Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 16 июня 1993 года №1515-XII

Об охране окружающей среды

(В редакции Законов Республики Молдова от 25.02.1998 г. №1539-XIII, 27.02.1998 г. №1592-XII, 14.04.2000 г. №934-XIV, 30.07.2001 г. №454, 21.02.2003 г. №59, 27.03.2003 г. №145, 13.06.2003 г. №240, 02.12.2004 г. №409-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 23.12.2005 г. №356-XVI, 14.06.2007 г. №133-XVI, 21.12.2007 г. №293-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 26.03.2011 г. №48, 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 14.02.2014 г. №9, 30.07.2015 г. №153, 17.06.2016 г. №141 (вступил в силу 19.01.2017 г.), 23.09.2016 г. №230, 03.11.2016 г. №245, 16.12.2016 г. №281)

Парламент Республики Молдова принимает настоящий закон.

Охрана окружающей среды (далее - среда) является национальным приоритетом, касающимся непосредственно условий жизни и здоровья населения, реализации экономических и общественно-гуманистических интересов, а также возможностей устойчивого развития общества в будущем.

Глава I Общие принципы и положения

Ст.1. - Взаимоотношения человека и общества со средой регламентируются Конституцией, настоящим законом и положениями других законов и законодательных актов, относящимися к вопросам охраны среды и рационального использования природных ресурсов.

Ст.2. - Настоящий закон является правовой основой для разработки специальных нормативных актов и инструкций по отдельным вопросам охраны среды в целях:

а) обеспечения каждому человеку права на здоровую и эстетически приятную среду;

b) привития каждому поколению людей чувства высочайшей ответственности за охрану среды перед последующими поколениями;

с) достижения наиболее широкого диапазона использования природных ресурсов без превышения допустимых пределов, предотвращая их истощение и деградацию, угрозу здоровью людей и другие нежелательные и непредсказуемые последствия;

d) охраны земли и недр, воды и воздуха от химического, физического и биологического загрязнения, от других воздействий, нарушающих экономическое равновесие;

e) сохранения биологического разнообразия и генофонда, целостности природных систем, национальных исторических и культурных ценностей;

f) восстановления экосистем и их компонентов, нарушенных в результате антропогенной деятельности или стихийных бедствий.

Ст.3. - Основные принципы охраны среды:

а) приоритетность целей и деятельности по охране среды при реализации экономических и общественно-гуманистических интересов населения в настоящем и будущем;

b) обязательность исполнения законодательства об охране среды, соблюдения стандартов, нормативов и допустимых пределов использования природных ресурсов и энергии, воздействия химических, физических и биологических факторов на компоненты среды, вредных выбросов, сбросов и накопления отходов от хозяйственной деятельности;

с) ответственность всех физических и юридических лик за ущерб, нанесенный или наносимый среде; предупреждение, ограничение, борьба с загрязнением, а также возмещение ущерба, нанесенного среде и ее компонентам (даже неумышленно или по халатности), за счет виновных физических и юридических лил;

d) проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов социально-экономического назначения, выполнение программ и работ, предполагающих изменение окружающей среды или некоторых ее компонентов, допускаются только:

при условии информирования (органами местного публичного управления и пользователями) и с согласия населения, проживающего в пределах санитарно-защитной зоны соответствующего объекта, на этапах его проектирования и размещения не позднее чем за 30 дней до составления материалов об отводе земли согласно закону;

при получении положительного заключения Государственной экологической экспертизы на проектную документацию, разработанную в установленном порядке;

e) платное использование земли, недр, воды, лесов в хозяйственных и общественно-гуманистических целях в соответствии с действующим законодательством; взимание пошлин и наложение штрафов за нарушение законодательства об охране среды; направление полученных таким образом средств исключительно на борьбу с загрязнением среды, истощением природных ресурсов и развитием опасных геологических процессов, а также на оздоровление среды и ее компонентов и воспроизводство природных ресурсов;

f) стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий посредством предоставления льготных кредитов и иными способами, повышение ответственности природопользователей путем сдачи им природных ресурсов в долгосрочную аренду;

g) осознание населением необходимости установления плодотворных и гармонических отношений между человеком и окружающей его средой и принятия мер по предотвращению угрозы для биосферы и здоровья человека; поощрение инициатив общественных движений и формирований по прекращению деятельности, наносящей вред среде;

h) соблюдение межгосударственных и международных договоров и соглашений, ратифицированных Парламентом; приведение законодательства Республики Молдова об охране среды в соответствие с законодательными принципами соседних государств, европейского и мирового сообщества в этой области.

Ст.4. - (1) Природные ресурсы - земля, недра, вода, флора и фауна, находящиеся на территории республики, а также воздушное пространство над ней являются национальным достоянием Республики Молдова.

(2) Право распоряжения всеми природными ресурсами Республики Молдова во имя государства принадлежит Парламенту.

(3) Передача физическим и юридическим лицам права собственности и права пользования природными ресурсами не освобождает обладателей этих прав от соблюдения законодательства об охране среды.

Ст.5. - (1) Обладание знаниями в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов является обязательным квалификационным условием для замещения руководящих должностей во всех государственных органах.

(2) Необходимый минимум знаний в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов, обязательный для лиц, занимающих руководящие должности, устанавливается центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды (далее - центральный орган по природным ресурсам и охране среды).

Глава II Компетенция Парламента, Президента, Правительства и органов местного публичного самоуправления в области охраны среды

Ст.6. - Парламент:

а) утверждает общие политические принципы в области охраны среды и использования природных ресурсов;

b) принимает законодательные акты об охране среды и использовании природных ресурсов;

с) утверждает по предложению Правительства пределы использования природных ресурсов общенационального значения, вредных выбросов и сбросов в среду, накопления на территории республики производственных и бытовых отходов, пошлины за использование природных ресурсов, за загрязнение среды и за накопление отходов;

d) утверждает программы оздоровления среды;

е) объявляет территории зонами экологического кризиса или экологической катастрофы, устанавливает в них режим правления и статус граждан;

f) заслушивает годовой отчет Правительства о состоянии среды в республике.

Ст.7. - Президент республики:

а) представляет интересы Республики Молдова в международных отношениях в области охраны среды;

b) отвечает перед мировым сообществом за состояние среды в республике.

Ст.8. - Правительство:

1) проводит политику Парламента в области охраны среды и обеспечивает рациональное использование природных ресурсов;

2) составляет кадастр природных ресурсов;

3) принимает решения о временном или окончательном изъятии из сельскохозяйственного оборота истощенных или подверженных воздействию опасных геологических процессов земель, о выделении участков для облесения, о создании санитарных и охранных зон, а также защитных лесополос;

4) обеспечивает совместно с органами местного публичного самоуправления меры по сохранению биологического разнообразия;

5) координирует деятельность по охране среды, осуществляемую министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления;

6) разрабатывает программы улучшения качества среды на следующий год;

7) разрабатывает меры по предупреждению экологических кризисов, аварий и катастроф, а если они происходят, организует проведение комплекса мероприятий по ликвидации их последствий;

8) определяет размещение и режим полигонов республиканского уровня по накоплению и переработке производственных отходов, хранению токсичных и радиоактивных веществ, а также регламентирует их транспортировку и обезвреживание;

9) организует и поддерживает деятельность по экологическому воспитанию, создает систему экологического обучения на всех уровнях системы образования, обеспечивает подготовку специалистов в области охраны среды;

10) обеспечивает внешние связи Республики Молдова с другими государствами и международными организациями в области охраны среды;

11) назначает заместителей руководителя центрального органа по природным ресурсам и охране среды;

12) осуществляет финансирование деятельности центрального органа по природным ресурсам и охране среды и его подразделений, их материально-техническое оснащение, финансирование государственного заказа на проведение научных исследований по проблемам охраны среды и рационального использования природных ресурсов;

13) требует от органов хозяйственного управления разработки и обеспечения совместно с органами местного публичного самоуправления, отраслевыми исследовательскими учреждениями и органами охраны среды реализации программ и рекомендаций по:

а) защите и улучшению земель в процессе хозяйствования в соответствии с их назначением и функциональной спецификой экосистем; изменению назначения земель по результатам государственной экологической экспертизы;

b) сокращению потребления технической воды и предотвращению ее потерь, повышению оборота ее использования, недопущению несбалансированной эвтрофикации поверхностных вод и загрязнения подземных вод химическими веществами;

c) экономии энергии, достижению максимальной эффективности ее использования, переориентации политики в области энергетики на децентрализованное и местное производство энергии, преимущественно за счет применения альтернативных источников энергии (энергии ветра, солнца, биомассы);

d) улучшению технических разработок, направленных на уменьшение вредных выбросов в атмосферу, прекращение использования хлорофлуорокарбонатов, снижение загрязнения атмосферы двуокисью серы, окисью азота, улетучивающимися органическими соединениями, уменьшение содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах, снижение шума и вибраций в соответствии с межгосударственными и международными договорами и соглашениями в этой области;

с) разработке экономических и хозяйственных механизмов уменьшения отходов путем наиболее эффективного использования сырья, сокращения применения токсичных, едких и воспламеняющихся веществ или их замены инертными альтернативными материалами, увеличения длительности срока использования продукции и вторичного ее использования.

