Дата обновления БД:
15.05.2025
Добавлено/обновлено документов:
207 / 735
Всего документов в БД:
322016
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 мая 2020 года №74
О закупках в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг
(В редакции Законов Республики Молдова от 26.05.2022 г. №136, 16.03.2023 г. №52, 31.07.2024 г. №225, 19.10.2023 г. №291)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон перелагает Директиву 2014/25/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 февраля 2014 года о закупках организациями, осуществляющими деятельность в секторах водных ресурсов, энергетики, транспорта и почтовых услуг, и отмене Директивы 2004/17/ЕС, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 94 от 28 марта 2014 года, измененную Делегированным регламентом (ЕС) 2017/2364 Комиссии от 18 декабря 2017 года, вносящим поправки в Директиву 2014/25/ЕС Европейского Парламента и Совета в отношении пороговых значений для процедур заключения договоров о государственных закупках.
Глава I Общие положения
Статья 1. Область применения закона
(1) Настоящий закон применяется к договорам о закупках товаров, работ или услуг в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг, кроме указанных в главе III, оценочная стоимость которых без налога на добавленную стоимость равна или превышает следующие пределы:
a) для договоров о закупках товаров и услуг, а также для конкурсов решений - 800 000 леев;
b) для договоров о закупках работ - 2 000 000 леев;
c) для договоров о закупках, предметом которых являются социальные и иные специальные услуги, перечисленные в приложении 2, - 1 000 000 леев.
(2) Если международным договором, стороной которого является Республика Молдова, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, применяются нормы международного договора.
(3) Договоры о секторальных закупках, оценочная стоимость которых без налога на добавленную стоимость не превышает пределов, указанных в части (1), регулируются Правительством.
(4) В область применения настоящего закона не входят услуги общего значения, не имеющие экономического характера и не предполагающие их оплату пользователем, такие как услуги, являющиеся исключительной прерогативой государства, соответственно, полиция, юстиция и система государственного социального страхования, а также другие услуги, которые могут квалифицироваться как услуги, не имеющие экономического характера.
(5) Правительство оценивает один раз в два года необходимость корректировки пределов, предусмотренных в части (1), и при необходимости предлагает Парламенту их пересмотр.
(6) Стоимостные пределы, предусмотренные в части (1), не могут превышать пределов, установленных в Соглашении о государственных закупках Всемирной торговой организации.
(7) Агентство государственных закупок публикует на своей официальной веб-странице пределы, установленные в Соглашении о государственных закупках Всемирной торговой организации, на дату их вступления в силу.
(8) В целях внедрения инновационных испытательных площадок в сфере регулирования в энергетике обладатель постановления об утверждении пользуется отступлениями от применения положений настоящего закона при условии соблюдения процедур, предусмотренных законодательством об инновационных испытательных площадках в сфере регулирования в энергетике, а также при условии обеспечения защиты и безопасности населения.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 №291)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
секторальная закупка - приобретение, на основе договора о закупках, товаров, работ или услуг в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг одним или несколькими закупающими субъектами у экономических операторов, отобранных этими закупающими субъектами;
вспомогательная закупочная деятельность - деятельность, заключающаяся в оказании помощи и поддержке деятельности по закупкам в одной из следующих форм:
a) техническая инфраструктура, позволяющая закупающим субъектам присуждать договоры о закупках или заключать рамочные соглашения по товарам, работам или услугам;
b) консультации об инициировании и проведении процедур закупки;
c) инициирование и проведение процедур закупки от имени и за счет соответствующих закупающих субъектов;
централизованная закупочная деятельность - деятельность, осуществляемая на постоянной основе в одной из следующих форм:
a) закупка товаров и/или услуг, предназначенных для закупающих субъектов;
b) присуждение договоров о закупках или заключение рамочных соглашений по товарам, работам и услугам, предназначенным для закупающих субъектов;
центральный закупочный орган - закупающий субъект, осуществляющий централизованную закупочную деятельность и при необходимости вспомогательную закупочную деятельность. К закупкам, осуществляемым центральным закупочным органом в целях осуществления централизованной закупочной деятельности, не применяются положения статьи 16;
кандидат - любой экономический оператор, запросивший приглашение на участие или приглашенный участвовать в процедуре ограниченных торгов, переговоров с или без предварительного опубликования объявления на участие, конкурентного диалога или инновационного партнерства;
кандидатура - документы, посредством которых кандидат демонстрирует свою правомочность, способность осуществлять профессиональную деятельность, экономический и финансовый потенциал, технические и профессиональные возможности, стандарты обеспечения качества и охраны окружающей среды с целью получения приглашения на участие для последующей подачи оферты в рамках процедуры ограниченных торгов, переговоров с или без предварительного опубликования объявления на участие, конкурентного диалога или инновационного партнерства;
требования маркировки - требования, которым должны отвечать соответствующие товары, работы, услуги, процессы или процедуры, чтобы получить соответствующую маркировку;
жизненный цикл - все последовательные и/или взаимосвязанные стадии существования товара или работы либо оказания услуги, включая исследования и разработки, которые будут осуществляться, производство, реализацию и ее условия, транспортировку, использование и обслуживание, от приобретения сырья или формирования ресурсов до удаления, расчистки места производства и завершения услуги или использования;
конкурс решений - процедура, позволяющая закупающему субъекту приобретать, особенно в области обустройства территории, городского и ландшафтного планирования, архитектуры или обработки данных, план или проект, отобранный на конкурентной основе жюри, с присуждением или без присуждения премий;
договор о закупках товаров - договор о закупках, предметом которого является закупка товаров, приобретение их в рассрочку, наем или лизинг, с возможностью или без возможности выкупа. Договор о закупках, предметом которого является поставка товаров и который включает к тому же работы по монтажу и установке, считается договором о закупках товаров;
договор о закупках работ - договор о закупках, предметом которого является:
a) выполнение либо проектирование и выполнение работ, связанных с одним из видов деятельности, указанных в приложении 1;
b) выполнение либо проектирование и выполнение работы, иной нежели предусмотренные в пункте a);
c) реализация любыми средствами работы, отвечающей требованиям закупающего субъекта, оказывающим решающее влияние на вид или конструкцию работы;
договор о закупках услуг - договор о закупках, предметом которого является оказание услуг, иных нежели являющиеся предметом договора о закупках работ;
договор о секторальных закупках - возмездный договор, заключенный в письменной форме между одним или несколькими закупающими субъектами и одним или несколькими экономическими операторами, предметом которого является выполнение работ, поставка товаров или оказание услуг;
документация по присуждению - документ, содержащий требования, критерии, правила и иную информацию, необходимую для обеспечения экономических операторов полной, точной и четкой информацией о требованиях или элементах закупки, предмете договора и порядке проведения процедуры присуждения, включая технические спецификации или описательную документацию, предлагаемые договорные условия, форматы представления документов оферентами/кандидатами, информацию о применимых общих обязательствах;
маркировка - всякий документ, сертификат или свидетельство, подтверждающие, что соответствующие товары, работы, услуги, процессы или процедуры отвечают определенным требованиям;
поставщик услуг по закупке - любое физическое лицо или юридическое лицо публичного или частного права, предоставляющее на рынке вспомогательную закупочную деятельность;
инновация - внедрение нового или значительно улучшенного товара, услуги или процесса, включая, но не ограничиваясь этим, производственные процессы, строительство или строительные процессы, новый метод продаж или новый метод организации деловой практики, рабочих мест или внешних отношений, в частности в целях содействия решению социальных проблем или поддержки разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста;
работа - результат комплекса работ по строительству зданий или гражданскому строительству, сам по себе достаточный для выполнения экономической или технической функции;
электронные средства - электронное оборудование, используемое для обработки (включая цифровое сжатие) и хранения данных, подлежащих распространению, передаче и получению по проводам, посредством радиоволн, оптических или иных электромагнитных средств;
оферент - экономический оператор, представивший оферту в рамках процедуры присуждения договора о закупках;
неприемлемая оферта - оферта, представленная оферентом, не обладающим необходимыми квалификациями, указанными в описательной документации или документации по присуждению, а равно оферта, цена которой превышает сумму средств, выделенных для целей исполнения договора о закупках, установленную и указанную до начала процедуры государственной закупки;
неадекватная оферта - оферта, не относящаяся к предмету закупки, которая без существенных изменений не удовлетворяет потребности и требования, указанные в документации по присуждению;
несоответствующая оферта - оферта, которая не соответствует требованиям, указанным в описательной документации или документации по присуждению, которая была получена с опозданием, которая признается закупающим субъектом имеющей анормально заниженную цену или цену, имеющую признаки того, что она является результатом антиконкурентной деятельности, недобросовестной конкуренции либо актов коррупции или в отношении которой возникают в этом обоснованные подозрения, о чем был уведомлен компетентный орган;
экономический оператор - любое физическое или юридическое лицо, любая публичная организация или объединение таких лиц и/или организаций, поставляющие товары, выполняющие работы и/или оказывающие услуги на рынке;
техническое руководство - любая отличная от официальных стандартов спецификация, разработанная организациями по стандартизации, в том числе европейскими, в соответствии с процедурами, адаптированными к меняющимся потребностям рынка;
письменный/в письменной форме - любое выражение, состоящее из слов или цифр, которое может быть прочитано, воспроизведено и впоследствии передано, в том числе информация, передаваемая и сохраняемая с помощью электронных средств;
техническая спецификация:
a) в случае договоров о закупках работ - набор технических требований, содержащихся, в частности, в документации по присуждению и определяющих характеристики, которыми должен обладать поставляемый материал или товар, чтобы он мог использоваться для целей закупающего субъекта. Эти характеристики включают уровни экологической безопасности, проектирование, отвечающее всем видам использования (включая доступность для лиц с ограниченными возможностями), и оценку соответствия, показатели, безопасность или размеры, включая процедуры обеспечения качества, терминологию, символы, тестирование и методы тестирования, упаковку, маркировку и этикетирование, инструкции по использованию, а также производственные процессы и методы на всех этапах жизненного цикла работ. Характеристики также включают нормы проектирования и расчета затрат, условия тестирования, контроля и приемки работ, а также технологии или методы строительства и все другие условия технического характера, которые закупающий субъект в состоянии предусмотреть, в соответствии с общими или специальными правилами, в отношении завершенных работ и материалов или их составных частей;
b) в случае договоров о закупках товаров или услуг - указанная в документе для определения требуемых характеристик товара или услуги спецификация, такая как уровни качества, уровни экологической безопасности, проектирование, отвечающее всем видам использования (включая доступность для лиц с ограниченными возможностями), и оценка соответствия, показатели, использование товара, его безопасность или размеры, включая применимые к товару требования в отношении наименования, под которым он продается, терминология, символы, тестирование и методы тестирования, упаковка, маркировка и этикетирование, инструкции по использованию, производственные процессы и методы на всех стадиях жизненного цикла товара или услуги, а также процедуры по оценке соответствия;
общая техническая спецификация - техническая спецификация, разработанная в соответствии с процедурой, признанной в государствах-членах Европейского Союза, и опубликованная в Официальном журнале Европейского Союза.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 №291)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Закупающие органы
(1) Закупающими органами являются органы публичной власти, определенные законодательством Республики Молдова, юридические лица публичного права, объединения таких органов или лиц.
(2) Юридическим лицом публичного права является любая организация, которая удовлетворяет в совокупности следующим требованиям:
a) учреждена для цели удовлетворения потребностей общего значения, не имеющих промышленного или коммерческого характера;
b) имеет статус юридического лица;
c) ее деятельность обеспечивается за счет государственных средств, либо ее управление подконтрольно органам публичной власти или иным юридическим лицам публичного права, либо ее административный, управленческий или надзорный совет состоит более чем на 50 процентов из лиц, назначенных вышеуказанными субъектами.
(3) Закупающим органом является также объединение закупающих субъектов, члены которого посредством гражданского правового акта выбирают из своего состава юридическое лицо, представляющее их в качестве единого закупщика в отношениях с любым экономическим оператором.
Статья 4. Закупающие субъекты
(1) Закупающим субъектом является:
a) закупающий орган или публичное предприятие, осуществляющее один из видов деятельности, указанных в статьях 9-15;
b) любое юридическое лицо, отличное от предусмотренного в пункте а), осуществляющее один из указанных в статьях 9-15 видов деятельности или любое их сочетание, действующее на основании специальных либо исключительных прав, предоставленных согласно законодательству компетентным органом
.(2) Публичным предприятием является любое юридическое лицо, которое осуществляет экономическую деятельность и на которое закупающие органы могут прямо или косвенно оказывать определяющее влияние в силу права собственности, финансового участия или правил, регулирующих его деятельность.
(3) Определяющее влияние со стороны закупающих органов предполагается в любом из следующих случаев, в которых эти органы прямо или косвенно:
a) владеют большей частью подписного капитала предприятия;
b) контролируют большинство голосов по акциям, выпущенным предприятием;
c) могут назначать более половины административного, управленческого или надзорного органа предприятия.
(4) Для целей настоящей статьи специальные или исключительные права означают права, предоставленные компетентным органом посредством любого законодательного, регламентарного или административного положения, действие которого заключается в ограничении осуществления видов деятельности, указанных в статьях 9-15, одним или несколькими субъектами, что существенно влияет на способность других субъектов осуществлять такую деятельность.
