Недействующая редакция. Принята: 08.12.2023 / Вступила в силу: 04.01.2024

Недействующая редакция, не действует с 28 мая 2024 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 17 февраля 2011 года №3038-VI

О регулировании градостроительной деятельности

(В редакции Законов Украины от 19.05.2011 г. №3395-VI, 17.11.2011 г. №4052-VI, 22.12.2011 г. №4220-VI, 22.03.2012 г. №4570-VI, 21.06.2012 г. №5018-VI (вступил в силу 04.09.2012 г.), 22.06.2012 г. №5021-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 05.07.2012 г. №5059-VI, 16.10.2012 г. №5459-VI, 20.11.2012 г. №5496-VI (см. сроки вступления в силу), 19.09.2013 г. №606-VII, 27.03.2014 г. №1170-VII, 05.06.2014 г. №1315-VII (см. сроки вступления в силу), 13.01.2015 г. №92-VIII, 09.04.2015 г. №319-VIII, 09.04.2015 г. №320-VIII, 10.11.2015 г. №766-VIII, 14.07.2016 г. №1472-VIII, 22.09.2016 г. №1540-VIII, 17.01.2017 г. №1817-VIII (вступил в силу 10.06.2017 г.), 21.02.2017 г. №1854-VIII, 23.03.2017 г. №1983-VIII (вступил в силу 04.06.2017 г.), 13.04.2017 г. №2020-VIII, 23.05.2017 г. №2059-VIII, 22.06.2017 г. №2118-VIII (вступил в силу 23.07.2018 г.), 22.06.2017 г. №2119-VIII, 06.02.2018 г. №2276-VIII, 01.03.2018 г. №2314-VIII, 20.03.2018 г. №2354-VIII (вступил в силу 12.10.2018 г.), 22.03.2018 г. №2363-VIII, 04.09.2018 г. №2517-VIII, 23.11.2018 г. №2628-VIII, 25.04.2019 г. №2712-VIII, 03.10.2019 г. №155-IX, 17.10.2019 г. №199-IX (см. сроки вступления в силу), 20.09.2019 г. №124-IX (вступил в сиу 16.10.2020 г.), 20.09.2019 г. №132-IX, 16.01.2020 г. №473-IX, 13.04.2020 г. №554-IX, 17.06.2020 г. №711-IX (см. сроки вступления в силу), 02.09.2020 г. №850-IX (вступил в силу 01.01.2023 г.) 03.12.2020 г. №1054-IX (вступил в силу 01.01.2022 г.), 28.04.2021 г. №1423-IX (см. сроки вступления в силу), 15.07.2021 г. №1657-IX, 15.07.2021 г. №1686-IX (вступил в силу 06.08.2022 г.), 18.11.2021 г. №1909-IX (вступил в силу 01.01.2024 г.),15.03.2022 г. №2139-IX, 17.02.2022 г. №2081-IX (см. сроки вступления в силу), 17.02.2022 г. №2078-IX, 17.02.2022 г. №2079-IX, 12.05.2022 г. №2254-IX (см. сроки вступления в силу), 12.05.2022 г. №2259-IX, 09.07.2022 г. №2392-IX, 19.07.2022 г. №2438-IX (вступил в силу 01.09.2022), 29.07.2022 г. №2486-IX (вступил в силу 24.10.2022), 15.08.2022 г. №2518-IX (вступил в силу 10.10.2022 г.), 16.08.2022 г. №2530-IX, 06.09.2022 г. №2573-IX (вступил в силу 01.10.2023 г.), 19.10.2022 г. №2698-IX (вступил в силу 18.05.2023), 01.12.2022 г. №2801-IX (вступил в силу 31.12.2023 г.), 01.12.2022 г. №2805-IX, 13.12.2022 г. №2849-IX (вступил в силу 31.03.2023), 23.02.2023 г. №2923-IX (вступил в силу 22.05.2023), 24.02.2023 г. №2952-IX, 24.02.2023 г. №2956-IX, 10.06.2023 г. №3141-IX, 08.12.2023 г. №3505-IX)

По тексту слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены на слова "медиа" в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX
(см. предыдущую редакцию)

(В тексте Закона слова "государственные стандарты" и "стандарты" во всех падежах исключены в соответствии с Законом Украины от 20.09.2019 №124-IX)
(см. предыдущую редакцию)

(По всему тексту Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры", во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере строительства, градостроения и архитектуры", в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 20.11.2012 г. №5496-VI)

(см. предыдущую редакцию)

(По всему тексту Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере градостроения" в соответствующем падеже, слова "Государственная архитектурно-строительная инспекция", "инспекция государственного архитектурно-строительного контроля", "соответствующая инспекция государственного архитектурно-строительного контроля" во всех падежах и числах заменены словами "орган государственного архитектурно-строительного контроля" в соответствующем падеже и числе, а слово "специально" исключены в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(По всему тексту Закона, кроме части второй статьи 9, слова "государственные строительные нормы, стандарты и правила" во всех падежах заменены словами "строительные нормы, государственные стандарты и правила" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 22.12.2011 г. №4220-VI)

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы градостроительной деятельности и направлен на обеспечение стабильного развития территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе нижеприведенные термины употребляются в следующем значении:

1) строительство - новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта строительства

1-1) Генеральная схема планирования территории Украины - градостроительная документация, определяющая концептуальные решения планирования и использования территории Украины;

2) генеральный план населенного пункта - одновременно градостроительная документация на местном уровне и землеустроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и иного использования территории населенного пункта;

3) детальный план территории - одновременно градостроительная документация на местном уровне и землеустроительная документация, определяющая планировочную организацию и развитие территории;

4) заказчик строительства (далее - заказчик) - физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или пользовании один или несколько земельных участков или в собственности или управлении здание/сооружение и намерено выполнять подготовительные и/или строительные работы. В случае выполнения подготовительных/строительных работ по многоквартирному дому заказчиком строительства может быть объединение совладельцев многоквартирного дома или управляющий многоквартирным домом или жилищно-строительный (жилой) кооператив, который будет осуществлять содержание такого дома на основании решения (договора) совладельцев многоквартирного дома;

4-1) инженер-консультант - специалист с квалификационным уровнем, подтвержденным органом по сертификации персонала, аккредитованным в соответствующей сфере в соответствии с законом, и/или субъект хозяйствования, который имеет в своем составе таких специалистов, который осуществляет управление проектом, обеспечивает организационное и консультационное сопровождение комплекса работ, связанных с созданием объекта архитектуры, принимает от имени заказчика соответствующие решения и выполняет другие функции, определенные договором;

5) инженерно-транспортная инфраструктура - комплекс инженерных, транспортных сооружений и коммуникаций;

5-1) комплексный план пространственного развития территории территориальной общины - одновременно градостроительная документация на местном уровне и документация по землеустройству, которая определяет планировочную организацию, функциональное назначение территории, основные принципы и направления формирования единой системы общественного обслуживания населения, дорожной сети, инженерно-транспортной инфраструктуры, инженерной подготовки и благоустройства, гражданской защиты, охраны земель и других компонентов окружающей природной среды, формирования экосети, охраны и сохранения культурного наследия и традиционного характера среды населенных пунктов, а также последовательность реализации решений, в том числе этапность освоения территории;

5-2) концепция интегрированного развития территории территориальной общины - документ стратегического планирования, который может разрабатываться по заказу органа местного самоуправления с привлечением местных жителей, субъектов хозяйствования, которые зарегистрированы и/или осуществляют хозяйственную деятельность на территории соответствующей территориальной общины или имеющих намерение осуществлять такую деятельность в рамках соответствующей территории, и определяет долгосрочные, междисциплинарные, пространственные и социально-экономические приоритеты развития территории, которые являются исходными данными для разработки градостроительной документации на местном уровне на принципах устойчивого развития с целью повышения качества жизни, доступности и равенства возможностей, содействия развитию социальных общественных отношений и деловой активности, оптимизации административной деятельности, который соответствует государственным и региональным программам развития и утверждается соответствующим органом местного самоуправления;

6) линии регулирования застройки - определенные в градостроительной документации границы расположения зданий и сооружений относительно красных линий, границ отдельных земельных участков, природных границ и других территорий;

7) градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы по вопросам регулирования планирования, застройки и другого использования территорий;

8) градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка (далее - градостроительные условия и ограничения) - документ, содержащий комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству относительно поверхностности и плотности застройки земельного участка, отступа домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, его благоустройства и озеленения, другие требования к объектам строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией;

9) план зонирования территории (зонинг) - документация, которая является составляющей комплексного плана пространственного развития территории территориальной общины или генерального плана населенного пункта и определяет условия и ограничения использования территории в границах определенных функциональных зон;

9-1) программа комплексного восстановления области, территории территориальной общины (ее части) (далее - программа комплексного восстановления) - областная или местная программа восстановления территорий, которая определяет основные пространственные, градостроительные и социально-экономические приоритеты политики восстановления и включает комплекс мероприятий для обеспечения восстановления территории соответствующей области, территории территориальной общины (ее части), которая пострадала в результате вооруженной агрессии против Украины или в которой сконцентрированы социально-экономические, инфраструктурные, экологические или иные кризисные явления. Программа комплексного восстановления не относится к градостроительной документации;

10) пригородная зона - территория, обеспечивающая пространственное и социально-экономическое развитие города;

11) проектная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также сметы объектов строительства;

11-1) проект повторного использования в строительстве - документация, которая включает архитектурно-планировочные, конструктивные, технические и технологические решения для условий строительства, определенных заданием на проектирование, применение которой предусматривается для многократного использования при разработке проектной документации на строительство (объектов или их отдельных частей), имеет экспертную оценку с положительным заключением и утверждается заказчиком такой документации. Проектная документация на строительство, разработанная с применением проектов повторного использования в строительстве, утверждается заказчиком на основании положительного отчета экспертизы, которая осуществляется в случаях, определенных этим Законом;

12) схемы планирования территории на региональном уровне - планировочная документация, которая разрабатывается в развитие Генеральной схемы планирования территории Украины и определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки, использования территорий административно-территориальных единиц и их отдельных частей;

12-1) устойчивое развитие территории территориальной общины - социально, экономически и экологически сбалансированное развитие территории территориальной общины, направленное на создание экономического потенциала, полноценной жизненной среды для современных и будущих поколений на основе рационального использования ресурсов (природных, трудовых, производственных, научно-технических, интеллектуальных и др.), технологического переоснащения и реструктуризации предприятий, усовершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной, экологической инфраструктуры, улучшения условий проживания, отдыха и оздоровления, сохранения и обогащения биологического разнообразия и культурного наследия;

13) территория - часть земной поверхности с воздушным пространством и расположенными под ней недрами в определенных пределах (границах), которая имеет определенное географическое положение, природные и созданные в результате деятельности людей условия и ресурсы;

14) красные линии - определенные в градостроительной документации относительно пунктов геодезической сети границы существующих и запроектированных улиц, дорог, площадей, разделяющие территории застройки и территории иного назначения;

15) средства беспрепятственного доступа к объектам - инженерно-технические, функциональные части (элементы, конструкции) зданий, сооружений любого назначения, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности объектов для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, пандусы, подъемники и платформы для лиц с инвалидностью, звуковые системы и прочее;

16) маломобильные группы населения - лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в частности лица с инвалидностью, лица с временным нарушением здоровья, беременные женщины, граждане преклонного возраста, лица с детскими колясками;

17) функциональная зона территории - определенная комплексным планом пространственного развития территории территориальной общины, генеральным планом населенного пункта, планом зонирования территории часть территории территориальной общины, относительно которой определен определенный набор разрешенных (предпочтительных (основных) и сопутствующих) видов целевого назначения земельных участков и в соответствии с законодательством установлены ограничения в использовании земель в сфере застройки.

2. Термин "линейный объект энергетической инфраструктуры" употребляется в настоящем Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов".

Термин "оператор системы распределения" употребляется в данном Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О рынке электрической энергии".

Термины "защитные сооружения гражданской защиты", "инженерно-технические меры гражданской защиты" принимаются в этом Законе в значении, приведенном в Кодексе гражданской защиты Украины.

Термины "владелец специального имущественного права", "гарантийная доля строительства объекта недвижимого имущества", "девелопер строительства", "будущий объект недвижимости", "неделимый объект незавершенного строительства", "объект незавершенного строительства", "делимый объект незавершенного строительства", "специальное имущественное право" употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "Об обеспечении прав на объекты недвижимого имущества, которые будут построены в будущем".