Ст.9. - Органы публичного самоуправления района, муниципия совместно с местными органами охраны среды и здравоохранения:

а) обеспечивают соблюдение законодательства об охране среды;

b) утверждают по согласованию с центральным органом по природным ресурсам и охране среды пределы использования природных ресурсов, за исключением пределов использования ресурсов общенационального значения; вредных выбросов и сбросов в среду, за исключением тех, воздействие которых распространяется за территорию района, муниципия; шумового загрязнения; накопления производственных и бытовых отходов;

с) осуществляют надзор и координацию деятельности примэрий и претур в области накопления и переработки производственных и бытовых отходов, строительства и функционирования очистных сооружений, установки оборудования и устройств по улавливанию и нейтрализации загрязняющих веществ, предупреждения и борьбы с оползнями, эрозией, засолением, уплотнением и загрязнением почв минеральными удобрениями и пестицидами, рационального использования пастбищ, выделения земель для обеспечения необходимого уровня облесения, создания защитных лесополос и зеленых зон;

d) Утратил силу

е) организуют разработку и реализацию районных, муниципальных экологических программ, обеспечивают проведение работ по экологической реконструкции и восстановлению экологического равновесия в зонах, пострадавших от антропогенной деятельности;

f) объявляют охраняемыми зонами экологические и ландшафтные памятники природы районного, муниципального значения;

g) обеспечивают систематическое и оперативное информирование населения, предприятий, учреждений и организаций о состоянии среды в районе, муниципии;

h) содействуют обучению и просвещению населения по вопросам охраны среды и рационального использования природных ресурсов.

Ст.10. - Органы публичного самоуправления коммуны (села), города совместно с местными органами охраны среды и здравоохранения:

а) обеспечивают сохранение здоровой среды и рациональное использование природных ресурсов, осуществляют постоянный контроль за соблюдением законодательства об охране среды;

b) ежегодно утверждают по согласованию с органами охраны среды пределы использования природных ресурсов, за исключением пределов использования ресурсов районного значения; вредных выбросов и сбросов в среду, за исключением тех, воздействие которых распространяется за территорию коммуны (села), города; шумового загрязнения; накопления производственных и бытовых отходов;

с) устанавливают места свалок производственных и бытовых отходов, строительного мусора, металлолома, организуют их обезвреживание и использование, определяют места скотомогильников, места накопления, переработки, использования, а также уничтожения не поддающихся переработке отходов;

d) обеспечивают строительство и функционирование очистных сооружений в соответствии со стандартами, установленными для бытовых сточных вод, осуществляют надзор за оборудованием и устройствами по предварительной очистке сточных вод, улавливанию загрязняющих веществ;

е) организуют восстановление ландшафтов и реконструкции зон с сильно измененным пейзажем и нарушенным экологическим равновесием, каковыми являются участки открытой разработки полезных ископаемых, места свалок золы, фосфогипса, складирования промышленных шламов, за счет виновных в этом хозяйственных субъектов;

f) восстанавливают и сохраняют научно обоснованное соотношение пахотных земель, лугов, лесов и вод в пределах зон в целях поддержания естественного равновесия в экосистемах, отводят земли под пастбища с учетом численности поголовья животных, их продуктивного потенциала и требований по защите почвы и растительности;

g) обеспечивают проведение мероприятий по предупреждению и борьбе с оползнями, эрозией, засолением, уплотнением и загрязнением почв минеральными удобрениями и пестицидами; выделение земель для новых объектов, многолетних насаждений, под орошаемые участки только с разрешения органов геологической службы;

h) отводят земли для обеспечения необходимого уровня облесения, особенно в малолесистых зонах, организуют облесение непригодных для сельского хозяйства земель, посадку и содержание защитных лесополос и насаждений деревьев и кустарников, зеленых зон, парков и живых изгородей;

i) отдают предпочтение и предоставляют льготы предприятиям, осуществляющим незагрязняющую хозяйственную деятельность, и системам с замкнутым циклом производства, приостанавливают проектирование, строительство и работы, на проведение которых не получено разрешение органов охраны среды.

j) способствуют вместе с заказчиком организации и проведению общественной экологической экспертизы проектной документации на объекты, предполагающие изменение среды или отдельных ее компонентов.

Глава III Центральный орган государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды

Часть 1. Компетенция, задачи, структура и управление центральным органом по природным ресурсам и охране среды

Ст.11. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды как центральный орган, наделенный приоритетными полномочиями в вопросах охраны среды и рационального использования природных ресурсов, подчиняется Правительству.

Ст.12. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, настоящим законом, Положением о центральном органе по природным ресурсам и охране среды, утвержденным Правительством, другими законами и нормативными актами. Центральный орган по природным ресурсам и охране среды является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением Государственного герба Республики Молдова и своим наименованием, текущие счета в казначейской системе и финансируется из государственного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных ежегодным бюджетным законом.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.12.2016 г. №281)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.13. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды реализует свои цели, функции и задачи непосредственно или через свои подразделения. Решения центрального органа по природным ресурсам и охране среды, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами местного публичного самоуправления, воинскими частями и всеми физическими и юридическими лицами.

Ст.14. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды ежегодно представляет Правительству подробный отчет о состоянии среды в общенациональном масштабе, отчет о своей деятельности, а также программы улучшения качества среды.

Ст.15. - Основные задачи центрального органа по природным ресурсам и охране среды:

а) осуществление государственного контроля за состоянием среды и ее компонентов, соблюдением законодательства об охране среды, межгосударственных и международных соглашений, разработка и осуществление мер по снижению антропогенного воздействия на экосистемы, биологическое разнообразие и здоровье людей, прогнозирование возможных экологических кризисов, аварий и катастроф;

b) организация и обеспечение функционирования комплексного экологического мониторинга, оценки воздействия на среду и осуществления экологического аудита;

с) проведение переписи природных ресурсов, регламентирование совместно с Правительством их использования для удовлетворения хозяйственных и общественных потребностей нынешнего и будущих поколений людей, установление пределов использования природных ресурсов, вредных выбросов и сбросов в среду, накопления производственных и бытовых отходов;

d) координация деятельности по охране природных экосистем, ландшафтов, памятников природы, имеющих научное, образовательное и историко-культурное значение;

е) организация и координация научных исследований по вопросам экологии, разработка программ восстановления нарушенных экосистем, организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области экологии;

e-1) организация системы планирования, мониторинга и отчетности по программам среды и использование бюджетных средств в соответствии с принципами надлежащего управления;

f) создание Национального экологического фонда и управление им;

g) обобщение практики применения законодательства об охране среды, разработка законодательных актов в области экологии;

h) информирование общественности о состоянии среды, пропаганда экологических знаний.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.12.2016 г. №281)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.16. - В целях осуществления своих задач центральный орган по природным ресурсам и охране среды:

а) проводит государственную экологическую экспертизу, являющуюся его исключительной компетенцией, визирует нормативные акты, координирует программы и проекты относительно состояния среды и использования природных ресурсов, разработанные министерствами, ведомствами, органами местного публичного самоуправления;

b) участвует в работе комиссий по окончательной приемке объектов, предусмотренных статьей 23, независимо от источников их финансирования, и объектов производственного, административного, жилого и иного назначения, финансируемых из государственного или местных бюджетов;

с) ежегодно выдает и аннулирует разрешения на ввоз, складирование, транспортировку и использование пестицидов и других токсичных веществ;

d) рассматривает отчеты о деятельности руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в части охраны среды, использования и воспроизводства природных ресурсов, соблюдения законодательства об охране среды;

е) запрашивает у государственных органов, предприятий, учреждений и организаций республики обязательную информацию о состоянии среды, использовании и воспроизводстве природных ресурсов, осуществлении мер по охране среды, а государственные органы, предприятия, учреждения и организации представляют центральному органу по природным ресурсам и охране среды бесплатно и безоговорочно всю информацию, которой они располагают;

f) привлекает ученых, специалистов государственных органов, предприятий, учреждений и организаций к проведению государственной экологической экспертизы, разработке программ охраны среды;

g) образует научно-технические советы, комиссии, организует конференции и совещания по вопросам охраны среды;

h) приостанавливает и запрещает проектирование, строительство, реконструкцию промышленных, сельскохозяйственных объектов и объектов социального назначения, работы по эксплуатации природных ресурсов и другие работы, если они проводятся в нарушение законодательства об охране среды;

i) предъявляет гражданские иски к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, нанесшим ущерб республике загрязнением среды и нерациональным использованием природных ресурсов;

j) анализирует тенденции и уровень развития природоохранной деятельности за рубежом, обобщает и пропагандирует положительный мировой опыт в этой области;

k) участвует в разработке межгосударственных и международных договоров и соглашений по проблемам экологии и использования природных ресурсов;

l) устанавливает и поддерживает в соответствии с действующим законодательством связи с другими государствами, международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции центрального органа по природным ресурсам и охране среды;

m) осуществляет другие действия, вытекающие из его целей, функций и задач.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №153)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.17. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды возглавляет министр.

Ст.18. Исключена

Ст.19. - Коллегия центрального органа по природным ресурсам и охране среды является совещательным органом, возглавляемым министром. Состав коллегии утверждается Правительством.

Ст.20. - (1) Центральный орган по природным ресурсам и охране среды состоит из подразделений, управлений и отделов.

(2) Основными подразделениями центрального органа по природным ресурсам и охране среды являются: Государственная экологическая инспекция, служба "Гидрометео", Национальный институт экологии, которые как юридические лица имеют печать с изображением Государственного герба Республики Молдова и своим наименованием, текущие счета в казначейской системе.

(3) Структура управлений и отделов центрального органа по природным ресурсам и охране среды, его подразделений определяется Положением о центральном органе по природным ресурсам и охране среды.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.12.2016 г. №281)

(см. предыдущую редакцию)

Часть 2. Государственная экологическая экспертиза

Ст.21. - Государственная экологическая экспертиза (далее - экспертиза) - это деятельность по охране среды, имеющая целью:

а) предотвращение или уменьшение возможного прямого, косвенного или совокупного воздействия новых видов хозяйственной деятельности на среду, ее компоненты, экосистемы, здоровье людей;

b) оценку с точки зрения воздействия на среду всех видов хозяйственной деятельности как в целом, так и в отдельности, способной ухудшить в настоящем или будущем среду, состояние здоровья людей и уровень их жизни.

Ст.22. - (1) Экспертиза плановой и проектной документации на программы и проекты, предусмотренные статьей 23 настоящего закона, осуществляется в срок, указанный в статье 21 Закона об экологической экспертизе №851-XIII от 29 мая 1996 года.

(2) Экспертиза осуществляется экологическими экспертами наделенных соответствующими полномочиями управлений и отделов центрального органа по природным ресурсам и охране среды или его подразделений, имеющими высшее образование, опыт работы по специальности не менее пяти лет и аттестованными аттестационной комиссией.

(3) Государственные экологические эксперты несут ответственность в соответствии с законодательством за правильность рассмотрения представленной на экспертизу документации, качество сводного заключения, соблюдение сроков дачи заключений и требований законодательства об охране среды при рассмотрении документации.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №153)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.23. - (1) Экспертизе подвергаются в обязательном порядке новые программы и проекты:

а) экономического и социального развития республики, отдельных зон, уездов (районов), муниципиев, городов, коммун (сел); реконструкции муниципиев, городов, коммун (сел); обеспечения теплом, водой, газом, электроэнергией; прокладки канализационной сети в населенных пунктах; градостроительства и благоустройства территорий;

b) планируемой деятельности в смысле Закона об оценке воздействия на окружающую среду №86 от 29 мая 2014 года;

с) прокладки автомобильных, железнодорожных, речных путей сообщения, реконструкции водных артерий, гидротехнических сооружений, ирригационных систем, плотин и осушительных устройств;

d) обследования предварительной разведки и эксплуатация ресурсов недр; благоустройства прибрежных зон и эксплуатации имеющихся в них природных ресурсов;

е) посадки виноградников и садов в зонах с водоохранным режимом;

f) производства, реализации и использования пестицидов и других токсичных веществ;

g) проведения фитосанитарной обработки в охранных зонах и на участках с охранным режимом;

h) ввоза и вывоза пестицидов и других токсичных веществ и их транспортировки через территорию республики;

i) размещения и оборудования хранилищ токсичных отходов и остатков, а также строительства или размещения сооружений по их обработке, обезвреживанию или уничтожению;

j) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №153

(2) Утверждение программ и проектов, предусмотренных подпунктами а)–i) части (1), их финансирование и реализация допускаются только при наличии положительной экспертизы и при условии соблюдения ее рекомендаций.

(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №153)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.24. - Заказчики представляют на экспертизу проектную документацию в соответствии с действующими нормативами при наличии согласия министерств, ведомств, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций на размещение и техническое обеспечение объекта, а также разрешения органов государственного надзора и контроля на осуществление соответствующей хозяйственной деятельности согласно списку, утвержденному Правительством.

Ст.25. - Экспертиза в случаях, предусмотренных в подпункте b) статьи 21, а также экспертиза любого объекта, находящегося на территории республики, осуществляется по инициативе центрального органа по природным ресурсам и охране среды, других департаментов, министерств и общественных организаций.

Часть 3. Государственная экологическая инспекция

Ст.26. - (1) Государственная экологическая инспекция призвана осуществлять государственный контроль за соблюдением законов и других нормативных актов по вопросам охраны среды и использования природных ресурсов.

(2) Государственный контроль осуществляется главным государственным инспектором, старшими государственными инспекторами, государственными инспекторами, главными зональными инспекторами, старшими зональными инспекторами и зональными инспекторами среды.

(3) Главный государственный инспектор среды является начальником Государственной экологическая инспекции; главные зональные инспектора среды возглавляют зональные агентства центрального органа по природным ресурсам и охране среды; старшие государственные инспектора, государственные инспектора, старшие зональные инспектора и зональные инспектора среды являются работниками центрального органа по природным ресурсам и охране среды или его подразделений, назначаемыми на эти должности в соответствии с образованием и по результатам аттестации.

(4) Государственный контроль над лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, планируется, осуществляется и регистрируется в соответствии с положениями Закона о государственном контроле предпринимательской деятельности №131 от 8 июня 2012 года.

(В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.09.2016 г. №230)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.27. - (1) Главный государственный инспектор среды и главные зональные инспектора, а в их отсутствие - их заместители имеют право:

а) приостанавливать по собственной инициативе или по представлению органов местного публичного самоуправления любую деятельность, если она противоречит законодательству об охране среды;

b) предъявлять физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным, требования о возмещении ущерба, причиненного среде в результате ее загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

с) требовать от компетентных органов дисциплинарного наказания ответственных работников, не обеспечивших соблюдения законодательства об охране среды, принятия мер по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

d) рассматривать материалы (дела) о нарушении законодательства об охране среды и принимать решения в соответствии с действующим законодательством.

(2) Руководитель центрального органа по природным ресурсам и охране среды имеет право с согласия коллегии приостанавливать или отменять распоряжения главного государственного инспектора среды. Главный государственный инспектор среды имеет право приостанавливать или отменять распоряжения главного зонального инспектора среды.

