Дата обновления БД:
22.08.2025
Добавлено/обновлено документов:
381 / 1173
Всего документов в БД:
328055
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 26 июня 2025 года №164
Об электроэнергии
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон частично перелагает:
- Директиву Европейского парламента и Совета (ЕС) 2019/944 от 5 июня 2019 года об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии и о внесении изменений в Директиву (ЕС) 2012/27, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 158 от 14 июня 2019 года (CELEX: 02019L0944), в варианте, адаптированном и утвержденном решениями Министерского совета Энергетического сообщества №2021/13/MC-EnC и №2022/03/MC-EnC, с последними изменениями, внесенными Директивой (ЕС) 2024/1711;
- Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) 2019/943 от 5 июня 2019 года о внутреннем рынке электроэнергии, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 158 от 14 июня 2019 года (CELEX: 02019R0943), в варианте, адаптированном и утвержденном Решением Министерского совета Энергетического сообщества №2022/03/MC-EnC, с последними изменениями, внесенными Регламентом (ЕС) 2024/1747;
- Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) 1227/2011 от 25 октября 2011 года о неподкупности и прозрачности оптового рынка энергии, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 326 от 8 декабря 2011 года (CELEX: 02011R1227), в варианте, адаптированном и утвержденном Решением Министерского совета Энергетического сообщества №2018/10/MC-EnC.
- Регламент Комиссии (ЕС) 2015/1222 от 24 июля 2015 года, устанавливающий руководства по выделению пропускной способности и управлению перегрузками (пункт 23 статьи 2, статьи 4, 5, 6 и 9, а также статьи 32 и 33), опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 197 от 25 июля 2015 года (CELEX: 02015R1222), в варианте, адаптированном и утвержденном Решением Министерского совета Энергетического сообщества №2022/03/MC-EnC, с последними изменениями, внесенными Исполнительным регламентом (ЕС) 2021/280.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель закона и область применения
(1) Целью настоящего закона является создание общей нормативной базы, касающейся организации, регулирования, обеспечения эффективного функционирования и мониторинга электроэнергетического сектора, предназначенного для снабжения потребителей электроэнергией на условиях доступности, наличия, надежности, бесперебойности, качества и прозрачности, предоставления адекватных инвестиционных стимулов производства электроэнергии и развития электросетей, в частности поощрения долгосрочных инвестиций в декарбонизированную и устойчивую электроэнергетическую систему, а также содействия выполнению других задач государственной политики в области энергетики.
(2) Настоящий закон нацелен на создание интегрированного рынка электроэнергии, конкурентоспособного, сосредоточенного на потребителе, гибкого, справедливого и прозрачного. Закон устанавливает основополагающие принципы эффективного функционирования интегрированного рынка электроэнергии, который обеспечивает недискриминационный доступ на рынок всех поставщиков ресурсов и потребителей, повышает возможности потребителей, обеспечивает конкурентоспособность и диспетчеризируемое потребление, хранение энергии и энергетическую эффективность, облегчает агрегацию спроса и предложения на электроэнергию и позволяет осуществить секторальную и интеграцию в рынок электроэнергии, производимой из возобновляемых источников, а также ее вознаграждение на основе рыночных механизмов.
(3) Закон направлен на обеспечение цен и стоимости электроэнергии, доступных и прозрачных для потребителей, высокой степени безопасности снабжения электроэнергией и плавного перехода к устойчивой энергетической системе с низкими выбросами диоксида углерода. Закон устанавливает основные нормы, касающиеся: защиты и повышения возможностей потребителей, новых форм участия потребителей, в том числе через диспетчеризируемое потребление, открытого доступа к интегрированному рынку электроэнергии, доступа третьих лиц к сетям передачи и распределения электроэнергии, требований по отделению, максимизации и эффективного использования трансграничной пропускной способности, эффективной балансировки, инструментов долгосрочного покрытия рисков, основанных на рыночных механизмах, задач и обязанностей системных операторов, операторов рынка электроэнергии, делегированных операторов и других участников рынка, безопасности снабжения электроэнергией, компетенции и сферы деятельности Национального агентства по регулированию в энергетике (далее - Агентство), а также касающиеся регионального и панъевропейского сотрудничества релевантных сторон.
(4) Под действие настоящего закона подпадают:
a) производство электроэнергии;
b) передача электроэнергии, включая трансграничные потоки электроэнергии;
c) распределение электроэнергии;
d) торговля электроэнергией;
e) поставка электроэнергии;
f) хранение энергии;
g) агрегация;
h) определение и установление цен на электроэнергию, а также определение и установление регулируемых тарифов в соответствии с настоящим законом;
i) лицензирование видов деятельности в электроэнергетическом секторе;
j) институциональное развитие, необходимое для нормального функционирования электроэнергетического сектора и интегрированного рынка электроэнергии;
k) регулируемый доступ третьих лиц к электросетям;
l) организация, функционирование и мониторинг рынков электроэнергии, доступ к рынкам электроэнергии, обязанности участников рынков электроэнергии, а также обеспечение прозрачности и неподкупности рынков электроэнергии;
m) защита и повышение возможностей потребителей;
n) безопасность, в частности безопасность снабжения электроэнергией;
o) доступ к публичной или частной собственности в целях строительства, эксплуатации, технического обслуживания, восстановления или модернизации, включая технологическое переоснащение электросетей;
p) принципы сотрудничества и взаимодействия между отраслевым органом центрального публичного управления в области энергетики, органом, наделенным полномочиями по регулированию и мониторингу деятельности в электроэнергетическом секторе, другими ключевыми субъектами электроэнергетического сектора и компетентными органами договаривающихся сторон Энергетического сообщества и государств - членов Европейского Союза, а также принципы сотрудничества и взаимодействия с Секретариатом Энергетического сообщества, Регулирующим комитетом Энергетического сообщества, а также с Агентством Европейского Союза по сотрудничеству регулирующих органов в области энергетики (далее - АСЕR) и с Европейской сетью операторов систем передачи электроэнергии (далее - ENTSO-E).
Статья 2. Основные понятия
В значении настоящего закона следующие основные понятия означают:
1) доступ к электросети - право пользователя системы, включая конечного потребителя, подключаться к электросети и получать и/или поставлять электроэнергию в объемах и в период, указанный в договоре на предоставление услуги по передаче электроэнергии и/или в договоре на предоставление услуги по распределению электроэнергии, согласно условиям, установленным в настоящем законе;
2) соглашение о подключении на гибких условиях - набор согласованных условий для подключения к электросети электростанций, установок хранения и/или установок потребления, которые включают условия ограничения и контроля входа электроэнергии в сеть электропередачи или распределительную электросеть или выхода из нее;
3) акт о соответствии - документ, выданный органом государственного энергетического надзора в соответствии с настоящим законом вследствие проверки новой или существующей электроустановки, электрической части электростанции или запасного источника электроэнергии, принадлежащего учебным образовательным учреждениям, включая дошкольные образовательные учреждения, медицинские учреждения, дома престарелых или дома сирот, или вследствие проверки сети общественного освещения, подтверждающий их соответствие проектной документации, а также нормативным актам, нормативно-техническим документам, относящимся к процессам обустройства и эксплуатации установок и электростанций, включая электрическую безопасность. Акт о соответствии выдается и в случаях, предусмотренных частью (4) статьи 69 и частью (5) статьи 73;
4) адекватность - способность источников электроэнергии определенной зоны покрывать потребление электроэнергии в той зоне;
5) агрегация - деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом, сочетающая электрические нагрузки нескольких потребителей или электроэнергию, вырабатываемую несколькими электростанциями в целях продажи, покупки или выставления на аукцион на любом рынке электроэнергии;
6) независимый агрегатор - участник рынка, являющийся обладателем лицензии на агрегацию, осуществляющий деятельность по агрегации в соответствии с настоящим законом и не аффилированный поставщику своего потребителя;
7) выделение мощности - межзональное распределение мощности;
8) авария - нарушение функционирования установок или оборудования электросети либо электростанции, которое привело к опасному отклонению параметров режима функционирования соответствующей электросети или электростанции от параметров, предусмотренных отраслевыми нормативно-техническими документами;
9) мощность потребления - потребление электроэнергии конечным потребителем при полном использовании производственной мощности соответствующего конечного потребителя, которое включает совокупное потребление электроэнергии соответствующего конечного потребителя в качестве единого хозяйствующего субъекта, если такое потребление происходит на рынках электроэнергии с взаимозависимыми оптовыми ценами. При применении настоящего понятия не учитывается потребление электроэнергии в отдельных местах потребления, принадлежащих одному и тому же конечному потребителю и имеющих мощность потребления менее 600 ГВт ч/год, если эти места потребления не оказывают совокупного влияния на цены на оптовых рынках электроэнергии в силу своего географического расположения на различных релевантных рынках электроэнергии;
10) балансировочная мощность - объем мощности, который поставщик услуг по балансировке согласился хранить и который поставщик услуг по балансировке согласился предоставить оператору передающей системы на срок действия заключенного с ним договора, оферт на соответствующее количество балансировочной энергии;
11) согласованная чистая пропускная способность - метод расчета мощности на основе принципа оценки и определения ex ante максимального обмена электроэнергией между соседними зонами подачи оферт;
12) резервная мощность - количество резервов для обеспечения стабильности частоты, резервов для восстановления частоты или замещающих резервов, которое должно быть в распоряжении оператора передающей системы;
13) межзональная мощность - способность электроэнергетической системы, находящейся в межсистемном соединении, осуществлять передачу энергии между зонами подачи оферт;
14) лучшие доступные методы - в контексте защиты и безопасности данных в условиях умного учета - самые эффективные, передовые и адекватные методы с практической точки зрения, обеспечивающие, в принципе, основу для соблюдения применимых норм по защите и безопасности данных;
15) электростанция - комплекс установок, преобразующих первичную энергию в электроэнергию, состоящий из одного или нескольких генерирующих модулей электроэнергии, подключенных к электросети;
16) городская теплоэлектростанция - теплоэлектростанция или электростанция высокоэффективной когенерации, которая производит электрическую и тепловую энергию и поставляет тепловую энергию в централизованную систему теплоснабжения;
17) правомочная электростанция, использующая возобновляемые источники энергии, - электростанция, использующая возобновляемые источники энергии, собственник которой пользуется схемой поддержки, предусмотренной Законом о продвижении использования энергии из возобновляемых источников №10/2016;
18) сертификация - процедура, в ходе которой рассматривается соблюдение оператором передающей системы требований по его отделению и независимости, а также других релевантных требований, выдвигаемых оператору передающей системы настоящим законом, и которая является предварительным условием для назначения оператора передающей системы путем лицензирования;
19) встречная продажа - межзональный обмен электроэнергией, инициируемый операторами передающих систем для урегулирования случаев физической перегрузки между двумя зонами подачи оферт;
20) полностью интегрированные сетевые компоненты - сетевые компоненты, полностью интегрированные в сети электропередачи или распределительные электросети, включая установки для хранения энергии, и используемые исключительно для обеспечения безопасного и надежного функционирования сетей электропередачи или распределительных электросетей, но не для балансировки или управления перегрузками;
21) энергетическое сообщество граждан - юридическое лицо, отвечающее в совокупности следующим условиям:
a) основывается на добровольном и открытом участии и фактически контролируется членами или участниками - физическими лицами, органами местного публичного управления первого уровня, мелкими или малыми коммерческими обществами;
b) его основной целью является предоставление экологических, экономических или социальных выгод для своих членов или участников, или местных зон, в которых оно осуществляет свою деятельность, нежели получение финансовой прибыли;
c) может заниматься производственной деятельностью, в том числе из возобновляемых источников, распределением, поставкой, потреблением, агрегацией, хранением энергии, предоставлять услуги по энергоэффективности или услуги по продаже электроэнергии собственникам/владельцам электрических транспортных средств на пунктах перезарядки, или предоставлять другие энергетические услуги своим членам или участникам;
22) централизованное управление электроэнергетической системой - планирование и единое оперативно-технологическое управление электроэнергетической системой для обеспечения ее балансировки и безопасности функционирования, обеспечения стабильности напряжения и бесперебойности снабжения электроэнергией, для регулирования потоков электроэнергии в сетях электропередачи и координации трансграничных обменов электроэнергией;
23) перегрузка - невозможность удовлетворения всех запросов участников рынка электроэнергии на продажу между зонами сети из-за потенциального ухудшения физических потоков по сетевым элементам, которые не могут справиться с соответствующими потоками;
24) структурная перегрузка - перегрузка в сети электропередачи, которая может быть однозначно определена, предсказуема, географически устойчива на протяжении времени и часто возникает вновь в обычных условиях функционирования электроэнергетической системы;
25) диспетчеризируемое потребление - изменение электрической нагрузки конечными потребителями по сравнению с обычными или внутрисуточными конфигурациями потребления электроэнергии, в ответ на сигналы рынка, в том числе в ответ на цены на электроэнергию, изменяющиеся в зависимости от часа потребления, или в ответ на финансовые стимулы, либо на принятие оферты конечного потребителя в отношении продажи услуги по снижению или повышению спроса по определенной цене на организованном рынке, индивидуальным способом или путем агрегации;
26) потребитель - оптовый и конечный потребитель электроэнергии;
27) активный потребитель - конечный потребитель или группа конечных потребителей, действующих совместно, которые потребляют или хранят электроэнергию в принадлежащих им местах, расположенных в ограниченных зонах, либо потребляют или хранят электроэнергию собственного производства или разделяемую с другими местами, либо продают электроэнергию собственного производства или участвуют в программах гибкости или энергоэффективности при условии, что данные виды деятельности не являются его основной коммерческой или профессиональной деятельностью;
28) оптовый потребитель - физическое лицо - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, покупающее электроэнергию для ее перепродажи внутри или вне электроэнергетической системы, в которой действует данное лицо;
29) бытовой потребитель - потребитель, покупающий электроэнергию для собственного бытового потребления, за исключением потребления, связанного с коммерческой или профессиональной деятельностью;
30) конечный потребитель - потребитель, покупающий электроэнергию для собственного потребления;
31) небытовой потребитель - физическое или юридическое лицо, покупающее электроэнергию для иных целей, чем для собственного бытового потребления, в том числе производители, промышленные потребители, мелкие, малые и средние коммерческие общества и оптовые потребители;
32) договор на поставку электроэнергии - договор, на основании которого поставляется электроэнергия, но который не включает производные инструменты электроэнергии;
33) договор на поставку электроэнергии по динамичным ценам - договор на поставку электроэнергии, заключенный между поставщиком и конечным потребителем, отражающий колебания цен на краткосрочных рынках электроэнергии, включая рынки на сутки вперед и внутрисуточные рынки, с интервалами, по меньшей мере равными расчетным интервалам на рынке;
34) договор на поставку электроэнергии на определенный срок и по фиксированной цене - договор на поставку электроэнергии, заключенный между поставщиком и конечным потребителем, который гарантирует, что положения и условия договора включая цену, остаются неизменными в течение срока действия договора, но который при фиксированной цене может включать элемент гибкости, например, колебания цены в пиковые периоды и непиковые периоды, и в связи с которым единственные изменения в счете-фактуре могут возникнуть вследствие элементов, которые не определяются поставщиками, такими как налоги и сборы;
35) контроль над предприятием - права, договоры или другие средства, которые с учетом соответствующих правовых или фактических обстоятельств предоставляют возможность оказывать по отдельности или в сочетании решающее влияние на предприятие, в частности, посредством:
a) прав собственности или прав полного или частичного пользования активами предприятия;
b) прав или договоров, предоставляющих возможность решающего влияния на структуру предприятия, голосование или решения его руководящих органов;
36) электроэнергетический кризис - текущая или неизбежная ситуация, при которой отмечается значительный дефицит электроэнергии, как это установлено в плане действий в чрезвычайных ситуациях в электроэнергетическом секторе, утвержденном Правительством, или при которой невозможна поставка электроэнергии конечным потребителям;
37) дисбаланс - количество энергии, рассчитанное для ответственной за балансировку стороны, и представляющее собой разницу между количеством, выделенным соответствующей стороне, ответственной за балансировку, и финальной позицией соответствующей стороны, ответственной за балансировку, включая любой пересмотр дисбаланса, применяемый к данной ответственной за балансировку стороне, в определенном интервале урегулирования дисбалансов;
38) развитие распределительной электросети - увеличение мощности существующей распределительной электросети или строительство новых сетей или участков распределительных электросетей;
39) развитие сети электропередачи - увеличение мощности существующей сети электропередачи либо строительство новых сетей электропередачи или участков сетей электропередачи;
40) диспетчеризация - техническая деятельность, характерная для электроэнергетической системы, осуществляемая специализированными подразделениями оператора передающей системы по модели самодиспетчеризации, с целью согласованной эксплуатации установок и оборудования, составляющих электроэнергетическую систему, для которой необходимо единое управление;
41) приоритетная диспетчеризация - диспетчеризация электростанций на основе критериев, отличных от экономического порядка подачи оферт, с предоставлением преимущества диспетчеризации определенных производственных технологий;
42) распределение электроэнергии - передача электроэнергии распределительными электросетями с целью ее доставки потребителям, не включая поставку;
43) балансировка - совокупность действий и процессов на всех временных интервалах, посредством которых оператор передающей системы обеспечивает в непрерывном режиме поддержание частоты электроэнергетической системы в предварительно определенных пределах стабильности, а также поддержание соответствия размеру резервов мощности, необходимых в связи с требуемым качеством;
44) измерительное оборудование - прибор или система, предназначенные для измерения количества поставляемой электроэнергии и при необходимости электрической мощности с целью фактурирования;
45) обычное измерительное оборудование - аналоговое или электронное измерительное оборудование, не способное передавать и получать данные;
46) авторизованный электрик - физическое лицо, наделенное органом государственного энергетического надзора правом на строительство электроустановок, электростанций, установок для хранения энергии и соответственно правом на составление документации по выполненным работам;
47) критический сетевой элемент - элемент электросети либо в пределах зоны подачи оферт, либо между зонами подачи оферт, учитываемый в процессе расчета мощности, ограничивающий количество электроэнергии, которое можно обменять;
48) балансировочная энергия - энергия, используемая оператором передающей системы для балансировки и поставляемая одним или несколькими поставщиками услуг по балансировке;
49) аутсорсинг услуги или работы - передача оператором системы третьей стороне услуги или работы, которую он должен выполнять в соответствии с настоящим законом и с условиями лицензии, не предполагающая уступку лицензии третьей стороне;
50) гибкость - способность электроэнергетической системы адаптироваться к колебаниям производства и потребления электроэнергии и к доступности электросети, в релевантные временные интервалы рынка электроэнергии;
51) трансграничный поток - физический поток электроэнергии в сетях электропередачи Республики Молдова, возникающий в результате воздействия деятельности производителей и/или потребителей из-за пределов Республики Молдова на ее сеть электропередачи;
52) поставка электроэнергии - продажа, в том числе перепродажа электроэнергии потребителям;
53) поставщик - электроэнергетическое предприятие - обладатель лицензии на поставку электроэнергии, поставляющее электроэнергию в соответствии с настоящим законом;
54) поставщик универсальной услуги - поставщик, который в контексте обязательства по публичной услуге обязан обеспечивать универсальной услугой бытовых потребителей и мелкие и малые коммерческие общества;
55) центральный поставщик электроэнергии - субъект, назначенный Правительством для покупки электроэнергии у производителей, вырабатывающих электроэнергию на правомочных электростанциях, использующих возобновляемые источники энергии, и покупки в течение определенного периода времени электроэнергии, производимой городскими теплоэлектроцентралями, а также поставки ее на рынок электроэнергии в соответствии с настоящим законом по регулируемым ценам, утвержденным Агентством;
56) поставщик услуг по балансировке - участник рынка, поставляющий оператору передающей системы либо балансировочную энергию, либо балансировочную мощность, либо как балансировочную энергию так и балансировочную мощность;
57) поставщик на крайний случай - поставщик, назначенный обеспечивать поставку электроэнергии конечным потребителям поставщика, прекратившего свою деятельность;
58) точная информация - информация, которая отражает совокупность обстоятельств, которые наступили или в отношении которых есть разумные основания полагать, что они наступят, или событие, которое произошло или в отношении которого есть разумные основания полагать, что оно произойдет, и которая является достаточно верной, чтобы сделать вывод о возможном влиянии всех обстоятельств или соответствующего события на цену энергетических продуктов оптового рынка;
59) информация по фактурированию - информация, представленная в счете-фактуре конечного потребителя, за исключением требования об оплате;
60) привилегированная информация - не обнародованная точная информация, которая прямо или косвенно касается одного или нескольких энергетических продуктов оптового рынка и которая в случае ее обнародования способна существенно повлиять на цены этих энергетических продуктов оптового рынка. В значении настоящего определения под информацией понимается:
a) информация, подлежащая обнародованию в соответствии с настоящим законом, кодексами электросетей, руководствами, Правилами рынка электроэнергии, а также в соответствии с другими регулирующими нормативными актами, утвержденными Агентством;
b) информация о мощности и использовании электростанций, установок для хранения энергии, сетей электропередачи, включая сведения об их запланированной или незапланированной недоступности;
c) информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим законом и регулирующими нормативными актами, утвержденными Агентством, или в соответствии с условиями договоров оптового рынка электроэнергии, если такие сведения могут оказать существенное влияние на цену энергетических продуктов оптового рынка; и
d) другая информация, которую участник рынка может разумно использовать для обоснования своего решения заключить сделку в отношении энергетического продукта оптового рынка, или выдать в отношении него торговое поручение;
61) чувствительная информация о защите критической инфраструктуры - информация о критической инфраструктуре в значении, определенном Законом о предупреждении и борьбе с терроризмом №120/2017, которая в случае раскрытия может быть использована в целях планирования и осуществления действий по нарушению или разрушению объектов критической инфраструктуры;
62) электроустановка - установка для подключения и установка потребления;
63) установка для подключения - установка, посредством которой электростанция, установка для хранения энергии или установка потребления подключается к сети электропередачи, к распределительной электросети, включая закрытую распределительную систему или систему постоянного тока высокого напряжения (система HVDC);
64) установка для хранения энергии - в электроэнергетической системе - установка, в которой хранится энергия;
65) установка потребления - комплекс установок и аппаратуры конечного потребителя, предназначенных для использования электроэнергии;
66) производный инструмент электроэнергии - финансовый инструмент, определенный в соответствии с Законом о рынке капитала №171/2012, величина которого основывается на показателе или группе показателей рынков электроэнергии, предусмотренный для предоставления участникам рынка возможности продажи новых позиций или покрытия своих рисков, при условии, что инструмент связан с электроэнергетическим сектором;
67) межсистемное соединение - линия электропередачи, пересекающая или проходящая через границу между Республикой Молдова и договаривающимися сторонами Энергетического сообщества и/или границу между Республикой Молдова и государствами - членами Европейского Союза и соединяющая электроэнергетические системы Республики Молдова и договаривающихся сторон и/или Республики Молдова и государств - членов Европейского Союза;
68) новое межсистемное соединение - межсистемное соединение, которое не было завершено к 1 июля 2007 года;
69) интероперабельность - в контексте умного учета способность двух или более сетей, систем, устройств, приложений либо энергетических или коммуникационных компонентов совместно работать, изменять или использовать информацию в целях выполнения установленных функций;
70) интервал урегулирования дисбалансов - период времени, за который рассчитывается дисбаланс сторон, ответственных за балансировку;
71) электроэнергетическое предприятие - физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в Республике Молдова в качестве предприятия, осуществляющее не менее одного из видов деятельности по производству, передаче, распределению электроэнергии, агрегации, диспетчеризируемому потреблению, хранению электроэнергии, торговле электроэнергией, поставке или покупке электроэнергии, и выполняющее коммерческие, технические функции и/или функции обслуживания, связанные с указанными видами деятельности, не включая конечных потребителей;
72) интегрированное электроэнергетическое предприятие - горизонтально или вертикально интегрированное электроэнергетическое предприятие;
73) горизонтально интегрированное электроэнергетическое предприятие - электроэнергетическое предприятие, осуществляющее не менее одного из видов деятельности по производству электроэнергии с целью продажи, передачи, распределению или поставке электроэнергии, а также осуществляющее другую деятельность, не связанную с электроэнергетическим сектором;
74) вертикально интегрированное электроэнергетическое предприятие - электроэнергетическое предприятие или группа электроэнергетических предприятий, в которых одно и то же лицо или одни и те же лица вправе, прямо или косвенно, осуществлять контроль согласно определению, данному настоящим законом, и которые осуществляют не менее одного из видов деятельности по передаче или распределению электроэнергии и не менее одного из видов деятельности по производству или поставке электроэнергии;
75) связанное предприятие - аффилированное предприятие, которое обладает большинством прав голоса на другом предприятии и/или правом назначать или отзывать большинство членов руководящих органов другого предприятия и которое одновременно является акционером, учредителем соответствующего предприятия и/или которое на основании соглашения, заключенного с другими акционерами, учредителями данного предприятия, контролирует права голоса на соответствующем предприятии; и/или зависимое предприятие по отношению к доминирующему предприятию; и/или ассоциированное предприятие, оказывающее существенное влияние на финансовую и управленческую политику другого предприятия; и/или предприятие, находящееся под влиянием другого предприятия; и/или предприятия, принадлежащие тем же акционерам, учредителям; и/или предприятия, которые, не являясь зависимыми друг от друга, объединены под единым руководством или управляются органами, состоящими в большинстве своем из одних и тех лиц; и/или другие виды аффилированных предприятий;
76) головное предприятие - предприятие, которое контролирует одно или несколько контролируемых предприятий;
77) прямая линия электропередачи - линия электропередачи, связывающая изолированную от электроэнергетической системы электростанцию с электроустановками изолированного потребителя, или линия электропередачи, связывающая электростанцию с поставщиком с целью доставки электроэнергии напрямую в собственные помещения, отделения и собственным потребителям;
78) место потребления - местоположение электроустановок конечного потребителя, где посредством одной установки потребления расходуется электроэнергия, доставляемая посредством одной или нескольких установок для подключения;
79) механизм обеспечения мощности - мера, посредством которой обеспечивается достижение необходимого уровня адекватности ресурсов путем вознаграждения ресурсов за их доступность, кроме мер, связанных с системными услугами и управлением перегрузками;
80) модель самодиспетчеризации - модель программирования и диспетчеризации, посредством которой программы производства и программы потребления, а также диспетчеризация электростанций и мест потребления определяются агентами по программированию соответствующих установок;
81) обязательство по публичной услуге - обязательство, возложенное на электроэнергетическое предприятие в общеэкономических интересах на ограниченный период времени, которое может касаться безопасности, в частности безопасности снабжения электроэнергией, бесперебойности, качества и цен поставок, а также охраны окружающей среды, и которое не должно быть дискриминационным и не должно искажать конкуренцию в большей степени, чем это строго необходимо для реализации обязательства по данной публичной услуге;
82) оператор рынка электроэнергии - предприятие - обладатель лицензии на осуществление операций на рынке электроэнергии, предоставляющее услугу, при которой оферты на продажу электроэнергии соотносятся с офертами на покупку электроэнергии на организованных рынках электроэнергии;
83) назначенный оператор рынка электроэнергии (НОРЭЭ) - оператор рынка электроэнергии, назначенный Агентством в соответствии с настоящим законом выполнять задачи, связанные с единым сопряжением рынков на сутки вперед и/или внутрисуточных рынков;
84) оператор распределительной системы - электроэнергетическое предприятие, которое осуществляет деятельность по распределению электроэнергии и несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание, модернизацию, включая технологическое переоснащение, и при необходимости за развитие распределительных электросетей в определенной зоне и по обстоятельствам их межсистемных соединений с другими системами, а также за обеспечение способности распределительных электросетей долгосрочно удовлетворять разумный уровень спроса на предоставление услуги по распределению электроэнергии;
85) оператор передающей системы - электроэнергетическое предприятие, которое осуществляет деятельность по передаче электроэнергии и оперативно-технологическому управлению электроэнергетической системой, и которое несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание, модернизацию, включая технологическое переоснащение, и при необходимости за развитие сетей электропередачи в определенной зоне и по обстоятельствам их межсистемных соединений с другими системами, а также за обеспечение способности сетей электропередачи долгосрочно удовлетворять разумный уровень спроса на предоставление услуги по передаче электроэнергии;
86) делегированный оператор - субъект, которому были делегированы специфические обязанности или полномочия, доверенные назначенному оператору передающей системы или оператору рынка электроэнергии, соответствующим назначенным оператором передающей системы или оператором рынка электроэнергии, или на которого данные обязанности или полномочия были возложены Агентством;
87) системный оператор - оператор передающей системы и/или оператор распределительной системы;
88) параметры качества - совокупность характеристик электроэнергии, установленных в стандартах качества, утвержденных национальным органом по стандартизации и указанных как обязательные в Положении о поставке электроэнергии, Положении о качестве услуг по передаче и распределению электроэнергии и Правилах рынка электроэнергии;
89) совместное потребление энергии (деление) - самопотребление активными потребителями электроэнергии из возобновляемых источников:
a) которая вырабатывается или хранится за пределами места расположения или между местами расположения установкой, которой они владеют, передают в концессию или арендуют, полностью или частично; или
b) в отношении которой соответствующее право передано им другим активным потребителем на платной или бесплатной основе;
90) договаривающаяся сторона Энергетического сообщества - страна, подписавшая Договор об Энергетическом сообществе;
91) сторона, ответственная за балансировку, - участник рынка или его назначенный представитель, ответственный за его дисбалансы на рынке электроэнергии;
92) участник рынка - физическое или юридическое лицо, продающее или покупающее электроэнергию, участвующее в агрегации или являющееся оператором диспетчеризируемого потребления или услуг по хранению энергии, в том числе путем размещения торговых поручений на одном или нескольких рынках электроэнергии, включая балансировочные рынки;
93) рынок двусторонних договоров (внебиржевой рынок) - рынок, на котором продажа и покупка электроэнергии происходят вне организованного рынка, напрямую между участниками рынка электроэнергии, на основании двусторонних договоров купли и продажи электроэнергии;
94) оптовый рынок электроэнергии - любой рынок Республики Молдова, на котором совершаются сделки с энергетическими продуктами оптового рынка;
95) розничный рынок электроэнергии - организованное место, где электроэнергия покупается конечными потребителями у поставщиков в целях удовлетворения собственного потребления электроэнергии;
96) рынок электроэнергии - рынки электроэнергии, в том числе рынки двусторонних договоров (внебиржевые рынки), и организованные рынки электроэнергии (биржи электроэнергии, торговые площадки, управляемые оператором рынка электроэнергии), рынки торговли электроэнергией, мощностями, услугами по балансировке и системными услугами во все интервалы времени, включая форвардные рынки, рынки на сутки вперед и внутрисуточные рынки;
97) балансировочный рынок - совокупность институциональных, коммерческих и операционных положений, определяющих управление балансировкой на основе рыночных механизмов;
98) внутрисуточный рынок - оптовый рынок электроэнергии, организованный оператором рынков электроэнергии, который обеспечивает участникам рынка возможность покрывать свой фактический график нагрузки на один день поставки через торговые механизмы, согласно которым продажа и покупка электроэнергии осуществляется на основе сделок, совершаемых на день поставки, после закрытия рынка на сутки вперед и за определенное время до начала поставок;
99) организованный рынок - энергетическая биржа, торговые площадки электроэнергии, управляемые оператором рынка электроэнергии, энергетическим брокером, площадка для торговли мощностями или любая другая система или механизм, в которых множество заинтересованных в покупке или продаже энергетических продуктов оптового рынка третьих лиц взаимодействуют способом, который может привести к совершению сделки;
100) рынок на сутки вперед - оптовый рынок электроэнергии, организованный оператором рынка электроэнергии, который предоставляет в распоряжение участников рынка торговые механизмы продажи и покупки электроэнергии на каждый интервал диспетчеризации дня физической поставки электроэнергии, который следует сразу же за днем совершения сделки;
101) долгосрочное планирование - долгосрочное планирование необходимых инвестиций в производственные мощности, сети электропередачи и распределительные электросети в целях удовлетворения спроса на электроэнергию в системе, диверсификации источников и гарантирования бесперебойной поставки электроэнергии потребителям;
102) плата за расторжение договора обратной силой - плата или пеня за расторжение обратной силой договора на поставку электроэнергии или договора на агрегацию, налагаемая на потребителей поставщиками или агрегаторами;
103) плата за смену поставщика или агрегатора - плата или пеня за смену поставщика или агрегатора, в том числе плата за расторжение договора обратной силой, прямо или косвенно возлагаемая на потребителей поставщиками, агрегаторами или системными операторами;
