Дата обновления БД:
03.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
455 / 1125
Всего документов в БД:
138368
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 3 декабря 2004 года
(В редакции Законов РТ от 26.12.2005 г.№114, 28.07.2006 г. №193, 22.12.2006 г. №219, 05.03.2007 г. №239, 30.07.2007 г. №306, 20.03.2008 г. №376, 18.06.2008 г. №397, 26.03.2009 г. №493, 19.05.2009 г. №525, 03.12.2009 г. №571, 21.07.2010 г. №627, 29.12.2010 г. №665, 29.12.2010 г. №667, 16.04.2012 г. №813, 03.07.2012 г. №852)
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
1. Настоящим Кодексом устанавливаются принципы построения и функционирования налоговой системы Республики Таджикистан, регулируются властные отношения по установлению, изменению, отмене и сбору налогов, определяется правовое положение налоговых органов, налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников регулируемых налоговым законодательством отношений, устанавливаются положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств по принятию мер, обеспечивающих их исполнение, по ведению регистрационного учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и налогового учета, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
2. Понятия и нормы, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства, применяются (если иное не установлено законодательством) только при регулировании отношений, связанных с налогообложением.
3. Взимание таможенной пошлины и иных таможенных платежей регулируется таможенным законодательством, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, а государственной пошлины - Законом Республики Таджикистан "О государственной пошлине". Взимание иных обязательных платежей в бюджет, не определенных настоящим Кодексом, регулируется законодательством об иных обязательных платежах.
Статья 2. Налоговое законодательство Республики Таджикистан и его действие
1. Налоговое законодательство Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан, состоит из настоящего Кодекса, принятых на его основании и в соответствии с ним нормативных правовых актов и международных договоров, признанных Республикой Таджикистан.
2. При налогообложении применяются официально опубликованные акты налогового законодательства, действующие на день возникновения (наличия) обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства.
Акты налогового законодательства, официально опубликованные в течение первого и (или) второго месяцев квартала, вступают в силу 1-го числа квартала, непосредственно следующего за кварталом, в котором они были опубликованы.
Если акты налогового законодательства официально опубликованы в течение третьего месяца квартала, они вступают в силу 1-го числа второго месяца квартала, непосредственно следующего за кварталом их официального опубликования.
Положения второго и третьего абзацев настоящей части применяются в том случае, если иной срок вступления в силу не предусмотрен прямо в самом акте налогового законодательства.
3. Толкование норм и положений настоящего Кодекса, по представлению Правительства Республики Таджикистан, дает Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в форме соответствующего постановления Маджлиси намояндагон, толкование другого акта налогового законодательства в форме соответствующего нормативного правового акта дает орган, принявший этот другой акт, если иное не предусмотрено в указанном другом акте. Такие толкования подлежат официальному опубликованию. Публикование актов налогового законодательства, в том числе толкований к ним признается официальным, если они опубликованы в официальных печатных изданиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Правительства Республики Таджикистан и уполномоченного государственного органа.
4. Положения нормативных правовых актов, принятых на основании настоящего Кодекса и в соответствии с ним не могут противоречить положениям настоящего Кодекса. В случае такого противоречия применяются положения настоящего Кодекса.
Нормативный правовой акт о налогах признается несоответствующим настоящему Кодексу, если такой акт в определенной степени противоречит общим принципам (основам) и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
5. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Республики Таджикистан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае противоречия между положениями настоящего Кодекса и нормативными правовыми актами, относящимися к другой отрасли законодательства, для целей налогообложения применяются положения настоящего Кодекса.
6. Акты налогового законодательства могут иметь обратную силу в случаях, соответствующих статье 45 Конституции Республики Таджикистан.
Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, обратной силы не имеют.
Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, если иное прямо не предусмотрено в самом акте налогового законодательства.
Положения, предусмотренные настоящей частью, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Таджикистан.
7. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением, кроме:
1) положений об административных правонарушениях, включенных в административное законодательство;
2) положений о налоговых преступлениях, включенных в уголовное законодательство;
3) положений о приоритете налоговых обязательств, включенных в законодательство о банкротстве;
4) положений, включенных в таможенное законодательство;
5) положений, включенных в законодательство о государственной пошлине;
6) положений, включенных в законодательство о государственном социальном страховании, регулирующих целевое использование налогоплательщиками сумм социального налога;
7) положений, включенных в законодательство о государственном бюджете на соответствующий финансовый год;
8) положений о налогах, принятых в соответствии с законодательством о создании свободных экономических зон;
9) положений, включенных в законодательство об иных обязательных платежах, не установленных Налоговым кодексом Республики Таджикистан;
10) положений об уплате в государственный бюджет фактической прибыли Национального банка Таджикистана, включенных в законодательство о Национальном банке Таджикистана;
11) положений о налогах, включенных в международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.
8. Если международным договором, признанным Республикой Таджикистан, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми на его основании и в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров, признанных Республикой Таджикистан.
9. Привилегии, предусмотренные международным договором о предотвращении двойного налогообложения, не применяются в случае резидента государства-участника договора, если этот резидент используется другим лицом, не являющимся резидентом такого государства, в целях получения привилегий.
10. Для иностранных государств и правительств, международных организаций, дипломатических и консульских представительств иностранных государств и правительств и дипломатических и консульских работников, а также представительств международных организаций и их работников и членов семей вышеназванных лиц, освобождение от налогов и иные налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с настоящим Кодексом или предусмотренные международными, договорами, признанными Республикой Таджикистан, обеспечиваются в соответствии с процедурами, установленными Правительством Республики Таджикистан. Освобождение от налогов и иные налоговые льготы должны предоставляться в пределах и на условиях, предписываемых настоящим Кодексом и международными договорами, признанными Республикой Таджикистан.
11. Уполномоченный государственный орган по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан, а в необходимых случаях с другими государственными органами Республики Таджикистан, разрабатывает, утверждает и официально опубликовывает Инструкции о порядке исчисления и уплаты нижеследующих налогов и платежей:
1) подоходного налога с физических лиц (налога с доходов физических лиц);
2) налога на прибыль юридических лиц;
3) налога на добавленную стоимость;
4) акцизов;
5) земельного налога;
6) налогов с недропользователей;
7) налога с пользователей автомобильных дорог;
8) налога, уплачиваемого по упрощенной системе;
9) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
10) налога с продаж (хлопка-волокна и алюминия первичного);
11) минимального налога на доходы;
12) таможенной пошлины и других таможенных платежей;
13) социального налога;
14) государственной пошлины;
15) налог на продукты переработки товаров;
16) роялти за воду;
17) иных обязательных платежей.
Никакие положения Инструкций, не соответствующие настоящему Кодексу и вышеуказанным международным договорам, признанным Республикой Таджикистан, не имеют юридической силы.
12. Общеобязательные нормативные правовые акты по налогам, принятые уполномоченным государственным органом в соответствии с настоящим Кодексом, направляются для проверки на соответствие законодательству и государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Таджикистан и вводятся в действие после проверки, регистрации и официального опубликования в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Статья 3. Налоговая система Республики Таджикистан
Налоговая система Республики Таджикистан представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Статья 4. Правовая основа налогообложения
1. Все физические и юридические лица обязаны уплачивать все налоги, плательщиками которых они являются в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Никому не может быть предписано уплачивать налоги, не установленные в настоящем Кодексе.
3. Налог, начисленный в соответствии с настоящим Кодексом, представляет собой обязательство перед государством и подлежит уплате в государственный бюджет.
Статья 5. Налог
Налогом является установленный настоящим Кодексом платеж в государственный бюджет (далее - "бюджет"), носящий обязательный и индивидуально безэквивалентный характер.
Статья 6. Налоги Республики Таджикистан
1. Налоги Республики Таджикистан состоят из общегосударственных налогов и местных налогов.
К общегосударственным налогам относятся:
1) подоходный налог с физических лиц (налог с доходов физических лиц);
2) налог на прибыль юридических лиц;
5) налог на добавленную стоимость;
4) акцизы;
5) социальный налог;
6) земельный налог;
7) налоги с недропользователей;
8) налог с пользователей автомобильных дорог;
9) налог, уплачиваемый по упрощенной системе;
10) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
11) таможенная пошлина и другие таможенные платежи;
12) государственная пошлина;
13) налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия первичного);
14) минимальный налог на доходы;
15) налог на продукты переработки товаров;
16) роялти за воду;
17) иные обязательные общереспубликанские платежи.
2. К местным налогам относятся:
1) налог на недвижимое имущество;
2) налог с владельцев транспортных средств;
3) налог с розничных продаж;
4) иные обязательные местные платежи.
3. Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.
4. Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан.
5. Сбор налогов, приведенных в специальной части настоящего Кодекса, за исключением налога с владельцев транспортных средств, обеспечивается налоговыми органами. Сбор налога с владельцев транспортных средств обеспечивается Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Таджикистан.
6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, с учетом части 7 статьи 2 настоящего Кодекса, освобождение от любого налога или изменение налоговой ставки, предусмотренных настоящим Кодексом, может осуществляться путем внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
Статья 7. Порядок установления, изменения и отмены налогов
1. Установление новых, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, налогов, а также изменение или отмена существующих налогов осуществляются исключительно принятием Закона Республики Таджикистан о внесении изменений в настоящий Кодекс по представлению Правительства Республики Таджикистан.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а именно: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - налоговые льготы и основания для их получения (использования) налогоплательщиком.
2. Предложения о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан с учетом показателей прогноза доходов государственного бюджета представляются уполномоченным государственным органом в отрасли финансов и (или) уполномоченным государственным органом сопровождаются экономическими и иными обоснованиями.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ КОДЕКСЕ
Статья 8. Налогоплательщики (общее определение)
Налогоплательщиками признаются физические и (или) юридические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, обособленные подразделения юридических лиц исполняют обязанности этих лиц по уплате налогов (признаются налогоплательщиками) по месту нахождения (физического, фактического) этих обособленных подразделений.
Статья 9. Объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением
Объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением является объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, при наличии которого (объекта) налоговое законодательство определяет обязанности налогоплательщика (субъекта) по уплате налога.
Объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, может состоять из имущества, дохода, прибыли, операции по поставке товаров (работ, услуг), стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), ввоза (вывоза) товаров на (с) территорию (и) Республики Таджикистан и (или) других объектов, установленных настоящим Кодексом.
Каждый налог имеет соответствующий самостоятельный объект.
Статья 10. Налоговая база
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, на основании которых определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Статья 11. Налоговая ставка
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая ставка устанавливается в процентах или (и) в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
Статья 12. Налоговый период
Под налоговым периодом понимается период времени (календарный год, квартал, месяц, декада или иной период времени), установленный применительно к отдельным налогам настоящим Кодексом, по истечении (окончании) которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (кварталов, месяцев, декад и иных периодов времени), по истечении (итогам) которых уплачиваются авансовые (текущие) платежи.
Статья 13. Срок уплаты
Срок уплаты налога представляет собой календарную дату, определяемую в соответствии с настоящим Кодексом, до или на момент наступления которой начисленная сумма налога должна быть уплачена в бюджет, то есть налоговое обязательство должно быть исполнено.
Статья 14. Налоговые льготы
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные настоящим Кодексом или международными договорами, признанными Республикой Таджикистан, и содержащими положения, касающиеся налогообложения, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере или в более поздний срок без каких-либо отрицательных последствий для налогоплательщика, имеющего льготу.
Статья 15. Предпринимательская и непредпринимательская деятельность
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, предпринимательской деятельностью считается любая деятельность, целью которой является получение прибыли, дохода или компенсации, независимо от результатов такой деятельности, которая не является в соответствии с настоящей статьей непредпринимательской деятельностью.
2. Деятельность, связанная с приобретением, продажей, передачей или арендой имущества, считается предпринимательской деятельностью при соблюдении, по крайней мере, одного из следующих условий:
1) такая деятельность выполняется на систематической основе и является обычной деятельностью для лица, осуществляющего вышеуказанные операции;
2) предлагаются товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) продавцом;
3) такие операции осуществляются в рамках торговой, торговопосреднической (в том числе дилерской) или посреднической деятельности.
