База данных

Дата обновления БД:

13.11.2019

Добавлено/обновлено документов:

45 / 197

Всего документов в БД:

96114

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ УКРАИНЫ

от 14 июня 2018 года №428

Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий

(В редакции Постановления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

Согласно законам Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий, который прилагается.

2. Признать утратившими силу постановления:

1) Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины:

от 19 мая 2011 года №880 "Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам";

от 19 мая 2011 года №881 "Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности на рынке природного газа";

от 19 мая 2011 года №882 "Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензиатами условий и правил осуществления деятельности, связанной с производством, передачей и поставкой электрической энергии, комбинированным производством тепловой и электрической энергии, производством тепловой энергии на теплоэлектроцентралях и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии";

2) Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг:

от 10 августа 2012 года №283 "Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензиатами Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотведению";

от 10 августа 2012 года №284 "Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии (кроме деятельности по производству тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), транспортировке тепловой энергии магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставки тепловой энергии".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования в официальном печатном издании - газете "Правительственный курьер".

Председатель НКРЭКУ

А.Кривенко

Утвержден Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 14 июня 2018 года №428

Порядок контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий

1. Общие положения

1.1. Этот Порядок разработаны согласно законам Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" и другим законодательным и нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг.

(Пункт 1.1. изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

1.2. Действие этого Порядка распространяется на субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, которые получили лицензии на осуществление хозяйственной деятельности (далее - лицензиаты) и регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью которых осуществляется Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - НКРЭКУ):

1) в сфере энергетики:

деятельности по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии потребителю;

по оптовой поставке электрической энергии;

деятельности по осуществлению функций гарантированного покупателя;

деятельности по перепродаже электрической энергии (трейдерской деятельности);

деятельности по осуществлению функций оператора рынка;

деятельности по транспортировке, распределению, хранению (закачки, отбора), предоставлению услуг установки LNG, поставке природного газа;

деятельности по транспортировке нефти, нефтепродуктов и других веществ трубопроводным транспортом;

2) в сфере коммунальных услуг:

деятельности по производству тепловой энергии на теплогенерирующих установках, включая установки для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, транспортировка ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставка тепловой энергии;

деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения.

(В пункт 1.2. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

1.3. Этот Порядок применяется НКРЭКУ при осуществлении контроля за соблюдением законодательства и лицензионных условий лицензиатами путем проведения плановых и внеплановых проверок.

1.4. Этот Порядок устанавливает:

процедуру организации и проведения проверок;

порядок оформления результатов проверок;

права и обязанности председателя и членов комиссии по проверке;

права и обязанности уполномоченного лица лицензиата;

контроль за выполнением решений НКРЭКУ;

порядок применения санкций к лицензиатам за нарушение законодательства и лицензионных условий.

(В пункт 1.4. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

2. Общие требования к проведению плановых и внеплановых проверок

2.1. Организация проверок и их методологическое сопровождение осуществляется структурным подразделением НКРЭКУ, на которое возложены функции государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - СП НКРЭКУ).

2.2. Решение о проведении проверки принимается на заседании НКРЭКУ, проводимом в форме открытого слушания, и оформляется постановлением.

2.3. Для проведения проверки оформляется удостоверение по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку, которое подписывается Председателем НКРЭКУ или исполняющим обязанности Председателя НКРЭКУ и заверяется печатью и приобщается вместе с актом проверки после ее окончания лицензии к делу.

Удостоверение на проведение проверки регистрируется в книге регистрации удостоверений на проведение проверки соблюдения лицензиатами требований и лицензионных условий (приложение 2 к настоящему Порядку), страницы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

(В пункт 2.3. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

2.4. Для проведения проверки лицензиата НКРЭКУ создает комиссию из числа работников центрального аппарата и/или территориального органа НКРЭКУ (далее - ТО НКРЭКУ) и назначает председателя комиссии по проверке.

Комиссия по проверке состоит как минимум из трех представителей центрального аппарата НКРЭКУ и/или ТО НКРЭКУ, из числа которых назначается председатель комиссии по проверке, который:

является ответственным за своевременное проведение проверки и ее результаты;

распределяет обязанности по выполнению задач при осуществлении проверки между членами комиссии по проверке и осуществляет контроль за их выполнением.

