Дата обновления БД:
26.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
358 / 968
Всего документов в БД:
315233
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
(Кодекс изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ
от 6 июля 2005 года №2747-IV
(В редакции Законов Украины от 08.09.2005 г. №2875-IV, 06.10.2005 г. №2953-IV, 17.11.2005 г. №3099-IV, 15.03.2006 г. №3538-IV, 16.03.2006 г. №3550-IV, 20.09.2006 г. №160-V, 01.12.2006 г. №424-V, 25.12.2008 г. №808-VI, 21.08.2009 г. №1616-VI, 04.11.2009 г. №1699-VI, 05.06.2009 г. №1475-VI, 23.06.2009 г. №1545-VI, 17.11.2009 г. №1559-VI, 21.01.2010 г. №1837-VI, 11.02.2010 г. №1876-VI, 16.02.2010 г. №1901-VI, 18.02.2010 г. №1691-VI, 13.05.2010 г. №2181-VI, 01.06.2010 г. №2289-VI, 07.07.2010 г. №2453-VI, 10.07.2010 г. №2487-VI, 04.11.2010 г. №2677-VI, 17.03.2011 г. №3156-VI, 21.04.2011 г. №3266-VI, Кодекса Украины от 19.05.2011 г. №3393-VI (вступил в силу 16.09.2011 г.), Законов Украины от 19.05.2011 г. №3422-VI, 05.07.2011 г. №3568-VI (вступил в силу 08.06.2012 г., действует до 01.08.2012 г), 08.07.2011 г. №3674-VI (вступил в силу 01.11.2011 г.) 08.09.2011 г. №3719-VI, 22.09.2011 г. №3796-VI, 20.10.2011 г. №3932-VI, 17.11.2011 г. №4054-VI (вступил в силу 31.12.2011 г.), 17.11.2011 г. №4061-VI, 20.12.2011 г. №4176-VI, 22.12.2011 г. №4212-VI (вступил в силу 18.01.2013 г.), 23.02.2012 г. №4452-VI (вступил в силу 21.09.2012 г.), 13.03.2012 г. №4496-VI, 22.03.2012 г. №4601-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (вступил в силу 19.11.2012 г.), 24.05.2012 г. №4847-VI, 03.07.2012 г. №5029-VI, 04.07.2012 г. №5041-VI, 05.07.2012 г. №5076-VI, 06.09.2012 г. №5207-VI, 18.09.2012 г. №5288-VI (вступил в силу 01.12.2012 г.), 02.10.2012 г. №5404-VI (вступил в силу 01.07.2013 г.), 02.10.2012 г. №5411-VI, 16.10.2012 г. №5453-VI, 16.10.2012 г. №5459-VI, 06.11.2012 г. №5477-VI, 06.12.2012 г. №5518-VI, 16.05.2013 г. №245-VII, 20.06.2013 г. №353-VII, 04.07.2013 г. №406-VII, 21.11.2013 г. №709-VII, 116.01.2014 г. №721-VII, 23.02.2014 г. №767-VII, 14.03.2014 г. №887-VII, 27.03.2014 г. №1170-VII (вступ. в силу 19.04.2014 г.), 08.04.2014 г. №1188-VII, 09.04.2014 г. №1193-VII, 15.04.2014 г. №1207-VII, 15.04.2014 г. №1206-VII, 01.07.2014 г. №1555-VII (вступ. в силу 02.08.2017 г.), 14.10.2014 г. №1697-VII (вступил в силу 15.07.2015 г.), 14.10.2014 г. №1700-VII (вступил в силу 26.04.2015 г.), 14.10.2014 г. №1702-VII (вступил с илу 06.02.2015 г.), 25.12.2014 г. №63-VIII (вступил в силу 17.01.2015 г.), 28.12.2014 г. №71-VIII, 28.03.2015 г. №192-VIII, 22.05.2015 г. №484-VIII (вступил в силу 01.09.2015 г.), 18.06.2015 г. №541-VIII, 26.11.2015 г. №835-VIII (вступил в силу 01.01.2016 г.), 23.12.2015 г. №901-VII, 04.02.2016 г. №991-VIII, 12.05.2016 г. №1356-VIII, 19.05.2016 г. №1379-VIII, 02.06.2016 г. №1404-VIII, 03.11.2016 г. №1727-VIII, 21.12.2016 г. №1797-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 23.03.2017 г. №1982-VIII, 13.07.2017 г. №2136-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII, 07.12.2017 г. №2234-VIII, 13.03.2018 г. №2325-VIII, 07.06.2018 г. №2447-VIII, 02.10.2018 г. №2581-VIII, 19.09.2019 г. №113-IX, 02.10.2019 г. №142-IX, 03.10.2019 г. №155-IX, 17.10.2019 г. №198-IX (вступил в силу 01.01.2020 г.), 06.12.2019 г. №361-IX (вступил в силу 28.04.2020 г.), 18.12.2019 г. №390-IX, 19.12.2019 г. №394-IX, 14.01.2020 г. №440-IX (вступил в силу 13.02.2020 г.), 15.01.2020 г. №460-IX, 04.03.2020 г. №524-IX, 30.03.2020 г. №540-IX, 13.05.2020 г. №590-IX, 16.06.2020 г. №693-IX (вступил в силу 18.10.2020 г.), 17.06.2020 г. №720-IX, 18.06.2020 г. №731-IX, 19.06.2020 г. №738-IX (вступил в силу 01.07.2021 г.), 17.07.2020 г. №808-IX, 26.01.2021 г. №1135-IX, 27.04.2021 г. №1416-IX, 14.07.2021 г. №1635-IX, 16.11.2021 г. №1875-IX, 30.11.2021 г. №1914-IX, 03.05.2022 г. №2243-IX, 12.05.2022 г. №2257-IX, 08.07.2022 г. №2359-IX, 16.08.2022 г. №2526-IX, 18.10.2022 г. №2689-IX, 01.12.2022 г. №2801-IX (вступил в силу 31.12.2023 г.), 01.12.2022 г. №2813-IX (вступил в силу 28.06.2023 г.), 13.12.2022 г. №2849-IX, 12.01.2023 г. №2888-IX (вступил в силу 01.04.2023), 24.02.2023 г. №2952-IX, 10.04.2023 г. №3022-IX (вступил в силу 03.08.2023 г.), 29.05.2023 г. №3111-IX, 29.06.2023 г. №3200-IX (см. сроки вступления в силу), 13.07.2023 г. №3223-IX, 27.07.2023 г. №3277-IX, 09.08.2023 г. №3302-IX, 23.08.2023 г. №3337-IX, 19.10.2023 г. №3424-IX (см. сроки вступления в силу), , 09.12.2023 г. №3511-IX, 22.02.2024 г. №3585-IX (см. сроки вступления в силу), 11.04.2024 г. №3633-IX, 22.05.2024 г. №3723-IX, 23.05.2024 г. №3747-IX, 19.06.2024 г. №3831-IX)
(В тексте Кодекса слова "Киевский апелляционный административный суд" во всех падежах заменены словами "апелляционный административный суд в апелляционном округе, включающем город Киев" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 07.06.2018 г. №2447-VIII)
(В тексте Кодекса слова "центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере миграции" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц, беженцев и других определенных законодательством категорий мигрантов" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.06.2020 №693-IX)
(см. предыдущую редакцию)
(В тексте Кодекса слова "электронная цифровая подпись" во всех падежах и числах заменены словами "электронная подпись" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 27.04.2021 №1416-IX)
(см. предыдущую редакцию)
По тексту Кодекса слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены на слова "медиа" в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX
(см. предыдущую редакцию)
(В тексте Кодекса слово "информационно-телекоммуникационная" во всех падежах и числах заменены словом "информационно-коммуникационная" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 01.12.2022 г. №2801-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел I Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Назначение Кодекса административного судопроизводства Украины
1. Кодекс административного судопроизводства Украины определяет юрисдикцию, полномочия административных судов, устанавливает порядок осуществления судопроизводства в административных судах.