104) цена за дисбаланс - цена, которая может быть положительной, нулевой или отрицательной, в каждый интервал урегулирования дисбалансов для дисбаланса в любом направлении;
105) процесс предварительной квалификации - процесс проверки соблюдения поставщиком балансировочной мощности требований, установленных оператором передающей системы;
106) производитель - физическое или юридическое лицо, которое производит электроэнергию;
107) производство электроэнергии - деятельность по производству электроэнергии;
108) распределенное производство - производство электроэнергии на электростанциях, подключенных к распределительным электросетям;
109) энергетические продукты оптового рынка - представленные далее следующие договоры и производные инструменты электроэнергии, независимо от места или способа заключения сделки:
a) договоры на поставку электроэнергии в случае осуществления поставки в Республике Молдова или в другой договаривающейся стороне Энергетического сообщества;
b) договоры на предоставление услуг по передаче электроэнергии в случае осуществления поставки в Республику Молдова или в другую договаривающуюся сторону Энергетического сообщества;
c) договоры на поставку и распределение электроэнергии конечным потребителям с мощностью потребления более 600 ГВт ч/год, в случае осуществления поставки в Республику Молдова или другую договаривающуюся сторону Энергетического сообщества;
110) специфический балансировочный продукт - балансировочный продукт, отличный от стандартного балансировочного продукта;
111) стандартный балансировочный продукт - гармонизированный балансировочный продукт, определенный всеми операторами передающих систем для обмена услугами по балансировке;
112) показательный проект - проект, демонстрирующий, что технология такого рода впервые используется в Энергетическом сообществе и представляет собой существенное новшество, намного опережающее текущую стадию технологий;
113) точка разграничения - место, в котором электроустановки конечного потребителя или производителя электроэнергии или оператора установки хранения разграничиваются на основании права собственности от электроустановок электроэнергетического предприятия, или место, в котором электроустановки электроэнергетических предприятий разграничиваются на основе права собственности;
114) точка подключения - физическая точка, через которую электростанция, установка для хранения энергии, установка потребления, распределительные электросети или система HVDC подключаются к сети электропередачи или распределительной электросети, в том числе к закрытой распределительной системе или к системе HVDC;
115) пункт перезарядки - интерфейс, способный поочередно заряжать по одному электрическому транспортному средству или поочередно менять по одной батарее электрического транспортного средства;
116) мощность электростанции - суммарная величина номинальных активных мощностей генераторов электроэнергии электростанции;
117) подключение - выполнение системным оператором установки для подключения и/или подача напряжения на установку потребления, электростанцию или установку для хранения энергии;
118) передиспетчеризация - мера, в том числе ограничительная, применяемая одним или несколькими операторами передающей или распределительной системы путем изменения выработки, потребляемой электрической нагрузки или того и другого, для изменения физических потоков в электроэнергетической системе и урегулирования физической перегрузки либо для обеспечения безопасности электроэнергетической системы;
119) расчетный регион мощностей - географическая зона, в которой применяется координированный расчет мощностей;
120) электросеть - сеть электропередачи и распределительная электросеть;
121) распределительная электросеть - система, служащая для распределения электроэнергии, состоящая из электрических линий высокого, среднего и низкого напряжения, с трансформаторным и переключающим оборудованием, а также вспомогательными установками;
122) сеть электропередачи - система, служащая для передачи электроэнергии, состоящая из электрических линий высокого напряжения с трансформаторным и переключающим оборудованием, а также вспомогательными установками, находящимися в управлении оператора передающей системы;
123) безопасность - безопасность снабжения электроэнергией, а также техническая безопасность;
124) безопасность снабжения электроэнергией - способность электроэнергетической системы гарантировать поставку электроэнергии потребителям на четко установленном уровне эффективности;
125) техническая безопасность - бесперебойная эксплуатация сетей электропередачи и по обстоятельствам распределительной электросети в предсказуемых условиях;
126) дополнительные услуги - услуги, сопутствующие услуге по передаче электроэнергии или услуге по распределению электроэнергии, предоставляемые пользователям системы и третьим лицам оператором передающей системы или оператором распределительной системы в соответствии с настоящим законом и Положением о подключении к электросетям и предоставлении услуг по передаче и распределению электроэнергии, утвержденным Агентством (далее - Положение о подключении) на основе регулируемых тарифов, утвержденных Агентством в соответствии с методологией расчета, утверждения и применения регулируемых тарифов на дополнительные услуги, утвержденной Агентством (далее - методология тарифов на дополнительные услуги);
127) услуги по балансировке - балансировочная электроэнергия или балансировочная мощность, или обе услуги;
128) системные услуги - услуги, необходимые для эксплуатации сетей электропередачи или распределительных электросетей, включая услуги по балансировке и системные услуги, целью которых не является стабильность частоты, за включением управления перегрузками;
129) системная услуга, целью которой не является стабильность частоты, - услуга, используемая оператором передающей системы или оператором распределительной системы для регулировки напряжения в стационарном режиме, быстрых входов реактивного тока, инерции в целях стабильности местной сети, тока короткого замыкания, для способности к запуску собственными источниками и способности работы в островном режиме;
130) универсальная услуга - услуга, предоставляемая для обеспечения права бытовых потребителей, мелких и малых коммерческих обществ на гарантированную поставку им электроэнергии на регулируемых условиях, установленных в настоящем законе, с соблюдением предварительно установленных параметров качества, по конкурентным, разумным, прозрачным, недискриминационным и легко сопоставимым ценам;
131) закрытая распределительная система - система, авторизованная в соответствии с условиями настоящего закона, посредством которой распределяется электроэнергия в географически ограниченной зоне - промышленной, коммерческой или общего обслуживания;
132) умная система учета - электронная система, способная вести учет объема электроэнергии, поставляемой в электросеть, или потребление электроэнергии в электросети, и предоставляющая большее количество информации, чем обычное измерительное оборудование, а также способная передавать и получать данные в целях информирования, мониторинга и контроля с применением формы электронных коммуникаций;
133) электроэнергетическая система - генерирующие единицы и оборудование, необходимые для оперативного и технологического менеджмента электросети, установки для хранения энергии, электросети, а также электрические установки конечных потребителей, работающие в совокупности в единой системе;
134) объединенная система - совокупность сетей электропередачи и распределительных электросетей, связанных между собой посредством одного или нескольких межсистемных соединений;
135) паушальная система - расчетный метод определения количества потребленной электроэнергии, исходя из мощности электроприемников и количества часов их использования по типам электроприемников, или из договорной мощности и количества часов использования этой мощности; метод применяется в сроки и на условиях, предусмотренных законом;
136) малое коммерческое общество - предприятие с численностью работников до 50 человек и годовым оборотом или годовым балансом, не превышающим в леевом эквиваленте 10 миллионов евро. Настоящее определение используется исключительно в целях обеспечения внедрения механизмов, установленных настоящим законом;
137) мелкое коммерческое общество - предприятие с численностью работников до 10 человек и годовым оборотом или совокупным годовым балансом, не превышающим в леевом эквиваленте 2 миллиона евро. Настоящее определение используется исключительно в целях обеспечения внедрения механизмов, установленных настоящим законом;
138) среднее коммерческое общество - предприятие с численностью работников до 250 человек и годовым оборотом, не превышающим в леевом эквиваленте 50 миллионов евро, или годовым балансом, не превышающим в леевом эквиваленте 43 миллиона евро. Настоящее определение используется исключительно в целях обеспечения внедрения механизмов, установленных настоящим законом;
139) хранение энергии - технологический процесс в электроэнергетической системе, состоящий в переносе конечного использования электроэнергии на более позднее время с момента производства или в преобразовании электроэнергии в форму энергии, которую можно хранить, в хранении соответствующей энергии и дальнейшем преобразовании этой энергии в электроэнергию или ее использовании в другом энергоносителе;
140) перекрестные субсидии - направление дохода, полученного в ходе осуществления одного вида деятельности или в связи с определенной категорией потребителей, на покрытие расходов или убытков, понесенных тем же электроэнергетическим предприятием при осуществлении другого вида деятельности или в связи с другими категориями потребителей;
141) резервный источник электроэнергии - источник электроэнергии, который является частью установки потребления конечного потребителя и устанавливается исключительно с целью повышения степени надежности снабжения электроэнергией соответствующего конечного потребителя;
142) биномный тариф - тариф на электроэнергию, состоящий из двух компонентов: один - на потребляемую электрическую мощность и другой - на электроэнергию;
143) тариф на подачу напряжения - регулируемый тариф, уплачиваемый заявителем оператору передающей системы или оператору распределительной системы на покрытие затрат на подключение к электросети и подачу напряжения на установку потребления или электростанцию, установленный согласно методологии тарифов на дополнительные услуги;
144) тариф на подключение - регулируемый тариф, уплачиваемый заявителем оператору передающей системы или оператору распределительной системы на покрытие затрат, связанных с выполнением установок для подключения заявителя, потенциального конечного потребителя, потенциального производителя или потенциального оператора установки для хранения энергии, и за подачу напряжения на установку потребления, электростанцию или установку для хранения энергии, установленный согласно методологии тарифов на дополнительные услуги;
145) попытка манипулирования рынком - состоит в одном из следующих действий:
1) совершение любой сделки или выдача любого торгового поручения или совершение любого действия в отношении энергетического продукта оптового рынка с намерением:
a) передачи ложных сигналов или введения в заблуждение в отношении спроса, предложения или цены энергетических продуктов оптового рынка;
b) установления искусственным путем цены на один или несколько энергетических продуктов оптового рынка, если только лицо, совершившее сделку или издавшее торговое поручение не докажет, что причины, побудившие его поступить таким образом, законны и что соответствующая сделка или данное торговое поручение соответствуют рыночной практике, допустимой на соответствующем оптовом рынке электроэнергии; или
c) использования фиктивного инструмента или любой другой формы обмана либо злоупотребления доверием, которые передают или способны передать не соответствующие действительности или вводящие в заблуждение сигналы в отношении предложения, спроса или цены на энергетические продукты оптового рынка;
2) распространение информации с использованием средств массовой информации, в том числе через интернет, или любыми другими средствами с намерением передать не соответствующие действительности или вводящие в заблуждение сигналы в отношении предложения, спроса или цены на энергетические продукты оптового рынка;
146) термины, условия и/или методологии (ТУМ) - набор правил, процедур и/или методов, разработанных на основе кодексов электросетей и руководств, регулирующих работу взаимосвязанных электроэнергетических систем и применяемых на панъевропейском, региональном или национальном уровне для регулирования трансграничных аспектов электроэнергетического сектора, применяемых или разработанных оператором передающей системы, делегированным оператором и/или НОРЭЭ и утвержденных в соответствии с принципами, установленными в статье 39;
147) приближенное к реальному время - в контексте умного учета, короткий период времени, исчисляемый обычно секундами или до интервала урегулирования дисбаланса на национальном рынке;
148) трейдер - физическое или юридическое лицо, которое покупает и продает электроэнергию на оптовых рынках электроэнергии исключительно для перепродажи;
149) передача электроэнергии - транспортировка электроэнергии по сетям электропередачи с целью ее доставки конечным потребителям или операторам распределительных систем, не включая поставку;
150) генерирующая единица - один генератор электроэнергии, принадлежащий одной производственной единице;
151) пользователь системы - физическое или юридическое лицо, которое поставляет электроэнергию в электрические сети или которому поставляется электроэнергия из электрических сетей;
152) стоимость потерь из-за перерыва в поставке электроэнергии - оцененная в леях MDL/МВт ч максимальная цена электроэнергии, которую конечные потребители готовы заплатить во избежание перерыва в поставке электроэнергии;
153) зона цены за дисбаланс - географическая зона, в которой рассчитывается цена за дисбаланс;
154) контролируемая зона - связанная часть взаимосвязанной электроэнергетической системы, эксплуатируемая одним системным оператором и включающая подключенные физические нагрузки и/или генерирующие единицы, при их наличии;
155) зона подачи оферт - крупнейшая географическая зона, в которой участники рынка электроэнергии могут осуществлять обмен электроэнергией без выделения мощностей;
156) охранная зона электросетей - прилегающая к электросетям зона с особыми условиями пользования, установленная вдоль трассы электросетей и вокруг других объектов электросети, в пределах которой в соответствии с Положением об охранных зонах электросетей вводятся запреты на доступ людей, на проведение определенных работ и режим застройки в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения электросетей, а также создания угрозы для людей, имущества и окружающей среды.
Статья 3. Регулятивные задачи
(1) В соответствии с настоящим законом электроэнергия производится, передается, распределяется, хранится, поставляется и потребляется наиболее эффективным образом.
(2) Регулятивными задачами настоящего закона являются следующие:
a) создание необходимых предпосылок для эффективного выполнения целей Республики Молдова, Энергетического сообщества и, в частности рамочных климатических и энергетических политик на 2030 год, позволяющих рынку подавать сигналы к повышению эффективности, повышению доли возобновляемых источников энергии, безопасности снабжения электроэнергией, гибкости, устойчивости, декарбонизации и инновациям;
b) обеспечение безопасного, надежного и эффективного функционирования электроэнергетической системы, призванного гарантировать бесперебойную поставку электроэнергии и удовлетворение потребностей в электроэнергии конечных потребителей, с соблюдением параметров качества и установленных показателей качества, а также предоставление системных и дополнительных услуг;
c) создание необходимых условий для осуществления адекватных инвестиций в электроэнергетическую систему для обеспечения достаточного потенциала производства электроэнергии, достаточных мощностей сетей электропередачи и распределительных электросетей, межсистемных соединений с учетом задач межсистемного соединения электроэнергетических систем, намеченных в рамках Энергетического сообщества, а также для осуществления инвестиций в меняющееся и гибкое производство электроэнергии, в хранение энергии или внедрение электромобильности, необходимых для устойчивого и надежного функционирования электроэнергетической системы, а также для обеспечения безопасности снабжения электроэнергией;
d) проведение адекватной тарифной политики, основанной, в частности, на эффективности и стимулах, обеспечивающей эффективное функционирование и финансовую жизнеспособность регулируемых электроэнергетических предприятий и всего электроэнергетического сектора, а также тарифной политики, направленной на повышение энергоэффективности в ходе цикла производства, передачи, распределения и использования электроэнергии;
e) создание необходимой правовой основы для регулирования и мониторинга фактического отделения оператора передающей системы и операторов распределительных систем, а также обеспечение их независимости от электроэнергетических предприятий, осуществляющих деятельность по производству электроэнергии, торговле электроэнергией или поставке электроэнергии;
f) обеспечение всем физическим и юридическим лицам регулируемого и недискриминационного доступа к сетям электропередачи и распределительным электросетям, а также к системным услугам;
g) обеспечение свободного и недискриминационного доступа к рынку электроэнергии и справедливых условий конкуренции, в которых к электроэнергетическим предприятиям применяются прозрачные, пропорциональные и недискриминационные подходы, правила и тарифы, в частности, в отношении ответственности за балансировку, доступа к оптовому рынку электроэнергии, доступа к данным, процессов замены и режимов фактурирования, а также по обстоятельствам лицензирования;
h) содействие созданию функциональных и прозрачных оптовых рынков электроэнергии, способствующих высокому уровню безопасности снабжения электроэнергией, а также введение механизмов гармонизации правил для трансграничных обменов электроэнергией;
i) обеспечение неподкупности и прозрачности оптовых рынков электроэнергии, в том числе путем введения обязанностей участников рынка по регистрации и опубликованию привилегированной информации в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим законом, путем введения правил, запрещающих неправомерную практику, отрицательно влияющую на оптовые рынки электроэнергии, связанную с манипулированием рынком и сделками, основанными на привилегированной информации, а также путем определения специфических полномочий Агентства по расследованию потенциальных злоупотреблений на рынке и возможных сделок, основанных на привилегированной информации;
j) обеспечение сотрудничества Агентства с другими регулирующими органами договаривающихся сторон Энергетического сообщества, а также с Регулирующим комитетом Энергетического сообщества в связи с расследованием возможных злоупотреблений на оптовых рынках электроэнергии Республики Молдова и возможных сделок, основанных на привилегированной информации, имеющих потенциал трансграничного воздействия;
k) обеспечение того, чтобы цены на электроэнергию отражали действительный спрос и предложение;
l) поощрение использования современных, умных и экологичных технологий, производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии и производства электрической и тепловой энергии в режиме высокоэффективной когенерации;
m) определение справедливых правил для трансграничных обменов электроэнергией, для улучшения конкуренции на рынках электроэнергии с учетом конкретных характеристик национальных и региональных рынков, в том числе введение механизма компенсации за трансграничные потоки электроэнергии, введение гармонизированных принципов в отношении тарифов на трансграничную передачу и выделение доступных мощностей межсистемных соединений между национальными передающими системами;
n) определение условий для выполнения обязательств по публичной услуге в электроэнергетическом секторе и обеспечение защиты законных прав конечных потребителей;
o) установление основной правовой базы для предупреждения электроэнергетических кризисов и управления ими, в том числе для принятия необходимых для этого мер;
p) повышение эффективности и сокращение отрицательного влияния деятельности в электроэнергетическом секторе на окружающую среду, а также содействие развитию электроэнергетического сектора в соответствии с экономическими, экологическими и социальными политиками государства;
q) обеспечение регионального и международного сотрудничества оператора передающей системы, Агентства и Правительства в целях создания полностью интегрированного рынка электроэнергии, повышающего интеграцию электроэнергии из возобновляемых источников, свободную конкуренцию и безопасность снабжения электроэнергией;
r) повышение безопасности снабжения электроэнергией и обеспечение мер безопасности в целях предупреждения и борьбы с террористическими актами и актами саботажа в отношении инфраструктуры национальной электроэнергетической системы.
(3) Меры, принимаемые органами публичной власти в соответствии с настоящим законом для обеспечения условий справедливой конкуренции, должны быть совместимыми с Договором об Энергетическом сообществе, в частности с положениями его статьи 41, а также с нормативной базой Энергетического сообщества. Данные меры должны быть пропорциональными, недискриминационными и прозрачными и применяться после уведомления Секретариата Энергетического сообщества и получения соответствующего одобрения.
(4) Ни одно из положений настоящего закона не может толковаться в целях создания препятствий для трансграничной торговли электроэнергией, участия потребителей, в том числе путем диспетчеризируемого потребления, для инвестиций в производство электроэнергии, в частности в меняющееся и гибкое производство электроэнергии, для хранения энергии или внедрения электромобильности или для создания препятствий в развитии новых межсистемных соединений между Республикой Молдова и договаривающимися сторонами Энергетического сообщества или между Республикой Молдова и государствами - членами Европейского Союза, а также в целях создания препятствий для того, чтобы цены на электроэнергию отражали действительный спрос и предложение.
Глава II. Административные и регулятивные полномочия
Часть 1. Административные полномочия
Статья 4. Компетенция Правительства
(1) Для обеспечения устойчивого функционирования и развития электроэнергетического сектора Правительство:
a) определяет государственную политику и приоритетные сферы в электроэнергетическом секторе, намечает направления его развития с учетом, в частности, необходимости снижения воздействия электроэнергетического сектора на окружающую среду и на изменения климата;
b) обеспечивает создание необходимых предпосылок для развития и устойчивого функционирования электроэнергетического сектора;
c) утверждает энергетическую стратегию, а также другие политические документы в электроэнергетическом секторе;
d) утверждает энергетический баланс на среднесрочный период, на пять лет, разработанный отраслевым органом центрального публичного управления в области энергетики;
e) возлагает на электроэнергетические предприятия обязательства по публичной услуге в соответствии с настоящим законом;
f) создает по запросу Агентства в соответствии с частью (6) статьи 21 предприятия, осуществляющие деятельность по передаче, распределению или поставке электроэнергии в контексте обязательств по публичной услуге, касающихся предоставления универсальной услуги, поставки на крайний случай или осуществления деятельности центрального поставщика электроэнергии, а также в других случаях, когда необходимо такое вмешательство;
g) выдает разрешение в соответствии со статьей 106 и согласно Положению о строительстве/реконструкции электростанций, утвержденным Правительством; на строительство новых электростанций или новых теплоэлектростанций с установленной мощностью более 20 МВт, а также на увеличение мощности существующих электростанций или существующих теплоэлектростанций в случае, если суммарная установленная мощность превышает 20 МВт;
h) устанавливает минимальное обязательное количество запасов топлива, необходимое для функционирования городских теплоэлектростанций, использующих ископаемое топливо, на предварительно установленный период времени;
i) назначает центрального поставщика электроэнергии;
j) назначает оператора рынка электроэнергии;
k) обеспечивает энергетическую безопасность государства и безопасность снабжения электроэнергией в пределах компетенции, установленной настоящим законом и Законом об энергетике №174/2017. С этой целью утверждает, в частности, Положение о чрезвычайных ситуациях в электроэнергетическом секторе, План действий в чрезвычайных ситуациях в электроэнергетическом секторе, состав Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова (далее - Комиссия по чрезвычайным ситуациям) и определяет ее полномочия в связи с управлением электроэнергетическими кризисами, устанавливает полномочия отраслевого органа центрального публичного управления в области энергетики в связи с предупреждением и управлением электроэнергетическими кризисами;
l) утверждает Положение об охранных зонах электросетей;
m) принимает постановление о внесении в Парламент предложения об объявлении чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения №212/2004;
n) обеспечивает защиту уязвимых потребителей посредством социальной политики, в том числе путем выплаты компенсаций в пределах имеющихся финансовых средств.
(2) Правительство назначает предприятие оператором рынка электроэнергии при условии его соответствия следующим критериям:
a) является юридическим лицом, зарегистрированным в Республике Молдова, аффилированным оператору рынка электроэнергии, назначенным одной из договаривающихся сторон Энергетического сообщества или одним из государств - членов Европейского Союза;
b) обладает опытом организации рынка на сутки вперед и внутрисуточного рынка, рынка двусторонних договоров, а также опытом выполнения задач, связанных с единым сопряжением рынков;
c) доказывает способность обеспечивать единое сопряжение рынка на сутки вперед и/или внутрисуточного рынка Республики Молдова с аналогичными интегрированными рынками на европейском уровне.
(3) Правительство обеспечивает энергетическую безопасность государства и безопасность снабжения электроэнергией путем утверждения/принятия программных документов и нормативных актов, указанных в пунктах k) и m) части (1), а также путем выполнения других необходимых действий, предусмотренных настоящим законом.
(4) Правительство способствует сотрудничеству публичных учреждений и отраслевых национальных органов в целях гармонизации административной практики в электроэнергетическом секторе и продвигает интересы электроэнергетического сектора на международном уровне, а также подписывает международные договоры, в том числе в целях укрепления и обеспечения безопасности снабжения электроэнергией.
(5) Правительство выполняет и другие функции, предусмотренные настоящим законом и Законом об энергетике №174/2017.
Статья 5. Компетенция отраслевого органа центрального публичного управления в области энергетики
(1) Отраслевой орган центрального публичного управления в области энергетики осуществляет следующие полномочия:
a) разрабатывает и продвигает энергетическую стратегию, а также другие программные документы в электроэнергетическом секторе;
b) разрабатывает и продвигает нормативные акты в электроэнергетическом секторе, в том числе в контексте гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза;
c) осуществляет мониторинг выполнения энергетической стратегии, других программных документов, а также нормативных актов в электроэнергетическом секторе;
d) управляет имуществом, находящимся в публичной собственности государства, используемым в процессе осуществления деятельности по передаче электроэнергии;
e) продвигает в пределах своей компетенции региональное и международное сотрудничество в электроэнергетическом секторе.
(2) Отраслевой орган центрального публичного управления сотрудничает с Секретариатом Энергетического сообщества, а также представляет ему необходимую информацию в случаях, предусмотренных настоящим законом и нормативной базой Энергетического сообщества.
(3) Отраслевой орган центрального публичного управления в области энергетики выполняет и другие функции, определенные настоящим законом, Законом об энергетике №174/2017, своим положением об организации и функционировании, утвержденным Правительством, а также другими нормативными актами в данной области.
Статья 6. Компетенция органов местного публичного управления
(1) Органы местного публичного управления выдают по запросу разрешения на строительство для объектов электроэнергетической системы, в том числе электростанций и установок для хранения энергии, в соответствии с Градостроительным и строительным кодексом.
(2) При выдаче градостроительных сертификатов для проектирования и разрешений на строительство жилых и нежилых зданий органы местного публичного управления обязаны соблюдать требования к охранным зонам электросетей и/или линий электропередачи, принадлежащих производителям или небытовым потребителям, расположенным за пределами их собственности, установленные в Положении об охранных зонах электросетей.
(3) Органы местного публичного управления не вправе выдавать градостроительные сертификаты для проектирования и разрешения на строительство жилых и нежилых зданий в охранных зонах электросетей и/или линий электропередачи, принадлежащих производителям или небытовым потребителям, расположенных за пределами их собственности.
(4) В случае если разрешение на строительство было выдано без учета положений частей (2) и (3) орган местного публичного управления, выдавший данное разрешение, несет затраты на перенос электросети, в охранной зоне которой было произведено строительство, или обеспечивает снос незаконного строения.
(5) Органы местного публичного управления несут ответственность за проектирование, строительство и эксплуатацию сетей общественного освещения, а также за разработку проектов строительства распределительных электросетей местного значения на основе заключений на подключение, выданных операторами распределительных систем, и в соответствии с градостроительными планами и планами обустройства территории, а также представляют соответствующие проекты системным операторам.
Часть 2. Регулятивные полномочия
Статья 7. Регулирующий орган
(1) Органом, наделенным полномочиями по регулированию и мониторингу деятельности в электроэнергетическом секторе, является Агентство по регулированию в энергетике.
(2) Агентство организуется, управляется и финансируется в соответствии с положениями Закона об энергетике №174/2017.
(3) В электроэнергетическом секторе Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим законом, Законом об энергетике №174/2017 и Положением об организации и функционировании Национального агентства по регулированию в энергетике, утвержденным Парламентом.
(4) Агентство разрабатывает, представляет Парламенту и размещает на своем официальном веб-сайте отчет о деятельности за предыдущий год в порядке и в сроки, установленные Законом об энергетике №174/2017. Отчет передается для ознакомления в Секретариат Энергетического сообщества и Регулирующий комитет Энергетического сообщества.
Статья 8. Основные цели Агентства
(1) При исполнении регулятивных компетенций Агентство принимает все разумные меры по выполнению в пределах осуществления своих функций и полномочий, предусмотренных настоящим законом, следующих основных целей:
a) продвижение в тесном сотрудничестве с регулирующими органами других договаривающихся сторон Энергетического сообщества, Секретариатом Энергетического сообщества и Регулирующим комитетом Энергетического сообщества конкурентоспособного, гибкого, надежного и устойчивого с точки зрения окружающей среды внутреннего рынка электроэнергии в рамках Энергетического сообщества и фактической открытости рынка для всех потребителей и поставщиков Энергетического сообщества, а также обеспечение адекватных условий для эффективного и надежного функционирования электросетей с учетом долгосрочных целей;
b) развитие конкурентоспособных и функциональных трансграничных региональных рынков в рамках Энергетического сообщества для выполнения целей, указанных в пункте a);
c) снятие ограничений в торговле электроэнергией между договаривающимися сторонами Энергетического сообщества, в том числе развитие соответствующей трансграничной пропускной способности для удовлетворения спроса и укрепления интеграции рынков электроэнергии, что облегчает потоки электроэнергии в Энергетическом сообществе;
d) содействие достижению наиболее эффективным способом с точки зрения затрат развитию недискриминационных, безопасных, надежных и эффективных электроэнергетических систем, ориентированных на потребителей, поддержание адекватности электроэнергетической системы и в соответствии с общими целями энергетической политики - энергоэффективности и интеграции как сетей электропередачи, так и распределительных электросетей, производства электроэнергии электростанциями малой и большой мощности, использующими возобновляемые источники, и распределенного производства, а также облегчение их функционирования относительно сетей природного газа или тепловых сетей;
e) облегчение доступа к электросети для новых производственных мощностей и установок для хранения энергии, в частности устранение барьеров, способных препятствовать доступу новых участников к рынку и доступу электроэнергии из возобновляемых источников;
f) обеспечение предоставления соответствующих стимулов системным операторам и пользователям системы как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу для оптимизации эффективности, в частности энергетической эффективности, в отношении результативности электроэнергетической системы, а также для содействия интеграции рынка электроэнергии;
g) обеспечение того, чтобы потребители имели реальные преимущества от эффективного функционирования рынков электроэнергии, продвижение реальной конкуренции и обеспечение высокого уровня защиты потребителей в тесном сотрудничестве с компетентными органами по защите прав потребителей;
h) поддержка в достижении высоких стандартов в реализации универсальной услуги и других обязательств по публичной услуге, связанных с поставкой электроэнергии, содействие защите уязвимых потребителей и обеспечение совместимости процессов обмена данными, необходимых для смены поставщиков потребителями.
(2) Для осуществления своих функций и полномочий в целях обеспечения исполнения настоящего закона Агентство сотрудничает с отраслевым органом центрального публичного управления в области энергетики, другими органами центрального и местного публичного управления, другими органами публичной власти, гражданским обществом и проводит при необходимости консультации с релевантными электроэнергетическими предприятиями. Положения настоящей части не могут применяться таким образом, чтобы умалить или исказить принцип независимости Агентства.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Молдова от 26 июня 2025 года №164
"Об электроэнергии"
О документе
Номер документа: | 164 |
Дата принятия: | 26.06.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 19.08.2025 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова от 19 августа 2025 года №437-440 статья №598.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 149 настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 19 августа 2025 года.
Ссылка на Закон Республики Молдова О продвижении использования энергии из возобновляемых источников
Ссылка на Закон Республики Молдова О предупреждении и борьбе с терроризмом
Ссылка на Закон Республики Молдова О рынке капитала
Ссылка на Закон Республики Молдова Об энергетике
Ссылка на Закон Республики Молдова О режимах чрезвычайного, осадного и военного положения
Ссылка на Градостроительный и строительный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения
Ссылка на Закон Республики Молдова О государственном контроле
Ссылка на Кодекс Республики Молдова о правонарушениях
Ссылка на Административный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О прозрачности процесса принятия решений
Ссылка на Административный кодекс Республики Молдова :: Статья 118. Обоснование
Ссылка на Уголовный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О природном газе
Ссылка на Закон Республики Молдова О государственной помощи
Ссылка на Закон Республики Молдова О метрологии
Ссылка на Закон Республики Молдова Об энергетике :: Статья 24. Учет энергии
Ссылка на Закон Республики Молдова О конкуренции
Ссылка на Закон Республики Молдова О регистрах
Ссылка на Закон Республики Молдова О тепловой энергии и продвижении когенерации
Ссылка на Закон Республики Молдова Об энергетике :: Статья 7-3. Отчетность и оценка прогресса
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова O производственных кооперативах
Ссылка на Закон Республики Молдова О предпринимательских кооперативах
Ссылка на Закон Республики Молдова О публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности
Ссылка на Закон Республики Молдова О фонде снижения энергетической уязвимости
Ссылка на Закон Республики Молдова Об аудите финансовых отчетов
Ссылка на Закон Республики Молдова Об экспроприации для общественно-полезных целей
Ссылка на Закон Республики Молдова О защите прав потребителей
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку