Дата обновления БД:
06.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
447 / 1070
Всего документов в БД:
138455
Неофициальный перевод
КОДЕКС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 3 февраля 2022 года №19
(В редакции Закона Республики Молдова от 22.03.2024 г. №47)
Парламент принимает настоящий кодекс.
Настоящий кодекс частично перелагает в национальное законодательство:
- Директиву 2012/34/ЕС от 21 ноября 2012 года Европейского Парламента и Совета о создании единого европейского железнодорожного пространства (новая редакция) (текст касается ЕЭЗ), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 343 от 14 декабря 2012 года, с последними поправками, внесенными Делегированным решением (ЕС) 2017/2075 Комиссии от 4 сентября 2017 года;
- Директиву 2016/798/ЕС от 11 мая 2016 года Европейского Парламента и Совета о безопасности на железнодорожном транспорте (новая редакция) (текст касается ЕЭЗ), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 138 от 26 мая 2016 года;
- Директиву 2007/59/ЕС от 23 октября 2007 года Европейского Парламента и Совета о сертификации машинистов, осуществляющих вождение локомотивов и поездов в железнодорожной системе Сообщества, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 315 от 3 декабря 2007 года, с последними поправками, внесенными Директивой (ЕС) 2016/882 Комиссии от 1 июня 2016 года.
Глава I Общие положения
Статья 1. Предмет и область применения
(1) Настоящий кодекс устанавливает:
a) правовую основу для условий управления железнодорожной инфраструктурой и организации деятельности по железнодорожным перевозкам;
b) условия регистрации и сертификации железнодорожных предприятий;
c) требования к работникам в области железнодорожного транспорта;
d) правовые отношения между субъектами, участвующими в перевозках пассажиров, багажа и грузов железнодорожным транспортом.
(2) Положения настоящего кодекса распространяются:
а) на использование железнодорожной инфраструктуры для оказания услуг по железнодорожным перевозкам;
b) на услуги по железнодорожным перевозкам;
c) национальную железнодорожную систему;
d) на железнодорожный подвижной состав;
e) на услуги, связанные с железнодорожным транспортом.
Статья 2. Понятия
В целях настоящего кодекса определяются следующие понятия:
Администратор инфраструктуры - управляющий железнодорожной инфраструктурой общего пользования, предприятие, которое управляет железнодорожной инфраструктурой общего пользования путем предоставления услуг по доступу к ней, администрирует и обслуживает эту инфраструктуру, включая управление железнодорожным сообщением посредством системы контроля и управления и системы сигнализации, и которое обеспечивает ее развитие в соответствии с политикой развития и финансирования железнодорожной инфраструктуры, утвержденной Правительством;
авторизация безопасности - документ, подтверждающий внедрение системы управления безопасностью и выполнение Администратором инфраструктуры специальных требований, необходимых для безопасного обслуживания и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры;
разрешение на железнодорожные перевозки - документ, подтверждающий техническую и экономическую способность железнодорожного предприятия осуществлять деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом;
пропускная способность инфраструктуры - возможность планирования затребованных маршрутов для участка железнодорожной инфраструктуры на определенный период;
основные требования - все требования, утвержденные настоящим кодексом, нормативными актами Правительства и центрального отраслевого органа в области железнодорожного транспорта, которым должны соответствовать железнодорожная система, ее подсистемы и составные элементы интероперабельности, включая интерфейсы;
сертификат безопасности - документ, подтверждающий, что железнодорожное предприятие внедрило систему управления безопасностью, а также выполнило требования, установленные техническими спецификациями интероперабельности, нормами безопасности и другими соответствующими положениями с целью контроля рисков и безопасного выполнения операций по железнодорожным перевозкам;
договор о выделении пропускной способности - договор, устанавливающий права и обязанности заявителя и Администратора инфраструктуры в отношении пропускной способности инфраструктуры, подлежащей выделению, и в отношении тарификации, применяемой в течение периода, превышающего один срок действия графика движения;
развитие инфраструктуры - действия, мероприятия и работы, осуществляемые для строительства, реконструкции или модернизации железнодорожной инфраструктуры или входящих в нее систем и оборудования;
