Дата обновления БД:
24.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
138 / 321
Всего документов в БД:
133172
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 февраля 2016 года №3
О Прокуратуре
(В редакции Законов Республики Молдова от 17.06.2016 г. №134, 20.07.2017 г. №168, 21.12.2017 г. №305, 24.05.2018 г. №79, 26.04.2018 г. №74, 26.07.2018 г. №179)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Раздел I. Организация Прокуратуры
Глава I. Общие положения
Статья 1. Прокуратура
Прокуратура является автономным публичным учреждением в рамках судебной системы, которое в уголовном и иных предусмотренных законом производствах содействует соблюдению правопорядка, осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности и общества.
Статья 2. Прокурор
Прокурор является ответственным должностным лицом, осуществляющим полномочия Прокуратуры, предусмотренные Конституцией, настоящим законом, иными законодательными актами и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова, и назначается на должность в предусмотренном настоящим законом порядке.
Статья 3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры и прокурора
(1) Прокуратура осуществляет свою деятельность в соответствии с законом.
(2) Организация и деятельность Прокуратуры прозрачны и предполагают гарантирование доступа общественности и средств массовой информации к сведениям о данном учреждении с изъятиями, предусмотренными законом, и с обеспечением соблюдения режима персональных данных.
(3) Прокуратура независима от законодательной, исполнительной и судебной властей, любой политической партии или общественно-политической организации, а также каких-либо иных учреждений, организаций или лиц. Вмешательство в деятельность Прокуратуры запрещается. Прокуратура сотрудничает с другими органами власти в реализации предусмотренных настоящим законом функций.
(4) Прокурор осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, беспристрастности, разумности, неподкупности и процессуальной независимости, позволяющих ему самостоятельно и единолично принимать решения по находящимся в его производстве делам.
(5) Процессуальная независимость прокурора обеспечивается гарантиями, исключающими какое бы то ни было политическое, финансовое, административное или иного рода влияние на прокурора в связи с осуществлением им своих полномочий.
(6) В соответствии с положениями статьи 13 настоящего закона и Уголовно-процессуального кодекса деятельность прокурора может быть подвергнута контролю со стороны вышестоящего прокурора и судебной инстанции.
(7) Прокурор обязан всей своей деятельностью обеспечивать верховенство закона, уважать права и свободы людей, соблюдать их равенство перед законом, обеспечивать недискриминационное правовое отношение ко всем участникам судебного процесса независимо от их статуса, соблюдать Кодекс этики прокуроров и участвовать в непрерывной профессиональной подготовке.
Статья 4. Правовая основа деятельности Прокуратуры
Деятельность Прокуратуры регулируется Конституцией, настоящим законом, иными законодательными актами, а также международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова.
Глава II. Сферы деятельности и компетенции
Статья 5. Функции Прокуратуры
В соответствии с законом Прокуратура выполняет следующие функции:
a) руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет обвинение в судебной инстанции;
b) организует деятельность органов уголовного преследования в рамках уголовного процесса, руководит ею и контролирует ее;
c) осуществляет, в том числе по собственной инициативе, контроль за соблюдением законодательства о специальной розыскной деятельности;
d) осуществляет, в том числе по собственной инициативе, контроль за соблюдением законодательства о регистрации сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
e) возбуждает, рассматривает и участвует в рассмотрении дел о правонарушениях;
f) обеспечивает международную правовую помощь по уголовным делам и международное сотрудничество в своей сфере деятельности;
g) участвует в единообразной реализации национальной и международной уголовной политики государства;
h) представляет предложения по совершенствованию законодательства и участвует в разработке нормативных актов в своей сфере деятельности;
i) применяет меры по защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса;
j) в случае невозбуждения или прекращения уголовного преследования в соответствии с законом предъявляет гражданский иск и участвует в его рассмотрении;
k) осуществляет контроль за соблюдением законов при применении мер защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса;
l) рассматривает заявления и петиции согласно компетенции.
Статья 6. Права и обязанности прокурора
(1) Для целей выполнения функций Прокуратуры прокурор осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Молдова, во всех судебных инстанциях и в соответствии с законом вправе:
a) в рамках уголовного производства или производства о правонарушениях беспрепятственно входить в помещения публичных учреждений, хозяйствующих субъектов, других юридических лиц;
b) возбуждать дисциплинарное производство в случаях нарушения закона, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей в рамках уголовного производства офицерами уголовного преследования, работниками констатирующих органов, работниками органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность, а также работниками, ответственными за регистрацию сообщений;
c) осуществлять иные предусмотренные действующим законодательством права.
(2) Прокурор пользуется также следующими правами:
a) вступления в профессиональные или иные организации, целью которых является представление и защита профессиональных интересов;
b) свободного доступа к своему личному делу и к своим персональным данным, содержащимся в других документах Прокуратуры;
c) информирования обо всех касающихся его решениях Прокуратуры и органов самоуправления прокуроров.
