База данных

Дата обновления БД:

21.11.2019

Добавлено/обновлено документов:

41 / 213

Всего документов в БД:

96337

Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 февраля 2016 года №3

О Прокуратуре

(В редакции Законов Республики Молдова от 17.06.2016 г. №134, 20.07.2017 г. №168, 21.12.2017 г. №305, 24.05.2018  г. №79, 26.04.2018 г. №74, 26.07.2018 г. №179, 08.11.2018 г. №238, 23.11.2018 г. №265 (вступил в силу 04.01.2019 г.), 23.11.2018 г. №271, 19.07.2019 г. №87, 16.09.2019 г. №128)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Раздел I. Организация Прокуратуры

Глава I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура

Прокуратура является автономным публичным учреждением в рамках судебной системы, которое в уголовном и иных предусмотренных законом производствах содействует соблюдению правопорядка, осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности и общества.

Статья 2. Прокурор

Прокурор является ответственным должностным лицом, осуществляющим полномочия Прокуратуры, предусмотренные Конституцией, настоящим законом, иными законодательными актами и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова, и назначается на должность в предусмотренном настоящим законом порядке.

Статья 3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры и прокурора

(1) Прокуратура осуществляет свою деятельность в соответствии с законом.

(2) Организация и деятельность Прокуратуры прозрачны и предполагают гарантирование доступа общественности и средств массовой информации к сведениям о данном учреждении с изъятиями, предусмотренными законом, и с обеспечением соблюдения режима персональных данных.

(3) Прокуратура независима от законодательной, исполнительной и судебной властей, любой политической партии или общественно-политической организации, а также каких-либо иных учреждений, организаций или лиц. Вмешательство в деятельность Прокуратуры запрещается. Прокуратура сотрудничает с другими органами власти в реализации предусмотренных настоящим законом функций.

(4) Прокурор осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, беспристрастности, разумности, неподкупности и процессуальной независимости, позволяющих ему самостоятельно и единолично принимать решения по находящимся в его производстве делам.

(5) Процессуальная независимость прокурора обеспечивается гарантиями, исключающими какое бы то ни было политическое, финансовое, административное или иного рода влияние на прокурора в связи с осуществлением им своих полномочий.

(6) В соответствии с положениями статьи 13 настоящего закона и Уголовно-процессуального кодекса деятельность прокурора может быть подвергнута контролю со стороны вышестоящего прокурора и судебной инстанции.

(7) Прокурор обязан всей своей деятельностью обеспечивать верховенство закона, уважать права и свободы людей, соблюдать их равенство перед законом, обеспечивать недискриминационное правовое отношение ко всем участникам судебного процесса независимо от их статуса, соблюдать Кодекс этики прокуроров и участвовать в непрерывной профессиональной подготовке.

Статья 4. Правовая основа деятельности Прокуратуры

Деятельность Прокуратуры регулируется Конституцией, настоящим законом, иными законодательными актами, а также международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова.

Глава II. Сферы деятельности и компетенции

Статья 5. Функции Прокуратуры

В соответствии с законом Прокуратура выполняет следующие функции:

a) руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет обвинение в судебной инстанции;

b) организует деятельность органов уголовного преследования в рамках уголовного процесса, руководит ею и контролирует ее;

c) осуществляет, в том числе по собственной инициативе, контроль за соблюдением законодательства о специальной розыскной деятельности;

d) осуществляет, в том числе по собственной инициативе, контроль за соблюдением законодательства о регистрации сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

e) возбуждает, рассматривает и участвует в рассмотрении дел о правонарушениях;

f) обеспечивает международную правовую помощь по уголовным делам и международное сотрудничество в своей сфере деятельности;

g) участвует в единообразной реализации национальной и международной уголовной политики государства;

h) представляет предложения по совершенствованию законодательства и участвует в разработке нормативных актов в своей сфере деятельности;

i) применяет меры по защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса;

j) в случае невозбуждения или прекращения уголовного преследования в соответствии с законом предъявляет гражданский иск и участвует в его рассмотрении;

k) осуществляет контроль за соблюдением законов при применении мер защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса;

l) рассматривает заявления и петиции согласно компетенции.