(5) Права, предоставленные посредством процедуры, в которой была обеспечена достаточная публичность, а предоставление таких прав было основано на объективных критериях, не являются специальными или исключительными правами в смысле части (4). К таким процедурам относятся процедуры закупки с опубликованием в соответствии с Законом о государственных закупках №131/2015, настоящим законом, Законом о концессиях работ и концессиях услуг №121/2018 и другими нормативными актами, принятыми для целей переложения директив Европейского Союза, относящимися к выдаче разрешений в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг, посредством которых обеспечивается достаточный уровень предварительной прозрачности для выдачи разрешений на основе объективных критериев
.(6) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 №291
(см. предыдущую редакцию)
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 №291)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Осуществление закупающими субъектами своих функций
(1) Закупающий субъект осуществляет свои функции посредством рабочей группы. В зависимости от предмета закупки закупающий субъект может создавать одну или несколько рабочих групп.
(2) Рабочая группа создается соответствующим решением (приказом) или распоряжением и состоит по меньшей мере из трех членов, включая руководителя рабочей группы - лицо, обладающее правом первой подписи в соответствующем субъекте, или назначенное им лицо - и секретаря рабочей группы.
(3) Закупающий субъект вправе при необходимости включать в рабочую группу в качестве консультантов специалистов и экспертов в той области, в которой осуществляется закупка. В случае необходимости соответствующим решением (приказом) или распоряжением специалисты и эксперты включаются в рабочую группу с правом голоса.
(4) В случае подачи соответствующего письменного заявления за два дня до истечения срока подачи оферт закупающий субъект в обязательном порядке включает в состав рабочей группы, в пределах одной трети ее состава, представителей гражданского общества. Включенные в состав рабочей группы представители гражданского общества пользуются правом совещательного голоса или правом на особое мнение, которое излагается в совещательном акте соответствующей группы.
(5) Во избежание ситуаций, которые могут повлиять на функционирование рабочей группы, решением (приказом) или распоряжением определяется состав членов-заместителей, которые при необходимости становятся полноправными членами рабочей группы.
(6) Рабочая группа выполняет следующие функции в области секторальных закупок:
a) разрабатывает годовые и квартальные планы осуществления секторальных закупок;
b) составляет объявления и/или приглашения в рамках процедур секторальной закупки;
c) разрабатывает документацию по присуждению и другие применяемые в рамках процедур секторальной закупки документы;
d) инициирует и осуществляет процедуры секторальной закупки;
e) обеспечивает широкое участие экономических операторов в процедурах секторальной закупки;
f) изучает, оценивает и сравнивает оферты экономических операторов, представленные в рамках процедур секторальной закупки;
g) присуждает договоры о секторальных закупках, заключаемые закупающим субъектом с экономическими операторами;
h) составляет отчеты о результатах процедур секторальной закупки и представляет их Агентству государственных закупок;
i) мониторирует договоры о секторальных закупках;
j) осуществляет хранение и учет всех документов, составленных и примененных в рамках процедур секторальной закупки.
(7) Закупающий субъект посредством рабочей группы обязан:
a) обеспечивать эффективность секторальных закупок;
b) обеспечивать объективность и беспристрастность в рамках процедур секторальной закупки;
c) обеспечивать гласность и прозрачность процедур секторальной закупки;
d) представлять, по требованию Агентства государственных закупок, любую информацию о заключении и исполнении договоров о секторальных закупках.
(8) При исполнении своих обязанностей член рабочей группы обязан действовать независимо, непредвзято и подчиняться только закону. Запрещается оказание какого бы то ни было влияния с целью предопределить исполнение членом рабочей группы обязанностей с нарушением положений настоящего закона.
(9) Закупающий субъект ответственен за исполнение и администрирование договоров о секторальных закупках согласно установленным в них срокам и условиям.
Статья 6. Смешанные закупки, охватывающие один вид деятельности
(1) В случае договоров, предметом которых являются как закупки, регулируемые настоящим законом, так и закупки, регулируемые иными нормативными актами, и если разные части договора объективно отделимы, закупающий субъект вправе выбирать между присуждением отдельных договоров на разные части или присуждением единого договора.
(2) Если закупающий субъект выбирает присуждение отдельных договоров на разные части, решение о том, какой правовой режим применяется к каждому из таких отдельных договоров, принимается на основании характеристик каждой рассматриваемой части.
(3) Если закупающий субъект выбирает присуждение единого договора, за исключением случаев, когда применяются положения статьи 23, присуждение смешанного договора осуществляется согласно положениям настоящего закона независимо от стоимости частей, которые в случае их охвата отдельными договорами подпадали бы под действие другого нормативного акта, а также независимо от нормативного акта, который применялся бы к соответствующим частям.
(4) В случае смешанных договоров, предметом которых являются как элементы закупок товаров, работ или услуг, так и элементы концессии, положения настоящего закона применяются к присуждению договора исключительно в случаях, когда оценочная стоимость части/частей договора, представляющих собой секторальную закупку, рассчитанная в соответствии с положениями статьи 7, равна или превышает соответствующие пределы, предусмотренные в статье 1.
(5) В случае смешанных договоров, предметом которых являются как закупки, к которым применяются положения настоящего закона, так и закупки, к которым применяются положения других нормативных актов, и разные части договора объективно неотделимы, договор присуждается согласно нормативному акту, применимому к его основному предмету.
(6) Договоры, предметом которых являются два или более вида закупок (товаров, работ или услуг), регулируемых настоящим законом, присуждаются в соответствии с положениями, применимыми к виду закупок, характеризующему основной предмет соответствующего договора.
(7) В случае смешанных договоров, предметом которых являются как социальные и иные специальные услуги, так и иные услуги, а также в случае смешанных договоров, предметом которых являются как услуги, так и товары, основной предмет определяется в зависимости от наивысшей оценочной стоимости соответствующих услуг или товаров.
(Статья изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 №291)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6-1. Смешанные закупки, охватывающие несколько видов деятельности
(1) В случае договоров, охватывающих несколько видов деятельности, закупающие субъекты вправе выбирать между присуждением отдельных договоров по каждому отдельному виду деятельности или присуждением единого договора.
(2) Если закупающий субъект выбирает присуждение отдельных договоров, решение о том, какой правовой режим применяется к каждому из таких отдельных договоров, принимается в зависимости от характеристик каждого вида деятельности.
(3) В отступление от положений статьи 6, если закупающие субъекты выбирают присуждение единого договора, применяются положения частей (5) и (6) настоящей статьи, за исключением случая, когда применяются положения статьи 23-1.
(4) Решение о присуждении единого договора или о присуждении нескольких отдельных договоров не может быть принято с целью исключения договора либо договоров из сферы применения настоящего закона или, в зависимости от обстоятельств, Закона о государственных закупках №131/2015 либо Закона о концессиях работ и концессиях услуг №121/2018.
(5) Договор, имеющий целью включение нескольких видов деятельности, подпадает под действие правил, применимых к виду деятельности, для которого договор предназначен в первую очередь.
(6) Если невозможно объективно определить, для какого вида деятельности договор предназначен в первую очередь, применяются следующие правила:
a) если один из видов деятельности, для которых предназначен договор, подпадает под действие настоящего закона, а остальные - под действие Закона о государственных закупках №131/2015, договор присуждается в соответствии с положениями Закона №131/2015;
b) если один из видов деятельности, для которых предназначен договор, подпадает под действие настоящего закона, а остальные - под действие Закона о концессиях работ и концессиях услуг №121/2018 или Закона о частно-государственном партнерстве №179/2008, договор присуждается в соответствии с настоящим законом;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Молдова от 21 мая 2020 года №74
"О закупках в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг"
О документе
Номер документа: | 74 |
Дата принятия: | 21.05.2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 26.06.2021 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №153-158, 26 июня 2020 года, Ст. 278.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 89 настоящий Закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня опубликования - с 26 июня 2021 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 19.10.2023 документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 291 от 19.10.2023
Вступила в силу с: 08.11.2024
Редакция от 31.07.2024, принята документом Закон Республики Молдова Об инновационных испытательных площадках в сфере регулирования в энергетике № 225 от 31.07.2024
Вступила в силу с: 05.10.2024
Редакция от 16.03.2023, принята документом Закон Республики Молдова Об исполнении заключений некоторых Постановлений Конституционного суда № 52 от 16.03.2023
Вступила в силу с: 24.03.2023
Редакция от 26.05.2022, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в статью 14 Закона о закупках в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг №74/2020 № 136 от 26.05.2022
Вступила в силу с: 10.06.2022
Первоначальная редакция от 21.05.2020
Приложения к документу
Закон Республики Молдова "О тепловой энергии и продвижении когенерации"
Закон Республики Молдова "О публичной услуге водоснабжения и канализации"
Закон Республики Молдова "Об электроэнергии"
Закон Республики Молдова "О природном газе"
Закон Республики Молдова "О внесении изменений в некоторые нормативные акты"
Ссылка на Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты
Ссылка на Закон Республики Молдова О государственных закупках
Ссылка на Закон Республики Молдова О концессиях работ и концессиях услуг
Ссылка на Закон Республики Молдова О почтовой связи
Ссылка на Закон Республики Молдова О доступе к информации
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О государственной тайне
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 №291)
(см. предыдущую редакцию)