База данных

Дата обновления БД:

16.08.2019

Добавлено/обновлено документов:

14 / 63

Всего документов в БД:

93782

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 мая 2017 года №82

О неподкупности

(В редакции Законов Республики Молдова от 26.04.2018 г. №74, 26.07.2018 г. №160)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера регулирования

Настоящий закон регулирует сферу неподкупности в публичном секторе на политическом, институциональном и профессиональном уровнях, ответственность публичных субъектов, антикоррупционных органов и других органов, ответственных за культивирование, укрепление и контроль неподкупности в публичном секторе, сферы, важные для культивирования неподкупности в частном секторе в процессе взаимодействия такового с публичном сектором и для применения санкций за отсутствие неподкупности в публичном и частном секторах.

Статья 2. Цель закона

Настоящий закон направлен на культивирование неподкупности в публичном секторе и атмосферы нулевой толерантности к коррупции в публичных субъектах Республики Молдова посредством:

a) повышения доверия общества к тому, что публичные субъекты и публичные агенты выполняют свои обязанности в соответствии с публичными интересами, в том числе в процессе взаимодействия с частным сектором;

b) регулирования обязательных мер по обеспечению и укреплению институциональной и профессиональной неподкупности;

c) поощрения уведомления публичными агентами о проявлениях коррупции, а также обеспечения их защиты от мести;

d) выявления и устранения рисков коррупции в публичных субъектах;

e) наказания публичных агентов за проявления коррупции и руководителей публичных субъектов за отсутствие институциональной и профессиональной неподкупности.

Статья 3. Понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

профессиональная деятельность – осуществление публичными агентами своих служебных полномочий (прав и обязанностей) в соответствии с законодательными, нормативными и ведомственными актами, регулирующими деятельность публичных субъектов, в которых они работают;

уязвимая деятельность – профессиональная деятельность публичного агента, осуществление которой в рамках публичного субъекта подвержено риску коррупции;

публичный агент – лицо, работающее в публичном субъекте, исполняющее государственную должность, государственную должность с особым статусом, ответственную государственную должность, зачисленное в кабинет лица, исполняющего ответственную государственную должность, или оказывающее услуги общественного значения, а также местное выборное лицо;

антикоррупционный орган – по обстоятельствам, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Национальный орган по неподкупности, Антикоррупционная прокуратура, Служба информации и безопасности, Министерство внутренних дел;

руководитель публичного субъекта – лицо или коллегиальный орган, ответственные за обеспечение мер по институциональной неподкупности, а также за наложение дисциплинарных взысканий в пределах компетенции в случаях инцидентов неподкупности;

коррупция – незаконное использование должности в частных интересах. Такое использование должности может осуществляться в рамках публичных или частных субъектов, непосредственно обладателем данной должности или косвенно посредниками, а частный интерес может быть в пользу обладателя должности или в пользу других лиц;

публичный субъект – юридическое лицо со статусом:

a) органа публичной власти, центрального органа власти, центрального отраслевого органа публичной власти, местного органа публичной власти, а также организационной структуры при данных органах или сферы их компетенции;

b) органа власти, учреждения, органа, организации, бюро или агентства – государственного, автономного, независимого, самоуправляемого и/или регулирующего;

c) Конституционного суда, судебной инстанции, прокуратуры;

d) государственного или муниципального предприятия, акционерного общества, в которых государству принадлежит мажоритарный пакет акций;

фактор риска – любое обстоятельство, допускающее, стимулирующее, провоцирующее возникновение коррупционных проявлений в рамках публичного субъекта или закрепляющее их;

фаворитизм – действие публичного агента при исполнении должности, выражающееся в оказании помощи физическим или юридическим лицам в решении их проблем, независимо от побуждений, которое не предусмотрено нормативными актами и которое не содержит признаков конфликта интересов или признаков состава преступления;

инцидент неподкупности – коррупционное проявление, происшедшее в реальных обстоятельствах, иное проявление, подобное коррупционному проявлению, происшедшее в рамках теста на профессиональную неподкупность;

ненадлежащее влияние – вмешательство в профессиональную деятельность публичного агента со стороны третьих лиц, выражающееся в давлении, угрозах или просьбах, направленное на его принуждение к осуществлению профессиональной деятельности определенным образом, когда такое вмешательство является незаконным и не сопровождается обещанием, предоставлением или дачей, лично или через посредника, не причитающихся ему имущества, услуг, преимуществ или выгод любого вида (не содержащее признаков состава преступления);

институциональная неподкупность – профессиональная неподкупность всех публичных агентов публичного субъекта, культивируемая, контролируемая и укрепляемая руководителем публичного субъекта, а также нулевая толерантность к инцидентам неподкупности, допущенным публичными агентами;

неподкупность в публичном секторе – политическая и институциональная неподкупность всех публичных субъектов Республики Молдова, которая обеспечивает осуществление профессиональной деятельности публичных агентов данных субъектов в строгом соответствии с общественными интересами;

неподкупность в частном секторе – способность коммерческих организаций взаимодействовать с публичными субъектами, а также между собой в законном порядке, прозрачно, объективно и на основе свободной конкуренции;

политическая неподкупность – способность конкурентов на выборах, доверенных лиц конкурентов на выборах и лиц, занимающих выборную или исключительно политическую должность, осуществлять свою деятельность с соблюдением норм этики, без коррупционных проявлений, с соблюдением общественных интересов, верховенства Конституции Республики Молдова и закона;

профессиональная неподкупность – способность публичного агента осуществлять свою профессиональную деятельность с соблюдением норм этики, без ненадлежащего влияния и коррупционных проявлений, с соблюдением общественных интересов, верховенства Конституции Республики Молдова и закона;

общественные интересы – общие интересы по развитию благосостояния общества в целом и по достижению законных частных интересов, гарантированная реализация которых обеспечивается функционированием публичных и частных субъектов, а также исполнением публичными агентами данных субъектов своих служебных полномочий в строгом соответствии с законоположениями, при эффективном и экономном использовании ресурсов;

частные интересы – интересы физических лиц (личные или групповые), приближенных к ним лиц или юридических лиц (ведомственные, корпоративные или клиентские) по реализации прав и свобод, в том числе с целью получения имущества, услуг, преимуществ, выгод в любой форме, предложений или обещаний таковых;

законные частные интересы – частные интересы, закрепленные Конституцией, национальным законодательством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, или не противоречащие положениям таковых, а также не наносящие ущерба общим интересам по развитию благосостояния общества в целом и реализации законных прав и свобод других лиц;

коррупционные проявления – акты коррупции, смежные с ними акты, а также коррупционные деяния, указанные в главе VI;

коммерческие организации – коммерческие общества и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Молдова или за ее пределами;

риск коррупции – вероятность возникновения коррупционных проявлений, негативно влияющих на выполнение публичным субъектом своих задач;

услуги общественного значения – совокупная деятельность по обслуживанию населения в публичной сфере в рамках учреждений, предприятий, организаций или иных местных, муниципальных, государственных структур или структур с преимущественно государственным капиталом.

Статья 4. Принципы применения закона

Настоящий закон применяется с соблюдением следующих принципов:

a) повышение ответственности публичных субъектов за культивирование и укрепление атмосферы институциональной неподкупности, а также за применение санкций за отсутствие профессиональной неподкупности;

b) повышение ответственности антикоррупционных органов за оценку и мониторинг профессиональной неподкупности, а также за применение санкций за ее отсутствие;

c) справедливый баланс прав человека в отношении лиц, представляющих общественные интересы, даже если они не знают о нарушении своих прав коррупционными проявлениями публичных агентов, с одной стороны, и прав человека в отношении публичных агентов, допускающих инциденты неподкупности, с другой стороны;

d) культивирование неподкупности в публичном секторе и предупреждение коррупционных проявлений;

e) нулевая толерантность к коррупции в публичных субъектах и неизбежность применения законных санкций за отсутствие неподкупности в публичном секторе;

f) презумпция профессиональной неподкупности публичных агентов и институциональной неподкупности публичных субъектов;

g) презумпция добросовестности субъектов закона в процессе реализации его положений.

Статья 5. Субъекты закона

Субъектами, осуществляющими права, обязанности и полномочия, предусмотренные настоящим законом, являются:

a) публичные агенты, конкуренты на выборах и их доверенные лица;

b) публичные субъекты, руководители публичных субъектов;

c) ответственные антикоррупционные органы, другие органы публичной власти со специальными компетенциями;

d) физические и юридические лица в процессе взаимодействия с публичным сектором, в том числе коммерческие организации, гражданское общество и средства массовой информации.

Глава II. Культивирование неподкупности в публичном секторе

Статья 6. Способы культивирования неподкупности в публичном секторе

(1) Неподкупность в публичном секторе культивируется путем:

a) создания атмосферы политической неподкупности;

b) создания атмосферы институциональной неподкупности в публичных субъектах.

(2) Атмосфера политической неподкупности укрепляет доверие общества к институциональной неподкупности публичных субъектов, образованных в результате выборных процессов, и к профессиональной неподкупности публичных агентов, занимающих выборные должности и исключительно политические должности.

Раздел 1. Атмосфера политической неподкупности

Статья 7. Меры по обеспечению политической неподкупности

(1) Атмосфера политической неподкупности культивируется путем:

а) обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний;

b) обеспечения этики и профессиональной неподкупности лиц, занимающих выборные должности и исключительно политические должности.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Сфера регулирования Статья 2. Цель закона Статья 3. Понятия Статья 4. Принципы применения закона Статья 5. Субъекты закона Глава II. Культивирование неподкупности в публичном секторе Статья 6. Способы культивирования неподкупности в публичном секторе Раздел 1. Атмосфера политической неподкупности Статья 7. Меры по обеспечению политической неподкупности Статья 8. Прозрачность финансирования политических партий и избирательных кампаний Статья 9. Этика и профессиональная неподкупность лиц, занимающих выборные должности или исключительно политические должности Раздел 2. Атмосфера институциональной неподкупности Статья 10. Меры по обеспечению институциональной неподкупности Статья 11. Зачисление и продвижение по службе публичных агентов с учетом заслуг и профеcсиональной неподкупности Статья 12. Соблюдение правового режима несовместимости, ограничений в иерархии и ограничений в отношении рекламы Статья 13. Соблюдение правового режима декларирования имущества и личных интересов Статья 14. Соблюдение правового режима конфликта интересов Статья 15. Недопущение фаворитизма Статья 16. Соблюдение правового режима подарков Статья 17. Недопущение ненадлежащего влияния, уведомление о нем и его устранение Статья 18. Недопущение коррупционных проявлений, уведомление о них и защита осведомителей по неподкупности Статья 19. Нетерпимость к инцидентам неподкупности Статья 20. Обеспечение прозрачности процесса принятия решений Статья 21. Обеспечение доступа к информации общественного значения Статья 22. Прозрачное и ответственное управление публичным имуществом, финансами, подлежащими и не подлежащими возврату Статья 23. Соблюдение норм этики и деонтологии Статья 24. Соблюдение правового режима запретов и ограничений в связи прекращением полномочий, трудовых или служебных отношений и переходом публичных агентов в частный сектор Глава III. Контроль неподкупности в публичном секторе Статья 25. Меры контроля неподкупности в публичном секторе Раздел 1. Контроль неподкупности в рамках публичного субъекта Статья 26. Устранение рисков коррупции в процессе разработки проектов Статья 27. Менеджмент институциональных рисков коррупции Раздел 2. Контроль неподкупности, обеспечиваемый Национальным центром по борьбе с коррупцией Статья 28. Антикоррупционная экспертиза Статья 29. Оценка институциональной неподкупности, тестирование профессиональной неподкупности и регистр тестирования профессиональной неподкупности Раздел 3. Контроль неподкупности, обеспечиваемый Национальным органом по неподкупности Статья 30. Контроль имущества и личных интересов Статья 31. Контроль конфликта интересов, несовместимостей, запретов и ограничений Статья 31-1. Свидетельство о неподкупности Раздел 4. Контроль неподкупности, обеспечиваемый Службой информации и безопасности Статья 32. Проверка лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности Статья 33. Оценка институциональной неподкупности, тестирование профессиональной неподкупности и регистр тестирования профессиональной неподкупности публичных агентов Национального центра по борьбе с коррупцией и Службы информации и безопасности Раздел 5. Контроль неподкупности, обеспечиваемый другими компетентными органами Статья 34. Полномочия по контролю неподкупности других компетентных органов Глава IV. Укрепление неподкупности в публичном секторе Статья 35. Меры по укреплению неподкупности в публичном секторе Статья 36. План по неподкупности Глава V. Культивирование неподкупности в частном секторе Статья 37. Меры по обеспечению неподкупности в частном секторе при его взаимодействии с публичным сектором Статья 38. Соблюдение запретов и ограничений, установленных для бывших публичных агентов Статья 39. Деловая этика Статья 40. Системы внутреннего контроля Статья 41. Прозрачность состава акционеров, учредителей, администраторов и выгодоприобретающих собственников коммерческих организаций Статья 42. Прозрачность деловых отношений частного сектора с государством Глава VI. Наложение наказания за отсутствие неподкупности в публичном и частном секторах Статья 43. Ответственность за отсутствие неподкупности Статья 44. Акты коррупции Статья 45. Акты, смежные с актами коррупции Статья 46. Коррупционные деяния Статья 47. Устранение последствий актов коррупции, смежных с ними актов и коррупционных деяний, возмещение ущерба Статья 48. Ответственность и возмещение ущерба Статья 49. Расследование актов коррупции и смежных с ними актов Глава VII. Заключительные и переходные положения Статья 50

Закон Республики Молдова от 25 мая 2017 года №82
"О неподкупности"

О документе

Номер документа:82
Дата принятия: 25/05/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07/07/2017
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №229-243, 7 июля 2017 года, Ст.360.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 50 настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 7 июля 2017 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26/07/2018  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 160 от 26/07/2018
Вступила в силу с: 17/08/2018


Редакция от 26/04/2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 74 от 26/04/2018
Вступила в силу с: 29/06/2018


Редакция от 25/05/2017