Ст.28. - Старшие государственные инспектора, государственные инспектора, старшие зональные инспектора и зональные инспектора среды имеют право:

а) беспрепятственно проверять любой объект, находящийся на территории республики, независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, деятельность которого или сложившаяся на нем обстановка могут негативно воздействовать на среду или ее компоненты;

b) останавливать и проверять любое транспортное или иное техническое средство в случае нарушения законодательства об охране среды или осуществления действий, способных нанести ущерб среде и природным ресурсам;

с) требовать от физических и юридических лиц представления предусмотренных законодательством документов, удостоверяющих их право на использование природных ресурсов;

d) задерживать виновных в нарушении законодательства об охране среды лиц и в случае необходимости (для установления личности) доставлять их на ближайший полицейский пост или в примэрию;

е) составлять протоколы и иные документы о нарушении законодательства об охране среды, о невыполнении физическими и юридическими лицами решений органов, компетентных в вопросах охраны среды, о несоблюдении условий полученного разрешения, касающегося среды;

f) осуществлять досмотр личных вещей и транспортных средств, принадлежащих нарушителям законодательства об охране среды, незаконно добытой продукции, средств ее добычи и других вещественных доказательств в местах добычи, переработки и продажи;

g) изымать незаконно добытую продукцию, средства ее добычи и другие вещественные доказательства нарушения законодательства об охране среды в местах добычи, хранения, переработки и продажи незаконно добытой продукции;

h) требовать от физических и юридических лиц письменного объяснения по каждому случаю нарушения ими законодательства об охране среды;

i) запрещать на территории заповедников, памятников природы, заповедных лесов, национальных парков, земель специального назначения проведение работ, нарушающих установленный для них режим;

j) бесплатно получать от всех физических и юридических лиц информацию и объяснения, необходимые для осуществления контрольных функций;

k) рассматривать материалы об административных правонарушениях в области охраны среды и в пределах своей компетенции привлекать нарушителей к ответственности;

l) участвовать в работе комиссий по окончательной приемке объектов, предусмотренных статьей 23, независимо от источников их финансирования, и объектов производственного, административного, жилого и иного назначения, финансируемых из государственного или местных бюджетов;

m) осуществлять в пределах своей компетенции и другие действия в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов.

(В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №153)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.29. - (1) При исполнении своих служебных обязанностей инспектора среды носят форменную одежду, пользуются металлической печатью и пломбиром установленного образца.

(2) Государственным и зональным инспекторам среды, осуществляющим надзор за лесами и водоемами, разрешено ношение, хранение и применение охотничьего ружья и служебного оружия; инспектора среды в соответствии с положением об их правовом статусе при исполнении служебных обязанностей имеют право использовать и применять в целях защиты огнестрельное оружие.

(3) Государственные и зональные инспектора среды подлежат обязательному государственному страхованию; в случае нанесения ущерба их имуществу, здоровью, а также в случае гибели инспекторов среды при исполнении ими служебных обязанностей ущерб возмещается в полном объеме физическими и юридическими лицами, несущими ответственность за его нанесение.

Глава IV Права и обязанности физических и юридических лиц в области охраны среды

Ст.30. - Государство признает за всеми физическими лицами право на здоровую среду и с этой целью обеспечивает им в соответствии с действующим законодательством:

а) всеобщий, своевременный и беспрепятственный доступ к информации о состоянии среды и здоровья населения;

b) право объединяться в организации, партии, движения, ассоциации по охране среды, присоединяться к существующим организациям такого рода;

с) право участвовать в обсуждении законопроектов, экономических или иных программ, посвященных полностью или частично охране среды и использованию природных ресурсов; право на получение информации и консультации относительно проектов размещения и строительства объектов, оказывающих вредное воздействие на среду, восстановления и благоустройства территорий, городских и сельских населенных пунктов;

d) право входить с ходатайством в государственные органы о приостановлении работ или прекращении деятельности хозяйственных субъектов, наносящих невосполнимый ущерб среде; право добиваться проведения экспертизы объектов и участвовать в проведении общественной экспертизы;

е) право организовывать общенациональные и местные референдумы по важнейшим вопросам охраны среды;

f) право на экологическое воспитание и образование;

g) право обращаться непосредственно или через организации, партии, движения, ассоциации в органы охраны среды, административные или судебные органы с требованием о прекращении деятельности, наносящей ущерб среде, независимо от того, понесут в связи с этим хозяйственные субъекты прямые убытки или нет; право привлекать к ответственности лиц, совершивших экологические правонарушения или преступления;

h) право на возмещение ущерба, причиненного загрязнением или другими действиями среде, а также здоровью людей;

i) право пользоваться льготами, предусмотренными законодательством за капитальные вложения в улучшение качества среды.

Ст.31. - Охрана среды является всеобщей обязанностью жителей Республики Молдова, предполагающей:

а) соблюдение законодательства об охране среды и ее охрану, рациональное использование природных ресурсов, не ущемляя права и интересы других пользователей природных ресурсов; оперативное извещение органов охраны среды или экологических организаций об ущербе, причиняемом среде физическими и юридическими лицами;

b) содействие благоустройству территорий, посадке деревьев и кустарников и созданию зеленых зон, недопущение их уничтожения, загрязнения территории, на которой они работают или проживают;

с) возмещение убытков и ущерба, причиненных среде и населению.

Ст.32. - Хозяйственные субъекты независимо от формы собственности обязаны:

a) как можно более экономно использовать энергию, воду, принимать меры по предотвращению оползней, эрозии почвы, засоления, вторичного заболачивания, уплотнения почвы и загрязнения ее минеральными удобрениями и пестицидами, соблюдать нормативы применения химикатов в сельском хозяйстве;

b) внедрять малоотходные и ресурсосберегающие технологии, ограничивать использование токсичных и воспламеняющихся веществ, заменять их инертными альтернативными материалами, обеспечивающими выход более долговечного конечного продукта, производить, использовать и вводить в оборот тару, которую можно восстанавливать, повторно использовать и вторично перерабатывать, или легко разрушаемые упаковки;

c) оснащать производства, являющиеся источниками вредных воздействий на среду, установками, оборудованием и очистными сооружениями, снижающими эти воздействия ниже предельных уровней, установленных органами охраны среды;

d) создавать и содержать вокруг промышленных предприятий, животноводческих комплексов защитные лесополосы и зеленые зоны, держать под постоянным контролем состояние среды вокруг промышленных предприятий и животноводческих комплексов и принимать меры по ее охране;

e) обеспечивать постоянный надзор за действующими сооружениями и установками, принимать необходимые меры для предотвращения аварий и аварийного загрязнения среды, а в случае аварий принимать срочные меры по устранению их причин, незамедлительно извещать о них органы охраны среды, ликвидировать за свой счет все последствия аварий и аварийного загрязнения среды, возмещать ущерб, нанесенный среде, ее компонентам, имуществу других собственников и здоровью пострадавших лиц;

f) выполнять постановления и распоряжения министерств, ведомств и органов местного самоуправления по вопросам охраны среды, предоставлять органам охраны среды полную информацию о влиянии своей хозяйственной деятельности на среду и ее компоненты, обеспечивать в любое время свободный доступ инспекторов среды на производственные объекты для осуществления контроля за деятельностью, которая может оказывать вредное воздействие на среду;

g) обращаться в органы охраны среды с просьбой о проведении экспертизы деятельности, которая может оказывать вредное воздействие на среду;

h) обеспечивать соответствующие условия для предупреждения загрязнения среды любыми токсичными, улетучивающимися, едкими, воспламеняющимися или распыляющимися веществами при их транспортировке и хранении.

Глава V Охрана природных ресурсов и сохранение биологического разнообразия

Часть 1. Охрана почвы и геоэкосистем

Ст.33. - Политика в области земледелия основывается на следующих принципах:

а) признание того, что сохранение природных ресурсов, биологического разнообразия, сельского пейзажа и культурных ландшафтов столь же важно, как и обеспечение населения продуктами питания и получение прибыли от сельского хозяйства;

b) ведение стабильного сельского хозяйства, нацеленного на сокращение использования минеральных удобрений и пестицидов, на применение экологически безвредных технологий, восстановление и сохранение экологического равновесия в геоэкосистемах.

Ст.34. - В дополнение к статье 8 органам хозяйственного управления совместно с отраслевыми исследовательскими учреждениями, органами охраны среды и органами местного публичного самоуправления вменяется в обязанность:

а) предлагать производителям сельскохозяйственной продукции незагрязняющие технологии выращивания культур, основанные на принципах экологически ориентированного сельского хозяйства, способные обеспечивать наряду с получением качественной продукции охрану и улучшение состояния почв, создать систему оперативной фитосанитарной помощи, позволяющей правильно оценивать состояние культур, принимать соответствующие меры по предупреждению неправильного применения химикатов или злоупотребления ими, и обеспечить сельское хозяйство технической помощью;

b) разрабатывать и осуществлять годовые программы борьбы с эрозией почв, подтоплением, заболачиванием, засолением, чрезмерным осушением сельскохозяйственных угодий, предупреждения и приостановления оползней, сохранения дифференцированного потенциала сельскохозяйственных угодий в зависимости от их природной ценности на уровне выносливости геоэкосистем; осуществлять систематический надзор за структурой сельскохозяйственных культур, применением сево- и культурооборота для сохранения положительного баланса гумуса и питательных элементов в почве и снижения потерь от эрозии по отношению к уровню естественного восстановления гумуса - 5 т/га в год;

с) определить земли с засушливым гидротехническим режимом, разрабатывать технологии по повышению эффекта осадков, рациональному использованию поливной воды;

d) определять деградированные участки земли сельскохозяйственного назначения, которые могут быть восстановлены, осуществлять надзор за работами по их восстановлению;

е) организовать единую подсистему мониторинга качества почв и агроэкосистем в целях надзора за состоянием почв, своевременного выявления и оценки непредвиденных изменений, разработки программ и принятия мер по устранению негативных тенденций.

Ст.35. - Хозяйственные субъекты, обладающие землей сельскохозяйственного назначения, независимо от форм собственности должны хозяйствовать на ней с целью получения продуктов питания и доходов, заботясь о ее сохранности в интересах нынешнего и будущих поколений людей, что предполагает:

a) соблюдение требований нормативных актов, указанных в подпункте e) статьи 68 настоящего закона, рекомендаций сельскохозяйственных органов по внедрению сево- и культурооборота, соблюдению структуры сельскохозяйственных культур, научно-обоснованному повышению плодородия, мелиорации земель, сохранению положительного баланса гумуса и снижению потерь от эрозии по отношению к уровню естественного восстановления гумуса;

b) недопущение уплотнения и загрязнения почвы минеральными удобрениями и пестицидами, подтопления, заболачивания, засоления, чрезмерного осушения земель сельскохозяйственного назначения, принятие мер по предупреждению и приостановлению эрозии почв и оползней;

с) завершение создания совместно с лесохозяйственными органами системы защитных лесополос.

Ст.36. - Изъятие из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения для объектов хозяйственного или социального назначения осуществляется постановлением Правительства по предложению советов административно-территориальных единиц соответственно первого или второго уровня на основании заявления собственника и по согласованию с центральным органом по природным ресурсам и охране среды; в случае получения положительного решения обеспечиваются снятие верхнего плодородного слоя почвы и использование его для восстановления деградированных земель.

Ст.36-1. – На этапе разработки градостроительного сертификата для проектирования территориальные подразделения Государственной экологической инспекции в течение пяти рабочих дней выдают по системе единого окна исполнительным органам местного публичного управления заключение на предоставление земельных участков для размещения, проектирования объектов в результате участия в работе комиссий по выбору участков.

(Статья 36-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №153)

Ст.37. - Сброс промышленными предприятиями и животноводческими комплексами, очистными сооружениями отработанной воды и ила на земли сельскохозяйственного назначения допускается лишь с разрешения сельскохозяйственных органов, органов охраны среды и здравоохранения.

Ст.38. - Запрещаются и наказываются по закону складирование и свалка на земли за пределами специально отведенных и оборудованных мест производственных и бытовых отходов, строительного мусора, металлолома, тары и упаковки любого вида, промышленных остатков, химических и радиоактивных веществ.

Ст.39. - Хозяйственные субъекты, распоряжающиеся землями специального назначения, обязаны убирать, содержать в порядке и озеленять все территории, не используемые в производственных целях, вдоль железнодорожных путей, дорог и дворовые территории хозяйственных и социальных объектов.

Ст.40. - Запрещаются и наказываются в соответствии с законом повреждение или рубка деревьев и других типов растительности, осуществляемые без разрешения центрального органа по природным ресурсам и охране среды, в лесах, лесозащитных полосах полей, защитных зонах рек и водоемов, прилегающих к железнодорожным путям сообщения, вдоль дорог и в зеленых насаждениях городских и сельских населенных пунктов.

Ст.41. - (1) Запрещается сокращение площадей земель лесного фонда. В исключительных случаях для целей строительства объектов специального назначения, дорог республиканского значения, прокладки линий электропередачи высокого напряжения, газо- и нефтепроводов сокращение площадей земель лесного фонда разрешается по решению Правительства только при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы.

(2) Окончательное изъятие площадей из земель лесного фонда осуществляется путем включения в них участков, пригодных для облесения и равных по площади и бонитету.

Ст.42. - Пользователи земель лесного фонда должны обеспечивать:

а) охрану и восстановление лесов, в первую очередь местных лесных биоценозов, путем улучшения их экологического состояния согласно проектам лесоустройства;

b) освоение древесной массы только в пределах рубок ухода, санитарных, лесовосстановительных и реконструктивных рубок в соответствии с лесоустройством, с использованием экологически обоснованных технологий рубки, трелевки и транспортировки, обеспечивающих защиту почвы, дикой флоры и фауны, устойчивость склонов и лесных экосистем;

с) расширение площади лесов со специальным охранным режимом;

d) восстановление и сохранение характерного для лесов республики биологического разнообразия, разработку и использование воспроизводимых ресурсов леса в пределах экологической выносливости зоны. Охота на птиц и зверей, рыбная ловля в лесном фонде, сбор растений, грибов и ягод с целью продажи, а также их продажа в естественном или переработанном виде допускаются при наличии разрешения лесохозяйственных органов;

е) запрещение хозяйственной и общественной деятельности, способной нарушить экологическое равновесие наземных экосистем, лесов, лугов, любых иных природных образований, сохраняющих разнообразие флоры и фауны в зоне.

Ст.43. - Правительство разрабатывает программу сохранения и развития лесов.

Часть 2. Охрана водных ресурсов и водных экосистем

Ст.44. - Охраняется весь водный потенциал Республики Молдова - подземные воды и их биоценозы, поверхностные воды (реки, естественные озера и водохранилища, прилегающие к ним влажные зоны) вместе с их природными ресурсами, специфическими биоценозами, санитарными и охранными зонами.

Ст.45. - В целях защиты водных ресурсов запрещается:

а) сброс в поверхностные воды, ирригационные и осушительные каналы отработанных и неочищенных вод, термически и радиоактивно загрязненных, зараженных патогенными микробами и паразитами, нефтепродуктов или их остатков и других загрязняющих веществ;

b) сброс в поверхностные воды, складирование в их руслах или охранных зонах любых отходов, отбросов, строительного мусора, других остатков и пестицидов, а также взрывчатых, ядовитых, наркотических и других подобных веществ;

с) мойка транспортных средств, оборудования и тары в естественных водоемах, вблизи них и в других несанкционированных местах.

Ст.46. - В дополнение к статьям 9 и 10 органам местного публичного самоуправления, органам охраны среды и здравоохранения, органам, распоряжающимся водными ресурсами, совместно с отраслевыми исследовательскими учреждениями вменяется в обязанность:

а) держать под строгим контролем забор, использование и сброс воды во всех сферах ее использования, добиваться сокращения потребности в технической воде, увеличения оборота ее использования, соблюдения специфических норм потребления, исключения расточительства и потерь воды. Убытки от потери воды вследствие халатности или нерационального использования возмещаются физическими и юридическими лицами по установленным тарифам;

b) принимать в соответствии с законом необходимые меры по предупреждению несбалансированной эвтрофикации поверхностных вод и загрязнения подземных вод нитратами, пестицидами и другими токсичными веществами и с этой целью осуществлять контроль за соблюдением норм их упаковки, транспортировки, складирования, правил обращения с ними и использования в определенных местах, особенно в охранных зонах рек и водоемов;

с) обеспечивать соблюдение особого режима хозяйствования в охранных и санитарных зонах, установленных вдоль рек и ручьев, вокруг озер, гидротехнических сооружений и водохранилищ, не допускать в зонах гидрогеологической защиты проведения работ и осуществления деятельности, противоречащих режиму охранных и санитарных зон;

d) постоянно наблюдать за состоянием источников, ручьев и малых рек, подземных вод, их естественных биоценозов, прилегающих зон, принимать в соответствии с законом меры по предупреждению их загрязнения и деградации, осуществлять работы по восстановлению нарушенных биосистем;

е) выявлять и предлагать для объявления в соответствии с законом охраняемыми зонами водные и заболоченные участки с типичными биоценозами или эндемичными, редкими или исчезающими, местными или мигрирующими популяциями.

Ст.47. - Хозяйственные субъекты независимо от формы собственности, использующие водные ресурсы и осуществляющие сброс отработанной воды, обязаны:

а) обновить в установленном порядке в течение года после введения в действие настоящего закона разрешения органов охраны среды на забор необходимого количества воды и сброс отработанной воды в местах размещения плотин и других гидротехнических сооружений на реках, выполнять в установленные сроки рекомендуемые работы;

b) обеспечивать предварительную очистку сточных вод на уровне установленных стандартов до слива их в канализационную сеть населенных пунктов. Накопление сточных вод в любых резервуарах разрешается только с совместного согласия органов местного публичного самоуправления, органов охраны среды и санитарно-эпидемиологической службы;

с) внедрять технические решения по обеспечению прочности водопроводов и усовершенствованию оросительной техники в целях исключения потери воды, предотвращения нарушения почв и других негативных явлений;

d) не воздействовать отрицательно на восстановительный потенциал специфических биологических ресурсов, качество воды и стабильность водных экосистем при эксплуатации гидротехнических сооружений, ведении рыбного хозяйства и осуществлении рыбной ловли.

Ст.48. - Использование минеральных вод, природных ресурсов, сопутствующих водному фонду (песка, гальки, лечебных грязей), ловля и сбор с целью продажи и продажа таких природных водных ресурсов, как рыбы, раки, лягушки, моллюски, пиявки, водоплавающие птицы и их яйца, допускаются только на основании разрешения органов местного публичного самоуправления.

Ст.49. - Хозяйственные субъекты, владеющие судами и плавучими плат формами, обязаны оснастить их оборудованием для сбора или очистки, а также выгрузки отходов и отработанных вод на берег или плавучие средства, как того требуют национальные и международные правила предупреждения загрязнения вод. Администрация портов обязаны обеспечить строительство сооружений для приемки, переработки, повторной переработки или обезвреживания нефтяных, бытовых или иных остатков, скопившихся на речных судах, а также создание специализированных подразделений для быстрого реагирования на аварийное загрязнение вод и проведения очистных работ.

Часть 3. Охрана недр

Ст.50. - Охране подлежат все ресурсы недр: горные породы, минеральное сырье, природные термические источники, подземные водные бассейны, а также естественные и искусственные полые образования на всей территории республики.

Ст.51. - При разработке, добыче, переработке и транспортировке полезных ископаемых и перевозке полученных из них различных материалов запрещается:

а) наносить ущерб плодородным почвам, водным артериям вместе с их природными биоценозами, ландшафтам, за исключением случаев специального на то разрешения органов местного публичного самоуправления, выданного по согласованию с органами охраны среды;

b) складировать минеральное сырье, отходы, размещать различные установки, механизм, технические средства за пределами охранной зоны;

с) загрязнять среду при транспортировке минерального сырья и отходов;

d) производить шум и вибрации сверх допустимых уровней вблизи населенных пунктов, памятников истории и природы, заповедников, рекреационных и оздоровительных зон.

Ст.52. - Запрещаются при отсутствии разрешения органов охраны среды, здравоохранения и местного самоуправления захоронение и складирование под землей твердых, жидких и газообразных химических и радиоактивных отходов, способных загрязнять ресурсы недр и влиять отрицательно на их качество.

Ст.53. - В дополнение к статьям 9 и 10 органам местного публичного самоуправления, органам охраны среды и здравоохранения, органам, распоряжающимся ресурсами недр, и отраслевым исследовательским учреждениям вменяется в обязанность:

а) вести кадастр ресурсов недр, учет их добычи и переработки, учет отходов от этой деятельности, разрабатывать программы использования ресурсов недр, которые обеспечивали бы устойчивое развитие общества;

b) осуществлять постоянный надзор за разработкой ресурсов недр, соблюдением лимитов их использования, предлагать и требовать от пользователей внедрения высокоэффективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий добычи и переработки ресурсов недр;

с) выявлять редкие геологические, минералогические, палеонтологические и иные образования недр особого научного и культурного значения и добиваться охраны их государством.

Ст.54. - Хозяйственным субъектам независимо от формы собственности, разрабатывающим и использующим ресурсы недр, вменяется в обязанность:

а) возобновить в течение года после введения в действие настоящего закона разрешение органов охраны среды в установленном порядке. Невыполнение этого требования или рекомендаций экспертизы влечет приостановление соответствующей деятельности;

b) устанавливать с согласия органов местного публичного самоуправления и органов охраны среды охранные и санитарные зоны вокруг разработок и участков переработки ресурсов недр, благоустраивать и содержать эти зоны в соответствии с установленным в них режимом;

с) осуществлять работы по экологической реконструкции участков, пострадавших вследствие разработки, добычи и переработки ресурсов недр, и по рекультивации нарушенных земель.

Часть 4. Охрана атмосферы

Ст.55. - Правительству в течение года после введения в действие настоящего закона предстоит разработать и внести Парламенту на утверждение стандарты качества воздуха.

Ст.56. - В дополнение к статье 9 органам управления энергетикой, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, эксплуатации жилищного фонда совместно с отраслевыми исследовательскими учреждениями, органами местного публичного самоуправления, охраны среды и здравоохранения вменяется в обязанность:

а) разрабатывать и вносить Правительству на утверждение годовые лимиты производства и потребления энергии, годовые предельно допустимые нормы вредных выбросов в атмосферу из стационарных и мобильных источников, не допускать нарушения этих лимитов и норм;

b) создавать и обеспечивать функционирование системы надзора за качеством воздуха над всей территорией республики в соответствии с международными стандартами;

с) предлагать и требовать от потребителей энергии внедрения технических решений, обеспечивающих сокращение потребления энергии во всех сферах деятельности и использование сырья и топлива с пониженным содержанием вредных веществ;

d) осуществлять технологическое переоснащение производства для прекращения выбросов в атмосферу веществ, разрушающих озоновый слой, асбестовой пыли и волокон, а также для уменьшения или прекращения выбросов опасных веществ из категории стойких органических загрязнителей и категории тяжелых металлов, регулируемых международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова;

e) держать над постоянным надзором соблюдение режима вредных выбросов в атмосферу, незамедлительно привлекать виновных к ответственности за допущенные нарушения; при неблагоприятных метеорологических условиях, не способствующих рассеиванию загрязняющих веществ в атмосфере, обусловливающих локальное скопление токсичных веществ, принимать меры к приостановлению деятельности, являющейся источником загрязнения атмосферы.

(В статью 56 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 17.06.2016 г. №141)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.57. - Хозяйственным субъектам независимо от формы собственности, деятельность которых связана со стационарными или мобильными источниками загрязнения, вменяется в обязанность:

а) оснащать технологические линии оборудованием и устройствами по улавливанию и обезвреживанию вредных распыляющихся веществ и газов, не нарушать нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в выбросах;

b) принимать необходимые меры для недопущения загрязнения атмосферы распыляющимися или улетучивающимися веществами при транспортировке и хранении любых отходов;

с) создавать и содержать зеленые зоны вокруг промышленных объектов, сажать вдоль дорог сплошные ряды деревьев и кустарников для улучшения качества воздуха и защиты от шума;

d) принимать меры по обеспечению изоляции источников шума и вибрации и защиты от них населения, не допускать превышения предельно допустимых уровней шума и вибрации, неионизирующего излучения (электромагнитного, инфракрасного, ультрафиолетового, лазерного).

Часть 5. Сохранение биологического разнообразия и охрана памятников природы

Ст.58. - Государство подтверждает право на существование всех видов живой природы (независимо от их значения для человека) как существенного элемента планетарного круговорота веществ, формирования климата и восстановительного потенциала природных ресурсов.

Ст.59. - Правительству в течение года после принятия настоящего закона предстоит разработать и представить Парламенту программу деятельности по сохранению биологического разнообразия, направленную на защиту от коммерческого воздействия редких и исчезающих видов растений и животных, выращивание и разведение в специальных центрах исчезающих видов, введение новых видов, создание природного генетического банка, особо охраняемых территорий, соблюдение межгосударственных и международных соглашений по сохранению биологического разнообразия.

Ст.60. - Органы охраны среды совместно с органами местного самоуправления призваны взять под контроль сбор растений, рыбную ловлю, охоту, чтобы они велись только в пределах. не угрожающих потенциалу воспроизводства различных видов растений и животных. Запрещаются сбор растений, ловля рыбы и отстрел птиц и животных тех видов, которые занесены в Красную книгу.