К проведению проверок НКРЭКУ имеет право привлекать представителей других государственных органов, органов местного самоуправления с согласия руководителей этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных законом, проверки проводятся, в зависимости от предмета проверки, по месту нахождения и/или месту осуществления лицензиатом и его обособленными подразделениями хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, или в помещении НКРЭКУ или ее территориального органа.

(В пункт 2.4. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

2.5. Проверки (плановые и внеплановые выездные) проводятся в рабочее время лицензиата, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка, в присутствии уполномоченного лица лицензиата.

(В пункт 2.5. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

2.6. Уполномоченным лицом лицензиата является руководитель или лицо, уполномоченное руководителем представлять лицензиата во время проверки (далее - уполномоченное лицо лицензиата).

2.7. В первый день проверки председатель и члены комиссии по проверке обязаны предъявить уполномоченному лицу лицензиата оригинал удостоверения на проведение проверки с предоставлением его копии и служебные удостоверения.

Председатель и члены комиссии по проверке без удостоверения на проведение проверки и служебных удостоверений не имеют права участвовать в проверке лицензиата.

2.8. Перед началом осуществления проверки председатель и члены комиссии по проверке вносят запись в журнал регистрации проверок лицензиата (при его наличии).

2.9. В случае невозможности работника, включенного в состав комиссии по проверке, по уважительным причинам принять/продолжить участие в этой проверке и с целью обеспечения минимально необходимого состава комиссии или необходимости включения дополнительного члена комиссии оформляется новое удостоверение без изменения сроков и вопросов проверки.

Оригинал такого удостоверения предъявляется лицензиату предоставляется его копия.

2.10. Должностному лицу НКРЭКУ запрещается осуществлять проверки лицензиатов с должностными лицами которых должностное лицо находится в родственных отношениях, или в случае возникновения у него конфликта интересов в соответствии с законодательством в сфере предотвращения и противодействия коррупции.

2.11. Во время проведения проверок не допускается изъятие у лицензиатов оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских, иных документов, а также компьютеров и их частей.

2.12. В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей лицензиатов или полномочий НКРЭКУ, такая норма трактуется в интересах лицензиата.

3. Организация и проведение плановых проверок

3.1. Плановые проверки лицензиатов, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, проводятся не чаще одного раза в два года согласно годовому плану, который утверждается НКРЭКУ до первого декабря года, предшествующего плановому, и обнародуется на официальном веб-сайте не позднее пяти дней до начала соответствующего планового периода.

3.2. Годовой план осуществления мероприятий государственного контроля составляется с учетом требований утвержденных в установленном порядке критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию НКРЭКУ, и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

3.3. Плановые проверки не могут осуществляться за период, который уже проверялся.

3.4. Плановая проверка проводится при условии предоставления лицензиату письменного уведомления о проведении планового мероприятия государственного контроля по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Порядку, не позднее, чем за десять рабочих дней до его начала.

Уведомление направляется заказным письмом (по местонахождению или месту осуществления лицензиатом хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию) или вручается лично уполномоченному лицу лицензиата под расписку с регистрацией в журнале входящей корреспонденции.

3.5. После письменного уведомления лицензиата о проведении плановой проверки комиссия по проверке может направить лицензиату запросы с перечнем информации и документов, которые необходимо предоставить для подтверждения соблюдения лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий, в соответствии с вопросами проверки.

Лицензиат обязан предоставить ответ на указанный запрос с соответствующими материалами в указанные в запросе время/срок.

3.6. Срок проведения плановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - пяти рабочих дней.

Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.

3.7. Плановые проверки проводятся в соответствии с перечнями вопросов, приведенных в приложениях 4 - 17 к настоящему Порядку, которые являются составляющими акта планового мероприятия государственного контроля по соблюдению лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности в соответствующих сферах1 (далее - акт проверки).

1 форма акта проверки является унифицированной формой. Перечни вопросов проверки являются одинаковыми для субъектов хозяйствования всех степеней риска, в отношении которых осуществляются меры государственного контроля.

