База данных

Дата обновления БД:

21.10.2017

Добавлено/обновлено документов:

40 / 304

Всего документов в БД:

77954

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 29 сентября 2016 года №10

О практике применения административными судами законодательства о доступе к публичной информации

Для обеспечения одинакового применения административными судами положений законодательства о доступе к публичной информации Пленум Высшего административного суда Украины постановил дать судам следующие разъяснения.

1. Определение понятия "публичная информация"

1.1. Согласно части первой статьи 1 Закона Украины от 13 января 2011 года №2939-VI "О доступе к публичной информации" (далее - Закон №2939-VI) публичная информация - это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом.

Анализ этого определения и перечня распорядителей публичной информации, закрепленного в статье 13 Закона №2939-VI, свидетельствует, что публичной информацией является отраженная или задокументированная любыми средствами и на любых носителях:

вся информация, которая находится во владении субъектов властных полномочий, то есть органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, органов власти Автономной Республики Крым, других субъектов, осуществляющих властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых является обязательными для исполнения (пункт 1 части первой статьи 13 Закона №2939-VI);

информация об использовании бюджетных средств юридическими лицами, которые финансируются из государственного, местных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым (пункт 2 части первой статьи 13 Закона №2939-VI);

информация, связанная с выполнением лицами делегированных полномочий субъектов властных полномочий по закону или договору, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или других государственных услуг (пункт 3 части первой статьи 13 Закона №2939-VI);

информация об условиях поставки товаров, услуг и цен на них, если речь идет о субъектах хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке или наделены специальными или исключительными правами, или являются естественными монополиями (пункт 4 части первой статьи 13 Закона №2939-VI);

информация о состоянии окружающей среды; качестве пищевых продуктов и предметов быта; авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан;

другая информация, представляющая общественный интерес (общественно необходимая информация) (часть вторая статьи 13 Закона №2939-VI).

Итак, определяющим для публичной информации является то, что она заранее зафиксирована любыми средствами и на любых носителях и находилась во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.

Не является информационным запросом обращение, для ответа на который необходимо создать информацию, кроме случаев, когда распорядитель информации не обладает запрашиваемой информацией, но обязан ею владеть (пункт 1 части первой статьи 22 Закона №2939-VI).

Если запрос касается информации, которая содержится в нескольких документах и может быть собрана и предоставлена без значительных интеллектуальных усилий (например, без проведения дополнительного содержательного анализа), то такая информация соответствует критериям "открытости и задокументированности" и является публичной.

2. Распорядители публичной информации

2.1. Согласно пункту 1 части первой статьи 13 Закона №2939-VI распорядителями информации для целей настоящего Закона признаются субъекты властных полномочий органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, другие субъекты, которые осуществляют властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых обязательны для исполнения.

Определенное понятие "субъект властных полномочий" не охватывает должностных лиц и должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, поскольку по своему статусу и кругу полномочий они не подпадают под понимание органа государственной власти и других субъектов, указанных в пункте 1 части первой статьи 13 Закона №2939-VI. В связи с этим такие лица не могут (не имеют способности) исполнять обязанности распорядителя информации, в том числе обязанности по учету и обнародованию публичной информации (статьи 14, 15 Закона №2939-VI). В случае подачи иска таких лиц судам необходимо оставлять его без удовлетворения ввиду непринадлежности ответчика (неспособности таким ответчиком нарушить права истца), при условии, если истец откажется от их замены на надлежащего ответчика и/или суд не найдет оснований для привлечения второго ответчика.

Согласно части первой статьи 5 и части первой статьи 12 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" сельский, поселковый, городской глава (далее городской глава) входит в систему местного самоуправления и является главным должностным лицом территориальной общины соответственно села (добровольного объединения в одну территориальную общину жителей нескольких сел), поселка, города.

