Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 3 апреля 2003 года №661-IV

О Государственной пограничной службе Украины

(В редакции Законов Украины от 19.06.2003 г. №965-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 15.12.2005 г. №3200-IV, 03.11.2006 г. №328-V, 19.12.2006 г. №489-V, 11.05.2007 г. №1014-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 20.05.2008 г. №289-VI, 24.09.2008 г. №586-VI, 15.01.2009 г. №884-VI, 05.11.2009 г. №1710-VI, 13.01.2011 г. №2947-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (вступил в силу 19.11.2012 г.), 02.06.2011 г. №3460-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 17.05.2012 г. №4711-VI, 18.09.2012 г. №5290-VI, 16.10.2012 г. №5453-VI, 16.10.2012 г. №5459-VI, 14.05.2013 г. №224-VII, 16.05.2013 г. №245-VII, 04.07.2013 г. №406-VII, 04.07.2012 г. №5040-VI, 15.04.2014 г. №1207-VII, 05.06.2014 г. №1313-VII, 09.04.2015 г. №306-VIII, 01.07.2015 г. №567-VIII, 02.07.2015 г. №580-VIII, 23.12.2015 г. №901-VIII, 23.03.2017 г. №1975-VIII)

(По всему тексту Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам охраны государственной границы" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(По всему тексту Закона слова "таможенные органы Украины" и "таможенные органы" во всех падежах заменены словами "органы доходов и сборов" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 04.07.2013 г. №406-VII)

(см. предыдущую редакцию

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Украины определяет правовые основы организации и деятельности Государственной пограничной службы Украины, ее общую структуру, численность, функции и полномочия.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Задачи Государственной пограничной службы Украины

На Государственную пограничную службу Украины возлагаются задачи по обеспечению неприкосновенности государственной границы и охране суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.

Статья 2. Основные функции Государственной пограничной службы Украины

Основными функциями Государственной пограничной службы Украины являются:

охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах с целью недопущения незаконного изменения прохождения ее линии, обеспечения соблюдения режима государственной границы и пограничного режима;

осуществление в установленном порядке пограничного контроля и пропуска через государственную границу Украины и к временно оккупированной территории и из нее лиц, транспортных средств, грузов, а также выявление и пресечение случаев незаконного их перемещения;

охрана суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне и контроль за реализацией прав и выполнением обязательств в этой зоне других государств, украинских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций;

ведение разведывательной, информационно-аналитической и оперативно-розыскной деятельности в интересах обеспечения защиты государственной границы Украины согласно законам Украины "О разведывательных органах Украины" и "Об оперативно-розыскной деятельности";

участие в борьбе с организованной преступностью и противодействие незаконной миграции на государственной границе Украины и в пределах контролируемых пограничных районов;

участие в мероприятиях, направленных на борьбу с терроризмом, а также пресечению деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), организованных групп и преступных организаций, нарушивших порядок пересечения государственной границы Украины;

участие в осуществлении государственной охраны мест постоянного и временного пребывания Президента Украины и должностных лиц, определенных в Законе Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";

охрана иностранных дипломатических учреждений Украины;

координация деятельности воинских формирований и соответствующих правоохранительных органов, связанной с защитой государственной границы Украины и пропуска к временно оккупированной территории и из нее, а также деятельности государственных органов, которые осуществляют различные виды контроля при пересечении государственной границы Украины или участвуют в обеспечении режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины и в контрольных пунктах въезда - выезда.

Выполнение указанных в части первой настоящей статьи функций является оперативно-служебной деятельностью Государственной пограничной службы Украины.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 15.04.2014 г. №1207-VII, 05.06.2014 г. №1313-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные принципы деятельности Государственной пограничной службы Украины

Основными принципами деятельности Государственной пограничной службы Украины являются:

законность;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

внепартийность;

непрерывность;

сочетание гласных, негласных и конспиративных форм и методов деятельности;

единоначалие; коллегиальность при разработке важных решений;

взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями при осуществлении возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач;

открытость для демократического гражданского контроля.

Статья 4. Правовая основа деятельности Государственной пограничной службы Украины

Правовой основой деятельности Государственной пограничной службы Украины являются Конституция Украины, Закон Украины "О государственной границе Украины", настоящий Закон, другие законы Украины, изданные во их исполнение акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а также международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Статья 5. Деятельность Государственной пограничной службы Украины и обеспечение прав человека

Деятельность Государственной пограничной службы Украины проводится на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Органы, военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины обязаны уважать достоинство человека, проявлять к нему гуманное отношение.

Неправомерное ограничение прав и свобод человека недопустимо и влечет ответственность согласно закону.

Раздел II. Общая структура, численность и организация деятельности государственной пограничной службы Украины

Статья 6. Общая структура и численность Государственной пограничной службы Украины

Государственная пограничная служба Украины является правоохранительным органом специального назначения и имеет следующую общую структуру:

центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы;

территориальные органы центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы;

Морская охрана, состоящая из отрядов морской охраны;

органы охраны государственной границы - пограничные отряды, отдельные контрольно-пропускные пункты, авиационные части;

разведывательный орган центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы.

Общая численность Государственной пограничной службы Украины составляет 53000 лиц, в том числе 45000 военнослужащих.

Центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, территориальные органы центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, органы охраны государственной границы и другие органы, указанные в части первой настоящей статьи, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, счета в банках, в том числе в "иностранной валюте.

В системе Государственной пограничной службы Украины имеются также учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, подразделения специального назначения и органы обеспечения.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 09.04.2015 г. №306-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, осуществляет управление Государственной пограничной службой Украины, принимает участие в разработке и реализации общих принципов правового оформления и обеспечения неприкосновенности государственной границы, и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.

Центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Государственной пограничной службы Украины, разрабатывает предложения, направленные на его совершенствование, и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Украины или Кабинета Министров Украины.

С целью эффективного выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы образуются территориальные органы - региональные управления.

Положение о региональных управлениях утверждается Председателем Государственной пограничной службы Украины.

Начальники региональных управлений назначаются на должности Председателем Государственной пограничной службы Украины.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Председатель Государственной пограничной службы Украины

Руководство Государственной пограничной службой Украины и деятельностью центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы осуществляет Председатель Государственной пограничной службы Украины. Председатель Государственной пограничной службы Украины несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Государственную пограничную службу Украины.

Председателя Государственной пограничной службы Украины назначает на должность Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия на этой должности. Председатель Государственной пограничной службы Украины имеет заместителей, которые назначаются Президентом Украины по представлению Председателя Государственной пограничной службы Украины.

Статья 9. Морская охрана

Морская охрана Государственной пограничной службы Украины осуществляет: охрану государственной границы на море, реках, озерах и других водоемах; контроль за плаванием и пребыванием украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, заходом иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты Украины и пребыванием в них; охрану суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне и контроль за реализацией прав и выполнением обязательств в этой зоне других государств, украинских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций.

В состав отряда морской охраны входят корабли, катера и суда обеспечения.

Статья 10. Органы охраны государственной границы Государственной пограничной службы Украины

Органы охраны государственной границы непосредственно выполняют поставленные перед Государственной пограничной службой Украины задачи по обеспечению неприкосновенности государственной границы Украины.

Пограничный отряд является основным оперативно-служебным звеном Государственной пограничной службы Украины, на которую возлагаются охрана определенного участка государственной границы самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами охраны государственной границы и Морской охраной, обеспечение соблюдения режима государственной границы и пограничного режима, а также осуществление в установленном порядке пограничного контроля и пропуска через государственную границу Украины и к временно оккупированной территории и из нее лиц, транспортных средств, грузов.

В состав пограничного отряда могут входить пограничные комендатуры, отделы пограничной службы, пограничные заставы, контрольно-пропускные пункты, отделения пограничного контроля.

Отдельный контрольно-пропускной пункт является оперативно-служебным звеном Государственной пограничной службы Украины, на которое возлагается осуществление в установленном порядке пограничного контроля и пропуска через государственную границу Украины лиц, транспортных средств, грузов.

В состав отдельного контрольно-пропускного пункта могут входить другие подчиненные ему контрольно-пропускные пункты, отделения пограничного контроля и контролерские посты.

Авиационная часть является оперативно-служебным звеном Государственной пограничной службы Украины, на которое возлагаются охрана государственной границы во взаимодействии с другими органами охраны государственной границы и Морской охраны, обеспечение соблюдения режима государственной границы и пограничного режима, а также осуществление охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.

В состав авиационной части входят отряды самолетов и звенья вертолетов.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.04.2014 г. №1207-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Разведывательный орган центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы

Разведывательный орган центрального органа исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы организует свою деятельность в соответствии с Законом Украины "О разведывательных органах Украины".

Организационная структура разведывательного органа центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы определяется Президентом Украины.

Статья 12. Подразделения специального назначения

В составе центрального органа исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, территориальных органов центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, органов охраны государственной границы функционируют подразделения специального назначения - оперативного документирования, оперативно-технические, обеспечения внутренней безопасности и собственной безопасности.

Деятельность подразделений специального назначения Государственной пограничной службы Украины регулируется настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.

Статья 13. Органы обеспечения

Органами обеспечения Государственной пограничной службы Украины являются предприятия, учреждения, а также подразделения технического, материального, медицинского и других видов обеспечения ее деятельности, которые функционируют как самостоятельно, так и в составе соответственно центральный орган исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, его территориальных органов, Морской охраны, других органов охраны государственной границы, учебных заведений Государственной пограничной службы Украины.

Раздел III. Личный состав государственной пограничной службы Украины

Статья 14. Личный состав Государственной пограничной службы Украины

В личный состав Государственной пограничной службы Украины входят военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины.

Относительно лиц, претендующих на службу в Государственной пограничной службе Украины, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "О предотвращении коррупции".

Лица, претендующие на службу в Государственной пограничной службе Украины, до назначения на соответствующую должность подают по месту будущей службы декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных Законом Украины "О предотвращении коррупции", и обязаны сообщить руководству органа или подразделения, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе или подразделении близких им лиц.

На службу в Государственной пограничной службе Украины не может быть принято лицо, которое имеет не погашенную или не снятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированной, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.

Комплектование Государственной пограничной службы Украины военнослужащими и прохождение ими военной службы осуществляются на основании Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе". Уполномоченные должностные лица Государственной пограничной службы Украины предварительно изучают состав призывников и осуществляют их отбор в военных комиссариатах.

Трудовые отношения работников Государственной пограничной службы Украины регулируются законодательством о труде, государственной службе и заключенными трудовыми договорами (контрактами). Перечень должностей работников Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями могут привлекаться к оперативно- служебной деятельности, определяется Председателем Государственной пограничной службы Украины.

На военнослужащих Государственной пограничной службы Украины, кроме военнослужащих срочной службы, курсантов военных учебных заведений, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки, распространяются другие требования и ограничения, установленные Законом Украины "О предотвращении коррупции".

Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины, кроме военнослужащих срочной службы, курсантов военных учебных заведений, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки, военнослужащих военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава, а также военных должностных лиц из числа военнослужащих военной службы по контракту лиц рядового состава, военной службы по контракту лиц сержантского и старшинского состава, военнослужащих младшего офицерского состава военной службы по контракту лиц офицерского состава, обязаны подавать ежегодно до 1 апреля декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке и на условиях, установленных Законом Украины "О предотвращении коррупции".

Освобождение от представления ежегодной декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренное настоящей частью, не распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в подразделениях комплектования Государственной пограничной службы Украины.

Должностные лица Государственной пограничной службы Украины (кроме военнослужащих), привлеченных к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении коррупции", или уголовного преступления, освобождаются с работы в трехдневный срок со дня получения органом Государственной пограничной службы Украины копии соответствующего судебного решения. Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины, привлеченных к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении коррупции", или уголовного правонарушения, подлежат освобождению от службы.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 17.05.2012 г. №4711-VI, 16.05.2013 г. №224-VII, 23.03.2017 г. №1975-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 14-1. Урегулирование конфликта интересов

В случае возникновения конфликта интересов во время выполнения служебных полномочий военнослужащие Государственной пограничной службы Украины обязаны немедленно доложить об этом своему непосредственному начальнику. Непосредственный начальник обязан принять все необходимые меры, направленные на предотвращение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому должностному лицу, личного выполнения служебного задания, или иным способом, предусмотренным законодательством.

Примечание. Термин "конфликт интересов" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении коррупции".

(Статья 14-1 введена в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4711-VI)

(В статью 14-1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.03.2017 г. №1975-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Ограничение политической деятельности в Государственной пограничной службе Украины

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины на период военной службы и работы приостанавливают членство в политических партиях.

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины могут быть членами общественных организаций, уставные положения которых не противоречат принципам деятельности Государственной пограничной службы Украины, и могут участвовать в их работе в свободное от исполнения служебных обязанностей время.

Организация военнослужащими и работниками Государственной пограничной службы Украины забастовок и участие в их проведении не. допускаются.

Статья 16. Денежное довольствие военнослужащих и оплата труда работников Государственной пограничной службы Украины

Условия денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда работников Государственной пограничной службы Украины определяются законодательством.

Статья 17. Подготовка кадров для Государственной пограничной службы Украины

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации личного состава Государственной пограничной службы Украины проводятся в учебных заведениях Государственной пограничной службы Украины и в других учебных заведениях.

Статья 18. Зачисление военнослужащих Государственной пограничной службы Украины в запас

Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины, уволенные с военной службы, зачисляются в запас Вооруженных Сил Украины.

Раздел IV. Полномочия государственной пограничной службы Украины

Статья 19. Обязанности Государственной пограничной службы Украины

На Государственную пограничную службу Украины в соответствии с определенными законом задачами возлагаются:

1) пресечение любых попыток незаконного изменения прохождения линии государственной границы Украины;

2) пресечение во взаимодействии с соответствующими правоохранительными органами вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе Украины;

3) участие во взаимодействии с Вооруженными Силами Украины и иными воинскими формированиями в отражении вторжения или нападения на территорию Украины вооруженных сил другого государства или группы государств;

4) участие в выполнении мер территориальной обороны, а также мер, направленных на соблюдение правового режима военного и чрезвычайного положения;

5) организация предотвращения уголовных и административных правонарушений, противодействие которым законодательством отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины, их выявления и прекращения, осуществления производства по делам об административных правонарушениях согласно законам;

6) осуществление пограничного контроля и пропуска в установленном порядке лиц, транспортных средств, грузов при наличии надлежащим образом оформленных документов после прохождения ими таможенного и при необходимости других видов контроля, а также регистрация иностранцев и лиц без гражданства, которые в установленном порядке прибывают в Украину, и их паспортных документов в пунктах пропуска через государственную границу, а также осуществление фиксации биоматематических данных иностранцев и лиц без гражданства во время осуществления пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в контрольных пунктах въезда - выезда;

7) участие в заключении международных договоров Украины по пограничным вопросам и по вопросам взаимных поездок граждан, а также обеспечение их выполнения;

8) предупреждение и недопущение пересечение государственной границы Украины лицами, которым согласно законодательству не разрешается въезд в Украину или которых временно ограничили в праве выезда из Украины, в том числе согласно поручениям правоохранительных органов; розыск в пунктах пропуска через государственную границу и в контрольных пунктах въезда - выезда лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования и суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний; выполнение в установленном порядке других поручений правоохранительных органов;

9) выявление причин и условий, влекущих нарушения законодательства о государственной границе Украины, принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;

10) осуществление разведывательной, информационно-аналитической и оперативно-розыскной деятельности, а также осуществление контрразведывательных мер в интересах обеспечения защиты государственной границы Украины;

11) контроль за соблюдением пограничного режима;

12) прием заявлений о признании лиц беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите, в порядке, определенном Законом Украины "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите";

13) установление по согласованию с органами доходов и сборов и руководителями соответствующих предприятий, на территории которых размещены пункты пропуска через государственную границу режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, контроль за его соблюдением;

13-1) установление режимных правил в контрольных пунктах въезда - выезда;

14) контроль за соблюдением невоенными судами и военными кораблями установленного порядка плавания и пребывания в территориальном море и внутренних водах Украины;

15) принятие в установленном порядке решений о принудительном возвращении в страну происхождения или третью страну иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов во время попытки или после незаконного пересечения государственной границы Украины, с дальнейшим сообщением в течение 24 часов прокурору об основаниях принятия такого решения;

15-1) принятие в установленном порядке решений о размещении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов во время попытки или после незаконного пересечения государственной границы Украины, в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся на территории Украины, с дальнейшим сообщением в течение 24 часов прокурору;

15-2) выполнение решений административного суда о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов во время попытки или после незаконного пересечения государственной границы Украины

16) осуществление самостоятельно или во взаимодействии с органами Национальной полиции и органами Службы безопасности Украины в пределах контролируемых пограничных районов контроля за соблюдением иностранцами и лицами без гражданства, а также беженцами лицами,  нуждающимися в дополнительной защите и лицами, которым предоставлено убежище в Украине, установленных правил пребывания на ее территории;

17) охрана, конвоирование и содержание задержанных лиц и плавсредств до момента их передачи органам пограничной охраны или другим уполномоченным органам сопредельного государства, другим правоохранительным органам Украины или суду;

18) выполнение в соответствии с законодательством системы особых мер по защите военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины от посягательств на жизнь, здоровье, честь, имущество в связи с их служебной деятельностью, а также их близких родственников;

19) противодействие и предупреждение коррупционных деяний и преступлений в сфере служебной деятельности личного состава Государственной пограничной службы Украины;

20) участие в пределах своей компетенции во взаимодействии с органами Службы безопасности Украины, органами Национальной полиции и другими правоохранительными органами в борьбе с терроризмом и выполнении других возложенных на них задач;

21) погранично-представительская работа и участие пограничных представителей в работе совместных международных комиссий по рассмотрению пограничных споров, инцидентов, конфликтов;

22) осуществление самостоятельно или совместно со специально уполномоченными на то органами исполнительной власти и должностными лицами контроля в районах несения службы за сохранением природных ресурсов и подводного культурного и археологического наследия, соблюдением правил промышленной и другой деятельности, охраной окружающей среды;

23) информирование соответствующих государственных органов и граждан об авариях, пожарах, катастрофах, стихийном бедствии и других чрезвычайных происшествиях на государственной границе Украины, в пограничной полосе и в контролируемых пограничных районах;

23-1) предоставление по запросам исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, сведений, которые хранятся в информационных системах, в том числе банках данных относительно лиц, которые в период получения помощи по безработице пересекали государственную границу Украины или находились за пределами Украины;

24) охрана иностранных дипломатических учреждений Украины;

24-1) охрана подводного культурного и археологического наследия;

25) участие в пределах своей компетенции в обеспечении государственной охраны мест постоянного и временного пребывания Президента Украины и должностных лиц, определенных в Законе Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";

26) взаимодействие во время охраны государственной границы Украины с соответствующими органами иностранных государств в порядке, который устанавливается международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;

27) обеспечение хранения документов демаркации государственной границы Украины в установленном законодательством Украины порядке.

28) обеспечение задержанным лицам с момента их задержания права защищать себя лично или пользоваться правовой помощью защитника;

29) информирование в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, Центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о каждом случае задержания лиц согласно доверенности правоохранительных органов Украины и административного задержания лиц, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласило защитника.

(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.06.2011 г. №3460-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI, 18.09.2012 г. №5290-VI, 16.10.2012 г. №5453-VI, 16.10.2012 г. №5459-VI, 16.05.2013 г. №245-VII, 15.04.2014 г. №1207-VII, 23.12.2015 г. №901-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 20. Права Государственной пограничной службы Украины

Органам, подразделениям, военнослужащим, а также работникам Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными обязанностями могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, для выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач предоставляется право:

1) размещать пограничные наряды, передвигаться при исполнении служебных обязанностей на любых участках местности, находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия или без их согласия в безотлагательных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления, с уведомлением об этом в течение двадцати четырех часов прокурора, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности с уведомлением об этом их администрации;

2) в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами исключительно в интересах уголовного судопроизводства, международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, а также с целью обеспечения национальной безопасности Украины осуществлять контролируемый (под оперативным контролем) пропуск через государственную границу Украины лиц в пунктах пропуска или вне их. Решение на такой пропуск принимает Председатель Государственной пограничной службы Украины;

3) проверять у лиц, которые следуют через государственную границу Украины, документы на право въезда в Украину или выезда из Украины, делать в них соответствующие отметки и в случаях, предусмотренных законодательством, временно их задерживать или изымать;

4) путем опроса лиц выяснять основания пересечения государственной границы Украины, въезда на временно оккупированную территорию или выезда с нее, не пропускать через государственную границу Украины, на временно оккупированную территорию или с нее лиц без действительных документов на право пересечения границы или для въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее, лиц, предоставивших заведомо ложные сведения при получении указанных документов, лиц, которым Государственной пограничной службой Украины за нарушение законодательства по пограничным вопросам и о правовом статусе иностранцев или по мотивированному письменному решению суда и правоохранительных органов не разрешается въезд в Украину или временно ограничено право выезда из Украины; делать в документах указанных лиц соответствующие отметки;

5) в соответствии с законодательством принимать решение о предоставлении разрешения на пересечение государственной границы в упрощенном порядке;

6) самостоятельно, а в случае пребывания транспортных средств, товаров и других предметов, перемещаемых через государственную границу Украины, под таможенным контролем - совместно с органами доходов и сборов проводить в соответствии с законодательством досмотр, при необходимости - и сопровождение указанных транспортных средств, товаров и предметов;

7) осуществлять согласно поручениям правоохранительных органов Украины задержания в пунктах пропуска лиц, которые следуют через государственную границу Украины, лиц, следующих через контрольные пункты въезда - выезда, и разыскиваются по подозрению в совершении преступления, скрываются от органов досудебного расследования и суда, уклоняются от отбывания уголовного наказания и в иных случаях, предусмотренных законодательством Украины;

8) предоставлять с согласия органов доходов и сборов и компетентных органов сопредельных государств разрешение на пересечение лицами государственной границы Украины, перемещение транспортных средств, грузов вне пунктов пропуска через государственную границу Украины при наличии безотлагательных обстоятельств, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий, угрозы человеческой жизни и при отсутствии угрозы национальной безопасности Украины;