(Пункт 3.7. изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

4. Организация и проведение внеплановых выездных проверок

(В название главы 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

4.1. Основаниями для проведения внеплановых выездных проверок являются:

1) представление лицензиатом письменного заявления об осуществлении мероприятия государственного контроля по его желанию;

2) выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных лицензиатом в документе обязательной отчетности, кроме случаев, когда лицензиат в течение месяца со дня первичного представления повторно подал такой документ с уточненными достоверными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, которая не влияет на содержание представленной отчетности. В случае обнаружения НКРЭКУ ошибки в документе обязательной отчетности она в течение десяти рабочих дней обязана уведомить лицензиата о необходимости ее исправления в срок до пяти рабочих дней со дня получения уведомления. Неисправление ошибки в установленный срок является основанием для проведения внепланового мероприятия;

3) обоснованное обращение физического или юридического лица о нарушении лицензиатом ее законных прав;

4) обоснованное обращение юридических лиц или потребителей о нарушении лицензиатом - субъектом естественной монополии законодательства по вопросам доступа к электрическим/тепловым/газовым/водопроводным/канализационным сетям, полигонам бытовых отходов и/или нарушения лицензионных условий;

5) проверка выполнения решений НКРЭКУ относительно устранения нарушений требований законодательства и лицензионных условий, выявленных по результатам плановых или внеплановых проверок;

6) непредставление лицензиатом документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;

7) выявление в документах, представляемых лицензиатом в НКРЭКУ в соответствии с Законом Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности", информации, которая указывает на несоблюдение им требований законодательства и лицензионных условий, - с целью проверки соблюдения лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий в соответствующей части;

8) выявление в государственных информационных ресурсах (бумажных или электронных) информации, которая свидетельствует о нарушении лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий или не согласуется с информацией, которая подается лицензиатом в НКРЭКУ в соответствии с требованиями Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" с целью проверки соблюдения лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий в соответствующей части (в частности сообщения об изменении данных, указанных в документах, которые подавались для получения лицензии) или проверки достоверности соответствующей информации;

9) уведомление должностных лиц контролирующих органов о выявленных в ходе исполнения контрольных полномочий нарушениях лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий - с целью проверки соблюдения лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий в соответствующей части;

10) реализация угрозы жизни или здоровью людей, окружающей среде или государственной безопасности, которая непосредственно связана с осуществлением лицензиатом вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию, и документально подтверждена органом государственной власти, уполномоченным в соответствующей сфере, с целью проверки соблюдения лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий, которые связаны с соответствующим случаем;

11) наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с лицензируемой деятельностью лицензиата;

12) поручения Премьер-министра Украины о проверке лицензиатов в сфере энергетики и/или коммунальных услуг в связи с выявленными системными нарушениями требований лицензионных условий и/или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

Анонимные обращения не являются основанием для проведения проверок.

Физические лица, которые подали безосновательное обращение о нарушении лицензиатом требований законодательства, несут ответственность, предусмотренную законом. О проведении внеплановой выездной проверки лицензиат уведомляется в день начала проверки.

(В пункт 4.1. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

4.2. Во время проведения внеплановой выездной проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления проверки, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении на проведение проверки.

Внеплановые выездные проверки не могут осуществляться по одним и тем же вопросам за период, который уже проверялся, за исключением случаев:

если такая проверка осуществляется с целью контроля за выполнением решения НКРЭКУ об устранении нарушений требований законодательства и лицензионных условий по данному вопросу;

по заявлению лицензиата.

(В пункт 4.2. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

4.3. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней.

Продление срока осуществления внепланового мероприятия не допускается.

5. Организация и проведение внеплановых невыездных проверок

5.1. Согласно абзацу второму части восьмой статьи 19 Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" основанием для проведения внеплановой невыездной проверки деятельности лицензиатов являются:

1) непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации;

2) непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных данных в отчетности в установленный НКРЭКУ срок или в других документах;

3) непредставление копий документов, заверенных в установленном законодательством порядке, объяснений и другой информации по законному требованию НКРЭКУ.

5.2. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней.

Продление срока осуществления внепланового мероприятия не допускается.

5.3. Внеплановая невыездная проверка субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, может проводиться без предупреждения заранее.

5.4. Согласие лицензиата, его уведомление о проведении внеплановой невыездной проверки, его присутствие во время проведения такой проверки являются необязательными.

5.5. Во время проведения внеплановой невыездной проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления, с указанием этих вопросов в удостоверении на проведение такой проверки.

5.6. Внеплановая невыездная проверка проводится исключительно в помещении НКРЭКУ или в помещении ее территориального органа.

5.7  О результатах внеплановой невыездной проверки (о фактах выявления нарушений законодательства и их перечень или об отсутствии нарушений) лицензиат уведомляется заказным письмом в течение пяти рабочих дней после подписания акта о результатах внеплановой невыездной проверки с направлением субъекту хозяйствования соответствующего акта проверки. Субъект хозяйствования, деятельность которого проверялась, имеет право предоставить письменные объяснения и обоснования по поводу проведенной проверки и/или выявленных нарушений в срок до пяти рабочих дней со дня получения акта о результатах проверки. Акт о результатах проверки вместе с объяснениями и обоснованием субъекта хозяйствования, деятельность которого проверялась, подлежит обнародованию на официальном веб-сайте НКРЭКУ до рассмотрения акта на заседании НКРЭКУ.

(Глава 5 введена в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

6. Внеплановая проверка до принятия решения по существу спорного вопроса

6.1. Согласно части четвертой статьи 21 Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" НКРЭКУ проводит внеплановые проверки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, в ходе урегулирования споров.

6.2. НКРЭКУ принимает решение о проведении внеплановой проверки при рассмотрении споров, возникающих между субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, по основаниям, определенных главами 4 и/или 5 настоящего Порядка.

6.3. В зависимости от оснований внеплановая проверка лицензиатов до принятия решения об урегулировании спора может происходить в форме выездной или невыездной проверки.

6.4. Во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления проверки, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении на проведение проверки.

6.5. Срок проведения внеплановой проверки определяется в соответствии с главами 4 и 5 настоящего Порядка в зависимости от формы проверки.

(Глава 6 введена в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

7. Порядок оформления результатов проверок

7.1. По результатам проведенных плановых и внеплановых проверок составляется акт проверки 2 по форме, приведенной в приложении 18 к настоящему Порядку.

2 форма акта проверки является унифицированной формой. Перечни вопросов проверки являются одинаковыми для субъектов хозяйствования всех степеней риска, в отношении которых осуществляются меры государственного контроля.

В акте плановой проверки отражается информация по проверке вопросов, определенных перечнями вопросов для соответствующих сфер энергетики и коммунальных услуг (приложения 4 - 17).

В акте внеплановой проверки отражается информация по проверке вопросов, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такой проверки, а в случае выявления нарушения - его подробное описание со ссылкой на соответствующую норму законодательства и/или лицензионных условий.

Полученные от уполномоченных лиц лицензиата в ходе проверки документы, объяснения по вопросам, касающимся предмета проверки, приобщаются к акту проверки в виде приложений.

(В пункт 7.1. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

7.2. В последний день проверки два экземпляра акта проверки подписываются председателем и членами комиссии по проверке. Каждая страница акта проверки визируется председателем комиссии по проверке.

Один экземпляр акта проверки передается уполномоченному лицу лицензиата, деятельность которого проверялась. Второй экземпляр акта проверки с отметкой даты и времени его получения уполномоченным лицом лицензиата, удостоверяется подписью уполномоченного лица лицензиата, хранится в НКРЭКУ.

В случае отказа уполномоченного лица лицензиата принять акт о результатах проверки такой акт направляется лицензиату заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта членами комиссии по проверке.

Лицензиат, деятельность которого проверялась, имеет право предоставить НКРЭКУ письменные объяснения и обоснования по поводу проведенной проверки и/или выявленных нарушений в срок до пяти рабочих дней со дня получения акта о результатах проверки.

В случае отсутствия у лицензиата объяснений и обоснований к акту проверки он может сообщить НКРЭКУ об этом письмом за подписью уполномоченного лица в срок до пяти рабочих дней со дня получения акта о результатах проверки.

Акт проверки регистрируется работниками СП НКРЭКУ в книге регистрации актов о результатах проверок соблюдения лицензиатом требований законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий по форме, приведенной в приложении 19 к настоящему Порядку, страницы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

При отказе лицензиата в проведении проверки председатель и члены комиссии по проверке фиксируют факт отказа в акте проверки.

При этом указываются причины отказа и прикладываются соответствующие пояснения уполномоченного лица лицензиата (в случае их предоставления).

Отказом лицензиата в проведении проверки считается недопуск членов комиссии по проверке к проведению проверки при отсутствии предусмотренных для этого законом оснований (в частности непредоставление документов, информации относительно предмета проверки по требованию членов комиссии по проверке, отказ в доступе к местам осуществления деятельности, объектам, используемым лицензиатом при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, или отсутствие уполномоченного лица лицензиата по месту нахождения лицензиата в течение первого дня проверки).

