Не вступил в действие

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 10 апреля 2025 года №72

Об электронных коммуникациях

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон:

– частично перелагает Директиву (ЕС) 2018/1972 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2018 года, устанавливающую Европейский кодекс электронных коммуникаций (пересмотр) (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32018L1972, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 321/36 от 17 декабря 2018 года, с последними поправками, внесенными Директивой (ЕС) 2022/2555 Европейского парламента и Совета от 14 декабря 2022 года;

– перелагает части (1), (4) и (5) статьи 1, пункты (а) и (b) части (1) статьи 2 и статью 3 Делегированного Регламента Комиссии (ЕС) 2021/654 от 18 декабря 2020 года, дополняющего Директиву (ЕС) 2018/1972 Европейского парламента и Совета путем установления на уровне Союза единого максимального тарифа за завершение голосовых вызовов в сетях мобильной связи и единого максимального тарифа за завершение голосовых вызовов в сетях стационарной связи (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32021R0654, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 137/1 от 22 апреля 2021 года;

– частично перелагает Директиву 2002/58/EC Европейского парламента и Совета от 12 июля 2002 года в отношении обработки персональных данных и защиты конфиденциальности в секторе электронных коммуникаций (Директива о конфиденциальности и электронных коммуникациях), CELEX: 32002L0058, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 201/37 от 31 июля 2002 года, с последними поправками, внесенными Директивой 2009/136/ЕС Европейского парламента и Совета от 25 ноября 2009 года;

– частично перелагает Директиву Комиссии 2008/63/ЕС от 20 июня 2008 года о конкуренции на рынках телекоммуникационного оконечного оборудования (кодифицированная версия) (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32008L0063, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 162/20 от 21 июня 2008 года;

– перелагает Регламент (ЕС) 2021/1232 Европейского парламента и Совета от 14 июля 2021 года о временном отступлении от некоторых положений Директивы 2002/58/EC в отношении использования поставщиками услуг межличностной коммуникации, не основанных на номерах, технологий обработки персональных данных и других данных для борьбы с сексуальным насилием над детьми в интернете (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32021R1232, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 274/41 от 30 июля 2021 года, с последними поправками, внесенными Регламентом (ЕС) 2024/1307 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2024 года;

– перелагает Директиву Комиссии 2002/77/EC от 16 сентября 2002 года о конкуренции на рынках сетей и услуг электронных коммуникаций (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32002L0077, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 249/21 от 17 сентября 2002 года;

– перелагает пункты (a)–(c), (e) и (f) статьи 2, часть (2) статьи 3 Директивы 98/84/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 ноября 1998 года о правовой защите услуг, базирующихся на обусловленном доступе, или состоящих в обусловленном доступе, CELEX: 31998L0084, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 320/54 от 28 ноября 1998 года;

– частично перелагает Регламент (ЕС) 2015/2120 Европейского парламента и Совета от 25 ноября 2015 года об установлении мер по открытому доступу в интернет и о розничных тарифах на регулируемые коммуникации внутри ЕС и о внесении изменений в Директиву 2002/22/ЕС и Регламент (ЕС) 531/2012 (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32015R2120, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 310/1 от 26 ноября 2015 года, с последними поправками, внесенными Регламентом (ЕС) 2024/1309 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2024 года;

– частично перелагает Делегированный регламент Комиссии (ЕС) 2023/444 от 16 декабря 2022 года, дополняющий Директиву (ЕС) 2018/1972 Европейского парламента и Совета мерами по обеспечению эффективного доступа к экстренным службам посредством экстренных сообщений по единому европейскому номеру экстренных вызовов "112" (текст, относящийся к ЕЭЗ), CELEX: 32023R0444, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 65/1 от 2 марта 2023 года.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и цель закона

(1) Настоящий закон устанавливает национальную нормативно-правовую базу по регулированию видов деятельности, связанных с сетями и услугами электронных коммуникаций, сопутствующей инфраструктуры и сопутствующих услуг, а также некоторых аспектов оконечного оборудования, путем определения полномочий компетентных органов в области электронных коммуникаций, прав и обязанностей физических и юридических лиц в процессе создания, управления и использования сетей электронных коммуникаций.

(2) Целью настоящего закона является:

а) формирование внутреннего рынка сетей и услуг электронных коммуникаций, что приведет к установке и использованию сетей с очень высокой пропускной способностью, к устойчивой конкуренции, взаимоподключения услуг электронных коммуникаций, доступности и безопасности сетей и услуг, а также к преимуществам для конечного пользователя; и

b) обеспечение предоставления общедоступных услуг хорошего качества и по доступным ценам посредством эффективной конкуренции и реальных возможностей выбора, рассмотрение случаев, когда рынок не удовлетворяет должным образом потребности конечных пользователей, включая потребности пользователей с ограниченными возможностями в доступе к услугам на равных условиях с другими, а также установление прав для конечных пользователей.

(3) Настоящий закон не затрагивает:

a) обязательства, налагаемые нормативными актами в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, в отношении услуг, предоставляемых через сети и услуги электронных коммуникаций;

b) меры, принятые на национальном уровне, которые направлены на достижение целей, представляющих общий интерес, в частности, в отношении защиты персональных данных и частной жизни, регулирования контента и политики в аудиовизуальной области;

c) действия, предпринятые в соответствии с законодательством, для обеспечения национальной обороны, национальной безопасности или общественного порядка;

d) Закон о регулировании услуг роуминга между Республикой Молдова и государствами – членами Европейского Союза №81/2025;

e) Закон о техническом регулировании №420/2006 и другие нормативные акты, принятые на основании этого закона.

(4) Поставщики услуг роуминга обязаны соблюдать нормативную базу по регулированию услуг роуминга между Республикой Молдова и государствами – членами Европейского Союза, установленную Законом о регулировании услуг роуминга между Республикой Молдова и государствами – членами Европейского Союза №81/2025. Данная нормативная база не применяется к вызовам и SMS-сообщениям в роуминге, исходящим или завершающимся на номерах из национального плана нумерации государства в регулируемой зоне роуминга, которые не присвоены в соответствии с законодательством этого государства и используются несанкционированным образом для предоставления услуг электронных коммуникаций, а также к поставщикам, предоставляющим услуги роуминга через такие номера, или к клиентам услуг роуминга, предоставляемых такими поставщиками через такие номера. Агентство информирует ОАREC о блоках номеров в Национальном плане нумерации Республики Молдова, на которые распространяется действие настоящей части.

(5) Действие настоящего закона не распространяется на специальные сети коммуникаций. Создание и функционирование этих сетей регулируются Правительством.

(5) Настоящий закон не регулирует содержание информации, передаваемой через сети электронных коммуникаций, а также содержание услуг, предоставляемых через сети электронных коммуникаций с использованием услуг электронных коммуникаций, таких как содержание аудиовизуальных медиауслуг, финансовых услуг и определенных услуг информационного общества, за исключением информации, идентифицирующей конечного пользователя.

(7) Центральный отраслевой орган, который разрабатывает, продвигает и реализует политику Правительства в области электронных коммуникаций (далее – центральный отраслевой орган), национальный регулирующий орган в области электронных коммуникаций и любой другой компетентный орган на основании настоящего закона обеспечивают соблюдение законодательства о защите персональных данных при их обработке.

Статья 2. Понятия

Для целей настоящего закона следующие основные понятия используются в значении:

1) абонент – любое физическое или юридическое лицо, заключившее договор с поставщиком общедоступных услуг электронных коммуникаций на предоставление таких услуг;

2) сексуальное насилие над детьми в онлайновом пространстве – материалы в онлайновом пространстве, содержащие сексуальное насилие над детьми и обольщение детей;

3) доступ – предоставление другому поставщику на определенных условиях, в эксклюзивном или неэксклюзивном порядке, инфраструктуры или услуг с целью предоставления услуг электронных коммуникаций, в том числе при использовании для предоставления услуг информационного общества или для трансляции аудиовизуальных медиауслуг; это включает, в частности:

а) доступ к элементам сети и сопутствующей инфраструктуре, что может подразумевать подключение оборудования с помощью стационарных или нестационарных средств (сюда включается, в частности, доступ к абонентскому шлейфу и к объектам и услугам, необходимым для предоставления услуг по абонентскому шлейфу);

b) доступ к физической инфраструктуре, включая здания, кабели и опоры; доступ к соответствующим системам программного обеспечения, включая системы операционной поддержки;

с) доступ к информационным системам или к базам данных для предварительных заказов, снабжения, заказов, заявок на техническое обслуживание и ремонт и на фактурирование; доступ к преобразованию номеров или к системам с равнозначной функциональностью;

d) доступ к сетям стационарной и мобильной связи, в частности для роуминга;

е) доступ к системам обусловленного доступа для услуг цифрового телевидения и доступ к услугам виртуальных сетей;

4) обусловленный доступ – любая мера и/или любое техническое устройство, которые делают доступ к защищаемой услуге в определенной форме подлежащим предварительному индивидуальному разрешению;

5) несанкционированный доступ – подключение к сети электронных коммуникаций и/или использование физическим или юридическим лицом сети электронных коммуникаций и/или услуги поставщика сетей и/или услуг любыми техническими средствами без заключения договора о таком использовании или без какого-либо иного правового основания, устанавливающего условия, на которых поставщик соглашается предоставить доступ;

6) необусловленный доступ – доступ, который не обусловлен:

a) приобретением заявителем одновременно некоторых продуктов или услуг, которые не нужны для предоставления запрошенного вида доступа;

b) приобретением вынужденного объема продуктов или услуг, превышающего объем, необходимый для предоставления запрошенного вида доступа;

c) наложением каких-либо коммерческих, технических или иного вида условий, которые не являются необходимыми для предоставления запрашиваемого вида доступа или не связаны с ним;

7) обольщение детей – преступные деяния по обольщению несовершеннолетнего в сексуальных целях, как это определено и установлено соответствующее наказание в статье 175-1 Уголовного кодекса №985/2002;

8) выделение радиочастоты – назначение радиочастоты для использования пользователем или категорией пользователей в определенной географической зоне и на определенных условиях;

9) вызов – соединение, установленное с помощью общедоступной услуги межличностной коммуникации, обеспечивающей двустороннее голосовое общение;

10) присвоение радиополосы или радиочастоты – предоставление технического разрешения на использование радиополосы или радиочастоты на определенных условиях;

11) предоставление радиочастотного спектра – определение конкретной полосы частот в Национальной таблице распределения полос радиочастот с целью ее использования на определенных условиях одной или несколькими услугами радиосвязи или радиоастрономической службой;

12) общее разрешение – правовой режим, обеспечивающий права на предоставление сетей или услуг электронных коммуникаций и устанавливающий обязанности в данной области, применимые ко всем видам сетей и услуг электронных коммуникаций или к определенным видам таких сетей и услуг в соответствии с настоящим законом;

13) полоса радиочастот правительственного пользования – полоса радиочастот, предназначенная для исключительного использования в правительственных интересах (оборона, национальная безопасность, правительственная связь, гражданская защита, полиция);

14) полоса радиочастот неправительственного пользования – полоса радиочастот, предназначенная исключительно для использования в неправительственных нуждах;

15) полоса радиочастот совместного пользования – полоса радиочастот, предназначенная для совместного пользования правительственными и неправительственными пользователями;

16) абонентский шлейф – физический контур, используемый для передачи сигналов электронных коммуникаций, который соединяет оконечную точку сети с главной распределительной рамкой или равнозначным элементом в стационарной сети электронных коммуникаций общего пользования;

17) центр приема экстренных вызовов – находящееся в ведении публичного учреждения физическое место, куда впервые поступает экстренное сообщение согласно Закону об организации и функционировании Единой национальной службы экстренных вызовов 112 №174/2014;

18) коллокация – предоставление физической площади и технических ресурсов, необходимых для размещения и подключения с целью обеспечения непрерывного функционирования соответствующего оборудования пользователя данной формы доступа;

19) электромагнитная совместимость – способность устройства, оборудования или системы удовлетворительно функционировать в электромагнитной среде, не создавая электромагнитных помех, способных повредить аппаратуру, которая находится в этой среде;

20) экстренная связь – общение посредством услуги межличностной коммуникации между конечным пользователем и центром приема экстренных вызовов с целью запроса и получения экстренной помощи от служб экстренной помощи;

21) эффективная экстренная связь – экстренная связь, обеспечивающая:

a) оперативное общение между конечным пользователем и центрами приема экстренных вызовов; и

b) оперативное предоставление контекстной информации, включая информацию о местоположении вызывающего абонента;

22) регулируемая связь с государствами ЕС – услуга межличностной коммуникации на основе номеров, инициированная в государстве – члене ЕС национального поставщика потребителя, с любым стационарным или мобильным номером из Национального плана нумерации Республики Молдова или наоборот, любая услуга межличностной коммуникации на основе номеров, инициированная в Республике Молдова как государстве национального поставщика потребителя с любым стационарным или мобильным номером из национального плана нумерации государства – члена ЕС, плата за которую полностью или частично устанавливается на основе фактического потребления;

23) национальная связь – услуга межличностной коммуникации на основе номеров, инициированная в Республике Молдова с любого стационарного или мобильного номера в Национальном плане нумерации Республики Молдова и имеющая в качестве оконечной точки любой стационарный или мобильный номер из Национального плана нумерации Республики Молдова;

24) потребитель – любое физическое лицо, использующее или запрашивающее общедоступную услугу электронных коммуникаций для целей, не связанных с его предпринимательской, промышленной, кустарно-ремесленной или профессиональной деятельностью;

25) лицензионные условия – совокупность требований и условий, установленных регулирующим органом в соответствии с нормативными актами, прямо регулирующими использование ограниченных ресурсов государства в области электронных коммуникаций, соблюдение которых является обязательным для обладателя лицензии;

26) незаконное устройство – оборудование или программное обеспечение, разработанное или адаптированное для обеспечения доступа к защищенной услуге в понятной форме без получения разрешения поставщика этой услуги;

27) национальный домен высшего уровня ".md" – код Республики Молдова в значении, определенном Законом об информатизации и государственных информационных ресурсах №467/2003;

28) исключительное право – право, предоставляемое только одному поставщику любым нормативным, регламентирующим или административным актом, который закрепляет за ним право предоставлять сеть или услугу электронных коммуникаций либо осуществлять другой вид деятельности в области электронных коммуникаций в определенной географической зоне;

29) индивидуальные права на использование радиочастотного спектра – права на использование радиочастотного спектра, предоставляемые на основании индивидуальных лицензий для использования радиочастот;

30) специальное право – право, предоставляемое ограниченному количеству хозяйствующих субъектов любым нормативным, регламентирующим или административным актом, которым:

a) количество таких хозяйствующих субъектов устанавливается на уровне не менее двух в соответствии с другими критериями, помимо объективных, пропорциональных и недискриминационных критериев; или

b) определяется иначе, нежели в соответствии с критериями, указанными в пункте а), несколько конкурирующих хозяйствующих субъектов; или

c) любому хозяйствующему субъекту/любым хозяйствующим субъектам в соответствии с другими критериями, помимо указанных в пунктах a) и b), предоставляются любые юридические преимущества или преимущества, вытекающие из регулирующих мер, которые существенно влияют на способность любого другого хозяйствующего субъекта импортировать, реализовывать, подключать, вводить в эксплуатацию или обслуживать оконечное оборудование на той же географической территории и на равнозначных условиях;

31) передовое оборудование для цифрового телевидения – любая приставка, предназначенная для подключения к телевизору или к цифровому телевизору со встроенной приставкой, способная принимать услуги цифрового интерактивного телевидения;

32) оборудование для наземной станции спутниковой связи – оборудование, которое может быть использовано только для трансляции (только трансляция), для трансляции и приема (трансляция–прием) или только для приема (только прием) сигналов радиосвязи через спутники или другие космические системы;

33) оконечное оборудование – оборудование, прямо или опосредованно подключенное к интерфейсу сети электронных коммуникаций общего пользования с целью отправки, обработки или приема информации через кабель, оптическое волокно либо через электромагнитное пространство, или оборудование для наземных станций спутниковой связи; подключение оконечного оборудования к сети является опосредованным, если между ним и сетевым интерфейсом расположено другое оборудование;

34) сопутствующая инфраструктура – сопутствующие услуги, физическая инфраструктура и другие установки или элементы, сопутствующие сети электронных коммуникаций или услуге электронных коммуникаций, которые позволяют предоставлять или обеспечивают предоставление услуг посредством соответствующей сети или соответствующей услуги либо которые располагают таким потенциалом и включают здания или входы в здания, кабельную проводку зданий, антенны, башни и другие опорные сооружения, каналы, трубы, опоры, смотровые люки и распределительные короба;

35) предоставление сети электронных коммуникаций – установка, эксплуатация сети электронных коммуникаций, надзор за такой сетью или ее предоставление;

36) поставщик сетей электронных коммуникаций общего пользования – предприятие в значении Закона о конкуренции №183/2012, зарегистрированное в Республике Молдова в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №220/2007, которое предоставляет или авторизовано предоставлять сеть электронных коммуникаций общего пользования или сопутствующую инфраструктуру;

37) поставщик общедоступных услуг электронных коммуникаций – предприятие в значении Закона о конкуренции №183/2012, зарегистрированное в Республике Молдова в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №220/2007, которое предоставляет или авторизовано предоставлять общедоступные услуги электронных коммуникаций;

38) инцидент безопасности – событие, которое оказывает реальное негативное воздействие на безопасность сетей или услуг электронных коммуникаций;

39) информация о местоположении вызывающего абонента:

а) в мобильной сети общего пользования – данные, обрабатываемые как из сетевой инфраструктуры, так и из мобильного телефона, которые указывают на географическое положение мобильного оконечного оборудования конечного пользователя, и

b) в стационарной сети общего пользования – данные о физическом адресе оконечной точки сети;

40) контекстная информация – информация, передаваемая посредством экстренного сообщения конечным пользователем или получаемая и передаваемая автоматически на основе устройства конечного пользователя или релевантной сети для обеспечения быстрого определения ресурсов для вмешательства и быстрого прибытия экстренных служб на место вмешательства;

41) взаимоподключение – особый вид доступа, осуществляемый между поставщиками сетей электронных коммуникаций общего пользования посредством физической и логической связи между сетями электронных коммуникаций общего пользования, используемыми тем же или другим поставщиком, с тем, чтобы пользователи одного поставщика могли общаться с пользователями того же или другого поставщика или получать доступ к услугам, предоставляемым другим поставщиком, причем такие услуги предоставляются задействованными сторонами или другими сторонами, имеющими доступ к сети;

42) интерфейс прикладного программирования (API) – программный интерфейс между приложениями, предоставляемый поставщиками медиауслуг или поставщиками услуг, и ресурсы передового оборудования цифрового телевидения для предоставления услуг цифрового телевидения и радиовещания;

43) вредные помехи – помехи, которые ставят под угрозу функционирование радионавигационной службы или других услуг безопасности либо которые иным образом серьезно ухудшают, блокируют или неоднократно прерывают услугу радиосвязи, функционирующую в соответствии с применимыми международными или национальными регулирующими положениями;

44) интероперабельность – в значении, определенном статьей 3 Закона об обмене данными и интероперабельности №142/2018;

45) нарушение безопасности персональных данных – нарушение безопасности, приводящее к случайному или незаконному уничтожению, утрате, повреждению, несанкционированному разглашению или несанкционированному доступу к персональным данным, переданным, сохраненным или обработанным иным образом в связи с предоставлением общедоступных услуг электронных коммуникаций;

46) лицензия – удостоверяющий право использования в течение определенного периода указанных в нем ограниченных ресурсов (радиочастот, ресурсов нумерации), полностью или частично, с обязательным соблюдением лицензионных условий;

47) онлайн-материалы, содержащие сексуальное насилие над детьми, – материалы, касающиеся сексуального насилия над детьми и/или участия детей в порнографических показах, как они определены и установлено соответствующее наказание в Уголовном кодексе;

48) уведомление – заявление, поданное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в Национальное агентство по регулированию в области коммуникаций, содержащее намерение начать предоставление сетей и/или услуг электронных коммуникаций и минимальный набор сведений, необходимых для ведения Публичного реестра поставщиков сетей и услуг электронных коммуникаций;

49) географический номер – номер в определенном национальном плане нумерации, где часть структуры нумерации имеет географическое значение, используемое для маршрутизации вызовов к физическому местоположению оконечной точки сети;

50) негеографический номер – номер в определенном национальном плане нумерации, который не является географическим номером, например номера, предоставленные для услуг мобильной связи, бесплатные номера (freephone) и номера с премиальными тарифами;

51) стандартное предложение – техническое и коммерческое предложение, содержащее сроки и условия взаимоподключения и/или доступа, в соответствии с которым поставщик обязуется включить в любое соглашение о взаимоподключении или доступе минимальный перечень возлагаемых на него обязательств;

52) релевантный рынок – рынок продуктов и/или услуг в области электронных коммуникаций, характеристики которого могут оправдать установление для поставщиков, имеющих значительное влияние на этом рынке, некоторых предварительных (ex ante) специальных обязанностей, предусмотренных настоящим законом;

53) транснациональные рынки – рынки, определяемые в соответствии со статьей 65, охватывающие Республику Молдова и по меньшей мере одно государство – член Европейского Союза;

54) Национальный план нумерации – официальный документ, определяющий распределение ресурсов нумерации и устанавливающий структуру номерных рядов, используемых в сетях и услугах электронных коммуникаций, а также правила формирования на национальном уровне ресурсов нумерации, используемых для предоставления общедоступных услуг электронных коммуникаций, в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова;

55) точка радиодоступа малого радиуса действия – маломощное и малогабаритное оборудование доступа к радиосети, работающее в ограниченном радиусе действия с использованием лицензируемых или нелицензируемых радиочастот или их комбинацию, которое может использоваться в сети электронных коммуникаций общего пользования, иметь одну или несколько антенн с низким визуальным воздействием и которое позволяет пользователям получать доступ к сетям электронных коммуникаций по радио, независимо от топологии базовой сети, будь то мобильная или стационарная сеть;

56) оконечная точка сети – физическая точка, в которой конечному пользователю предоставляется доступ к сети электронных коммуникаций общего пользования и которая, в случае сетей, использующих коммутацию или маршрутизацию, идентифицируется через конкретный сетевой адрес, который может быть связан с номером или именем конечного пользователя;

57) радиосвязь – электронные коммуникации, осуществляемые с помощью радиоволн;

58) ресурсы нумерации – цифры или коды, служащие для идентификации абонентов и/или поставщиков;

59) ресурсы радиочастотного спектра – полосы или поддиапазоны радиочастот либо радиочастоты, предназначенные для использования в радиосвязи;

60) ограниченные ресурсы – ограниченные ресурсы в области электронных коммуникаций, которые включают, не ограничиваясь этим, радиочастотный спектр, ресурсы нумерации и сопутствующие технические ресурсы;

61) технические ресурсы – ресурсы, необходимые для идентификации сетей электронных коммуникаций общего пользования или элементов общедоступных сетей электронных коммуникаций общего пользования с целью управления ими или для предоставления общедоступных услуг электронных коммуникаций;

62) сеть электронных коммуникаций – системы передачи, независимо от того, основаны ли они на постоянной инфраструктуре или на централизованном управлении, и по обстоятельствам оборудование для коммутации или маршрутизации и другие ресурсы, включая неактивные элементы сети, позволяющие передавать сигналы по кабелям, радиоволнам, через оптические или другие электромагнитные средства, включая сети спутниковой связи, стационарные сети (с коммутацией каналов и пакетной коммутацией, включая интернет) и мобильные сети, электрические сети в случае их использования для передачи сигналов, сети, используемые для трансляции аудиовизуальных медиауслуг, и сети кабельного телевидения, независимо от вида передаваемой информации;

63) сеть специальной связи – сеть электронных коммуникаций, предназначенная для обеспечения нужд органов публичной власти, обороны, национальной безопасности и общественного порядка;

64) сеть с очень высокой пропускной способностью – сеть электронных коммуникаций, полностью состоящая из оптико-волоконных элементов по крайней мере до точки распределения в обслуживаемом местонахождении, либо сеть электронных коммуникаций, способная в условиях обычной пиковой нагрузки обеспечить аналогичную производительность сети с точки зрения широты полос, доступной для передачи данных как для загрузки, так и для скачивания, отказоустойчивости, параметров частоты ошибок, а также задержки передачи пакетных данных и вариативности задержки передачи пакетных данных; производительность сети можно считать схожей, даже если опыт конечного пользователя отличается в зависимости от неотъемлемо различных характеристик среды, через которую реализуется подключение к оконечной точке сети;

65) сеть наземных станций спутниковой связи – конфигурация двух или более наземных станций, которые обмениваются данными через спутник;

66) сеть электронных коммуникаций общего пользования – сеть электронных коммуникаций, используемая полностью или в основном для предоставления общедоступных услуг электронных коммуникаций, обеспечивающая передачу информации между оконечными точками сети;

67) локальная радиосеть или RLAN – маломощная радиосистема доступа, работающая в ограниченной зоне с низким риском помех для других подобных систем, установленных в непосредственной близости другими пользователями и использующих неисключительно гармонизированный радиочастотный спектр;

68) роуминг – предоставляемая пользователям услуг электронных коммуникаций, поставляемых посредством сети мобильной телефонной связи общего пользования, возможность принимать и совершать голосовые вызовы или осуществлять передачу данных либо получать доступ к другим услугам электронных коммуникаций, находясь за пределами зоны географического покрытия соответствующей сети, посредством другой сети, при условии заключения с этой целью коммерческого соглашения между соответствующими поставщиками услуг;

69) безопасность сетей и услуг – способность сетей и услуг электронных коммуникаций противостоять при заданном уровне надежности любым действиям, влияющим на доступность, подлинность, целостность или конфиденциальность этих сетей и услуг, данных, хранящихся, передаваемых или обрабатываемых в них либо доступных через них, или сопутствующих услуг, предоставляемых соответствующими сетями и услугами электронных коммуникаций или доступных через них;

70) сравнительный отбор – процедура выдачи лицензий, при которой право на использование ограниченных ресурсов предоставляется занявшему первое место /занявшим первые места по результатам оценки поданных оферт, на основании набора заранее установленных технических, административных и/или по обстоятельствам финансовых критериев;

71) состязательный отбор – процедура выдачи лицензий, при которой право на использование ограниченных ресурсов предоставляется победителю аукциона в результате предложения максимального лицензионного сбора, принимая за отправную точку минимальную величину, установленную Правительством, с обеспечением выполнения при этом предварительных технических, административных и/или по обстоятельствам финансовых квалификационных требований;

72) сопутствующие услуги – услуги, связанные с сетью электронных коммуникаций или услугой электронных коммуникаций, позволяющие или поддерживающие предоставление, самостоятельное предоставление или автоматическое предоставление услуг посредством соответствующей сети или соответствующей услуги либо располагающие таким потенциалом и включающие конверсию номеров или системы с равнозначной функциональностью, системы обусловленного доступа и электронные программы передач (EPG), а также другие услуги, такие как услуги идентификации, определения местоположения и присутствия;

73) услуги общего чата – услуги мультимедийного чата в режиме реального времени, обеспечивающие двустороннюю симметричную передачу видео, текста и голоса в режиме реального времени между пользователями в двух или более местоположениях;

74) услуга электронных коммуникаций – услуга, обычно предоставляемая за плату, посредством сетей электронных коммуникаций и включающая, за исключением услуг, состоящих в доставке контента через сети и услуги электронных коммуникаций или в осуществлении редакционного контроля над таким контентом, следующие виды услуг:

a) услуги доступа в интернет;

b) услуги межличностной коммуникации; а также

c) услуги, которые полностью или в основном заключаются в передаче сигналов, такие как услуги передачи, используемые для обеспечения услуг связи между устройствами (machine-to-machine) и для трансляции аудиовизуальных медиауслуг;

75) услуга доступа в интернет – общедоступная услуга электронных коммуникаций, обеспечивающая доступ к интернету и, таким образом, соединение, в принципе, между всеми оконечными точками, подключенными к интернету, независимо от используемой сетевой технологии и оконечного оборудования, за исключением случаев, когда определенные оконечные точки в глобальной сети интернет недоступны по причинам, не зависящим от поставщиков услуг электронных коммуникаций, обеспечивающих доступ к интернету;

