Действует

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 13 сентября 2019 года

О реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года

Рассмотрев Информацию о реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (прилагается),

Экономический совет Содружества Независимых Государств

решил:

1. Отметить, что во всех государствах - участниках СНГ, подписавших Договор, увеличились внешнеторговый оборот товарами и взаимная торговля, снижены размеры ставок вывозных таможенных пошлин на ряд товаров.

2. Считать дальнейшее устранение торговых барьеров между Сторонами Договора важнейшим условием экономического роста государств - участников Договора и развития взаимной торговли.

3. Считать целесообразным:

продолжить работу по подготовке проекта Соглашения о свободной торговле услугами;

использовать механизмы разрешения спорных вопросов, предусмотренных статьей 19 Договора, для устранения возникающих барьеров во взаимной торговле;

продолжить разработку проекта Соглашения о технических барьерах во взаимной торговле государств - участников СНГ.

4. Просить Правительство Республики Таджикистан ускорить завершение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан от 31 мая 2013 года и Протокола между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок от 7 июня 2016 года.

От Азербайджанской Республики

--------

От Российской Федерации

Заместитель Председателя Правительства

М.Акимов

От Республики Армения

Вице-премьер-министр М.Григорян

От Республики Таджикистан

Первый заместитель Премьер-министра Д.Саид

От Республики Беларусь

Заместитель Премьер-министра И.Петришенко

От Туркменистана

--------

От Республики Казахстан

Полномочный представитель Республики Казахстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Е.Жанаев

От Республики Узбекистан

Советник Премьер-министра Н.Отажонов

От Кыргызской Республики

Полномочный представитель Кыргызской Республики в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ З.Асанкожоева

От Украины

От Республики Молдова

--------

 

 

О реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года

I. Общие положения

Информация о реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года подготовлена на основе сведений, представленных государствами - участниками СНГ, а также обзоров торговой политики и делового климата государств - участников СНГ, рассмотренных Экономическим советом СНГ, в том числе за период 2018 года - первую половину 2019 года.

1.1. Торговля товарами

Договор о зоне свободной торговли (далее - Договор), подписанный главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины 18 октября 2011 года, базируется на принципах и соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО) и направлен на обеспечение свободной торговли между государствами - участниками Договора.

Договор вступил в силу для всех государств - участников Договора.

Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года. Для Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Узбекистан Протокол вступил в силу с 16 мая 2014 года, для Республики Казахстан - с 20 июня 2014 года, для Республики Молдова - с 18 декабря 2015 года, для Украины - с 27 марта 2016 года, для Республики Армения - с 28 июля 2016 года, для Кыргызской Республики - с 13 апреля 2017 года. Республика Таджикистан до настоящего времени не завершила этот процесс.

Протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами - участниками Договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений Договора в отношениях между Сторонами Договора и Республикой Узбекистан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Договора был разработан проект Протокола между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок. По итогам переговоров Протокол подписан пятью государствами - участниками Договора 7 июня 2016 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан).

Протокол ратифицирован подписавшими его государствами, кроме Республики Таджикистан, которой проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.

Информация о реализации Протокола была рассмотрена на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 19 декабря 2018 года. В сентябре 2019 года планируется дальнейшее рассмотрение Комиссией указанного вопроса.

Разработан и утвержден Советом глав правительств СНГ 26 мая 2017 года Порядок определения размера вознаграждения членов и председателя комиссии экспертов, возмещаемых им расходов, обеспечения оплаты вознаграждения и расходов, предусмотренных приложением 4 к Договору.

В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года Исполнительным комитетом СНГ совместно со Сторонами Договора был разработан и Решением Экономического совета СНГ от 14 марта 2014 года утвержден Порядок открытия и использования целевого счета для расчетов с членами и председателем комиссии экспертов по разрешению споров Сторон Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, а 21 мая 2014 года Межгосударственным банком такой целевой счет был открыт. Актуализирован сформированный в 2014 году и размещенный на сайте Исполнительного комитета СНГ список экспертов Сторон Договора в комиссию по разрешению споров, в которую в настоящее время входит 20 человек.

1.2. Торговля услугами

При подписании Договора Советом глав правительств СНГ было принято решение о целесообразности подготовки правительствами заинтересованных государств - участников СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами (далее - проект Соглашения).

На долю услуг приходится более половины валового продукта государств - участников СНГ. Объем трансграничной торговли услугами на пространстве СНГ растет. Принимая во внимание объем рынка торговли услугами на пространстве Содружества, можно с уверенностью сказать, что подписание такого Соглашения обеспечит реальную возможность устойчивого экономического развития сторон. Кроме того, торговля услугами значительно менее чувствительна к воздействию внешних факторов, чем торговля товарами.

Переговоры по проекту Соглашения начались в ноябре 2012 года с участием Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

К настоящему времени состоялось 23 заседания Рабочей группы. Стороны в основном определились со структурой документа и подтвердили намерения в итоге выйти на формат "ВТО+".

Со второго полугодия 2014 года Украина не участвует в переговорах, а со второго полугодия 2017 года Республика Молдова присутствует на переговорах в качестве наблюдателя. Кроме того, Исполнительным комитетом СНГ 14 мая 2019 года получена нота Министерства иностранных дел Республики Молдова о нецелесообразности ее дальнейшего участия в обсуждении проекта документа на данном этапе в связи с тем, что не учтена позиция молдавской стороны об исключении из документа положений, регулирующих сферу инвестиций.

С 2019 года в переговорах участвует Республика Узбекистан, которая пока также не определила свою окончательную позицию относительно наличия главы "Инвестиции" в проекте Соглашения.

При этом глава "Инвестиции" была включена в проект Соглашения как существенно новый элемент, не охваченный ВТО и в то же время имеющий большой практический интерес. Этот вопрос обсуждался 27 апреля 2018 года на заседании Рабочей группы высокого уровня, созданной в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 2 марта 2018 года, а также в ходе обмена мнениями в узком формате на заседаниях высших органов СНГ. В ходе такого обсуждения на заседании Совета глав правительств СНГ 2 ноября 2018 года Премьер-министр Республики Беларусь предложил принять принципиальное решение о включении в проект Соглашения главы "Инвестиции".

Исполнительный комитет СНГ обратился в правительства государств - участников СНГ (письма от 07.11.2018 №5-2/01216 и №5-2/01219) с просьбой проинформировать о своей позиции по вопросу о необходимости включения главы "Инвестиции" в проект Соглашения.

На основе полученной информации на заседании Экономического совета СНГ 7 декабря 2018 года принято решение исходить из необходимости включения главы "Инвестиции" в проект Соглашения. Эта позиция была подтверждена также и в Решении Экономического совета СНГ от 15 марта 2019 года (оба решения не подписаны Молдовой и Узбекистаном). Кроме того, было отмечено, что переговоры по проекту Соглашения должны вестись с привлечением максимального количества заинтересованных государств - участников СНГ. Однако активное участие в переговорах принимают только государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

5-6 февраля 2019 года состоялось заседание Рабочей группы экспертов по разработке проекта Соглашения. Следует отметить активную роль представителей Республики Узбекистан, которые впервые приняли участие в переговорах. По итогам обсуждения были сняты разногласия по многим положениям проекта Соглашения.

Вместе с тем Республика Узбекистан зарезервировала позицию по главам "Учреждение и деятельность" и "Инвестиции", считая целесообразным решать эти вопросы в рамках двусторонних соглашений.

В связи с этим Исполнительный комитет СНГ направил в Республику Узбекистан и другие заинтересованные государства - участники СНГ дополнительные материалы, содержащие детальный сопоставительный анализ положений проекта Соглашения, касающихся глав "Учреждение и деятельность", "Инвестиции" и соответствующих положений двусторонних соглашений.

В указанных материалах показано, что проект Соглашения гораздо подробнее и четче с учетом лучших мировых практик защищает и права инвесторов, и интересы государства, чем это сделано в двусторонних договоренностях 1997-2003 годов, и обеспечивает таким образом благоприятный инвестиционный климат в государствах - участниках СНГ.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что без главы "Инвестиции" Соглашение фактически утрачивает смысл.

После окончательного решения вопроса о включении главы "Инвестиции" в проект Соглашения можно будет перейти к обсуждению приложений к проекту Соглашения, содержащих условия взаимного доступа на рынок услуг.

При этом необходимо сделать такие переговоры максимально транспарентными и гибкими, основываясь на том, что стороны переговоров, являющиеся членами ВТО, открывают доступ на рынок на условиях не хуже, чем их обязательства в рамках ВТО, а стороны, не являющиеся членами ВТО, - на условиях, не хуже существующих.

На последнем заседании Рабочей группы, состоявшемся в Исполнительном комитете СНГ 18-19 апреля 2019 года, представители Молдовы, Таджикистана и Узбекистана не принимали участия. От этих государств к заседанию не было получено и каких-либо материалов с изложением их позиции по положениям проекта Соглашения.

Вопрос о ходе переговорного процесса по проекту Соглашения рассмотрен на заседании Экономического совета СНГ 21 июня 2019 года.

Принято решение считать целесообразным продолжение обсуждения проекта Соглашения в случае заинтересованности и активности всех государств - участников переговорного процесса.

В связи с этим высказана просьба правительствам государств - участников переговорного процесса до 1 августа 2019 года представить позицию о порядке ведения дальнейшей работы над проектом Соглашения в рамках его структуры, определенной Решением Экономического совета СНГ от 15 марта 2019 года, и актуализировать состав Рабочей группы высокого уровня, а Исполнительному комитету СНГ оказывать содействие в организации и проведении заседаний Рабочей группы высокого уровня по разработке проекта Соглашения и группы на экспертном уровне. Очередное заседание Рабочей группы проведено 15-16 августа 2019 года.

II. Таможенные пошлины, применяемые во взаимной торговле

В соответствии с Договором Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и (или) импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных приложениями 1 и 6 к Договору. В отношении указанных в приложении 1 товаров не будет повышаться уровень ставок импортных пошлин и определены конкретные сроки их отмены.

Со вступлением в силу Договора количество изъятий при импорте существенно сократилось и в настоящее время составляет всего две товарные позиции: сахар белый и прочие сахара.

Пошлины при экспорте распространяются в основном на товары топливно-энергетического комплекса, отходы и лом металлов, минеральное сырье, удобрения, кожсырье, семена сельскохозяйственных культур и живой скот.

Ставки ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, установлены Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16 июля 2012 года №54 (в редакции от 19 марта 2019 года).

Перечень применяемых Сторонами таможенных пошлин приведен в таблице 1 Справочной информации о мерах тарифного и нетарифного регулирования во взаимной торговле государств - участников Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (далее - Справочная информация*).

Ситуация в части применения таможенных пошлин в государствах - участниках Договора выглядит следующим образом.

Республика Армения экспортные и импортные таможенные пошлины не применяет. Таким образом, Армения реализует режим свободной торговли в полном объеме.

В Республике Беларусь действует единственное изъятие по импортным пошлинам в части сахара, ввозимого из Украины.

При вывозе товаров с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории ЕАЭС в отношении отдельных категорий товаров применяются ставки вывозных таможенных пошлин, установленные следующими указами Президента Республики Беларусь:

от 21 мая 2010 года №272 (в редакции от 28 июля 2014 года) "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса" - в отношении семян рапса;

от 9 октября 2010 года №522 (в редакции от 29 июня 2017 года) "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы" - в отношении лесоматериалов;

от 31 декабря 2010 года №716 (в редакции от 9 февраля 2015 года) "О ставках вывозных таможенных пошлин" - в отношении нефти и нефтепродуктов;

от 1 февраля 2011 года №40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье" - в отношении кожевенного сырья;

от 5 сентября 2013 года №400 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения и внесении дополнений и изменения в указы Президента Республики Беларусь от 3 октября 2011 года №442 и от 17 января 2012 года №37" - в отношении калийных удобрений.

В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 9 декабря 2010 года экспортные пошлины взимаются при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории ЕАЭС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 года №960 внесены изменения в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №1932 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".

В Республике Казахстан действует изъятие по импортным пошлинам в отношении импорта сахара из Украины.

Республика Казахстан применяет экспортные таможенные пошлины в отношении государств - участников Договора, не являющихся участниками ЕАЭС, на следующие товары: нефть, нефтепродукты, шкуры, шерсть, отходы и лом черных и цветных металлов, изделия из черных и цветных металлов, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов. Ставки пошлин определены приказом Министра национальной экономики от 17 февраля 2016 года №81 (в редакции от 28 декабря 2018 года №106).

По информации Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года №917 возобновлен с 3 августа 2018 года до 1 января 2020 года преференциальный режим импорта иностранного сахара белого (код ТН ВЭД ЕАЭС 1701 99) в составе готовой продукции на таможенную территорию ЕАЭС отдельными предприятиями кондитерской и безалкогольной промышленности Казахстана, зарегистрированными в преференциальном таможенном режиме свободного склада.

Возобновление действия в Казахстане льготы по беспошлинному импорту иностранного сахара в составе готовой продукции на территорию ЕАЭС нарушает достигнутые раннее договоренности об отмене льгот, приводит к возобновлению импорта сахара из третьих стран по демпинговым ценам (за счет отмены ввозной таможенной пошлины) и существенно ограничивает экспорт российского сахара в Республику Казахстан.

В Кыргызской Республике импортные пошлины в торговле со Сторонами Договора не применяются.

В связи с отсутствием достаточного количества сырья на внутреннем рынке для бесперебойного обеспечения потребностей отечественных предприятий, использующих регенерируемую бумагу, картон и макулатуру (код ТН ВЭД 4707), Кыргызская Республика применяет предусмотренные Договором экспортные пошлины на это вторичное сырье в размере 10 сомов/кг (постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2009 года №610 с изменениями в редакции от 9 июня 2015 года №350), вывозимое за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Республика Молдова экспортные таможенные пошлины в отношении товаров, вывозимых с территории Республики Молдова, не применяет.

Республика Молдова применяет изъятия из режима свободной торговли только по импорту сахара из Украины.

В соответствии с Договором действие импортной пошлины должно осуществляться в объемах согласованных беспошлинных квот. В настоящее время отсутствует информация о согласовании объема беспошлинных квот. В 2018 году импорт украинского сахара в Молдову составил 30 тыс. тонн.

В отношении других товаров, происходящих из государств - участников СНГ, при предъявлении сертификата о происхождении товара таможенная пошлина не взимается.

Российская Федерация информирует, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Молдова от 10 февраля 2009 года №134 (по состоянию на 17 апреля 2018 года) объемы импорта сахара и продуктов из сахара (квоты), а также период импорта в преференциальном режиме устанавливаются ежеквартально Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности совместно с Союзом сахаропроизводителей Республики Молдова.

С целью определения вида сырья, из которого произведен сахар, таможенные органы Республики Молдова принимают сертификаты происхождения товаров и акт установления страны-производителя, выданный лабораториями, аккредитованными в Европейском союзе (одна в Англии и две в Германии).

Ограничением также является отказ молдавской стороны принимать сертификаты формы СТ-1 на ввозимый сахар, применяемые во взаимной торговле между государствами - участниками СНГ, которые подтверждают его происхождение.

Российская сторона исходит из того, что применяемые Молдовой требования нарушают положения Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года, а квотирование нарушает положения статьи 3 Договора, согласно которой государства не имеют право вводить или сохранять количественные ограничения во взаимной торговле.

Молдавская сторона считает, что положение об импорте в преференциальном режиме некоторых видов сахара разработано в соответствии с нормами ВТО, стороной которой Республика Молдова является, и положениями соглашений о свободной торговле, подписанных Республикой Молдова с государствами, не являющимися членами ВТО.

Республика Молдова, являясь государством - участником Договора, сообщает, что Правила определения страны происхождения для товаров, происходящих с территории государств - участников Договора, установлены Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 13 сентября 2019 года
"О реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года"

О документе

Дата принятия: 13/09/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/09/2019
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств http://www.cis.minsk.by/