Статья 6. Права и обязанности прокурора

(1) Для целей выполнения функций Прокуратуры прокурор осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Молдова, во всех судебных инстанциях и в соответствии с законом вправе:

a) в рамках уголовного производства или производства о правонарушениях беспрепятственно входить в помещения публичных учреждений, хозяйствующих субъектов, других юридических лиц;

b) возбуждать дисциплинарное производство в случаях нарушения закона, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей в рамках уголовного производства офицерами уголовного преследования, работниками констатирующих органов, работниками органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность, а также работниками, ответственными за регистрацию сообщений;

c) осуществлять иные предусмотренные действующим законодательством права.

(2) Прокурор пользуется также следующими правами:

a) вступления в профессиональные или иные организации, целью которых является представление и защита профессиональных интересов;

b) свободного доступа к своему личному делу и к своим персональным данным, содержащимся в других документах Прокуратуры;

c) информирования обо всех касающихся его решениях Прокуратуры и органов самоуправления прокуроров.

(3) Прокурор обязан:

a) исполнять служебные обязанности в соответствии с Конституцией, законодательством Республики Молдова и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова;

b) соблюдать положения актов нормативного характера, принятых в рамках Прокуратуры;

c) обеспечивать при осуществлении своих полномочий соблюдение прав и основных свобод человека;

d) соблюдать правила профессиональной этики прокуроров и воздерживаться от поступков, дискредитирующих образ Прокуратуры или порочащих звание прокурора;

e) непрерывно совершенствовать профессиональные навыки;

f) ежегодно подавать декларацию под собственную ответственность о том, что он не является розыскным офицером, в том числе действующим под прикрытием, или информатором, или сотрудником органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность;

g) подавать в соответствии с законом декларацию об имуществе и личных интересах;

h) информировать вышестоящего прокурора о противоречащих закону указаниях или ходатайствах, а также о наличии какого-либо конфликта интересов или о возможности его возникновения;

i) заявлять о ставших ему известными актах коррупции, актах, смежных с актами коррупции, и фактах коррупционного поведения;

j) принимать меры по изобличению и регистрации всех нарушений закона, ставших ему известными как при осуществлении полномочий, так и в свободное от этого время;

k) соблюдать режим государственной тайны, а также иной информации ограниченного доступа, ставшей ему известной при осуществлении полномочий.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 17.06.2016 г. №134)

(см. предыдущую редакцию)

Глава III. Структура Прокуратуры

Статья 7. Система Прокуратуры

(1) Прокуратура является единой системой, которую составляют:

a) Генеральная прокуратура;

b) специализированные прокуратуры;

c) территориальные прокуратуры.

(2) Общая численность прокуроров в Прокуратуре устанавливается Парламентом по предложению Генерального прокурора, согласованному с Высшим советом прокуроров. Численность прокуроров в каждой прокуратуре устанавливается Высшим советом прокуроров по предложению Генерального прокурора.

(3) Структура Генеральной прокуратуры, специализированных и территориальных прокуратур и их местонахождение устанавливаются и изменяются Генеральным прокурором с письменного согласия Высшего совета прокуроров.

(4) Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором и его заместителями согласно установленным Генеральным прокурором сферам компетенции.

Статья 8. Генеральная прокуратура

(1) Генеральная прокуратура возглавляется Генеральным прокурором и его заместителями согласно установленной компетенции. Генеральная прокуратура имеет статус юридического лица, располагает казначейским счетом и печатью с изображением Государственного герба. Местонахождение Генеральной прокуратуры – муниципий Кишинэу.

(2) Генеральная прокуратура состоит из подразделений, которыми руководят главные прокуроры или государственные служащие и, по необходимости, их заместители.