Конституционный Суд Украины в пункте 4 Решения от 6 июля 1999 года №7-рп/99 разъяснил, что городской глава как лицо, имеющее представительский мандат, выступает от имени избирателей, в том числе представляет территориальную общину, городской совет и его исполнительный комитет в отношениях с государственными органами, другими органами местного самоуправления, объединениями граждан и др.; обращается в суд по вопросам признания незаконными актов соответствующих органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины, а также полномочия совета и его органов; заключает от имени территориальной общины, городского совета и его исполнительного комитета договоры в соответствии с законодательством (часть третья статьи 42 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине"). Выполнение этих функций и полномочий имеет место потому, что избиратели выбрали его и наделили мандатом (то есть доверенностью).

Из изложенного следует, что мэр хотя и входит в систему местного самоуправления, однако не является органом местного самоуправления - сельским, поселковым, городским советом или их исполнительным органом, а потому не обладает публичной информацией и в понимании пункта 1 части первой статьи 13 Закона №2939-VI не может быть ее распорядителем. В связи с этим городской глава не может быть надлежащим ответчиком в споре о предоставлении доступа к публичной информации по информационному запросу.

Аналогичный подход следует применять и к главам районного (областного) советов. Отличие между главами районных (областных) советов и городским главой заключается в порядке избрания их на эти должности. В отличие от городских глав, которые непосредственно избираются территориальными общинами села, поселка, города, председатели районных (областных) советов избираются из числа депутатов этих советов.

В зависимости от того, в чьем владении находится запрашиваемая информация, надлежащим ответчиком по искам о доступе к публичной информации в таких случаях является или соответствующий представительный орган местного самоуправления (сельский, поселковый, городской, районный, областной совет) или исполнительный орган местного самоуправления.

Не являются распорядителями публичной информации в понимании Закона №2939-VI народные депутаты Украины, депутаты местных советов и Верховной Рады АРК, председатели районных, областных советов, сельский, поселковый, городской глава, судьи, прокуроры, государственные исполнители и тому подобное.

2.2. Закон №2939-VI не обязывает коллегиальные органы власти и других распорядителей информации, которые управляются коллегиальными органами, решать коллегиально вопрос о доступе к информации. Итак, решение по поводу запроса на информацию может приниматься единолично его руководителем или другим должностным лицом, являющимся носителем организационно-распорядительных полномочий. В то же время такое должностное лицо действует от имени распорядителя информации, а потому надлежащим ответчиком по упомянутой категории дел является орган, которому поступил запрос на информацию, а не должностное лицо, действующее от имени этого органа.

2.3. Согласно части пятой статьи 24 Закона Украины от 17 февраля 2011 года №3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" специально уполномоченные органы по вопросам градостроительства и архитектуры и центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных отношений и его территориальные органы обеспечивают открытость, доступность и полноту информации о наличии на территории соответствующей административно-территориальной единицы земель государственной и коммунальной собственности, не предоставленных в пользование, которые могут быть использованы под застройку, о наличии ограничений и обременений земельных участков, градостроительные условия и ограничения в градостроительном и государственном земельном кадастре.

До момента внесения соответствующей информации в градостроительный и государственный земельный кадастр исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации или соответствующий местный орган исполнительной власти обязаны предоставлять по запросам физических и юридических лиц письменную информацию о наличии земельных участков, могут быть использованы под застройку.

Учитывая указанные нормы прежде всего именно эти органы согласно их компетенции обязаны владеть информацией о земельных участках коммунальной или государственной формы собственности, не предоставленных в пользование, которые могут быть использованы под застройку для реализации права на бесплатное получение в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений. Они также остаются распорядителями этой информации после ее внесения в градостроительный и государственный земельный кадастры, если она находится в их фактическом владении.

2.4. Согласно части первой статьи 63 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ) в зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия таких видов, как, например, коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной общины.

Унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный капитал, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который назначается (избирается) учредителем (наблюдательным советом такого предприятия в случае его образования), руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на принципах трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются государственные, коммунальные предприятия, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя (часть четвертая статьи 63 ХКУ).

Коммунальное унитарное предприятие образуется компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе отделенной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления (часть первая статьи 78 ХКУ).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 29 сентября 2016 года №10
"О практике применения административными судами законодательства о доступе к публичной информации"

О документе

Номер документа:10
Дата принятия: 29/09/2016
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений