Действует

Неофициальный перевод

Документ переопубликован, смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 11 июля 2012 года №183

О конкуренции

(В редакции Законов Республики Молдова от 12.07.2013 г. №174, 17.06.2016 г. №134, 21.07.2016 г. №102, 01.12.2017 г. №254 (вступил в силу 05.01.2018 г.), 15.12.2017 г. №225, 21.12.2017 г. №305, 26.04.2018 г. №74, 27.07.2018 г. №172, 23.11.2018 г. №262, 06.02.2020 г. №6, 28.02.2020 г. №38, 30.09.2021 г. №121, 15.07.2022 г. №155, 29.07.2022 г. №250, 25.07.2023 г. №199)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон перелагает положения статей 101–106 Договора о функционировании Европейского Союза от 25 марта 1957 года, частично – положения Директивы (ЕС) 2019/1 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2018 года о предоставлении органам власти государств–членов ЕС, компетентным в сфере конкуренции, средств для повышения их эффективности при применении закона и о гарантировании надлежащего функционирования внутреннего рынка, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 11 от 14 января 2019 года, перелагает положения Регламента (ЕС) №1/2003 Совета от 16 декабря 2002 года о применении правил конкуренции, предусмотренных статьями 81 и 82 Договора, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 001 от 4 января 2003 года, и Регламента (ЕС) №139/2004 Совета от 20 января 2004 года о контроле над экономическими концентрациями предприятий, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 024 от 29 января 2004 года.

Глава I Общие положения

Статья 1. Предмет и цель настоящего закона

(1) Настоящий закон устанавливает правовую основу защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения антиконкурентной деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления экономических концентраций предприятий на рынке, а также правовую основу деятельности и компетенции Совета по конкуренции и ответственность за нарушения законодательства в сфере конкуренции.

(2) Целью настоящего закона является регулирование отношений, связанных с защитой, поддержанием и стимулированием конкуренции для продвижения законных интересов потребителей.

Статья 2. Сфера применения настоящего закона

(1) Положения настоящего закона применяются к деяниям – действиям или бездействию, целью которых являются либо последствиями которых являются или могут быть ограничение, препятствование или искажение конкуренции, а также к действиям по недобросовестной конкуренции, совершаемым:

а) предприятиями, зарегистрированными в Республике Молдова или в других государствах, а также физическими лицами;

b) центральными или местными органами публичного управления, в той мере, в которой они посредством принятых решений или утвержденных актов осуществляют интервенции на рынке, оказывая прямое или косвенное влияние на конкуренцию, за исключением случаев, когда подобные меры принимаются во исполнение других законов либо для защиты основных общественных интересов.

(2) Действие настоящего закона распространяется также на лиц, приравненных к органам публичной власти, исполняющих функции публичной власти или использующих публичную собственность, которые уполномочены законом оказывать общественно полезные услуги.

(3) Предприятия, которым поручено управление услугами общего экономического интереса, и предприятия, имеющие характер фискальной монополии, подпадают под положения настоящего закона, и в частности под правила конкуренции, в той мере, в которой применение этих положений не препятствует, юридически или фактически, выполнению возложенных на них особых поручений.

(4) Положения настоящего закона применяются к деяниям, предусмотренным частью (1), осуществляемым на территории Республики Молдова, а также за ее пределами, если они имеют или могут иметь последствия на территории Республики Молдова.

(5) Настоящий закон не распространяется на трудовые отношения.

(6) Совет по конкуренции является национальным органом в области конкуренции, уполномоченным применять положения настоящего закона в соответствии с обязанностями, установленными настоящим законом.

(7) Если в международном договоре, участником которого является Республика Молдова, установлены иные положения, чем предусмотренные настоящим законом, применяются положения международного договора.

Статья 3. Основные принципы конкуренции

(1) Государство обеспечивает свободу предпринимательской деятельности, защиту добросовестной конкуренции, а также прав и интересов предприятий и граждан от антиконкурентной деятельности и недобросовестной конкуренции.

(2) Не допускается использование предприятиями своих прав в целях ограничения конкуренции и ущемления законных интересов потребителей.

(3) Цены на продукты устанавливаются в процессе свободной конкуренции на основе спроса и предложения, если специальный закон не предусматривает иное.

(4) Правительство вправе распорядиться и/или применить временные меры по предотвращению или даже блокированию чрезмерного роста цен в тех секторах экономики, в которых конкуренция ограничена или отсутствует, а также в исключительных обстоятельствах, таких как кризисные ситуации или крупный дисбаланс между спросом и предложением. Эти меры принимаются постановлением Правительства на срок 6 месяцев, который может продлеваться последовательно на периоды не более 3 месяцев до тех пор, пока сохраняются обстоятельства, обосновывающие принятие Правительством постановления.

(5) В случаях, предусмотренных в части (4), вмешательство Правительства осуществляется с уведомлением Совета по конкуренции в целях анализа последствий принятых мер для конкуренции.

(6) При осуществлении полномочий, предоставленных ему настоящим законом, включая полномочия по расследованию, Совет по конкуренции обеспечивает соблюдение общих принципов права Европейского Союза в вопросах конкуренции и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

(7) Применение настоящего закона осуществляется с учетом применимой юриспруденции Европейского Суда и других интерпретирующих документов институтов Европейского Союза.

(8) Если срок не устанавливается настоящим законом, процедуры рассмотрения случаев нарушения законодательства о конкуренции осуществляются Советом по конкуренции в разумные сроки.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего закона следующие понятия, используемые в сфере конкуренции, означают:

соглашение – любая (устная или письменная) форма выражения общей воли относительно поведения на рынке, проявленной двумя или более независимыми предприятиями;

горизонтальное соглашение – соглашение или согласованные действия, реализуемые между двумя или несколькими независимыми предприятиями, функционирующими на одном и том же уровне (одних и тех же уровнях) рынка;

вертикальное соглашение – согласованные соглашение или действия, условленные между двумя или несколькими независимыми предприятиями, каждое из которых действует в соответствии с соглашением или согласованными действиями на разных уровнях производственной или дистрибьюторской цепи, касающиеся условий, на которых стороны могут покупать, продавать или перепродавать определенные продукты;

хозяйственная деятельность – любая деятельность, состоящая в предложении продуктов на определенном рынке;

объединение предприятий – объединение в любой форме, не имеющее или имеющее целью получение прибыли, в которое вступают добровольно два или несколько предприятий независимо от их организационно-правовой формы, типа финансирования, порядка принятия решений, обязательности или необязательности этих решений, а также публичности выполняемых объединением функций;

разрешение – действие, которым Совет по конкуренции разрешает заявителю реализацию его намерения по экономической концентрации или по предоставлению государственной помощи путем выдачи разрешительного документа в форме решения;

картель – соглашение или действия, согласованные между двумя или несколькими конкурентами, преследующие целью согласование их конкурентного поведения на рынке либо оказание влияния на значимые параметры конкуренции посредством действий, включающих в себя установление либо согласование цен покупки или продажи либо других торговых условий, в том числе в связи с правами интеллектуальной собственности, выделением квот на производство или продажу, разделом рынков и клиентов, манипулирование процедурами торгов, ограничение импорта либо экспорта или антиконкурентные действия, направленные против других конкурентов;

заявление о снисхождении – добровольное устное или письменное информирование Совета по конкуренции предприятием либо физическим лицом или от их имени, либо запись такого информирования, представляющее собой изложение сведений, имеющихся у данного предприятия либо физического лица о картеле и о роли в нем самого предприятия или физического лица, подготовленная специально для передачи органу в области конкуренции с целью получения иммунитета от штрафов либо снижения штрафов в рамках политики снисхождения, не включающее доказательства, которые существуют независимо от процедур применения закона и независимо от того, имеется ли такая информация (ранее существовавшая информация) в деле Совета по конкуренции;

общий оборот – общая стоимость продаж продуктов, реализованных предприятием в течение отчетного периода, в том числе на мировом уровне. Общий оборот приравнивается:

а) для банков, учреждений, предоставляющих займы, – к сумме доходов по процентам и сумме доходов, не относящихся к процентам;

b) для страховых обществ – к общей стоимости начисленных брутто-премий, включая перестраховочные премии;

экономическая концентрация – операции, приводящие к долгосрочным изменениям в отношении контроля над вовлеченными предприятиями и вследствие этого к изменению структуры рынка;

конкурент – независимое предприятие, действующее на соответствующем рынке;

потенциальный конкурент – независимое предприятие, не действующее на соответствующем рынке, но в случае постоянного роста относительных цен на 10 процентов, вероятно, осуществит необходимые дополнительные инвестиции либо произведет другие затраты на преобразование для вхождения на соответствующий рынок в срок, составляющий не более 3 лет;

конкуренция – существующее или потенциальное экономическое соперничество между двумя или несколькими независимыми предприятиями на соответствующем рынке, когда их действия фактически ограничивают возможности каждого из них по одностороннему влиянию на основные условия товарооборота на соответствующем рынке, стимулируют научно-технический прогресс и рост благосостояния потребителей;

недобросовестная конкуренция – любое действие, осуществленное предприятиями в процессе конкуренции, противоречащее общепринятой добросовестной практике хозяйственной деятельности;

потребитель – прямой или косвенный пользователь продуктов, в том числе производитель, использующий продукты для переработки, оптовый продавец, розничный продавец или конечный потребитель;

контроль – возможность оказывать на определенное предприятие решающее влияние, вытекающая из следующих прав, договоров или любых других средств, по отдельности либо в сочетании, с учетом соответствующих правовых и фактических обстоятельств, таких как:

а) права собственности на все либо часть активов предприятия или пользования ими;

b) прав или договоров, которые обеспечивают решающее влияние на структуру, голоса либо решения руководящих органов определенного предприятия.

Контроль получают лица или предприятия, которые являются обладателями прав либо бенефициарами прав на основании соответствующих договоров, или которые, не являясь обладателями таких прав либо бенефициарами прав на основании таких договоров, тем не менее имеют возможность осуществлять вытекающие из них права;

решение объединения предприятий – любое волеизъявление, выраженное объединением предприятий или руководящими органами объединения предприятий независимо от формы выражения, обязательности либо необязательности;

исключительные права – права, предоставляемые государством определенному предприятию через орган публичной власти любым законодательным, регулирующим или административным актом на оказание услуг или осуществление деятельности в данной географической зоне;

специальные права – права, предоставляемые государством ограниченному числу предприятий законодательным, регулирующим или административным актом, ограничивающим в данной географической зоне до двух или более число предприятий, которым разрешено оказывать определенную услугу либо осуществлять определенную деятельность, или назначающим несколько конкурирующих предприятий в качестве получивших разрешение на оказание определенной услуги либо на осуществление определенной деятельности, или предоставляющим какому-либо предприятию (каким-либо предприятиям) любые правовые или регулятивные преимущества, существенно влияющие на способность любого другого предприятия оказывать такую же услугу либо осуществлять такую же деятельность в той же географической зоне на практически эквивалентных условиях;

группа предприятий – предприятие, осуществляющее контроль, вместе со всеми предприятиями, которое оно прямо или косвенно контролирует;

решающее влияние – способность определять стратегическое и тактическое поведение предприятия;

иммунитет от штрафов – освобождение от штрафов, которые обычно налагаются на предприятие за его участие в соглашении, с целью вознаградить его за сотрудничество с органом в области конкуренции в рамках политики снисхождения;

предприятие – любой субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, независимо от его правового статуса и способа финансирования;

независимое предприятие – любое предприятие, которое может состоять из нескольких законно созданных субъектов или физических лиц, определяющее собственную деловую политику независимо от других предприятий;

предприятие, имеющее характер налоговой монополии, – предприятие, которому были предоставлены исключительные права на проведение специальной деятельности с целью получения дохода для государства;

зависимые предприятия – предприятия, которые принадлежат к одной и той же группе предприятий или контролируются одним и тем же лицом либо одними и теми же лицами;

законодательство о конкуренции – настоящий закон, Закон о государственной помощи №139/2012 и другие нормативные акты, принятые во исполнение указанных законов;

уведомление – заявление в адрес Совета по конкуренции о разрешении намерения осуществить операцию по экономической концентрации или о предоставлении государственной помощи;

соответствующий географический рынок – зона с предприятиями, вовлеченными в предложение или спрос на соответствующем рынке продукта, в которой условия конкуренции являются достаточно однородными и которая может отличаться от соседних географических зон за счет значительных различий в условиях конкуренции;

соответствующий рынок – рынок, в рамках которого необходимо оценить конкретную проблему конкуренции, определяемый путем соотнесения соответствующего рынка продукта с соответствующим географическим рынком;

соответствующий рынок продукта – рынок продуктов, которые рассматриваются потребителями как взаимозаменяемые или заменяемые другими продуктами благодаря их применению, физическим и функциональным характеристикам и цене;

политика снисхождения – инструмент для применения статьи 5, на основании которого участник картеля независимо от остальных участвующих в соглашении предприятий сотрудничает в рамках расследования, проводимого Советом по конкуренции, добровольно предоставляя имеющуюся у него информацию о картеле и своей роли в составе картеля и получая взамен предоставляемый решением иммунитет от штрафов или снижение штрафов, которые должны были быть к нему применены за его участие в картеле;

доминирующее положение на рынке – положение, обусловленное экономической мощью предприятия, которое позволяет ему препятствовать поддержанию эффективной конкуренции на соответствующем рынке, давая ему возможность действовать в значительной степени независимо от конкурентов, своих клиентов и в конечном счете от потребителей;

антиконкурентная деятельность – запрещенные законом антиконкурентное соглашение, решение объединения предприятий, согласованные действия, злоупотребление доминирующим положением, действия или бездействие органов публичной власти, ограничивающие конкуренцию;

согласованные действия – форма координации действий между независимыми предприятиями и/или независимыми группами предприятий, посредством которой практическое сотрудничество этих предприятий, без заключения между ними соглашения как такового, намеренно подменяют собой конкурентные риски;

продукт – товары, работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или других способов включения в гражданский оборот;

предложение о признании в совершении нарушения законодательства о конкуренции – добровольное информирование Совета по конкуренции предприятием или от его имени, которое содержит признание его участия в нарушении законодательства о конкуренции или отказ от оспаривания такого участия и принятие ответственности за соответствующее нарушение, составленное специально для того, чтобы предоставить органу в области конкуренции возможность применения упрощенной или ускоренной процедуры;

снижение штрафа – снижение суммы штрафа, который при обычных условиях был бы наложен на предприятие за осуществление антиконкурентной деятельности, имеющее целью вознаградить его за сотрудничество с Советом по конкуренции в рамках политики снисхождения;

существенное ограничение конкуренции – негативное влияние по меньшей мере на один из параметров конкуренции на рынке, таких как цена, производство, качество продуктов, разнообразие продуктов или инновации;

услуги общего экономического интереса – реализация продуктов, которые в совокупности отвечают следующим условиям:

а) предназначены для граждан или служат интересам общества в целом;

b) больше не предоставляются или не могут успешно предоставляться на условиях (таких как цена, объективные характеристики качества, непрерывность предоставления услуги и ее доступность), отвечающих общественному интересу, как это определено государством, предприятиями, которые осуществляют деятельность в нормальных рыночных условиях, то есть предоставление которых предприятие не взяло бы на себя либо не взяло бы на себя в той же степени или на тех же условиях, если бы руководствовалось собственными коммерческими интересами;

с) обязанность предоставления которых установлена органом публичной власти посредством нормативного или административного акта либо посредством договора или нескольких актов либо договоров, определяющих обязанности соответствующего предприятия и органа публичной власти, относящиеся к оказанию таких услуг;

фальсификация оферт – реализация конкурирующими предприятиями антиконкурентных соглашений относительно цен, раздела рынков, источников снабжения либо качества продуктов посредством торгов или других форм конкурса оферт;

единая хозяйственная единица – материнское предприятие и его дочернее предприятие в ситуации, когда дочернее предприятие, хотя и обладает отдельной правосубъектностью, не принимает самостоятельных решений относительно своего поведения на рынке, а выполняет во всех существенных вопросах указания материнского предприятия, и они таким образом образуют единое предприятие, так что антиконкурентное поведение дочернего предприятия может быть вменено в вину также материнскому предприятию.