(3) Генеральная прокуратура осуществляет следующие полномочия:

а) руководит, контролирует, организует и координирует деятельность специализированных и территориальных прокуратур;

b) по решению Генерального прокурора руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет обвинение в судебной инстанции по делам особой важности;

c) представляет обвинение в Высшей судебной палате;

d) осуществляет и координирует контроль органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность, в части законности проведения специальных розыскных мероприятий;

e) обобщает практику в области осуществления уголовного преследования и руководства им и представления обвинения в судебной инстанции и содействует ее унификации;

f) обеспечивает международную правовую помощь по уголовным делам и международное сотрудничество в своей сфере деятельности;

g) участвует в единообразной реализации национальной и международной уголовной политики государства;

h) в пределах компетенции рассматривает полученные заявления и петиции;

i) участвует в процессе разработки нормативных актов в сфере деятельности Прокуратуры;

j) распоряжается бюджетом Прокуратуры;

j-1) создает и ведет информационные системы, регистры и базы данных, предназначенные для деятельности учреждения;

k) собирает, анализирует сведения о деятельности Прокуратуры и управляет ими;

l) выполняет иные функции, установленные законом и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.11.2018 г. №265)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Специализированные прокуратуры

(1) Специализированные прокуратуры действуют в определенных конкретных областях и осуществляют свои полномочия на всей территории Республики Молдова. В системе Прокуратуры действуют Антикоррупционная прокуратура и Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам. При необходимости законом могут создаваться и иные специализированные прокуратуры.

(2) Полномочия, компетенции, организация и функционирование специализированных прокуратур регулируются специальными законами, уголовно-процессуальным законодательством и собственными положениями о деятельности.

(3) Специализированной прокуратурой руководят главный прокурор, приравниваемый к заместителю Генерального прокурора, его заместитель или, по обстоятельствам, заместители, приравниваемые к главному прокурору подразделения Генеральной прокуратуры. В рамках специализированной прокуратуры могут создаваться подразделения, она может иметь территориальные бюро или представительства на территории.

(4) Антикоррупционная прокуратура специализируется на борьбе с коррупционными преступлениями, актами, смежными с актами коррупции, и обладает следующими специфическими полномочиями:

a) осуществляет согласно уголовно-процессуальному законодательству уголовное преследование по делам, отнесенным к ее компетенции;

b) руководит уголовным преследованием по делам, находящимся в производстве Национального центра по борьбе с коррупцией;

c) представляет обвинение в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам, указанным в пунктах a) и b).

(5) Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам специализируется на борьбе с организованной преступностью, терроризмом и пытками и обладает следующими специфическими полномочиями:

a) осуществляет уголовное преследование по делам о пытках, терроризме и о преступлениях, совершенных преступной организацией, а также по другим делам, отнесенным к ее компетенции законом;

b) руководит уголовным преследованием по делам о преступлениях, в которых уголовное преследование осуществляется органами уголовного преследования центральных отраслевых органов;

c) осуществляет уголовное преследование или руководит им по делам, переданным в ее производство Генеральным прокурором;

d) представляет обвинение в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам, указанным в пунктах a), b) и c).

(6) В специализированных прокуратурах работают на постоянной основе офицеры уголовного преследования, розыскные офицеры и специалисты, функционально подчиненные главному прокурору специализированной прокуратуры. Офицеры уголовного преследования, розыскные офицеры и специалисты отбираются в индивидуальном порядке главным прокурором специализированной прокуратуры и откомандировываются в нее из других учреждений на срок до пяти лет, который может быть продлен на такой же период времени. Откомандирование осуществляется приказом Генерального прокурора с согласия руководителя учреждения, в котором работает откомандировываемое лицо. Оплата труда откомандированных офицеров уголовного преследования, розыскных офицеров и специалистов осуществляется из бюджета Прокуратуры в соответствии со специальным законодательством.

Статья 10. Территориальные прокуратуры

(1) Территориальные прокуратуры действуют, как правило, в пределах судебных округов согласно территориальной компетенции, установленной в Положении о Прокуратуре.

(2) Прокуратура автономного территориального образования Гагаузия (далее – Прокуратура АТО Гагаузия) является территориальной прокуратурой и осуществляет свои полномочия на территории соответствующего автономного территориального образования.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Организация Прокуратуры Глава I. Общие положения Статья 1. Прокуратура Статья 2. Прокурор Статья 3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры и прокурора Статья 4. Правовая основа деятельности Прокуратуры Глава II. Сферы деятельности и компетенции Статья 5. Функции Прокуратуры Статья 6. Права и обязанности прокурора Глава III. Структура Прокуратуры Статья 7. Система Прокуратуры Статья 8. Генеральная прокуратура Статья 9. Специализированные прокуратуры Статья 10. Территориальные прокуратуры Статья 11. Полномочия Генерального прокурора Статья 12. Административная иерархия в Прокуратуре Статья 13. Процессуальная иерархия прокуроров Раздел II. Статус прокурора Глава IV. Несовместимость и запреты Статья 14. Несовместимость Статья 15. Запреты Статья 16. Форменная одежда Глава V. Отбор и перемещение прокуроров Часть 1. Назначение прокурора на должность Статья 17. Назначение на должность Генерального прокурора Статья 18. Назначение на должность заместителей Генерального прокурора Статья 19. Отбор кандидатов на должность прокурора и перемещение прокуроров Статья 20. Требования к претенденту на должности прокурора и главного прокурора Статья 21. Проверка состояния здоровья кандидатов на должности прокурора и действующих прокуроров Статья 22. Реестр кандидатов на замещение вакантных должностей Статья 23. Критерии отбора и перемещения прокурора Статья 24. Конкурс по отбору и перемещению прокуроров и замещение вакантных должностей Статья 25. Назначение прокуроров на должность Статья 26. Процедура отбора кандидата на должность главного прокурора Прокуратуры АТО Гагаузия Статья 27. Присяга прокурора Часть 2. Оценка деятельности прокуроров Статья 28. Цель оценки деятельности прокуроров Статья 29. Формы оценки деятельности прокуроров Статья 30. Процедура оценки деятельности прокуроров Статья 31. Решение по оценке деятельности прокурора Часть 3. Непрерывная профессиональная подготовка прокурора Статья 32. Непрерывная профессиональная подготовка прокурора Глава VI. Гарантия независимости прокурора Статья 33. Обеспечение независимости прокурора Статья 34. Неприкосновенность прокурора Глава VII. Меры поощрения. Дисциплинарная и материальная ответственность прокуроров Часть 1. Меры поощрения Статья 35. Меры поощрения Часть 2. Дисциплинарная ответственность Статья 36. Дисциплинарная ответственность Статья 37. Принципы дисциплинарного производства в отношении прокуроров Статья 38. Дисциплинарные нарушения Статья 39. Дисциплинарные взыскания Статья 40. Сроки дисциплинарного производства Статья 41. Условия и последствия применения дисциплинарных взысканий Статья 42. Дисциплинарное производство Статья 43. Сообщение о деянии, могущем составить дисциплинарное нарушение Статья 44. Требования к форме и содержанию сообщения Статья 45. Регистрация и распределение сообщений Статья 46. Проверка сообщения Статья 47. Сроки проверки сообщения Статья 48. Права и обязанности прокурора, в отношении которого подано сообщение, в стадии проверки Статья 49. Результаты проверки сообщения Статья 50. Рассмотрение дисциплинарного дела Статья 51. Решение по дисциплинарному делу Статья 52. Инспекция прокуроров Часть 3. Материальная ответственность Статья 53. Материальная ответственность Глава VIII. Перевод, командирование, откомандирование, приостановление полномочий прокурора и освобождение его от должности Статья 54. Перевод, командирование и откомандирование Статья 55. Приостановление полномочий Статья 56. Условия прекращения служебных отношений прокурора Статья 57. Прекращение служебных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 58. Освобождение от должности Глава IX. Государственная защита прокурора. Материальное и социальное обеспечение прокурора Статья 59. Государственная защита прокурора и членов его семьи Статья 60. Статья 61. Отпуск и дни отдыха Статья 62. Прочие социальные гарантии Статья 63. Пенсионное обеспечение Статья 64. Удостоверение прокурора Раздел III. Органы самоуправления прокуратуры Статья 65. Самоуправление Прокуратуры Глава X. Общее собрание прокуроров Статья 66. Общее собрание прокуроров Статья 67. Компетенция Общего собрания прокуроров Глава XI. Высший совет прокуроров Часть 1. Общие положения Статья 68. Высший совет прокуроров Статья 69. Состав Высшего совета прокуроров Статья 70. Компетенция Высшего совета прокуроров Статья 71. Председатель Высшего совета прокуроров Статья 72. Полномочия председателя Высшего совета прокуроров Часть 2. Статус члена Высшего совета прокуроров Статья 73. Срок полномочий члена Высшего совета прокуроров Статья 74. Права членов Высшего совета прокуроров Статья 75. Обязанности и ограничения членов Высшего совета прокуроров Статья 76. Прекращение статуса члена Высшего совета прокуроров Часть 3. Организация деятельности Высшего совета прокуроров Статья 77. Заседания Высшего совета прокуроров Статья 78. Отвод и самоотвод Статья 79. Обжалование решений Высшего совета прокуроров Статья 80. Бюджет Высшего совета прокуроров Статья 81. Аппарат Высшего совета прокуроров Часть 4. Органы Высшего совета прокуроров Статья 82. Органы, функционирующие в подчинении Высшего совета прокуроров Статья 83. Состав коллегий Статья 84. Заседания коллегий Статья 85. Решения коллегий Статья 86. Рассмотрение жалоб на решения коллегий Статья 87. Полномочия Коллегии по отбору и перемещению прокуроров Статья 88. Полномочия Коллегии по оценке деятельности прокуроров Статья 89. Полномочия Коллегии по дисциплине и этике Раздел IV. Персонал Прокуратуры. Бюджет Прокуратуры Глава XII. Персонал Прокуратуры Статья 90. Персонал Прокуратуры Глава XIII. Бюджет Прокуратуры. Организационное и материально-техническое обеспечение Прокуратуры Статья 91. Бюджет Прокуратуры Статья 92. Обеспечение деятельности Прокуратуры Статья 93. Статистическая информация Статья 94. Международные связи Статья 95. Печать Статья 96. Охрана Раздел V. Заключительные и переходные положения Статья 97 Статья 98 Статья 99 Статья 100

Закон Республики Молдова от 25 февраля 2016 года №3
"О Прокуратуре"

О документе

Номер документа:3
Дата принятия: 25/02/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/08/2016
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №69-77, 25 марта 2016 года, Ст.113.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 98 настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2016 года, за исключением:

- положений частей (10)–(12) статьи 17 в части назначения Генерального прокурора Президентом Республики, которые вступят в силу после соответствующего изменения Конституции Республики Молдова. До вступления в силу поправок к Конституции применяются положения части (1) статьи 40 Закона о Прокуратуре №294-XVI от 25 декабря 2008 года в части органа, который назначает Генерального прокурора, и положения пункта d) части (1) статьи 70 настоящего закона, применяемые соответствующим образом;

- положений статьи 16, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года.

Положения пункта d) статьи 5 настоящего Закона действительны до учреждения Электронного регистра сообщений – R1.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 16/09/2019  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений в Закон о Прокуратуре №32016 № 128 от 16/09/2019
Вступила в силу с: 21/09/2019


Редакция от 19/07/2019, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в статью 11 Закона о Прокуратуре №32016 № 87 от 19/07/2019
Вступила в силу с: 23/07/2019


Редакция от 23/11/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменении в некоторые законодательные акты № 265 от 23/11/2018
Вступила в силу с: 04/01/2019


Редакция от 23/11/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 271 от 23/11/2018
Вступила в силу с: 01/12/2018


Редакция от 08/11/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 238 от 08/11/2018
Вступила в силу с: 30/11/2018


Редакция от 26/07/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 179 от 26/07/2018
Вступила в силу с: 17/08/2018


Редакция от 26/04/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 74 от 26/04/2018
Вступила в силу с: 29/06/2018


Редакция от 24/05/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 79 от 24/05/2018
Вступила в силу с: 15/06/2018


Редакция от 21/12/2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 305 от 21/12/2017
Вступила в силу с: 12/01/2018


Редакция от 20/07/2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты № 168 от 20/07/2017
Вступила в силу с: 18/08/2017


Редакция от 17/06/2016, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 134 от 17/06/2016
Вступила в силу с: 01/08/2016


Первоначальная редакция от 25/02/2016