В случае установления в ходе проверки соблюдения лицензиатом требований лицензионных условий оснований для составления актов, являющихся основаниями для аннулирования лицензии, такие акты составляются как отдельные документы в последний день проведения проверки (приложение 20).

Акт,  который является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии, регистрируется работниками СП НКРЭКУ в книге регистрации актов о результатах проверок соблюдения лицензиатом требований законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий в день его составления.

Один экземпляр акта, который является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии, вместе с одним экземпляром акта проверки передается уполномоченному лицу лицензиата, деятельность которого проверялась, а в случае отказа уполномоченного лица лицензиата принять акт, который является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии, направляется вместе с одним экземпляром акта проверки в день составления заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления по месту нахождения лицензиата, указанному в лицензии.

(В пункт 7.2. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

7.3. В случае отсутствия нарушений требований законодательства и/или лицензионных условий составляется акт проверки с выводами об отсутствии нарушений требований законодательства и/или лицензионных условий, один экземпляр которого приобщается к делу лицензиата, которое хранится в НКРЭКУ, второй экземпляр акта передается уполномоченному лицу лицензиата, деятельность которого проверялась.

7.4. В случае выявления нарушений акт о результатах проверки вносится на заседание НКРЭКУ, проводимое в форме открытого слушания, не позднее пяти рабочих дней со дня получения от лицензиата, деятельность которого проверялась, письменных объяснений и обоснований к акту проверки, но не позднее тридцати рабочих дней со дня получения лицензиатом акта о результатах проверки.

Письменные объяснения и обоснования являются неотъемлемой частью акта проверки.

Срок внесения на заседание НКРЭКУ и/или срок рассмотрения акта проверки может быть продлен по обоснованному ходатайству лицензиата с целью соблюдения принципов справедливости, объективности и беспристрастности при принятии решения по результатам проверки.

По результатам рассмотрения принимается решение о применении к лицензиату санкций, мер государственного регулирования, предусмотренных законами Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "О рынке электрической энергии", "О естественных монополиях", "О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении", "О рынке природного газа" и "О теплоснабжении".

(Пункт 7.4. изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

8. Права и обязанности председателя и членов комиссии по проверке

8.1. Председатель и члены комиссии по проверке с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения проверки, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, имеют право:

фиксировать процесс проведения плановых и внеплановых проверок или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такой проверки;

требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению проверок;

инициировать назначение экспертизы, получать объяснения, справки, копии документов, сведения по вопросам, возникающим во время осуществления проверок.

8.2. Председатель и члены комиссии по проверке обязаны:

полно, объективно и беспристрастно проводить проверку в пределах полномочий, предусмотренных законом;

придерживаться деловой этики во взаимоотношениях с лицензиатами;

не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности лицензиата во время проведения проверок, если это не угрожает жизни и здоровью людей, не влечет опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров;

обеспечивать неразглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации лицензиата, которая становится доступной сотрудникам НКРЭКУ во время осуществления проверок;

ознакомить уполномоченное лицо лицензиата с результатами проверки в сроки, предусмотренные законом;

выполнять другие требования законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг и настоящего Порядка.

9. Права и обязанности уполномоченного лица лицензиата

9.1. Уполномоченное лицо лицензиата имеет право:

1) быть проинформированным о своих правах и обязанностях;

2) требовать от председателя и членов комиссии по проверке соблюдения требований законодательства;

3) проверять наличие у председателя и членов комиссии по проверке служебного удостоверения и удостоверения на проведение проверки с получением его копии;

4) не допускать председателя и членов комиссии по проверке к ее совершению, если:

проверка проводится с нарушением предусмотренных законодательством требований относительно периодичности проведения таких мероприятий;

председатель и члены комиссии не предоставили копию удостоверения на проведение проверки или если такое удостоверение не соответствует требованиям закона и настоящего Порядка;

лицензиат не получил уведомление о проведении плановой проверки в порядке, предусмотренном законом и настоящим Порядком;

председатель или член комиссии по проверке не внесли запись о проведении проверки в журнал регистрации мероприятий государственного контроля (при наличии такого журнала);

продолжительность плановой проверки превышает предельную продолжительность, установленную законом;