76) услуга межличностной коммуникации – услуга, обычно предоставляемая за плату, которая позволяет осуществлять прямой обмен информацией в межличностной и интерактивной форме через сети электронных коммуникаций между ограниченным числом лиц, в рамках которой лица, инициирующие или участвующие в общении, определяют адресата/адресатов, и которая не включает услуги, позволяющие осуществлять межличностную и интерактивную коммуникацию только в качестве незначительного вспомогательного элемента, неразрывно связанного с другой услугой;

77) услуга межличностной коммуникации на основе номеров – услуга межличностной коммуникации, использующая предоставленные для общего пользования ресурсы нумерации, а именно номер или номера из национальных или международных планов нумерации, или позволяющая осуществлять общение с номером или номерами из национальных или международных планов нумерации;

78) услуга межличностной коммуникации без использования номеров – услуга межличностной коммуникации, которая не использует предоставленные для общего пользования ресурсы нумерации, а именно номер или номера из национальных или международных планов нумерации, или не позволяет осуществлять общение с номером или номерами из национальных или международных планов нумерации;

79) служба голосовых сообщений – общедоступная услуга электронных коммуникаций для совершения и получения, прямо или косвенно, национальных вызовов или национальных и международных вызовов с использованием номера или номеров из Национального плана нумерации или из международных планов нумерации;

80) служба завершения голосовых вызовов в стационарных сетях – оптовая услуга, необходимая для завершения вызовов на географические и негеографические номера, используемые для услуг стационарной связи, не зависящих от местоположения, и для доступа к службам экстренной помощи, которые являются ресурсами нумерации, выделенными для общего пользования, а именно номерами в Национальном плане нумерации, предоставляемыми поставщиками, которые способны контролировать завершение вызовов и устанавливать тарифы на завершение вызовов на такие номера, при наличии взаимоподключения по меньшей мере с одной сетью, независимо от используемой технологии, включая порты взаимоподключения;

81) служба завершения голосовых вызовов в мобильных сетях – оптовая услуга, необходимая для завершения вызовов на мобильные номера, которые являются ресурсами нумерации, выделенными для общего пользования, а именно номерами в Национальном плане нумерации, предоставляемыми поставщиками, которые способны контролировать завершение вызовов и устанавливать тарифы на завершение вызовов на такие номера, при наличии взаимоподключения по меньшей мере с одной сетью, независимо от используемой технологии, включая порты взаимоподключения;;

82) экстренная служба – служба, предоставляющая немедленную и быструю помощь в ситуациях, когда существует, в частности, прямой риск для жизни или физической целостности людей либо для индивидуального или общественного здоровья или безопасности, для частной или публичной собственности либо для окружающей среды, в соответствии с национальным законодательством;

83) система обусловленного доступа – любая мера, система аутентификации или техническое устройство, посредством которой доступ в понятной форме к защищенной аудиовизуальной медиауслуге осуществляется по подписке или другой форме предварительной индивидуальной авторизации;

84) защищенная услуга – одна из следующих услуг, если она предоставляется за плату и на основании обусловленного доступа:

– трансляция, в соответствии с определением, приведенным в статье 1 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах №174/2018;

– звуковая радиотрансляция, а именно трансляция по проводам или беспроводным способом, в том числе через спутник, общедоступных радиопрограмм;

– услуги информационного общества, в соответствии с определением, приведенным в статье 4 Закона об услугах информационного общества №284/2004;

или предоставление обусловленного доступа к указанным услугам, рассматриваемым как единая услуга;

85) универсальная услуга – минимальный набор услуг электронных коммуникаций определенного уровня качества, доступных для всех конечных пользователей по доступным тарифам, независимо от их географического местоположения, в соответствии со специфическими национальными условиями;

86) радиочастотный спектр – участок электромагнитного спектра, охватывающий радиоволны с частотами от 8,3 кГц до 3000 ГГц;

87) гармонизированный радиочастотный спектр – радиочастотный спектр, для которого посредством технических мер по внедрению в соответствии с решениями Европейской комиссии были установлены гармонизированные условия его доступности и эффективного использования;

88) станция радиосвязи – один или несколько передатчиков или приемников или сочетание передатчиков и приемников, включая вспомогательное оборудование, необходимые для обеспечения услуги радиосвязи в определенном месте или в определенной зоне перемещения;

89) Национальная таблица распределения полос радиочастот – официальный документ, которым устанавливается категория полос частот и услуги радиосвязи, для которых они могут использоваться, а также условия их использования;

90) цифровое наземное телевидение – телевизионная система, в которой прямое преобразование изображения и звука в цифровые сигналы (последовательность нулей и единиц) и обратное преобразование цифровых сигналов в изображения и звук происходит непосредственно на уровне преобразователей свет-сигнал (при передаче) и сигнал-свет (при приеме) в диапазонах радиочастот VHF и UHF;