Глава II Антиконкурентная деятельность

Раздел 1 Антиконкурентные соглашения

Статья 5. Запрещение антиконкурентных соглашений

(1) Запрещаются, без необходимости в принятии предварительного решения в этой связи, любые соглашения между предприятиями или объединениями предприятий, любые решения объединений предприятий и любые согласованные действия (далее – соглашения), предметом или следствием которых является ограничение, препятствование или искажение конкуренции, в частности соглашения, которые:

а) прямо или косвенно устанавливают цены покупки или продажи либо любые другие условия заключения сделок;

b) ограничивают или контролируют производство, торговлю, техническое развитие или инвестиции;

с) позволяют осуществление раздела рынков или источников снабжения;

d) позволяют участие с фальшивыми офертами в торгах или любых других формах конкурса оферт;

e) позволяют в отношениях с торговыми партнерами применение неравных условий к равноценным обязательствам с созданием для них таким образом невыгодных конкурентных условий;

f) обуславливают заключение договоров принятием партнерами дополнительных обязательств, которые по своему характеру или в соответствии с торговой практикой не связаны с предметом этих договоров.

(2) Соглашения, запрещенные на основании настоящей статьи, являются ничтожными по праву.

(3) Если определено, что предметом соглашения является препятствование, ограничение или искажение конкуренции, Совет по конкуренции не обязан устанавливать наличие антиконкурентных последствий для констатации факта ограничения конкуренции в понимании настоящего закона.

(4) С учетом того, что картели являются наиболее опасными антиконкурентными соглашениями, считается, что они сами по себе способны препятствовать, ограничивать или искажать конкуренцию.

Статья 6. Исключение из антиконкурентных соглашений

(1) Положения части (1) статьи 5 не распространяются на антиконкурентные соглашения или на категории антиконкурентных соглашений, которые соответствуют в совокупности следующим условиям:

а) способствуют улучшению производства или распределения продуктов либо содействуют техническому или экономическому прогрессу;

b) обеспечивают потребителям соразмерную часть полученной выгоды;

с) не накладывают на соответствующие предприятия ограничений, которые не являются необходимыми для достижения целей, указанных в пунктах а) и b);

d) не предоставляют предприятиям возможность устранить конкуренцию в отношении значительной части соответствующих продуктов.

(2) Пленум Совета по конкуренции имеет право принимать нормативные акты об исключении запрета, установленного в части (1) статьи 5, для определенных категорий соглашений.

(3) Соглашения, указанные в части (1) статьи 5, которые соответствуют условиям, предусмотренным частью (1) настоящей статьи, или относятся к категориям, предусмотренным частью (2) настоящей статьи, считаются законными без необходимости вынесения по ним соответствующего решения.

(4) Обязанность доказывания нарушения положений части (1) статьи 5 возлагается на Совет по конкуренции. В случаях, связанных с применением части (1) статьи 5, предприятия или объединения предприятий, ссылающиеся в свою защиту на то, что антиконкурентные соглашения подпадают под индивидуальные исключения согласно части (1) настоящей статьи, обязаны доказать, что такие соглашения соответствуют этим условиям.

(5) Если антиконкурентное соглашение подпадает под исключения для категорий, его стороны освобождаются от обязанности, предусмотренной частью (4), и должны в случае защиты лишь доказать, что соглашение подпадает под исключение по категориям.

(6) В отношении картелей не могут применяться исключения, предусмотренные настоящей статьей.

Статья 7. Отзыв исключений

Если Совет по конкуренции констатирует, что соглашения, подпадающие под одну из исключаемых категорий, имеют или могут иметь последствия, несовместимые с условиями, предусмотренными в части (1) статьи 6, он может отозвать возможность применения исключения, предусмотренного для данных соглашений, действуя в рамках расследования. Отзыв возможности применения исключения не имеет обратной силы.