НКРЭКУ проводит повторную внеплановую проверку за тот же период и по одним и тем же вопросам, которые были основанием для ранее проведенной внеплановой проверки за аналогичный период, кроме случаев, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Порядка;

НКРЭКУ не была утверждена и обнародована на собственном официальном веб-сайте унифицированная форма акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска;

5) присутствовать при проведении проверки, привлекать во время осуществления таких мер третьих лиц;

6) требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной информации лицензиата;

7) получать и знакомиться с актами проверок;

8) предоставлять НКРЭКУ в письменной форме свои объяснения и обоснования к акту проверки;

9) обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия НКРЭКУ, председателя и членов комиссии по проверке;

10) получать консультативную помощь от НКРЭКУ с целью предотвращения нарушений во время осуществления проверок;

11) вести журнал регистрации проверок и требовать от председателя и членов комиссии по проверке внесения в него записей о проведении проверок до начала их проведения;

12) требовать прекращения проверки в случае:

превышения председателем и членами комиссии по проверке определенного законом и настоящим Порядком максимального срока осуществления проверки;

выяснения председателем и членами комиссии по проверке во время осуществления внеплановой проверки вопросов, отличных от тех, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения;

использования председателем и комиссией по проверке неунифицированных форм актов.

9.2. Уполномоченное лицо лицензиата обязано:

присутствовать на рабочем месте во время проведения проверки;

допускать членов комиссии по проверке к осуществлению проверки при условии соблюдения требований настоящего Порядка и обеспечивать условия для проведения проверки;

предоставлять все необходимые документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим во время проверки, в виде, приведенном в запросе комиссии по проверке, в соответствии с законом в время/сроки, отвечающие объему запрашиваемой информации;

выполнять требования НКРЭКУ по устранению выявленных нарушений требований законодательства и лицензионных условий.

10. Устранение нарушений законодательства и лицензионных условий, выявленных во время проведения проверок и порядок применения санкций к лицензиатам

10.1. В случае выявления нарушений законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг и/или лицензионных условий НКРЭКУ рассматривает на заседании, которое проводится в форме открытого слушания, вопросы ответственности лицензиата и принимает решения о применении к нему санкций.

При применении санкций НКРЭКУ должна придерживаться принципов пропорциональности нарушения и наказания и эффективности санкций, которые имеют сдерживающее влияние.

10.2. За нарушения законодательства и лицензионных условий в сферах энергетики и коммунальных услуг НКРЭКУ может применять к лицензиатам санкции в виде:

оговорки и/или уведомления о необходимости устранения нарушений;

наложения штрафа;

приостановления действия лицензии;

аннулирования лицензии.

(В пункт 10.2. внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

10.3. В случае полного или частичного устранения лицензиатом нарушений лицензионных условий, выявленных во время проверки, до момента принятия решения на заседании НКРЭКУ, что обязательно подтверждается соответствующими документами, факт устранения учитывается при принятии решения о применении к лицензиату санкций и/или мер регуляторного влияния.

(Пункт 10.3 введен в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

10.4. Решение НКРЭКУ об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления проверок, оформляется распоряжением, копия которого вручается лично уполномоченному лицу лицензиата (с отметкой о вручении на экземпляре, который остается в НКРЭКУ) или направляется лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления не позднее трех рабочих дней со дня принятия.

10.5. Решение НКРЭКУ о наложении штрафа, предупреждения и/или уведомления о необходимости устранения нарушений, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии принимается в виде постановления, копия которого вручается лично уполномоченному лицу лицензиата (с отметкой о вручении на экземпляре, который остается в НКРЭКУ) или направляется лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления не позднее пяти рабочих дней со дня принятия.

10.6. НКРЭКУ применяет штрафные санкции к лицензиатам в размерах, установленных законами Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "О рынке электрической энергии", "О естественных монополиях", "О рынке природного газа" и "О теплоснабжении".

10.7. Лицензиаты, на которых наложен штраф, обязаны уплатить его в 30-дневный срок со дня получения копии постановления о наложении штрафа.

10.8. Лицензиат обязан устранить нарушения в определенный решением срок и не позднее десяти рабочих дней после их устранения предоставить в НКРЭКУ письменный отчет с надлежащим образом заверенными копиями подтверждающих документов.

