Не вступил в действие

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 20 февраля 2025 года №22

О концессиях работ и концессиях услуг

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон частично перелагает (части (1) и (2) статьи 1, статьи 2–5, части (1) и (4) статьи 6, статьи 7–8, 10–14, 17–32, 34–45 и приложения I, II, IV–VIII и XI) Директиву 2014/23/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 февраля 2014 года о присуждении концессионных договоров, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L94 от 28 марта 2014 года, CELEX: 32014L0023, с последними изменениями, внесенными Делегированным регламентом Комиссии (ЕС) №2023/2497 от 15 ноября 2023 года о внесении изменений в Директиву 2014/23/ЕС Европейского Парламента и Совета в отношении предельной стоимости концессий.

Глава I. Основные положения

Статья 1. Предмет и область применения

(1) Настоящий закон регулирует порядок присуждения концессионных договоров о работах и концессионных договоров об услугах, правовой режим, применимый к этим договорам, а также специфические аспекты, связанные с их исполнением.

(2) Настоящий закон применяется к концессионным договорам о работах и концессионным договорам об услугах, присуждаемым экономическим операторам:

a) закупающими органами; или

b) закупающими субъектами, при условии, что работы или услуги предназначены для осуществления одного из видов деятельности, указанных в приложении 1.

(3) Настоящий закон применяется к концессионным договорам о работах и концессионным договорам об услугах, оценочная стоимость которых без налога на добавленную стоимость равна или превышает стоимостной предел, равный 20 000 000 леев.

(4) Концессионные договоры о работах и концессионные договоры об услугах, оценочная стоимость которых без налога на добавленную стоимость не превышает стоимостной предел, предусмотренный в части (3), присуждаются с соблюдением принципов, предусмотренных в части (2) статьи 2, в соответствии с условиями и процедурами, утвержденными Правительством.

(5) Настоящий закон не применяется к услугам, представляющим общий интерес, не имеющим экономического характера, которые предоставляются без эквивалента стоимости услуги, такие как услуги, составляющие исключительную прерогативу государства, соответственно системы внутренних дел, юстиции и государственной системы социального страхования, а также другие услуги, которые могут квалифицироваться как услуги, представляющие общий интерес и не имеющие экономического характера.

(6) Правительство оценивает один раз в два года необходимость корректировки стоимостного предела, предусмотренного в части (3), и при необходимости предлагает Парламенту его пересмотреть.

(7) Стоимостной предел, предусмотренный в части (3), не может превышать пределы, установленные в Соглашении о государственных закупках Всемирной торговой организации.

(8) Агентство государственных закупок публикует на своем официальном веб-сайте пределы, установленные в Соглашении о государственных закупках Всемирной торговой организации, в день вступления в силу положений, устанавливающих соответствующие пределы.

Статья 2. Цель и принципы

(1) Настоящий закон преследует следующие цели:

a) поощрение конкурентоспособности экономических операторов;

b) эффективное, экономное и результативное использование публичных ресурсов;

c) обеспечение неподкупности процедуры присуждения концессионных договоров о работах и концессионных договоров об услугах;

d) создание нормативной базы для присуждения концессионных договоров о работах и концессионных договоров об услугах.

(2) Присуждение концессионного договора о работах и концессионного договора об услугах основывается на следующих принципах:

a) административная свобода органов публичной власти – свобода органов публичной власти устанавливать оптимальный способ управления выполнением работ или предоставлением услуг для обеспечения высокого уровня качества, безопасности и доступности этих работ и услуг, равного отношения и всеобщего доступа к публичным услугам и права пользователей на них;

b) недискриминация – создание необходимых условий для обеспечения реальной конкуренции на рынке, независимо от организационно-правовой формы, национальности или вида собственности потенциального контрагента, таким образом, чтобы любой экономический оператор, отвечающий условиям, мог участвовать в процедурах по присуждению концессий и иметь шанс на присуждение ему соответствующего договора;

c) пропорциональность – все меры, установленные закупающим органом или субъектом, должны быть необходимыми и соответствующими характеру договора;

d) взаимное признание – признание по умолчанию документов и сертификатов, выданных органами другого государства, если соответствующего признания требуют международные договоры, стороной которых является Республика Молдова;

e) прозрачность – предоставление заинтересованным лицам и общественности всей информации, касающейся применения процедуры присуждения концессии и исполнения договора, с соблюдением положений статьи 31;

f) законность – соблюдение национального законодательства и международных договоров, стороной которых является Республика Молдова;

g) принятие на себя ответственности – установление обязанностей для лиц, участвующих в проведении процедур по принятию, отчетности и несению ответственности за последствия действий и принятых решений, а также обязательства закупающих органов или закупающих субъектов, экономических операторов и концессионеров нести юридическую ответственность в случае нарушения принятых в рамках концессии обязательств.

Статья 3. Право устанавливать услуги, представляющие общеэкономический интерес

Настоящий закон не затрагивает:

a) право органов центрального и местного публичного управления определять услуги, которые они считают услугами, представляющими общеэкономический интерес, порядок организации и финансирования этих услуг в соответствии с нормативными актами о государственной помощи, а также конкретные обязательства, которым должны подчиняться эти услуги;

b) режим собственности; в частности, настоящий закон не требует обязательной приватизации государственных предприятий, предоставляющих публичные услуги.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего закона следующие основные понятия используются в значении:

1) кандидат – экономический оператор, который запросил приглашение на участие или был приглашен участвовать в процедуре присуждения концессионного договора;

2) кандидатура – в значении, определенном в Законе о государственных закупках №131/2015;

3) концессия – концессия работ или концессия услуг, а именно:

a) концессионный договор о работах – возмездный договор, заключаемый в письменной форме, в соответствии с которым один или несколько закупающих органов либо закупающих субъектов доверяют выполнение работ одному или нескольким экономическим операторам, при этом эквивалент стоимости работ представлен либо исключительно правом на эксплуатацию работ, составляющих предмет договора, либо этим правом и оплатой;

b) концессионный договор об услугах – возмездный договор, заключаемый в письменной форме, в соответствии с которым один или несколько закупающих органов либо закупающих субъектов доверяют одному или нескольким экономическим операторам предоставление услуг и управление услугами, иными, чем выполнение работ, указанное в пункте а), при этом эквивалент стоимости услуг представлен либо исключительно правом на эксплуатацию услуг, составляющих предмет договора, либо этим правом и оплатой;

4) концессионер – экономический оператор, которому присужден концессионный договор;

5) документация по присуждению – пакет документов, связанных с концессией, содержащий объявление о концессии, требования, критерии, правила и другую информацию, необходимую экономическим операторам для обеспечения полного, правильного и внятного информирования о требованиях закупающего органа или закупающего субъекта, об элементах концессии, о предмете договора и порядке проведения процедуры присуждения, включая технические спецификации или описательный документ, предлагаемые договорные условия, форматы представления документов кандидатами/оферентами, а также информацию об общих обязанностях, применимых к кандидатам/оферентам, и технико-экономическое обоснование;

6) исключительные права – права, предоставляемые компетентным органом посредством опубликованного нормативного или административного акта, действие которого заключается в ограничении осуществления определенной деятельности одним экономическим оператором, что существенно ухудшает способность других экономических операторов осуществлять такую деятельность;

7) специальные права – права, предоставляемые компетентным органом посредством опубликованного нормативного или административного акта, действие которого заключается в ограничении осуществления определенной деятельности одним или несколькими экономическими операторами, что существенно ухудшает возможность других экономических операторов осуществлять такую деятельность;

8) выполнение работ – выполнение и/или проектирование и выполнение работ, связанных с одним из видов деятельности, указанных в приложении 2, или работ, соответствующих требованиям, установленным закупающим органом или закупающим субъектом, оказывающим решающее влияние на тип или проектирование работ;

9) инновация – в значении, определенном Законом о государственных закупках №131/2015;

10) публичное предприятие – юридическое лицо, которое осуществляет экономическую деятельность и на которое закупающие органы могут прямо или косвенно оказывать решающее влияние в силу права собственности, финансового участия или правил, регулирующих его деятельность.

Считается оказанием решающего влияния закупающим органом любая из следующих ситуаций, в которых таковой прямо или косвенно:

a) владеет большей частью подписного капитала предприятия;

b) контролирует большинство голосов по акциям, выпущенным предприятием;

c) может назначать более половины членов административного, руководящего или надзорного органа предприятия;

11) работа – в значении, определенном Законом о государственных закупках №131/2015;

12) электронные средства – в значении, определенном Законом о государственных закупках №131/2015;

13) оферент – экономический оператор, представивший оферту в рамках процедуры присуждения концессионного договора;

14) экономический оператор – физическое или юридическое лицо публичного или частного права, группа или ассоциация таких лиц, в том числе временная ассоциация, состоящая из нескольких таких субъектов, которые на законных основаниях выполняют работы, поставляют товары или предоставляют услуги на рынке;

15) письменный/в письменной форме – в значении, определенном Законом о государственных закупках №131/2015;

16) третье государство – любое государство, за исключением государств – членов Европейского Союза, Европейского экономического пространства и Швейцарской Конфедерации.

Статья 5. Закупающие органы

(1) В целях настоящего закона закупающими органами являются органы центрального и местного публичного управления, юридические лица публичного права, либо ассоциации, состоящие из одного или нескольких таких органов или юридических лиц публичного права, иных, чем органы власти, юридические лица или ассоциации, которые осуществляют один из видов деятельности, указанных в приложении 1, и которые присуждают концессионный договор на осуществление одного из соответствующих видов деятельности.

(2) Для целей настоящего закона юридическим лицом публичного права считается субъект, отвечающий в совокупности следующим условиям:

a) учрежден исключительно для удовлетворения потребностей общего интереса, не имеющих промышленного или коммерческого характера;

b) имеет статус юридического лица;

c) его деятельность обеспечивается за счет публичных средств или его управление подконтрольно органам публичной власти или иным юридическим лицам публичного права, либо его административный, руководящий или наблюдательный совет состоит более чем на 50 процентов из членов, назначенных соответствующими органами или лицами.

Статья 6. Закупающие субъекты

(1) В целях настоящего закона закупающими субъектами являются следующие субъекты, которые осуществляют один из видов деятельности, указанных в приложении 1, и присуждают концессионный договор на осуществление одного из соответствующих видов деятельности:

a) органы публичной власти, юридические лица публичного права, ассоциации, состоящие из одного или нескольких таких органов или нескольких таких юридических лиц;

b) публичные предприятия;

c) юридические лица, иные, чем предусмотренные в пунктах a) и b), действующие на основании специальных или исключительных прав, предоставленных компетентным органом для осуществления одного из видов деятельности, указанных в приложении 1.

(2) Субъекты, которым предоставлены специальные или исключительные права посредством процедуры, в ходе которой обеспечена надлежащая гласность и в ходе которой предоставление данных прав основано на объективных критериях, не являются закупающими субъектами в значении пункта с) части (1). Эти процедуры включают:

a) процедуры по присуждению, с предварительным опубликованием объявления об участии и/или предварительного приглашения на участие в конкурентной процедуре представления оферт, предусмотренные Законом о государственных закупках №131/2015, Законом о закупках в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг №74/2020, а также законом о присуждении определенных договоров о работах, поставке товаров и предоставлении услуг закупающими органами или закупающими субъектами в области обороны и национальной безопасности, либо настоящим законом;

b) процедуры, обеспечивающие надлежащую прозрачность при выдаче разрешений на основании объективных критериев, в области эксплуатации установок природного газа, строительства установок по производству электроэнергии, почтовых услуг, которые не являются зарезервированными или не подлежат резервированию, эксплуатации углеводородов и публичных услуг по перевозкам пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом.

Статья 7. Операционный риск

(1) Присуждение концессионного договора о работах или концессионного договора об услугах предполагает переход к концессионеру операционного риска, связанного с эксплуатацией соответствующих работ или услуг, включающий риск спроса и/или риск предложения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Основные положения Статья 1. Предмет и область применения Статья 2. Цель и принципы Статья 3. Право устанавливать услуги, представляющие общеэкономический интерес Статья 4. Основные понятия Статья 5. Закупающие органы Статья 6. Закупающие субъекты Статья 7. Операционный риск Статья 8. Технико-экономическое обоснование Статья 9. Способы расчета оценочной стоимости концессионного договора Глава II. Исключения, применимые к некоторым концессионным договорам Статья 10. Исключения, применимые к концессионным договорам, присуждаемым закупающими органами или закупающими субъектами Статья 11. Исключения, применимые к концессионным договорам, присуждаемым или организованным в соответствии с международными правилами Статья 12. Исключения, применимые к концессионным договорам, затрагивающим аспекты в области обороны и национальной безопасности Статья 13. Исключения, применимые к концессионным договорам об услугах Статья 14. Исключения, применимые к концессионным договорам в области электронных коммуникаций Статья 15. Исключения, применимые к концессионным договорам в области водных ресурсов Статья 16. Концессионные договоры, присуждаемые аффилированному предприятию Статья 17. Концессионные договоры, присуждаемые совместному предприятию или закупающему субъекту, являющемуся частью совместного предприятия Статья 18. Исключения, применимые к деятельности, напрямую открытой для конкуренции Статья 19. Концессионные договоры, заключаемые между субъектами публичного сектора Статья 20. Информирование об исключениях Глава III. Общие правила Статья 21. Срок действия концессионного договора Статья 22. Социальные и другие специальные услуги Статья 23. Присуждение смешанных договоров Статья 24. Смешанные договоры, затрагивающие аспекты в области обороны или национальной безопасности Статья 25. Договоры, затрагивающие деятельность, осуществляемую закупающими субъектами, и другие виды деятельности Статья 26. Концессионные договоры, затрагивающие деятельность, осуществляемую закупающими субъектами, а также деятельность, связанную с аспектами в области обороны и национальной безопасности Статья 27. Зарезервированные концессии Статья 28. Услуги по исследованиям и разработкам Глава IV. Участие в процедуре присуждения концессий. Правила, применимые к сообщению информации Статья 29. Право на участие в процедуре присуждения концессионных договоров Статья 30. Номенклатуры Статья 31. Конфиденциальность Статья 32. Правила, применимые к информации Глава V. Присуждение концессионных договоров. Процедурные принципы и гарантии Статья 33. Присуждение концессионного договора Статья 34. Объявление о передаче в концессию Статья 35. Объявление о присуждении концессионного договора Статья 36. Предоставление в распоряжение документации по присуждению в электронной форме Статья 37. Правила недопущения конфликта интересов и предупреждения коррупции Статья 38. Подкуп в рамках концессионных процедур Статья 39. Технические спецификации Статья 40. Процедурные правила Статья 41. Отбор и оценка кандидатов Статья 42. Правила, касающиеся сроков представления и приема кандидатур и оферт Статья 43. Разъяснения Статья 44. Информирование кандидатов и оферентов Статья 45. Критерии присуждения концессионных договоров Глава VI. Исполнение концессионных договоров Статья 46. Субподряд Статья 47. Изменение концессионного договора Статья 48. Особые случаи прекращения действия концессионного договора Глава VII. Компетенция органов публичной власти, мониторинг, разрешение споров и юридическая ответственность Статья 49. Компетенция органов публичной власти Статья 50. Национальное агентство по разрешению споров Статья 51. Агентство государственных закупок Статья 52. Юридическая ответственность Статья 53. Разрешение споров Глава VIII. Заключительные и переходные положения Статья 54. Заключительные положения Статья 55. Переходные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Закон Республики Молдова от 20 февраля 2025 года №22
"О концессиях работ и концессиях услуг"

О документе

Номер документа:22
Дата принятия: 20.02.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:27.03.2026
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №154-156, 27 марта 2025  года, Ст. 157.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 54 настоящий Закон вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 27 марта 2026 года.