9) по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере авиационного транспорта и Министерством обороны Украины предоставлять разрешение на вылет и посадку воздушных судов из аэропортов (аэродромов), в которых отсутствуют пункты пропуска через государственную границу Украины;

10) создавать и использовать в интересах разведки, контрразведывательного обеспечения охраны государственной границы Украины, оперативно-розыскной деятельности, участия в борьбе с организованной преступностью и противодействии незаконной миграции информационные системы, в том числе банки данных в отношении лиц, которые пересекли государственную границу Украины, лиц, совершивших правонарушения, противодействие которым отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины, лиц, которым согласно законодательству не разрешается въезд в Украину или временно ограничивается право выезда из Украины, недействительных, похищенных и утраченных документов на право выезда за границу и в иных случаях, предусмотренных законами Украины;

11) определять совместно с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности места и продолжительность остановок (стоянок) транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и грузов в пунктах пропуска через государственную границу Украины или осуществляют соответствующие перевозки через контрольные пункты въезда - выезда;

12) требовать от физических лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий Государственной пограничной службы Украины;

13) в случаях и в порядке, предусмотренных законами Украины, рассматривать дела о правонарушениях, налагать взыскания или передавать материалы о правонарушениях на рассмотрение других уполномоченных органов исполнительной власти или судов;

14) осуществлять административное задержание лиц на основаниях и на сроки, определенные законами, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно пересекли государственную границу Украины, в отношении которых принято в установленном порядке решение о передаче их пограничным органам сопредельного государства, на время, необходимое для такой передачи;

15) осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законами, личный досмотр задержанных, а также досматривать и при необходимости изымать вещи, которые могут быть вещественными доказательствами или причинить вред здоровью людей;

16) содержать лиц, задержанных в административном порядке, в специально оборудованных для этих целей помещениях;

17) проводить в соответствии с законом судебную экспертизу паспортных документов, которые согласно законодательству используются при пересечении государственной границы Украины;

18) в соответствии со своей компетенцией ограничивать или временно запрещать в случаях, вызываемых обстоятельствами, связанными с обеспечением охраны государственной границы Украины, и проведением учений и боевых стрельб, выполнение различных работ, перемещение транспортных средств, плавсредств и доступ лиц на отдельные участки местности либо объекты в пограничной полосе, контролируемых пограничных районах, за исключением работ на стройках, которые выполняются в соответствии с международными договорами, и на стройках государственного значения и работ, связанных с ликвидацией последствий стихийного бедствия и очагов особо опасных инфекционных заболеваний;

19) осуществлять автоматизированный обмен информацией о транспортных средствах, которые пересекли государственную границу Украины, с территориальными органами Министерства внутренних дел Украины. Останавливать и осматривать в пределах пограничной полосы, контролируемых пограничных районов самостоятельно, а за их границами - вместе с соответствующими подразделениями Национальной полиции транспортные средства, а также проверять документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров, наличие полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата "Зеленая карточка"), а также осуществлять контроль за уплатой сумм наложенного взыскания за административные правонарушения. При этом груз, который перевозится транспортными средствами под таможенным контролем, подлежит такому осмотру только вместе с органами доходов и сборов;

20) использовать в порядке, установленном законодательством, водное и воздушное пространство Украины, морские и речные порты, аэропорты и аэродромы (посадочные площадки), расположенные на территории Украины, независимо от их ведомственной принадлежности и назначения, получать навигационную, метеорологическую, гидрографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения полетов и кораблевождения;

21) в установленном законодательством порядке выполнять полеты на летательных аппаратах Государственной пограничной службы Украины на воздушных трассах, по маршрутам вне трасс, а также по установленным маршрутам в пограничной полосе, контролируемых пограничных районах и исключительной (морской) экономической зоне Украины;

22) осуществлять плавание на кораблях, катерах, судах обеспечения по всей акватории внутренних вод, территориального моря и исключительной (морской) экономической зоны Украины, подходить к берегу, каким-либо причалам (пристаням) и осуществлять высадку на них личного состава Государственной пограничной службы Украины;

23) предоставлять разрешение на заход иностранных военных кораблей во внутренние воды, на рейды и в порты Украины, в том числе в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины, одобренных Верховной Радой Украины;

24) проводить в установленном порядке досмотр украинских и иностранных невоенных судов, которые допустили нарушения законодательства во время плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах, а также во время стоянки судов в портах Украины, сопровождать их кораблями и катерами Государственной пограничной службы Украины в порты или за пределы территориальных вод Украины;

25) останавливать и досматривать в установленном порядке суда и плавсредства, которые ведут промысел рыбы и других водных живых ресурсов, осуществляют поиск, исследование и операции, связанные с таким промыслом, выполняют другие работы в исключительной (морской) экономической зоне Украины и территориальном море; проверять документы на ведение рыбного промысла и выполнение других работ;

26) приостанавливать или прекращать рыбный промысел, морские научные исследования, другие работы в территориальном море, исключительной (морской) экономической зоне и внутренних водах Украины при отсутствии соответствующего разрешения (согласования) или нарушении правил их проведения, установленных законодательством;

26-1) останавливать и осматривать в установленном порядке суда и плавсредства, находящиеся в зоне охраны подводного культурного и археологического наследия, проверять документы (разрешения), подтверждающие право на пребывание в охраняемой зоне и (или) проведение научных археологических исследований;

27) посещать, досматривать и находиться на искусственных островах, в установках и сооружениях, которые находятся в исключительной (морской) экономической зоне, территориальном море и внутренних водах Украины, а также проверять документы, удостоверяющие право на проведение работ, сооружение искусственных островов, установок, сооружений и установление зон безопасности вокруг них;

28) задерживать суда, допускающие нарушения законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины или норм международного права, и доставлять их в один из открытых для захода иностранных невоенных судов портов Украины;

29) временно ограничивать мореходство и запрещать выход в море украинских невоенных судов и плавсредств независимо от формы собственности, допустивших нарушения установленного порядка плавания и пребывания в территориальном море и внутренних водах Украины;

30) запрещать схождение на берег и пребывание на берегу членов экипажей иностранных невоенных судов и других лиц, которые находятся на них и допустили правонарушения во время плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах, а также во время стоянки судов в портах Украины;

31) осуществлять разведывательные, контрразведывательные и оперативно-розыскные меры согласно законам Украины;

32) осуществлять по договоренности с авиаперевозчиками в иностранных аэропортах предварительную проверку правовых оснований для въезда в Украину иностранцев и лиц без гражданства;

33) во взаимодействии с органами доходов и сборов и другими государственными органами осуществлять меры по недопущению незаконного перемещения через государственную границу Украины грузов, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения, изымать такие грузы при осуществлении попытки перемещения их через государственную границу Украины или самостоятельно в ходе проведения оперативно-розыскных мер и передавать их по назначению в установленном порядке;

34) приглашать лиц в подразделения Государственной пограничной службы Украины для выяснения обстоятельств незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения режима государственной границы, пограничного режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, контрольных пунктах въезда - выезда, порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее, а также других правонарушений, рассмотрение которых относится к компетенции Государственной пограничной службы Украины. При необходимости выяснение обстоятельств указанных нарушений может осуществляться и в других местах;

35) на основаниях, предусмотренных законами, сокращать срок пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов;

36) пользоваться на договорных началах служебными помещениями предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, воинских частей воинских формирований, а также жилыми и другими помещениями граждан;

37) использовать в установленном порядке транспортные средства, плавсредства граждан, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме транспортных средств, плавсредств дипломатических и других представительств иностранных государств и организаций) для проезда к месту незаконного пересечения государственной границы Украины, пресечения преступления, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, с последующим возмещением расходов и убытков этим гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям согласно законодательству;

38) использовать средства электрической связи центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности при пресечении вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе Украины, отражении вторжения на территорию Украины вооруженных формирований, ликвидации диверсионно-разведывательных групп, а также в других случаях на условиях, согласованных в установленном порядке, с последующим возмещением связанных с этим расходов согласно законодательству;

39) подавать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для рассмотрения предложения о прекращении нарушений законодательства по вопросам охраны государственной границы Украины и устранении предпосылок к их совершению;

40) получать в установленном законом порядке по письменным запросам руководителей подразделений по оперативно-розыскной работе или разведывательного органа сведения из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины;

41) материально и морально поощрять лиц, которые оказывают Государственной пограничной службе Украины помощь в выполнении возложенных на нее задач;

42) сотрудничать в соответствии с законодательством с иностранными дипломатическими и консульскими учреждениями в вопросах, относящихся к компетенции Государственной пограничной службы Украины и касающихся ограничения либо восстановления прав иностранцев и лиц без гражданства;

43) взаимодействовать по вопросам охраны государственной границы Украины, противодействия незаконной миграции, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, трансграничной преступности, контрабандной деятельности с компетентными органами и воинскими формированиями иностранных государств, международными организациями в порядке и на основах, установленных законодательством;

44) во время непосредственного выполнения задач по охране государственной границы при несении службы в составе пограничных нарядов или осуществлении оперативно-розыскной деятельности бесплатно пользоваться всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), средствами железнодорожного, водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов, а также попутным транспортом;

45) в порядке, предусмотренном законодательством, получать и использовать земельные участки для размещения стационарных технических средств и инженерных сооружений на государственной границе Украины, расположения органов, подразделений, учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций Государственной пограничной службы Украины, пунктов (мест) временного содержания лиц, базирования кораблей и катеров, авиационных подразделений, стрельбищ и учебных полей и т. п;

46) в порядке, определенном международными договорами Украины, осуществлять совместный пограничный контроль и другие мероприятия по охране государственной границы на территории сопредельных государств.

В случаях, предусмотренных законом, должностные и служебные лица Государственной пограничной службы Украины осуществляют также и иные полномочия.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI, 16.05.2013 г. №245-VII, 04.07.2013 г. №406-VII, 15.04.2014 г. №1207-VII, 23.12.2015 г. №901-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 21. Применение силы при охране государственной границы и суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне

Военнослужащие, а также работники Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, при выполнении задач по охране государственной границы и суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне в пределах полномочий, определенных настоящим Законом, законами Украины "О государственной границе Украины", "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины", имеют право в порядке и случаях, предусмотренных Законом Украины "О Национальной полиции", воинскими уставами Вооруженных Сил Украины и иными нормативно-правовыми актами, применять физическую силу, использовать служебных собак, а также хранить, носить специальные средства и оружие, использовать и применять их самостоятельно или в составе подразделений.

Не допускается применение оружия в направлении территории сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию Украины вооруженных военных групп и преступных группировок, пресечения вооруженных провокаций, а также для отражения нападения или пресечения вооруженного сопротивления лиц, которые незаконно пересекают либо пытаются незаконно пересечь государственную границу Украины.

(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.07.2015 г. №580-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 22. Содействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан выполнению задач Государственной пограничной службой Украины

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, их служебные и должностные лица в пределах своих полномочий содействуют Государственной пограничной службе Украины в охране государственной границы и суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.

Государственная пограничная служба Украины имеет право для выполнения возложенных на нее задач привлекать к сотрудничеству на платной и бесплатной основе лиц с их согласия, а также общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы в порядке, установленном законами, регулирующими оперативно-розыскную деятельность и участие граждан в охране государственной границы Украины.

Раздел V. Правовая и социальная защита личного состава государственной пограничной службы Украины

Статья 23. Правовое положение личного состава Государственной пограничной службы Украины

Военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), а также работникам Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, выдаются служебные и специальные удостоверения, а также соответствующие знаки (жетоны).

Законные требования и распоряжения военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями привлечены к оперативно-служебной деятельности, обязательны для выполнения гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, должностными и служебными лицами.

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины при выполнении возложенных на них обязанностей руководствуются только законами, действуют на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц государственных органов в предусмотренных Конституцией и законами Украины случаях, не вправе вмешиваться в законную деятельность военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины.

Никто не имеет права возложить на личный состав Государственной пограничной службы Украины выполнение задач и обязанностей, не предусмотренных законами Украины.

С целью предупреждения коррупции военнослужащим и работникам Государственной пограничной службы Украины во время осуществления пограничного контроля запрещается:

1) принимать какие-либо предметы (вещи) от каких-либо лиц и передавать предметы (вещи) кому-либо, если другое не установлено законодательством Украины;

2) предоставлять кому-либо информацию о лицах, транспортных средствах, грузах, которые перемещаются через государственную границу или через контрольные пункты въезда - выезда, если другое не предусмотрено законом;

3) предоставлять преимущества в пересечении государственной границы или въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее  лицам, транспортным средствам и грузам;

4) иметь какие-либо личные средства связи, которые не принадлежат Государственной пограничной службе Украины и не входят в предметы экипировки пограничного наряда;

5) иметь при себе денежные средства свыше размера, установленного центральным органом исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы Украины.

Указанные лица обязаны по требованию своих прямых начальников или должностных или служебных лиц подразделений внутренней безопасности предоставить возможность проверить соблюдение ими указанных ограничений.

Вмешательство в деятельность Государственной пограничной службы Украины влечет ответственность, предусмотренную законом.

Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины имеют право на ношение военной формы одежды со знаками различия, образцы которых утверждаются в соответствии с Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе".

Использование воинских званий, знаков отличия, форменной одежды, служебных либо специальных удостоверений, знаков (жетонов) лицом, не относящимся к личному составу Государственной пограничной службы Украины, влечет ответственность, предусмотренную законом.

(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 15.04.2014 г. №1207-VII, 01.07.2015 г. №567-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 24. Правовая защита личного состава Государственной пограничной службы Украины

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины при исполнении возложенных на них обязанностей являются представителями власти, неприкосновенность личности, честь и достоинство которых охраняются законом.

Неприкосновенность личности военнослужащего, а также работника Государственной пограничной службы Украины, который в соответствии с его служебными полномочиями привлечен к оперативно-служебной деятельности, их честь и достоинство охраняются законом.

Привод, задержание и арест и связанные с этим обыск, личный осмотр и осмотр вещей военнослужащего, работника Государственной пограничной службы Украины во время осуществления им пограничного контроля проводится после окончания несения им службы или замены его другим военнослужащим или работником Государственной пограничной службы Украины, а в случае неотложной необходимости осуществить это безотлагательно - только в присутствии уполномоченного представителя органа охраны государственной границы.

Совершение уголовных и административных правонарушений в отношении членов семей военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины в связи с исполнением ими служебных обязанностей влечет ответственность, предусмотренную законом.

(В часть четвертую статьи 24 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.05.2013 г. №245-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Совершение уголовных и административных правонарушений в отношении военнослужащих или работников Государственной пограничной службы Украины, уволившихся со службы либо с работы, а также членов их семей, в связи с их предыдущей служебной деятельностью, а равно и в отношении лица, которое в соответствии с законом принимает участие в охране государственной границы Украины, и членов его семьи влечет ответственность согласно закону.

(В часть пятую статьи 24 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.05.2013 г. №245-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины, выполняющие задания за границей, находятся под защитой Украины.

Статья 25. Социальная защита личного состава Государственной пограничной службы Украины

Государство обеспечивает социальную защиту личного состава Государственной пограничной службы Украины в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и другими актами законодательства.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Государственной пограничной службы Украины осуществляется в порядке и в размерах, установленных Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".

Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины пользуются правовыми и социальными гарантиями в соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", настоящим Законом, другими актами законодательства.

Социальная защита работников Государственной пограничной службы Украины обеспечивается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде, если иное не предусмотрено трудовым договором.

Личному составу Государственной пограничной службы Украины гарантируется бесплатное медицинское обеспечение, которое осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях Государственной пограничной службы Украины.

Дети погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих, а также работников Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями были привлечены к оперативно-служебной деятельности, имеют право поступления в учебные заведения Государственной пограничной службы Украины вне конкурса.

Статья 26. Выплата единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих Государственной пограничной службы Украины и компенсационной выплаты в случае причинения ущерба имуществу военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины или их близким родственникам

(Действие части первой статьи 26 приостановлено на 2007 год в соответствии с Законом Украины от 19.12.2006 г. №489-V)

Выплата одноразового пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащего Государственной пограничной службы Украины осуществляется в порядке и на условиях, определенных Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".

В случае гибели (смерти) военнослужащего Государственной пограничной службы Украины при исполнении им обязанностей военной службы за его семьей сохраняется право на получение жилого помещения для постоянного проживания.

Ущерб, причиненный имуществу военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины либо его близким родственникам в связи с выполнением им обязанностей военной службы по непосредственной охране государственной границы Украины или ее суверенных прав в исключительной (морской) экономической зоне, компенсируется в установленном законом порядке за счет средств государственного бюджета.

(В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 04.07.2012 г. №5040-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел VI. Финансирование и обеспечение деятельности государственной пограничной службы Украины

Статья 27. Финансирование деятельности Государственной пограничной службы Украины

Финансирование деятельности Государственной пограничной службы Украины осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, предусмотренных законодательством.

Льготы, компенсации и гарантии, предусмотренные этим Законом, предоставляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований на содержание соответствующих бюджетных учреждений.

Статья 28. Обеспечение деятельности Государственной пограничной службы Украины

Обеспечение деятельности органов Государственной пограничной службы Украины осуществляется центральным органом исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы через государственный оборонный заказ и закупку товаров, работ и услуг за государственные средства.

Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления содействуют Государственной пограничной службе Украины, ее органам в решении жилищных и других социально-бытовых проблем, обеспечении транспортными средствами и связью. Государственная пограничная служба Украины освобождается от передачи местным государственным администрациям или органам местного самоуправления части жилья, построенного за счет целевых государственных капитальных вложений и других средств. Жилье государственного жилищного фонда, которое освобождается военнослужащими Государственной пограничной службы Украины, передается в установленном порядке ее соответствующим органам для его повторного заселения.

Государственная пограничная служба Украины имеет служебные помещения и другие сооружения, объекты здравоохранения, учебного, научно-исследовательского, хозяйственного и социально-культурного назначения, служебный жилищный фонд.

Имущество, закрепленное за центральным органом исполнительной власти,  реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, органами Государственной пограничной службы Украины, ее учебными заведениями, учреждениями и организациями, является государственной собственностью и принадлежит им на праве оперативного управления.

Раздел VII. Контроль и надзор за деятельностью государственной пограничной службы Украины

Статья 29. Контроль Верховной Рады Украины за деятельностью Государственной пограничной службы Украины

Председатель Государственной пограничной службы Украины систематически информирует Верховную Раду Украины о выполнении Государственной пограничной службой Украины возложенных на нее задач, соблюдении законодательства, обеспечении прав и свобод человека и по другим вопросам.

Председатель Государственной пограничной службы Украины ежегодно представляет Верховной Раде Украины письменный отчет о деятельности Государственной пограничной службы Украины.

Статья 30. Контроль Президента Украины за деятельностью Государственной пограничной службы Украины

Контроль за деятельностью Государственной пограничной службы Украины осуществляется Президентом Украины в соответствии с полномочиями, определенными Конституцией Украины.

Председатель Государственной пограничной службы Украины систематически информирует Президента Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины по основным вопросам деятельности Государственной пограничной службы Украины, а также ежегодно представляет Президенту Украины письменный отчет о деятельности Государственной пограничной службы Украины.

Статья 31. Контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью Государственной пограничной службы Украины

Контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью Государственной пограничной службы Украины осуществляется в порядке, определенном законами Украины.

Статья 32. Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной пограничной службы Украины

Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной пограничной службы Украины осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

Раздел VIII. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности государственной пограничной службы Украины

Статья 33. Ответственность личного состава Государственной пограничной службы Украины

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины самостоятельно принимают решение в пределах своих полномочий, руководствуясь Конституцией и законами Украины, иными нормативно-правовыми актами и приказами непосредственных начальников. Явно преступный приказ исполнению не подлежит. Должностные лица, отдавшие такой приказ, несут ответственность и возмещают причиненный в результате его исполнения ущерб согласно закону.

За противоправные действия либо бездействие военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины несут ответственность согласно закону.

Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины, исполняющие свои обязанности в соответствии с предоставленными настоящим Законом полномочиями, не несут ответственности за причиненный не по их вине другим лицам имущественный ущерб. Такой ущерб в случае недоказанности вины этих лиц компенсируется в соответствии с законами за счет Государственного бюджета Украины.

Статья 34. Ответственность за неправомерные действия, препятствующие реализации полномочий Государственной пограничной службы Украины

Неповиновение или сопротивление законным требованиям военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины, неправомерное вмешательство в их законную деятельность влечет ответственность, предусмотренную законом.

Раздел IX. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2003 года, кроме части второй статьи 6 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 января 2005 года. До вступления ее в силу общая численность Государственной пограничной службы Украины будет составлять:

до 1 января 2004 года - 45000 лиц, в том числе 42000 военнослужащих;

с 1 января 2004 года - 48000 лиц, в том числе 42000 военнослужащих.

2. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивают силу:

1) Закон Украины "О Пограничных войсках Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №2, ст. 7; 1996 г., №37, ст. 167; 1999 г., №48, ст. 419; 2002 г., №16, ст. 113, №33, ст. 236);

2) Закон Украины "Об общей структуре и численности Пограничных войск Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., №18, ст. 158; 2002 г., №48, ст. 360);

3) Постановление Верховной Рады Украины от 4 ноября 1991 года "О порядке комплектования, военного, материально-технического и финансового обеспечения Пограничных войск Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №2, ст. 9, №29, ст. 400; 1996 г., №37, ст. 167);

4) Постановление Верховной Рады Украины от 4 ноября 1991 года "О порядке введения в действие Закона Украины "О Пограничных войсках Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №2, ст. 8).

3. Государственная пограничная служба Украины является правопреемником Пограничных войск Украины, создается на их основе, в том числе материально-технической базе, в пределах штатной численности и финансирования по состоянию на 1 января 2003 года.

4. До приведения в соответствие с Законом Украины "О Государственной пограничной службе Украины" законы и иные нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

5. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

Л.Кучма