Дата обновления БД:
04.07.2025
Добавлено/обновлено документов:
335 / 1328
Всего документов в БД:
325153
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 30 октября 1996 года №448/96-ВР
О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков
(Название Закона изложено в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 19.06.2020 №738-IX)
(см. предыдущую редакцию)
(В редакции Законов Украины от 18.11.1997 г. №642/97-ВР, 14.07.1999 г. №938-XIV, 15.03.2001 г. №2299-III, 10.01.2002 г. №2921-III, 10.01.2002 г. №2922-III, 07.02.2002 г. №3047-III, 20.11.2003 г. №1294-IV, 06.09.2005 г. №2800-IV, 06.09.2005 г. №2802-IV, 06.09.2005 г. №2804-IV, 15.12.2005 г. №3201-IV, 22.12.2005 г. №3273-IV, 23.02.2006 г. №3480-IV, 15.03.2006 г. №3541-IV, Решения Конституционного Суда Украины от 01.04.2008 г. №3-рп/2008, Закона Украины от 17.09.2008 г. №514-VI, 25.12.2008 г. №801-VI, 17.11.2009 г. №1720-VI, 18.05.2010 г. №2258-VI, 01.07.2010 г. №2388-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 22.12.2010 г. №2850-VI, 13.01.2011 г. №2927-VI (вступил в силу 04.08.2011 г.) 21.04.2011 г. №3265-VI, 21.04.2011 г. №3267-VI, 22.04.2011 г. №3306-VI, 02.06.2011 г. №3461-VI (вступил в силу 01.01.2012 г.), 02.06.2011 г. №3462-VI (вступил в силу 08.01.2012 г.), 07.07.2011 г. №3610-VI, 04.07.2012 г. №5042-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.) , 06.07.2012 г. №5178-VI (см. сроки вступления в силу), 06.09.2012 г. №5212-VI, 06.12.2012 г. №5518-VI, 04.07.2013 г. №406-VII, 27.03.2014 г. №1170-VII, 14.10.2014 г. №1697-VII, 07.04.2015 г. №289-VIII (вступил в силу 01.05.2016 г.), 23.12.2015 г. №901-VIII, 23.03.2017 г. №1983-VIII, 16.11.2017 г. №2210-VIII, 21.12.2017 г. №2258-VIII, 15.05.2018 г. №2418-VIII, 12.09.2019 г. №79-IX (вступил в силу 01.07.2020 г.), 20.09.2019 г. №122-IX (вступил в силу 19.01.2020 г.), 02.10.2019 г. №139-IX, 14.01.2020 г. №440-IX, 17.06.2020 г. №720-IX, 19.06.2020 г. №738-IX, 16.12.2020 г. №1089-IX (вступил в силу 01.01.2022 г.), 28.01.2021 г. №1150-IX (вступил в силу 24.11.2021 г.), 30.06.2021 г. №1587-IX, 14.12.2021 г. №1953-IX (см. сроки вступления в силу), 01.04.2022 г. №2180-IX, 27.07.2022 г. №2465-IX, 22.02.2024 г. №3585-IX (см. сроки вступления в силу), 21.03.2024 г. №3624-IX)
(Относительно прекращения действия Закона от 07.10.2010 г. №2592-VI см. дополнительно Закон от 23.02.2014 г. №763-VII)
(По всему тексту слова "Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку" во всех падежах заменены соответственно словами "Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку" в соответствующем падеже, в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3610-VI)
(см. предыдущую редакцию)
(В тексте Закона слова "Министерством финансов Украины", "центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику", "центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики" заменены словами "центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику" в соответствии с Законом Украины от 14.01.2020 №440-IX)
(см. предыдущую редакцию)
(В тексте Закона слова "законодательство о рынке ценных бумаг" и "законодательство о ценных бумагах" во всех падежах заменены словами "законодательство о рынках капитала и организованных товарных рынках" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 19.06.2020 №738-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Этот Закон определяет правовые основы осуществления государственного регулирования рынков капитала и организованных товарных рынков и государственного контроля за эмиссией (выдачей) и оборотом, заключением и выполнением финансовых инструментов в Украине.
(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 19.06.2020 №738-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 1. Определение терминов
1. Для целей настоящего Закона следующие термины употребляются в следующем значении:
1) арест-временное, до отмены в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины, лишение по определению суда права на распоряжение и пользование имуществом, в отношении которого существует совокупность оснований или разумных подозрений считать, что оно является доказательством совершения нарушения профильного законодательства;
2) определение кредитного рейтинга (рейтингование) - связанная с рынками капитала и организованными товарными рынками деятельность, осуществляемая рейтинговым агентством и направленная на определение кредитоспособности объекта рейтингования в целом и/или относительно его отдельного долгового обязательства;
3) эксперт-лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и может предоставлять консультации и заключения во время проведения расследований на рынках капитала и организованных товарных рынках и/или рассмотрения дел о нарушении профильного законодательства;
4) меры реагирования на сообщения о фактических или потенциальных нарушениях профильного законодательства (далее - меры реагирования) - действия, совершаемые с целью оценки информации, полученной в сообщении о фактических или потенциальных нарушениях профильного законодательства, предотвращения или устранения таких нарушений, в частности внутренние проверки (служебные расследования, служебные проверки), расследования на рынках капитала и организованных товарных рынках, сообщения об уголовных правонарушениях, инициирование процедур возмещения причиненного вреда в соответствии с законодательством;
5) отчетные данные-информация об участниках рынков капитала и профессиональных участниках организованных товарных рынков и их деятельности, что во исполнение требований законодательства подается такими лицами в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку в порядке, сроки и по форме, установленным ею;
6) руководитель-лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, или председатель и члены коллегиального исполнительного органа, председатель и члены Совета (наблюдательного совета), председатель и члены совета директоров, главный бухгалтер юридического лица;
7) корпоративное управление-система отношений между участниками, органами управления юридического лица и другими заинтересованными лицами, которая обеспечивает существование и функционирование организационной структуры и механизмов, через которые определяются цели юридического лица, способы их достижения, а также осуществляются выполнение и мониторинг выполнения таких целей. Корпоративное управление юридического лица определяет способ распределения полномочий и ответственности между органами управления такого лица, а также порядок и способы принятия ими решений;
8) кредитный рейтинг-условное выражение кредитоспособности объекта рейтингования в целом и/или относительно его отдельного долгового обязательства согласно национальной шкале кредитных рейтингов;
9) уголовное правонарушение в сфере рынков капитала и организованных товарных рынков - уголовное правонарушение в сфере хозяйственной деятельности, предусмотренное статьями 199 (в части изготовления, хранения, приобретения, перевозки, пересылки, ввоза в Украину с целью сбыта, а также сбыт незаконно изготовленных, полученных или поддельных государственных ценных бумаг), 222 1, 223 1, 224, 232 (в части умышленного разглашения профессиональной тайны на рынках капитала и организованных товарных рынках), 232 1, 232 2 Уголовного кодекса Украины;
10) Национальная рейтинговая шкала (далее-Национальная шкала) - шкала, которая разделена на определенные группы уровней и уровни, каждый из которых характеризует способность заемщика своевременно и в полном объеме выплачивать проценты и основную сумму по своим долговым обязательствам, а также его платежеспособность. Национальная шкала используется для оценки кредитного риска заемщика-органа местного самоуправления, субъекта хозяйствования и отдельных долговых инструментов-облигаций, ипотечных ценных бумаг, займов;
11) профильное законодательство-законодательство о рынках капитала и организованных товарных рынках, в том числе о системе накопительного пенсионного обеспечения, законодательство об акционерных обществах, законодательство о рекламе финансовых инструментов, рынков капитала и организованных товарных рынков, а также законодательство о защите прав потребителей финансовых и сопроводительных услуг, государственное регулирование и надзор за предоставлением которых осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
12) рейтинговая оценка эмитента-показатель, характеризующий уровень способности эмитента ценных бумаг своевременно и в полном объеме выплачивать проценты и основную сумму по долговым обязательствам в отношении долговых обязательств других заемщиков;
13) рейтинговая оценка ценных бумаг эмитента - показатель, характеризующий уровень способности заемщика (эмитента) своевременно и в полном объеме обслуживать обязательства по ценным бумагам;
14) свидетель-физическое лицо, которому известны или могут быть известны обстоятельства, связанные с предметом расследования на рынках капитала и организованных товарных рынках или рассмотрения дела о нарушении профильного законодательства, и в отношении которого вынесено постановление о проведении опроса;
15) уполномоченное лицо Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (далее - уполномоченное лицо комиссии) - служащий Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, уполномоченный на проведение инспекции на рынках капитала и организованных товарных рынках (уполномоченный на проведение инспекции), уполномоченный на проведение расследования на рынках капитала и организованных товарных рынках (уполномоченный на проведение расследования), уполномоченный на сопровождение или уполномоченный на рассмотрение дел о нарушении профильного законодательства (уполномоченный на рассмотрение дел).
2. Другие термины употребляются в настоящем Законе в следующих значениях:
1) термины "многосторонняя система", "договор о замене стороны деривативного контракта", "эмитент", "инвесторы в финансовые инструменты", "сделка по финансовым инструментам", "профессиональная тайна на рынках капитала и организованных товарных рынках", "профессиональные участники организованных товарных рынков", "рынки капитала", "участники рынков капитала", "системный риск для функционирования рынков капитала", "участники товарных спот-рынков", "финансовые инструменты" - в значениях, приведенных в Законе Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках";
2) термины "безупречная деловая репутация", "идентификационные данные", "члены семьи" - в значениях, приведенных в Законе Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";
3) термины "близкое лицо", "потенциальный конфликт интересов", "реальный конфликт интересов" - в значениях, приведенных в Законе Украины "О предотвращении коррупции";
4) термин "правовая помощь" - в значении, приведенном в Законе Украины "О безвозмездной правовой помощи";
5) термины "субъекты системы накопительного пенсионного обеспечения", "вкладчики", "участники" - в значениях, приведенных в Законе Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";
6) термин "административная услуга" - в значении, приведенном в Законе Украины "Об административных услугах";
7) термины "меры раннего вмешательства", "пруденциальные требования", "пруденциальные нормативы" - в значениях, приведенных в Законе Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях";
8) термин "негосударственный пенсионный фонд" - в значении, приведенном в Законе Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении";
9) термин "вооруженная агрессия" - в значении, приведенном в Законе Украины "Об обороне Украины".
(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 22.02.2024 г. №3585-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Задачи и формы осуществления Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку государственного регулирования и надзора за деятельностью на рынках капитала и организованных товарных рынках
1. Государственное регулирование и надзор за деятельностью на рынках капитала и организованных товарных рынках (далее - государственное регулирование и надзор) осуществляют Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) (далее - комиссия) и другие государственные органы в пределах полномочий, определенных законом.
2. Задача Комиссии по государственному регулированию и надзору состоит в обеспечении:
1) развития рынков капитала и организованных товарных рынков, их справедливости, прозрачности и эффективности;
2) защиты прав и интересов инвесторов;
3) уменьшение системных рисков для функционирования рынков капитала.
3. Комиссия осуществляет государственное регулирование и надзор на основании, в пределах полномочий и способом, прямо предусмотренных законом, а также в срок - если это предусмотрено законом, путем:
1) принятие нормативно правовых актов Комиссии;
2) лицензирование и применение других способов авторизации на рынках и организованных товарных рынках;
3) ведение реестров;
4) осуществление регистрационных действий в отношении юридических и физических лиц и их документов в установленных законом случаях;
5) регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов о результатах эмиссии ценных бумаг и утверждении проспектов ценных бумаг;
6) предоставление административных услуг в сфере рынков капитала и организованных товарных рынков;
7) осуществление правоприменения;
8) делегирование саморегулирующейся организации профессиональных участников рынков капитала (далее - СРО) в порядке, установленном законом, полномочий (функций и/или прав, определенных законом) Комиссии или их частей;
9) координации и обеспечения методологическими рекомендациями содействия повышению уровня финансовой грамотности инвесторов в финансовых инструментах;
10) защиты прав потребителей финансовых услуг, государственное регулирование и надзор за предоставлением которых осуществляет Комиссия;
11) осуществление других мер в соответствии с законом.
4. Требования, устанавливаемые Комиссией к профессиональным участникам рынков капитала, которые являются банками, должны согласовываться с соответствующими требованиями к банкам, установленными Национальным банком Украины.
(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 22.02.2024 г. №3585-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Принципы деятельности и гарантии полномочий Комиссии
1. Принципами, на которых основывается деятельность Комиссии и которыми она должна руководствоваться при осуществлении своих полномочий, являются:
1) установление полномочий исключительно законом;
2) открытость и прозрачность, гласность процесса государственного регулирования и надзора, кроме случаев, установленных настоящим Законом;
3) подконтрольность, подотчетность и операционная независимость при осуществлении своих полномочий;
4) достаточность ресурсов и институциональной возможности для выполнения задач и осуществления своих полномочий;
5) обоснована необходимость разработки и принятия нормативно-правовых актов или применения других мер государственного регулирования;
6) адекватность - соответствие форм и способов осуществления полномочий потребностям в решении существующих проблем и рыночным требованиям с учетом всех приемлемых альтернатив;
7) эффективность-обеспечение при осуществлении полномочий достижения максимально возможных положительных результатов за счет минимально необходимых затрат ресурсов участников рынков капитала и организованных товарных рынков, граждан и государства;
8) сбалансированность - обеспечение баланса интересов участников рынков капитала и организованных товарных рынков, граждан и государства при осуществлении полномочий;
9) предсказуемость, последовательность, прозрачность и учет мнения участников рынков капитала и организованных товарных рынков в процессе принятия нормативно-правовых актов Комиссией;
10) соответствие работников Комиссии требованиям по профессиональной пригодности и другим требованиям, установленным настоящим Законом;
11) выявление, мониторинг, принятие мер по уменьшению системных рисков для функционирования рынков капитала;
12) выявление и урегулирование неурегулированных правоотношений, относящихся к сфере компетенции Комиссии;
13) предотвращение и урегулирование конфликта интересов у работников Комиссии, а также обеспечение назначения таким работникам вознаграждения таким образом, что делает невозможным создание угрозы независимости и объективности в их деятельности;
14) комплексность осуществления правоприменения;
15) недопущение злоупотреблений полномочиями при осуществлении правоприменения;
16) процессуальная справедливость при осуществлении полномочий, предусмотренных законом, - соблюдение справедливых, беспристрастных, соразмерных, предполагаемых и определенных законом процедур;
17) пропорциональность правоприменения-обеспечение максимально допустимого невмешательства в обычный ход организации внутренних процессов лица, в отношении которого осуществляется правоприменение, и соблюдение разумного баланса между частными и публичными интересами, учитывая риск-ориентированный подход, обстоятельства и условия конкретной ситуации, в частности размеры такого лица, финансовое состояние его и владельцев существенного участия в нем, виды осуществляемой им деятельности и риски, присущие этой деятельности;
18) приоритетность правоприменения - определение последовательности принятия решений и принятие других соответствующих мер, основываясь на результатах оценки рисков в деятельности лица, в отношении которого осуществляется правоприменение;
19) разумность сроков осуществления правоприменения - принятие решений и принятие других соответствующих мер в сроки, которые объективно необходимыми для осуществления правоприменения и не превышают сроки, определенные законодательством;
20) другие принципы, установленные законом.
2. В случае если нормы закона или иного нормативно-правового акта или различных законов или нормативно-правовых актов предполагают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей участников рынков капитала и организованных товарных рынков и/или комиссии, вследствие чего возможно принять решение или вынести (выдать) акт индивидуального действия в пользу участника рынков капитала и организованных товарных рынков или комиссии, решение принимается или акт индивидуального действия выносится (выдается) в пользу участника рынков капитала и организованных товарных рынков.
3. Вмешательство органов государственной власти, других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, любых других юридических или физических лиц во исполнение комиссией полномочий, установленных законом, не допускается, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины и настоящим Законом.
Влияние в любой форме на работника Комиссии с целью воспрепятствования выполнению им служебных обязанностей влечет ответственность по закону.
(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 22.02.2024 г. №3585-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Деятельность на рынках капитала и организованных товарных рынках, которая подлежит лицензированию
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в установленном ею порядке в рамках соответствующих видов профессиональной деятельности на рынках капитала выдает лицензии на такие виды деятельности:
1) субброкерская деятельность;
2) брокерская деятельность;
3) дилерская деятельность;
4) деятельность по управлению портфелем финансовых инструментов;
5) инвестиционное консультирование;
6) андеррайтинг;
7) деятельность по размещению с предоставлением гарантии;
8) деятельность по размещению без предоставления гарантии;
9) деятельность по организации торговли ценными бумагами на регулируемом фондовом рынке;
10) деятельность по организации заключения деривативных контрактов на регулируемом рынке деривативных контрактов;
11) деятельность по организации торговли инструментами денежного рынка на регулируемом денежном рынке;
12) деятельность по организации торговли ценными бумагами на фондовой многосторонней торговой площадке;
13) деятельность по организации заключения деривативных контрактов на многосторонней торговой площадке деривативных контрактов;
14) деятельность по организации торговли облигациями на организованной торговой площадке облигаций;
15) деятельность по организации заключения деривативных контрактов на организованной торговой площадке деривативных контрактов;
16) деятельность по управлению активами;
17) деятельность по управлению ипотечным покрытием;
18) депозитарная деятельность депозитарного учреждения;
19) деятельность по хранению активов институтов совместного инвестирования;
20) деятельность по хранению активов пенсионных фондов;
21) клиринговая деятельность по определению обязательств;
22) клиринговая деятельность центрального контрагента;
23) деятельность по управлению имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью;
24) деятельность по предоставлению услуг в накопительной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;
25) деятельность по администрированию негосударственных пенсионных фондов.
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в установленном ею порядке выдает лицензии на осуществление профессиональной деятельности на организованных товарных рынках:
1) деятельности по организации торговли продукцией на товарных биржах;
2) деятельности по организации заключения деривативных контрактов на товарных биржах".
Лицензирование профессиональной деятельности осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в соответствии с законами Украины, которые регулируют такую профессиональную деятельность, нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с этими законами.
В случае аннулирования лицензии на предоставление услуг в накопительной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования негосударственный пенсионный фонд - субъект второго уровня системы пенсионного обеспечения может подать Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку не ранее, чем через три года с даты аннулирования такой лицензии новое заявление о ее выдаче. Вместе с заявлением о выдаче новой лицензии на предоставление услуг должны быть представлены документы, подтверждающие устранение причин аннулирования предыдущей лицензии.
Требования к форме представления документов (бумажной или электронной) для получения лицензии устанавливаются нормативно-правовыми актами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 30.06.2021 №1587-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4-1. Рейтинговые агентства и рейтинговая оценка
Рейтинговые оценки, получение которых согласно закону является обязательным, имеют право определять исключительно уполномоченные рейтинговые агентства и/или международные рейтинговые агентства (вместе - Рейтинговые агентства). Международные рейтинговые агентства обязательно должны быть признаны Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Лицо приобретает право определять рейтинговые оценки с даты выдачи ей Свидетельства о включении в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств.
Лицо включается в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств по результатам конкурсного отбора (далее конкурс).
Победителем конкурса может быть несколько человек.
Международное рейтинговое агентство приобретает право определять рейтинговые оценки с даты включения его в перечень признанных Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
При определении рейтинговой оценки, определение которой является обязательным по закону, уполномоченное рейтинговое агентство обязано использовать Национальную шкалу.
Национальная шкала делится на две группы уровнейинвестиционный и спекулятивный.
Национальная шкала, а также разделение каждой группы уровней на соответствующие уровни утверждается Кабинетом Министров Украины.
Определения рейтинговой оценки международным рейтинговым агентством осуществляется по шкале, принятой таким агентством.
Случаи обязательного определения рейтинговой оценки эмитентов и ценных бумаг определяются законом.
Определения рейтинговой оценки нуждаются такие эмитенты:
1) предприятия, в уставных капиталах которых есть государственная доля
2) предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства;
3) предприятия, которые занимают монопольное (доминирующее) положение.
Обязательность определения рейтинговой оценки не зависит от формы собственности, подчинения или других признаков эмитента.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 15 ноября 2024 года