Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 9 октября 1997 года №1347-XIII

Об отходах производства и потребления

(В редакции Законов Республики Молдова от 30.07.2001 г. №454-XV, 19.07.2002 г. 1257-XV, 13.06.2003 г. №240-XV, 24.07.2003 г. №333-XVI, 20.11.2003 г. №463-XV, 04.12.2003 г. №480-XV, 02.12.2004 г. №409-XV, 30.12.2004 г. №449-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 28.07.2006 г. №268-XVI, 14.06.2007 г. №133-XVI, 26.07.2007 г. №202-XVI, 21.12.2007 г. №293-XVI, 26.12.2008 г. №313-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 29.12.2009 г. №136-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 11.07.2012 г. №178, 19.10.2012 г. №222, 23.12.2013 г. №324, 14.02.2014 г. №9, 03.11.2016 г. №245)

Парламент принимает настоящий закон.

Настоящий закон регламентирует, в соответствии с положениями Закона об охране окружающей среды, распоряжение отходами производства и потребления в целях их сокращения, максимального вовлечения в хозяйственный оборот и предотвращения загрязнения природной среды.

Глава I Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

отходы - вещества, материалы, предметы, остатки сырья, образующиеся в результате использования в хозяйственной деятельности, в процессе потребления и в быту и полностью или частично утратившие исходные потребительские свойства; часть из них пригодна после переработки для повторного использования;

отходы производства - отходы, образующиеся в некоторых технологических процессах;

отходы потребления - отходы домашнего хозяйства, бытового потребления;

опасные отходы - отходы токсичные, огнеопасные, взрывоопасные, коррозионные, инфекционного характера или иной природы, которые при попадании в окружающую среду могут нанести вред растениям, животным, человеку;

распоряжение отходами - любая деятельность, связанная с образованием отходов, их обработкой, упаковкой, размещением, транспортировкой, накоплением, обезвреживанием, переработкой, использованием, захоронением или уничтожением;

размещение отходов - складирование отходов в разрешенных и специально оборудованных для этого местах (полигоны, свалки, подземные хранилища) с целью их захоронения или временного хранения, при котором предусматривается возможность дальнейшей их переработки и использования;

переработка отходов - осуществление технологических операций (дробление, резка, прессовка, брикетирование, измельчение, плавка-литье, ферментация и др.), изменяющих состав, физические, химические или биологические свойства отходов с целью преобразования их во вторичное сырье или же обезвреживания и удаления без экологического риска;

обезвреживание отходов - физическая, химическая или биологическая обработка отходов с целью устранения либо уменьшения их свойств, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья населения;

рекуперация отходов - переработка отходов с целью извлечения полезных веществ, содержащихся в них в чистом виде, для повторного применения; использование тепла химических реакций горения отходов;

использование отходов - возвращение отходов в хозяйственный оборот в качестве материально-сырьевых ресурсов либо использование их после переработки в качестве вторичного сырья, полуфабрикатов, готовой продукции или энергии.

Статья 2. Сфера применения закона

(1) Настоящий закон распространяется на всех физических и юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы.

(2) Закон регулирует отношения, возникающие при распоряжении отходами, образующимися в процессе:

a) разработки месторождений и переработки минерального сырья;

b) производства, транспортировки и складирования технических изделий, товаров широкого потребления, энергии и энергоносителей;

c) выполнения строительных, сельскохозяйственных, горных и других работ;

d) оказания услуг;

e) потребления промышленных и продовольственных товаров.

(3) Распоряжение (использование, удаление) радиоактивными отходами, осадками сточных вод осуществляется в соответствии с законодательными актами в данной области.

Глава II Полномочия и обязанности в области распоряжения отходами

Статья 3. Полномочия Правительства

Правительство:

a) организует разработку и утверждает Государственную программу использования отходов производства и потребления, обеспечивает ее выполнение;

b) координирует деятельность министерств, департаментов и других под ведомственных ему органов в сфере распоряжения отходами;

c) принимает решения об отчуждении земельных участков для размещения полигонов под складирование, переработку, захоронение или уничтожение отходов;

d) исключен

e) устанавливает лимиты размещения (складирования, захоронения) отходов;

f) утверждает Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по распоряжению отходами, устанавливает размер платы за выдачу разрешений хозяйствующим субъектам;

g) принимает окончательные решения, в случае несогласия органов местного публичного управления, по вопросам размещения объектов общенационального значения по обезвреживанию, переработке, складированию или захоронению отходов при условии соблюдения экологических норм и других требований социального порядка;

h) осуществляет международное сотрудничество в данной области.

Статья 4. Полномочия центрального орган государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды

(1) Центральный орган государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды:

a) осуществляет государственный контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства о распоряжении отходами;

b) выдает и аннулирует разрешения на осуществление деятельности по распоряжению отходами;

c) производит экологическую экспертизу программ, схем, проектов транспортировки, размещения, переработки, обезвреживания, рекуперации, использования, захоронения и уничтожения отходов;

d) ограничивает или приостанавливает деятельность хозяйствующих субъектов в случаях, если эта деятельность осуществляется с нарушением законодательства;

e) разрабатывает и вносит в Правительство предложения по установлению размера платы за размещение отходов;

f) утверждает совместно с Министерством здравоохранения и Службой гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Министерства внутренних дел Перечень опасных отходов;

f-1) утверждает Положение об управлении отходами, учитывая организацию их сбора, складирования и переработки;

g) осуществляет совместно с Министерством здравоохранения контроль и оценку экологической ситуации в Республике Молдова с учетом состояния дел с распоряжением отходами и информирует об этом общественность;

h) согласовывает проекты на строительство и реконструкцию промышленных объектов и объектов социального назначения;

i) осуществляет сотрудничество с аналогичными органами других стран, изучает, обобщает и распространяет международный опыт, контролирует выполнение Республикой Молдова обязательств по международным соглашениям в области распоряжения отходами, участницей которых она является.

(2) Решения, принятые центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды в пределах его компетенции в области распоряжения отходами, обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами и могут быть обжалованы в компетентный административный суд.

Статья 5. Полномочия Министерства здравоохранения

Министерство здравоохранения:

a) осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за образованием, транспортировкой, размещением, переработкой, обезвреживанием, использованием, захоронением и уничтожением отходов и принимает решения в целях предупреждения нарушений санитарного законодательства;

b) устанавливает класс токсичности отходов, разрабатывает Классификатор токсичных отходов и методику определения класса их токсичности;

c) согласовывает решения о выделении земельных участков для размещения и обезвреживания опасных отходов;

d) дает заключения о допустимости и санитарно-гигиенических условиях использования продукции, изготавливаемой из отходов или с их применением;

e) согласовывает проектную документацию на строительство или реконструкцию предприятий и других объектов, в которых могут образовываться отходы, на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований;

f) осуществляет другие функции, предусмотренные Законом о санитарно-эпидемиологическом обеспечении населения и другими нормативными актами по данному вопросу.

Статья 6. Полномочия органов местного публичного управления

Органы местного публичного управления:

a) обеспечивают исполнение на подведомственной территории законодательства о распоряжении отходами;

b) осуществляют координацию и организационно-экономическое регулирование действий физических и юридических лиц, находящихся на подведомственной территории, в области распоряжения отходами с целью выявления и включения их в максимальных объемах в хозяйственный оборот;

c) принимают по согласованию с территориальными органами охраны окружающей среды и здравоохранения решения об отводе земельных участков под размещение отходов и строительство (расширение) объектов, предназначенных для их переработки и обезвреживания, осуществляют контроль за уничтожением отходов и возмещением ущерба, причиненного окружающей среде отходами производства и потребления;

d) объединяют денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на подведомственной территории, экологических фондов и бюджетов административно-территориальных единиц для финансирования строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов по переработке, обезвреживанию и уничтожению отходов;

e) проводят систематический учет образования, размещения и переработки отходов на подведомственной территории;

f) организуют сбор и удаление отходов потребления, а также отходов мелких производств, выделяют места для их размещения;

g) составляют и ведут регистры мест размещения отходов;

h) совместно со Службой гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Министерства внутренних дел принимают меры по гражданской защите на хозяйственных объектах, где образуются опасные отходы;

i) осуществляют меры по ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок;

j) пропагандируют положения законодательства о распоряжении отходами;

k) информируют население о положении дел с размещением, хранением и переработкой отходов в данном населенном пункте, регионе, привлекают жителей к сбору безопасных отходов и вторичного сырья.

Статья 7. Полномочия других органов

Компетенция других специально уполномоченных на то органов в области распоряжения отходами определяется законодательством.

Статья 8. Обязанности физических и юридических лиц

Физические и юридические лица обязаны:

a) применять экологически чистые, малоотходные и безотходные технологии;

b) обеспечивать сбор и сортировку отходов по видам (стекло, картон, пластмассы, металлы, пищевые отходы и др.);

c) вести строгий учет всех отходов, образующихся в процессе их производственной деятельности;

d) использовать отходы с минимальным экологическим риском;

e) осуществлять лабораторный контроль качества окружающей среды в местах складирования и временного хранения отходов;

f) возмещать в полном объеме ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу населения, а также юридическим лицам в случаях нарушения законодательства о распоряжении отходами;

g) предоставлять общественности любую информацию о состоянии дел с отходами. При этом физические и юридические лица несут предусмотренную законодательством ответственность за умышленную дачу неполной и неточной информации;

h) незамедлительно сообщать территориальным органам гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, здравоохранения и органам местного публичного управления о возникновении аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды опасными и токсичными отходами, и о предпринятых в связи с этим мерах;

i) обеспечивать транспортировку, складирование, переработку, обезвреживание и использование опасных и токсичных отходов на основе договоров, заключаемых с хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующие разрешения, строго контролируя эти процессы;

j) снабжать транспортируемые и хранящиеся на складах токсичные отходы этикетками, на которых должно быть указано следующее: знак, обозначающий класс токсичности; полное название отходов, их агрегатное состояние, цвет, запах, пожаро- и взрывоопасные свойства; вид упаковки; наименование технологического процесса, при котором получены отходы; специальные требования при обращении с ними в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях; адрес предприятия, организации, в которых они образовались;

k) обеспечивать импорт и производство продуктов питания и товаров широкого потребления в утилизируемых упаковках и упаковках многоразового использования, безопасных для окружающей среды, обеспечивать сбор и рекуперацию собственных или импортируемых упаковок, не допускать чрезмерного упаковывания.

Глава III Нормирование, учет, планирование, контроль и надзор, мониторинг в сфере распоряжения отходами

Статья 9. Нормирование

(1) Нормирование в области образования, размещения, переработки, использования, обезвреживания, удаления, захоронения и уничтожения отходов осуществляется путем применения системы показателей регулирования соответствующего вида деятельности. Нормативами определяются максимально допустимые количества наиболее опасных отходов, образующихся в технологических процессах, степень токсичности отходов, содержание в отдельных категориях опасных отходов токсичных компонентов, требования к физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по распоряжению отходами, к условиям, которые должны выполняться на объектах, связанных с этой деятельностью.

(2) Проекты нормативов разрабатываются министерствами, департаментами, предприятиями и организациями и согласовываются с центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения.

(3) Порядок разработки и утверждения нормативов определяется центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения.

Статья 10. Учет

(1) Все образующиеся отходы производства и потребления подлежат государственному учету.

(2) Государственный учет отходов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством.

(3) Первичный учет отходов ведут физические и юридические лица, занимающиеся производственной деятельностью, которые представляют территориальным органам статистики и охраны окружающей среды отчеты о наличии, образовании, переработке и использовании отходов своей деятельности.

(4) Система и формы учета и отчетности об отходах устанавливаются Департаментом статистики совместно с центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды.

Статья 11. Планирование

(1) Министерства, департаменты, органы местного публичного управления, объединения, предприятия, организации разрабатывают в пределах своей компетенции программы распоряжения отходами, предусматривающие мероприятия по обеспечению снижения объемов отходов, максимального вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья или удаления без экологического риска.

(2) На основе указанных программ центральный орган государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды совместно с Министерством экономики разрабатывают проект Государственной программы использования отходов производства и потребления, утверждаемой Правительством.

(3) Государственная программа использования отходов производства и потребления является основным документом для создания системы взаимосвязанных научно-технических, организационно-экономических и социальных мероприятий по распоряжению отходами и реализации единой научно-технической и инвестиционной политики в этой сфере.

Статья 12. Составление и ведение регистров мест размещения отходов

(1) С целью обеспечения более полного учета и описания мест складирования, накопления и захоронения отходов, а также контроля их влияния на окружающую среду и здоровье людей органы местного публичного управления обязаны составлять, при методической поддержке компетентных органов здравоохранения и охраны окружающей среды, регистры мест размещения отходов по их количественно-качественным характеристикам. Регистры составляются на основе данных учета отходов, отчетных данных предприятий - производителей отходов и сведений, представляемых органами, контролирующими состояние мест размещения отходов.

(2) Порядок составления и ведения указанных регистров устанавливается центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды по согласованию с Министерством здравоохранения.

Статья 13. Контроль и надзор

(1) Государственный контроль в области распоряжения отходами осуществляется центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды.

(2) Государственный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в данной области возлагается на Министерство здравоохранения.

(3) Первичный контроль за образованием, использованием, размещением, обезвреживанием и удалением отходов осуществляется физическими и юридическими лицами, занимающимися производственной деятельностью.

Статья 14. Мониторинг

(1) Для определения и прогнозирования влияния отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, предотвращения, своевременного выявления и ликвидации его негативных последствий территориальные органы охраны окружающей среды осуществляют мониторинг мест размещения (складирования, захоронения) отходов, являющийся составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.

(2) Порядок и методика проведения мониторинга определяются центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды.

Статья 15. Информация о состоянии мест размещения отходов

Информация о состоянии мест размещения отходов и влиянии их на окружающую среду и здоровье людей предоставляется органами местного публичного управления, центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды и Министерства здравоохранения по запросам предприятий, учреждений, организаций, граждан и средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Правительством.

Глава IV Требования по экологической безопасности

Статья 16. Предупреждение и ограничение вредного влияния опасных отходов

(1) В целях предупреждения либо ограничения вредного влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения запрещается:

a) осуществление какой-либо деятельности, приводящей к образованию опасных отходов, без наличия разрешения на их размещение (складирование, захоронение), переработку, использование, обезвреживание и удаление;

b) применение результатов научных исследований, внедрение изобретений, новых технологий, не предусматривающих способы использования, обезвреживания и удаления отходов;

c) производство и применение средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных веществ, которые могут повлечь образование опасных отходов.

(2) Утратила силу

Статья 17. Требования, предъявляемые при разработке новых материалов, технологий, проектировании и строительстве объектов

(1) Физические и юридические лица, разрабатывающие новые материалы и технологии, проекты строительства предприятий и других объектов, при применении или деятельности которых могут образовываться отходы, обязаны предусматривать применение технологических процессов и специального оборудования для переработки, обезвреживания и удаления отходов.

(2) Запрещается строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, а также других объектов, не обеспеченных оборудованием и технологиями по безопасному использованию, переработке, обезвреживанию и удалению отходов и не имеющих положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертных служб.

(3) При принятии решений о развитии городов и сельских населенных пунктов следует предусматривать необходимые условия, а также технические и другие меры, обеспечивающие переработку, обезвреживание и удаление отходов производства и потребления.

Статья 18. Требования по размещению (складированию, захоронению) и хранению отходов

(1) Размещение (складирование, захоронение) и хранение отходов осуществляются средствами и методами, исключающими угрозу для здоровья людей и состояния окружающей среды или причинение другого вреда.

(2) Выбор и отведение территорий для размещения отходов, строительство, оборудование и эксплуатация соответствующих объектов (хранилищ, полигонов), их консервация осуществляются в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами в порядке, устанавливаемом центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды по согласованию с Министерством здравоохранения.

(3) Каждое место размещения отходов (хранилище, полигон) должно иметь специальный паспорт (сертификат), в котором указываются характер отходов, их происхождение, количественные и качественные показатели, регистрационный номер.

(4) При переработке и уничтожении (сжигании) отходов должно обеспечиваться складирование или захоронение образующихся остатков.

Статья 19. Порядок размещения (складирования, захоронения) и хранения отходов

(1) Размещение (складирование, захоронение) и хранение отходов осуществляются в местах и на объектах, специально отведенных для этой цели органами местного публичного управления, при наличии у складирующих специальных разрешений, в которых указываются объемы отходов в пределах установленных лимитов.

(2) Выдача разрешений и установление лимитов размещения (складирования, захоронения) отходов производятся на основании статей 68 и 69 Закона об охране окружающей среды в порядке, устанавливаемом центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды.

(3) Физические и юридические лица обязаны соблюдать срок действия разрешения, порядок его продления и установленные лимиты размещения (складирования, захоронения) отходов. Места размещения используются только для отходов, указанных в разрешении.

(4) Нормы и порядок временного размещения отходов на территории предприятий и организаций устанавливаются органами охраны окружающей среды по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Статья 20. Ограничения

(1) Запрещается:

a) любой сброс в дренажные системы, водные объекты, размещение и переработка отходов на территории охранных зон водоемов и водотоков, зон санитарной охраны источников питьевого водообеспечения и водопроводов, рекреационных мест, природных заповедных территорий, парков и лесозащитных полос, вдоль железных и автомобильных дорог;

b) захоронение и переработка опасных отходов, отходов производства и потребления в черте городов и сельских населенных пунктов, в подземных горизонтах, курортно-санаторных зонах и зонах отдыха, а также в других местах, где может возникнуть опасность загрязнения окружающей среды и угроза здоровью людей;

c) ввоз в страну любых отходов и остатков в непереработанном виде, за исключением винных дрожжей предприятиями, располагающими оборудованием для переработки побочных продуктов виноделия, табачной жилки предприятиями, располагающими оборудованием по переработке табачной жилки путем вздувания, переработанной макулатуры, отходов и лома черных металлов и стеклянного боя, предназначенных для использования существующими отечественными предприятиями в качестве вторичного сырья, предусмотренных в приложении 3, в целях их переработки, временного накопления, складирования, захоронения или уничтожения любым способом;

d) сжигание отходов любого происхождения.

(2) Утратила силу

(3) Захоронение отходов в недрах может быть разрешено в исключительных случаях только на основании результатов специальных исследований с соблюдением норм, правил и требований, предусмотренных законодательством. Решение вопросов использования недр для захоронения отходов и прочих токсичных веществ в соответствии со статьями 36 и 37 Кодекса о недрах относится к компетенции Правительства.

(4) Сбор и закупка от физических лиц на территории Республики Молдова лицензированными субъектами предпринимательской деятельности отходов черных и цветных металлов и промышленных отходов, содержащих металлы или их сплавы, отработанных аккумуляторных батарей, осуществляются в установленном законодательством порядке.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 14.02.2014 г. №9, 03.11.2016 г. №245)

(см. предыдущую редакцию)

Глава V Финансирование и экономическое стимулирование

Статья 21. Финансирование мероприятий по распоряжению отходами

Финансирование мероприятий по использованию, переработке, размещению (складированию, захоронению), хранению и уничтожению отходов осуществляется за счет:

а) государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц;

b) физических и юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы;

c) республиканского и местных экологических фондов;

d) кредитов банков;

e) пожертвований.

Статья 22. Плата за размещение отходов

(1) Размещение (складирование, захоронение) отходов производства и потребления осуществляется за плату.

(2) Размер платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов с учетом их экологической опасности устанавливается согласно приложению к настоящему закону.

(3) За размещение отходов в объемах, превышающих установленные лимиты, плата взимается в пятикратном размере.

(4) Внесение платы не освобождает физических и юридических лиц от ответственности за экологическую безопасность при размещении отходов.

(5) Плата за размещение отходов может дифференцироваться в зависимости от состояния окружающей среды в соответствующей зоне, рекреационной и сельскохозяйственной ценности территорий.

(6) Не взимается плата за временное складирование отходов на перегрузочных станциях, размещение на полях компостирования или фильтрации.

(7) Порядок установления, дифференциации и взыскания платы за размещение отходов определяется Правительством по представлению центрального органа государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды. Средства, полученные от взимания платы за размещение отходов, а также уплаты штрафов за нарушение законодательства о распоряжении отходами, перечисляются на счета экологических фондов.

Статья 23. Экономическое стимулирование использования и переработки отходов

(1) Меры экономического стимулирования использования и переработки отходов включают:

a) выделение средств из государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц для осуществления мероприятий по использованию и переработке отходов;

b) предоставление льгот по налогообложению и кредитованию физическим и юридическим лицам, использующим отходы в качестве сырья.

(2) Порядок осуществления мер экономического стимулирования использования и переработки отходов определяется законодательством.

Глава VI Правонарушения и ответственность

Статья 24. Правонарушения в области распоряжения отходами

К правонарушениям в области распоряжения отходами относятся:

a) несоблюдение установленного порядка сбора, хранения, транспортировки, размещения, сжигания, обезвреживания и удаления отходов, что привело или может привести к загрязнению окружающей среды;

b) самовольное складирование в запрещенных местах или удаление отходов другими способами без разрешения специально уполномоченных на то органов;

c) невыполнение распоряжений и указаний органов, осуществляющих государственный контроль за размещением, переработкой, удалением и захоронением отходов;

d) утаивание или предоставление недостоверной или неполной информации о распоряжении отходами, а также об их аварийном сбросе;

e) нарушение правил первичного учета и контроля в данной сфере;

f) несоблюдение сроков представления отчетности о распоряжении отходами;

g) передача опасных отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим разрешений на их транспортировку, хранение и переработку;

h) несоблюдение установленных правил и режима эксплуатации установок по переработке и обезвреживанию отходов, а также мест складирования или захоронения производственных, бытовых и прочих отходов;

i) проектирование и строительство предприятий и иных объектов, а так же внедрение материалов и технологий, не отвечающих требованиям безопасности при использовании, переработке и удалении отходов;

j) несоблюдение других правил и требований, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными актами.

Статья 25. Ответственность

(1) Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства о распоряжении отходами, несут материальную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

(2) Споры, возникающие по вопросам образования, размещения, использования, обезвреживания и удаления отходов, разрешаются в судебном порядке.

Глава VII Международные соглашения

Статья 26. Приоритет международных соглашений

Если международное соглашение, одной из сторон которого является Республика Молдова, содержит иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством о распоряжении отходами производства и потребления, применяются положения международного соглашения.

Глава VIII Заключительные и переходные положения

Статья 27

Утратила силу

Статья 28

Правительству:

- представить Парламенту предложения о приведении Закона о вторичных материальных ресурсах и других законодательных актов в соответствие с настоящим законом;

- привести в соответствие с настоящим законом свои нормативные акты;

- обеспечить в 6-месячный срок: внесение изменений или отмену министерствами и департаментами своих нормативных актов, противоречащих настоящему закону;

разработку и представление центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды совместно с Министерством юстиции и Экологической прокуратурой предложений о внесении изменений, вытекающих из настоящего закона, в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях;

- разработать и утвердить в срок до одного года экономически и экологически обоснованную Государственную программу использования отходов производства и потребления;

- разработать и утвердить в 3-месячный срок:

Инструкцию о порядке исчисления и взимания платы за размещение (складирование, захоронение) отходов;

Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по распоряжению отходами;

- обеспечить разработку и представление в 3-месячный срок Министерством здравоохранения совместно с центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды Классификатора токсичных отходов;

- обеспечить в 2-летний срок разработку проекта и строительство полигона по переработке, обезвреживанию и захоронению опасных и токсичных отходов, предусмотрев цех по демеркуризации отработанных люминесцентных ламп.

Председатель Парламента

Думитру Моцпан

Приложение 1

к Закону об отходах производства и потребления

Размер платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов

в расчете на единицу массы

 

Размер платы, в минимальных
заработных платах

За размещение в отведенных местах одной

тонны отходов:                                   

       нетоксичных                                0.06

        токсичных, класса токсичности:

        I                                          20

        II                                         6

        III                                        2

        IV                                         1

За хранение (складирование) на территории физических и юридических лиц одной тонны отходов:

        нетоксичных                                0.001

        токсичных, класса токсичности:

        I                                          5.8

        II                                         1.8

        III                                        0.6

        IV                                         0.3                

Приложение 2

к Закону об отходах производства и потребления

Утратило силу

Приложение 3

к Закону об отходах производства и потребления

Вторичное сырье, подлежащее ввозу

  Код

Наименование позиции

2307 00

 Винный отстой; винный камень

2401 30 000

Табачные отходы

4707 

Регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы)

7001 00 100 

Бой стеклянный, скрап и прочие отходы стекла

7204

Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)>>

(Приложение 3 изложено в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №245)

(см. предыдущую редакцию)