №62/2008, Закона №308/2017, Закона о процедуре установления нарушений в области предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма и порядке применения санкций №75/2020 (далее - Закон №75/2020), Закона о деятельности банков №202/2017 и настоящего Регламента.
5. Для определения соблюдения учреждениями по валютному обмену требований, относящихся к сумме денежных средств, установленной Законом №62/2008, применяется официальный курс молдавского лея по отношению к иностранным валютам, действующий:
a) на день осуществления обменной валютной операции - в случае, предусмотренном в пункте с) части (2) и в пункте f) части (3) статьи 42-1 Закона №62/2008;
b) на день, для которого осуществляется расчет - в случае, предусмотренном в части (4) статьи 44 Закона №62/2008.
Глава II Виды и частота проверок
6. Проверки в учреждениях по валютному обмену могут быть:
1) в зависимости от места осуществления проверки:
a) проверка на местах;
b) дистанционная проверка;
2) в зависимости от способа осуществления:
a) плановая проверка - проверка, проводимая на основании ежеквартального плана контроля, утвержденного НБМ;
b) внеплановая проверка - проверка, проведение которой не предусмотрено ежеквартальным планом контроля НБМ. Внеплановая проверка на месте инициируется в случаях, предусмотренных частью (3) ст. 62 Закона №62/2008.
3) в зависимости от цели контроля:
а) комплексная проверка - проверка, осуществляемая с целью полной проверки деятельности по валютному обмену, а именно соблюдения валютного регулирования и/или правил предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;
b) тематическая проверка - проверка, осуществляемая с целью проверки области, связанной с валютной деятельностью, с точки зрения валютного регулирования и/или предотвращения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
7. Ежеквартальный план контроля составляется с учетом: частоты проведения предыдущих проверок, нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок, мер, предпринятых для прекращения или ликвидации ранее выявленных нарушений, результатов дистанционной проверки, рисков, связанных с деятельностью по валютному обмену, обращениями/петициями, полученных в адрес НБМ.
Глава III Осуществление контрольной деятельности в учреждениях по валютному обмену
8. Проверки на местах (плановые и внеплановые) деятельности учреждений по валютному обмену осуществляются группой контроля, состоящей не менее чем из двух служащих НБМ, именуемых в дальнейшем "инспекторы", наделенных полномочиями в соответствии с целью контроля.
9. Для осуществления проверки на месте НБМ издает решение об осуществлении проверки на месте (далее - решение НБМ), содержащее как минимум информацию, предусмотренную в части (4) ст. 62 Закона №62/2008.
10. Проверка на местах может осуществляться в том числе путем осуществления контрольной закупки в соответствии с положениями ст. 62-1 Закона №62/2008.
11. Решение НБМ издается в двух экземплярах. Один экземпляр решения хранится в НБМ, а второй экземпляр вручается учреждению по валютному обмену в лице представителя, кассира учреждения по валютному обмену или другого уполномоченного действовать от имени учреждения по валютному обмену, в том числе при проведении обменных валютных операций на момент начала проверки. Одновременно с вручением решения инспекторы предъявляют служебные удостоверения.
12. В рамках проверок на месте инспекторы имеют право:
a) доступа в помещения учреждений по валютному обмену, к сейфам, к информации из контрольно-кассового оборудования, валютообменных аппаратов и других технических средств, используемых для осуществления обменных валютных операций с физическими лицами;
b) требовать предоставления документов и сведений, необходимых для проведения проверки и, если сочтут нужным, делать с них копии;
c) требовать генерирования сводных налоговых документов (отчет X) и/или отчетов об осуществленных операциях, содержащих соответствующие данные за день, когда проводится проверка, до момента проведения проверки;
d) использовать для удостоверения констатируемых фактов технические средства (аудио-, видео-, фото-), требовать, в зависимости от обстоятельств, объяснений от кассира учреждения по валютному обмену или от лица, уполномоченного действовать от имени учреждения по валютному обмену и/или приглашать одного или несколько понятых.
13. Работники учреждения по валютному обмену не вправе осуществлять личный контроль инспекторов, находящихся в их распоряжении технических средств, в том числе телефонов, электронных носителей информации, изымать эти средства или препятствовать инспекторам использование этих средств при осуществлении контроля.
14. В случае привлечения понятого им должно являться физическое лицо, обладающее полной дееспособностью, не заинтересованное в результатах проверки, не состоящее в родстве с проводящими проверку работниками НБМ, с работниками и участниками/акционерами учреждения по валютному обмену.
15. Путем подписания акта о результатах проверки понятой удостоверяет достоверность информации, связанной с проведением контроля и обязуется хранить конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, которые стали ему известны в связи с проверкой. Понятой имеет право знать обстоятельства, в связи с которыми он привлечен в качестве понятого, ознакомиться с решением о проведении проверки, представлять свои замечания по содержанию акта о результатах проверки относительно фактов (действий), при удостоверении которых он присутствовал.
16. В рамках контроля на месте обменная валютная касса/ее отделение обязана предъявить группе контроля все денежные средства, находящиеся в ее помещениях, в том числе в сейфах, для проверки наличия денежных средств в размере, установленном частью (1) или частью (2) ст. 44 Закона №62/2008, в зависимости от обстоятельств.
17. Если в обменной валютной кассе, в ее отделении, существующая сумма денежных средств меньше, чем размер суммы, установленный частью (1) и/или (2) статьи 44 Закона №62/2008 г., группа контроля вправе требовать у обменной валютной кассы предоставления информации о сумме денежных средств, хранящихся на момент проверки на счетах, открытых в лицензированных банках, и/или в валютообменных аппаратах. Если данная информация не может быть представлена на момент проверки, она должна быть представлена после осуществления проверки в срок, указанный в акте о результатах проверки, с приложением соответствующих документов.
18. При осуществлении проверки деятельности учреждений по валютному обмену будут учтены положения ст. 75-1 Закона №548/1995, если они не противоречат правилам, установленным Законом №62/2008, Законом №308/2017.
Глава IV Составление акта о результатах проверки на месте
19. На основании результатов проверки на месте группа контроля составляет акт о результатах проверки в двух экземплярах в соответствии с формуляром из приложения №1, который заполняется в случае проверки, проведенной в учреждении по валютному обмену. К экземпляру акта проверки, который остается в Национальном банке Молдовы, прилагаются собранные группой контроля документы (в оригинале или копии, в зависимости от случая), которые подтверждают факты, установленные в рамках проверки, а второй экземпляр (в зависимости от случая, с приложениями документов, собранных инспекторами) доводится до сведения учреждения по валютному обмену, подлежащего проверке согласно положениям пунктов а) - f) части (1) ст. 11-2 Закона №548/1995.
20. В случае, когда ни один способ извещения, предусмотренный п. 19, не действует, в том числе если адресат недоступен/невозможно связаться с ним либо отказывается от получения извещения, применяются положения части (10) ст. 11-2 Закона №548/1995.
21. В случае сопротивления проведению проверки (отказ или не предоставление доступа в помещения учреждения по валютному обмену, к сейфам, к информации из контрольно-кассового оборудования, валютообменных аппаратов и других технических средств, создание со стороны работников учреждения по валютному обмену или других лиц любых других препятствий в проведении проверки) и /или в случае уклонения от представления информации и документов, запрашиваемых в ходе проверки, данный факт отмечается в акте о результатах проверки.
22. Акт о результатах проверки подписывается на каждой странице инспекторами и представителем учреждения по валютному обмену (кассиром учреждения по валютному обмену или другим лицом, уполномоченным действовать от имени учреждения по валютному обмену, в том числе при проведении обменных валютных операций). Если данное лицо отказывается подписывать акт о результатах проверки, члены группы контроля отмечают факт отказа в соответствующем акте. В случае привлечения понятого акт о результатах проверки подписывается на каждой странице и понятым с указанием на последней странице его фамилии, имени, отчества и его контактных данных (место жительства/место нахождения, номер телефона и др.)
23. Если в формуляре акта о результатах проверки предназначенное для заполнения пространство недостаточно для отражения полной информации относительно результатов проверки, ее внесение продолжается на дополнительных листах, которые прилагаются к соответствующему акту о результатах проверки и являются неотъемлемой частью данного акта. Каждый дополнительный лист подписывается членами группы контроля, уполномоченным лицом учреждения по валютному обмену, а также понятым, если он привлечен.
24. Информация о случаях нарушения (обнаруженных в ходе проверки) положений Закона №62/2008 г. и настоящего регламента, относящихся к применению контрольно-кассового оборудования обменной валютной кассой/ее отделением, обменным валютным пунктом гостиницы, передается НБМ Государственной налоговой службе для применения мер согласно действующему законодательству.
Глава V Особенности проведения дистанционной проверки
25. Дистанционная проверка осуществляется работниками НБМ без принятия письменного решения, на основании информации из отчетов и других данных, предоставленных согласно закону и нормативным актам НБМ, или по прямому письменному запросу НБМ.
26. Если в рамках дистанционной проверки учреждения по валютному обмену были обнаружены нарушения, составляется информация о выявленных нарушениях, которая доводится до сведения учреждения по валютному обмену. Информация о выявленных нарушениях доводится до сведения учреждения по валютному обмену согласно положениям пункта a)- f) части (1) ст. 11-2 Закона №548/1995.
27. Положения пункта 20 применяются в случае дистанционной проверки.
Глава VI Применение санкций за нарушения в валютной области
Часть 1. Общие положения
28. Установление нарушения положений Закона №62/2008, настоящего регламента и нормативных актов НБМ в деятельности по валютному обмену, осуществляемой лицензированным банком посредством валютообменных бюро или валютообменных аппаратов, осуществляется в соответствии с положениями ст. 75-1 Закона №548/1995, учитывая особенности, предусмотренные настоящим регламентом, а применение санкций осуществляется согласно главе 5 раздела V Закона о деятельности банков №202/2017 и ст. 75 и 75-2 Закона №548/1995.
29. В случае установления нарушения положений Закона №62/2008, настоящего регламента и нормативных актов НБМ, относящихся к деятельности по валютному обмену, осуществляемой обменной валютной кассой и гостиницей, в случае нарушения лицензионных условий и/или в случае неисполнения наложенных санкций НБМ применяет санкции к обменной валютной кассе и обменному валютному пункту гостиницы в соответствии с положениями ст.63-66 Закона №62/2008 и ст.75 - 75-2 Закона №548/1995, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим регламентом.
30. Информация о санкциях, применяемых к учреждениям по валютному обмену, публикуется на веб-странице НБМ.
31. Согласно части (3) ст. 63 Закона №62/2008, пункта с) части (1) ст. 75 Закона №548/1995, НБМ может применять к обменной валютной кассе и обменному валютному пункту гостиницы, обладающему лицензией НБМ (далее - лицензиат), следующие санкции:
1) письменное предупреждение;
2) штраф в размере от 10 000 до 40 000 леев;
3) частичное или полное приостановление деятельности по наличному валютному обмену с физическими лицами;
4) отзыв лицензии/заверенной копии лицензии.
32. При индивидуализации санкций учитываются как минимум следующие обстоятельства (в той мере, в которой они могут быть установлены):
1) степень тяжести и воздействие нарушения на деятельность лицензиата;
2) длительность и частота нарушения;
3) повторный характер (нарушение, совершенное в течение 2 лет со дня обнаружения того же вида нарушения);
4) если применимо, сумма денежных средств, относящаяся к предмету нарушения;
5) действия лицензиата после совершения нарушения, в том числе:
a) степень сотрудничества, проявленная во время проверки НБМ, а именно, если лицензиат быстро и эффективно выполнил или не выполнил любое требование НБМ и/или он представил неполную информацию и/или представленная информация вводит в заблуждение НБМ;
b) характер, объем и эффективность любых исправительных мер, предпринятых лицензиатом в отношении нарушения, и то, насколько быстро были такие действия были выполнены.
33. Решение о применении санкций за нарушения, связанные с валютным регулированием, а также решение о возобновлении деятельности лицензиата издаются президентом, первым вице-президентом, вице-президентами или уполномоченным для этого лицом на основании внутренних норм НБМ или на основании приказа Президента с учетом положений части (2) ст. 24 Закона №548/1995, за исключением санкций, предусматривающих приостановление деятельности или отзыв лицензии, находящихся в компетенции Исполнительного комитета.
34. В случае нарушений, обнаруженных в рамках проверки на месте, решение о применении санкции принимается на основании акта о результатах проверки, а в случае нарушений, обнаруженных в рамках дистанционной проверки, - на основании информации о нарушениях, выявленных НБМ, в обоих случаях принимая во внимание соответствующие доводы, представленные лицензиатом на основании положений части (6) ст.62 Закона №62/2008.
35. Решение о применении санкций доводится до лицензиата согласно пункту a)- f) части (1) ст. 11-2 Закона №548/1995. Если их сообщение невозможно ни одним из способов, предусмотренных настоящим пунктом, в том числе если получатель недоступен/не может связаться или отказывается принять уведомление, применяются положения части (10) ст. 11-2 Закона №548/1995.
36. Лицензиат, к которому были применены санкции, обязан в срок, установленный в решении о применении санкции, устранить выявленные нарушения, информировать НБМ об их устранении и, в зависимости от случая, предпринять другие меры, предусмотренные решением о применении санкций и настоящим регламентом.
37. В целях проверки выполнения решения о применении санкций НБМ может осуществить проверку на местах в соответствии с положениями п. а) части (3) ст.62 Закона №62/2008 и настоящего регламента.
Часть 2. Предупреждение, вынесенное лицензиату
38. Письменное предупреждение, вынесенное лицензиату, издается в случае и в срок, предусмотренные ст. 64 Закона №62/2008.
39. При вынесении предупреждения учитываются положения частей (4) и (5) ст.75 Закона №548/1995 и особенности, предусмотренные в части 1 настоящей главы.
Часть 3. Наложение и взыскание в бесспорном порядке штрафов с лицензиата
40. Решение НБМ о наложении штрафа лицензиату за нарушения в валютной области принимается в случае, указанном в части (8) ст.75-2 Закона №548/1995, с учетом особенностей, предусмотренных частями (10) - (14) ст.75-2 Закона №548/1995 и ст. 64-1 Закона №62/2008, а также положений настоящего регламента.
41. НБМ применяет к лицензиату санкции в виде штрафа в пределах, предусмотренных пунктом с) части (1) ст. 75 Закона №548/1995, с учетом обстоятельств, предусмотренных п.32.
42. Доказательство добровольной оплаты штрафа лицензиатом производится путем передачи в адрес НБМ копии документа, подтверждающего выплату штрафа, выданного поставщиком платежных услуг-резидентом.
43. В случае взыскания в бесспорном порядке штрафа со счета лицензиата, открытого в банке, направление НБМ решения о наложении штрафа с инкассовым поручением осуществляется последовательно на все счета лицензиата, открытые в банках. Доказательство оплаты штрафа осуществляется путем возврата НБМ банком решения о наложении штрафа с приложением второго экземпляра инкассового поручения о бесспорном взыскании штрафа, содержащего отметку об исполнении.
44. НБМ применяет положения пункта с) части (11) статьи 75-2 Закона №548/1995, если решение о наложении штрафа было отозвано/возвращено в НБМ по причине отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах лицензиатов.
Часть 4. Приостановление и возобновление деятельности лицензиата по валютному обмену
45. Решение о приостановлении деятельности по валютному обмену принимается и доводится до сведения лицензиата в соответствии с положениями ст. 65 Закона №62/2008 с учетом положений настоящего регламента.
46. В случае обнаружения оснований, предусмотренных ст. 65 Закона №62/2008, в деятельности обменной валютной кассы, осуществляемой через ее отделение и/или через валютообменный аппарат, будет приостановлена деятельность по наличному валютному обмену с физическими лицами, осуществляемая через отделение обменной валютной кассы и/или через валютообменный аппарат, у которых была проведена проверка.
47. НБМ применяет к лицензиату санкцию о приостановлении деятельности по валютному обмену с учетом ограничений, предусмотренных частью (2) ст. 65 Закона №62/2008, и обстоятельствами, предусмотренными в п.32.
48. Если в решении о приостановлении деятельности не предусмотрено иное, в течение трех рабочих дней со дня получения данного решения лицензиат должен предпринять, в зависимости от случая, действия, указанные в пунктах 49 и 50.
49. В случае принятия решения о приостановлении деятельности по наличному валютному обмену с физическими лицами обменная валютная касса обязана:
a) приостановить деятельность головного офиса и/или отделений, и/или посредством валютообменных аппаратов, указанных в решении НБМ;
b) письменно информировать НБМ о приостановлении деятельности головного офиса и/или отделений, и/или посредством валютообменных аппаратов, указанных в решении НБМ;
c) разместить в доступном для обозрения месте головного офиса и/или отделений, и/или валютообменных аппаратов, указанных в решении НБМ, сообщение о приостановлении деятельности на основании решения НБМ с указанием срока приостановления.
50. В случае принятия решения о приостановлении деятельности по наличному валютному обмену с физическими лицами гостиницы гостиница обязана:
a) приостановить деятельность обменного валютного пункта и/или валютообменных аппаратов;
b) письменно информировать НБМ о приостановлении деятельности обменного валютного пункта и/или валютообменных аппаратов;
c) разместить в доступном для обозрения месте обменного валютного пункта и/или на своих валютообменных аппаратах, указанных в решении НБМ, сообщение о приостановлении деятельности на основании решения НБМ с указанием срока приостановления.
51. Решение о возобновлении деятельности лицензиатом принимается в сроки, установленные частью (4) ст. 65 Закона №62/2008, и доводится до сведения лицензиата согласно положениям пунктов a)- f) части (1) ст. 11-2 Закона №548/1995.
Часть 5. Отзыв лицензии/заверенной копии лицензии обменной валютной кассы и гостиницы
52. Решение НБМ об отзыве лицензии/заверенной копии лицензии, выданной обменной валютной кассе или гостинице, принимается и доводится до их сведения в соответствии с положениями ст. 66 Закона №62/2008 с учетом положений настоящего регламента.
53. В случае установления в деятельности обменной валютной кассы, осуществленной посредством отделения, оснований, предусмотренных п. с), d), e) и j) части (1) ст. 66 Закона №62/2008, будет отозвана заверенная копия лицензии, выданная обменной валютной кассе для осуществления деятельности по валютному обмену посредством отделения, в котором была проведена проверка.
54. В случае отзыва лицензии/заверенной копии лицензии положения частей (3) - (6) ст.66 Закона №62/2008 применяются соответствующим образом.
55. В случае отзыва лицензии/заверенной копии лицензии обменная валютная касса обязана:
a) окончательно прекратить деятельность головного офиса и/или отделений, и/или валютообменных аппаратов по наличному валютному обмену с физическими лицами, указанных в решении НБМ;
b) письменно информировать НБМ об окончательном прекращении деятельности головного офиса и/или отделений, и/или посредством валютообменных аппаратов, указанных в решении НБМ, приложив оригинал лицензии и/или заверенные копии лицензии отделений, указанных в решении НБМ.
56. В случае отзыва лицензии гостиница обязана:
a) окончательно прекратить деятельность по наличному валютному обмену с физическими лицами обменных валютных пунктов и их валютообменных аппаратов;
b) письменно информировать НБМ об окончательном прекращении деятельности по наличному валютному обмену с физическими лицами обменных валютных пунктов и/ил посредством их валютообменных аппаратов, приложив оригинал лицензии.
Глава VII Применение санкций и исправительных мер за нарушения в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма
57. Применение санкций к учреждению по валютному обмену в случае нарушения положений Закона №308/2017 и нормативных актов НБМ, разработанных на основании этого закона, осуществляется в соответствии с положениями Закона №75/2020.
58. Решение о применении санкций за нарушения, связанные с предупреждением и борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма, принимает Исполнительный комитет НБМ с учетом положений частей (3),(10) - (15) ст. 75-2 Закона №548/1995.
59. Санкция, предусмотренная пунктом b) части (1) ст.34 Закона №75/2020, может применяться президентом, первым вице-президентом или вице-президентами НБМ или в порядке, установленном внутренними правилами НБМ, с учетом положений части (2) ст. 24 Закона №548/1995.
60. Применение штрафа к физическому лицу осуществляется в соответствии с положениями ст. 34 и ст. 40 Закона №75/2020.
61. В случае применения санкций, предусмотренных пунктом с) части (1) ст. 34 Закона №75/2020, применяются положения пунктов 48 - 50, 55 и 56 настоящего регламента.
Приложение №1
к Регламенту о проведении проверок и применении санкций к учреждениям по валютному обмену
См. Приложение №1
Постановление Национального банка Республики Молдова от 28 сентября 2023 года №187
"Об утверждении Регламента о проведении проверок и применении санкций к учреждениям по валютному обмену"
О документе
Номер документа: | 187 |
Дата принятия: | 28.09.2023 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 19.10.2023 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №391-394, 19 октября 2023 года, Ст. 975.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу со дня опубликования - с 19 октября 2023 года.
Приложения к документу
Ссылка на Закон Республики Молдова О валютном регулировании :: Глава VIII. Валютный контроль
Ссылка на Закон Республики Молдова О Национальном банке Молдовы
Ссылка на Закон Республики Молдова О деятельности банков
Ссылка на Закон Республики Молдова О валютном регулировании :: Статья 62-1. Контрольная закупка