Ст.61. - Внедрение в потребительских, технических, декоративных, эстетических целях новых видов микроорганизмов, растений, животных в природную среду обитания, в которой их прежде не было, допускается с разрешения центрального органа по природным ресурсам и охране среды. Физические и юридические лица, внедрившие без разрешения новые виды в существующие экосистемы, несут согласно закону ответственность за все последствия их нарушения.

Ст.62. - Запрещается и наказывается по закону сжигание стерни, сухих растительных остатков в защитных лесополосах, на полях, у дорог, сжигание вредных отходов за пределами специально отведенных и оборудованных мест.

Ст.63. - В целях сохранения биологического разнообразия и природных образований, имеющих экологическое, научное и эстетическое значение, создаются системы: охраняемых природных зон (заповедники, заповедные леса и национальные парки), памятников природы (геоморфологические образования и структуры: уникальные рельефы, пещеры, окаменевшие образования; уникальные природные комплексы, отдельные деревья и т.д.), памятников паркового искусства (ботанические сады, дендрологические парки, старые исторические парки, лесопарки), зоологических парков, Придание природным зонам, памятникам природы, памятникам паркового искусства, зоологическим паркам статуса охраняемых и лишение их этого статуса осуществляется Парламентом по представлению Правительства. Охраняемые природные зоны и памятники природы, признанные таковыми указами и постановлениями Правительства, решениями органов местного публичного самоуправления, изданными до принятия настоящего закона, сохраняют законно полученный ими статус.

Ст.64. - Территории и акватории, провозглашенные законом или постановлением Парламента охраняемыми природными зонами, управляются органами охраны среды. Памятники природы, памятники паркового искусства и зоологические парки остаются в собственности землепользователей. Использование природных ресурсов и иная деятельность на территории памятников природы, памятников паркового искусства, зоологических парков, а также в буферных зонах заповедников осуществляются в соответствии с режимом данных объектов и зон.

Ст.65. - Заповедники, национальные парки, зоологические парки являются юридическими лицами, деятельность которых финансируется государством, располагают собственными специальными счетами из средств, полученных от научной, издательской, рекреационной и просветительской деятельности. Данные средства используются исключительно для надлежащего содержания заповедников, национальных парков и памятников природы.

Ст.66. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды издает и распространяет Каталог охраняемых природных зон, памятников природы, памятников паркового искусства, зоологических парков с положениями о них и ежегодными изменениями.

Глава VI Распоряжение отходами, токсичными веществами, минеральными удобрениями и пестицидами

Ст.67. - Государственная политика в области распоряжения отходами основывается:

а) на признании того, что чрезмерное накопление отходов является следствием нерационального использования энергии и сырья, отрицательно влияет на качество среды, ее компоненты и здоровье людей;

b) на осознании необходимости внедрения технических решений, экономических и хозяйственных механизмов для снижения темпов накопления отходов, получения энергии и вторичного сырья из производственных и бытовых отходов, уничтожения и надежной изоляции отходов, не поддающихся переработке.

Ст.68. - В дополнение к статье 8 Правительство:

а) рекомендует и внедряет посредством экономических и хозяйственных механизмов высокоэффективные технологии, позволяющие рационально использовать воду и сырье, ограничивать использование в производственном процессе элементов, оказывающих вредное воздействие на среду и здоровье людей, заменять их инертными альтернативными материалами, получать продукцию, пригодную для повторного использования, энергию и вторичное сырье из производственных и бытовых отходов;

b) разрабатывает годовые нормы накопления производственных и бытовых отходов, осуществляет надзор за соблюдением этих норм;

с) устанавливает тарифы на хранение и переработку производственных и бытовых отходов, технические стандарты транспортировки, хранения на поверхности, сжигания и захоронения не поддающихся переработке отходов с целью сокращения до минимума их вредного воздействия на здоровье людей и качество среды;

d) всемерно содействует и стимулирует сбор и повторное использование металлических, текстильных, кожаных, древесных отходов, изношенной резины, отработанных масел, получение остаточной энергии;

е) утверждает, ежегодно уточняет и публикует в течение шести месяцев после введения в действие настоящего закона Положение о порядке использования и уничтожения токсичных материалов и отходов, Перечень токсичных материалов и отходов, Положение о порядке транспортировки, хранения и использования минеральных удобрений и пестицидов, Перечень минеральных удобрений и пестицидов, исключающий вещества высокотоксичные, длительного остаточного действия, неизбирательного действия и накапливающиеся, Нормативы предельно допустимых остаточных количеств пестицидов и других токсичных веществ в почве, воде, фураже, продуктах питания растительного и животного происхождения.

Ст.69. - В дополнение к статьям 9 и 10 органам местного публичного самоуправления совместно с органами охраны среды и здравоохранения вменяется в обязанность:

а) разрешать складирование любых отходов - бытовых, промышленных и сельскохозяйственных, остатков илистых образований от промышленной, агрозоотехнической и городской деятельности, строительного мусора только в специально отведенных и оборудованных местах с согласия землевладельцев при условии защиты от загрязнения прилегающих территорий, поверхностных и подземных вод, поселений, зон туризма и представляющих интерес ландшафтов, а также рекультивации земель по истечении срока их использования для складирования отходов;

b) устанавливать ежегодные лимиты складирования отходов на территории коммуны (села), города, района, муниципия, осуществлять надзор за соблюдением режима мест складирования и технических стандартов хранения, переработки, сжигания, захоронения отходов;

с) осуществлять постоянный контроль за соблюдением на территории населенных пунктов, хозяйственных и социальных объектов и за их пределами законодательства об охране среды, Положения о порядке использования и уничтожения токсичных материалов и отходов, привлекать к ответственности нарушающих их физических и юридических лиц.

Ст.70. - Производители совместно с предприятиями торговли должны организовывать, а примэрии и претуры - создавать необходимые условия для сбора использованной тары и упаковочных материалов из бумаги, картона, дерева, стекла, металла, пластмассы и обеспечивать их переработку и повторное использование.

Ст. 71. - Хозяйственным субъектам независимо от формы собственности вменяется в обязанность:

а) внедрять в производственный процесс высокоэффективные технологии, сберегающие энергию, воду и материалы, сокращающие до минимума выход любых отходов;

b) вести постоянный учет отходов производства, осуществлять их идентификацию, сортировку и упаковку (брикетирование), обеспечивать переработку на месте или сдавать на специализированные предприятия по регенерации энергии и поддающихся восстановлению производственных отходов, а также транспортировку и складирование не поддающихся переработке отходов на специально оборудованных полигонах;

с) создавать необходимые условия для предупреждения аварийного загрязнения среды любыми химикатами, а в случае ее загрязнения быстро ликвидировать его последствия и возместить нанесенный ущерб.

Ст.72. - Хозяйственным субъектам независимо от формы собственности, использующим, производящим, перевозящим или реализующим токсичные или радиоактивные вещества либо вредные отходы, и отраслевым исследовательским учреждениям вменяется в обязанность:

а) возобновить в течение шести месяцев после введения в действие настоящего закона разрешения органов охраны среды в установленном порядке. Невыполнение настоящего требования или рекомендаций экспертизы влечет приостановление соответствующей деятельности;

b) вести специальный журнал установленной формы и вносить в него данные о природе, происхождении, количестве, порядке хранения и использования пестицидов и других токсичных веществ, их физические и химические характеристики, сообщать эти данные органам охраны среды и здравоохранения;

с) осуществлять доставку пестицидов и других токсичных веществ, включая радиоактивные, только на специально оборудованные полигоны исключительно приспособленными для этого средствами и уполномоченными на то лицами на основании разрешения, выдаваемого органами охраны среды в каждом отдельном случае.

Ст.73. - Запрещается ввоз в республику любых отходов и остатков в не обработанном или обработанном виде, за исключением винных дрожжей предприятиями, располагающими оборудованием для переработки побочных продуктов виноделия, табачной жилки предприятиями, располагающими оборудованием по переработке табачной жилки путем вздувания, переработанной макулатуры , отходов и лома черных металлов и стеклянного боя, предусмотренных в приложении 3 к Закону об отходах производства и потребления №1347-XIII от 9 октября 1997 года, предназначенных для использования существующими отечественными предприятиями в качестве вторичного сырья, в целях их переработки, временного накопления, складирования, рассредоточения или сброса в воду, уничтожения любым способом. Таможенные органы осуществляют контроль и несут ответственность за выполнение требований настоящей статьи относительно ввоза любых отходов и остатков и транспортировки их через территории республики.