Статья 8. Антиконкурентные соглашения малой важности

(1) Антиконкурентным соглашением малой важности считается такое соглашение, которое может препятствовать, ограничивать или искажать конкуренцию на рынке, но вместе с тем не ограничивает существенно конкуренцию, если:

а) совокупная доля рынка, принадлежащая сторонам соглашения, не превышает 10 процентов ни на одном из соответствующих рынков, затрагиваемых данным соглашением, когда соглашение заключается между предприятиями, являющимися фактическими или потенциальными конкурентами на одном из этих рынков (соглашения между конкурентами);

b) доля рынка, принадлежащая каждой из сторон соглашения, не превышает 15 процентов ни на одном из соответствующих рынков, затрагиваемых данным соглашением, когда соглашение заключается между предприятиями, не являющимися фактическими или потенциальными конкурентами ни на одном из этих рынков (соглашения между неконкурентами).

В случае, когда трудно определить, идет ли речь о соглашении между конкурентами или неконкурентами, применяется порог в 10 процентов.

(2) В случаях, когда на соответствующем рынке конкуренция ограничена совокупным эффектом соглашений по продаже продуктов, заключенных с различными поставщиками или дистрибьюторами, пороговые значения доли рынка, указанные в части (1), снижаются до 5 процентов как по соглашениям между конкурентами, так и по соглашениям между неконкурентами.

(3) Считается, что соглашения не ограничивают существенно конкуренцию в случае, когда доли рынка, принадлежащие сторонам соглашения, не превышают пороговых значений в 10, 15 и соответственно 5 процентов, предусмотренных частями (1) и (2), более чем на два процентных пункта в течение двух календарных лет подряд.

(4) Положения части (1) статьи 5 не применяются к соглашениям малой важности, за исключением предусмотренных статьей 9.

Статья 9. Запрещенные соглашения малой важности

(1) Положения статьи 8 не применяются к соглашениям, содержащим любые из указанных ниже серьезных ограничений:

1) в отношении соглашений между конкурентами, определенных в части (1) статьи 8, – ограничения, которые прямо или косвенно, отдельно или в сочетании с другими факторами, находящимися под контролем сторон соглашения, имеют своим предметом:

a) установление цен продажи или покупки;

b) ограничение производства или продаж;

c) раздел рынков или клиентов;

d) участие с фальшивыми офертами в торгах или любых других формах конкурса оферт;

2) в отношении соглашений между неконкурентами, определенных в части (1) статьи 8, – ограничения, которые прямо или косвенно, отдельно или в сочетании с другими факторами, находящимися под контролем сторон соглашения, имеют своим предметом:

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Глава I Общие положения Статья 1. Предмет и цель настоящего закона Статья 2. Сфера применения настоящего закона Статья 3. Основные принципы конкуренции Статья 4. Основные понятия Глава II Антиконкурентная деятельность Раздел 1 Антиконкурентные соглашения Статья 5. Запрещение антиконкурентных соглашений Статья 6. Исключение из антиконкурентных соглашений Статья 7. Отзыв исключений Статья 8. Антиконкурентные соглашения малой важности Статья 9. Запрещенные соглашения малой важности Раздел 2 Злоупотребление доминирующим положением Статья 10. Доминирующее положение Статья 11. Запрещение злоупотребления доминирующим положением Раздел 3 Запрещенные действия или бездействие органов публичной власти, ограничивающие, препятствующие или искажающие конкуренцию Статья 12. Запрещенные действия или бездействие органов публичной власти, ограничивающие, препятствующие или искажающие конкуренцию Статья 13. Порядок исполнения решений Совета по конкуренции о действиях или бездействии органов публичной власти, ограничивающих, препятствующих или искажающих конкуренцию Глава III Недобросовестная конкуренция Статья 14. Запрещение недобросовестной конкуренции Статья 15. Дискредитация конкурентов Статья 16. Склонение к расторжению договора с конкурентом Статья 17. Получение и/или незаконное использование коммерческой тайны конкурента Статья 18. Переманивание клиентуры конкурента Статья 19. Смешение Глава IV Экономические концентрации Статья 20. Общие положения об экономической концентрации Статья 21. Операции, не являющиеся экономической концентрацией Статья 22. Уведомление об экономической концентрации Статья 23. Расследование и оценка экономических концентраций Статья 24. Расчет общего оборота Статья 25. Полномочия Совета по конкуренции в сфере экономических концентраций Статья 25-1. Оценка экономических концентраций в области средств массовой информации Статья 26. Восстановление предыдущего положения Статья 27. Плата за рассмотрение уведомления об экономической концентрации Глава V Определение соответствующего рынка Статья 28. Соответствующий рынок и конкуренция Статья 29. Порядок определения соответствующего рынка Статья 30. Доказательства для определения соответствующего рынка Статья 31. Расчет долей рынка Глава VI Совет по Конкуренции Статья 32. Общие положения о Совете по конкуренции Статья 33. Деятельность Совета по конкуренции Статья 33-1. Конфликт интересов Статья 34. Сотрудничество Совета по конкуренции с другими органами власти Статья 35. Структура Совета по конкуренции Статья 36. Финансирование Совета по конкуренции Статья 37. Бухгалтерский учет и аудит деятельности Совета по конкуренции Статья 38. Обязанности Статья 39. Полномочия Совета по конкуренции Статья 39-1. Расследования, полезные для ознакомления с рынком, и анализ определенных секторов экономики Статья 40. Полномочия председателя Совета по конкуренции Статья 41. Полномочия Пленума Совета по конкуренции Статья 42. Должность члена Пленума Совета по конкуренции. Несовместимость и ограничения Статья 43. Присяга членов Пленума Совета по конкуренции Статья 44. Прекращение членства в Пленуме Совета по конкуренции Статья 45. Порядок принятия Пленумом административных актов Совета по конкуренции и вступления их в силу Статья 46. Форма административных актов, принимаемых Пленумом Совета по конкуренции Статья 47. Порядок обжалования административных актов Совета по конкуренции Статья 48. Привлечение экспертов и специалистов Глава VII Предварительное рассмотрение, расследование и принятие решений Статья 49. Основания для инициирования процедуры рассмотрения Статья 50. Процедура рассмотрения дел о нарушении законодательства о конкуренции Статья 51. Жалоба на предполагаемые нарушения законодательства о конкуренции Статья 52. Обязанность доказывания Статья 53. Предварительное рассмотрение жалобы Статья 53-1. Объединение, разделение и выделение в отдельное производство процедур рассмотрения случаев нарушения законодательства о конкуренции Статья 53-2. Определение приоритетности дел Статья 54. Запрос информации Статья 54-1. Опрос Статья 55. Расследование Статья 56. Проведение проверок Статья 56-1. Права и обязанности Совета по конкуренции в ходе проверок Статья 56-2. Права и обязанности проверяемого субъекта Статья 57. Осуществление проверок в других помещениях Статья 57-1. Обязательства Статья 57-2. Временные меры Статья 58. Осуществление права на защиту Статья 59. Передача доклада о расследовании и представление замечаний Статья 60. Доступ к делу Статья 61. Способы доступа к делу, рассматриваемому Советом по конкуренции Статья 62. Обращение с содержащимися в деле документами и информацией Статья 63. Критерии для удовлетворения заявлений о конфиденциальном отношении к содержащейся в деле информации Статья 64. Слушания сторон и других физических или юридических лиц Статья 65. Принятие и сообщение решений Статья 66. Порядок исполнения решений и предписаний и надзор за выполнением примененных мер Глава VIII Ответственность за нарушение законодательства о конкуренции Раздел 1 Определение и индивидуализация санкций за нарушение законодательства о конкуренции Статья 67. Общие правила индивидуализации и определения штрафов за нарушение законодательства о конкуренции Статья 68. Деяния, составляющие нарушение процессуальных норм законодательства о конкуренции Статья 69. Определение базового уровня штрафа за нарушение процессуальных норм законодательства о конкуренции Статья 70. Адаптация базового уровня штрафа за нарушение процессуальных норм законодательства о конкуренции Статья 71. Деяния, составляющие нарушение материальных норм законодательства о конкуренции Статья 72. Определение базового уровня штрафа за нарушение материальных норм законодательства о конкуренции Статья 72-1. Штраф, налагаемый на единые экономические единицы Статья 72-2. Штраф, налагаемый на правопреемников или продолжателей хозяйственной деятельности Статья 73. Адаптация базового уровня штрафа за нарушения материальных норм законодательства о конкуренции Статья 73-1. Предоставление благоприятных условий предприятиям или объединениям предприятий, которые признают факт осуществления антиконкурентной деятельности Статья 74. Возможность уплаты штрафа Статья 75. Наложение штрафа на объединение предприятий Статья 76. Пени предупредительного характера Статья 77. Ответственность за недобросовестную конкуренцию Статья 78. Контроль решений о наложении штрафов или пени предупредительного характера Статья 79. Возмещение ущерба, причиненного запрещенной антиконкурентной деятельностью Статья 80. Ответственность за действия по недобросовестной конкуренции Статья 80-1. Ответственность за осуществление недобросовестных коммерческих практик в отношениях между предприятиями при поставке сельскохозяйственной и продовольственной продукции Раздел 2 Срок исковой давности Статья 81. Сроки исковой давности для наложения санкций Статья 82. Прерывание срока исковой давности для наложения санкций Статья 83. Срок исковой давности для применения санкций Раздел 3 Политика снисхождения Статья 84. Сфера и условия применения политики снисхождения Статья 85. Иммунитет от штрафов Статья 86. Иммунитет типа А Статья 87. Иммунитет типа B Статья 88. Предприятия или объединения предприятий, лишенные возможности воспользоваться иммунитетом от штрафов Статья 89. Снижение размера штрафа Статья 90. Общие условия предоставления снисхождения Статья 91. Порядок предоставления иммунитета от штрафов Статья 92. Процедура предоставления снижения размера штрафа Статья 92-1. Запрос порядкового номера Глава IX Заключительные и переходные положения Статья 93 Статья 94 Статья 95

Закон Республики Молдова от 11 июля 2012 года №183
"О конкуренции"



О документе

Номер документа:183
Дата принятия: 11.07.2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14.09.2012
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №193-197, 14 сентября 2012 года, Ст.667.

Официальный монитор Республики Молдова, №351-354, 15 сентября 2023 года, Ст. 620.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 93 настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования - с 14 сентября 2012 года, за исключением:

- положений, связанных с одобрением предложенных предприятиями обязательств, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 25.07.2023  документом  Закон Республики Молдова "О внесении изменений в Закон о конкуренции №183/2012"
Вступила в силу с: 18.09.2023


Редакция от 29.07.2022, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 250 от 29.07.2022
Вступила в силу с: 26.02.2023


Редакция от 15.07.2022, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 155 от 15.07.2022
Вступила в силу с: 05.09.2022


Редакция от 30.09.2021, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 121 от 30/09/2021
Вступила в силу с: 08.10.2021


Редакция от 28.02.2020, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 38 от 28/02/2020
Вступила в силу с: 14.05.2020


Редакция от 06.02.2020, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 6 от 06/02/2020
Вступила в силу с: 28.03.2020


Редакция от 23.11.2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменения в Закон о конкуренции №1832012 № 262 от 23/11/2018
Вступила в силу с: 04.02.2019


Редакция от 27.07.2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 172 от 27/07/2018
Вступила в силу с: 24.08.2018


Редакция от 26.04.2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 74 от 26/04/2018
Вступила в силу с: 29.06.2018


Редакция от 21.12.2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 305 от 21/12/2017
Вступила в силу с: 12.01.2018


Редакция от 01.12.2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты № 254 от 01/12/2017
Вступила в силу с: 05.01.2018


Редакция от 15.12.2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 225 от 15/12/2017
Вступила в силу с: 29.12.2017


Редакция от 21.07.2016, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 102 от 21/07/2016
Вступила в силу с: 12.11.2016


Редакция от 17.06.2016, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 134 от 17/06/2016
Вступила в силу с: 01.08.2016


Редакция от 12.07.2013, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Молдова № 174 от 12/07/2013
Вступила в силу с: 02.08.2013


Первоначальная редакция от 11.07.2012