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 29.07.2022 г. №2486-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Планирование и застройка территорий

1. Планирование и застройка территорий - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, которая предусматривает:

1) прогнозирование развития территорий;

2) обеспечение рационального расселения и определение направлений устойчивого развития территорий;

3) обоснование распределения земель по целевому назначению;

4) взаимосогласование государственных, общественных и частных интересов во время планирования и застройки территорий;

5) определение и рациональное взаимное расположение зон жилищной и общественной застройки, производственных, транспортных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных и других зон и объектов;

6) установление режима застройки территорий, на которых предусмотрено осуществление градостроительной деятельности;

7) разработку градостроительной и проектной документации, строительство объектов;

8) реконструкцию существующей застройки и территорий;

9) сохранение, создание и обновление рекреационных, природоохранных, оздоровительных территорий и объектов, ландшафтов, лесов, парков, скверов, отдельных зеленых насаждений;

10) создание и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры;

10-1) создание беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения;

(Пункт 10-1) части 1 статьи 2 введен Законом Украины от 20.11.2012 г. №5496-VI)

11) проведение мониторинга застройки;

12) ведение градостроительного кадастра;

13) осуществление контроля в сфере градостроения.

2. Инструментом государственного регулирования планирования территорий является градостроительная документация, которая подразделяется на документацию государственного, регионального и местного уровней.

3. Градостроительная документация разрабатывается в форме электронного документа, формат которого определяется Кабинетом Министров Украины, на обновленной картографической основе, учтенной в Государственном картографо-геодезическом фонде Украины, в цифровой форме как наборы тематических геопространственных данных в Государственной геодезической референцной системе координат УСК-2000 и единой системе классификации и кодирования объектов градостроительства для формирования баз данных градостроительного кадастра.

4. Градостроительная документация подлежит стратегической экологической оценке в порядке, установленном Законом Украины "О стратегической экологической оценке". Раздел "Охрана окружающей природной среды", разрабатываемый в составе проекта градостроительной документации, одновременно является отчетом о стратегической экологической оценке, который должен соответствовать требованиям Закона Украины "О стратегической экологической оценке".

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 19.10.2022 №2698-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Законодательство в сфере градостроительной деятельности

1. Отношения в сфере градостроительной деятельности регулируются Конституцией Украины, Гражданским, Хозяйственным и Земельным кодексами Украины, настоящим Законом, законами Украины "О Генеральной схеме планирования территории Украины", "Об основах градостроения", "Об архитектурной деятельности", "О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда", "О землеустройстве", другими нормативно-правовыми актами.

Особенности регулирования градостроительной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, в пределах зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, определяются Законом Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы".

2. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Украины.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.07.2016 г. №1472-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Объекты и субъекты градостроения

1. Объектом градостроительства является планировочная организация территории, система расселения, система взаимосвязанного комплексного размещения основных объектов промышленности, транспорта, инженерной и социальной инфраструктуры, функциональное зонирование территории Украины, ее частей (групп областей), территории Автономной Республики Крым, областей, административных районов, территорий территориальных общин, населенных пунктов, их частей (обустройство), включая необходимые линейные инженерные коммуникации от скважин для транспортирования нефти и газа в места подготовки продукции, и промышленные трубопроводы для транспортировки продукции.

Объектами строительства являются дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы и части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, (кроме трубопроводов внутрихозяйственных мелиоративных систем).

К объектам строительства не относятся нефтяные и газовые скважины и объекты их устройства, включая необходимые инженерные линейные коммуникации от скважин для транспортировки нефти и газа в места подготовки продукции, и промышленные трубопроводы для транспортировки продукции, включая необходимые инженерные линейные коммуникации. от скважин для транспортировки нефти и газа в места подготовки продукции а также пограничные инженерно-технические и фортификационные сооружения, ограждения, пограничные знаки, пограничные просеки, коммуникации.

2. Субъектами градостроения являются органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 24.02.2023 г. №2952-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Обязательность соблюдения требований градостроительной документации

1. Программы развития регионов и населенных пунктов, программы хозяйственного, социального и культурного развития, должны согласовываться с градостроительной документацией соответствующего уровня.

2. Требования градостроительной документации являются обязательными для выполнения всеми субъектами градостроения.

Раздел II. Управление в сфере градостроительной деятельности

Статья 6. Органы, осуществляющие управление в сфере градостроительной деятельности, архитектурно-строительного контроля и надзора

1. Управление в сфере градостроительной деятельности осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом в сфере градостроительства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, органами градостроения, другими уполномоченными органами градостроения и архитектуры, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления.

2. К уполномоченным органам градостроительства и архитектуры относятся органы, определенные в статье 13 Закона Украины "Об архитектурной деятельности".

3. К органам государственного архитектурно-строительного контроля относятся:

1) структурные подразделения по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;

2) исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов.

Органом государственного архитектурно-строительного контроля и надзора является центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

Примерное положение об органах государственного архитектурно-строительного контроля утверждается Кабинетом Министров Украины.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 09.04.2015 г. №320-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Содержание управления в сфере градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля и надзора

1. Управление в сфере градостроительной деятельности и архитектурно-строительного контроля осуществляется путем:

1) планирования территорий на региональном и местном уровнях;

2) мониторинга состояния разработки и реализации градостроительной документации на всех уровнях;

3) определения государственных интересов для их учета при разработке градостроительной документации;

4) проведения лицензирования и профессиональной аттестации;

5) разработка и утверждение строительных норм, сметных норм, нормативов и правил, введение одновременного действия применения строительных норм, разработанных на основе национальных технологических традиций, и строительных норм, приведенных в соответствие с требованиями Европейского Союза;

6) контроля за соблюдением законодательства в сфере градостроительной деятельности, требований строительных норм и правил, положений градостроительной документации всех уровней, исходных данных для проектирования объектов градостроительства (далее - исходные данные), проектной документации;

7) предоставление (получение, регистрация), отказ в выдаче или аннулировании (отмены) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, (кроме аннулирования (отмены) документов, подтверждающих принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов):

исполнительными органами по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов (кроме городских советов населенных пунктов, которые являются административными центрами областей, и городских советов населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч) - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), расположенных в пределах соответствующих населенных пунктов;

исполнительными органами по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля городских советов населенных пунктов, которые являются административными центрами областей, городских советов населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч, структурными подразделениями по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1) и средними (СС2) последствиями, расположенных в пределах соответствующих населенных пунктов;

центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, через главных инспекторов строительного надзора - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1), средними ( СС2) и значительными (СС3) последствиями, расположенных за пределами населенных пунктов и на территории нескольких административно-территориальных единиц, в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), расположенных в пределах сел, поселков и городов (кроме городов, которые являются административными центрами областей, городов с численностью населения более 50 тысяч, городов Киева и Севастополя), а также в отношении всех объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с значительными последствиями (СС3), расположенных в пределах населенных пунктов;

8) осуществление государственного архитектурно-строительного контроля в отношении объектов, расположенных в пределах и за пределами населенных пунктов, на территории нескольких административно-территориальных единиц, указанных в пункте 7 части первой настоящей статьи.

2. В случае если сельские, поселковые, городские советы не образовали исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, полномочия таких органов выполняет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, через соответствующих главных инспекторов строительного надзора.

3. Исключена.

4. Руководители структурных подразделений по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов назначаются на должности и освобождаются от должностей в порядке, установленном законом. Такие руководители должны отвечать квалификационным требованиям, установленным законодательством Украины. В течение трех дней после назначения руководителя структурного подразделения по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обязаны проинформировать об этом центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

5. Структурные подразделения по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов в пределах делегированных этим Законом государственных полномочий подконтрольны центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, а их решения могут быть рассмотрены в порядке государственного архитектурно-строительного надзора или обжалованы в суд.

6. Органам, осуществляющим управление в сфере градостроительной деятельности, архитектурно-строительного контроля и надзора, запрещается требовать от заказчика строительства предоставления любых услуг, материальных или нематериальных активов, в том числе осуществления строительства объектов.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.09.2019 №124-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Организация планирования и застройки территорий

1. Планирование территорий осуществляется на государственном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти, Верховным Советом Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.

2. Планирование и застройка земельных участков осуществляется их владельцами или пользователями в установленном законодательством порядке.

3. Решения по вопросам планирования и застройки территорий принимаются сельскими, поселковыми, городскими советами и их исполнительными органами, районными, областными советами, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в пределах определенных законом полномочий с учетом требований градостроительной документации.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Нормативное регулирование планирования и застройки территорий

1. Нормативное регулирование планирования и застройки территорий осуществляется путем принятия нормативно-правовых актов, правил, государственных и отраслевых строительных норм.

2. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере строительства, градостроения и архитектуры, обеспечивает разработку, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмену государственных строительных норм сфере.

3. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, может быть заказчиком работ по национальной стандартизации за счет средств государственного бюджета.

Для строительной продукции, которая предоставляется на рынке и не охватывается или не полностью охватывается национальными стандартами для целей применения Закона Украины "О предоставлении строительной продукции на рынке", могут разрабатываться и приниматься другие национальные стандарты при условии обеспечения качества и стабильности показателей строительной продукции, связанных с ее существенными эксплуатационными характеристиками. Перечень национальных стандартов утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере строительства, градостроительства и архитектуры. Перечень национальных стандартов применяется для целей декларирования показателей строительной продукции и осуществления государственного рыночного надзора и государственного контроля за строительной продукцией.

Порядок применения национальных стандартов для строительной продукции, которая предоставляется на рынке и не охватывается или не полностью охватывается национальными стандартами для целей применения Закона Украины "О предоставлении строительной продукции на рынке", устанавливается Кабинетом Министров Украины.

(Часть третья статьи 9 вступает в силу с 1 января 2023 года в соответствии с Законом Украины от 12.05.2022 г. №2254-IX)

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 12.05.2022 г. №2254-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел III. Планирование территорий

Статья 10. Финансирование работ по планированию территорий

1. Финансирование работ по планированию территорий на государственном уровне, разработка нормативных актов по вопросам планирования и застройки территорий, проведению приоритетных научно-исследовательских работ осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины средств международной технической и финансовой помощи (в том числе в виде грантов).

2. Финансирование работ по планированию территории Автономной Республики Крым, областей, районов, территорий территориальных общин (в том числе населенных пунктов), районов в городах, кварталов, иных частей территории соответствующей территориальной общины, проведение градостроительного мониторинга осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, средств международной технической и/или финансовой помощи, в том числе в виде грантов.

Разработка детального плана территории в отношении земельного участка (группы земельных участков), находящегося в собственности или пользовании физических или юридических лиц или на котором расположено здание, сооружение, находящееся в частной собственности, может осуществляться за счет средств землевладельца, землепользователя или собственника здания, сооружения, при условии выполнения функций заказчика соответствующим органом местного самоуправления.

3. Финансирование работ по разработке необходимой проектной документации по застройке отдельных земельных участков, на которых их владельцы или пользователи намереваются осуществить строительство, осуществляется за счет средств таких лиц или других источников, не запрещенных законом.

4. Исключена в соответствии с Законом Украины от 17.06.2020 №711-IX

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.06.2020 №711-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Планирование территорий на государственном уровне

1. Планирование территорий на государственном уровне осуществляется путем разработки в соответствии с законом Генеральной схемы планирования территории Украины, схем планирования отдельных частей территории Украины, а также внесения изменений в них.

2. Градостроительная документация на государственном уровне подлежит экспертизе и стратегической экологической оценке.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.03.2018 г. №2354-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Разработка и утверждение схем планирования отдельных частей территории Украины

1. По решению Кабинета Министров Украины разрабатываются схемы планирования отдельных частей территории Украины: нескольких областей, побережья Черного и Азовского морей, горных территорий Карпат, территорий, претерпевших радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы, и других территорий с повышенной техногенной нагрузкой или риском возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. Заказчиками схем планирования отдельных частей территории Украины является Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующие областные советы.

3. Схемы планирования отдельных частей территории Украины утверждаются решением заказчиков таких схем.

4. Состав, содержание, порядок разработки схем планирования отдельных частей территории Украины определяются центральным органом исполнительной власти обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроения.

Статья 13. Планирование территорий на региональном уровне

1. Планирование территорий на региональном уровне осуществляется путем разработки схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов.

2. По решению Совета министров Автономной Республики Крым, областных (районных) государственных администраций могут разрабатываться схемы планирования отдельных частей Автономной Республики Крым, областей (районов).

(Часть 2 статьи 13 введена Законом Украины от 20.11.2012 г. №5496-VI)

Статья 14. Разработка и утверждение схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов

1. Решение о разработке схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей, районов или о внесении изменений в них или отдельных их разделов принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий областной или районный совет.

2. Организация разработки, и внесения изменений в схемы планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов осуществляется соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, областными и районными государственными администрациями.

3. Заказчиком схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов является Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующие областные и районные советы.

4. Схемы планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов утверждаются решением соответствующих советов при осуществлении стратегической экологической оценки и условии получения положительного заключения государственной экспертизы.

5. Состав, содержание, порядок разработки градостроительной документации на региональном уровне определяются центральным органом исполнительной власти обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроения.

Градостроительная документация на региональном уровне содержит раздел инженерно-технических мероприятий гражданской защиты. Утверждение градостроительной документации на региональном уровне при отсутствии такого раздела запрещается.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 29.07.2022 г. №2486-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Реализация схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов

1. Реализация схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов осуществляется путем разработки, утверждения и выполнения соответствующих программ экономического и социального развития.

2. Совет министров Автономной Республики Крым, областные и районные государственные администрации обеспечивают проведение мониторинга реализации схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов.

3. В случае изменения социально-экономических показателей, на основе которых разработаны схемы планирования территории Автономной Республики Крым, области, района, или возникновения потребности в размещении объектов государственного, регионального значения Верховная Рада Автономной Республики Крым, областной или районный совет принимают решение о разработке или о внесении изменений в схему планирования соответствующей территории.

Статья 15-1. Программа комплексного восстановления области

1. Программа комплексного восстановления области разрабатывается по решению председателя областной государственной администрации.

2. Программа комплексного восстановления области разрабатывается в форме электронного документа и вносится в Реестр строительной деятельности в формате, определенном Кабинетом Министров Украины в Порядке ведения электронной системы.

3. Программа комплексного восстановления области включает:

1) общее описание области;

2) информацию о наличии градостроительной документации на территории области, анализ ее актуальности и степень ее реализации;

3) анализ негативных воздействий (в том числе боевых действий, террористических актов, диверсий, чрезвычайных ситуаций), которые привели к необходимости разработки программы;

4) анализ ресурсов территории для восстановления жизнедеятельности области;

5) информацию о необходимости подготовки территории (в том числе осуществления разминирования, демонтажа разрушенных зданий и сооружений, рекультивации земель);

6) информацию о технической возможности, экономической целесообразности восстановления населенных пунктов (территорий), пострадавших в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, чрезвычайных ситуаций;

7) информацию о технической возможности, экономической целесообразности восстановления инженерно-транспортной, энергетической инфраструктуры, инфраструктуры электронных коммуникационных сетей, инженерной инфраструктуры мелиоративных систем;

8) обоснованные предложения по изменению функционального назначения отдельных территорий области (которые имеют влияние на интересы нескольких территориальных общин) с учетом существующей застройки и имеющейся градостроительной документации;

9) обоснованные предложения по переносу объектов производственной сферы (которые имеют влияние на интересы нескольких территориальных общин);

10) общие подходы и предложения по комплексному восстановлению, развитию территории области и мероприятия для их реализации;

11) предварительный финансово-экономический расчет мероприятий для обеспечения комплексного восстановления области;

12) предложения по источникам финансирования мероприятий для обеспечения комплексного восстановления области.

4. Председатель областной государственной администрации в течение пяти рабочих дней со дня обнародования отчета об общественном обсуждении программы комплексного восстановления области вносит его на рассмотрение соответствующего областного совета.

Программа комплексного восстановления области утверждается соответствующим областным советом в течение 30 календарных дней со дня ее внесения на рассмотрение.

5. Положения утвержденной программы комплексного восстановления области являются составляющими исходных данных для разработки программ комплексного восстановления населенных пунктов (территорий).

6. Программа комплексного восстановления области разрабатывается соответствующей областной государственной администрацией самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов предприятий, учреждений, организаций. Закупка услуг по разработке программы комплексного восстановления области осуществляется в соответствии с законом.

7. Состав, содержание, порядок разработки, проведения общественного обсуждения, согласования, внесения изменений в программу комплексного восстановления области определяются Кабинетом Министров Украины.

8. Программа комплексного восстановления области не подлежит стратегической экологической оценке, рассмотрению архитектурно-градостроительным советом.

9. Финансирование работ по разработке программы комплексного восстановления области осуществляется за счет бюджетных средств, международной технической и/или возвратной или безвозвратной финансовой помощи международных организаций.

(Статья 15-1 введена в соответствии с Законом Украины от 12.05.2022 г. №2254-IX)

Статья 15-2. Программа комплексного восстановления территории территориальной общины (ее части)

1. Программа комплексного восстановления территории территориальной общины (ее части) разрабатывается по решению исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета.

2. Программа комплексного восстановления территории территориальной общины (ее части) разрабатывается в форме электронного документа и вносится в Реестр строительной деятельности в формате, определенном Кабинетом Министров Украины в Порядке ведения электронной системы.

3. Программа комплексного восстановления территории территориальной общины (ее части) включает:

1) Общее описание населенного пункта (территории), для которого (которой) она разрабатывается, в том числе:

а) географическое расположение;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Раздел I. Общие положения Статья 1. Определение терминов Статья 2. Планирование и застройка территорий Статья 3. Законодательство в сфере градостроительной деятельности Статья 4. Объекты и субъекты градостроения Статья 5. Обязательность соблюдения требований градостроительной документации Раздел II. Управление в сфере градостроительной деятельности Статья 6. Органы, осуществляющие управление в сфере градостроительной деятельности, архитектурно-строительного контроля и надзора Статья 7. Содержание управления в сфере градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля и надзора Статья 8. Организация планирования и застройки территорий Статья 9. Нормативное регулирование планирования и застройки территорий Раздел III. Планирование территорий Статья 10. Финансирование работ по планированию территорий Статья 11. Планирование территорий на государственном уровне Статья 12. Разработка и утверждение схем планирования отдельных частей территории Украины Статья 13. Планирование территорий на региональном уровне Статья 14. Разработка и утверждение схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов Статья 15. Реализация схем планирования территории Автономной Республики Крым, областей и районов Статья 15-1. Программа комплексного восстановления области Статья 15-2. Программа комплексного восстановления территории территориальной общины (ее части) Статья 16. Планирование территорий на местном уровне Статья 16-1. Комплексный план пространственного развития территории территориальной общины Статья 17. Генеральный план населенного пункта Статья 18. План зонирования территории Статья 19. Детальный план территории Статья 20. Архитектурно-градостроительные советы Статья 21. Общественное обсуждение проектов градостроительной документации на местном уровне Статья 21-1. Общественное обсуждение проектов программ комплексного восстановления Статья 22. Градостроительный кадастр Статья 22-1. Единая государственная электронная система в сфере строительства Статья 22-2. Реестр строительной деятельности Статья 22-3. Электронный кабинет Статья 22-4. Портал электронной системы Статья 23. Градостроительный мониторинг Статья 24. Особенности регулирования земельных отношений при осуществлении градостроительной деятельности Раздел IV. Регулирование застройки территорий Статья 25. Режим застройки территорий, определенных для градостроительных потребностей Статья 26. Застройка территорий Статья 26-1. Представление документов для получения административных и других определенных этим Законом услуг в сфере строительства и получение результатов их рассмотрения Статья 26-2. Идентификатор объекта строительства и законченного строительством объекта Статья 26-3. Адрес объекта недвижимого имущества Статья 26-4. Особенности присвоения, корректировки адреса после введения электронной системы относительно объектов, право на выполнение строительных работ по которым получено до внедрения такой системы Статья 26-5. Особенности присвоения, изменения, корректировки адреса до внедрения электронной системы Статья 27. Строительный паспорт застройки земельного участка Статья 28. Временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности Статья 29. Исходные данные Статья 30. Технические условия Статья 31. Проектная документация на строительство Статья 31-1. Особенности получения сведений и/или документов, необходимых для разработки проектной документации на строительство и/или техническое переоснащение электрических сетей внешнего электроснабжения электроустановок заказчика (до точки присоединения электроустановок заказчика) и проектной документации на строительство электрических сетей линейной части присоединения и особенности согласования проектной документации Статья 32. Классы последствий (ответственности) зданий и сооружений Статья 33. Осуществление комплексной застройки территории Статья 34. Право на выполнение строительных работ Статья 35. Уведомление о начале выполнения подготовительных работ Статья 36. Уведомление о начале выполнения строительных работ Статья 37. Разрешение на выполнение строительных работ Статья 37-1. Лицензирование хозяйственной деятельности по строительству объектов Статья 38. Снос самовольно построенных объектов Статья 39. Прием в эксплуатацию завершенных строительством объектов Статья 39-1. Внесение изменений в уведомление или декларацию о готовности объекта к эксплуатации, отмена регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или прекращение права на начало выполнения подготовительных или строительных работ, приобретенного на основании поданного уведомления Статья 39-2. Осмотр, обследование и паспортизация объектов Статья 39-3. Техническая инвентаризация объекта недвижимого имущества Статья 40. Статья 41. Государственный архитектурно-строительный контроль Статья 41-1. Государственный архитектурно-строительный надзор Раздел V. Заключительные положения