3. Непредпринимательская деятельность включает деятельность в виде передачи имущества (в том числе денежных средств) на возмездной основе одним лицом какому-либо другому лицу во временное владение, пользование или распоряжение без перехода права собственности на это имущество или его часть и без права его последующего отчуждения, если такая передача не относится к финансовым услугам и не налагает на лицо, получающее данное имущество дополнительные обязательства, кроме обязательств, связанных с целевым использованием передаваемого имущества или с выплатой вознаграждения за вышеуказанное владение, пользование или распоряжение этим имуществом, если настоящей статьей не предусмотрено иное.
4. Непредпринимательская деятельность включает:
1) размещение денежных средств в банках или иных финансовокредитных учреждениях;
2) сдачу имущества в аренду физическим лицом;
3) передачу имущества в доверительное управление;
4) приобретение (продажа или передача) пая в уставном капитале предприятия или его ценных бумаг; приобретение (продажа или передача) облигаций или любых других векселей; приобретение (продажа или передача) пая в долевом инвестиционном фонде или авторских прав и любых аналогичных прав, принадлежащих продавцу, что является эквивалентом непредпринимательской деятельности, если иное не предусмотрено в части 2 настоящей статьи;
5) выполнение физическим лицом работы по найму.
5. Следующие виды деятельности рассматриваются в качестве непредпринимательской деятельности:
1) деятельность органов, входящих в систему органов государственной власти всех ветвей и уровней и органов самоуправления, непосредственно связанная с выполнением возложенных на них государственных функций, за исключением оказания услуг, оплачиваемых на договорной основе, и другой предпринимательской деятельности;
2) благотворительная деятельность;
3) религиозная деятельность.
Статья 16. Работа по найму
1. Для целей настоящего Кодекса "работа по найму" означает:
1) выполнение физическим лицом обязательств в рамках отношений, регулируемых Гражданским кодексом Республики Таджикистан, законодательством о труде или о государственной службе;
2) выполнение физическим лицом обязательств, непосредственно связанных со службой в рядах вооруженных сил или в правоохранительных или приравненных к ним органах (учреждениях);
3) работу на руководящей должности на предприятии или в организации.
2. Физическое лицо, работавшее, работающее или которое будет работать по найму, в настоящем Кодексе именуется "работником". Лицо, которое оплачивает услуги, оказанные таким физическим лицом в качестве работника, именуется "работодателем", а такая плата именуется "заработной платой".
Статья 17. Благотворительная деятельность
1. Благотворительной является деятельность, осуществляемая юридическими лицами и заключающаяся в прямом оказании материальной или иной помощи (поддержки), в том числе в виде безвозмездных перечислений, физическим лицам, нуждающимся в такой помощи, или некоммерческим организациям, непосредственно оказывающим такую помощь, в том числе некоммерческим благотворительным организациям (статья 26), если настоящей статьей не предусмотрено иное.
2. Если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, благотворительная деятельность определяется в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О благотворительной деятельности".
3. Оказание помощи (поддержки) лицам не считается благотворительной деятельностью, если имеет место любое из следующих условий:
1) лицо, получающее такую помощь (поддержку), принимает обязательство имущественного или неимущественного характера (кроме обязательства использовать полученные средства или имущество по целевому назначению) перед лицом, оказывающим такую помощь;
2) лицо, принимающее такую помощь (поддержку), и лицо, оказывающее такую помощь (поддержку), считаются взаимосвязанными лицами (статья 29 настоящего Кодекса);
3) такая помощь (поддержка) оказывается любому физическому или юридическому лицу для участия в избирательной кампании любого уровня.
Статья 18. Религиозная деятельность
Религиозная деятельность представляет собой деятельность зарегистрированных в установленном порядке религиозных организаций и объединений по вероисповеданию и распространению религиозных убеждений, в том числе посредством:
1) организации и проведения религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний;
2) предоставления верующим возможности иметь и (или) пользоваться молитвенными зданиями или ритуальными сооружениями для совместного или индивидуального удовлетворения религиозных потребностей;
3) приема и отправления паломников, религиозных делегаций, представителей различных конфессий, проведения национальных или международных религиозных встреч, конгрессов и семинаров и обеспечения участников вышеуказанных мероприятий жильем, транспортом, питанием и культурным обслуживанием;
4) содержания культовых зданий, сооружений, духовных учебных заведений и прилегающих к ним территорий, обучения учащихся или слушателей указанных учебных заведений, а также другой аналогичной уставной религиозной деятельности.
Статья 19. Предприятия
Для целей настоящего Кодекса предприятиями (коммерческими организациями) являются следующие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность или созданные для выполнения такой деятельности:
1) юридические лица, созданные ими обособленные подразделения в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, имеющие самостоятельный баланс или смету;
2) корпорации, компании, фирмы и иные аналогичные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства.
Статья 20. Резидентное и иностранное предприятие
1. Резидентным предприятием является предприятие, местом учреждения или управления которого является Республика Таджикистан (статьи 21 и 22 настоящего Кодекса).
2. Иностранным предприятием является предприятие, не считающееся резидентным в соответствии с настоящей статьей.
Статья 21. Место учреждения предприятия
Местом учреждения предприятия является место государственной регистрации или, при отсутствии таковой, юридический адрес предприятия, указанный в документах об учреждении предприятия (уставе, контракте, положении).
Статья 22. Место управления предприятием
Местом управления предприятием является действительное место управления им, то есть место, в котором его исполнительный руководящий орган осуществляет свои повседневные управленческие функции.
Статья 23. Постоянное учреждение нерезидента (иностранного предприятия или нерезидентного физического лица)
1. Под постоянным учреждением нерезидента (иностранного предприятия или нерезидентного физического лица) в Республике Таджикистан (далее - "постоянное учреждение"), если иное не установлено в настоящей статье, понимается постоянное место, через которое он полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе деятельность, выполняемую через уполномоченное лицо.
2. Постоянными учреждениями, в частности, считаются:
1) любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой, поставкой товаров, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
2) любое место управления (в частности, филиал, отделение, представительство, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория, магазин, склад) нерезидента независимо от сроков осуществления такой деятельности;
3) любое место осуществления деятельности, включая установки или площадки, бурильное оборудование или суда, используемые для разведки природных ресурсов, шахту, рудник, нефтяную и (или) газовую скважину, карьер, наземные или надводные вышки и (или) скважины, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
4) любое место осуществления деятельности (в том числе осуществление контрольной, надзорной или наблюдательной деятельности), связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой и (или) разработкой природных ресурсов, установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и (или) обслуживанием оборудования, независимо от сроков осуществления такой деятельности;
5) любое другое место осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией игорных автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, транспортной или иной инфраструктурой, независимо от сроков эксплуатации;
6) постоянная база, которую нерезидентное физическое лицо использует для осуществления предпринимательской деятельности.
3. Строительная площадка, монтажный или сборочный объект, выполнение надзорной деятельности, связанной с такими объектами, проведение проектных работ образуют постоянное учреждение, независимо от сроков осуществления работ.
При этом под строительной площадкой (объектом), в частности, понимается место осуществления деятельности по возведению и (или) реконструкции объектов недвижимости, в том числе строительство зданий, сооружений и (или) проведение монтажных работ, строительство и (или) реконструкция мостов, дорог, каналов, укладка трубопроводов, монтаж электрического, технологического или иного оборудования и (или) осуществление прочих схожих работ.
Строительная площадка (объект) прекращает свое существование со второго дня, следующего за днем подписания акта приемки объекта в эксплуатацию (объемов выполненных работ) и полной оплаты строительства.
4. Нерезидент также считается имеющим постоянное учреждение в Республике Таджикистан, если:
1) через уполномоченного агента производит сбор страховых премий и (или) осуществляет страхование или перестрахование рисков в Республике Таджикистан;
2) оказывает услуги на территории Республики Таджикистан непрерывно более девяносто календарных дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в данном налоговом периоде, через служащих или персонал, нанятый для этих целей;
3) является участником простого товарищества (договора о совместной деятельности), образованного в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и действующего на территории Республики Таджикистан;
4) проводит выставки в Республике Таджикистан на платной основе и (или) на которых производится поставка (продажа) товаров;
5) на основании договорных отношений наделяет резидента или нерезидента правом представлять его интересы в Республике Таджикистан, действовать и (или) заключать от его имени контракты (договора, соглашения).
5. Временные или сезонные перерывы при осуществлении деятельности, указанной в настоящей статье, не приводят к ликвидации постоянного учреждения.
6. Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Таджикистан через независимого посредника (брокера и (или) иного независимого агента, действующего на основании договора поручения, комиссии, консигнации или другого аналогичного договора), не уполномоченного подписывать контракты (договора) от имени этого нерезидента, не рассматривается как образующий постоянное учреждение.
Под независимым посредником понимается лицо, осуществляющее в рамках своей обычной (основной) деятельности посреднические обязанности с целью сотрудничества сторон и являющееся как юридически, так и экономически независимым от нерезидента.
7. Дочернее предприятие юридического лица-нерезидента, созданное в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, не рассматривается как постоянное учреждение своего основного предприятия-нерезидента, если между дочерним и основным предприятиями не возникают отношения, отвечающие положениям пункта 5) части 4 настоящей статьи.
8. Не считается постоянным учреждением иностранного предприятия в Республике Таджикистан место, используемое (независимо от того, кто его использует) в Республике Таджикистан для:
1) хранения товаров или изделий, принадлежащих иностранному предприятию;
2) закупки товаров или изделий, сбора информации для иностранного предприятия;
3) осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах иностранного предприятия;
4) подготовки к заключению или простому подписанию контрактов от имени иностранного предприятия по вопросу о кредитах (ссудах), поставке товаров или изделий или выполнении работ (предоставлении услуг);
5) осуществления любых видов деятельности, указанных в пунктах 1) - 4) настоящей части.
9. Зарегистрированное представительство иностранного предприятия, не являющееся отдельным юридическим лицом, считается постоянным учреждением иностранного предприятия.
10. Зависимые личные услуги (работа по найму), оказываемые физическим лицом - нерезидентом, не приводят к образованию постоянного учреждения такого лица.
11. Деятельность нерезидента образует постоянное учреждение в соответствии с положениями настоящей статьи, независимо от его постановки на регистрационный учет в налоговом органе или отсутствия такой постановки.
Статья 24. Некоммерческие организации
1. Некоммерческими организациями считаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и (или) религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации (союзы), межгосударственные, межправительственные и иные организации, осуществляющие непредпринимательскую деятельность, то есть субъекты - юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли, дохода или компенсации и не распределяющие полученные прибыли (при их получении), доходы или компенсации между участниками (учредителями).
2. Место учреждения некоммерческой организации и место управления некоммерческой организацией определяются в порядке, установленном для предприятий статьями 21 и 22 настоящего Кодекса.
3. Некоммерческая организация признается резидентной или иностранной некоммерческой организацией в порядке, установленном для предприятий (статья 20 настоящего Кодекса).
4. В той части, в которой некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, ее активы и деятельность, непосредственно связанные с выполнением предпринимательской деятельности, также считаются предприятием и подлежат отдельному (раздельному с основной деятельностью) учету.
Статья 25. Бюджетная организация
Бюджетной организацией является некоммерческая организация, деятельности которой не менее чем на 70 процентов финансируется за счет средств бюджета на основе ее бюджетной сметы доходов и расходов.
Статья 26. Благотворительная организация
1. Благотворительной организацией является некоммерческая организация, которая:
1) создается в целях осуществления благотворительной деятельности;
2) зарегистрирована как таковая в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан и отвечающая требованиям, установленным Законом Республики Таджикистан "О благотворительной деятельности".
2. Некоммерческая организация не считается благотворительной организацией (независимо от ее правового и организационного статуса или наименования), если:
1) такая некоммерческая организация осуществляет прямое или косвенное участие в выборной кампании любого уровня любой политической партии, общественной организации (движения) или отдельного физического лица; или
2) поступления или активы некоммерческой организации приносят или могут приносить выгоду любому лицу, за исключением выгоды в результате осуществления ее благотворительной деятельности или разумной платы за имущество или услуги.
Статья 27. Религиозная организация
Религиозной организацией является некоммерческая организация, созданная в целях осуществления религиозной деятельности и зарегистрированная как таковая в установленном законодательством порядке.
Статья 28. Налоговый агент
1. Налоговым агентом является любое (физическое или юридическое) лицо, не являющееся работником налогового органа, на которое в соответствии с настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению налога, его удержанию у налогоплательщика (или у источника выплаты) и его перечислению в соответствующий бюджет.
2. Налоговый агент в отношении своих прав и обязанностей имеет тот же статус, что и налогоплательщик, если в настоящем Кодексе не указано иное.
3. Налоговый агент обязан:
1) правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их у налогоплательщика (или источника выплаты) и перечислять их в соответствующие бюджеты;
2) вести учет доходов, выплаченных налогоплательщикам, и налогов, удержанных у них (или источника выплаты) и перечисленных в соответствующие бюджеты, в том числе вести отдельный учет по каждому налогоплательщику;
3) представлять налоговым органам документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и уплаты налогов; и
4) выполнять другие обязанности, возложенные на него налоговым законодательством.
4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возлагаемых на него налоговым законодательством, налоговый агент несет ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом или другими законодательными актами Республики Таджикистан.
Статья 29. Взаимосвязанные лица
1. Взаимосвязанными лицами являются лица, имеющие особые взаимоотношения, которые могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты операций между ними.
2.Такие особые взаимоотношения включают, в частности, взаимоотношения, при которых:
1) лица являются учредителями (участниками) одного и того же предприятия, если доля каждого лица составляет не менее 20 процентов;
2) одно лицо непосредственно или косвенно участвует в другом лице, являющемся предприятием, если доля такого участия составляет не менее 20 процентов;
3) одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению или одно лицо находится под контролем (прямым или косвенным) другого лица;
4) лица являются дочерними предприятиями одного и того же юридического лица или находятся под прямым или косвенным контролем третьего лица;
5) лица напрямую или косвенно контролируют третье лицо, если права голоса каждого лица составляют не менее 20 процентов;
6) лица состоят в брачных отношениях или имеют родственные связи (часть 48 статьи 34 настоящего Кодекса).
Статья 30. Физические лица-резиденты
1. Физические лица, если они в течение любого предшествующего последовательно следующего 12-месячного периода, оканчивающегося в этом текущем календарном году, действительно находились на территории Республики Таджикистан более 182 дней, или в течение этого текущего календарного года находились на государственной службе Республики Таджикистан за пределами Республики Таджикистан, независимо от продолжительности такой службы в этом текущем календарном году, считаются резидентами применительно ко всему текущему календарному году.
2. Физическими лицами-резидентами, независимо от времени их нахождения на территории Республики Таджикистан и любых других критериев, предусмотренных настоящей статьей, признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, физические лица, подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Таджикистан или о разрешении постоянного проживания в Республике Таджикистан без приема в гражданство Республики Таджикистан:
1) командированные за рубеж органами государственной власти Республики Таджикистан, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений и приравненных к ним представительств, торговых представительств Республики Таджикистан, международных или межправительственных организаций, а также члены семей указанных физических лиц;
2) члены экипажей транспортных средств, принадлежащим юридическим лицам или гражданам Республики Таджикистан, осуществляющих международные перевозки;
3) военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов или соединений, дислоцированных за пределами Республики Таджикистан;
4) работающие на объектах, находящихся за пределами Республики Таджикистан и являющихся собственностью Республики Таджикистан или резидентов или субъектов Республики Таджикистан (в том числе на основе концессионных договоров);
5) учащиеся, студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Таджикистан с целью обучения или прохождения практики в течение всего периода обучения или практики;
6) преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами территории Республики Таджикистан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ в течение всего периода преподавания или выполнения указанных работ.
3. Для целей части 1 настоящей статьи время, в течение которого иностранное физическое лицо находилось в Республике Таджикистан, не считается временем действительного нахождения на территории Республики Таджикистан, если такое лицо пребывало:
1) в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус (или в качестве члена семьи такого лица);
2) в качестве сотрудника международной организации или в качестве лица, находящегося на государственной службе иностранного государства (или члена семьи такого лица);
3) исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Таджикистан.
4. Днем пребывания в Республике Таджикистан считается любой день, в течение которого физическое лицо действительно находилось на территории Республики Таджикистан, независимо от продолжительности пребывания.
5. Физическое лицо, которое не является резидентом Республики Таджикистан в соответствии с настоящей статьей, считается нерезидентом Республики Таджикистан.
6. Физическое лицо считается нерезидентом Республики Таджикистан за период с последнего дня пребывания в данном налоговом году на территории Республики Таджикистан до конца данного налогового года, если таковое лицо является нерезидентом Республики Таджикистан в непосредственно следующем налоговом году.
Статья 31. Индивидуальный предприниматель
1. Физическое лицо, резидент или нерезидент, считается индивидуальным предпринимателем, если оно занимается предпринимательской деятельностью (статья 15 настоящего Кодекса) без образования юридического лица от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
2. Осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности в нарушение установленного порядка регистрации и получения лицензии или иного документа не может служить основанием непризнания для целей налогообложения такого физического лица индивидуальным предпринимателем.
Статья 32. Рыночные цены
1. Рыночной ценой является цена свободного рынка на товар (работу, услугу), складывающаяся в результате взаимодействия спроса и предложения, а также интересов сторон сделки, не являющихся взаимосвязанными лицами в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса, в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, для целей налогообложения в качестве цены товаров (работ, услуг) принимается фактическая цена, указанная (закрепленная действительными документами) сторонами сделки. Если налоговым органом не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
3. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять соответствие рыночным условиям применяемых цен лишь в следующих случаях по сделкам:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) обмена товарами, работами или услугами (бартерным операциям);
3) при совершении внешнеторговых (внешнеэкономических) операций;
4) при отклонении более чем на 30 процентов в сторону повышения или в сторону понижения цен, применяемых налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (не более 30 календарных дней до или после момента поставки товаров, работ или услуг), от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).
В случаях, описанных в пунктах 3) и 4) настоящей части, считается, что сделка фактически совершена по рыночным ценам, если налогоплательщик не докажет, что сделка фактически осуществлена по ценам, указанным в действительных документах.
4. Только в случаях, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, когда цены товаров (работ, услуг) отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 30 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов, с учетом рыночных цен соответствующих товаров (работ, услуг), определенных и соответствии с настоящей статьей.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных частями 5-11 и 14 настоящей статьи. При этом также учитываются надбавки или скидки к цене, обычные при заключении сделок между невзаимосвязанными лицами. В частности, учитываются скидки, вызванные в результате следующих факторов:
1) сезонных и иных колебаний спроса на товары (работы, услуги);
2) потери товарами качества или иных потребительских свойств;
3) истечения (приближения даты истечения) сроков годности или реализации (поставки, отпуска) товаров;
4) маркетинговой политики сторон сделки, в том числе при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
5) реализации (поставки) опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
5. Рыночная цена на товар (работу, услугу) определяется на основе информации об осуществленных операциях в отношении идентичного (однородного) товара (работы, услуги), заключенных на момент поставки товара (работы, услуги), в том числе на основе цен международных и иных бирж.
6. К идентичным товарам относятся товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
7. К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
8. При определении рыночной цены на товар (работу, услугу) операции между взаимосвязанными лицами могут приниматься во внимание только в том случае, если их взаимозависимость не повлияла на результаты таких операций.
9. Рынок товара (работы, услуги) образуется из сферы обращения такого товара (работы, услуги), определяемой возможностями продавца (покупателя) реально и без значительных дополнительных затрат предлагать (приобретать) товар (работу, услугу) на ближайшей к продавцу (покупателю) территории в Республике Таджикистан или за ее пределами.
10. При определении рыночной цены товара, работы или услуги учитывается информация о ценах на момент поставки этого товара, работы или услуги в осуществленных операциях (сделках) с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказать влияние на цену.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ или услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ или услуг), либо может быть учтено с помощью поправок.
11. Если никакие операции в отношении идентичного (однородного) товара (работы, услуги) не были проведены на соответствующем рынке товара (работы, услуги) или если на рынке не существует предложения такого товара (работы, услуги), рыночная цена определяется на основании цен, сложившихся при соответствующих операциях в отношении идентичного однородного) товара (работы, услуги) на ближайшую дату к моменту поставки вышеуказанного товара (работы, услуги), но не более чем за 30 календарных дней до или после момента поставки товара (работы, услуги). При этом рыночная цена ценной бумаги определяется на основании котировок фондовой биржи для идентичных ценных бумаг того же эмитента на ближайшую дату, предшествующую моменту продажи или передачи вышеупомянутой ценной бумаги, при условии объявления котировок в соответствии с вышеуказанной процедурой.
Рыночная цена товара (работы, услуги) может быть определена с использованием метода учета цены последующей поставки (реализации) или затратного метода.
При использовании метода учета цены последующей поставки (реализации) рыночная цена товаров (работ, услуг), поставляемых (реализуемых) продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы (поставлены) покупателем этих товаров (работ, услуг) при последующей их реализации (поставке) (при перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги)) и продвижении на рынок приобретенных у продавца товаров (работ, услуг), с учетом обычной для данной сфере деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей поставки (в частности, при отсутствии информации о цене товаров (работ, услуг), в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых (поставляемых) продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) поставку (реализацию) товаров (работ, услуг), обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
12. При возникновении спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросам применяемых рыночных цен вышестоящий налоговый орган, уполномоченный государственный орган или суд вправе учесть любые иные обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки и налоговых обязательств, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в настоящей статье, а также возражения и факты, представленные налогоплательщиком.
13. Операции по обмену товарами, работами и услугами (бартерные операции) являются операциями, в соответствии с которыми каждая из обменивающихся сторон поставляет свои товары (работы, услуги) и приобретает другие товары (работы, услуги). При этом рыночные цены на поставляемые (приобретаемые) в ходе таких операций товары (работы, услуги) определяются в соответствии с положениями настоящей статьи.
14. При определении и признании рыночной цены на товар (работу, услугу) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товар (работу, услугу) и биржевых котировках, базы данных государственных и местных органов власти, информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками, а также другая соответствующая информация.
15. Инструкция по применению налоговыми органами положений настоящей статьи утверждается уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан и Министерством экономического развития и торговли Республики Таджикистан.
Статья 33. Финансовая аренда (лизинг)
1. Если арендодатель сдает амортизируемое материальное имущество в аренду по договору о финансовой аренде (лизинге), заключенному в соответствии со статьей 7 Закона Республики Таджикистан "О финансовой аренде (лизинге), то для целей настоящего Кодекса арендатор рассматривается как владелец имущества, а арендные платежи как платежи по кредитам (состоящие из выплат основного долга и процентов), предоставленным арендатору.
2. Аренда амортизируемого материального имущества представляет собой финансовую аренду (лизинг), если она отвечает одному из следующих условий:
1) аренда предусматривает передачу собственности по окончании срока аренды или арендатор имеет право приобрести имущество по окончании срока аренды по фиксированной цене или цене, определяемой в соответствии с договором аренды; или
2) срок аренды превышает 75 процентов срока службы арендуемого имущества; или
3) оценочная остаточная стоимость имущества по окончании срока аренды составит менее 20 процентов его рыночной цены на начало аренды; или
4) текущая дисконтированная стоимость минимального платежа за весь срок аренды равна 90 процентам рыночной цены имущества на начало аренды или превышает ее; или
5) арендуемое имущество изготовлено на заказ для арендатора и по окончании срока аренды не может быть использовано никем, кроме арендатора.
3. Пункт 4) части 2 настоящей статьи не применяется к аренде, начало которой приходится на последние 25 процентов срока службы имущества.
4. Для целей настоящей статьи учетная ставка, используемая для определения текущей дисконтированной стоимости арендных платежей, равна процентной ставке, указанной в части 3 статьи 93 настоящего Кодекса.
5. Для целей настоящей статьи срок аренды включает дополнительный срок, на который арендатор имеет право возобновить аренду в соответствии с договором аренды.
Статья 33(1). Определение терминов, использованных для целей Главы 52 настоящего Кодекса
1. Продукция - полезное ископаемое, добытое из недр на территории Республики Таджикистан, на земельном участке, предоставленном по соглашению о разделе продукции инвестору, и по своему качеству соответствующее государственному стандарту Республики Таджикистан или международному стандарту. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
2. Произведенная продукция - количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) количестве полезных ископаемых, минерального сырья (породы, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствующее государственному стандарту Республики Таджикистан или международному стандарту, добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению о разделе продукции и уменьшенное на количество технологических потерь этой продукции в пределах установленных нормативов.
3. Раздел продукции - раздел произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении между государством и инвестором в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О соглашениях о разделе продукции" и настоящим Кодексом.
4. Прибыльная продукция - произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения о разделе продукции,продукция за вычетом компенсационной продукции.
5. Компенсационная продукция - часть произведенной продукции при выполнении соглашения о разделе продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения понесенных им в целях выполнения соглашения о разделе продукции расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением о разделе продукции в соответствии с главой 52 настоящего Кодекса.
Компенсационная продукция устанавливается индивидуально по каждому соглашению о разделе продукции с учетом экономической ценности разрабатываемого месторождения. Компенсационная продукция, установленная соглашением о разделе продукции, не может превышать 70 процентов общего объема (количества) произведенной продукции.
6. Пункт раздела - место коммерческого учета произведенной продукции, в котором осуществляется измерение (подсчет) ее общего объема (количества) и определение качества, и в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения о разделе продукции.
7. Цена продукции - определяемая в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции цена поставки или экспорта соответствующей единицы измерения произведенной продукции, но не ниже рыночной на дату поставки или экспорта.
Статья 34. Определение других терминов, используемых для целей настоящего Кодекса
1. Активы - имущество, иные вещественные материальные активы, денежные фонды или имущественные права, составляющие общую сумму основных и оборотных средств (фондов) предприятия (лица); любая ценность, принадлежащая лицу; учетная категория, включающая стоимость собственного имущества субъекта, а также средства и запасы, предназначенные для уплаты (погашения) задолженности (обязательств).
2. Недоимка - начисленные и не уплаченные в срок, в том числе в измененный срок, суммы налогов, процентов и штрафов в бюджет.
3. Выигрыши - любые виды доходов в натуральном и денежном выражении, получаемые налогоплательщиками на конкурсах, соревнованиях (олимпиадах), фестивалях, по лотереям, по розыгрышам, включая розыгрыши по вкладам и долговым ценным бумагам.
4. Импорт товаров - ввоз товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан на основе таможенного режима выпуска для свободного обращения согласно таможенного законодательства Республики Таджикистан.
5. Основные средства - материальные активы, которые одновременно отвечают следующим условиям:
1) срок их службы более одного года;
2) они используются при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд в качестве средства труда;
3) как правило, стоимость каждой единицы таких материальных активов выше пределов, установленных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан по вопросам бухгалтерского учета для отнесения материальных активов к средствам в обороте;
4) они подлежат амортизации в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса.
6. Грант - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе: государствами, правительствами государств; международными и государственными организациями, зарубежными неправительственными общественными организациями и фондами, чья деятельность носит благотворительный и международный характер и не противоречит Конституции Республики Таджикистан, иностранцами и лицами без гражданства, - Республике Таджикистан, Правительству Республики Таджикистан, юридическим лицам, а также физическим лицам Республики Таджикистан для достижения определенных целей (задач), не противоречащих Конституции Республики Таджикистан.
7. Нерезидент - лицо, не являющееся резидентом.
8. Доходы из источников в Республике Таджикистан - это следующие виды поступлений в денежной и (или) натуральной форме, полученные лицом (без осуществления вычетов):
1) доход от работы по найму в Республике Таджикистан;
2) доход от поставки производителем товаров, произведенных в Республике Таджикистан, а также от выполнения работ и оказания услуг в Республике Таджикистан;
3) доход от предпринимательской деятельности, который может быть отнесен к постоянному учреждению нерезидента, расположенному на территории Республики Таджикистан, включая:
- доход, который может быть отнесен к продаже в Республике Таджикистан товаров такого же или аналогичного вида, что и товары, реализуемые через такое постоянное учреждение;
- доход, получаемый от предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан, которая имеет такой же или аналогичный характер, что и деятельность, осуществляемая через такое постоянное учреждение;
4) доход, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан через постоянное учреждение: от списания безнадежных долгов налогоплательщика его кредиторами; от продажи основных средств, включенный в доход в соответствии с частью 7 статьи 153 настоящего Кодекса; от компенсации расходов в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса;
5) доход в форме дивидендов, полученный от резидентного юридического лица, а также доход, полученный в результате продажи или передачи доли участия в таком юридическом лице;
6) доход в форме процентов, полученный от резидентов;
7) доход в форме процентов, полученный от нерезидентного лица, имеющего постоянное учреждение или имущество, расположенное на территории Республики Таджикистан, если задолженность такого лица связана с этим постоянным учреждением или имуществом;
8) пенсия, если она уплачивается резидентом;
9) доход в форме роялти, получаемого за имущество, находящееся или используемое в Республике Таджикистан, или доход от продажи или передачи имущества, указанного в части 38 настоящей статьи, находящегося или используемого в Республике Таджикистан;
10) доход, получаемый от сдачи в аренду движимого имущества, используемого в Республике Таджикистан;
11) доход, получаемый от недвижимого имущества, находящегося в Республике Таджикистан, включая доход от продажи или передачи доли участия в таком имуществе;
12) доход от продажи или передачи акций или доли участия в предприятии, стоимость активов которого большей частью прямо или косвенно образуется из стоимости недвижимого имущества, расположенного в Республике Таджикистан;
13) иные доходы от продажи или передачи имущества резидентом, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
14) доход, полученный от оказания управленческих, финансовых или страховых услуг, включая услуги перестрахования, если он выплачивается резидентным предприятием или постоянным учреждением нерезидента, расположенным на территории Республики Таджикистан, или если он получен на основе договора с таким предприятием или постоянным учреждением;
15) доход, выплачиваемый в форме страховых премий по договору о страховании или перестраховании риска в Республике Таджикистан;
16) доход от телекоммуникационных или транспортных услуг при осуществлении международной связи или перевозок между Республикой Таджикистан и другими государствами;
17) доходы от деятельности в Республике Таджикистан по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) или по иным договорам гражданско-правового характера;
18) гонорары руководителей и (или) иные выплаты, получаемые членами высшего органа управления (совета директоров, правления или иного подобного органа) юридического лица - резидента, независимо от места фактического выполнения возложенных на таких лиц управленческих обязанностей;
19) надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в Республике Таджикистан;
20) доходы, полученные физическими лицами-нерезидентами, работающими в Республике Таджикистан, в форме компенсации им (этим лицам) со стороны (за счет) работодателей или нанимателей расходов, понесенных этими физическими лицами - нерезидентами на материальные, социальные блага или иные материальные выгоды, в том числе расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск;
21) пенсионные выплаты, осуществляемые накопительными пенсионными фондами - резидентами;
22) доходы, выплачиваемые в связи с деятельностью в Республике Таджикистан артистам театра и кино, работникам радио и телевидения, музыкантам, художникам и спортсменам, независимо от того, кому осуществляются выплаты таких доходов;
23) выигрыши, выплачиваемые резидентами;
24) доходы, получаемые от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Таджикистан;
25) доходы в форме безвозмездного получения имущества, находящегося в Республике Таджикистан, включая доходы от такого имущества;
26) другие доходы, не охваченные предыдущими пунктами, возникающие на основании деятельности в Республике Таджикистан.
При определении источника дохода в соответствии с настоящей частью место выплаты дохода не принимается во внимание.
9. Доход в натуральной форме - доход в форме поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
10. Дивиденды - любое распределение средств или имущества юридическим лицом между его участниками (акционерами), включая: доход, полученный акционером (участником) от юридического лица - эмитента при распределении ежегодной прибыли, остающейся после налогообложения, пропорционально количеству (долям) акций акционера (участника) в уставном (акционерном, складочном) капитале этого юридического лица; полученные акционером (участником) дивиденды (доходы), маскируемые под другие платежи; доход, получаемый акционером (участником) от распределения средств или имущества в порядке выкупа юридическим лицом - эмитентом своих акций и доход, получаемый акционером (участником) от распределения имущества при ликвидации юридического лица за минусом (в обеих случаях) стоимости имущества (акций), внесенной учредителем (участником) в качестве вклада в уставной фонд (акционерный капитал). Дивидендом не считается доход акционера (участника), полученный в форме распределения юридическим лицом - эмитентом своих акций между акционерами, которое (распределение) не изменяет процентное соотношение (доли) акций акционеров в акционерном (складочном) капитале юридического лица - эмитента.
11. Земли для жилищного строительства - это земли городов и поселков городского типа, выделяемые физическим лицам в соответствии с Земельным кодексом Республики Таджикистан, для жилищного строительства.
12. Электронная подпись налогоплательщика - специальное криптографическое средство обеспечения подлинности, целостности и авторства электронных документов.
13. Выполнение работ - любое выполнение работ за вознаграждение.
14. Участник - акционер, партнер или другой участник в активах и прибыли предприятия.
15. Работа - работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение, включая строительные, монтажные и ремонтные работы, научные исследования, опытно-конструкторские и проектные разработки.
16. Дочернее предприятие - предприятие признается дочерним, если другому (основному) предприятию принадлежит 50 или более процентов долей участия (процентов акций) с правом голоса этого предприятия.
Налоговый кодекс Республики Таджикистан
от 3 декабря 2004 года
О документе
Дата принятия: | 03/12/2004 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 01/01/2005 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Утратил силу с: | 01/01/2013 |
Опубликование документа
Нет данных
Редакции документа
Текущая редакция принята: 03/07/2012 документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнения в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 852 от 03/07/2012
Редакция от 16/04/2012, принята документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 813 от 16/04/2012
Закон Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана"
Закон Республики Таджикистан "О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2010 год"
Закон Республики Таджикистан "О частной медицинской деятельности"
Закон Республики Таджикистан "О государственных финансах Республики Таджикистан"
Закон Республики Таджикистан "О дехканском (фермерском) хозяйстве"
Закон Республики Таджикистан "О пчеловодстве"
Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на недропользователеи
Закон Республики Таджикистан "Об иных обязательных платежах в бюджет"
Инструкция о порядке исчисления и уплаты земельного налога
Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога, уплачиваемого по упрощенной системе
Закон Республики Таджикистан "О соглашениях о разделе продукции"
Инструкция о порядке исчисления и уплаты социального налога
Закон Республики Таджикистан "О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2009 год"
Инструкция учета средств государственного агентства социального страхования и пенсий
Таможенный кодекс Республики Таджикистан
Решение СНГ "Об Обзоре торговой политики Республики Таджикистан"
Инструкция о порядке исчисления и взимания таможенных платежей
Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
Закон Республики Таджикистан "О негосударственных пенсионных фондах"
Закон Республики Таджикистан "О микрофинансовых организациях"
Закон Республики Таджикистан "О государственном социальном страховании"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "О вопросах Малой гидроэлектростанции "Ванч"
Закон Республики Таджикистан "О недрах"
Постановление Правительства Республики Таджикистан "Об особо важных объектах"
Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях
Ссылка на Налоговый кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О государственной пошлине
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан :: Статья 45.
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая)
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О благотворительной деятельности
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О соглашениях о разделе продукции
Ссылка на Земельный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О показателе для расчетов
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О банковской деятельности :: Статья 48. Банковская тайна
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об исполнительном производстве
Ссылка на Кодекс Республики Таджикистан об экономическом судопроизводстве
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях
Ссылка на Уголовный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О государственной службе
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об информации
Ссылка на редакцию документа от 29/12/2010 :: Статья 211. Освобождение от налога
Документ утратил силу в соответствии с Законом РТ от 17.09.2012 г. №901