Дата обновления БД:
01.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
67 / 218
Всего документов в БД:
133331
Неофициальный перевод
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку
КОДЕКС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 3 февраля 2022 года №19
Парламент принимает настоящий кодекс.
Настоящий кодекс частично перелагает в национальное законодательство:
- Директиву 2012/34/ЕС от 21 ноября 2012 года Европейского Парламента и Совета о создании единого европейского железнодорожного пространства (новая редакция) (текст касается ЕЭЗ), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 343 от 14 декабря 2012 года, с последними поправками, внесенными Делегированным решением (ЕС) 2017/2075 Комиссии от 4 сентября 2017 года;
- Директиву 2016/798/ЕС от 11 мая 2016 года Европейского Парламента и Совета о безопасности на железнодорожном транспорте (новая редакция) (текст касается ЕЭЗ), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 138 от 26 мая 2016 года;
- Директиву 2007/59/ЕС от 23 октября 2007 года Европейского Парламента и Совета о сертификации машинистов, осуществляющих вождение локомотивов и поездов в железнодорожной системе Сообщества, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 315 от 3 декабря 2007 года, с последними поправками, внесенными Директивой (ЕС) 2016/882 Комиссии от 1 июня 2016 года.
Глава I Общие положения
Статья 1. Предмет и область применения
(1) Настоящий кодекс устанавливает:
a) правовую основу для условий управления железнодорожной инфраструктурой и организации деятельности по железнодорожным перевозкам;
b) условия регистрации и сертификации железнодорожных предприятий;
c) требования к работникам в области железнодорожного транспорта;
d) правовые отношения между субъектами, участвующими в перевозках пассажиров, багажа и грузов железнодорожным транспортом.
(2) Положения настоящего кодекса распространяются:
а) на использование железнодорожной инфраструктуры для оказания услуг по железнодорожным перевозкам;
b) на услуги по железнодорожным перевозкам;
c) национальную железнодорожную систему;
d) на железнодорожный подвижной состав;
e) на услуги, связанные с железнодорожным транспортом.
Статья 2. Понятия
В целях настоящего кодекса определяются следующие понятия:
Администратор инфраструктуры - управляющий железнодорожной инфраструктурой общего пользования, предприятие, которое управляет железнодорожной инфраструктурой общего пользования путем предоставления услуг по доступу к ней, администрирует и обслуживает эту инфраструктуру, включая управление железнодорожным сообщением посредством системы контроля и управления и системы сигнализации, и которое обеспечивает ее развитие в соответствии с политикой развития и финансирования железнодорожной инфраструктуры, утвержденной Правительством;
авторизация безопасности - документ, подтверждающий внедрение системы управления безопасностью и выполнение Администратором инфраструктуры специальных требований, необходимых для безопасного обслуживания и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры;
разрешение на железнодорожные перевозки - документ, подтверждающий техническую и экономическую способность железнодорожного предприятия осуществлять деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом;
пропускная способность инфраструктуры - возможность планирования затребованных маршрутов для участка железнодорожной инфраструктуры на определенный период;
основные требования - все требования, утвержденные настоящим кодексом, нормативными актами Правительства и центрального отраслевого органа в области железнодорожного транспорта, которым должны соответствовать железнодорожная система, ее подсистемы и составные элементы интероперабельности, включая интерфейсы;
сертификат безопасности - документ, подтверждающий, что железнодорожное предприятие внедрило систему управления безопасностью, а также выполнило требования, установленные техническими спецификациями интероперабельности, нормами безопасности и другими соответствующими положениями с целью контроля рисков и безопасного выполнения операций по железнодорожным перевозкам;
договор о выделении пропускной способности - договор, устанавливающий права и обязанности заявителя и Администратора инфраструктуры в отношении пропускной способности инфраструктуры, подлежащей выделению, и в отношении тарификации, применяемой в течение периода, превышающего один срок действия графика движения;
развитие инфраструктуры - действия, мероприятия и работы, осуществляемые для строительства, реконструкции или модернизации железнодорожной инфраструктуры или входящих в нее систем и оборудования;
справочный документ сети - документ, в котором подробно изложены общие правила, предельные сроки, процедуры и критерии для схем тарификации и выделения пропускной способности, сведения и технические требования, необходимые для возможности запроса пропускной способности инфраструктуры;
составные элементы интероперабельности - элементарные компоненты, группы компонентов, сборочный узел или полная сборка оборудования, включенного или предназначенного для включения в подсистему, в том числе компьютерные программы, от которых прямо или косвенно зависит интероперабельность железнодорожной системы;
основные функции управления инфраструктурой - принятие решений о выделении маршрутов (пропускной способности инфраструктуры), включая определение и оценку их доступности, выделение индивидуальных маршрутов, принятие решений по тарификации железнодорожной инфраструктуры и определение тарифов в соответствии с тарифной схемой и выделением пропускной способности;
график движения - данные, определяющие все запланированные передвижения поездов и железнодорожного подвижного состава в пределах железнодорожной инфраструктуры в период действия данного графика;
железнодорожная инфраструктура - инфраструктура железной дороги и занимаемые ею земли, состоящая из комплекса технологических элементов, включая железнодорожные пути и иные сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, коммуникационные сети, системы сигнализации, централизации и взаимной блокировки, информационные, коммуникационные системы и системы контроля железнодорожного сообщения, здания (кроме административных зданий) и оборудование, предусмотренное настоящим кодексом;
перегруженная инфраструктура - участок или элемент железнодорожной инфраструктуры, запросы на пропускную способность которого не могут быть полностью удовлетворены в определенные периоды даже после координирования различных запросов на бронирование этой пропускной способности;
инфраструктура услуг - установки, включая земли, здания и оборудование, которые были специально организованы, полностью или частично, для возможности оказания одной или нескольких услуг Администратором инфраструктуры или оператором инфраструктуры услуг;
железнодорожное предприятие - оператор железнодорожного транспорта, которым может быть любое предприятие, зарегистрированное в соответствии с настоящим кодексом и Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №220/2007, основная деятельность которого состоит в оказании услуг по перевозкам грузов и/или пассажиров железнодорожным транспортом, c обязательным обеспечением предприятием тяги, в том числе предприятия, основная деятельность которых состоит только в обеспечении тяги;
обслуживание инфраструктуры - ремонтные работы и другие мероприятия, проводимые в рамках железнодорожной инфраструктуры, направленные на поддержание ее состояния в соответствии с условиями и параметрами, установленными нормативными требованиями по эксплуатации и безопасности железнодорожной инфраструктуры;
железнодорожный подъездной путь - железнодорожный путь, связанный с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и предназначенный для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей;
методы безопасности (MБ) - методы, которые должны быть разработаны для описания способа оценки уровней безопасности, достижения целей безопасности и соответствия другим требованиям по безопасности железнодорожной системы;
обязательство по оказанию публичной услуги - обязательство, налагаемое договором на железнодорожное предприятие в общих экономических интересах с целью обеспечения населения услугами по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом по доступной цене, которые в отсутствие компенсаций являются нерентабельными и не представляют коммерческого интереса;
цели безопасности (ЦБ) - минимальные уровни безопасности, которые должны быть достигнуты железнодорожной системой в целом или ее отдельными частями;
орган по оценке соответствия - как это определено Законом о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011;
нотифицированный орган по оценке соответствия - как это определено Законом о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011;
признанный орган по оценке соответствия - орган по аккредитации или национальный орган по аккредитации, как это определено Законом о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011;
оператор инфраструктуры услуг - любой публичный или частный субъект, ответственный за управление одной или несколькими инфраструктурами услуг или за оказание одной или нескольких услуг железнодорожным предприятиям;
пассажир - физическое лицо, на имя которого оформлен билет или любой другой проездной документ, дающий ему право сесть в поезд и быть перевезенным железнодорожным предприятием в указанный пункт назначения;
принципы коммерческой деятельности - фундаментальные элементы, применяемые в деловых отношениях;
обоснованная прибыль - норма рентабельности собственного капитала, учитывающая риски, включая риск для доходов, или отсутствие рисков, которые понесены Администратором инфраструктуры, железнодорожными предприятиями и оператором инфраструктуры услуг, размер которой устанавливается Правительством;
Национальный регистр железнодорожных транспортных средств (НРЖТС) - регистр, управляемый Правлением железной дороги, который содержит информацию о железнодорожных транспортных средствах, имеющих право на движение по национальной железнодорожной сети, о физических и юридических лицах, имеющих право собственности или владения железнодорожными транспортными средствами, регистрационных номерах железнодорожных транспортных средств, технической документации и субъектах, ответственных за обслуживание этих транспортных средств;
железнодорожная система - сеть, состоящая из нескольких типов железнодорожных путей, включая системы управления железнодорожным сообщением, системы слежения, навигации и телекоммуникационную систему, а также железнодорожные транспортные средства;
система управления безопасностью (СУБ) - организация и порядок, установленные Администратором инфраструктуры или железнодорожным предприятием для обеспечения безопасного управления своими операциями;
технические спецификации интероперабельности (ТСИ) - спецификации, охватывающие каждую подсистему или часть подсистемы для выполнения основных требований и обеспечения интероперабельности конвенциональных железнодорожных систем, как это определено в настоящем кодексе;
заявитель - железнодорожное предприятие, группа железнодорожных предприятий, орган, участвующие в выполнении договоров об оказании публичных услуг по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, или любое предприятие, оказывающее услуги по комбинированным перевозкам грузов, желающее получить пропускную способность инфраструктуры для деятельности по железнодорожным перевозкам;
международное сообщение - перевозки между Республикой Молдова и другими странами, в ходе которых осуществляется ввод и/или вывод из состава поезда вагонов, которые могут иметь различные пункты отправления и назначения, при условии, что все вагоны пересекают границу;
маршрут - пропускная способность инфраструктуры, необходимая для обеспечения движения поезда между двумя пунктами сети в течение определенного периода времени;
железнодорожное транспортное средство - железнодорожный подвижной состав (локомотив, вагон, моторный вагон) или путевое оборудование для ремонта железнодорожных путей либо подвижная машина, пригодная для движения по железнодорожным путям, с тягой или без тяги, состоящая из одной или нескольких структурных и функциональных подсистем или частей таких подсистем;
полоса отвода - зона, включающая необходимые для осуществления железнодорожных перевозок земли, занимаемые насыпями, инженерными сооружениями (мостами, туннелями, переходами), линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, установками электроснабжения, железнодорожными станциями и путевыми устройствами. Полоса отвода также включает зону безопасности и охранную зону железнодорожной инфраструктуры, которые устанавливаются центральным отраслевым органом в области железнодорожного транспорта при координировании с Агентством окружающей среды;
зона безопасности - зона, включающая полосы земли, расположенные по обе стороны от оси железнодорожного пути, необходимые для размещения устройств сигнализации и безопасности движения, прочих устройств оперативного управления движением поездов, а также для установок и работ по охране окружающей среды;
охранная зона - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, установок и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта, и земельные участки, занятые защитными лесонасаждениями.
Глава II Организация сектора железнодорожного транспорта
Статья 3. Миссия, ключевые функции и основные полномочия центрального отраслевого органа в области железнодорожного транспорта
(1) Миссия центрального отраслевого органа в области железнодорожного транспорта (далее - Министерство) состоит в разработке и продвижении государственной политики в области железнодорожного транспорта.
(2) Ключевыми функциями Министерства являются разработка, обеспечение внедрения, мониторинг, оценка и отчетность о реализации государственной политики устойчивого развития железнодорожного транспорта в условиях безопасности железнодорожного сообщения и повышение качества оказываемых услуг по железнодорожным перевозкам.
(3) В целях выполнения своей миссии и ключевых функций Министерство осуществляет следующие основные полномочия:
a) разрабатывает программные документы по развитию железнодорожного транспорта и проекты нормативных актов в области железнодорожного транспорта и представляет их на утверждение Правительству;
b) продвигает предложения по выделению необходимых финансовых средств на обслуживание и развитие железнодорожной инфраструктуры в соответствии с Национальной программой развития железнодорожной инфраструктуры, компенсаций на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, предоставляемые по договорам об оказании публичных услуг, и компенсаций на покрытие расходов, понесенных железнодорожными предприятиями вследствие предоставления льгот на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом. Выделение компенсаций осуществляется на основе методологии, утвержденной Правительством;
c) разрабатывает, продвигает политику реструктуризации сектора железнодорожного транспорта и осуществляет ее мониторинг;
d) разрабатывает Методологию формирования тарифов на использование железнодорожной инфраструктуры и представляет ее на утверждение Правительству;
e) разрабатывает долгосрочный договор об управлении железнодорожной инфраструктурой и Национальную программу развития железнодорожной инфраструктуры и представляет их на утверждение Правительству;
f) перечисляет финансовые средства, полученные из государственного бюджета, на обслуживание и развитие железнодорожной инфраструктуры, на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, предоставляемые по договорам об оказании публичных услуг, и на компенсацию расходов, понесенных железнодорожными предприятиями в результате предоставления льгот на публичные услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом;
g) утверждает тарифы в соответствии с методологиями, утвержденными Правительством;
h) принимает необходимые меры по защите прав потребителей в области железнодорожного транспорта;
i) выдвигает на утверждение Правительству проекты по присоединению к международным договорам в области железнодорожного транспорта;
j) представляет на утверждение Правительству положение об организации и функционировании, структуре и предельной численности персонала административного органа, ответственного за реализацию политики в области железнодорожного транспорта (далее - Правление железной дороги);
k) утверждает положения и инструкции согласно настоящему кодексу;
l) представляет государство в отношениях с международными организациями в области железнодорожного транспорта и с аналогичными органами других государств по вопросам, связанным с разработкой и продвижением политики в соответствующей области;
m) заключает договоры об оказании публичных услуг с предприятиями, отобранными для выполнения обязательств по оказанию публичной услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, а также долгосрочные договоры об управлении железнодорожной инфраструктурой с Администратором инфраструктуры.
Статья 4. Миссия, ключевые функции и основные полномочия Правления железной дороги
(1) Цель Правления железной дороги заключается во внедрении и в реализации политики в области железнодорожного транспорта и безопасности на железнодорожном транспорте. Правление железной дороги действует как орган по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте, обладает полномочиями по контролю, выдает разрешения на железнодорожные перевозки, авторизации безопасности, сертификаты безопасности и права на вождение машиниста локомотива.
(2) Правление железной дороги сотрудничает с регулирующим органом рынка услуг по железнодорожным перевозкам (далее - Регулирующий орган рынка) c целью обеспечения конкурентной среды и предотвращения дискриминации на рынке услуг по железнодорожным перевозкам в соответствии с положениями настоящего кодекса.
(3) Миссия Правления железной дороги заключается во внедрении политики в области железнодорожного транспорта и надзоре за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативной базы в данной области для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок.
(4) Основными функциями Правления железной дороги являются:
а) реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта;
b) обеспечение выполнения обязательств и реализации прав Республики Молдова, вытекающих из положений международных договоров в области железнодорожного транспорта;
с) обеспечение применения нормативной базы посредством деятельности по сертификации, постоянного надзора и контроля в области железнодорожного транспорта;
d) обеспечение оптимального уровня безопасности на железнодорожном транспорте.
(5) В целях выполнения своей миссии и ключевых функций Правление железной дороги осуществляет следующие основные полномочия:
а) утверждает ввод в действие структурных подсистем, составляющих железнодорожную систему, и проверяет соответствие их эксплуатации и обслуживания основным требованиям;
b) выдает, переоформляет, приостанавливает и отзывает авторизации безопасности и сертификаты безопасности, проверяет соблюдение установленных в них условий Администратором инфраструктуры и железнодорожными предприятиями;
c) допускает к движению новый или существенно модифицированный подвижной состав, не охваченный техническими спецификациями интероперабельности;
d) осуществляет надзор за соответствием составляющих интероперабельности основным требованиям, утвержденным нормативными актами Правительства и Министерства;
e) осуществляет мониторинг, продвигает, вводит в действие и развивает нормативную базу в области безопасности на железнодорожном транспорте;
f) регистрирует железнодорожные транспортные средства в Национальном регистре железнодорожных транспортных средств, обеспечивая достоверность и постоянное обновление информации об их безопасности;
g) выдает разрешения на железнодорожные перевозки, авторизации безопасности, сертификаты безопасности и права на вождение машиниста локомотива, имеющие надлежащий уровень защиты для предотвращения подделки;
h) разрабатывает и утверждает руководства, технические пособия и инструкции по безопасности, эксплуатации и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также элементов железнодорожной инфраструктуры;
i) разрабатывает предложения по техническим регламентам, инструкциям, техническим спецификациям интероперабельности в области железнодорожного транспорта в соответствии с положениями настоящего кодекса и установленными Правительством нормами;
j) имеет другие полномочия, установленные Министерством.
(6) В рамках сертификации машинистов локомотива Правление железной дороги осуществляет следующие полномочия:
a) выдает и отзывает права на вождение машиниста локомотива;
b) обеспечивает периодическое проведение экзаменов машинистов локомотива;
c) выдает мотивированные запросы о приостановлении действия удостоверений машиниста локомотива;
d) признает лиц и организации по обучению и тестированию машинистов локомотива;
e) публикует и обновляет списки лиц и организаций по обучению и тестированию машинистов локомотива;
f) хранит и постоянно обновляет списки выдаваемых прав на вождение машиниста локомотива;
g) осуществляет мониторинг процесса сертификации машинистов локомотива.
(7) Правление железной дороги обеспечивает создание и ведение регистров согласно положениям Закона о регистрах №71/2007 и на основании утвержденного Правительством положения.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 апреля 2024 года