Дата обновления БД:
22.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
315 / 1150
Всего документов в БД:
137493
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
12 июня 2014 года №480
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 3 июня 2014 года №371
О Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:
1. Утвердить Национальную стратегию развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы (прилагается).
2. Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан совместно с другими соответствующими министерствами и ведомствами принять необходимые меры для реализации Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан.
Председатель Правительства Республики Таджикистан
Эмомали Рахмон
Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №371
Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы
1. Введение
Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности на 2014 - 2020 годы (далее - Стратегия) определяет текущее состояние и дальнейшее развитие национальной системы интеллектуальной собственности, цели, задачи и конкретные меры в этой области.
Настоящая Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели и направления государственной политики и соответствующие им задачи в области интеллектуальной собственности.
Данная Стратегия призвана содействовать развитию творчества, изобретательства, предпринимательства и утверждению страны в качестве равноправного партнера на международной арене, созданию социально-экономической, культурной, организационной и правовой основы для интеграции национального интеллектуального потенциала в региональный и международный потенциалы.
Особое внимание уделено мерам по дальнейшему развитию национальной системы интеллектуальной собственности в области обучения, подготовки кадров, а также по информированию гражданского общества о роли интеллектуальной собственности, стимулированию и охране достижений научных исследований и защите прав интеллектуальной собственности.
Наряду с определенными достижениями, Республика Таджикистан продолжает сталкиваться с рядом проблем в области интеллектуальной собственности, к числу которых относятся:
- недостаточное использование результатов интеллектуального творчества и инновационной деятельности, которые составляют основу конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях;
- нарушение авторских и смежных прав и оборот контрафактных товаров, что представляет угрозу для экономической безопасности страны и здоровью отечественного потребителя и нарушает международные обязательства Республики Таджикистан;
- недостаточные усилия владельцев объектов интеллектуальной собственности по защите своих прав, что значительно снижает эффективность применения мер по защите прав интеллектуальной собственности;
- недостаточное использование малыми и средними предприятиями объектов интеллектуальной собственности в качестве инструмента развития своего бизнеса;
- большое количество случаев недобросовестной конкуренции;
- низкий уровень осведомленности в области интеллектуальной собственности среди различных групп населения;
- бездеятельность организаций коллективного управления имущественными правами.
Необходимость обеспечения надежной защиты и охраны интеллектуальной собственности вызвана отрицательными политическими и экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией для стран как на международном, так и на национальном уровне, так как следствием этого является, в конечном счете, не поступление налогов в бюджет, подрыв легальной индустрии, замедление и снижение процессов создания объектов интеллектуальной собственности и их вовлечение в хозяйственный оборот, сокращение рабочих мест, подрыв авторитета государства, а также снижение уровня инвестиций иностранных компаний и государств, как в отдельные отрасли, так и в национальную экономику в целом.
В целом, в настоящее время интеллектуальная собственность не является основным фактором экономического, социального и культурного развития страны.
В настоящее время, остро стоит задача укрепления роли государства в отношении интеллектуальной собственности, как источника национального богатства, принадлежащего частным лицам и который непосредственно обеспечивает национальные интересы при введении в экономический оборот.
Роль государства в развитии инновационной деятельности не сводится только к прямой поддержке (финансированию). Основными механизмами государственного регулирования являются методы стимулирования рынка наукоемкой продукции, инновационного предпринимательства, активизации обновления основных фондов и внедрения новых технологий в промышленности, создание инфраструктуры поддержки, финансового механизма функционирования венчурного капитала и фондового рынка высокотехнологичных предприятий.
Недостаток стимулов для более тесных контактов между государственными научными организациями, промышленностью и бизнесом с целью обмена знаниями продолжает оставаться проблемой для Таджикистана. Взаимодействие частного сектора, промышленности и науки следует активно поощрять с помощью законодательных реформ и мероприятий, способствующих мобильности ученых и партнерству государственных и частных предприятий.
Опыт стран, достигших больших успехов в науке/инновациях (США, Израиль, Финляндия, Япония, Сингапур, Республика Корея и т.п.) показывает, что не только госинвестиции, но и привлечение частного капитала в научную инфраструктуру и фундаментальные и прикладные исследования стали одним из важнейших факторов.
Вместе с тем, необходимо выделить следующие функции государства в данном направлении:
- стимулирование изобретательской деятельности, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
- создание правовой базы коммерциализации интеллектуальной собственности и инновационных процессов;
- кадровое обеспечение;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры. При этом формами государственной поддержки в данной области могут быть:
- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
- реализация прав на ускоренную амортизацию оборудования;
- создание сети технополисов, технопарков и т.п.
Государственное финансирование необходимо направлять на поддержку первоочередных, приоритетных для Таджикистана научных исследований, которые должны отбираться на конкурсной основе с учетом конечного результата.
Для достижения успеха и получения реальных результатов научно-исследовательским организациям с целью коммерциализации своих разработок следует привлекать опыт и знания ведущих развитых стран через совместные проекты.
Исходя из вышесказанного, целью Стратегии в области интеллектуальной собственности является создание необходимых условий для развития охраны, защиты, управления использования потенциала интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, будет содействовать развитию национальной конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях и инновациях.
При разработке настоящей Стратегии проанализированы и учтены соответствующие документы, касающиеся интеллектуальной собственности, в том числе Руководство Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по разработке национальных стратегий интеллектуальной собственности для стран с переходной экономикой.
2. Цели и задачи стратегии
1. Основными целями Стратегии являются:
- в краткосрочной и среднесрочной перспективе (2014-2016 годы)- завершение формирования национальной системы интеллектуальной собственности, способствующей развитию экономики, культуры и общества;
- в долгосрочной перспективе (2017-2019 годы)-интеграция системы интеллектуальной собственности в социально - экономическую политику государства, и на этой основе повышение конкурентоспособности экономики Республики Таджикистана.
2. С учётом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей в рамках реализации Стратегии необходимо решение следующих основных задач:
- совершенствование законодательства в области интеллектуальной собственности;
- развитие инфраструктуры в области интеллектуальной собственности;
- развитие функциональных направлений в области управления интеллектуальной собственностью (обеспечение защиты, оценка и др.);
- совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в научных и учебных учреждениях, творческих, коммерческих и промышленных организациях;
- развитие системы образования в области интеллектуальной собственности на всех уровнях (за исключением начального), включая подготовку и переподготовку кадров;
- развитие национального брендинга;
- развитие механизмов доступа общества к мировым достижениям в науке, литературе и искусстве с целью обеспечения устойчивого социально- экономического роста;
- совершенствование механизмов борьбы с правонарушениями в области интеллектуальной собственности, повышение уровня правовых знаний населения в данной области, а также усиление деятельности соответствующих органов по борьбе с незаконным производством и распространением контрафактных товаров и пиратских произведений.
- развитие международного, регионального и двустороннего сотрудничества в области интеллектуальной собственности.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительство Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №371
"О Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы"
О документе
Номер документа: | 371 |
Дата принятия: | 03/06/2014 |
Состояние документа: | Действует |
Регистрация в МинЮсте: | № 480 от 12/06/2014 |
Начало действия документа: | 03/06/2014 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Нет сведений
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан :: Статья 40.
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об изобретениях
Ссылка на Уголовный кодекс Республики Таджикистан :: Статья 156. Нарушение авторских и смежных прав
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть третья)
Ссылка на Таможенный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Налоговый кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Уголовный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об авторском праве и смежных правах
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О промышленных образцах
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О правовой охране топологий интегральных микросхем
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О товарных знаках и знаках обслуживания
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О географических указаниях
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О секретных изобретениях
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об охране сортов растений
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая)
Ссылка на Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях