База данных

Дата обновления БД:

16.12.2017

Добавлено/обновлено документов:

42 / 172

Всего документов в БД:

79229

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 13 апреля 2017 года №2019-VIII

О рынке электрической энергии

Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка электрической энергии, регулирует отношения, связанные с производством, передачей, распределением, куплей-продажей, поставкой электрической энергии для обеспечения надежного и безопасного снабжения электрической энергии потребителям с учетом интересов потребителей, развития рыночных отношений, минимизации затрат на поставку электрической энергии и минимизации негативного воздействия на окружающую природную среду.

Раздел І Общие положения

Статья 1. Определение терминов

1. В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

1) администратор коммерческого учета электрической энергии (далее администратор коммерческого учета) - юридическое лицо, которое обеспечивает организацию и администрирование коммерческого учета электрической энергии на рынке электрической энергии, а также выполняет функции центральной агрегации данных коммерческого учета;

2) администратор расчетов - юридическое лицо, которое обеспечивает организацию проведения расчетов на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг;

3) алгоритм распределения средств - порядок распределения уполномоченными банками средств с текущих счетов со специальным режимом использования без платежных поручений, который устанавливается Регулятором в соответствии с настоящего Закона;

4) баланс между спросом и предложением - удовлетворение прогнозируемого спроса потребителей на электрическую энергию без необходимости принятия мер для уменьшения объема потребления;

5) сбалансированная группа - объединение участников рынка, которое создается на основании договора о создании балансирующей группы, в рамках которого определенный договором участник рынка, который входит в такое объединение, несет ответственность за баланс электрической энергии всех других участников рынка, входящих в такое объединение;

6) сбалансированная группа производителей по "зеленому" тарифу сбалансированная группа, в которой стороной, ответственной за баланс, является гарантированный покупатель;

7) балансирующий рынок электрической энергии (далее - балансирующий рынок) - рынок, организованный оператором системы передачи электроэнергии с целью обеспечения достаточных объемов электрической мощности и энергии, необходимых для балансировки в реальном времени объемов производства и импорта электрической энергии и потребления и экспорта электрической энергии, урегулирования системных ограничений в объединенной энергетической системе Украины, а также финансового урегулирования небалансов электрической энергии;

8) безопасность поставки электрической энергии - способность электроэнергетической отрасли обеспечивать потребности потребителей в электрической энергии согласно требованиям этого Закона;

9) вертикально интегрированный субъект хозяйствования - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физическое лицо, в том числе которое осуществляет контроль над другим юридическим или физическим лицом, осуществляющим деятельность по передаче и/или распределению электрической энергии и по меньшей мере одну из функций по производству или поставке электрической энергии, или группа таких лиц, связанных между собой непосредственно или косвенно отношениями контроля, осуществляющих деятельность по передаче и/или распределению электрической энергии и по меньшей мере одну из функций по производству или поставке электрической энергии;

10) производитель электрической энергии (далее - производитель) - субъект хозяйствования, осуществляющий производство электрической энергии;

11) производство электрической энергии - деятельность, связанная с преобразованием энергии из энергетических ресурсов любого происхождения в электрическую энергию с помощью технических средств;

12) ответственность за баланс - обязательства участников рынка сообщать и исполнять почасовые графики электрической энергии согласно объемам купленной и проданной электрической энергии и нести финансовую ответственность за урегулирование небалансов;

13) свободная пропускная способность межгосударственного сечения (далее свободная пропускная способность) - пропускная способность межгосударственного сечения за вычетом распределенной на аукционах величины пропускной способности и пропускной способности, на которую не распространяется действие требований статей 38, 39 этого Закона. В расчете суточной свободной пропускной способности учитывается неиспользованная величина пропускной способности, распределенной на предыдущих аукционах;

14) внутрисуточный рынок электрической энергии (далее - внутрисуточный рынок) - сегмент рынка электрической энергии, на котором купля-продажа электрической энергии осуществляется непрерывно после завершения торгов на рынке "на сутки вперед" и в течение суток физической поставки электрической энергии;

15) уязвимые потребители - бытовые потребители, определенные в установленном Кабинетом Министров Украины порядке, которые имеют право на предусмотренные законом поддержку для возмещения расходов на оплату потребленной электрической энергии и/или защиту от отключения в определенные периоды;

16) гарантированный покупатель электрической энергии (далее гарантированный покупатель) - субъект хозяйствования, который согласно этому Закону обязан покупать электрическую энергию у производителей, которым установлен "зеленый" тариф, и выполнять другие функции, определенные законодательством;

17) двусторонний договор - договор купли-продажи электрической энергии, заключенный между двумя участниками рынка вне организованных сегментов рынка, кроме договора поставки электрической энергии потребителю;

18) диспетчерское управление - оперативно-технологическое управление объединенной энергетической системой Украины с обеспечением надежного и бесперебойного снабжения электрической энергии потребителям с соблюдением требований энергетической безопасности;

19) договор купли-продажи электрической энергии на внутрисуточном рынке - договор, заключенный в электронной форме между оператором рынка и участником внутрусуточных торгов на куплю-продажу электрической энергии по результатам внутрисуточных торгов, в соответствии с которым осуществляется одновременное принятие участниками внутрисуточных торгов прав и обязательств по купле-продаже электрической энергии по результатам проведения соответствующих внутрисуточных торгов;

20) договор купли-продажи электрической энергии на рынке "на сутки вперед" (далее - договор на рынке "на сутки вперед") - договор, заключенный в электронной форме между оператором рынка и участником торгов "на сутки вперед" на куплюпродажу электрической энергии по результатам торгов "на сутки вперед", в соответствии с которым осуществляется одновременное принятие участником торгов "на сутки вперед" и оператором рынка прав и обязательств по купле-продаже электрической энергии по результатам проведения соответствующих торгов "на сутки вперед";

21) разрешенная мощность - максимальная величина мощности, разрешенная к использованию в любое время за каждым объектом потребителя согласно условиям договора, приобретенная на основании выполнения договора о присоединении или в результате приобретения права собственности или пользования на объект (объекты);

22) вспомогательные услуги - услуги, определенные настоящим Законом и правилами рынка, которые оператор системы передачи закупает у поставщиков вспомогательных услуг для обеспечения постоянной и надежной работы объединенной энергетической системы Украины и качества электрической энергии согласно установленным стандартам;

23) доступ к пропускной способности межгосударственных сечений - право на использование пропускной способности межгосударственных сечений с целью экспорта и/или импорта электрической энергии, приобретенное согласно этому Закону;

24) доступ третьих сторон - право любого пользователя системы использовать систему передачи электроэнергии и системы распределения электрической энергии на заранее и публично объявленных условиях в соответствии с принципами прозрачности и недискриминационности;

25) пропускная способность межгосударственного сечения (далее - пропускная способность) - величина максимальной мощности электрической энергии, которая может быть передана из энергосистемы одного государства в энергетическую систему другого государства в соответствующем направлении, при условии гарантированного обеспечения безопасности и надежности функционирования ОЭС Украины;

26) электрическая энергия - энергия, вырабатываемая на объектах электроэнергетики и является товаром, предназначенным для купли-продажи;

27) электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и/или распределения электрической энергии;

28) электроэнергетика - отрасль экономики Украины, которая обеспечивает потребителей электрической энергией;

29) электроэнергетическое предприятие - субъект хозяйствования, который осуществляет одну из следующих функций: производство, передачу, распределение, поставку электрической энергии потребителю или трейдерскую деятельность;

30) электропоставщик - субъект хозяйствования, который осуществляет продажу электрической энергии по договору поставки электрической энергии потребителю;

31) электростанция - электроустановка или группа электроустановок, предназначенных для производства электрической энергии или комбинированного производства электрической и тепловой энергии;

32) электроустановка - комплекс взаимосвязанных оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии;

33) энергоэффективность и управление спросом - всеобъемлющий или интегрированный подход, направленный на оказание влияния на объем и график потребления электрической энергии с целью сокращения потребления первичной энергии и максимальных (пиковых) нагрузок, при этом предпочтение отдается привлечению инвестиций, направленных на повышение энергоэффективности и средства регулирования нагрузки, а не инвестициям в увеличение генерирующих мощностей, если первое из указанных мероприятий является более эффективным и экономичным вариантом, учитывая положительное влияние на окружающую природную среду в результате сокращения потребления энергии и аспекты, связанные с безопасностью поставок и связанные с ними затраты на распределение;

34) запретная зона гидротехнических сооружений - территория, прилегающая к основному ограждению с внутренней стороны территории гидроэлектротехнического сооружения, оборудованная инженерно-техническими средствами и обозначенная предупредительными знаками, а также участок водного объекта, бьефа на расстоянии 500 метров от плотины гидроэлектростанции, обозначенный знаками, которые предупреждают о запрете доступа на территорию посторонних лиц, судов и плавучих объектов;

35) защищенные потребители - потребители, к которым применяется особый режим отключения и/или ограничения электроснабжения для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

36) меры управления спросом - комплекс организационных, технических и других мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования энергосистемы за счет управляемого временного (ограниченного во времени) изменения потребления электрической энергии на договорных началах;

37) клиринг на рынке электрической энергии - процесс выполнения взаимных финансовых требований и обязательств участников рынка по договорам купли-продажи электрической энергии и услуг, оказываемых на рынке электрической энергии, в том числе путем неттинга и за счет соответствующих финансовых гарантий;

38) коммерческий учет электрической энергии - совокупность процессов и процедур по обеспечению формирования данных по объемам выработанной, отпущенной, переданной, распределенной, потребленной, импортируемой и экспортируемой электрической энергии в определенный промежуток времени с целью использования таких данных для осуществления расчетов между участниками рынка;

39) контролируемая зона гидротехнических сооружений - обозначенная предупредительными знаками территория бетонных и земельных плотин гидроэлектротехнических сооружений и земельных участков, расположенных между водохранилищами и дренажными каналами;

40) пользователи системы передачи/распределения (далее - пользователи системы) - физические лица, в том числе физические лица-предприниматели, или юридические лица, которые отпускают или принимают электрическую энергию в/из системы передачи/распределения или используют системы передачи/распределения для передачи/распределения электрической энергии;

41) линейная часть присоединения - электрическая сеть для нужд заказчика при нестандартном присоединении от ближайшей точки в существующих (действующих) электрических сетях (воздушная линия, трансформаторная подстанция или распределительный пункт) оператора системы распределения соответствующего ступени напряжения точки присоединения электроустановок заказчика;

42) малый небытовой потребитель - субъект малого предпринимательства, электроустановки которого присоединены к системе распределения электрической энергии номинальным напряжением не более 1кВ, который покупает электрическую энергию для собственного потребления;

43) межгосударственная линия электропередачи - линия электропередачи, которая пересекает границу между Украиной и другим государством и соединяет объединенную энергетическую систему Украины с системой передачи сопредельного государства;

44) межгосударственное пересечение - совокупность межгосударственных линий электропередачи и электрических установок, которые используются для соединения объединенной энергетической системы Украины с системой передачи сопредельного государства;

45) чрезвычайная ситуация в объединенной энергетической системе Украины ситуация, при которой возникает угроза нарушения режима работы объединенной энергетической системы Украины или ее отдельных частей, в частности, вследствие дефицита электрической энергии и/или мощности, снижения частоты ниже предельно допустимых границ, нарушения режима допустимых перетоков и перегрузки сетевых элементов, снижения напряжения в контрольных точках энергосистемы до аварийного уровня;

46) небаланс электрической энергии - рассчитанная в соответствии с правилами рынка для каждого расчетного периода разница между фактическими объемами отпуска или потребления, импорта, экспорта электрической энергии стороны, ответственной за баланс, и объемами купленной и проданной электрической энергии, зарегистрированными в соответствии с правилами рынка;

47) небытовой потребитель - физическое лицо-предприниматель или юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию, которая не используется им для собственного бытового потребления;

48) неявный аукцион - механизм межгосударственной купли-продажи электрической энергии, предусматривающий одновременные распределение пропускной способности и куплю-продажу электрической энергии и определение соответствующей совокупной цены;

49) новая межгосударственная линия электропередачи - межгосударственная линия электропередачи, строительство которой не завершено на день вступления в силу этого Закона;

50) нормативно-технический документ - нормы, правила, инструкции и стандарты, принятые и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, по обеспечению надлежащего технического состояния и эксплуатации электрических установок и сетей;

51) объединенная энергетическая система Украины (далее - ОЭС Украины) - совокупность электростанций, электрических сетей, других объектов электроэнергетики, объединенных общим режимом производства, передачи и распределения электрической энергии при централизованном управлении этим режимом;

52) объект электроэнергетики - электрическая станция (кроме ядерной части атомной электрической станции), электрическая подстанция, электрическая сеть;

53) ограничение пропускной способности межгосударственного сечения (далее ограничения) - ситуация, при которой межгосударственный сечение не может принять все физические потоки электроэнергии, что является результатом экспортно-импортных операций участников рынка, из-за недостаточности пропускной способности межгосударственного сечения и/или системы передачи электроэнергии;

54) оператор рынка - юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка и организацию купли-продажи электрической энергии на этих рынках;

55) оператор системы передачи - юридическое лицо, ответственное за эксплуатацию, диспетчеризацию, обеспечение технического обслуживания, развитие системы передачи и межгосударственных линий электропередачи, а также за обеспечение долгосрочной способности системы передачи относительно удовлетворения обоснованного спроса на передачу электрической энергии;

56) оператор системы распределения - юридическое лицо, ответственное за безопасную, надежную и эффективную эксплуатацию, техническое обслуживание и развитие системы распределения и обеспечения долгосрочной способности системы распределения относительно удовлетворения обоснованного спроса на распределение электрической энергии с учетом требований по охране окружающей природной среды и обеспечения энергоэффективности;

57) операционная безопасность сети - способность электрических станций, системы передачи и системы распределения функционировать в нормальном режиме или как можно быстрее возвращаться к нормальному режиму работы, характеризуется предельно допустимыми показателями температуры, уровней напряжения, токов короткого замыкания, частоты и устойчивости;

58) организованный сегмент рынка электрической энергии - рынок "на сутки вперед", внутрисуточный рынок и балансирующий рынок;

59) особенно важные объекты электроэнергетики - объекты, обеспечивающие устойчивое функционирование ОЭС Украины, разрушение или повреждение которых приведет к нарушению электроснабжения хозяйствующих субъектов и бытовых потребителей, возможным человеческим жертвам и значительным материальным убыткам;

60) передача электрической энергии (далее - передача) - транспортировка электрической энергии электрическими сетями оператора системы передачи от электрических станций до пунктов подключения систем распределения и электроустановок потребления (не включая поставки электрической энергии), а также межгосударственными линиями;

61) перспективное планирование - необходимость осуществления планирования будущих инвестиций в генерирующую мощность, мощность системы передачи и/или мощность системы распределения на долгосрочную перспективу (на пять лет и более) для удовлетворения потребности системы в электроэнергии, а также обеспечения поставки электрической энергии потребителям;

62) бытовой потребитель - физическое лицо, которое использует электрическую энергию для обеспечения собственных бытовых нужд, не включающие профессиональную и/или хозяйственную деятельность, на основании соответствующего договора с участником рынка, в том числе по договору поставки электрической энергии потребителю;

63) услуга по обеспечению развития генерирующей мощности - мероприятия по строительству новой генерирующей мощности, проведению реконструкции (модернизации) действующей генерирующей мощности, осуществляемые участниками рынка, определенными по результатам конкурса, проведенного в соответствии с настоящим Законом;

64) поставщик вспомогательных услуг - участник рынка, который соответствует установленным правилами требованиям рынка по предоставлению вспомогательных услуг и зарегистрирован в соответствии с правилами рынка для предоставления таких услуг;

65) поставщик услуг коммерческого учета - субъект хозяйствования, который предоставляет услуги коммерческого учета на рынке электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего Закона;

66) поставщик "последней надежды" - определенный в соответствии с настоящим Законом электропоставщик, который при обстоятельствах, установленных этим Законом, не имеет права отказать потребителю в заключении договора поставки электрической энергии на ограниченный период времени;

67) поставщик универсальной услуги - определенный в соответствии с настоящим Законом электропоставщик, который выполняет обязательства по предоставлению универсальной услуги;

68) поставка электрической энергии - продажа, включая перепродажу электрической энергии;

69) текущий счет со специальным режимом использования - счет, открытый в одном из уполномоченных банков и предназначенный для обеспечения проведения расчетов согласно этому Закону;

70) присоединение электроустановки (далее - присоединение) - предоставление заказчику оператором системы передачи или оператором системы распределения услуги по созданию технической возможности для передачи (принятия) в место присоединения электроустановки заказчика соответствующей мощности к электрическим сетям системы передачи или распределения (в том числе вновь построенных) электрической энергии необходимого объема с соблюдением показателей ее качества и надежности;

71) прямая линия - линия электропередачи, соединяющая генерирующий объект производителя с электроустановками потребителя и используется исключительно ими;

72) Регулятор - Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг;

73) рынок вспомогательных услуг - система отношений, возникающих в связи с приобретением оператором системы передачи вспомогательных услуг у поставщиков вспомогательных услуг;

74) рынок электрической энергии - система отношений, возникающих между участниками рынка во время осуществления купли-продажи электрической энергии и/или вспомогательных услуг, передачи и распределения, поставки электрической энергии потребителям;

75) рынок электрической энергии "на сутки вперед" (далее - рынок "на сутки вперед") - сегмент рынка электрической энергии, на котором осуществляется купля-продажа электрической энергии на следующие за днем проведения торгов сутки;

76) развитие ОЭС Украины - новое строительство, реконструкция или техническое переоснащение объектов электроэнергетики;

77) розничный рынок электрической энергии (далее - розничный рынок) - система отношений, возникающих между потребителем электрической энергии и электропоставщиком в процессе поставки электрической энергии, а также другими участниками рынка, которые оказывают связанные с поставкой электрической энергии услуги;

78) распределение электрической энергии (далее - распределение)транспортировка электрической энергии от электроустановок производителей электрической энергии или электроустановок оператора системы передачи сетями оператора системы распределения, кроме поставки электрической энергии;

79) распределенная генерация - электростанция установленной мощности 20 МВт и менее, присоединенная к системе распределения электрической энергии;

80) сертификация оператора системы передачи - подтверждение решением Регулятора выполнения субъектом хозяйствования требований об обособлении и независимости оператора системы передачи, предусмотренных этим Законом;

81) система передачи электрической энергии (далее - система передачи) - система линий, вспомогательного оборудования, оборудования для трансформации и переключений, которая используется для передачи электрической энергии;

82) система распределения электрической энергии (далее - система распределения) - система линий, вспомогательного оборудования, оборудования для трансформации и переключений, используемая для распределения электроэнергии;

83) системные ограничения - обстоятельства, обусловленные необходимостью обеспечения функционирования ОЭС Украины в рамках предельно допустимых значений, при которых возможно отклонение от оптимального распределения нагрузки генерирующих мощностей в соответствии с их договорными объемами отпуска электрической энергии и/или оптимального распределения нагрузки генерирующих мощностей в соответствии с предложениями (заявками) на балансирующем рынке;

84) потребитель - физическое лицо, в том числе физическое лицо-предприниматель, или юридическое лицо, которое приобретает электрическую энергию для собственного потребления;

85) ставка платы за линейную часть присоединения - стоимость создания единицы длины электрической сети от ближайшей точки в существующих (действующих) электрических сетях (воздушная линия, трансформаторная подстанция или распределительный пункт) оператора системы распределения соответствующей степени напряжения, от которой необходимо осуществлять строительство электрических сетей до точки присоединения электроустановок заказчика;

86) ставка платы за нестандартное присоединение мощности - установленное Регулятором для каждого оператора системы распределения значение составляющей стоимости услуги по присоединению 1 кВт мощности, которое дифференцируется по следующим показателям:

тип электроустановки, которая присоединяется (электроустановка, предназначенная для производства электрической энергии, электроустановка, предназначенная для потребления электрической энергии);

категория надежности электроснабжения;

степень напряжения в точке присоединения (110/35/10(6)/0,4 кВ);

заказанная мощность;

местонахождение электроустановки заявителя (городская или сельская местность);

загруженность трансформаторной подстанции;

87) ставка платы за стандартное присоединение - установленное Регулятором на определенный срок для каждого оператора системы распределения значение стоимости услуги по присоединению 1 кВт мощности;

88) стандартное присоединение - присоединение электроустановки заказчика к действующим сетям оператора системы распределения на расстояние, не превышающее 300 метров по прямой линии от места обеспечения мощности до места присоединения, которое дифференцируется по степени мощности:

первая степень - до 16 кВт включительно;

вторая степень - от 16 кВт до 50 кВт включительно;

89) сторона, ответственная за баланс, - участник рынка, который обязан сообщать и исполнять свои почасовые графики электрической энергии (и/или балансирующей группы) согласно объемам купленной и/или проданной электрической энергии и финансово ответственен перед оператором системы передачи за свои небалансы (и/или небалансы балансирующей группы);

90) торги электрической энергией на внутрисуточном рынке (далее - торги на внутрисуточном рынке) - процесс определения объемов и цены на электрическую энергию после завершения торгов на рынке "на сутки вперед" и в течение суток физической поставки электрической энергии в соответствии с правилами внутрисуточного рынка;

91) торги электрической энергией на рынке "на сутки вперед" (далее - торги "на сутки вперед") - процесс определения объемов и цены на электрическую энергию для расчетных периодов следующего за днем проведения торгов суток в соответствии с правилами рынка "на сутки вперед";

92) трейдер - субъект хозяйствования, который осуществляет покупку электрической энергии исключительно с целью ее перепродажи, кроме продажи по договору поставки электрической энергии потребителю;

93) универсальная услуга - поставка электрической энергии бытовым и малым небытовым потребителям, которая гарантирует их право быть обеспеченными электрической энергией определенного качества на условиях, определенных в соответствии с настоящим Законом, на всей территории Украины;

94) уполномоченный банк рынка электрической энергии (уполномоченный банк)любой государственный банк, который соответствует определенным Кабинетом Министров Украины требованиям и отнесен Кабинетом Министров Украины к перечню уполномоченных банков и имеет право осуществлять обслуживание текущих счетов со специальным режимом использования участников рынка;

95) поставщик услуг по балансировке - участник рынка, который соответствует требованиям правил рынка относительно участия в балансировании объемов производства (отпуска), импорта и потребления, экспорта электрической энергии, который осуществляется на балансирующем рынке, и зарегистрирован для участия в балансировке;

96) участник рынка электрической энергии (далее - участник рынка)производитель, электропоставщик, трейдер, оператор системы передачи, оператор системы распределения, оператор рынке, гарантированный покупатель и потребитель, которые осуществляют свою деятельность на рынке электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

97) явный аукцион - механизм распределения пропускной способности, по которому предоставляется доступ к пропускной способности и определяется цена за этот доступ, за исключением купли-продажи электрической энергии.

2. Другие термины употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Хозяйственном, Гражданском кодексах Украины, законах Украины "Об альтернативных источниках энергии", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О защите экономической конкуренции" и других законах Украины.

Статья 2. Правовые основы функционирования рынка электрической энергии

1. Правовую основу функционирования рынка электрической энергии составляют Конституция Украины, настоящий Закон, законы Украины "Об альтернативных источниках энергии", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "О естественных монополиях", "О защите экономической конкуренции", "Об охране окружающей природной среды", международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и другие акты законодательства Украины.

На выполнение обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического Сообщества и соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, настоящий Закон направлен на имплементацию актов законодательства Энергетического Сообщества в сфере энергетики, а именно Директивы 2009/72/ЕС об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и об отмене Директивы 2003/54/ЕС, Регламента (ЕС) 714/2009 об условиях доступа к сети для трансграничного обмена электроэнергией и отмене Регламента (ЕС) 1228/2003, Директивы 2005/89/ЕС о мерах для обеспечения безопасности инвестирования в системы электроснабжения и инфраструктуры.

2. Основные условия деятельности участников рынка электрической энергии и взаимоотношений между ними определяются нормативно-правовыми актами, регулирующими внедрение этого Закона, в частности:

1) правилами рынка, которые, в том числе, определяют правила функционирования балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг;

2) правилами рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка;

3) кодексом системы передачи, кодексом систем распределения;

4) кодексом коммерческого учета;

5) правилами розничного рынка;

6) другими нормативно-правовыми актами.

Правила рынка, кодекс системы передачи и кодекс коммерческого учета разрабатываются и администрируются оператором системы передачи и утверждаются Регулятором.

Правила рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка разрабатываются и администрируются оператором рынка и утверждаются Регулятором.

Кодекс систем распределения и правила розничного рынка утверждаются Регулятором.

Правила рынка, правила рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка, кодексы системы передачи и систем распределения, кодекс коммерческого учета, правила розничного рынка, другие нормативно-правовые акты и решения, которые могут повлиять на конкуренцию, подлежат согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

Антимонопольный комитет Украины предоставляет Регулятору информацию о результатах рассмотрения проектов указанных нормативно-правовых актов в течение одного месяца со дня их поступления в Антимонопольный комитет Украины.

Если согласно этому Закону предусматривается предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов в любой форме, поставщики государственной помощи должны получить решение Антимонопольного комитета Украины в порядке, установленном Законом Украины "О государственной помощи субъектам хозяйствования".

3. Правила рынка определяют, в частности, порядок регистрации участников рынка, порядок и требования к обеспечению исполнения обязательств по договорам об урегулировании небалансов электрической энергии, правила балансировки, правила функционирования рынка вспомогательных услуг, порядок проведения расчетов на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг, порядок выставления счетов, порядок внесения изменений в правила рынка, положения о функционировании рынка при возникновении чрезвычайной ситуации в ОЭС Украины.

4. Правила рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка определяют, в частности, порядок регистрации участников рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка, порядок и требования к обеспечению исполнения обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии на этих рынках, порядок организации и проведения торгов, порядок определения цены на электрическую энергию, в том числе в случае неконкурентного поведения, порядок проведения расчетов на этих рынках, порядок определения стоимости услуг оператора рынка и порядок ее оплаты, порядок раскрытия информации и обнародования информации, порядок урегулирования споров между оператором рынка и участниками рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка, порядок внесения изменений в правила рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка.

5. Правила розничного рынка предусматривают, в частности, общие условия поставки электрической энергии потребителям, систему договорных отношений между участниками розничного рынка, права и обязанности участников рынка, процедуру замены потребителем поставщика электрической энергии, условия и порядок прекращения и возобновления поставки электрической энергии потребителю, процедуру рассмотрения жалоб потребителей, особенности поставки электрической энергии поставщиком универсальной услуги, поставщиком "последней надежды".

6. Кодекс системы передачи и кодекс систем распределения определяют, в частности, порядок планирования развития системы передачи и систем распределения; условия и порядок доступа к системе передачи/распределения, условия и порядок присоединения к системе передачи/распределения, характеристики и порядок предоставления вспомогательных услуг оператору системы передачи, порядок оперативного планирования; порядок управления и эксплуатации системы в нормальных и аварийных режимах; стандарты операционной безопасности, критерии, применяемые оператором системы передачи для диспетчеризации генерирующих мощностей и использования межгосударственных сечений, порядок диспетчеризации распределенной генерации и условия предоставления приоритетности объектам электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии.

Кодекс системы передачи должен соответствовать требованиям нормативно-правовых актов Энергетического Сообщества.

7. Кодекс коммерческого учета определяет, в частности, основные положения по организации коммерческого учета электрической энергии на рынке электрической энергии, права и обязанности участников рынка, поставщиков услуг коммерческого учета и администратора коммерческого учета по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, получения точных и достоверных данных коммерческого учета и их агрегации (объединения), порядок проведения регистрации поставщиков услуг коммерческого учета, точек коммерческого учета и регистрации автоматизированных систем, которые используются для коммерческого учета электрической энергии.

8. Требования относительно предоставления, защиты, раскрытия и обнародования информации на рынке электрической энергии определяются настоящим Законом, правилами рынка, правилами рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка, правилами розничного рынка, кодексом системы передачи, кодексом систем распределения, кодексом коммерческого учета и другими нормативно-правовыми актами, нормативными документами, регулирующими внедрение этого Закона.

9. Участникам рынка разрешается обработка персональных данных для осуществления функций и полномочий, предусмотренных настоящим Законом. Защита персональных данных осуществляется участниками рынка в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных".

10. Участники рынка имеют право подавать предложения относительно внесения изменений в правила рынка, правила рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка, кодекс системы передачи, кодекс систем распределения, кодекс коммерческого учета и другие нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование рынка электрической энергии, соответствующих государственных органов и операторов, осуществляющих разработку, утверждение и/или администрирование соответствующих актов.

Проекты указанных нормативно-правовых актов и проекты изменений в них публикуются для проведения консультаций с участниками рынка не менее чем за один месяц до их принятия.

11. Субъекты властных полномочий, а также суды при применении норм настоящего Закона принимают во внимание правоприменительную практику Энергетического Сообщества и Европейского Союза, в частности, решения Суда Европейского Союза (Европейского Суда, Общего Суда), практику Европейской Комиссии и Секретариата Энергетического Сообщества относительно применения положений актов законодательства Европейского Союза, указанных в этой статье.

12. Решения (меры) субъектов властных полномочий, принятые во исполнение норм настоящего Закона, должны приниматься на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, с учетом права лица на участие в процессе принятия решения, соответствовать цели, с которой полномочия предоставлены, быть обоснованными, соответствовать принципам беспристрастности, добросовестности, благоразумия, пропорциональности, прозрачности, недискриминации и своевременности.

Согласно принципу пропорциональности решения (меры) субъектов властных полномочий должны быть необходимыми и минимально достаточными для достижения цели - удовлетворения общественного интереса.

Согласно принципу прозрачности решения (меры) субъектов властных полномочий должны быть надлежащим образом обоснованы и сообщены субъектам, которых они касаются, в срок до вступления их в силу, или введения в действие.

Согласно принципу недискриминации решения, действия, бездеятельность субъектов властных полномочий не могут приводить:

к юридическому или фактическому объему прав и обязанностей лица, который является отличным от объема прав и обязанностей других лиц в подобных ситуациях, если только такое отличие не является необходимым и минимально достаточным для удовлетворения общественного интереса;

к юридическому или фактическому объему прав и обязанностей лица, который является таким же, как и объем прав и обязанностей других лиц в разных ситуациях, если такая одинаковость не является необходимой и минимально достаточной для удовлетворения общественного интереса.

Действие принципов пропорциональности, прозрачности и недискриминации распространяется также на участников рынка электрической энергии в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Принципы функционирования рынка электрической энергии

1. Рынок электрической энергии функционирует на конкурентных началах, кроме деятельности субъектов естественных монополий, с ограничениями, установленными этим Законом.

2. Функционирование рынка электрической энергии осуществляется на принципах:

1) обеспечения энергетической безопасности Украины;

2) обеспечения безопасности поставки электрической энергии потребителям, защиты их прав и интересов;

3) создания условий безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики;

4) сохранения целостности и обеспечения надежного и эффективного функционирования ОЭС Украины, единого диспетчерского (оперативно-технологического) управления ею;

5) обеспечения баланса между спросом и предложением электрической энергии;

6) развития межгосударственных связей с энергосистемами смежных государств;

7) энергоэффективности и защиты окружающей природной среды;

8) содействия развитию альтернативной и возобновляемой энергетики;

9) добросовестной конкуренции;

10) равенства прав на продажу и покупку электрической энергии;

11) свободного выбора поставщика электричества потребителем;

12) недискриминационного и прозрачного доступа к системе передачи и систем распределения;

13) недискриминационного участия в рынке электрической энергии;

14) независимого государственного регулирования;

15) недискриминационного цено- и тарифообразования, которое отражает экономически обоснованные затраты;

16) ответственности участников рынка за несоблюдение правил рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка, кодекса системы передачи, кодекса систем распределения, кодекса коммерческого учета, правил розничного рынка, других нормативно-правовых актов и нормативных документов, регулирующих функционирование рынка электроэнергии, и условий договоров, заключаемых на этом рынке;

17) сотрудничества и интеграции рынка электрической энергии на региональном и общеевропейском уровнях.

3. Обязательным условием участия в рынке электрической энергии (кроме потребителей, которые покупают электроэнергию по договору поставки электрической энергии потребителю) является заключение договора об урегулировании небалансов с оператором системы передачи.

Статья 4. Договорное обеспечение функционирования рынка электрической энергии

1. Участники рынка электрической энергии осуществляют свою деятельность на рынке электрической энергии на договорных началах. Для обеспечения функционирования рынка электрической энергии заключаются следующие виды договоров:

1) двусторонний договор купли-продажи электрической энергии (двусторонний договор);

2) об участии в рынке "на сутки вперед" и/или внутрисуточном рынке;

3) о купле-продаже электрической энергии на рынке "на сутки вперед";

4) о купле-продаже электрической энергии на внутрисуточном рынке;

5) об участии в балансирующем рынке;

6) об урегулировании небалансов;

7) о предоставлении услуг по распределению;

8) об оказании услуг по передаче;

9) о предоставлении вспомогательных услуг;

10) о предоставлении услуг с диспетчерского (оперативно-технологического) управления;

11) о присоединении к системе передачи;

12) о присоединении к системе распределения;

13) о доступе к пропускной способности межгосударственных сечений;

14) о поставке электрической энергии потребителю;

15) о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг;

16) о поставке электрической энергии поставщиком "последней надежды";

17) о предоставлении услуг коммерческого учета электрической энергии;

18) о купле-продаже электрической энергии по "зеленому" тарифу;

19) другие договоры, предусмотренные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими функционирование рынка электрической энергии.

Раздел II Государственная политика, регулирование в сфере электроэнергетики и безопасность поставок

Статья 5. Государственная политика в электроэнергетике

1. Государственная политика в электроэнергетике направлена на:

1) обеспечение надежного, безопасного снабжения электрической энергией;

2) создание условий для эффективного функционирования ликвидного рынка электрической энергии и его развития;

3) обеспечение условий и применение мер для развития энергоэффективности в электроэнергетике, управление спросом и энергозамещение;

4) содействие производству электроэнергии из альтернативных источников энергии и развитие распределенной генерации и оборудования для аккумулирования энергии;

5) защиты окружающей природной среды;

6) создание условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, упрощение доступа к информации и административным процедурам;

7) стимулирование применения инновационных технологий;

8) защиту прав потребителей;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел І Общие положения Статья 1. Определение терминов Статья 2. Правовые основы функционирования рынка электрической энергии Статья 3. Принципы функционирования рынка электрической энергии Статья 4. Договорное обеспечение функционирования рынка электрической энергии Раздел II Государственная политика, регулирование в сфере электроэнергетики и безопасность поставок Статья 5. Государственная политика в электроэнергетике Статья 6. Государственное регулирование рынка электрической энергии Статья 7. Ценообразование (тарифообразование) на рынке электрической энергии Статья 8. Лицензирование хозяйственной деятельности на рынке электрической энергии Статья 9. Государственный энергетический надзор в электроэнергетике Статья 10. Полномочия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношениях с субъектами электроэнергетики Статья 11. Антимонопольные ограничения Статья 12. Особенности условий труда в электроэнергетике Статья 13. Забастовки на предприятиях электроэнергетики Статья 14. Охрана окружающей природной среды Статья 15. Региональное сотрудничество Статья 16. Безопасность поставок электроэнергии Статья 17. Операционная безопасность поставки Статья 18. Качество электроснабжения Статья 19. Баланс спроса и предложения на электрическую энергию Статья 20. Мониторинг безопасности снабжения Раздел III Строительство и подключение объектов электроэнергетики Статья 21. Присоединение электроустановок к электрическим сетям Статья 22. Доступ к электрическим сетям Статья 23. Связи с другими энергосистемами Статья 24. Новые межгосударственные линии электропередачи Статья 25. Прямая линия Статья 26. Требования к ведению бухгалтерского учета Статья 27. Охранные зоны объектов электроэнергетики и охрана объектов электроэнергетики Статья 28. Порядок строительства генерирующих мощностей Статья 29. Конкурсные процедуры на строительство генерирующей мощности и выполнение мероприятий по управлению спросом Раздел IV Производство Статья 30. Права и обязанности производителей Раздел V Передача Статья 31. Оператор системы передачи Статья 32. Отделение оператора системы передачи Статья 33. Функции, права и обязанности оператора системы передачи Статья 34. Сертификация оператора системы передачи Статья 35. Мониторинг выполнения требований об отделении и независимости оператора системы передачи Статья 36. Сертификация субъекта хозяйствования, контроль над которым осуществляет лицо (лица) из государства (государств), которое не является стороной энергетического сообщества, или само государство (государства), которое не является стороной энергетического сообщества Статья 37. Развитие системы передачи Статья 38. Общие принципы управления ограничениями Статья 39. Распределение свободной пропускной способности межгосударственных сечений Статья 40. Информация относительно пропускной способности межгосударственных сечений Статья 41. Обмен информацией относительно пропускной способности межгосударственных сечений Статья 42. Межгосударственная координация распределения пропускной способности Статья 43. Использование доходов от управления ограничениями Статья 44. Диспетчерское (оперативно-технологическое) управление Раздел VI Распределение Статья 45. Распределение электрической энергии Статья 46. Функции, права и обязанности оператора системы распределения Статья 47. Отделение и независимость оператора системы распределения Статья 48. Программа соответствия и уполномоченное лицо по вопросам соответствия Статья 49. Распределение электрической энергии электрическими сетями основных потребителей Статья 50. Развитие систем распределения Раздел VII Оператор рынка электрической энергии Статья 51. Оператор рынка электрической энергии Раздел VIII Администратор расчетов Статья 52. Администратор расчетов Раздел IX Администратор коммерческого учета Статья 53. Администратор коммерческого учета Раздел X Трейдерская деятельность Статья 54. Трейдерская деятельность на рынке электрической энергии Статья 55. Права и обязанности трейдеров Раздел XI Поставка потребителям Статья 56. Поставка электрической энергии потребителям Статья 57. Права и обязанности электропоставщиков Раздел XII Потребитель Статья 58. Права и обязанности потребителя Статья 59. Смена поставщика электричества Статья 60. Защита прав потребителей Статья 61. Защита уязвимых потребителей Раздел XIII Обеспечение общегражданских интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии Статья 62. Специальные обязанности для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии Статья 63. Поставщик универсальных услуг Статья 64. Поставщик "последней надежды" Статья 65. Гарантированный покупатель Раздел XIV Рынок электрической энергии Статья 66. Двусторонние договоры Статья 67. Рынок "на сутки вперед" и рынок внутрисуточный Статья 68. Балансирующий рынок Статья 69. Рынок вспомогательных услуг Статья 70. Урегулирование небалансов электрической энергии Статья 71. Особенности участия в рынке электрической энергии производителей электрической энергии, которым установлен "зеленый" тариф Статья 72. Розничный рынок Статья 73. Сохранение информации Статья 74. Организация коммерческого учета на рынке электрической энергии Статья 75. Расчеты на рынке электрической энергии Раздел ХV Порядок урегулирования споров Статья 76. Порядок рассмотрения жалоб и разрешения споров Раздел ХVI Ответственность участников рынка Статья 77. Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего функционирование рынка электрической энергии Раздел XVII Заключительные и переходные положения

Закон Украины от 13 апреля 2017 года №2019-VIII
"О рынке электрической энергии"

О документе

Номер документа:2019-VIII
Дата принятия: 13/04/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/06/2017
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 10 июня 2017 года №104-105;

Официальный вестник Украины от 23 июня 2017 года №49, стр. 9, статья 1506, код акта 86261/2017

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 Раздела XVII настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 11 июня 2017 года, кроме:

статьи 21, которая вступает в силу через девять месяцев со дня опубликования настоящего Закона;

статей 32, 34 - 36, которые вступают в силу через шесть месяцев со дня опубликования настоящего  Закона;

частей первой, третьей - одиннадцатой статьи 47, статьи 48, части второй статьи 56, которые вступают в силу через восемнадцать месяцев со дня опубликования настоящего  Закона;

части второй статьи 47, которая вступает в силу через тридцать шесть месяцев со дня опубликования настоящего  Закона;

статей 54 - 55, 66 - 71, 73, которые вступают в силу с 1 июля 2019 года;

статей 63, 64, которые вступают в силу через двенадцать месяцев со дня опубликования настоящего  Закона;

подпункта 9 пункта 24 Раздела XVII, который вступает в силу с даты начала действия нового рынка электрической энергии.