Дата обновления БД:
23.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
251 / 1329
Всего документов в БД:
316461
Положения главы 47.1 действуют до 31 декабря 2023 года.
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
20 сентября 2012 года №644
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 17 сентября 2012 года №901
(В редакции Законов Республики Таджикистан от 28.12.2013 г. №1045, 28.12.2013 г. №1046, 18.03.2015 г. №1188, 23.11.2015 г. №1244, 23.11.2015 г. №1245, 15.03.2016 г. №1297, 14.11.2016 г. №1367, 24.02.2017 г. №1398, 30.05.2017 г. №1423, 21.02.2018 г. №1510, 21.02.2018 г. №1511, 03.08.2018 г. №1546, 04.04.2019 г. №1599, 20.06.2019 г. №1620, 19.07.2019 г. №1644, 02.01.2020 г. №1675, 02.01.2020 г. №1676, 04.07.2020 г. №1708, 17.12.2020 г. №1744, 17.12.2020 г. №1745)
(По всему тексту слова "налог по упрощенной системе", "налогу по упрощенной системе", "налога по упрощенной системе" заменены словами "налог по упрощенному режиму", "налогу по упрощенному режиму", "налога по упрощенному режиму" в соответствии Законом Республики Таджикистан от 28.12.2013 г. №1046)
Часть I. Общая часть
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
1. Настоящий Кодекс регулирует властные отношения по установлению, изменению, отмене, исчислению и уплате налогов, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налоговых обязательств (далее - налоговые отношения).
2. Отношения по взиманию таможенных пошлин, налогов с товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Таджикистан, регулируются настоящим Кодексом и таможенным законодательством Республики Таджикистан.
3. Отношения по взиманию государственной пошлины и иных обязательных платежей в бюджет регулируются соответствующими законами и настоящим Кодексом.
Статья 2. Налоговое законодательство Республики Таджикистан и его действие
1. Налоговое законодательство Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним, регулирующих налоговые отношения нормативных правовых актов и международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
2. Понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Республики Таджикистан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. В случае противоречия между положениями настоящего Кодекса и другими нормативными правовыми актами, для целей налогообложения применяются положения настоящего Кодекса. Нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса.
4. Запрещается включение положений о налоговых отношениях в неналоговое законодательство, за исключением:
- положений об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;
- положений о преступлениях в сфере налогов, предусмотренных уголовным законодательством;
- положений о приоритете налоговых обязательств, предусмотренных законодательством о банкротстве;
- положений о налогах, предусмотренных таможенным законодательством;
- положений, предусмотренных законодательством о государственной пошлине;
- положений, предусмотренных законодательством о государственном бюджете на соответствующий календарный год;
- положений, предусмотренных законодательством об иных обязательных платежах в бюджет;
- положений о налогах, предусмотренных инвестиционными, концессионными и кредитными (грантовыми) соглашениями, а также другими международными правовыми актами, утвержденными Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
5. Для иностранных государств и правительств, международных организаций, дипломатических и консульских представительств иностранных государств и правительств, и их дипломатических и консульских работников, а также представительств международных организаций, их работников и членов семей вышеназванных лиц, освобождение от налогов и иные налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с настоящим Кодексом, или предусмотренные международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, обеспечиваются в соответствии с процедурами, установленными Правительством Республики Таджикистан.
6. Привилегии, предусмотренные международными правовыми актами о предотвращении двойного налогообложения, не применяются в отношении резидента иностранного государства, если этот резидент используется другим лицом, не являющимся резидентом такого государства, в целях получения привилегий.
Статья 2(1). Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Республики Таджикистан в налоговой сфере
1. Законы, устанавливающие новые налоги, ухудшающие положение налогоплательщиков и (или) устанавливающие ответственность за налоговые правонарушения, определяющие новые обязательства налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, обратной силы не имеют.
2. Актам налогового законодательства, исключающим или смягчающим ответственность или обязательство за нарушение налогового законодательства, или обеспечивающим дополнительные гарантии для защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей, в соответствии законодательством Республики Таджикистан может быть придана обратная сила.
3. Нормативный правовой акт, устанавливающий или усиливающий правовую ответственность в налоговой сфере, новые налоги или ухудшающий положение налогоплательщика, вступает в силу через месяц после, его официального опубликования, если нормативным правовым актом не предусмотрено иное.
4. В случае наличия двусмысленностей и (или) противоречий между положениями настоящего Кодекса или отсутствия необходимых положений (пробелов) для регулирования налоговых отношений, налоговые и (или) судебные органы принимают решение в пользу налогоплательщика.
Примечание: Под двусмысленностью и (или) противоречиями между положениями настоящего Кодекса понимается разночтение норм и (или) наличие двух или нескольких положений, противоречащих друг другу по смыслу и содержанию.
(Статья 2(1) введена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 21.02.2018 г. №1511)
Статья 3. Порядок установления, изменения и отмены налогов и льгот
1. Установление новых налогов, изменение или отмена установленных налогов и льгот осуществляется исключительно внесением изменений и дополнений в настоящий Кодекс и (или) в законодательство, определенное частью 4 статьи 2 настоящего Кодекса, в порядке права законодательной инициативы Правительства Республики Таджикистан.
2. Порядок предоставления налоговых льгот утверждается Правительством Республики Таджикистан по представлению Министерства финансов Республики Таджикистан, по согласованию с уполномоченным государственным органом и другими соответствующими государственными органами.
3. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
4. Проекты нормативных правовых актов по внесению изменений и дополнений в настоящий Кодекс и иных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения представляются в Правительство Республики Таджикистан в установленном порядке Министерством финансов Республики Таджикистан по согласованию с уполномоченным государственным органом и другими соответствующими государственными органами.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 02.01.2020 №1676)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Налоговая система Республики Таджикистан
Налоговая система Республики Таджикистан включает в себя совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налоговых отношений, с применением мер по обеспечению уплаты налогов, а также организационную структуру налоговых органов и формы их организации, их права и обязанности, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Статья 5. Принципы налоговой системы
1. Физические и юридические лица обязаны уплачивать все виды налогов, установленных настоящим Кодексом, плательщиками которых они являются в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Запрещается возлагать на лицо обязанность уплачивать налоги, не установленные настоящим Кодексом.
3. Налог, исчисленный в соответствии с настоящим Кодексом, представляет собой денежное обязательство перед государством, и подлежит уплате в государственный бюджет.
4. Местные органы государственной власти вправе вводить только установленные настоящим Кодексом местные налоги.
Статья 6. Налоги Республики Таджикистан
1. В Республике Таджикистан устанавливаются общегосударственные и местные налоги. В соответствующих случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщики используют специальные и (или) льготные налоговые режимы.
2. К общегосударственным налогам относятся:
- подоходный налог;
- налог на прибыль;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- социальный налог;
- налоги за природные ресурсы;
- налог с пользователей автомобильных дорог;
- налог с продаж алюминия первичного.
3. К местным налогам, устанавливаемым настоящим Кодексом и вводимым в действие нормативными правовыми актами местных органов государственной власти в городах и районах, относятся:
- налог на транспортные средства;
- налоги за недвижимое имущество.
4. Разделом XVI настоящего Кодекса устанавливаются специальные налоговые режимы, в соответствии с которыми отдельные категории налогоплательщиков обязаны уплачивать в упрощенном порядке некоторые общегосударственные и местные налоги, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи.
5. К специальным налоговым режимам относятся:
- режим налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе патента или свидетельства;
- упрощенный режим налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
- упрощенный режим налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции (единый налог);
- специальный режим налогообложения для субъектов игорного бизнеса.
6. Разделом XVII настоящего Кодекса установлены льготные налоговые режимы, предусматривающие предоставление дополнительных налоговых льгот для привлечения инвестиций и поддержки приоритетных сфер экономики.
7. Государственная пошлина, таможенная пошлина и другие таможенные платежи, иные обязательные платежи в бюджет, установленные соответствующим законодательством Республики Таджикистан, уплачиваются в размерах и порядке, установленным указанным законодательством и настоящим Кодексом. Административные процедуры по налоговому контролю их исчисления и уплаты осуществляются соответствующими уполномоченными органами и налоговыми органами в порядке, определенном настоящим Кодексом и соответствующим законодательством.
8. Средства от общегосударственных налогов распределяются между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.
9. Сбор налогов, установленных в особенной части настоящего Кодекса, обеспечивается налоговыми органами, если иное не установлено настоящим Кодексом.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 14.11.2016 г. №1367, 21.02.2018 г. №1511)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Основные понятия
Статья 7. Налог
1. Налогом признается установленный настоящим Кодексом обязательный платеж в бюджет, осуществляемый в определенном размере, носящий обязательный безвозвратный и безвозмездный характер.
2. Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 8. Предпринимательская и непредпринимательская деятельность
1. Для целей налогообложения в качестве предпринимательской деятельности признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (дохода, компенсации) от использования имущества, продажи товаров, 4 выполнения работ или оказания услуг лицами, подлежащими государственной регистрации в этом качестве в установленном законодательством порядке.
2. Следующие виды деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской деятельности:
- деятельность органов государственной власти всех уровней и органов самоуправления поселков и сел, непосредственно связанная с выполнением возложенных на них государственных полномочий;
- благотворительная деятельность;
- религиозная деятельность;
- деятельность общественных организаций;
- деятельность финансируемых учредителями учреждений;
- выполнение физическим лицом работы по найму.
3. Для целей налогообложения осуществление следующих видов деятельности физическим лицом, учреждением, финансируемым за счет учредителя, и (или) некоммерческой организацией не является предпринимательской деятельностью, если такая деятельность не является основной деятельностью осуществляющего ее лица:
- размещение денежных средств в кредитных организациях;
- передача в аренду движимого и (или) недвижимого имущества;
- передача имущества в доверительное управление;
- приобретение (продажа) или передача доли в уставном капитале юридического лица или его ценных бумаг;
- приобретение (продажа) или передача облигаций или любых других векселей другому лицу;
- приобретение (продажа) или передача пая в долевом инвестиционном фонде и (или) авторских прав и любых аналогичных прав, принадлежащих продавцу, другому лицу;
- работа по найму на основании договоров (контрактов) гражданско-правового характера или без договоров (контрактов).
4. В той части, в которой лица, выполняющие указанные в части 2 настоящей статьи виды деятельности, осуществляют предпринимательскую деятельность, предпринимательская деятельность таких лиц подлежит налогообложению, их активы и деятельность, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат отдельному (раздельному от основной деятельности) учету.
5. Деятельность государственных учреждений, часть специальных средств которых взимается в бюджет в размере и порядке, определенных законодательством, не считается предпринимательской деятельностью, если законодательством не установлено иное.
Статья 9. Работа по найму
1. Для целей настоящего Кодекса понятие, работа по найму, означает:
- выполнение физическим лицом обязательств в рамках отношений, регулируемых гражданским законодательством Республики Таджикистан, законодательством Республики Таджикистан о труде или о государственной службе;
- выполнение физическим лицом обязательств, непосредственно связанных со службой в рядах вооруженных сил или в правоохранительных и (или) приравненных к ним органах (учреждениях);
- работа физического лица на руководящей должности на предприятии или в организации.
2. Физическое лицо, работавшее, работающее или которое будет работать по найму, в настоящем Кодексе именуется, работник. Лицо, которое оплачивает услуги, оказанные таким физическим лицом, именуется "работодатель" а такая плата именуется "заработная плата".
3. Для целей настоящего Кодекса основным местом работы работника является место работы, по которому работодатель обязан вести трудовую книжку работника в соответствии с законодательством Республики Таджикистан о труде.
Статья 10. Благотворительная деятельность
1. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О благотворительной деятельности".
2. Оказание помощи (поддержки) лицам не считается благотворительной деятельностью для целей налогообложения, если имеет место любое из следующих условий:
- лицо, получающее такую помощь (поддержку), принимает обязательство имущественного или неимущественного характера (кроме обязательства использовать полученные средства или имущество по целевому назначению) перед лицом, оказывающим такую помощь;
- лицо, принимающее такую помощь (поддержку), и лицо, оказывающее такую помощь (поддержку), считаются взаимозависимыми лицами;
- такая помощь (поддержка) оказывается любому физическому или юридическому лицу для участия в избирательной кампании любого уровня.
Статья 11. Физические лица резиденты и нерезиденты
1. Физическое лицо, которое в течение любого последовательно следующего 12-месячного периода, оканчивающегося в этом текущем календарном году, действительно находилось на территории Республики Таджикистан более 182 дней, со 183 дня считается резидентом Республики Таджикистан (далее - резидент) применительно к текущему календарному году. Если такое физическое лицо считалось резидентом в предыдущем календарном году, оно также считается резидентом с 1-го января текущего года.
2. Физическое лицо, которое в течение этого текущего календарного года находилось на государственной службе Республики Таджикистан за пределами Республики Таджикистан, в этом текущем 6 календарном году, независимо от продолжительности такой службы, считается резидентом.
3. Физическими лицами-резидентами, независимо от времени их нахождения на территории Республики Таджикистан и других критериев, предусмотренных настоящей статьей, признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, физические лица, подавшие заявление о приёме в гражданство Республики Таджикистан или о разрешении постоянного проживания в Республике Таджикистан без приёма в гражданство Республики Таджикистан, в том числе:
- командированные за рубеж органами государственной власти Республики Таджикистан, в том числе дипломатические, консульские сотрудники и сотрудники приравненных к ним представительств, торговых представительств Республики Таджикистан, международных или межправительственных организаций, а также члены семей указанных физических лиц;
- члены экипажей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или гражданам Республики Таджикистан, осуществляющих международные перевозки;
- военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов или подразделений, дислоцированных за пределами Республики Таджикистан;
- работающие на объектах, находящихся за пределами Республики Таджикистан и являющихся собственностью Республики Таджикистан или резидентов, или субъектов Республики Таджикистан (в том числе на основе концессионных договоров);
- учащиеся, студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Таджикистан с целью обучения или прохождения практики в течение всего периода обучения или практики;
- преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами территории Республики Таджикистан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ в течение всего периода преподавания или выполнения указанных работ.
4. Для целей части 1 настоящей статьи время, в течение которого иностранное физическое лицо находилось в Республике Таджикистан, не считается временем действительного нахождения на территории Республики Таджикистан, если такое лицо пребывало:
- в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус (или в качестве члена семьи такого лица);
- в качестве сотрудника международной организации или в качестве лица, находящегося на государственной службе иностранного государства (или члена семьи такого лица);
- исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Таджикистан.
5. Днем пребывания в Республике Таджикистан считается любой день, в течение которого физическое лицо действительно находилось на территории Республики Таджикистан, независимо от продолжительности пребывания.
6. Физическое лицо, которое не является резидентом Республики Таджикистан в соответствии с настоящей статьей, считается нерезидентом.
7. Физическое лицо считается нерезидентом Республики Таджикистан за период с последнего дня пребывания в данном календарном году на территории Республики Таджикистан до конца данного календарного года, если такое лицо является нерезидентом Республики Таджикистан (далее нерезидент) в непосредственно следующем календарном году.
8. Статус резидента и нерезидента для физического лица определяется для каждого календарного года.
9. Физическое лицо, которое признается нерезидентом, обязано представить налоговому агенту или в налоговый орган по месту пребывания (жительства) не позднее даты получения дохода или момента подачи налоговой отчетности следующие документы:
- документ, подтверждающий резидентство этого лица или лица без гражданства в иностранном государстве;
- нотариально заверенный перевод на государственный язык документа, удостоверяющего личность (паспорт).
Статья 12. Постоянное учреждение нерезидента (иностранного предприятия или нерезидентного физического лица)
1. Под постоянным учреждением нерезидента (иностранного предприятия или нерезидентного физического лица) в Республике Таджикистан (далее - "постоянное учреждение"), если настоящей статьей не установлено иное, понимается постоянное место, через которое нерезидент полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе деятельность, выполняемую через уполномоченное лицо.
2. Постоянными учреждениями, в частности, считаются: любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой и поставкой товаров, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
- любое место управления (в частности, филиал, отделение, представительство, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория, магазин, склад) нерезидента, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
- любое место осуществления деятельности, включая установки или площадки, бурильное или другое оборудование, используемые для разведки природных ресурсов, шахты (рудники), нефтяные и (или) газовые скважины, карьеры, наземные или надводные вышки и (или) скважины, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
- любое место осуществления деятельности (в том числе осуществления контрольной, надзорной или наблюдательной 8 деятельности), связанной с трубопроводом, газонефтепроводом, разведкой и (или) разработкой природных ресурсов, установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и (или) обслуживанием оборудования, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
- любое другое место осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией игорных автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, транспортной и иной инфраструктурой, независимо от сроков эксплуатации;
- постоянная база, которую нерезидентное физическое лицо использует для осуществления предпринимательской деятельности.
3. Строительная площадка (объект), монтажный или сборочный объект, выполнение надзорной деятельности, связанной с такими объектами, проведение проектных работ образуют постоянное учреждение, независимо от сроков осуществления работ. Для целей настоящей статьи под строительной площадкой (объектом), в частности, понимается место осуществления деятельности по возведению и (или) реконструкции объектов недвижимости, в том числе строительство зданий, сооружений и (или) проведение монтажных работ, строительство и (или) реконструкция мостов, дорог, каналов, укладка трубопроводов, монтаж электрического, технологического или иного оборудования и (или) осуществление прочих схожих работ. Строительная площадка (объект) признается прекратившей свое существование со второго дня, следующего за днем подписания акта государственной приёмки объекта в эксплуатацию (объемов выполненных работ) и полной оплаты строительства.
4. Нерезидент также считается имеющим постоянное учреждение в Республике Таджикистан, если:
- через уполномоченного агента производит сбор страховых премий и (или) осуществляет страхование или перестрахование рисков в Республике Таджикистан;
- оказывает услуги на территории Республики Таджикистан непрерывно более 90 календарных дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в данном налоговом периоде, через работников или персонал, нанятый для этих целей;
- является участником договора о совместной деятельности (простого товарищества), образованного в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и действующего на территории Республики Таджикистан;
- проводит выставки в Республике Таджикистан на платной основе и (или) на которых производится поставка (продажа) товаров;
- на основании договорных отношений наделяет резидента или нерезидента правом представлять его интересы в Республике Таджикистан, действовать и (или) заключать от его имени контракты (договора, соглашения).
5. Временные или сезонные перерывы, при осуществлении деятельности, предусмотренной в настоящей статье, не приводят к ликвидации постоянного учреждения.
6. Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Таджикистан через независимого посредника (брокера и (или) иного независимого агента, действующего на основании договора-поручения, комиссии, консигнации или другого аналогичного договора), не уполномоченного подписывать контракты (договора) от имени этого нерезидента, не считается постоянным учреждением. Под независимым посредником понимается лицо, осуществляющее в рамках своей обычной (основной) деятельности посреднические обязанности с целью сотрудничества сторон и являющееся как юридически, так и экономически независимым от нерезидента.
7. Дочернее предприятие юридического лица-нерезидента, созданное в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, не рассматривается как постоянное учреждение своего основного предприятия-нерезидента, если между дочерним и основным предприятиями не возникают отношения, отвечающие положениям абзаца пятого части 4 настоящей статьи.
8. Не считается постоянным учреждением иностранного предприятия в Республике Таджикистан место, используемое (независимо от того, кто его использует) для:
- хранения товаров или изделий, принадлежащих иностранному предприятию (до момента их продажи в Республике Таджикистан);
- закупки товаров или изделий, сбора информации для иностранного предприятия;
- осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах иностранного предприятия;
- осуществления любых видов деятельности, предусмотренных в абзацах первом, втором и третьем настоящей части.
9. Место оказания услуг иностранными лицами, установленными в части 1 статьи 193(1) настоящего Кодекса, не является причиной для образования постоянного учреждения в Республике Таджикистан.
10. Зарегистрированное представительство и (или) филиал иностранного предприятия считается постоянным учреждением иностранного предприятия.
11. Деятельность нерезидента образует постоянное учреждение в соответствии с положениями настоящей статьи, независимо от его постановки на учет в налоговом органе или отсутствия такой постановки.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 17.12.2020 №1744)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Налоговый агент
1. Налоговым агентом является организация или индивидуальный предприниматель, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов, удерживаемых у налогоплательщика или у источника выплаты.
2. Налоговый агент имеет такие же права и обязанности, что и налогоплательщик, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
3. Налоговый агент обязан:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги, удерживаемые с налогоплательщика или у источника выплаты в соответствии с настоящим Кодексом;
- вести учет доходов, выплаченных налогоплательщикам, и налогов, удержанных с них (или у источника выплаты) и перечисленных в соответствующие бюджеты, в том числе вести отдельный учет по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую отчетность в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.
Статья 14. Взаимозависимые лица
1. Взаимозависимыми являются лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в том числе в случае, когда:
- лица являются учредителями (участниками) одного и того же предприятия, если доля каждого лица составляет не менее 20 процентов;
- одно лицо непосредственно и (или) косвенно участвует в другом лице, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;
- одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению или одно лицо находится под контролем (прямым или косвенным) другого лица;
- лица находятся под прямым или косвенным контролем третьего лица;
- лица прямо или косвенно контролируют третье лицо, если право голоса каждого из них составляет не менее 20 процентов;
- лица состоят в брачных отношениях или имеют родственные связи.
2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по поставке (реализации) товаров (работ, услуг).
Статья 15. Финансовая аренда (лизинг)
1. Передача другому лицу движимого амортизируемого материального имущества, в том числе воздушного судна (кроме недвижимого имущества, мебели, легковых автомобилей) по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О финансовой аренде (лизинге)" является финансовым лизингом, если она отвечает одному из следующих условий:
- передача имущества в собственность лизингополучателя и (или) предоставление права лизингополучателю на приобретение имущества по фиксированной цене определены договором лизинга;
- срок лизинга в соответствии с договором превышает 75 процентов срока полезной службы передаваемого по финансовому лизингу имущества;
- текущая дисконтированная стоимость минимального платежа за весь срок финансового лизинга превышает 90 процентов рыночной цены передаваемого по финансовому лизингу имущества;
- оценочная остаточная стоимость имущества по окончании срока аренды составит менее 20 процентов его рыночной цены на начало аренды;
- передаваемое в финансовую аренду имущество изготовлено на заказ для арендатора и по окончании срока аренды не может быть использовано иным лицом, кроме арендатора.
2. Абзац третий части 1 настоящей статьи не применяется к финансовой аренде, начало которой приходится на последние 25 процентов срока службы имущества.
3. Для целей настоящей статьи учетная ставка, используемая для определения текущей дисконтированной стоимости арендных платежей, равна процентной ставке за несвоевременную уплату налогов.
4. Для целей настоящей статьи срок аренды включает дополнительный срок, на который арендатор имеет право возобновить аренду в соответствии с договором аренды.
Статья 16. Инвестиционные проекты Правительства Республики Таджикистан
1. Инвестиционные проекты Правительства Республики Таджикистан - проекты, предусматривающиеся на основе кредитных (грантовых) соглашений об их финансировании (реализации) между Республикой Таджикистан (Правительством Республики Таджикистан) и иностранными государствами (правительствами иностранных государств), отечественными, иностранными и международными финансовыми организациями, включенными в реестр инвестиционных (льготных) проектов государственным уполномоченным органом в сфере инвестиций. В данный реестр также включаются проекты по строительству социальных сооружений, безвозмездно передающийся физическими и юридическими лицами соответствующему государственному органу. Порядок ведения реестра инвестиционных проектов по предложению уполномоченного государственного органа в сфере инвестиций по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере финансов и уполномоченным государственным органом утверждается Правительством Республики Таджикистан.
2. Инвестиционные проекты Правительства Республики Таджикистан реализуются с использованием льгот, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Кредитные (грантовые) соглашения о финансировании (реализации) инвестиционных проектов Правительства Республики Таджикистан, предусматривающие предоставление дополнительных налоговых льгот, подлежат утверждению со стороны Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Такие соглашения не могут содержать положения об освобождении от подоходного налога и социального налога граждан Республики Таджикистан.
4. В случае ухудшения условий налогообложения для реализации инвестиционных проектов Правительства Республики Таджикистан, до завершения таких проектов в их отношении используются условия налогообложения, действовавшие на момент подписания соответствующих соглашений.
(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 21.02.2018 г. №1511)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17. Иные основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе используются также иные основные понятия:
1) Элементы налогообложения - сведения, наличие которых в нормативном правовом акте при установлении налогов является обязательным, в том числе налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, если они установлены.
2) Налогоплательщик (плательщик налога) - лицо, на которое в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по уплате налогов. В частности, физическое лицо признается налогоплательщиком, если такое лицо является резидентом. Физическое лицо (организация) также считается налогоплательщиком, если такое лицо:
а) осуществляет в Республике Таджикистан деятельность, приносящую доход, или получает доходы из источников в Республике Таджикистан;
б) является собственником (пользователем) имущества, подлежащего налогообложению;
в) совершает на территории Республики Таджикистан действия или операции, подлежащие налогообложению.
3) Объект налогообложения (объект, связанный с налогообложением) - определяемые по каждому виду налогов обстоятельства, права и (или) действия, при наличии которых возникает налоговое обязательство.
4) Налоговая база - стоимостная, физическая или иная оценка объекта налогообложения (объекта, связанного с налогообложением), на основании которой исчисляется сумма налога.
5) Ставка налога - норма взимания налога, величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
6) Налоговый период - период времени, за который (по истечении (окончании) которого) производится определение налоговой базы и исчисляется сумма налога. Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникает обязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов.
7) Порядок исчисления налога - правила расчета суммы налога за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговых ставок, а также льгот.
8) Порядок и сроки уплаты налога - правила, определяющие сроки и порядок уплаты налога в бюджет (бюджеты). Срок уплаты налога представляет собой календарную дату, определяемую в соответствии с настоящим Кодексом, до или на момент наступления которой исчисленная сумма налога должна быть уплачена в бюджет, то есть налоговое обязательство должно быть исполнено.
9) Налоговые льготы - предоставляемые налогоплательщикам настоящим Кодексом или международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, преимущества, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере или в более поздний срок.
10) Участники налоговых отношений - налогоплательщики, налоговые агенты, государственный уполномоченный орган и другие налоговые органы, таможенные органы, иные органы, уполномоченные осуществлять исчисление и (или) сбор налогов.
11) Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (далее - резидентные организации), иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, в том числе функционирующие через филиалы и представительства, созданные на территории Республики Таджикистан (далее - иностранные организации).
12) Налоговое администрирование - совокупность осуществляемых налоговыми органами мер налогового контроля, принудительного взимания налогов в отношении не выполненного в срок налогового обязательства, а также оказания услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и уполномоченным органам.
13) Предприятие (предпринимательская организация) - организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность или созданная для выполнения такой деятельности.
14) Специальный налоговый режим - особый порядок налогообложения, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий упрощенные способы исчисления и уплаты отдельных видов налогов, представления налоговой отчетности.
15) Льготный налоговый режим - дополнительные налоговые льготы для привлечения инвестиции и поддержки приоритетных отраслей экономики.
16) Общий налоговый режим - порядок исчисления и уплаты общегосударственных и местных налогов, установленный настоящим Кодексом, за исключением специальных и льготных налоговых режимов.
17) Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании патента или свидетельства.
18) Подтвержденные расходы - расходы, подтвержденные документами, позволяющими определить дату, сумму, характер операции и идентифицировать ее участников.
19) Активы - имущество, иные вещественные материальные активы, денежные фонды или имущественные права, составляющие общую сумму основных и оборотных средств (фондов) предприятия (лица); любая ценность, принадлежащая лицу; учетная категория, включающая стоимость собственного имущества субъекта, а также средства и запасы, предназначенные для уплаты (погашения) задолженности (обязательств).
20) Недоимка - исчисленные (начисленные) и не уплаченные в срок, в том числе в измененный срок, суммы налогов, процентов и штрафов в бюджет.
21) Выигрыши - любые виды доходов, вознаграждений и выгод в натуральном и денежном выражении, получаемые налогоплательщиками на конкурсах, соревнованиях (олимпиадах), фестивалях, по лотереям, по розыгрышам, включая розыгрыши по вкладам и долговым ценным бумагам.
22) Основные средства - активы, которые одновременно отвечают следующим условиям:
а) срок их службы более одного года;
б) используются при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд в качестве средства труда;
в) как правило, стоимость каждой единицы таких активов выше пределов, установленных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан по вопросам бухгалтерского учета для отнесения материальных активов к средствам в обороте;
г) подлежат амортизации.
23) Грант - денежные средства и (или) иное имущество, предоставляемые (передаваемые) на безвозмездной и безвозвратной основе для достижения определенных целей (задач):
а) иностранными государствами (правительствами иностранных государств), международными организациями, физическими и юридическими лицами - Республике Таджикистан, Правительству Республики Таджикистан;
б) физическими и юридическими лицами, которые для ликвидации последствий стихийных бедствий или решения иных социальных задач создают необходимые сооружения, передаваемые безвозмездно в собственность соответствующим государственным органам;
в) следующими организациями, чья деятельность носит благотворительный и (или) международный характер и не противоречит Конституции Республики Таджикистан, - Республике Таджикистан, Правительству Республики Таджикистан, юридическим и физическим лицам Республики Таджикистан:
- международными и иностранными организациями; зарубежными неправительственными общественными организациями и фондами.
24) Доходы из источников в Республике Таджикистан - любые поступления, выгоды в денежной, материальной или нематериальной форме (без осуществления вычетов) от любых видов деятельности, имущества (имущественных прав) и иных оснований в Республике Таджикистан, независимо от места выплаты дохода, в том числе:
а) доход от работы по найму в Республике Таджикистан;
б) доход от поставки производителем товаров, произведенных в Республике Таджикистан, а также от выполнения работ и оказания услуг в Республике Таджикистан;
в) доход от предпринимательской деятельности, который может быть отнесен к постоянному учреждению нерезидента, расположенному на территории Республики Таджикистан, включая:
- доход, который может быть отнесен к продаже в Республике Таджикистан товаров такого же или аналогичного вида, что и товары, поставляемые (реализуемые) через такое постоянное учреждение;
- доход, получаемый от предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан, которая имеет такой же или аналогичный характер, что и деятельность, осуществляемая через такое постоянное учреждение;
г) доход, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан через постоянное учреждение, в том числе от списания безнадежных долгов налогоплательщика его кредиторами (за исключением случаев, предусмотренных статьями 64 и 78 настоящего Кодекса), от продажи основных средств, включенных в доход в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса, от компенсации расходов в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса;
д) доход в форме дивидендов, полученный от резидентного юридического лица, а также доход, полученный в результате продажи или передачи доли участия в таком юридическом лице;
е) доход в форме процентов, полученный от резидентов;
ё) доход в форме процентов, полученный от нерезидентного лица, имеющего постоянное учреждение или имущество, расположенное на территории Республики Таджикистан, если задолженность такого лица связана с этим постоянным учреждением или имуществом;
ж) пенсия, если она уплачивается резидентом;
з) доход в форме роялти, получаемого за имущество, находящееся или используемое в Республике Таджикистан, или доход от продажи или передачи другому лицу находящегося или используемого в Республике Таджикистан имущества, указанного в пункте 41 настоящей статьи;
и) доход, получаемый от сдачи в аренду движимого имущества, используемого в Республике Таджикистан;
к) доход, получаемый от недвижимого имущества, находящегося в Республике Таджикистан, включая доход от продажи или передачи доли участия в таком имуществе;
л) доход от продажи или передачи акций или доли участия в предприятии, стоимость активов которого большей частью прямо или косвенно образуется из стоимости недвижимого имущества, расположенного в Республике Таджикистан;
м) иные доходы от продажи или передачи другому лицу имущества резидентом, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
н) доход, полученный от оказания управленческих, финансовых или страховых услуг, включая услуги перестрахования, если он выплачивается резидентным предприятием или постоянным учреждением нерезидента, расположенным на территории Республики Таджикистан, или если он получен на основе договора с таким предприятием или постоянным учреждением;
о) доход, выплачиваемый в форме страховых премий по договору о страховании или перестраховании риска в Республике Таджикистан;
п) доход от телекоммуникационных или транспортных услуг при осуществлении международной связи или перевозок между Республикой Таджикистан и другими государствами;
р) доходы от деятельности в Республике Таджикистан по трудовым договорам (контрактам) или по иным договорам гражданско-правового характера;
с) гонорары руководителей и (или) иные выплаты, получаемые членами высшего органа управления (совета директоров, правления или иного подобного органа) юридического лица резидента, независимо от места фактического выполнения возложенных на таких лиц обязанностей;
т) надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в Республике Таджикистан;
у) доходы, полученные физическими лицами-нерезидентами, работающими в Республике Таджикистан, в форме компенсации им (этим лицам) со стороны (за счет) работодателей или нанимателей расходов, понесенных этими физическими лицами-нерезидентами на материальные, социальные блага и иные материальные выгоды, в том числе расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск;
ф) пенсионные выплаты, осуществляемые накопительными пенсионными фондами-резидентами;
х) доходы, выплачиваемые в связи с деятельностью в Республике Таджикистан артистам театра и кино, работникам радио и телевидения, музыкантам, художникам и спортсменам, независимо от того, кому осуществляются выплаты таких доходов;
ч) выигрыши, выплачиваемые резидентами;
ш) доходы, получаемые от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Таджикистан;
э) положительная курсовая разница, в том числе от купли-продажи иностранной валюты;
ю) доходы в форме безвозмездного получения имущества, находящегося в Республике Таджикистан, включая доходы от такого имущества;
я) другие доходы, не предусмотренные в настоящем пункте.
25) Электронная подпись налогоплательщика - специальное криптографическое средство обеспечения подлинности, целостности и авторства электронных документов.
26) Электронный налогоплательщик - налогоплательщик, взаимодействующий с налоговыми органами электронным способом на основе заключенного с ними соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами.
27) Работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение, включая строительные, монтажные и ремонтные работы, научные исследования, опытно-конструкторские и проектные разработки.
28) Дивиденды - любое распределение средств или имущества юридическим лицом между его участниками (акционерами), за исключением дохода акционера (участника), полученного в форме распределения юридическим лицом-эмитентом своих акций между акционерами, которое (распределение) не изменяет процентное соотношение (доли) акций акционеров в акционерном (складочном) капитале юридического лица-эмитента, включая:
а) доход, полученный акционером (участником) от юридического лица. Если в течение шести календарных месяцев по истечении отчетного года об использовании прибыли, оставшейся после налогообложения, не принято соответствующее решение, независимо от её дальнейшего использования, для целей налогообложения данная прибыль считается распределенной между акционерами (участниками) - эмитента при распределении ежегодной прибыли, остающейся после налогообложения, пропорционально количеству (долям) акций акционера (участника) в уставном (складочном) капитале этого юридического лица;
б) полученные акционером (участником) дивиденды (доходы), маскируемые под другие платежи;
в) доход, получаемый акционером (участником) от распределения денежных средств или имущества в порядке выкупа юридическим лицом-эмитентом своих акций и доход, получаемый акционером (участником) от распределения имущества при ликвидации юридического лица за минусом (в обоих случаях) стоимости имущества (акций), внесенной учредителем (участником) в качестве вклада в уставный (складочный) капитал.
29) Гуманитарная помощь - товары (работы, услуги), предоставляемые безвозмездно Республике Таджикистан, направленные из иностранных стран и международных организаций для улучшения условий жизни и быта населения, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, экологического, природного, техногенного и иного характера, распределяемые в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
30) Приусадебные земельные участки - земли сельскохозяйственного назначения, выделенные физическим лицам в соответствии с нормами, установленными Земельным кодексом Республики Таджикистан, включая земельную площадь, занятую под строения и дворы. Приусадебные земельные участки не включают земельные участки, выделенные в установленном порядке для организации дехканских (фермерских) хозяйств, а также не включают земельные участки, предоставленные физическим лицам на условиях аренды.
31) Источник выплаты дохода налогоплательщика - организация или физическое лицо, от которого (за счет которого) налогоплательщик получает доход.
32) Безнадежный (сомнительный) долг - это сумма, причитающаяся налогоплательщику, но которую налогоплательщик не в состоянии полностью получить из-за неплатежеспособности или ликвидации должника, или когда реальность ее получения от должника или третьего лица маловероятна. В любом случае безнадежным (сомнительным) долгом считается долг, в счет погашения которого не осуществлен ни один платеж в течение трех лет с момента, когда такой платеж должен был быть осуществлен.
33) Уполномоченный государственный орган - центральный исполнительный орган государственной власти, определяемый Правительством Республики Таджикистан, обеспечивающий налоговый контроль исполнения налоговых обязательств перед государством.
34) Уполномоченные органы - государственные органы Республики Таджикистан, за исключением налоговых органов, уполномоченные Правительством Республики Таджикистан осуществлять исчисление и (или) сбор отдельных налогов и (или) осуществлять иные функции, связанные с налогообложением.
35) Обособленное подразделение юридического лица - подразделение (филиал, представительство или другое) юридического лица, независимо от его отражения в учредительных и (или) иных документах юридического лица, которое в совокупности отвечает следующим условиям:
а) осуществляет предпринимательскую или непредпринимательскую деятельность;
б) имеет территориальную и (или) имущественную обособленность от юридического лица;
в) имеет рабочие места, созданные на срок свыше одного календарного месяца, и (или) персонал работников, связанный с организацией или данным подразделением отношениями, регулируемыми Трудовым кодексом Республики Таджикистан.
36) Место нахождения обособленного подразделения юридического лица - место осуществления этим юридическим лицом деятельности через свое обособленное подразделение (место фактического нахождения обособленного подразделения).
37) Сельскохозяйственная продукция - первоначальный результат (продукт) выращивания сельскохозяйственных растений, животных и других биологических активов, не подвергнутый дальнейшей переработке.
38) Товар - любое материальное имущество, включая электроэнергию, тепловую энергию, газ и воду. Для целей налога на добавленную стоимость товары не включают денежные средства и землю.
39) Кредитные организации - юридические лица (банки, небанковские кредитные организации, в том числе микрофинансовые организации), осуществляющие на основании лицензии Национального банка Таджикистана все или отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан, а также для целей налогообложения - Национальный банк Таджикистана, который в соответствии с законом осуществляет все или некоторые банковские операции, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
40) Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельностисистема кодов товарной классификации, принятая в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров.
а) право пользования природными ресурсами в процессе добычи полезных ископаемых и (или) переработки техногенных образований;
б) использование авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей, моделей, торговых знаков или другой интеллектуальной собственности или передачи права их использования другим лицам;
в) использование промышленного, торгового или научно-исследовательского оборудования или передачи права их использования другим лицам;
г) применение ноу-хау;
д) использование кинофильмов, видеофильмов, звукозаписей или других средств записи или передачи права их использования другим лицам;
е) оказание технической помощи в связи с предусмотренными настоящим пунктом правами или отказа от использования этих прав.
42) Представительские расходы - расходы по приему и обслуживанию любых лиц, включая производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров, ревизионной комиссии, собрания акционеров. К представительским расходам относятся расходы по проведению официального приема указанных лиц, их буфетное (фуршетное) обслуживание во время переговоров.
43) Услуги - любая деятельность за вознаграждение, включая торговую деятельность, финансовые услуги, предоставление материального имущества в аренду, предоставление нематериального имущества, не являющаяся поставкой товаров или выполнением работ.
44) Финансовые услуги (для целей налога на добавленную стоимость) - следующие услуги кредитных и иных организаций:
а) предоставление, продажа или передача кредитов, кредитных гарантий и любого другого залогового обеспечения денежно-кредитных операций, включая управление кредитами и кредитными гарантиями лицом, предоставившим кредит или гарантию;
б) предоставление, продажа или передача займов (включая микрозаймы), гарантий по займам (микрозаймам) и любого другого залогового обеспечения таких денежно-кредитных операций, включая управление займами (микрозаймами) и гарантиями по займам (микрозаймам) лицом, предоставившим займы (микрозаймы) или гарантии;
в) операции, связанные с управлением депозитами и счетами, платежами, денежными переводами, долговыми обязательствами, платежными средствами и инструментами клиентов;
г) операции, связанные с обращением валюты, денежных средств и банкнот, являющихся законными платежными средствами (кроме нумизматических предметов);
д) операции, связанные с обращением акций, облигаций, сертификатов, векселей, чеков и других ценных бумаг (кроме услуг по их хранению);
е) операции, относящиеся к сделкам с производными финансовыми инструментами, форвардным контрактам, опционам и аналогичным соглашениям;
ё) услуги, связанные с управлением инвестиционными фондами;
ж) операции страхования и перестрахования;
з) финансовая аренда (лизинг).
45) Электронный документ налогоплательщика - документ в установленном электронном формате, составленный, переданный, зашифрованный и заверенный электронной подписью, имеющий силу отчетности после его приема и подтверждения достоверности.
46) Страховая выплата (страховое возмещение, страховая сумма)сумма, выплачиваемая страховой организацией застрахованному лицу по имущественному страхованию и страхованию ответственности в покрытие ущерба вследствие страховых случаев.
47) Амортизируемое материальное имущество для целей финансовой аренды (лизинга) - все виды амортизируемых основных средств (включая самолеты), за исключением недвижимого имущества, мебели и легковых автомобилей, используемых для предпринимательской деятельности, передаваемых на срок не менее 12 последовательно следующих календарных месяцев в финансовую аренду (лизинг).
48) Деятельность по производству товаров - предпринимательская деятельность, доход от которой получен в основном от производства и реализации товаров (материального имущества), произведенных самим предпринимателем.
49) Налоговая задолженность, признанная налогоплательщиком, непогашенная сумма налогового обязательства, определенная (начисленная) в следующей форме:
а) налогоплательщиком в своей налоговой отчетности;
б) в решении о предоставлении отсрочки по уплате налогов;
в) в решении налогового органа по акту проверки или камерального контроля, полученном и не оспоренном налогоплательщиком;
г) вступившим в силу решением суда.
50) Коммерческое обнаружение - запасы отдельных видов полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые подтверждены в установленном порядке Государственной комиссией Республики Таджикистан по запасам полезных ископаемых и являются экономически эффективными для добычи.
51) Безответственный налогоплательщик - налогоплательщик, который для целей налогового контроля своими действиями (бездействием) приводит к повышению риска несвоевременной и (или) неполной уплаты установленных налогов и которым в том числе:
а) в течение более 3 последовательных месяцев с момента возникновения обязательства своевременно и в полном объеме не обеспечено представление налоговой отчетности и (или) уплаты суммы налога (налогов) и (или) уплаты признанной налоговой задолженности;
б) представлен счет-фактура по налогу на добавленную стоимость в случае, когда в действительности налогооблагаемая операция не осуществлялась, или представлен фальшивый счет-фактура;
в) осуществлены иные действия (бездействие), перечень которых устанавливается уполномоченным государственным органом по согласованию с уполномоченным органом в области поддержки предпринимательства.
52) Косвенный налог - налог (налог на добавленную стоимость и акциз), устанавливаемый в виде надбавки к цене ввозимых и (или) поставленных товаров, выполненных работ или (и) оказанных услуг и уплачиваемый потребителем при приобретении товаров, выполненных работ или (и) услуг по цене, увеличенной на сумму этого налога. Обязательство по уплате косвенного налога в бюджет возлагается на поставщика товаров, исполнителя работ или (и) лицо, оказывающее услуги, в целях настоящего Кодекса именуемое налогоплательщиком.
53) Поставка товаров - передача прав собственности на товары, включая продажу, обмен или дарение, передачу безвозмездно или с частичной оплатой, выплата заработной платы в натуральной форме и другие платежи в натуральной форме, а также передача залогодержателю прав собственности на товары, помещенные в залог.
54) Оффшорные зоны - государства и (или) территории, которые представляют нерезидентам (иностранным физическим и юридическим лицам) льготный режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытия и представления информации о проведенных операциях с денежными средствами и другим имуществом. Для целей налогообложения перечень оффшорных зон определяет Правительство Республики Таджикистан по предложению уполномоченного органа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
55) Электронная база - модуль компьютерной программы, используемая на основе бухгалтерского отчета для определения правильности учета товаров и продукции налогоплательщиков и источников налогообложения. Порядок его ведения определяется уполномоченным государственным органом.
56) Операция по переоценке иностранной валюты и драгоценных металлов - операция, осуществляемая с целью регулирования соответствующего балансового отчета организации (предприятия, учреждения), независимо от ее желания, в связи с изменением курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте- и драгоценным металлам и относится либо к доходам или расходам организации в зависимости от ее положительного или отрицательного конечного результата (окончательная разница дохода и расхода по переоценке) за отчетный период;
57) Контрольно-кассовые машины - электронные вычислительные машины, "другие" компьютерные устройства и их комплектующие с фискальной памятью и (или) устройства с функцией хранения для установки и передачи данных, которые используются для регистрации и отражения сведений денежных расчетов при продаже товаров, работ и услуг, обеспечивающий через операторов каждый месяц корректировочную (отрегулированную) запись, печать и хранение данных, независимо от наличия электроэнергии, и передачу фискальных документов в налоговый орган.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 02.01.2020 №1676)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17(1). Личный кабинет налогоплательщика
1. Личный кабинет налогоплательщика (далее - личный кабинет)страница сведений, хранящихся на сайте уполномоченного государственного органа в информационно-коммуникационной сети Интернет. Порядок его ведения определяется уполномоченным государственным органом.
2. Личный кабинет используется налогоплательщиком для получения информации в электронной форме от налоговых органов и представления налоговой отчетности.
3. Положения частей 1 и 2 настоящей статьи не применяются в отношении к требованиям, предусмотренным статьями 27 и 87 Налогового кодекса.
4. Личный кабинет для иностранных лиц, поставленных на учет в налоговом органе, используется в целях получения от налогового органа документов (информации) и представления сведений об электронных услугах, предусмотренных в части 1 статьи 1935 настоящего Кодекса.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 17.12.2020 №1744)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 3. Права и обязанности налогоплательщика (налогового агента)
Статья 18. Права налогоплательщика (налогового агента)
1. Налогоплательщик (налоговый агент) имеет право:
- получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и об изменениях в налоговом законодательстве Республики Таджикистан, а также разъяснения по порядку исчисления и уплаты налогов, заполнения форм налоговой отчетности;
- представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя; получать результаты налогового контроля в случаях, установленных настоящим Кодексом;
- получать извещение о предстоящей документальной проверке, присутствовать при проведении налогового контроля;
- получать бесплатно в налоговом органе бланки налоговых заявлений и форм отчетности, если иное не установлено настоящим Кодексом, в установленном порядке представлять налоговую отчетность в электронном виде;
- представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по результатам налогового контроля;
- не позднее 5 рабочих дней с момента получения налоговым органом письменного заявления получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства;
- в течение 5 рабочих дней по письменному заявлению получать следующие виды справок, в том числе о наличии или отсутствии налоговой задолженности, о суммах полученных нерезидентом доходов из источников в Республике Таджикистан и удержанных (уплаченных) налогов;
- получать сведения о реквизитах, необходимые для заполнения платежного документа, в целях исполнения налогового обязательства по уплате налогов, а также информацию о способе уплаты налогов в течение 1 рабочего дня с момента обращения в налоговый орган;
- обжаловать в установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Таджикистан порядке акты налоговых проверок и уведомления по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;
- на соблюдение налоговой тайны;
- не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению;
- продлевать сроки уплаты налогов (получить отсрочку) в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов (излишне поступивших в бюджет налогов);
- требовать от сотрудников налоговых органов соблюдения налогового законодательства при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- требовать в порядке, установленном законодательством, от налогового органа возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных решений и действий (бездействия) его должностных лиц;
- обращаться в налоговые органы относительно составления акта сверки и получать бланк акта сверки.
2. Налогоплательщик (налоговый агент) имеет иные права, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется законодательством Республики Таджикистан.
4. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязательствами должностных лиц налоговых органов.
5. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Таджикистан.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 02.01.2020 №1676)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 19. Обязанности налогоплательщика (налогового агента)
1. Налогоплательщик (налоговый агент) обязан:
- своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с настоящим Кодексом;
- выполнять законные требования сотрудников налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать их законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей;
- на основании предписания допускать должностных лиц налоговых органов к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением;
- представлять в соответствующие налоговые органы налоговые декларации с учетом налоговых льгот, иную налоговую отчетность и документы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- в установленном порядке применять контрольно-кассовые машины;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением в соответствии с налоговым законодательством;
- в установленном порядке своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
- хранить данные бухгалтерского учета, иного учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги в течение срока, установленного настоящим Кодексом;
- ежегодно проводить инвентаризацию своего имущества и своих обязательств в соответствии с законодательством Республики Таджикистан о бухгалтерском учете;
- в течение 5 рабочих дней письменно извещать налоговый орган по месту своего учета, в том числе об образовании или прекращении деятельности своих обособленных подразделений, о принятии решения о реорганизации, ликвидации (прекращении деятельности) или банкротстве, об изменении применяемого налогового режима, порядка учета, места деятельности (места жительства), контактных данных.
2. Если в статье 18 не установлен иной порядок, налогоплательщик обязан в следующие сроки составить с налоговым органом акт сверки:
- индивидуальные дехканские хозяйства - один раз в год;
- налогоплательщики, находящиеся в упрощенном налоговом режиме - один раз в квартал;
- налогоплательщики, находящиеся в общем режиме налогообложения - один раз в месяц.
3. Налогоплательщик (налоговый агент) выполняет иные обязанности, установленные настоящим Кодексом.
4. Физическое лицо исполняет обязанности, установленные частью 1 настоящей статьи в части, касающейся его налоговых обязательств.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 02.01.2020 №1676)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 20. Право на представительство в отношениях, регулируемых налоговым законодательством
1. Налогоплательщик может иметь в налоговых отношениях представителя.
2. Представителю предоставляются полномочия на основе доверенности в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Раздел II. Общие административные положения
Глава 4. Контроль уплаты налогов
Статья 21. Порядок применения административных положений
1. Административные положения, установленные в настоящем разделе и в других разделах общей части настоящего Кодекса, применяются ко всем видам налогов, а также к таможенной пошлине, государственной пошлине и иным обязательным платежам в бюджет, если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан.
2. Административные положения, предусмотренные общей частью настоящего Кодекса, распространяются на налогоплательщиков и налоговых агентов.
Статья 22. Налоговый контроль поступления налогов в бюджет
1. Налоговый контроль представляет собой форму осуществляемого налоговыми органами государственного контроля, исполнения норм налогового законодательства Республики Таджикистан, иных законов Республики Таджикистан, контроль исполнения которых возложен на налоговые органы.
2. Налоговые органы несут полную и исключительную ответственность за осуществление налогового контроля над физическими и юридическими лицами, проверку правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и за все другие аспекты осуществления налогообложения, за исключением случаев, в которых настоящим Кодексом такая ответственность возложена на другие органы.
3. Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в следующих формах:
- учета налогоплательщиков, учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учета налоговых обязательств и состояние их исполнения;
- регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость;
- налоговых проверок;
- камерального контроля;
- хронометражного обследования;
- контроля правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
- налогового контроля производства и оборота подакцизных товаров, правильности маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов;
- применения рыночных цен для целей налогообложения;
- контроля правильности исчисления и (или) уплаты налогов в бюджет уполномоченными органами.
4. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела осуществляет налоговый контроль в пределах своей компетенции в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Таджикистан в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Республики Таджикистан.
Статья 23. Меры борьбы с уклонением от уплаты налогов и альтернативные методы налогообложения
1. Любая сумма, используемая в интересах какого-либо лица, для целей налогообложения считается выплаченной данному лицу.
Налоговый кодекс Республики Таджикистан
от 17 сентября 2012 года №901
О документе
Номер документа: | 901 |
Дата принятия: | 17.09.2012 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 01.01.2013 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Утратил силу с: | 01.01.2022 |
Документ утратил силу с 1 января 2022 года в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Республики Таджикистан от 23 декабря 2021 года №1844 |
Опубликование документа
Нет сведений
Примечание к документу
В соответствии со статьей 329 настоящий кодекс втупает в силу с 1 января 2013 года
Редакции документа
Текущая редакция принята: 17.12.2020 документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1744 от 17/12/2020
Редакция от 04.07.2020, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1708 от 04/07/2020
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 02.01.2020, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1675 от 02/01/2020
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 02.01.2020, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1676 от 02/01/2020
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 19.07.2019, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1644 от 19/07/2019
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 20.06.2019, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1620 от 20/06/2019
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 04.04.2019, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1599 от 04/04/2019
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 03.08.2018, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения и дополнения в Налоговый Кодекс Республики Таджикистан № 1546 от 03/08/2018
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 15.03.2016, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1297 от 15/03/2016
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 23.11.2015, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1245 от 23/11/2015
Вступила в силу с: .NULL.
Редакция от 23.11.2015, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1244 от 23/11/2015
Вступила в силу с: .NULL.
Первоначальная редакция от 17.09.2012
Редакция от 17.12.2020, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1745 от 17/12/2020
Вступила в силу с: 01.01.2021
Редакция от 21.02.2018, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Таджикистан № 1511 от 21/02/2018
Вступила в силу с: 01.01.2018
Редакция от 21.02.2018, принята документом Зaкон Республики Таджикистан О внесении изменения в Налоговый Кодекс Республики Таджикистан № 1510 от 21/02/2018
Вступила в силу с: 01.01.2018
Редакция от 30.05.2017, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Таджикистан № 1423 от 30/05/2017
Вступила в силу с: 01.01.2017
Редакция от 24.02.2017, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1398 от 24/02/2017
Вступила в силу с: 01.01.2017
Редакция от 14.11.2016, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1367 от 14/11/2016
Вступила в силу с: 01.01.2017
Редакция от 18.03.2015, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1188 от 18/03/2015
Вступила в силу с: 01.01.2015
Редакция от 28.12.2013, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1045 от 28/12/2013
Вступила в силу с: 28.12.2013
Редакция от 28.12.2013, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 1046 от 28/12/2013
Вступила в силу с: 28.12.2013
Таможенный кодекс Республики Таджикистан
Налоговый кодекс Республики Таджикистан
Закон Республики Таджикистан "Об иных обязательных платежах в бюджет"
Закон Республики Таджикистан "О государственной службе"
Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях
Закон Республики Таджикистан "О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2013 год"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О вопросах Малой гидроэлектростанции "Тутак"
Закон Республики Таджикистан "О пастбищах"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О Перечне и количестве товаров"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О Перечне..."
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О Перечне..."
Закон Республики Таджикистан "Об образовании"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О Правилах..."
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О Порядке..."
Закон Республики Таджикистан "О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2014 год"
Закон Республики Таджикистан "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2016 год"
Закон Республики Таджикистан "О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О страховой деятельности"
Закон Республики Таджикистан "О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Зaкон Республики Таджикистан "О внесении изменения в Налоговый Кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2020 год"
Закон Республики Таджикистан "О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О декларации по подоходному налогу"
Закон Республики Таджикистан "О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан"
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан
Ссылка на редакцию документа от 02/01/2020
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 6. Налоги Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О благотворительной деятельности
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О финансовой аренде (лизинге)
Ссылка на Земельный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Трудовой кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 24. Рыночные цены
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 37. Камеральный контроль
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 40. Хронометражное обследование
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 42. Контроль над уполномоченными органами
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 45. Уведомление налоговых органов
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 47. Составление и хранение учетной документации
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 70. Изменение срока уплаты налогов
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 71. Порядок погашения налоговых обязательств
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об исполнительном производстве
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 73. Проценты
Ссылка на Экономический Процессуальный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 75. Арест имущества
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 81. Обжалование
Ссылка на редакцию документа от 18/03/2015 :: Статья 83. Основные задачи налоговых органов
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 89. Права налоговых органов 1. Налоговые
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 107. Налоговая база
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 160. Налогоплательщики
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 163. Аннулирование регистрации
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 166. Стоимость налогооблагаемой операции
Ссылка на редакцию документа от 04/04/2019 :: Статья 169. Освобождение от налога
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 172. Налогообложение экспорта товаров
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 200. Налоговые ставки
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 211. Счета-фактуры
Ссылка на редакцию документа от 19/07/2019
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 224. Размер подписного бонуса
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 229. Размер бонуса коммерческого обнаружения
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 234. Объект налогообложения
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 250. Налоговые льготы
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 255. Основные положения
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 258. Налоговая база
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 259. Налоговая ставка
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 266. Налоговые ставки
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 267. Освобождения
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 273. Ставки земельного налога
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 274. Льготы по земельному налогу
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 276. Объект налогообложения
Ссылка на редакцию документа от 21/02/2018 :: Статья 278. Льготы
Ссылка на редакцию документа от 23/11/2015 :: Статья 279. Ставка налога
Ссылка на редакцию документа от 28/12/2013 :: Статья 294. Льготы
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О соглашениях о разделе продукции
Документ утратил силу с 1 января 2022 года в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Республики Таджикистан от 23 декабря 2021 года №1844