справочный документ сети - документ, в котором подробно изложены общие правила, предельные сроки, процедуры и критерии для схем тарификации и выделения пропускной способности, сведения и технические требования, необходимые для возможности запроса пропускной способности инфраструктуры;
составные элементы интероперабельности - элементарные компоненты, группы компонентов, сборочный узел или полная сборка оборудования, включенного или предназначенного для включения в подсистему, в том числе компьютерные программы, от которых прямо или косвенно зависит интероперабельность железнодорожной системы;
основные функции управления инфраструктурой - принятие решений о выделении маршрутов (пропускной способности инфраструктуры), включая определение и оценку их доступности, выделение индивидуальных маршрутов, принятие решений по тарификации железнодорожной инфраструктуры и определение тарифов в соответствии с тарифной схемой и выделением пропускной способности;
график движения - данные, определяющие все запланированные передвижения поездов и железнодорожного подвижного состава в пределах железнодорожной инфраструктуры в период действия данного графика;
железнодорожная инфраструктура - инфраструктура железной дороги и занимаемые ею земли, состоящая из комплекса технологических элементов, включая железнодорожные пути и иные сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, коммуникационные сети, системы сигнализации, централизации и взаимной блокировки, информационные, коммуникационные системы и системы контроля железнодорожного сообщения, здания (кроме административных зданий) и оборудование, предусмотренное настоящим кодексом;
перегруженная инфраструктура - участок или элемент железнодорожной инфраструктуры, запросы на пропускную способность которого не могут быть полностью удовлетворены в определенные периоды даже после координирования различных запросов на бронирование этой пропускной способности;
инфраструктура услуг - установки, включая земли, здания и оборудование, которые были специально организованы, полностью или частично, для возможности оказания одной или нескольких услуг Администратором инфраструктуры или оператором инфраструктуры услуг;
железнодорожное предприятие - оператор железнодорожного транспорта, которым может быть любое предприятие, зарегистрированное в соответствии с настоящим кодексом и Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №220/2007, основная деятельность которого состоит в оказании услуг по перевозкам грузов и/или пассажиров железнодорожным транспортом, c обязательным обеспечением предприятием тяги, в том числе предприятия, основная деятельность которых состоит только в обеспечении тяги;
обслуживание инфраструктуры - ремонтные работы и другие мероприятия, проводимые в рамках железнодорожной инфраструктуры, направленные на поддержание ее состояния в соответствии с условиями и параметрами, установленными нормативными требованиями по эксплуатации и безопасности железнодорожной инфраструктуры;
железнодорожный подъездной путь - железнодорожный путь, связанный с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и предназначенный для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей;
методы безопасности (MБ) - методы, которые должны быть разработаны для описания способа оценки уровней безопасности, достижения целей безопасности и соответствия другим требованиям по безопасности железнодорожной системы;
обязательство по оказанию публичной услуги - обязательство, налагаемое договором на железнодорожное предприятие в общих экономических интересах с целью обеспечения населения услугами по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом по доступной цене, которые в отсутствие компенсаций являются нерентабельными и не представляют коммерческого интереса;
цели безопасности (ЦБ) - минимальные уровни безопасности, которые должны быть достигнуты железнодорожной системой в целом или ее отдельными частями;
орган по оценке соответствия - как это определено Законом о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011;
нотифицированный орган по оценке соответствия - как это определено Законом о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011;
признанный орган по оценке соответствия - орган по аккредитации или национальный орган по аккредитации, как это определено Законом о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011;
оператор инфраструктуры услуг - любой публичный или частный субъект, ответственный за управление одной или несколькими инфраструктурами услуг или за оказание одной или нескольких услуг железнодорожным предприятиям;
пассажир - физическое лицо, на имя которого оформлен билет или любой другой проездной документ, дающий ему право сесть в поезд и быть перевезенным железнодорожным предприятием в указанный пункт назначения;
принципы коммерческой деятельности - фундаментальные элементы, применяемые в деловых отношениях;
обоснованная прибыль - норма рентабельности собственного капитала, учитывающая риски, включая риск для доходов, или отсутствие рисков, которые понесены Администратором инфраструктуры, железнодорожными предприятиями и оператором инфраструктуры услуг, размер которой устанавливается Правительством;
Национальный регистр железнодорожных транспортных средств (НРЖТС) - регистр, управляемый Правлением железной дороги, который содержит информацию о железнодорожных транспортных средствах, имеющих право на движение по национальной железнодорожной сети, о физических и юридических лицах, имеющих право собственности или владения железнодорожными транспортными средствами, регистрационных номерах железнодорожных транспортных средств, технической документации и субъектах, ответственных за обслуживание этих транспортных средств;
железнодорожная система - сеть, состоящая из нескольких типов железнодорожных путей, включая системы управления железнодорожным сообщением, системы слежения, навигации и телекоммуникационную систему, а также железнодорожные транспортные средства;
система управления безопасностью (СУБ) - организация и порядок, установленные Администратором инфраструктуры или железнодорожным предприятием для обеспечения безопасного управления своими операциями;
технические спецификации интероперабельности (ТСИ) - спецификации, охватывающие каждую подсистему или часть подсистемы для выполнения основных требований и обеспечения интероперабельности конвенциональных железнодорожных систем, как это определено в настоящем кодексе;
заявитель - железнодорожное предприятие, группа железнодорожных предприятий, орган, участвующие в выполнении договоров об оказании публичных услуг по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, или любое предприятие, оказывающее услуги по комбинированным перевозкам грузов, желающее получить пропускную способность инфраструктуры для деятельности по железнодорожным перевозкам;
международное сообщение - перевозки между Республикой Молдова и другими странами, в ходе которых осуществляется ввод и/или вывод из состава поезда вагонов, которые могут иметь различные пункты отправления и назначения, при условии, что все вагоны пересекают границу;
маршрут - пропускная способность инфраструктуры, необходимая для обеспечения движения поезда между двумя пунктами сети в течение определенного периода времени;
железнодорожное транспортное средство - железнодорожный подвижной состав (локомотив, вагон, моторный вагон) или путевое оборудование для ремонта железнодорожных путей либо подвижная машина, пригодная для движения по железнодорожным путям, с тягой или без тяги, состоящая из одной или нескольких структурных и функциональных подсистем или частей таких подсистем;
полоса отвода - зона, включающая необходимые для осуществления железнодорожных перевозок земли, занимаемые насыпями, инженерными сооружениями (мостами, туннелями, переходами), линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, установками электроснабжения, железнодорожными станциями и путевыми устройствами. Полоса отвода также включает зону безопасности и охранную зону железнодорожной инфраструктуры, которые устанавливаются центральным отраслевым органом в области железнодорожного транспорта при координировании с Агентством окружающей среды;
зона безопасности - зона, включающая полосы земли, расположенные по обе стороны от оси железнодорожного пути, необходимые для размещения устройств сигнализации и безопасности движения, прочих устройств оперативного управления движением поездов, а также для установок и работ по охране окружающей среды;
охранная зона - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, установок и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта, и земельные участки, занятые защитными лесонасаждениями.
Глава II Организация сектора железнодорожного транспорта
Статья 3. Миссия, ключевые функции и основные полномочия центрального отраслевого органа в области железнодорожного транспорта
(1) Миссия центрального отраслевого органа в области железнодорожного транспорта (далее - Министерство) состоит в разработке и продвижении государственной политики в области железнодорожного транспорта.
(2) Ключевыми функциями Министерства являются разработка, обеспечение внедрения, мониторинг, оценка и отчетность о реализации государственной политики устойчивого развития железнодорожного транспорта в условиях безопасности железнодорожного сообщения и повышение качества оказываемых услуг по железнодорожным перевозкам.
(3) В целях выполнения своей миссии и ключевых функций Министерство осуществляет следующие основные полномочия:
a) разрабатывает программные документы по развитию железнодорожного транспорта и проекты нормативных актов в области железнодорожного транспорта и представляет их на утверждение Правительству;
b) продвигает предложения по выделению необходимых финансовых средств на обслуживание и развитие железнодорожной инфраструктуры в соответствии с Национальной программой развития железнодорожной инфраструктуры, компенсаций на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, предоставляемые по договорам об оказании публичных услуг, и компенсаций на покрытие расходов, понесенных железнодорожными предприятиями вследствие предоставления льгот на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом. Выделение компенсаций осуществляется на основе методологии, утвержденной Правительством;
c) разрабатывает, продвигает политику реструктуризации сектора железнодорожного транспорта и осуществляет ее мониторинг;
d) разрабатывает Методологию формирования тарифов на использование железнодорожной инфраструктуры и представляет ее на утверждение Правительству;
e) разрабатывает долгосрочный договор об управлении железнодорожной инфраструктурой и Национальную программу развития железнодорожной инфраструктуры и представляет их на утверждение Правительству;
f) перечисляет финансовые средства, полученные из государственного бюджета, на обслуживание и развитие железнодорожной инфраструктуры, на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, предоставляемые по договорам об оказании публичных услуг, и на компенсацию расходов, понесенных железнодорожными предприятиями в результате предоставления льгот на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом;
g) утверждает тарифы в соответствии с методологиями, утвержденными Правительством;
h) принимает необходимые меры по защите прав потребителей в области железнодорожного транспорта;
i) выдвигает на утверждение Правительству проекты по присоединению к международным договорам в области железнодорожного транспорта;
j) представляет на утверждение Правительству положение об организации и функционировании, структуре и предельной численности персонала административного органа, ответственного за реализацию политики в области железнодорожного транспорта (далее - Правление железной дороги);
k) утверждает положения и инструкции согласно настоящему кодексу;
l) представляет государство в отношениях с международными организациями в области железнодорожного транспорта и с аналогичными органами других государств по вопросам, связанным с разработкой и продвижением политики в соответствующей области;
m) заключает договоры об оказании публичных услуг с предприятиями, отобранными для выполнения обязательств по оказанию публичной услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, а также долгосрочные договоры об управлении железнодорожной инфраструктурой с Администратором инфраструктуры.
Статья 4. Миссия, ключевые функции и основные полномочия Правления железной дороги
(1) Цель Правления железной дороги заключается во внедрении и в реализации политики в области железнодорожного транспорта и безопасности на железнодорожном транспорте. Правление железной дороги действует как орган по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте, обладает полномочиями по контролю, выдает разрешения на железнодорожные перевозки, авторизации безопасности, сертификаты безопасности и права на вождение машиниста локомотива.
(2) Правление железной дороги сотрудничает с регулирующим органом рынка услуг по железнодорожным перевозкам (далее - Регулирующий орган рынка) c целью обеспечения конкурентной среды и предотвращения дискриминации на рынке услуг по железнодорожным перевозкам в соответствии с положениями настоящего кодекса.
(3) Миссия Правления железной дороги заключается во внедрении политики в области железнодорожного транспорта и надзоре за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативной базы в данной области для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок.
(4) Основными функциями Правления железной дороги являются:
а) реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта;
b) обеспечение выполнения обязательств и реализации прав Республики Молдова, вытекающих из положений международных договоров в области железнодорожного транспорта;
с) обеспечение применения нормативной базы посредством деятельности по сертификации, постоянного надзора и контроля в области железнодорожного транспорта;
d) обеспечение оптимального уровня безопасности на железнодорожном транспорте.
(5) В целях выполнения своей миссии и ключевых функций Правление железной дороги осуществляет следующие основные полномочия:
а) утверждает ввод в действие структурных подсистем, составляющих железнодорожную систему, и проверяет соответствие их эксплуатации и обслуживания основным требованиям;
b) выдает, переоформляет, приостанавливает и отзывает авторизации безопасности и сертификаты безопасности, проверяет соблюдение установленных в них условий Администратором инфраструктуры и железнодорожными предприятиями;
c) допускает к движению новый или существенно модифицированный подвижной состав, не охваченный техническими спецификациями интероперабельности;
d) осуществляет надзор за соответствием составляющих интероперабельности основным требованиям, утвержденным нормативными актами Правительства и Министерства;
e) осуществляет мониторинг, продвигает, вводит в действие и развивает нормативную базу в области безопасности на железнодорожном транспорте;
f) регистрирует железнодорожные транспортные средства в Национальном регистре железнодорожных транспортных средств, обеспечивая достоверность и постоянное обновление информации об их безопасности;
g) выдает разрешения на железнодорожные перевозки, авторизации безопасности, сертификаты безопасности и права на вождение машиниста локомотива, имеющие надлежащий уровень защиты для предотвращения подделки;
h) разрабатывает и утверждает руководства, технические пособия и инструкции по безопасности, эксплуатации и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также элементов железнодорожной инфраструктуры;
i) разрабатывает предложения по техническим регламентам, инструкциям, техническим спецификациям интероперабельности в области железнодорожного транспорта в соответствии с положениями настоящего кодекса и установленными Правительством нормами;
j) имеет другие полномочия, установленные Министерством.
(6) В рамках сертификации машинистов локомотива Правление железной дороги осуществляет следующие полномочия:
a) выдает и отзывает права на вождение машиниста локомотива;
b) обеспечивает периодическое проведение экзаменов машинистов локомотива;
c) выдает мотивированные запросы о приостановлении действия удостоверений машиниста локомотива;
d) признает лиц и организации по обучению и тестированию машинистов локомотива;
e) публикует и обновляет списки лиц и организаций по обучению и тестированию машинистов локомотива;
f) хранит и постоянно обновляет списки выдаваемых прав на вождение машиниста локомотива;
g) осуществляет мониторинг процесса сертификации машинистов локомотива.
(7) Правление железной дороги обеспечивает создание и ведение регистров согласно положениям Закона о регистрах №71/2007 и на основании утвержденного Правительством положения.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Кодекс железнодорожного транспорта Республики Молдова
от 3 февраля 2022 года №19
О документе
Номер документа: | 19 |
Дата принятия: | 03.02.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 18.02.2024 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №45-52, 18 февраля 2022 года, Ст. 57.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 132 настоящий Кодекс вступает в силу по истечении 24 месяцев со дня опубликования - с 18 февраля 2024 года, за исключением положений:
- частей (1) и (2), пунктов a), b), f), h), i), k) и l) части (3) статьи 3, статьи 12, частей (1)-(4), (7) и (8) статьи 78, части (1) статьи 79, регулирующих публичные услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, которые вступают в силу по истечении шестимесячного срока со дня опубликования настоящего Кодекса - с 18 августа 2022 года;
- пунктов c), d), e), g) и j) части (3) статьи 3, части (3), пунктов a), b) и d) части (4), пунктов e), f), h), i) и j) части (5), частей (7) и (8) статьи 4, пункта d) статьи 5, статьи 7, части (7) статьи 49, части (1) статьи 89, регулирующих функционирование Правления железной дороги, которые вступают в силу по истечении шестимесячного срока со дня опубликования настоящего Кодекса - с 18 августа 2022 года;
- части (1) статьи 10 и части (1) статьи 17, регулирующих финансирование железнодорожной инфраструктуры, которые вступают в силу по истечении шестимесячного срока со дня опубликования настоящего Кодекса - с 18 августа 2022 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 22.03.2024 документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты (обновление нормативной базы в сфере управления человеческими ресурсами) № 47 от 22.03.2024
Вступила в силу с: 01.04.2024
Ссылка на Закон Республики Молдова О деятельности по аккредитации и оценке соответствия
Ссылка на Закон Республики Молдова О регистрах
Ссылка на Закон Республики Молдова О государственной должности и статусе государственного служащего
Ссылка на Закон Республики Молдова О публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности
Ссылка на Закон Республики Молдова О регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения
Ссылка на Закон Республики Молдова О государственном контроле предпринимательской деятельности
Ссылка на Закон Республики Молдова О защите персональных данных
Ссылка на Закон Республики Молдова Об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении
Ссылка на Земельный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О гражданской защите
Ссылка на Закон Республики Молдова Об оценке воздействия на окружающую среду
Ссылка на Административный Кодекс Республики Молдова
Ссылка на Кодекс Республики Молдова об образовании
Ссылка на Кодекс железнодорожного транспорта Республики Молдова
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку