Действует

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 11 сентября 2009 года

Об Обзоре торговой политики Республики Таджикистан

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Обзор торговой политики Республики Таджикистан (прилагается).

2. Направить представленный Обзор в правительства государств -участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.

3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок поместить указанный Обзор на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

 

Сопредседатель

Экономического совета

Содружества Независимых Государств Э.Узакбаев

Обзор торговой политики Республики Таджикистан

Составлен в соответствии с Порядком проведения обзоров торговой политики государств -участников СНГ, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 15 марта 2002 года.

Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основе национального доклада, представленного Первым заместителем Премьер-министра Республики Таджикистан А.Гуломовым (письмо № 18/3-315 от 08.06.09).

Целью обзоров торговой политики является достижение государствами -участниками СНГ транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное проведение объективной оценки основных показателей торговой политики и практики государств - участников СНГ, их влияния на развитие взаимной торговли.

1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ

Торговая политика Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан, законах Республики Таджикистан, указах Президента Республики Таджикистан, постановлениях Правительства Республики Таджикистан и других нормативных правовых актах, соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Таджикистан.

Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан является центральным исполнительным органом, координирующим и разрабатывающим торговую политику Республики Таджикистан.

Основные направления торгового режима Республики Таджикистан осуществляются на основе анализа и оценки, сложившейся в настоящее время общей, социально-экономической ситуации и внешней торговли в стране, корректировки перспективных параметров и основных направлений развития.

Основой разработки режима торговой политики служат конкретные шаги в усилении интеграции экономики страны в мировое хозяйство и обеспечение ее должного участия в международном разделении труда и международной торговле, создание условий для включения отечественных предприятий в международные производственные процессы, поощрение экспортной и инвестиционной активности, обеспечение их системного участия в выработке правил международной торговли и достижение устойчивого человеческого развития, что является основной целью внешней экономической политики страны и базой для формирования глобального партнерства в целях развития.

Согласно принятой постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 июня 2006 года № 299 Программе развития экспорта Республики Таджикистан на период до 2015 года стратегической целью Программы является совершенствование структуры отечественного экспорта, понимаемое как процесс повышения эффективности и увеличения масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Достижение поставленной цели предполагает активное участие государства в развитии отечественного экспорта, тесную координацию и совместные усилия всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов Республики Таджикистан за рубежом.

В период осуществления настоящей Программы принимаются меры по совершенствованию законодательно-нормативной базы путем принятия новых законов и подзаконных актов, определяемые процесс углубления и совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Реформа внешнеэкономической деятельности предполагает проведение коренных изменений и преобразований в формировании и осуществлении новых форм реализации внешнеэкономической политики, обеспечивающие:

- структурную перестройку производства в целях переориентации отраслей национальной экономики на преимущественное и ускоренное развитие экспорта ориентированных предприятий и производств, обеспечивающих активизацию, а в дальнейшем - диверсификацию экспорта;

- постепенный отказ от сырьевой ориентации экспорта и целенаправленное развитие отраслей, выпускающих продукцию высокой степени переработки;

-создание общегосударственной системы поддержки и стимулирования экспорта, включающей увеличение собственных средств предприятий и постоянное выделение целевых финансовых средств и ассигнований (на возвратной и платной основах) на нужды развития экспорта;

- создание современных систем экспортного кредитования и страхования;

- совершенствование системы налогообложения, таможенного, тарифного и нетарифного регулирования при экспорте.

В 2004 году принят Закон Республики Таджикистан "О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан", в 2005 году Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан утвердил Положение о свободных экономических зонах.

В целях практической реализации Закона и Положения о свободных экономических зонах в Республике Таджикистан Министерством экономического развития и торговли подготовлен ряд решений Правительства Республики Таджикистан, направленных на ускорение процессов создания и функционирование свободных экономических зон в Республике Таджикистан.

Важным этапом в данном вопросе было утверждение положений о свободной экономической зоне "Сугд" и о свободной экономической зоне "Панч" соответствующими постановлениями парламента Республики Таджикистан в октябре 2008 года.

Следует отметить, что в Программе развития экспорта Республики Таджикистан на период до 2015 года в целях реализации указанных выше нормативных правовых документов предусмотрено широкое использование возможностей создаваемых зон в деле развития экспорта. Их создание рассматривается в качестве ключевого момента в деле улучшения внешней торговли, обеспечения высоких темпов роста экспорта и национальной экономики в целом. Учитывая сырьевую направленность экспорта, в указанной Программе предусмотрено, что свободные экономические зоны будут специализированы на переработку экспортно-ориентированного сырья и на их территории будут организованы производство и экспорт готовой продукции. Определены границы свободных экономических зон в двух районах республики - в Кумсангирском районе Хатлонской области и в г. Худжанде Согдийской области.

1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Основными нормативными правовыми актами, обеспечивающими осуществление торговой деятельности в Республике Таджикистан являются:

-Закон Республики Таджикистан от 27 декабря 1993 года №869 "О внешнеэкономической деятельности";

- Указ Президента Республики Таджикистан от 27 июня 1995 года № 261 "О либерализации внешней торговли в Республике Таджикистан";

-Закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года №112 "О валютном регулировании и валютного контроля";

-Указ Президента Республики Таджикистан от 24 февраля 1996 года № 424 "О либерализации валютных и экспортных операций";

-постановление Правительства Республики Таджикистан от 19 февраля 1997 года № 111 "О мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан";

-Закон Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года №726 "Об авторском праве и смежных правах";

- Закон Республики Таджикистан от 3 сентября 1999 года № 822 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";

- постановление Правительства Республики Таджикистан от 27 октября 1999 года № 453 "О комплексных мерах государственного регулирования импорта, экспорта и оптовой реализации табачных изделий";

-Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года №873 "О наркотических средствах психотропных веществах и прекурсорах"; -постановление Правительства Республики Таджикистан от 8 июня 2001 года № 237 "О мерах по улучшению продвижения отечественных товаров на внешнем рынке";

-постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 марта 2002 года № 135 "О временных мерах по защите внутреннего рынка";

- Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 года № 83 "О селекционных достижениях сельскохозяйственных культур";

- Закон Республики Таджикистан от 22 апреля 2003 года № 9 "О финансовой аренде (лизинг)";

- Закон Республики Таджикистан от 29 апреля 2004 года № 522 "О свободных экономических зонах";

- Таможенный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года;

- Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года;

- Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года № 72 "О защите прав потребителей";

-постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля , 2005 года № 126 "Об акцизах";

- Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2006 года № 200 "О зерне";

- Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года;

- Закон Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года №260 "Об инвестициях";

- Закон Республики Таджикистан от 30 июля 2007 года № 315 "Об охране природы";

- Закон Республики Таджикистан от 6 октября 2008 года № 430 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

- Закон Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года №481 "Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности населения";

- Закон Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года" №486 "Об экологической экспертизе".

1.3. СОГЛАШЕНИЯ

Торговая политика Республики Таджикистан основывается с учетом принятых Республикой Таджикистан обязательств на следующих международных договорах:

Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

двусторонние соглашения, подписанные с государствами -участниками СНГ:

- Соглашение между Правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве, (Соглашение о свободной торговле);

Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 года;

- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 2 марта 1994 года;

-Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 22 ноября 1995 года;

-Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о свободной торговле, Протокол об изъятиях из режима свободной торговли от 10 января 1996 года;

-Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 20 ноября 1998 года;

-Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Кыргызской Республики о свободной торговле от 19 января 2000 года;

-Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Кабинетом Министров Украины о свободной торговле от 1 декабря 2001 года;

-Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле от 26 января 2008 года;

международные договоры, заключенные Республикой Таджикистан в рамках Евразийского экономического сообщества, в том числе:

-Договор о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

-Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и др.

Указанные документы создают правовую основу для интеграции экономики республики в мировую экономическую систему и в них отражены главные принципы, которыми руководствуется Республика Таджикистан при осуществлении своей внешнеэкономической, внешнеторговой и инвестиционной деятельности:

- взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами, иностранными, юридическими и физическими лицами, международными организациями;

-равенство сторон и невмешательство во внутренние дела партнеров по внешнеэкономическим связям;

- обеспечение деятельности в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными нормами, правилами и условиями;

-регулирование отношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, государственной поддержки инвестиций, посредством предоставления справедливого равного правового режима и гарантии защиты прав интересов на территории Республики Таджикистан;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 11 сентября 2009 года
"Об Обзоре торговой политики Республики Таджикистан"

О документе

Дата принятия: 11/09/2009
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Содружество Независимых Государств

Опубликование документа

Нет данных