Действует

Неофициальный перевод

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 30 августа 2023 года №625

Об утверждении Национальной программы развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы

На основании пункта а) статьи 5 и пункта h) статьи 6 Закона №136/2017 о Правительстве (Официальный монитор Республики Молдова, 2017 г., №252, ст.412), с последующими изменениями, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Национальную программу развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы (прилагается).

2. Министерству финансов обеспечить мониторинг и координирование процесса реализации Национальной программы развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы.

3. Министерствам и другим центральным и местным административным органам обеспечить выполнение Национальной программы развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов.

Премьер-министр

Дорин Речан

Контрасигнует:

Министр финансов

 

Вероника Сирецяну

 

Утверждена Постановлением Правительства Республики Молдова от 30 августа 2023 года №625

Национальная программа развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы

Глава I Введение

1. Государственные закупки являются одним из приоритетных направлений деятельности государства, способствующих развитию экономической и социальной инфраструктуры, оказанию публичных услуг, повышению доверия к государственным учреждениям. Хорошо продуманный процесс государственных закупок напрямую способствует достижению целей страны, таких как улучшение дорожной инфраструктуры, повышение энергоэффективности, увеличение количества рабочих мест, развитие бизнеса, качественные услуги в школах, больницах, населенных пунктах и т.д.

2. Национальная программа развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы (в дальнейшем - Программа) является среднесрочным документом государственной политики, разработанным для установления приоритетов и мер в сфере государственных закупок, а также для реализации Стратегии развития менеджмента публичных финансов, утвержденной Постановлением Правительства №71/2023, c целью ответа на вызовы и поддержки национальной политики и стратегий развития.

3. Программа содержит действия, которые должны быть выполнены на основе обязательств, принятых в рамках Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова, с одной стороны, и Европейским Союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (в дальнейшем - Соглашение об ассоциации), ратифицированного Законом №112/2014, а также вытекающих из статуса страны-кандидата на вступление в Европейский Союз, что необходимо для реализации оставшихся обязательств Республики Молдова в процессе гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза.

4. Настоящая Программа соответствует целям Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которую в 2015 году Республика Молдова обязалась реализовать. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года представляет собой программу глобальных действий в сфере, развития с универсальным характером и которая способствует балансу между тремя измерениями устойчивого развития - экономическим, социальным и экологическим.

5. В целях реализации Целей устойчивого развития в Республике Молдова, обеспечения мониторинга и оценки процесса их реализации, Постановлением Правительства №953/2022 утверждена Национальная рамочная программа мониторинга реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Задачи, направленные, в частности, на государственные закупки: ЦУР 9.1 - Развивать качественную, надежную, устойчивую и прочную инфраструктуру в регионах страны в целях поддержки экономического развития и повышения благосостояния населения с упором на широкий и равноправный доступ для всех; ЦУР 9.4 - К 2030 году модернизировать инфраструктуру и реабилитировать отрасли, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов в соответствии с их индивидуальными возможностями; ЦУР 12.1 - Интегрировать устойчивое производство и потребление в национальные политики и осуществлять их; ЦУР 12.7 - Содействовать устойчивой практике государственных закупок в соответствии с национальными политиками и приоритетами; ЦУР 16.5 - Значительно сократить коррупцию и взяточничество во всех их формах и ЦУР 16.6 - Создать эффективные, подотчетные и прозрачные учреждения на всех уровнях.

6. Настоящая Программа будет способствовать реализации целей Национальной стратегии развития "Европейская Молдова 2030" (в дальнейшем - НСР "Европейская Молдова 2030"), утвержденной Законом №315/2022, касающихся сферы закупок.

7. Таким образом настоящая Программа будет способствовать достижению целей НСР "Европейская Молдова 2030", в частности, будет способствовать реализации Общей цели 7. Обеспечение эффективного, инклюзивного и транспарентного управления. Также окажет косвенное влияние на реализацию следующих целей: Общая цель 1. Увеличение доходов из устойчивых источников и сокращение неравенства, Общая цель 2. Улучшение жилищных условий, Общая цель 3. Обеспечение надлежащего и качественного всеобщего образования на протяжении всей жизни, Общая цель 5. Улучшение физического и психического здоровья населения путем активного вклада современной и эффективной системы здравоохранения, отвечающей потребностям каждого человека, Общая цель 8. Построение справедливой, неподкупной и независимой системы правосудия, Общая цель 10. Обеспечение здоровой и безопасной окружающей среды.

8. Будут учитываться приоритеты, изложенные в главе "Финансы" Программы деятельности Правительства "Процветающая, безопасная, европейская Молдова" и Общая цель №7. Обеспечение эффективного, инклюзивного и прозрачного управления из Национального плана развития на 2023-2025 годы, утвержденного Постановлением Правительства №89/2023.

9. Цель настоящей Программы сосредоточена на установлении направлений деятельности для разработки высокоэффективной системы государственных закупок, способной обеспечить "соотношение цены и качества" при использовании государственных средств. Программа предусматривает системный подход, основанный на четко определенной логической схеме вмешательства для развития системы государственных закупок.

Глава II Анализ ситуации

10. Государственному сектору для реализации утвержденных стратегий, программ и планов действий необходимо использовать набор навыков, возможностей (включая финансовые ресурсы), инструменты и соответствующую инфраструктуру. Они предоставляются как функциональными субъектами, принадлежащими этому сектору, так и другими субъектами, принадлежащими частному сектору или некоммерческому сектору. Средство, используемое для доступа к товарам, работам или услугам, которые дополняют, поддерживают, создают и развивают навыки, возможности, инструменты и инфраструктуру государственного сектора, необходимые как для предоставления услуг гражданам, так и для реализации положений документов о планировании и государственной политики, это процесс государственных закупок.

11. Процессы государственных закупок, осуществляемые закупающими органами, оказывают существенное влияние на экономическое развитие, что подтверждается, с одной стороны, Всемирной торговой организацией (в дальнейшем - ВТО), которая уточняет, что государственные закупки составляют в среднем 10-15% валового внутреннего продукта (в дальнейшем - ВВП) экономики, а также Европейской комиссией, которая уточняет, что на уровне Европейского Союза более 250 000 органов публичной власти ежегодно используют примерно 14% ВВП для покупки услуг, работ и товаров.

12. Согласно данным, предоставленным Агентством государственных закупок за последние 4 года государственные закупки по отношению к ВВП представляли следующие значения:

1) 2019: 8,94 млрд. леев 4,25% ВВП

2) 2020: 9,04 млрд. леев 4,38% ВВП

3) 2021: 8,45 млрд. леев 3,49% ВВП

4) 2022: 13,68 млрд. леев 5,02% ВВП

13. Эволюция доли государственных закупок в ВВП Молдовы на временном горизонте более 10 лет демонстрирует прямо пропорциональную связь между темпами экономического роста и стоимостью закупок, как показано на рисунке 1.

РИС 1 625-23

Рисунок 1. Объем и доля государственных закупок по отношению к ВВП (млрд леев)

Источник: Отчет Агентства государственных закупок о деятельности в сфере государственных закупок, осуществленной в течение 2022 года (доступно по ссылке https://tender.gov.md/sites/default/files/document/attachments/raport_aap_2022.pdf)

14. Информация о доле государственных закупок в ВВП, представленная выше, отражает сделки, осуществленные в соответствии с положениями Закона №131/2015 о государственных закупках. Счетная палата сообщает, что в 2020 году оценочная стоимость малоценных закупок (9,01 млрд. леев) сравнялась с общей стоимостью государственных закупок (9,04 млрд. леев), в то же время зарегистрировав тенденцию роста. Эта информация выводит долю государственных закупок (8,74%) в ВВП Молдовы на уровень, аналогичный указанному ВТО, и намного ближе к уровню их доли на уровне Европейского Союза (в дальнейшем - ЕС). Эта цифра отражает влияние государственных закупок на содействие устойчивому экономическому развитию и, соответственно, на получение социально-экономических выгод.

15. В том же контексте отметим, что в 2020 году доля государственных закупок (объем которых составил 18,05 млрд. леев) в расходах и нефинансовых активах национального публичного бюджета составила 24,63%. Также Правительство направило финансовые средства в размере 1,68 млрд. леев на обслуживание государственного долга, а расходы на содержание персонала Правительства составили 17,21 млрд. леев. Данные отражены в рисунке 2.

РИС 2 625-23

Рисунок 2. Объем государственных закупок по сравнению с другими расходами

Источник: Каталог открытых данных Министерства финансов за 2020 год (доступно по ссылке https://mf.gov.md/ro/content/catalogul-de-date-deschise-al-mf-pentru-anul-2020).

16. Способность использовать имеющиеся финансовые ресурсы посредством государственных закупок является одним из элементов, который в значительной степени способствует успеху реализации государственной политики в целях повышения качества жизни, для получения товаров, услуг и работ, необходимых для повышения уровня жизни, вытекающая из:

а) регулирования государственных закупок;

b) полномочий заинтересованных сторон (организаций или лиц), участвующих в эффективном управлении и осуществлении закупок.

17. Что касается содержания правил относительно государственных закупок, способ их применения и инфраструктура, используемая для осуществления закупок, оказывают прямое и существенное влияние как на способность публичного сектора обслуживать своих граждан, так и на эффективность экономики.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Молдова от 30 августа 2023 года №625
"Об утверждении Национальной программы развития системы государственных закупок на 2023-2026 годы"

О документе

Номер документа:625
Дата принятия: 30.08.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29.10.2023
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №370-372, 29 сентября 2023 года, Ст. 863.