10.9. Лицензиат имеет право письменно обратиться к НКРЭКУ с заявлением о продлении срока устранения нарушений не позднее десяти рабочих дней до даты окончания установленного решением НКРЭКУ срока с указанием в обращении уважительных причин. НКРЭКУ может принять решение о продлении срока устранения нарушений, если признает такие причины уважительными.

10.10. По данным отчета лицензиата об устранении нарушений и на основе подтверждающих документов СП НКРЭКУ готовит материалы для принятия НКРЭКУ соответствующего решения.

10.11. После прекращения процедуры рассмотрения нарушения лицензиатом законодательства и лицензионных условий СП НКРЭКУ на основании докладной записки, согласованной членом НКРЭКУ согласно распределению обязанностей и Председателем НКРЭКУ, приобщает все материалы и документы к делу лицензиата.

10.12. В случае невыполнения лицензиатом решения НКРЭКУ относительно устранения нарушений требований законодательства, выданного по результатам проведения предварительного мероприятия контроля в определенный решением срок, НКРЭКУ принимает решение о проведении внеплановой выездной проверки.

(Пункт 10.12. изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

10.13. Решение о приостановлении действия лицензии принимается на основании соответствующего акта проверки относительно нарушений, которые не были устранены до момента вынесения такого решения, и в отношении нарушений, которые наносят вред любому физическому или юридическому лицу.

(Пункт 10.13. введен в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

10.14. Действие лицензии может быть приостановлено до момента устранения лицензиатом нарушений, выявленных во время проверки, но не дольше чем на один год с момента доведения до сведения лицензиата соответствующего решения НКРЭКУ о наложении санкции при установлении нарушений законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг и лицензионных условий.

(Пункт 10.14. введен в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

10.15. В случае устранения лицензиатом нарушений, которые стали основанием для приостановления действия лицензии, лицензиат предоставляет в НКРЭКУ документы, подтверждающие устранение таких нарушений.

(Пункт 10.15. введен в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

10.16. Устранение нарушений, которые стали основанием для приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия соответствующей лицензии.

(Пункт 10.16. введен в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

10.17. Основанием для принятия решения об аннулировании лицензии являются:

1) акт о невыполнении лицензиатом решения об устранении нарушений лицензионных условий, которое зафиксировано соответствующим актом;

2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий, которое зафиксировано соответствующим актом. Повторным нарушением лицензиатом лицензионных условий считается совершение им в течение двух лет со дня издания органом лицензирования распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий нового нарушения хотя бы одного из требований лицензионных условий, в отношении которого выдавалось такое распоряжение;

3) акт о выявлении недостоверности данных в документах, представленных лицензиатом вместе с заявлением о получении лицензии, которое зафиксировано соответствующим актом;

4) акт об отказе лицензиата в проведении проверки НКРЭКУ;

5) акт о документальном подтверждении установления факта контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата лиц других государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины "Об обороне Украины", и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта, применения военной силы против Украины, которое документально подтверждено соответствующим актом.

10.18. НКРЭКУ принимает решение об аннулировании лицензии в течение пяти рабочих дней со дня получения от лицензиата письменных объяснений и обоснований к акту, который является основанием для аннулирования лицензии, но не позднее тридцати рабочих дней со дня получения лицензиатом такого акта. Письменные объяснения и обоснования являются неотъемлемой частью акта. Срок внесения на заседание НКРЭКУ и/или срок рассмотрения такого акта может быть продлен по обоснованному ходатайству лицензиата с целью соблюдения принципов справедливости, объективности и беспристрастности при принятии решения по результатам проверки.

(Пункт 10.18. изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

10.19. Решение об аннулировании лицензии должно содержать:

1) реквизиты решения о выдаче лицензии;

2) вид хозяйственной деятельности, на осуществление которого аннулируется лицензия;

3) наименование и идентификационный код юридического лица или фамилию, имя, отчество и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов физического лица-предпринимателя (серия и номер паспорта для физического лица, которое из-за своих религиозных убеждений отказывается от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомило об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеет отметку в паспорте);

4) основания аннулирования лицензии.

10.20. НКРЭКУ в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии предоставляет копию такого постановления уполномоченному лицу лицензиата (с отметкой о вручении на экземпляре, который остается в НКРЭКУ) или направляет лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления не позднее пяти рабочих дней со дня принятия.

10.21. Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 30 календарных дней со дня его принятия.

10.22. Если лицензиат в течение срока вступления в силу решения НКРЭКУ об аннулировании лицензии подает жалобу (апелляцию) в Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования, действие этого решения НКРЭКУ приостанавливается до принятия решения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования по результатам рассмотрения апелляции Экспертно-апелляционным советом по вопросам лицензирования.

(В пункт 10.22 внесены изменения в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)
(см. предыдущую редакцию)

10.23. НКРЭКУ вносит в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований решение об аннулировании лицензии в день его принятия.

10.24. В случае аннулирования лицензии субъект хозяйствования может подать заявление о получении лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности (полностью или частично) не ранее чем через год со дня вступления в силу решения НКРЭКУ об аннулировании предыдущей лицензии.

11. Наложение штрафа за неуплату взносов на регулирование

11.1. В случае неуплаты лицензиатом взноса на регулирование или уплаты его не в полном объеме в течение квартала, следующего за отчетным, НКРЭКУ принимает решение о наложении на такого лицензиата штрафа в размере пяти процентов неуплаченной суммы взноса на регулирование, что не освобождает лицензиата от уплаты такого взноса.

11.2. Решение о наложении штрафа принимается НКРЭКУ на основании акта проверки субъекта хозяйствования или представления соответствующего СП НКРЭКУ о неуплате взноса на регулирование или уплаты его не в полном объеме в течение квартала, следующего за отчетным, в 15-дневный срок с момента составления акта проверки или получения соответствующего представления и оформляется постановлением.

11.3. Штраф может быть наложен в течение шести месяцев со дня обнаружения правонарушения, но не позднее одного года со дня его совершения.

Средства, полученные в результате взыскания штрафов, зачисляются в Государственный бюджет Украины.

Лицензиаты не позднее пятнадцати календарных дней со дня вручения или получения копии постановления о наложении штрафа обязаны оплатить штраф и предоставить в НКРЭКУ копию заверенного банком платежного документа, подтверждающего факт уплаты штрафа.

11.4. В случае неуплаты штрафа и/или непредоставления копии платежного документа, подтверждающего факт уплаты штрафа, в указанный срок исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется в порядке, установленном Законом Украины "Об исполнительном производстве".

11.5. Решение НКРЭКУ о наложении штрафа может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законом.

12. Применение административных взысканий

12.1. Административные взыскания за нарушения законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг и/или лицензионных условий применяются к должностным лицам, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, согласно Кодексу Украины об административных нарушениях и в порядке, утвержденном НКРЭКУ.

13. Применение мер государственного регулирования

13.1. Согласно статье 3 Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" НКРЭКУ применяет к лицензиату меры государственного регулирования.

(Глава 13 введена в соответствии с Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 13.09.2019 г. №1952)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ УКРАИНЫ Порядок контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий 1. Общие положения 2. Общие требования к проведению плановых и внеплановых проверок 3. Организация и проведение плановых проверок 4. Организация и проведение внеплановых выездных проверок 5. Организация и проведение внеплановых невыездных проверок 6. Внеплановая проверка до принятия решения по существу спорного вопроса 7. Порядок оформления результатов проверок 8. Права и обязанности председателя и членов комиссии по проверке 9. Права и обязанности уполномоченного лица лицензиата 10. Устранение нарушений законодательства и лицензионных условий, выявленных во время проведения проверок и порядок применения санкций к лицензиатам 11. Наложение штрафа за неуплату взносов на регулирование 12. Применение административных взысканий 13. Применение мер государственного регулирования 14. Применение законодательства Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20

Постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины от 14 июня 2018 года №428
"Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий"

О документе

Номер документа:428
Дата принятия: 14/06/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:12/08/2018
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

"Правительственный курьер" от 11 августа 2018 года №150

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования в официальном печатном издании - газете "Правительственный курьер" - с 12 августа 2018 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 13/09/2019  документом  Постановление Национальной комиссии, в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины Об утверждении Изменений в Порядок контроля за соблюдением... № 1952 от 13/09/2019
Вступила в силу с: 21/09/2019


Первоначальная редакция от 14/06/2018

Приложения к документу

Приложение 1 к Пост. от 14.06.2018 №428

Приложение 3 к Пост. от 14.06.2018 №428

Приложение 18 к Пост.НК от 14.06.2018 №428

Приложение 20 к Пост. от 14.06.2018 г. №428 (в ред. №1952-19)