(3) Прокурор обязан:
a) исполнять служебные обязанности в соответствии с Конституцией, законодательством Республики Молдова и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова;
b) соблюдать положения актов нормативного характера, принятых в рамках Прокуратуры;
c) обеспечивать при осуществлении своих полномочий соблюдение прав и основных свобод человека;
d) соблюдать правила профессиональной этики прокуроров и воздерживаться от поступков, дискредитирующих образ Прокуратуры или порочащих звание прокурора;
e) непрерывно совершенствовать профессиональные навыки;
f) ежегодно подавать декларацию под собственную ответственность о том, что он не является розыскным офицером, в том числе действующим под прикрытием, или информатором, или сотрудником органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность;
g) подавать в соответствии с законом декларацию об имуществе и личных интересах;
h) информировать вышестоящего прокурора о противоречащих закону указаниях или ходатайствах, а также о наличии какого-либо конфликта интересов или о возможности его возникновения;
i) заявлять о ставших ему известными актах коррупции, актах, смежных с актами коррупции, и фактах коррупционного поведения;
j) принимать меры по изобличению и регистрации всех нарушений закона, ставших ему известными как при осуществлении полномочий, так и в свободное от этого время;
k) соблюдать режим государственной тайны, а также иной информации ограниченного доступа, ставшей ему известной при осуществлении полномочий.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 17.06.2016 г. №134)
(см. предыдущую редакцию)
Глава III. Структура Прокуратуры
Статья 7. Система Прокуратуры
(1) Прокуратура является единой системой, которую составляют:
a) Генеральная прокуратура;
b) специализированные прокуратуры;
c) территориальные прокуратуры.
(2) Общая численность прокуроров в Прокуратуре устанавливается Парламентом по предложению Генерального прокурора, согласованному с Высшим советом прокуроров. Численность прокуроров в каждой прокуратуре устанавливается Высшим советом прокуроров по предложению Генерального прокурора.
(3) Структура Генеральной прокуратуры, специализированных и территориальных прокуратур и их местонахождение устанавливаются и изменяются Генеральным прокурором с письменного согласия Высшего совета прокуроров.
(4) Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором и его заместителями согласно установленным Генеральным прокурором сферам компетенции.
Статья 8. Генеральная прокуратура
(1) Генеральная прокуратура возглавляется Генеральным прокурором и его заместителями согласно установленной компетенции. Генеральная прокуратура имеет статус юридического лица, располагает казначейским счетом и печатью с изображением Государственного герба. Местонахождение Генеральной прокуратуры – муниципий Кишинэу.
(2) Генеральная прокуратура состоит из подразделений, которыми руководят главные прокуроры или государственные служащие и, по необходимости, их заместители.
(3) Генеральная прокуратура осуществляет следующие полномочия:
а) руководит, контролирует, организует и координирует деятельность специализированных и территориальных прокуратур;
b) по решению Генерального прокурора руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет обвинение в судебной инстанции по делам особой важности;
c) представляет обвинение в Высшей судебной палате;
d) осуществляет и координирует контроль органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность, в части законности проведения специальных розыскных мероприятий;
e) обобщает практику в области осуществления уголовного преследования и руководства им и представления обвинения в судебной инстанции и содействует ее унификации;
f) обеспечивает международную правовую помощь по уголовным делам и международное сотрудничество в своей сфере деятельности;
g) участвует в единообразной реализации национальной и международной уголовной политики государства;
h) в пределах компетенции рассматривает полученные заявления и петиции;
i) участвует в процессе разработки нормативных актов в сфере деятельности Прокуратуры;
j) распоряжается бюджетом Прокуратуры;
k) собирает, анализирует сведения о деятельности Прокуратуры и управляет ими;
l) выполняет иные функции, установленные законом и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 9. Специализированные прокуратуры
(1) Специализированные прокуратуры действуют в определенных конкретных областях и осуществляют свои полномочия на всей территории Республики Молдова. В системе Прокуратуры действуют Антикоррупционная прокуратура и Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам. При необходимости законом могут создаваться и иные специализированные прокуратуры.
(2) Полномочия, компетенции, организация и функционирование специализированных прокуратур регулируются специальными законами, уголовно-процессуальным законодательством и собственными положениями о деятельности.
(3) Специализированной прокуратурой руководят главный прокурор, приравниваемый к заместителю Генерального прокурора, его заместитель или, по обстоятельствам, заместители, приравниваемые к главному прокурору подразделения Генеральной прокуратуры. В рамках специализированной прокуратуры могут создаваться подразделения, она может иметь территориальные бюро или представительства на территории.
(4) Антикоррупционная прокуратура специализируется на борьбе с коррупционными преступлениями, актами, смежными с актами коррупции, и обладает следующими специфическими полномочиями:
a) осуществляет согласно уголовно-процессуальному законодательству уголовное преследование по делам, отнесенным к ее компетенции;
b) руководит уголовным преследованием по делам, находящимся в производстве Национального центра по борьбе с коррупцией;
c) представляет обвинение в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам, указанным в пунктах a) и b).
(5) Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам специализируется на борьбе с организованной преступностью, терроризмом и пытками и обладает следующими специфическими полномочиями:
a) осуществляет уголовное преследование по делам о пытках, терроризме и о преступлениях, совершенных преступной организацией, а также по другим делам, отнесенным к ее компетенции законом;
b) руководит уголовным преследованием по делам о преступлениях, в которых уголовное преследование осуществляется органами уголовного преследования центральных отраслевых органов;
c) осуществляет уголовное преследование или руководит им по делам, переданным в ее производство Генеральным прокурором;
d) представляет обвинение в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам, указанным в пунктах a), b) и c).
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 30 ноября 2018 года