Недействующая редакция. Принята: 21.05.2020 / Вступила в силу: 26.06.2021

Недействующая редакция, не действует с 10 июня 2022 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 мая 2020 года №74

О закупках в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон частично перелагает Директиву 2014/25/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 февраля 2014 года о закупках организациями, осуществляющими деятельность в секторах водных ресурсов, энергетики, транспорта и почтовых услуг, и отмене Директивы 2004/17/ЕС, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 94 от 28 марта 2014 года, измененную Делегированным регламентом (ЕС) 2017/2364 Комиссии от 18 декабря 2017 года, вносящим поправки в Директиву 2014/25/ЕС Европейского Парламента и Совета в отношении пороговых значений для процедур заключения договоров о государственных закупках.

Глава I Общие положения

Статья 1. Область применения закона

(1) Настоящий закон применяется к договорам о закупках товаров, работ или услуг в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг, кроме указанных в главе III, оценочная стоимость которых без налога на добавленную стоимость равна или превышает следующие пределы:

a) для договоров о закупках товаров и услуг, а также для конкурсов решений - 800 000 леев;

b) для договоров о закупках работ - 2 000 000 леев;

c) для договоров о закупках, предметом которых являются социальные и иные специальные услуги, перечисленные в приложении 2, - 1 000 000 леев.

(2) Если международным договором, стороной которого является Республика Молдова, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, применяются нормы международного договора.

(3) Договоры о секторальных закупках, оценочная стоимость которых без налога на добавленную стоимость не превышает пределов, указанных в части (1), регулируются Правительством.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

секторальная закупка - приобретение, на основе договора о закупках, товаров, работ или услуг в секторах энергетики, водных ресурсов, транспорта и почтовых услуг одним или несколькими закупающими субъектами у экономических операторов, отобранных этими закупающими субъектами;

вспомогательная закупочная деятельность - деятельность, заключающаяся в оказании помощи и поддержке деятельности по закупкам в одной из следующих форм:

a) техническая инфраструктура, позволяющая закупающим субъектам присуждать договоры о закупках или заключать рамочные соглашения по товарам, работам или услугам;

b) консультации об инициировании и проведении процедур закупки;

c) инициирование и проведение процедур закупки от имени и за счет соответствующих закупающих субъектов;

централизованная закупочная деятельность - деятельность, осуществляемая на постоянной основе в одной из следующих форм:

a) закупка товаров и/или услуг, предназначенных для закупающих субъектов;

b) присуждение договоров о закупках или заключение рамочных соглашений по товарам, работам и услугам, предназначенным для закупающих субъектов;

центральный закупочный орган - закупающий субъект, осуществляющий централизованную закупочную деятельность и, при необходимости, вспомогательную закупочную деятельность;

кандидат - любой экономический оператор, запросивший приглашение на участие или приглашенный участвовать в процедуре ограниченных торгов, переговоров с или без предварительного опубликования объявления на участие, конкурентного диалога или инновационного партнерства;

кандидатура - документы, посредством которых кандидат демонстрирует свою правомочность, способность осуществлять профессиональную деятельность, экономический и финансовый потенциал, технические и профессиональные возможности, стандарты обеспечения качества и охраны окружающей среды с целью получения приглашения на участие для последующей подачи оферты в рамках процедуры ограниченных торгов, переговоров с или без предварительного опубликования объявления на участие, конкурентного диалога или инновационного партнерства;

требования маркировки - требования, которым должны отвечать соответствующие товары, работы, услуги, процессы или процедуры, чтобы получить соответствующую маркировку;

жизненный цикл - все последовательные и/или взаимосвязанные стадии существования товара или работы либо оказания услуги, включая исследования и разработки, которые будут осуществляться, производство, реализацию и ее условия, транспортировку, использование и обслуживание, от приобретения сырья или формирования ресурсов до удаления, расчистки места производства и завершения услуги или использования;

конкурс решений - процедура, позволяющая закупающему субъекту приобретать, особенно в области обустройства территории, городского и ландшафтного планирования, архитектуры или обработки данных, план или проект, отобранный на конкурентной основе жюри, с присуждением или без присуждения премий;

договор о закупках товаров - договор о закупках, предметом которого является закупка товаров, приобретение их в рассрочку, наем или лизинг, с возможностью или без возможности выкупа. Договор о закупках, предметом которого является поставка товаров и который включает к тому же работы по монтажу и установке, считается договором о закупках товаров;

договор о закупках работ - договор о закупках, предметом которого является:

a) выполнение либо проектирование и выполнение работ, связанных с одним из видов деятельности, указанных в приложении 1;

b) выполнение либо проектирование и выполнение работы, иной нежели предусмотренные в пункте a);

c) реализация любыми средствами работы, отвечающей требованиям закупающего субъекта, оказывающим решающее влияние на вид или конструкцию работы;

договор о закупках услуг - договор о закупках, предметом которого является оказание услуг, иных нежели являющиеся предметом договора о закупках работ;

договор о секторальных закупках (именуемый также договор о закупках) - договор о государственных закупках, как он определен в Законе о государственных закупках №131/2015, заключенный закупающими органами в целях осуществления ими своей основной деятельности в одной из областей, определенных настоящим законом;

документация по присуждению - документ, содержащий требования, критерии, правила и иную информацию, необходимую для обеспечения экономических операторов полной, точной и четкой информацией о требованиях или элементах закупки, предмете договора и порядке проведения процедуры присуждения, включая технические спецификации или описательную документацию, предлагаемые договорные условия, форматы представления документов оферентами/кандидатами, информацию о применимых общих обязательствах;

маркировка - всякий документ, сертификат или свидетельство, подтверждающие, что соответствующие товары, работы, услуги, процессы или процедуры отвечают определенным требованиям;

поставщик услуг по закупке - любое физическое лицо или юридическое лицо публичного или частного права, предоставляющее на рынке вспомогательную закупочную деятельность;

инновация - внедрение нового или значительно улучшенного товара, услуги или процесса, включая, но не ограничиваясь этим, производственные процессы, строительство или строительные процессы, новый метод продаж или новый метод организации деловой практики, рабочих мест или внешних отношений, в частности в целях содействия решению социальных проблем или поддержки разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста;

работа - результат комплекса работ по строительству зданий или гражданскому строительству, сам по себе достаточный для выполнения экономической или технической функции;

электронные средства - электронное оборудование, используемое для обработки (включая цифровое сжатие) и хранения данных, подлежащих распространению, передаче и получению по проводам, посредством радиоволн, оптических или иных электромагнитных средств;

оферент - экономический оператор, представивший оферту в рамках процедуры присуждения договора о закупках;

экономический оператор - любое физическое или юридическое лицо, любая публичная организация или объединение таких лиц и/или организаций, поставляющие товары, выполняющие работы и/или оказывающие услуги на рынке;

техническое руководство - любая отличная от официальных стандартов спецификация, разработанная организациями по стандартизации, в том числе европейскими, в соответствии с процедурами, адаптированными к меняющимся потребностям рынка;

письменный/в письменной форме - любое выражение, состоящее из слов или цифр, которое может быть прочитано, воспроизведено и впоследствии передано, в том числе информация, передаваемая и сохраняемая с помощью электронных средств;

техническая спецификация:

a) в случае договоров о закупках работ - набор технических требований, содержащихся, в частности, в документации по присуждению и определяющих характеристики, которыми должен обладать поставляемый материал или товар, чтобы он мог использоваться для целей закупающего субъекта. Эти характеристики включают уровни экологической безопасности, проектирование, отвечающее всем видам использования (включая доступность для лиц с ограниченными возможностями), и оценку соответствия, показатели, безопасность или размеры, включая процедуры обеспечения качества, терминологию, символы, тестирование и методы тестирования, упаковку, маркировку и этикетирование, инструкции по использованию, а также производственные процессы и методы на всех этапах жизненного цикла работ. Характеристики также включают нормы проектирования и расчета затрат, условия тестирования, контроля и приемки работ, а также технологии или методы строительства и все другие условия технического характера, которые закупающий субъект в состоянии предусмотреть, в соответствии с общими или специальными правилами, в отношении завершенных работ и материалов или их составных частей;

b) в случае договоров о закупках товаров или услуг - указанная в документе для определения требуемых характеристик товара или услуги спецификация, такая как уровни качества, уровни экологической безопасности, проектирование, отвечающее всем видам использования (включая доступность для лиц с ограниченными возможностями), и оценка соответствия, показатели, использование товара, его безопасность или размеры, включая применимые к товару требования в отношении наименования, под которым он продается, терминология, символы, тестирование и методы тестирования, упаковка, маркировка и этикетирование, инструкции по использованию, производственные процессы и методы на всех стадиях жизненного цикла товара или услуги, а также процедуры по оценке соответствия;

общая техническая спецификация - техническая спецификация, разработанная в соответствии с процедурой, признанной в государствах-членах Европейского Союза, и опубликованная в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 3. Закупающие органы

(1) Закупающими органами являются органы публичной власти, определенные законодательством Республики Молдова, юридические лица публичного права, объединения таких органов или лиц.

(2) Юридическим лицом публичного права является любая организация, которая удовлетворяет в совокупности следующим требованиям:

a) учреждена для цели удовлетворения потребностей общего значения, не имеющих промышленного или коммерческого характера;

b) имеет статус юридического лица;

c) ее деятельность обеспечивается за счет государственных средств, либо ее управление подконтрольно органам публичной власти или иным юридическим лицам публичного права, либо ее административный, управленческий или надзорный совет состоит более чем на 50 процентов из лиц, назначенных вышеуказанными субъектами.

(3) Закупающим органом является также объединение закупающих субъектов, члены которого посредством гражданского правового акта выбирают из своего состава юридическое лицо, представляющее их в качестве единого закупщика в отношениях с любым экономическим оператором.

Статья 4. Закупающие субъекты

(1) Закупающим субъектом является:

a) закупающий орган или публичное предприятие, осуществляющее один из видов деятельности, указанных в статьях 9-15;

b) любое юридическое лицо (в том числе хозяйствующие субъекты, которые вправе от своего имени/от имени своей компании осуществлять предпринимательскую деятельность в Республике Молдова), иное нежели предусмотренное в пункте а), осуществляющее один из видов деятельности, указанных в статьях 9-15, и действующее на основе специальных или исключительных прав, предоставленных согласно законодательству компетентным органом.

(2) Публичным предприятием является любое юридическое лицо, которое осуществляет экономическую деятельность и на которое закупающие органы могут прямо или косвенно оказывать определяющее влияние в силу права собственности, финансового участия или правил, регулирующих его деятельность.

(3) Определяющее влияние со стороны закупающих органов предполагается в любом из следующих случаев, в которых эти органы прямо или косвенно:

a) владеют большей частью подписного капитала предприятия;

b) контролируют большинство голосов по акциям, выпущенным предприятием;

c) могут назначать более половины административного, управленческого или надзорного органа предприятия.

(4) Для целей настоящей статьи специальные или исключительные права означают права, предоставленные компетентным органом посредством любого законодательного, регламентарного или административного положения, действие которого заключается в ограничении осуществления видов деятельности, указанных в статьях 9-15, одним или несколькими субъектами, что существенно влияет на способность других субъектов осуществлять такую деятельность.

(5) Специальными или исключительными правами не могут считаться права, предоставленные в любой форме, в том числе посредством концессионных актов, ограниченному количеству субъектов на основе объективных, пропорциональных и недискриминационных критериев, позволяющих пользоваться данными правами любой заинтересованной стороне, удовлетворяющей этим критериям.

(6) Права, предоставленные посредством процедуры, в которой была обеспечена достаточная публичность и при которой предоставление таких прав основывалось на объективных критериях, не являются специальными или исключительными правами в смысле части (4).

Статья 5. Осуществление закупающими субъектами своих функций

(1) Закупающий субъект осуществляет свои функции посредством рабочей группы. В зависимости от предмета закупки закупающий субъект может создавать одну или несколько рабочих групп.

(2) Рабочая группа создается соответствующим решением (приказом) или распоряжением и состоит по меньшей мере из трех членов, включая руководителя рабочей группы - лицо, обладающее правом первой подписи в соответствующем субъекте, или назначенное им лицо - и секретаря рабочей группы.

(3) Закупающий субъект вправе при необходимости включать в рабочую группу в качестве консультантов специалистов и экспертов в той области, в которой осуществляется закупка. В случае необходимости соответствующим решением (приказом) или распоряжением специалисты и эксперты включаются в рабочую группу с правом голоса.

(4) В случае подачи соответствующего письменного заявления за два дня до истечения срока подачи оферт закупающий субъект в обязательном порядке включает в состав рабочей группы, в пределах одной трети ее состава, представителей гражданского общества. Включенные в состав рабочей группы представители гражданского общества пользуются правом совещательного голоса или правом на особое мнение, которое излагается в совещательном акте соответствующей группы.

(5) Во избежание ситуаций, которые могут повлиять на функционирование рабочей группы, решением (приказом) или распоряжением определяется состав членов-заместителей, которые при необходимости становятся полноправными членами рабочей группы.

(6) Рабочая группа выполняет следующие функции в области секторальных закупок:

a) разрабатывает годовые и квартальные планы осуществления секторальных закупок;

b) составляет объявления и/или приглашения в рамках процедур секторальной закупки;

c) разрабатывает документацию по присуждению и другие применяемые в рамках процедур секторальной закупки документы;

d) инициирует и осуществляет процедуры секторальной закупки;

e) обеспечивает широкое участие экономических операторов в процедурах секторальной закупки;

f) изучает, оценивает и сравнивает оферты экономических операторов, представленные в рамках процедур секторальной закупки;

g) присуждает договоры о секторальных закупках, заключаемые закупающим субъектом с экономическими операторами;

h) составляет отчеты о результатах процедур секторальной закупки и представляет их Агентству государственных закупок;

i) мониторирует договоры о секторальных закупках;

j) осуществляет хранение и учет всех документов, составленных и примененных в рамках процедур секторальной закупки.

(7) Закупающий субъект посредством рабочей группы обязан:

a) обеспечивать эффективность секторальных закупок;

b) обеспечивать объективность и беспристрастность в рамках процедур секторальной закупки;

c) обеспечивать гласность и прозрачность процедур секторальной закупки;

d) представлять, по требованию Агентства государственных закупок, любую информацию о заключении и исполнении договоров о секторальных закупках.

(8) При исполнении своих обязанностей член рабочей группы обязан действовать независимо, непредвзято и подчиняться только закону. Запрещается оказание какого бы то ни было влияния с целью предопределить исполнение членом рабочей группы обязанностей с нарушением положений настоящего закона.

(9) Закупающий субъект ответственен за исполнение и администрирование договоров о секторальных закупках согласно установленным в них срокам и условиям.

Статья 6. Смешанные закупки

(1) Договоры, предметом которых являются два или более вида закупок (товаров, работ или услуг), регулируемых настоящим законом, присуждаются в соответствии с положениями, применимыми к виду закупок, характеризующему основной предмет соответствующего договора.

(2) В случае смешанных договоров, предметом которых являются как социальные и иные специальные услуги, так и другие услуги, а также в случае смешанных договоров, предметом которых являются как услуги, так и товары, основной предмет определяется наивысшей оценочной стоимостью соответствующих услуг или товаров.

(3) В случае договоров, предметом которых являются как закупки, регулируемые настоящим законом, так и закупки, регулируемые иными нормативными актами, и если различные части договора могут быть объективно разделены, закупающий субъект вправе выбирать между присуждением отдельных договоров на разные части или присуждением единого договора.

(4) Если закупающий субъект выбирает присуждение отдельных договоров на разные части, решение о том, какой правовой режим применяется к каждому из отдельных договоров, принимается на основании характеристик соответствующих отдельных частей.

(5) Если закупающие субъекты выбирают присуждение единого договора, применяются положения частей (6) и (7).

(6) Договор, имеющий целью включение нескольких видов деятельности, подпадает под действие правил, применимых к виду деятельности, для которого договор предназначен в первую очередь.

(7) В случае договоров, по которым объективно невозможно определить, для какого вида деятельности договор предназначен в первую очередь, применяются следующие правила:

a) если один из видов деятельности, для которых предназначен договор, подпадает под действие настоящего закона, а остальные - под действие Закона о государственных закупках №131/2015, договор присуждается в соответствии с положениями Закона №131/2015;

b) если один из видов деятельности, для которых предназначен договор, подпадает под действие настоящего закона, а остальные - под действие Закона о концессиях работ и концессиях услуг №121/2018, договор присуждается в соответствии с настоящим законом;

c) если один из видов деятельности, для которых предназначен договор, подпадает под действие настоящего закона, а остальные не подпадают под действие ни настоящего закона, ни Закона о государственных закупках №131/2015 или Закона о концессиях работ и концессиях услуг №121/2018, ни Закона о частно-государственном партнерстве №179/2008, договор присуждается в соответствии с настоящим законом.

(8) Решение о присуждении единого договора или присуждении нескольких разных договоров не может быть принято с целью исключения договора или договоров из сферы действия настоящего закона, а также Закона о государственных закупках №131/2015 или Закона о концессиях работ и концессиях услуг №121/2018.

Статья 7. Порядок расчета оценочной стоимости договоров о секторальных закупках

(1) Расчет оценочной стоимости договора о секторальных закупках основывается на подлежащей оплате общей стоимости, без налога на добавленную стоимость, оцененной закупающим субъектом. Структура подлежащей оплате общей стоимости включает любую форму вознаграждения, в том числе любые виды премий, сборов, комиссионных, полученную прибыль и/или уплату взносов или выплаты в пользу оферентов, при этом принимается во внимание любая форма возможного выбора и возможность расширений договора.

(2) Если закупающий субъект состоит из отдельных подведомственных субъектов, учитывается общая оценочная стоимость по всем отдельно взятым подведомственным субъектам. Если подведомственный субъект несет независимую ответственность за свои закупки или за определенные категории таковых, стоимости могут оцениваться на уровне соответствующего субъекта.

(3) Закупающий субъект не вправе использовать методы расчета оценочной стоимости закупки в целях уклонения от применения процедур присуждения, предусмотренных настоящим законом.

(4) Оценочная стоимость договора о закупках определяется до инициирования процедуры присуждения соответствующего договора. Данная стоимость должна быть действительной на момент передачи для опубликования объявления на участие или, если процедура присуждения не предусматривает опубликования такого объявления, на момент передачи приглашения на участие.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Область применения закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Закупающие органы Статья 4. Закупающие субъекты Статья 5. Осуществление закупающими субъектами своих функций Статья 6. Смешанные закупки Статья 7. Порядок расчета оценочной стоимости договоров о секторальных закупках Глава II Виды деятельности Статья 8. Общие положения о секторальных видах деятельности Статья 9. Лицензируемые виды деятельности в секторе тепловой энергетики и природного газа Статья 10. Лицензируемые виды деятельности в секторе электроэнергетики Статья 11. Лицензируемые виды деятельности в секторе публичной услуги водоснабжения и канализации Статья 12. Секторальные виды деятельности в сфере транспорта Статья 13. Секторальные виды деятельности в портовой и аэропортовой сфере Статья 14. Секторальные виды деятельности в сфере почтовых услуг Статья 15. Секторальные виды деятельности, связанные с добычей нефти и природного газа, разведкой и добычей угля или других видов твердого топлива Глава III Исключения Статья 16. Договоры о секторальных закупках, присужденные в целях перепродажи или сдачи внаем третьим лицам Статья 17. Договоры о секторальных закупках и конкурсы решений, присужденные или организованные в иных целях, нежели для осуществления предусмотренной деятельности, или для осуществления таких видов деятельности за пределами Республики Молдова Статья 18. Договоры и конкурсы решений, присужденные или организованные согласно международным нормам Статья 19. Особые исключения для договоров о закупках услуг Статья 20. Договоры о закупках услуг, присужденные на основе исключительного права Статья 21. Договоры о закупках, присужденные определенными закупающими субъектами для закупки воды и для поставки энергии или топлива для производства энергии Статья 22. Закупки, включающие аспекты обороны и безопасности Статья 23. Смешанные закупки, относящиеся к секторальным видам деятельности и включающие аспекты обороны и безопасности Статья 24. Договоры о закупках, присужденные аффилированному предприятию Статья 25. Договоры о закупках, присужденные совместному предприятию или закупающему субъекту, состоящему в совместном предприятии Статья 26. Услуги по исследованиям и разработкам Статья 27. Уведомление об исключениях Глава IV Общие принципы Статья 28. Принципы, применяемые к секторальным закупкам Статья 29. Экономический оператор Статья 30. Особый режим Статья 31. Конфиденциальность Статья 32. Правила сообщения информации Статья 33. Номенклатура Статья 34. Правила избежания конфликта интересов Статья 35. Подкуп в рамках процедур секторальной закупки Глава V Процедуры секторальной закупки Статья 36. Процедуры секторальной закупки Статья 37. Открытые торги Статья 38. Ограниченные торги Статья 39. Переговоры с предварительным опубликованием объявления на участие Статья 40. Переговоры без предварительного опубликования объявления на участие Статья 41. Конкурентный диалог Статья 42. Инновационное партнерство Глава VI Специальные способы присуждения договоров о секторальных закупках Статья 43. Рамочное соглашение Статья 44. Динамичная система закупок Статья 45. Электронные торги Статья 46. Электронный каталог Статья 47. Централизованная закупочная деятельность Статья 48. Нерегулярные совместные закупки Статья 49. Дело о секторальной закупке Глава VII Требования к процедуре секторальной закупки Статья 50. Консультации с рынком Статья 51. Предварительное участие оферентов или кандидатов Статья 52. Правила описания товаров, работ и услуг Статья 53. Маркировка Статья 54. Доступность документации по присуждению в электронном формате Статья 55. Оферта. Альтернативные оферты Статья 56. Разделение на лоты Статья 57. Правила относительно сроков подачи и приема заявок на участие и оферт Статья 58. Разъяснения Глава VIII Гласность и прозрачность Статья 59. Объявление о намерении Статья 60. Объявление на участие Статья 61. Объявление о присуждении Статья 62. Объявление о существовании системы квалификации Статья 63. Приглашения кандидатам Статья 64. Информирование и присуждение договора о секторальных закупках Статья 65. Сроки заключения договоров о секторальных закупках Глава IX Квалификация и отбор на основе качества Статья 66. Системы квалификации Статья 67. Критерии отбора на основе качества Статья 68. Использование оснований исключения и критериев отбора, предусмотренных Законом о государственных закупках Статья 69. Квалификационные данные экономических операторов Статья 70. Декларация под свою ответственность Статья 71. Экономический и финансовый потенциал Статья 72. Технические и/или профессиональные возможности Статья 73. Стандарты обеспечения качества Статья 74. Стандарты охраны окружающей среды Статья 75. Рассмотрение, оценка и сравнение оферт Глава X Присуждение договора Статья 76. Критерии присуждения договора о секторальных закупках Статья 77. Расчет затрат на жизненный цикл Статья 78. Оферта с анормально заниженной ценой Глава XI Договор о секторальных закупках Статья 79. Особые условия исполнения договора о секторальных закупках Статья 80. Договор о секторальных закупках Статья 81. Субподряд Статья 82. Изменение договора в течение срока его действия Статья 83. Особые условия прекращения договора о секторальных закупках Статья 84. Отчет о процедуре секторальной закупки Глава XII Специальные режимы закупок Статья 85. Закупка социальных и иных специальных услуг Статья 86. Конкурс решений Глава XIII Разрешение споров и юридическая ответственность Статья 87. Национальное агентство по разрешению споров Статья 88. Формы юридической ответственности Глава XIV Заключительные и переходные положения Статья 89. Заключительные положения Статья 90. Переходные положения Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3