(В статью 73 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 14.02.2014 г. №9)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.74. - Производители и поставщики минеральных удобрений и пестицидов (гербицидов, инсектицидов, ратицидов, дисикантов, регуляторов роста) обязаны строго соблюдать требования Положения о порядке транспортировки, хранения и использования минеральных удобрений и пестицидов относительно условий их производства, упаковки (на упаковке должны быть указаны состав, правила хранения и применения, предупреждение о вредном воздействии на здоровье людей и качество среды), транспортировки, возврата их остатков, а также тары и упаковки поставщикам.

Ст.75. - В целях снижения опасности вредного воздействия применения минеральных удобрений и пестицидов на среду и здоровье людей запрещается:

а) складирование минеральных удобрений и пестицидов в неразрешенных органами охраны среды и здравоохранения помещениях и местах, использование их в особо охраняемых зонах;

b) обработка семян пестицидами за пределами специально оборудованных помещений и с несоблюдением всех мер охраны среды и здоровья людей;

с) применение пестицидов в период цветения культур, опыляемых насекомыми;

d) использование отравленных приманок из запрещенных для их приготовления пестицидов;

е) превышение нормативов предельно допустимых остаточных количеств пестицидов и других токсичных веществ в почве, воде, фураже, продуктах питания растительного и животного происхождения. Все пищевые продукты, содержащие сверхнормативное количество остаточных токсичных веществ, подлежат обработке, предусмотренной для нейтрализации вредных остатков, за счет производителей.

Ст.76. - Центральные органы сельского хозяйства, охраны среды, здравоохранения организуют на всей территории республики единую сеть специальных лабораторий по контролю за остаточным количеством пестицидов и других токсичных веществ в почве, воде, фураже, продуктах питания растительного и животного происхождения.

Глава VII Защита от ионизирующей радиации

Ст.77. - Республика Молдова не допускает на своей территории строительство атомных электростанций, импорт, размещение и провоз ядерного оружия, переработанного ядерного топлива и любых радиоактивных отходов. Исключение составляет транспортировка ядерных материалов между Российской Федерацией и Республикой Болгария через территорию Республики Молдова и территорию Украины.

Ст.78. - Любая деятельность, связанная с радиоактивными источниками, - их ввоз, проведение научных исследований, внедрение новых технологий, разработка, производство, переработка, использование, перевозка, вывоз, обезвреживание и захоронение, - допускается только на основании совместного разрешения центральных органов охраны среды и здравоохранения.

Ст.79. - Разрешения на осуществление деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения, выдаются только при условии их оснащения надежными системами противолучевой защиты, блокировки и сигнализации, обеспечивающими противолучевую защиту обслуживающего персонала, населения и среды, представления информации об уровне радиации, мерах и установках противолучевой защиты, аппаратуре и методах контроля за источником излучения, режиме защиты при эксплуатации и обслуживании.

Ст.80. - Обладателям разрешений на осуществление деятельности, связанной с радиоактивными источниками, вменяется в обязанность:

а) обеспечение соблюдения нормативных актов, технических инструкций и действующих норм, гарантирующих защиту обслуживающего персонала, населения и среды от ионизирующего излучения;

b) ведение строгого учета радиоактивных и сопутствующих материалов, принятие мер по предупреждению их повреждения, аварийного распространения, утери или хищения;

с) организация службы контроля радиологической обстановки на территории предприятия, учреждения, организации, в санитарных и охранных зонах в соответствии со специальным режимом данных объектов, утвержденным центральными органами охраны среды и здравоохранения;

d) принятие необходимых мер для предотвращения или сокращения до минимума радиоактивного воздействия на человека, непревышение указанного в разрешении уровня радиации;

е) незамедлительное извещение центральных органов охраны среды, здравоохранения, органов по поддержанию общественного порядка и местного самоуправления о повреждении, аварийном распространении, утере или хищении радиоактивных материалов, а в случае аварии на атомных установках - непосредственное участие в локализации и ликвидации последствий аварии, возмещение причиненного ущерба.

Ст.81. - Правительство в течение года после введения в действие настоящего закона должно создать Национальный комитет радиологической защиты, который должен осуществлять надзор за уровнем радиоактивности в почве, воздухе, воде, растительном и животном мире, продуктах питания, промышленной продукции на всей территории республики и систематически информировать население о радиологической обстановке, сравнивая зарегистрированные данные с допустимым уровнем радиации, а в случае превышения предельного уровня радиации оповещать об этом жителей отдельных территорий и населенных пунктов. Утаивание и искажение информации о радиоактивной опасности для населения признаются государственным преступлением.

Ст.82. - В случае аварий на атомных объектах, расположенных на территории других стран и представляющих опасность для республики Правительство незамедлительно информирует население о создавшемся положении и принимает необходимые меры по его защите и ликвидации последствий аварий.

Глава VIII Национальный экологической фонд

Ст.83. – (1) Национальный экологический фонд (далее – Фонд) создается в рамках государственного бюджета с целью финансирования программ по охране среды.

(2) Объем Фонда утверждается ежегодным законом о государственном бюджете.

Ст.84. - Средства Фонда используются по следующим направлениям деятельности:

а) политика и менеджмент в области охраны среды;

b) охрана и управление водными ресурсами;

c) обеспечение доступа населения к качественной питьевой воде и санитарии;

d) охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;

e) охрана почвенных ресурсов;

f) охрана и сохранение биологического разнообразия;

g) управление минеральными ресурсами;

h) управление отходами и химическими веществами;

i) мониторинг качества окружающей среды;

j) смягчение климатических изменений и адаптация к ним;

k) экологическая безопасность;

l) биологическая безопасность;

m) научные исследования.

Ст.85. - (1) Фонд управляется центральным органом по природным ресурсам и охране среды на основе Положения об управлении Национальным экологическим фондом, утвержденного Правительством.

(2) Выделение средств осуществляется на основе проектов, представленных органами местного публичного управления, предприятиями и организациями независимо от формы собственности, неправительственными организациями, которые вписываются в утвержденные центральным органом по природным ресурсам и охране среды программы расходов на предусмотренные статьей 84 направления деятельности.

(3) Финансирование проектов, предусмотренных частью (2), предполагающих расходы инвестиционного характера, осуществляется на основании Закона о качестве в строительстве №721-XIII от 2 февраля 1996 года, а также других действующих нормативных актов.

Ст.86. - Центральный орган по природным ресурсам и охране среды и подведомственные ему учреждения обеспечивают прозрачность управления средствами, выделенными Фонду, путем обнародования через любые информационные средства отчетов об управлении средствами Фонда, статистических отчетов и другой связанной с процессом принятия решений информации.

(Глава VIII изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.12.2016 г. №281)

(см. предыдущую редакцию)

Глава IX Ответственность за нарушение законодательства. Решение споров в области охраны среды

Ст.89. - Нарушение требований настоящего закона влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Ст.90. - Нарушение или неисполнение настоящего закона влечет за собой приостановление, ограничение или запрещение деятельности физических и юридических лиц независимо от формы собственности.

Ст.91. - Физические и юридические лица обязаны возместить ущерб и убытки, причиненные нарушением настоящего закона, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Ст.92. - Представители органов охраны среды, согласно действующему законодательству, несут личную ответственность за обеспечение исполнения настоящего закона. Физические и юридические лица в случае несогласия с решениями представителей органов охраны среды вправе обратиться в вышестоящий орган охраны среды для рассмотрения и решения их вопросов, а при несогласии с решением этого органа - вправе обжаловать его в суд.

Ст.93. - Если вследствие некомпетентного или принятого с превышением полномочий решения органов охраны среды физическим или юридическим лицам наносятся ущерб или убытки, они возмещаются должностными лицами, принявшими такое решение, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Ст.94. - (1) Споры в области охраны среды, в которых заинтересованные стороны не могут прийти к взаимному согласию, разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующих законодательством.

(2) Административные акты, которыми ущемляются законные права или интересы, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды, могут быть обжалованы в административный суд в соответствии с Законом об административном суде.

Глава Х Международные соглашения в области охраны среды

Ст.95. - Если положениями международных соглашений, одной из сторон которых является Республика Молдова, предусматриваются иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве об охране среды Республики Молдова, применяются положения международных соглашений.

Президент Республики Молдова

Мирча Снегур