Статья 2. Задачи и основные принципы административного судопроизводства
1. Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение судом споров в сфере публично-правовых отношений с целью эффективной защиты прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.
2. В делах относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий административные суды проверяют, приняты (совершены) ли они:
1) на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины;
2) с использованием полномочия с целью, с которой это полномочие предоставлено;
3) обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решения (совершения действия);
4) беспристрастно (непредубежденно);
5) добросовестно;
6) благоразумно;
7) с соблюдением принципа равенства перед законом, предотвращая все формы дискриминации;
8) пропорционально, в частности с соблюдением необходимого баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение (действие);
9) с учетом права лица на участие в процессе принятия решения;
10) своевременно, то есть в течение разумного срока.
3. Основными началами (принципами) административного судопроизводства являются:
1) верховенство права;
2) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;
3) гласность и открытость судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами;
4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу;
5) обязательность судебного решения;
6) обеспечение права на апелляционный пересмотр дела;
7) обеспечение права на кассационное обжалование судебного решения в случаях, определенных законом;
8) разумность сроков рассмотрения дела судом;
9) недопустимость злоупотребления процессуальными правами;
10) возмещение судебных расходов физических и юридических лиц, в пользу которых принято судебное решение.
Статья 3. Законодательство об административном судопроизводстве
1. Порядок осуществления административного судопроизводства устанавливается Конституцией Украины, настоящим Кодексом и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
2. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
3. Производство по административным делам осуществляется в соответствии с законом, действующим во время совершения отдельного процессуального действия, рассмотрения и разрешения дела.
4. Закон, который устанавливает новые обязанности, отменяет или сужает права, принадлежащие участникам судебного процесса, ограничивает их использование, не имеет обратного действия во времени.
Статья 4. Определение терминов
1. В этом Кодексе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
1) административное дело - переданный на разрешение административного суда публично-правовой спор;
2) публично-правовой спор - спор, в котором:
хотя бы одна сторона осуществляет публично-властные управленческие функции, в том числе на выполнение делегированных полномочий, и спор возник в связи с исполнением или неисполнением такой стороной указанных функций; или
хотя бы одна сторона предоставляет административные услуги на основании законодательства, уполномочивает или обязывает предоставлять такие услуги исключительно субъекта властных полномочий, и спор возник в связи с предоставлением или непредоставлением такой стороной указанных услуг; или
хотя бы одна сторона является субъектом избирательного процесса или процесса референдума и спор возник в связи с нарушением его прав в таком процессе со стороны субъекта властных полномочий или другого лица;
3) административный суд - суд, к компетенции которого этим Кодексом отнесено рассмотрение и разрешение административных дел;
4) суд - судья административного суда, который рассматривает и решает административное дело единолично, коллегия судей, другой определенный этим Кодексом состав административного суда;
5) административное судопроизводство - деятельность административных судов относительно рассмотрения и решения административных дел в порядке, установленном настоящим Кодексом;
6) судебный процесс - правоотношения, складывающиеся во время осуществления административного судопроизводства;
7) субъект властных полномочий-орган государственной власти (в том числе без статуса юридического лица), орган местного самоуправления, орган военного управления, их должностное или служебное лицо, другой субъект при осуществлении ими публично-властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий, или предоставлении административных услуг;
8) истец - лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан иск в административный суд, или администратор по выпуску облигаций, который подает иск в административный суд в защиту прав, свобод и интересов держателей облигаций в соответствии с положениями Закона Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках", а также субъект властных полномочий, во исполнение полномочий которого подан иск в административный суд;
9) ответчик - субъект властных полномочий, а в случаях, определенных законом, и другие лица, к которым обращено требование истца;
10) письменное производство - рассмотрение и разрешение административного дела или отдельного процессуального вопроса в суде первой, апелляционной или кассационной инстанции без уведомления и (или) вызова участников дела и проведения судебного заседания на основании материалов дела в случаях, установленных этим Кодексом;
11) разумный срок - кратчайший срок рассмотрения и решения административного дела, достаточный для предоставления своевременной (без неоправданных промедлений) судебной защиты нарушенных прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях;
12) судебное решение - решение, постановление, определение суда любой инстанции;
13) решение суда - решение суда первой инстанции, в котором решаются исковые требования;
14) постановление - письменное решение суда апелляционной или кассационной инстанции в административном деле, в котором решаются требования апелляционной либо кассационной жалобы;
15) определение - письменное или устное решение суда любой инстанции по административному делу, которым решаются вопросы, связанные с процедурой рассмотрения административного дела, и другие процессуальные вопросы;
16) административный договор - совместный правовой акт субъектов властных полномочий или правовой акт с участием субъекта властных полномочий и другого лица, основанный на их волеизъявлении, имеет форму договора, соглашения, протокола, меморандума и т.д., определяет взаимные права и обязанности участников в публично-правовой сфере и заключается на основании закона:
а) для разграничения компетенции или определение порядка взаимодействия между субъектами властных полномочий;
б) для делегирования публично-властных управленческих функций;
в) для перераспределения или объединения бюджетных средств в случаях, определенных законом;
г) вместо издания индивидуального акта;
ґ) для урегулирования вопросов предоставления административных услуг;
17) публичная служба - деятельность на государственных политических должностях в государственных коллегиальных органах, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенная) служба, другая государственная служба, патронажная служба в государственных органах, служба в органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления;
18) нормативно-правовой акт - акт управления (решения) субъекта властных полномочий, который устанавливает, изменяет, прекращает (отменяет) общие правила регулирования однотипных отношений, и который рассчитан на долгосрочное и неоднократное применение;
19) индивидуальный акт - акт (решение) субъекта властных полномочий, выданный (принятое) на выполнение властных управленческих функций или в порядке предоставления административных услуг, касающийся прав или интересов определенного в акте лица или лиц, и действие которого исчерпывается его выполнением или имеет определенный срок;
20) административное дело незначительной сложности (малозначительное дело) - административное дело, в котором характер спорных правоотношений, предмет доказывания и состав участников и т.п. не требуют проведения подготовительного производства и (или) судебного заседания для полного и всестороннего установления обстоятельств;
21) типовые административные дела - административные дела, ответчиком в которых является один и тот же субъект властных полномочий (его обособленные структурные подразделения), у которых возник спор по аналогичным основаниям, в отношениях, которые регулируются одними нормами права, и в которых истцами заявлены аналогичные требования;
22) типичное административное дело - типичное административное дело, принятое к производству Верховным Судом как судом первой инстанции для вынесения типичного решения;
23) производное исковое требование - требование, удовлетворение которого зависит от удовлетворения другого искового требования (основного требования);
24) размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц - размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, вычисляемый по состоянию на 1 января календарного года, в котором подается соответствующее заявление или жалоба, совершается процессуальное действие или принимается судебное решение.
2. Термин "администратор по выпуску облигаций" в этом Кодексе употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках".
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 11.04.2024 г. №3633-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Право на обращение в суд и способы судебной защиты
1. Каждый имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или законные интересы, и просить об их защите путем:
1) признания противоправным и недействительным нормативно-правового акта или отдельных его положений;
2) признания противоправным и отмены индивидуального акта или отдельных его положений;
3) признания действий субъекта властных полномочий противоправными и обязательства воздержаться от совершения определенных действий;
4) признания бездействия субъекта властных полномочий противоправной и обязательства совершить определенные действия;
5) установления наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;
6) принятия судом одного из решений, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части и взыскания с ответчика-субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его противоправными решениями, действиями или бездействием.
2. Защита нарушенных прав, свобод или интересов лица, обратившегося в суд, может осуществляться судом также иным способом, который не противоречит закону и обеспечивает эффективную защиту прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.
3. В суд могут обращаться в интересах других лиц органы и лица, которым законом предоставлено такое право.
4. Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд исключительно в случаях, определенных Конституцией и законами Украины.
5. Никто не может быть лишен права на участие в рассмотрении своего дела в определенном этим Кодексом порядке.
6. Отказ от права на обращение в суд является недействительным.
7. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица пользуются в Украине таким же правом на судебную защиту, как и граждане и юридические лица Украины.
Статья 6. Верховенство права
1. Суд при решении дела руководствуется принципом верховенства права, согласно которому, в частности, человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.
2. Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского суда по правам человека.
3. Обращение в административный суд для защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.
4. Запрещается отказ в рассмотрении и решении административного дела по мотивам неполноты, неясности, противоречивости или отсутствия законодательства, регулирующего спорные отношения.
Статья 7. Источники права, применяемые судом
1. Суд решает дела в соответствии с Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
2. Суд применяет иные правовые акты, принятые соответствующим органом на основании, в пределах полномочий и способом, определенным Конституцией и законами Украины.
3. В случае несоответствия правового акта Конституции Украины, закона Украины, международному договору, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, или иному правовому акту суд применяет правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, или положения соответствующего международного договора Украины.
4. Если суд приходит к выводу, что закон или иной правовой акт противоречит Конституции Украины, суд не применяет такой закон или иной правовой акт, а применяет нормы Конституции Украины как нормы прямого действия.
В таком случае суд после вынесения решения по делу обращается в Верховный Суд для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представления о конституционности закона или иного правового акта, которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины.
5. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора Украины.
6. В случае отсутствия закона, регулирующего соответствующие правоотношения, суд применяет закон, регулирующий подобные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона суд исходит из конституционных принципов и общих принципов права (аналогия права). Аналогия закона и аналогия права не применяется для определения оснований, границ полномочий и способа действий органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 8. Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом
1. Все участники судебного процесса равны перед законом и судом.
2. Не может быть привилегий или ограничений прав участников судебного процесса по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.
Статья 9. Состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу
1. Рассмотрение и разрешение дел в административных судах осуществляются на принципах состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.
2. Суд рассматривает административные дела не иначе как по исковому заявлению, поданному в соответствии с настоящим Кодексом, в пределах исковых требований. Суд может выйти за пределы исковых требований, если это необходимо для эффективной защиты прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.
3. Каждое лицо, обратившееся за судебной защитой, распоряжается своими требованиями по своему усмотрению, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом. Таким правом пользуются и лица, в интересах которых подано исковое заявление, за исключением тех, которые не имеют административной процессуальной дееспособности.
4. Суд принимает определенные законом меры, необходимые для выяснения всех обстоятельств по делу, в том числе по выявлению и истребованию доказательств по собственной инициативе.
Статья 10. Гласность судебного процесса
1. Рассмотрение дел в административных судах проводится открыто, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
2. Любое лицо имеет право присутствовать в открытом судебном заседании. От лица, желающего присутствовать в судебном заседании, запрещается требовать любые документы, кроме документа, удостоверяющего личность.
3. Лица, желающие присутствовать в судебном заседании, допускаются в зал судебного заседания до начала судебного заседания и во время перерыва.
4. Суд может удалить из зала судебного заседания лиц, которые препятствуют ведению судебного заседания, осуществлению прав или исполнению обязанностей участников судебного процесса или судьи, нарушают порядок в зале судебного заседания.
5. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители медиа могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео- и аудиозапись с использованием портативных видео- и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда, но с учетом ограничений, установленных настоящим Кодексом.
6. Трансляция судебного заседания осуществляется с разрешения суда. Если все участники дела участвуют в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется трансляция хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке.
7. Проведение в зале судебного заседания фотосъемки, видеозаписи, а также трансляция судебного заседания должны осуществляться без создания помех в ведении заседания и осуществлении участниками судебного процесса их процессуальных прав.
8. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании проводится в случаях, когда открытое судебное разбирательство может привести к разглашению тайной или иной информации, охраняемой законом, необходимости защиты личной и семейной жизни человека, а также в других случаях, определенных законом.
9. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносится определение. Суд постановлением может объявить судебное заседание закрытым полностью или объявить закрытой его часть.
10. Рассмотрение дела и совершение отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании проводится с соблюдением правил осуществления административного судопроизводства. Во время такого рассмотрения могут присутствовать только участники дела, а в случае необходимости - свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Суд предупреждает указанных лиц об обязанности не разглашать информацию, для обеспечения защиты которой рассмотрение дела или совершение отдельных процессуальных действий происходят в закрытом судебном заседании.
11. Использование систем видеоконференц-связи и вещания ходе судебного заседания в сети Интернет в закрытом судебном заседании не допускается.
12. Если во время закрытого судебного заседания будет установлено, что информация, для обеспечения неразглашения которой рассмотрение дела или совершение отдельных процессуальных действий происходили в закрытом судебном заседании, уже является публично доступной или ограничение доступа к информации является безосновательным или не соответствует закону, суд выносит определение о дальнейшем рассмотрение дела в открытом судебном заседании.
13. Суд при рассмотрении дела в судебном заседании осуществляет полное фиксирование его течения с помощью видео- и (или) звукозаписывающего технического средства, кроме случаев, определенных этим Кодексом. Порядок такого фиксирования устанавливается настоящим Кодексом.
14. Официальной записью судебного заседания является только техническая запись, осуществленный судом в порядке, определенном этим Кодексом.
15. Судебное решение (полное или сокращенное), принятое в открытом судебном заседании объявляется публично в порядке, определенном этим Кодексом.
16. Если судебное разбирательство проводилось в закрытом судебном заседании, публично объявляется только вступительная и резолютивная части решения, если такие части не содержат информации, для обеспечения защиты которой рассмотрение дела или совершение отдельных процессуальных действий происходили в закрытом судебном заседании. Если вступительная и (или) резолютивная части решения содержат такую информацию, их объявление осуществляется в закрытом судебном заседании.
17. Если судебное решение объявляется публично, участники дела, другие лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители медиа могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видеозапись, трансляцию принятия решения по радио и телевидению, в сети Интернет.
Статья 11. Открытость информации по делу
1. Никто не может быть лишен права на информацию о времени и месте рассмотрения своего дела или ограничен в праве получения в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Любое лицо, не являющееся участником дела, имеет право на доступ к судебным решениям в порядке, установленном законом.
2. Лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах и (или) обязанности, которые подали апелляционную или кассационную жалобу на соответствующее решение, вправе знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии с документов, приобщенных к делу, получать копии судебных решений в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Информация относительно суда, рассматривающего дело, участников дела и предмета иска, даты поступления искового заявления (жалобы) или любого другого заявления или ходатайства по делу, в том числе лица, подавшего такое заявление, принятых мер обеспечения иска и (или) доказательств, стадии рассмотрения дела, места, даты и времени судебного заседания, движения дела из одного суда в другой, является открытой и подлежит безотлагательному обнародованию на официальном веб-портале судебной власти Украины в порядке, определенном Положением о Единой судебной информационно-коммуникационной системе и/или положениями, которые определяют порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей).
4. В случае вынесения судом определения о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании информация по делу не раскрывается, кроме сведений о сторонах, предмете иска, дате поступления искового заявления, стадии рассмотрения дела, месте, дате и времени судебного заседания, движении дела из одного суда в другой.
5. При вскрытии информации по делу, определенной частями третьей и четвертой настоящей статьи, не могут быть обнародованы следующие сведения:
1) место жительства или пребывания физических лиц с указанием адреса, номера телефонов или других средств связи, адреса электронной почты, регистрационные номера учетной карточки налогоплательщика, реквизиты документов, удостоверяющих личность, уникальные номера записи в Едином государственном демографическом реестре;
2) регистрационные номера транспортных средств;
3) номера счетов в банках, других финансовых учреждениях, небанковских платежных услуг, которые предоставляют, номера платежных карт, электронных кошельков эмитентам электронных денег;
4) информация, для обеспечения защиты которой рассмотрение дела или совершение отдельных процессуальных действий происходили в закрытом судебном заседании.
Такие сведения заменяются буквенными или цифровыми обозначениями.
(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 12.01.2023 г. №2888-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 12. Формы административного судопроизводства
1. Административное судопроизводство осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, в порядке искового производства (общего или упрощенного).
2. Упрощенное исковое производство предназначено для рассмотрения дел незначительной сложности и других дел, для которых приоритетным является быстрое разрешение дела.
3. Общее исковое производство предназначено для рассмотрения дел, которые в силу сложности или других обстоятельств нецелесообразно рассматривать в упрощенном исковом производстве.
4. Исключительно по правилам общего искового производства рассматриваются дела по спорам:
1) по обжалованию нормативно-правовых актов, за исключением случаев, определенных этим Кодексом;
2) относительно обжалования решений, действий и бездействия субъекта властных полномочий, если истцом также заявлено требования о возмещении вреда, причиненного такими решениями, действиями или бездействием, в сумме, превышающей сто размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
3) о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по мотивам общественной необходимости;
4) об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, превышающей: для юридических лиц-пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц; для физических лиц и физических лиц - предпринимателей - восемьдесят размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
5) по обжалованию решений Национальной комиссии по реабилитации в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов".
6) относительно обжалования индивидуальных актов Национального банка Украины, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Министерства финансов Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, решений Кабинета Министров Украины, определенных частью первой статьи 266-1 этого Кодекса.
5. Условия, при которых суд вправе рассматривать дела в общем или упрощенном исковом производстве, определяются настоящим Кодексом.
6. Для целей настоящего Кодекса делами незначительной сложности являются дела относительно:
1) принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы, кроме дел, в которых истцами являются должностные лица, которые в значении Закона Украины "О предупреждении коррупции" занимают ответственное и особо ответственное положение;
2) обжалования бездействия субъекта властных полномочий или распорядителя информации относительно рассмотрения обращения или запроса на информацию;
3) обжалования физическими лицами решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий относительно исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;
4) прекращения по обращению субъекта властных полномочий юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей в случаях, определенных законом, или отмены государственной регистрации прекращения юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц- предпринимателей;
5) обжалования физическими лицами решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий относительно въезда (выезда) на временно оккупированную территорию;
6) обжалование решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей: для юридических лиц-ста размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц; для физических лиц и физических лиц - предпринимателей - тридцати размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
7) взыскания денежных сумм, которые основываются на решениях субъекта властных полномочий, относительно которых завершился установленный этим Кодексом срок обжалования;
8) типичные дела;
9) обжалования нормативно-правовых актов, которые воспроизводят содержание или приняты во исполнение нормативно-правового акта, признанного судом противоправным и недействующим полностью или в отдельной его части;
10) другие дела, в которых суд приходит к выводу об их незначительной сложности, за исключением дел, которые не могут быть рассмотрены по правилам упрощенного искового производства;
11) пребывания иностранцев или лиц без гражданства на территории Украины.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 19.06.2024 г. №3831-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Право на пересмотр дела и обжалование судебного решения
1. Участники дела, а также лица, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, имеют право на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях - на кассационное обжалование судебного решения.
2. Не допускается кассационное обжалование судебного решения первой инстанции без его пересмотра в апелляционном порядке.
Статья 14. Обязательность судебных решений
1. Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в административном суде, принимается именем Украины.
2. Судебные решения, которые вступили в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины.
3. Неисполнение судебного решения влечет за собой ответственность, установленную законом.
4. Обязательность судебного решения не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в суд, если принятым судебным решением разрешен вопрос об их правах, свободах, интересах и (или) обязанности.
Статья 15. Язык судопроизводства и делопроизводства в административных судах
1. Судопроизводство и делопроизводство в административных судах ведется на государственном языке.
2. Суды обеспечивают равенство прав участников судебного процесса по языковому признаку.
3. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право участников судебного процесса на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.
4. Участники судебного процесса, которые не владеют или недостаточно владеют государственным языком, имеют право делать заявления, давать объяснения, выступать в суде и заявлять ходатайства на родном языке или языке, которым они владеют, пользуясь при этом услугами переводчика, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 16. Правовая помощь при решении дел в административном суде
1. Участники дела имеют право пользоваться юридической помощью.
2. Представительство в суде как вид юридической помощи, осуществляется исключительно адвокатом (профессиональная юридическая помощь), кроме случаев, установленных законом.
3. Бесплатная юридическая помощь предоставляется в порядке, установленном законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.
Статья 17. Основные положения досудебного урегулирования споров
1. Стороны принимают меры досудебного урегулирования спора по договоренности между собой или в случаях, когда такие меры являются обязательными согласно закону.
2. Лица, которые нарушили права и законные интересы других лиц, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления иска.
Статья 18. Единая судебная информационно-коммуникационная система
1. В судах функционирует Единая судебная информационно-коммуникационная система.
2. Исковые и другие заявления, жалобы и другие предусмотренные законом процессуальные документы, которые подаются в суд и могут быть предметом судебного разбирательства, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в Единой судебной информационно-коммуникационной системе в день поступления документов.
3. Определение судьи или коллегии судей (судьи-докладчика) для рассмотрения конкретного дела осуществляется Единой судебной информационно-коммуникационной системой в порядке, определенном этим Кодексом (автоматизированное распределение дел).
4. Единая судебная информационно-коммуникационная система в соответствии с законом обеспечивает обмен документами (отправка и получение документов) в электронной форме между судами, между судом и участниками судебного процесса, а также фиксирование судебного процесса и участие участников судебного процесса в судебном заседании в режиме видеоконференции.
5. Суд направляет судебные решения и другие процессуальные документы участникам судебного процесса в их электронные кабинеты, совершает другие процессуальные действия в электронной форме с применением единой судебной информационно-телекоммуникационной системы или ее отдельной подсистемы (модуля), обеспечивающей обмен документами, в порядке, определенном настоящим Кодексом, Положением о единой судебной информационно-телекоммуникационной системе и/или положениями, определяющими порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей).
Электронный кабинет - это персональный кабинет (веб-сервис или другой пользовательский интерфейс) в подсистеме (модуле) Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, с помощью которого лицу, прошедшему электронную идентификацию, предоставляется доступ к информации и сервисам Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы или ее отдельных подсистем (модулей), в том числе возможность обмена (отправки и получения) документами (в том числе процессуальными документами, письменными и электронными доказательствами и т.п.) между судом и участниками судебного процесса, а также между участниками судебного процесса. Электронная идентификация лица осуществляется с использованием квалифицированной электронной подписи или других средств электронной идентификации, которые позволяют однозначно установить личность.
6. Адвокаты, нотариусы, государственные и частные исполнители, судебные эксперты, органы государственной власти и другие государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические лица регистрируют свои электронные кабинеты в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, в обязательном порядке. Другие лица регистрируют свои электронные кабинеты в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, в добровольном порядке.
Процессуальные последствия, предусмотренные настоящим Кодексом в случае обращения в суд с документом лица, которое в соответствии с настоящей частью обязано зарегистрировать электронный кабинет, но не зарегистрировало его, применяются судом также в случаях, если интересы такого лица в деле представляет адвокат.
Если регистрация электронного кабинета в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, противоречит религиозным убеждениям лица, обязанного его зарегистрировать в соответствии с настоящей частью, предусмотренные настоящим Кодексом процессуальные последствия обращения в суд таким лицом без регистрации электронного кабинета в виде оставления его документа без движения, его возврата или оставления без рассмотрения не применяются при условии, что лицо заявило о таких обстоятельствах одновременно с представлением соответствующего документа путем подачи отдельного обоснованного письменного заявления.
(Абзац первый части шестой статьи 18 изменение в части обязательной регистрации юридическими лицами (частной формы собственности) электронных кабинетов в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модули) что обеспечивает обмен документами, вводится в действие 20 февраля 2024 года в соответствии с Законом Украины от 19.10.2023 г. №3424-IX)
7. Лицу, зарегистрировавшему электронный кабинет в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, суд вручает любые документы по делам, в которых такое лицо участвует, исключительно в электронной форме путем их направления в электронный кабинет такого лица, не лишающего его права получить копию судебного решения в бумажной форме по отдельному заявлению.
8. Регистрация в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, не лишает права на подачу документов в суд в бумажной форме в порядке, определенном настоящим Кодексом.
Лицо, зарегистрировавшее электронный кабинет в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, подает процессуальные и другие документы, письменные и электронные доказательства, совершает другие процессуальные действия в электронной форме исключительно с помощью единой судебной информационно-телекоммуникационной системы или ее отдельной подсистемы (модуля), обеспечивающей обмен документами, с использованием собственной электронной подписи, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительных услугах", если иное не определено настоящим Кодексом.
Особенности использования электронной подписи в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами, определяются Положением о единой судебной информационно-телекоммуникационной системе и/или положениями, определяющими порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей).
Если настоящим Кодексом установлено требование указания в содержании процессуального документа сведений о наличии или отсутствии электронного кабинета, лицо, подающее в суд соответствующий процессуальный документ в электронной форме через электронный кабинет, освобождается от обязанности указания соответствующих сведений.
9. Суд проводит рассмотрение судебного дела по материалам в формах, определенных Положением о единой судебной информационно-телекоммуникационной системе и / или положениями, определяющими порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей).
10. Процессуальные и иные документы и доказательства в бумажной форме хранятся в приложении к делу в суде первой инстанции и в случае необходимости могут быть осмотрены участниками дела судом первой инстанции или истребованы судом апелляционной или кассационной инстанции после поступления к ним соответствующей апелляционной или кассационной жалобы.
11. Несанкционированное вмешательство в работу Единой судебной информационно-коммуникационной системы и в автоматизированное распределение дел между судьями влечет за собой ответственность, установленную законом.
12. Единая судебная информационно-коммуникационная система подлежит защите с применением комплексной системы защиты информации с подтвержденным соответствием.
13. Положение о Единой судебной информационно-коммуникационной системе и/или положения, определяющие порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей), разрабатываются Государственной судебной администрацией Украины и утверждаются Высшим советом правосудия после консультаций с Советом судей Украины.
(Изменения внесенные в статью 18 (в части обязательной регистрации юридическими лицами (частной формы собственности) электронных кабинетов в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен документами) вводится в действие с 20 февраля 2024 года) в соответствии с Законом Украины от 29.06.2023 №3200-IX)
(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 29.06.2023 №3200-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Административная юрисдикция
§1. Предметная юрисдикция
Статья 19. Дела, на которые распространяется юрисдикция административных судов
1. Юрисдикция административных судов распространяется на дела в публично-правовых спорах, в частности:
1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или индивидуальных актов), действий или бездействия, кроме случаев, когда для рассмотрения таких споров законом установлен другой порядок судебного производства;
1-1) спорах администратора по выпуску облигаций, который действует в интересах держателей облигаций в соответствии с положениями Закона Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках", с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия";
2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;
3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;
4) споры, возникающие по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;
5) по обращению субъекта властных полномочий в случаях, когда право обращения в суд для разрешения публично-правового спора предоставлено такому субъекту законом;
6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума;
7) споры физических или юридических лиц с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездействия в части доступа к публичной информации;
8) споры относительно изъятия или принудительного отчуждения имущества для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости;
9) споры по обжалованию решений аттестационных, конкурсных, медико-социальных экспертных комиссий и иных подобных органов, решения которых являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, других лиц;
10) споры по формированию состава государственных органов, органов местного самоуправления, избрания, назначения, освобождения их должностных лиц;
11) спорам физических или юридических лиц относительно обжалования решений, действий или бездействия государственного заказчика в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "Об оборонных закупках", кроме споров, связанных с заключением государственного контракта (договора) о закупке с победителем упрощенных торгов с применением электронной системы закупок, а также изменением, расторжением и исполнением государственных контрактов (договоров) о закупке;
12) споры относительно обжалования решений, действий или бездействия органов охраны государственной границы по делам о правонарушениях, предусмотренных Законом Украины "Об ответственности перевозчиков во время осуществления международных пассажирских перевозок";
13) спорам об обжаловании решений Национальной комиссии по реабилитации в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов";
14) спорам с субъектами властных полномочий по поводу проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства;
15) спорах, возникающих в связи с объявлением, проведением и/или определением результатов конкурса по определению частного партнера и концессионного конкурса;
16) спорах по осуществлению государственного регулирования, надзора и контроля в сфере медиа.
2. Юрисдикция административных судов не распространяется на дела:
1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины;
2) которые должны решаться в порядке уголовного судопроизводства;
3) о наложении административных взысканий, кроме случаев, определенных этим Кодексом;
4) по отношениям, которые согласно закону, уставу (положению) общественного объединения, саморегулируемой организации отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции, кроме дел в спорах, определенных пунктами 9, 10 части первой настоящей статьи.
3. Административные суды рассматривают исковые требования, которые являются производными от требований в частно-правовом споре и заявленные вместе с ними, если этот спор подлежит рассмотрению в порядке иного, чем административное, судопроизводства и находится на рассмотрении соответствующего суда.
(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 20. Разграничение предметной юрисдикции административных судов
1. Местным общим судам как административным судам подсудны:
1) административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности;
2) административные дела, связанные с избирательным процессом или процессом референдума, относительно:
обжалования решений, действий или бездействия участковых избирательных комиссий, участковых комиссий по референдуму, членов этих комиссий;
уточнения списка избирателей;
обжалование действий или бездействия субъектов в сфере медиа, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и должностных лиц, творческих работников субъектов в сфере медиа, нарушающих законодательство о выборах и референдуме;
обжалования действий или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового совета, кандидатов на должность сельского, поселкового председателя, их доверенных лиц;
3) административные дела, связанные с пребыванием иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, относительно:
принудительного возвращения в страну происхождения или третью страну иностранцев и лиц без гражданства;
принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины;
задержания иностранцев или лиц без гражданства с целью их идентификации и (или) обеспечения принудительного выдворения за пределы территории Украины;
продления срока задержания иностранцев или лиц без гражданства с целью их идентификации и (или) обеспечения принудительного выдворения за пределы территории Украины;
задержания иностранцев или лиц без гражданства до решения вопроса о признании их беженцами или лицами, нуждаются в дополнительной защите в Украине или лицами без гражданства;
задержания иностранцев или лиц без гражданства с целью обеспечения их передачи в соответствии с международными договорами Украины о реадмиссии;
4) административные дела по поводу решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы по выполнению ими решений судов по делам, определенных пунктами 1 - 3 части первой настоящей статьи;
5) административные дела по обжалованию решений Национальной комиссии по реабилитации в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов".
6) административные дела по исковым заявлениям территориального центра комплектования и социальной поддержки по поводу временного ограничения граждан Украины в праве управления транспортным средством во время мобилизации.
2. Окружным административным судам подсудны все административные дела, кроме определенных частями первой и третьей этой статьи.
3. Высшему антикоррупционному суду подсудны дела о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях".
(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 11.04.2024 г. №3633-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 21. Рассмотрение нескольких связанных между собой требований
1. Истец может заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между собой.
2. Если дело в отношении связанных требований территориально подсудно разным местным административным судам, то его рассматривает один из этих судов по выбору истца.
3. Если дело относительно одного из требований подсудно окружному административному суду, а относительно другого требования (требований) - местному общему суду как административному суду, такое дело рассматривает окружной административный суд.
4. Если дело относительно одного из требований подсудно апелляционному административному суду, а относительно другого требования (требований) - местному административному суду, такое дело рассматривает апелляционный административный суд.
5. Требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездеятельностью субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, или требования об истребовании имущества, изъятого на основании решения субъекта властных полномочий, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. Иначе такие требования решаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.
6. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые надлежит рассматривать в порядке разного судопроизводства, если другое не установлено законом.
§2. Инстанционная юрисдикция
Статья 22. Суд первой инстанции
1. Местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды) решают административные дела как суды первой инстанции, кроме случаев, определенных частями второй - четвертой этой статьи.
2. Апелляционному административному суду в апелляционном округе, который включает город Киев, как суду первой инстанции подсудны административные дела:
1) относительно обжалования решений, действий или бездействия Центральной избирательной комиссии (кроме определенных частью четвертой настоящей статьи), действий кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц;
2) о запрете политической партии, предусмотренные статьей 289-3 настоящего Кодекса;
3) по обжалованию решений Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции об отказе в предоставлении государственного финансирования уставной деятельности политической партии или о приостановлении (прекращении) государственного финансирования уставной деятельности политической партии.
3. Апелляционным административным судам как судам первой инстанции подсудны дела по искам о принудительном отчуждении по мотивам общественной необходимости земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем.
Апелляционным административным судам как судам первой инстанции подсудны дела по искам о принудительном отчуждении по мотивам общественной необходимости земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, а также споры с участием субъектов властных полномочий по поводу проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства и споры, возникающие в связи с проведением и/или определением результатов конкурса по определению частного партнера и концессионного конкурса.
4. Верховному Суду как суду первой инстанции подсудны дела по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума, дела по иску о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины, а также дела по обжалованию актов, действий или бездействия Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, решений, действий или бездействия органов, которые избирают (назначают), увольняют членов Высшего совета правосудия, по вопросам избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия, увольнение их с таких должностей, обжалование решений, действий или бездействия субъектов назначения судей Конституционного Суда Украины в процессе конкурсного отбора кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Украины, а также Совещательной группы экспертов относительно оценивания таких кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Украины, бездействия Кабинета Министров Украины относительно невнесения в Верховную Раду Украины законопроекта во исполнение (реализацию) решения украинского народа о поддержке вопроса общегосударственного значения на всеукраинском референдуме по народной инициативе.
5. Высший антикоррупционный суд решает административные дела в отношении применения санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях", как суд первой инстанции.
(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.08.2023 г. №3337-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 23. Суд апелляционной инстанции
1. Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), которые находятся в пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции.
2. В случаях, определенных этим Кодексом, Верховный Суд пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения апелляционного административного суда.
3. В случаях, определенных этим Кодексом, Большая Палата Верховного Суда пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения по делам, рассмотренным Верховным Судом как судом первой инстанции.
4. Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда пересматривает судебные решения Высшего антикоррупционного суда в апелляционном порядке, как суд апелляционной инстанции.
(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 12.05.2022 г. №2257-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 24. Суд кассационной инстанции
1. Верховный Суд пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции.
§3. Территориальная юрисдикция (подсудность)
Статья 25. Подсудность дел по выбору истца
1. Административные дела по поводу обжалования индивидуальных актов, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) относительно конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
Если такое лицо не имеет места проживания (пребывания) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.
2. В случае неопределенности этим Кодексом территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается администр.ативным судом по выбору истца.
Статья 26. Подсудность дел по месту жительства или месту нахождения ответчика
1. Иски к физическому лицу предъявляются в суд по зарегистрированному в установленном законом порядке месту его жительства или пребывания, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Иски к юридическим лицам предъявляются в суд по их местонахождению в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных формирований, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 27. Исключительная подсудность
1. Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, определенных этим Кодексом, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и решений в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования, административные дела по иску Антимонопольного комитета Украины в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования, административные дела, ответчиком в которых является дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины, их должностное или служебное лицо, а также административные дела об обжаловании актов, действий или бездействия органа, который осуществляет дисциплинарное производство в отношении прокуроров, и о аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.
2. Административные дела по поводу обжалования решений субъектов властных полномочий, принятых на контрольных пунктах въезда (выезда) на временно оккупированную территорию, их действий или бездействия решаются административным судом по местонахождению соответствующего контрольного пункта.
3. Подсудность отдельных категорий административных дел определяется настоящим Кодексом.
(В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.05.2022 г. №2243-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 28. Подсудность дел, в которых одной из сторон является суд или судья
1. Подсудность дела, в котором одной из сторон является суд или судья суда, к подсудности которого отнесено данное дело по общим правилам, определяется по постановлению суда высшей инстанции, постановленному без извещения сторон.
2. Подсудность дел, в которых одной из сторон является Верховный Суд или судья этого суда, определяется по общим правилам подсудности.
Статья 29. Передача административного дела из одного административного суда в другой
1. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если:
1) до начала рассмотрения дела по существу удовлетворено ходатайство ответчика, зарегистрированное в установленном законом порядке, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его жительства (пребывания);
2) при открытии производства по делу суд установит, что дело относится к территориальной юрисдикции (подсудности) другого суда;
3) после открытия производства по делу суд установит, что дело относится к территориальной юрисдикции (подсудности) другого суда;
4) после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела;
5) ликвидирован или на определенных законом основаниях прекращена работа административного суда, который рассматривал дело;
6) одной из сторон по делу является суд, в котором рассматривается дело, или судья этого суда;
7) дело подлежит рассмотрению как образцовое в порядке, определенном статьей 290 настоящего Кодекса.
2. Суд передает административное дело на рассмотрение другому административному суду, который наиболее территориально приближен к этому суду, в случае, определенном пунктами 4 и 6 части первой настоящей статьи.
3. В случае ликвидации или прекращения работы административного суда дела, которые находились в его производстве, безотлагательно передаются в суд, определенный соответствующим законом или решением о прекращении работы административного суда, а если такой суд не определен - в суд, который наиболее территориально приближен к суду, который ликвидирован или работа которого прекращена.
4. В случае, определенном пунктом 7 части первой настоящей статьи, дело передается в Верховный Суд.
5. Вопрос о передаче административного дела, кроме случаев, определенных пунктами 4 - 6 части первой настоящей статьи, рассматривается судом в порядке письменного производства или по инициативе суда, в судебном заседании. Неявка в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению этого вопроса.
6. Вопрос о передаче административного дела, кроме случая, определенного пунктами 4 - 6 части первой настоящей статьи, суд решает постановлением. Определение о передаче административного дела из одного административного суда в другой может быть обжаловано.
7. Передача дел по подсудности в случаях, определенных пунктами 4 - 6 части первой настоящей статьи, осуществляется по распоряжению председателя суда.
8. Передача административного дела из одного суда в другой на основании соответствующего постановления, которое подлежит обжалованию, осуществляется не позднее следующего дня после истечения срока на обжалование такого определения, а в случае подачи апелляционной жалобы - после оставления ее без удовлетворения.
9. Передача административного дела из одного суда в другой в других случаях осуществляется не позднее следующего дня после издания соответствующего распоряжения председателя суда или вынесения соответствующего постановления, которое не подлежит обжалованию.
10. Передача дела на решение Верховного Суда как образцового дела осуществляется в соответствии с требованиями статьи 290 этого Кодекса.
Статья 30. Недопустимость споров о подсудности
1. Споры между административными судами о подсудности не допускаются.
2. Административное дело, переданное из одного административного суда в другой в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса, должно быть принято к производству административным судом, в который оно направлено.
3. Дело, принятое административным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудным другому административному суду.
Глава 3. Состав суда. Отводы
Статья 31. Определение состава суда
1. Определение судьи, а в случае коллегиального рассмотрения - судьи-докладчика для рассмотрения конкретного дела осуществляется Единой судебной информационно-коммуникационной системой во время регистрации документов, указанных в части второй статьи 18 настоящего Кодекса, а также в других случаях определения состава суда на любой стадии судебного процесса, с учетом специализации и равномерной нагрузки для каждого судьи, по принципу случайности и в порядке поступления дел.
2. Дело, рассмотрение которого в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется коллегией судей в обязательном порядке, рассматривается постоянной коллегией судей соответствующего суда, в состав которой входит определенный Единой судебной информационно-коммуникационной системой судья-докладчик.
3. Персональный состав постоянных коллегий судей определяется собранием судей соответствующего суда.
4. В состав объединенной палаты входят по два судьи, которые избираются собранием судей Кассационного административного суда, из состава каждой из судебных палат Кассационного административного суда и председатель Кассационного административного суда.
5. Если дело должно рассматриваться коллегией в составе более трех судей, в состав коллегии входят судьи из состава постоянной коллегии судей, в состав которой входит определенный Единой судебной информационно-коммуникационной системой судья-докладчик, судьи, дополнительно определенные Единой судебной информационно-коммуникационной системой.
6. Если дело в Верховном Суде должно рассматриваться коллегиально в составе соответствующей палаты - председательствующим на заседаниях палаты является судья-докладчик, определенный Единой судебной информационно-коммуникационной системой при первоначальном распределении дел.
7. Если дело должно рассматриваться судьей единолично, но настоящим Кодексом предусмотрена возможность коллегиального рассмотрения такого дела и об этом принято соответствующее решение, такое дело рассматривается в суде первой инстанции - коллегией судей, в состав которой включается судья, определенный Единой судебной информационно-коммуникационной системой при автоматизированном распределении дел, и два судьи, дополнительно определенные Единой судебной информационно-коммуникационной системой после принятия решения о коллегиальном рассмотрении дела.
8. В случае, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи, судьей-докладчиком и председательствующим судьей в коллегии является судья, определенный Единой судебной информационно-коммуникационной системой при автоматизированном распределении дел.
9. Нерешенные судебные дела по мотивированному распоряжению руководителя аппарата суда, прилагаемому к материалам дела, передаются для повторного автоматизированного распределения дел исключительно в случае, когда судья (если дело рассматривается единолично) или судья-докладчик из состава коллегии судей (если дело рассматривается коллегиально) в определенных законом случаях не может продолжать рассмотрение дела более четырнадцати дней, что может воспрепятствовать рассмотрению дела в сроки, установленные настоящим Кодексом.
10. Для каждой постоянной коллегии судей собрания судей соответствующего суда определяют резервных судей сроком на один год.
Если из состава коллегии судей не может продолжать рассмотрение дела судья, который не является судьей-докладчиком в таком деле, что может воспрепятствовать рассмотрению дела в сроки, установленные настоящим Кодексом, замена судьи по инициативе судьи-докладчика по мотивированному распоряжению руководителя аппарата суда осуществляется Единой судебной информационно-коммуникационной системой из числа резервных судей.
11. Если заменить судью, выбывшего из числа резервных судей невозможно, его замена осуществляется Единой судебной информационно-коммуникационной системой в порядке, определенном частью первой этой статьи.
Судья, определенный на замену выбывшего судьи, рассматривает в составе коллегии судей все нерешенные дела, которые рассматривает такая коллегия судей, и которые в связи с отсутствием выбывшего судьи невозможно рассмотреть в сроки, установленные этим Кодексом.
12. Единая судебная информационно-коммуникационная система не применяется для определения судьи (состава коллегии судей, если дело рассматривается коллегиально) для рассмотрения конкретного дела исключительно в случае наступления обстоятельств, которые объективно сделали невозможным ее функционирование и продолжаются более пяти рабочих дней.
13. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или коллегией судей, должно быть рассмотрено этим же судьей или коллегией судей, за исключением случаев, исключающих участие судьи в рассмотрении дела, и иных случаев, определенных этим Кодексом.
14. В случае изменения состава суда на стадии подготовительного производства рассмотрение дела начинается сначала, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае изменения состава суда на стадии рассмотрения дела по существу суд повторно начинает рассмотрение дела по существу, кроме случая, когда суд примет решение о повторном проведении подготовительного производства.
15. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем же составом суда, который принял решение, которое пересматривается, если дело рассматривалось судьей единолично или в составе коллегии судей. Если такой состав суда сформировать невозможно, судья или коллегия судей для рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам определяется в порядке, установленном частью первой этой статьи.
Рассмотрение заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется палатой, объединенной палатой или Большой Палатой, если решение, которое пересматривается, принято соответственно палатой, объединенной палатой или Большой Палатой.
16. Результаты автоматизированного распределения (повторного распределения) дела оформляются протоколом.
17. Протокол должен содержать следующие сведения:
1) дата, время начала и окончания автоматизированного распределения;
2) номер судебного дела, категория и коэффициент его сложности, имя (наименование) участников дела;
3) информация о определение списка судей для участия (основания, по которым судьи не принимают участия) в автоматизированном распределении; информация об определении судьи, судьи-докладчика;
4) основания осуществления автоматизированного распределения (повторного автоматизированного распределения);
5) фамилия, инициалы и должность уполномоченного лица аппарата суда, ответственного за осуществление автоматизированного распределения судебных дел.
18. Копия такого протокола в электронной или бумажной форме подписывается уполномоченными лицами аппарата суда и выдается (направляется) заинтересованному лицу не позже следующего дня после подачи в суд соответствующего заявления.
19. Особенности распределения судебных дел устанавливаются Положением о Единой судебной информационно-коммуникационной системе и/или положениями, которые определяют порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей).
(В статью 31 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 27.04.2021 №1416-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 32. Осуществление административного судопроизводства судьей единолично
1. Все административные дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных этим Кодексом, рассматриваются и разрешаются судьей единолично.
Статья 33. Осуществление административного судопроизводства коллегией судей
1. Административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность Кабинета Министров Украины, кроме случая, установленного частью четвертой статьи 22 настоящего Кодекса, Национального банка Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, окружной избирательной комиссии (окружной комиссии по референдуму), рассматриваются и решаются в административном суде первой инстанции коллегией в составе трех судей.
2. Любое дело, относящееся к юрисдикции суда первой инстанции, в зависимости от категории и сложности дела, может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей, кроме дел, которые рассматриваются в порядке упрощенного искового производства. Вопрос о назначении коллегиального рассмотрения решается до окончания подготовительного заседания по делу (до начала рассмотрения дела, если подготовительное заседание не проводится) судьей, рассматривающим дело, по собственной инициативе или по ходатайству участника дела, о чем выносится соответствующее определение.
3. Пересмотр судебных решений по административным делам в апелляционном порядке осуществляется коллегией в составе трех судей.
4. Пересмотр судебных решений по административным делам в кассационном порядке осуществляется коллегией в составе трех или большего нечетного количества судей.
5. Административные дела, подсудные апелляционным административным судам как судам первой инстанции, рассматриваются и решаются коллегией в составе трех судей.
6. Административные дела, подсудные Верховному Суду как суду первой инстанции, рассматриваются и решаются коллегией в составе не менее трех судей.
7. Пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом в таком же количественном составе, в котором эти решения были приняты (единолично или коллегиально).
8. Независимо от того, в каком составе рассматривалось дело, пересмотр судебных решений по исключительным обстоятельствам по основаниям, определенным пунктами 1, 2 части пятой статьи 361 этого Кодекса, осуществляется коллегией в составе трех или большего нечетного количества судей, а по основаниям, определенным пунктом 3 части пятой статьи 361 этого Кодекса, - Большой Палатой Верховного Суда.
9. В определенных настоящим Кодексом случаях пересмотр судебных решений судом кассационной инстанции осуществляется судебной палатой Кассационного административного суда (палатой), объединенной палатой Кассационного административного суда (объединенной палатой) или Большой Палатой Верховного Суда (Большой Палатой).
10. Заседание палаты в суде кассационной инстанции считается правомочным при условии присутствия на нем более половины ее состава.
11. Заседание объединенной палаты, Большой Палаты считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем две трети ее состава.
12. Вопрос о рассмотрении дела коллегией в составе более трех судей решается, учитывая категорию и сложность дела, коллегией судей, определенной в порядке, установленном частью второй статьи 31 настоящего Кодекса, до начала рассмотрения дела, о чем выносится соответствующее определение.
(В статью 33 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 22.02.2024 г. №3585-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 34. Порядок решения вопросов коллегией судей
1. Все вопросы, возникающие во время коллегиального рассмотрения административного дела, решаются большинством голосов судей.
Недействующая редакция, не действует с 19 июля 2024 года