91) накопление ресурсов радиочастотного спектра – накопление и неиспользование ограниченных ресурсов радиочастотного спектра, находящихся в публичной собственности государства, обладателем лицензии на использование этих ресурсов, что создает барьеры для вступления на рынок и приводит к сдерживанию, препятствованию или искажению конкуренции;

92) радиоволны – электромагнитные волны, распространяющиеся в пространстве без искусственного направления;

93) пользователь – физическое или юридическое лицо, пользующееся общедоступной услугой электронных коммуникаций или запрашивающее ее получение;

94) конечный пользователь – пользователь, который не предоставляет сети электронных коммуникаций общего пользования или общедоступные услуги электронных коммуникаций;

95) совместное использование радиочастотного спектра – доступ, позволяющий двум или более пользователям использовать одни и те же полосы радиочастот в рамках конкретного соглашения о совместном использовании, разрешенный на основе общего разрешения, индивидуальных прав на использование радиочастотного спектра или их сочетания, включая регулирующие подходы, такие как лицензированный совместный доступ, для облегчения совместного использования полосы радиочастот при условии обязательного согласия всех участвующих сторон в соответствии с нормами совместного использования, как это предусмотрено их правами на использование радиочастотного спектра, с целью обеспечения предсказуемых и надежных механизмов совместного использования для всех пользователей и без ущерба для применения законодательства о конкуренции.

Статья 3. Доступ к услугам электронных коммуникаций, права собственности в области электронных коммуникаций и защита таких прав

(1) Доступ любого физического или юридического лица к общедоступным услугам электронных коммуникаций гарантируется на всей территории Республики Молдова на недискриминационных условиях.

(2) Сети электронных коммуникаций принадлежат физическим или юридическим лицам на правах частной или публичной собственности.

(3) Радиочастоты и ресурсы нумерации являются ограниченными ресурсами, находящимися в публичной собственности государства.

(4) Национальный домен высшего уровня ".md" в глобальной сети Интернет считается собственностью государства, публичным доменом и не может быть объектом какого-либо распорядительного/административного акта, за исключением предусмотренных частью (5) настоящей статьи или Законом об информатизации и государственных информационных ресурсах №467/2003. Любой спор, связанный с национальным доменом высшего уровня ".md", стороной которого является Национальный регистратор, находится в исключительной компетенции Национального агентства по регулированию в области электронных коммуникаций (далее – Агентство) и судебных инстанций Республики Молдова.

(5) Национальный регистратор домена высшего уровня ".md" назначается Правительством и выполняет следующие обязанности:

a) ведет Реестр имен в национальном домене высшего уровня ".md", обеспечивает его обновление и онлайновый доступ к нему;

b) назначает, регистрирует, повторно регистрирует, блокирует, отзывает имена из национального домена высшего уровня ".md", изменяет регистрационные данные, необходимые для обеспечения их функциональности;

c) обладает контролем над точками индексации национального домена высшего уровня ".md" в глобальной сети интернет;

d) назначает субъектов, выступающих в качестве дистрибьюторов, и осуществляет надзор за их деятельностью;

e) устанавливает стандартный тариф и тарифную сетку для субъектов, наделенных функциями дистрибьюторов при регистрации имен в национальном домене высшего уровня ".md".

(6) Сети электронных коммуникаций пользуются защитой в соответствии с законом.

(7) Для кабельных линий, несущих элементов линий электронных коммуникаций и установок электронных коммуникаций устанавливается охранная зона в виде полос земли вдоль линий и установок электронных коммуникаций шириной два метра с обеих сторон.

(8) В лесопарковых зонах для линий электронных коммуникаций на опорах обеспечивается создание демаркационных полос шириной не менее двух метров с обеих сторон от пограничных проводов до кроны деревьев.

(9) В охранной зоне кабельных линий, несущих элементов линий электронных коммуникаций и установок электронных коммуникаций собственники земель или другие лица могут выполнять строительные работы, земляные работы, посадку многолетних насаждений или другие работы, могущие вызвать повреждение сетей электронных коммуникаций, только по соглашению с собственником кабельных линий, опорных элементов линий электронных коммуникаций или установок электронных коммуникаций.

(10) Строительные работы, земляные работы, посадка многолетних насаждений и другие работы, могущие вызвать повреждение специальных сетей коммуникации в охранной зоне кабельных линий, несущих элементов линий электронных коммуникаций и принадлежащих к ним установок электронных коммуникаций, проводятся только с согласия с администратора сетей.

(11) В отступлении от положений части (1) статьи 26 Закона о растительном мире №239/2007 расчистка растительности в охранной зоне сетей электронных коммуникаций поставщиком сети проводится по предварительному согласованию с Агентством по охране окружающей среды.

(12) Правила охраны сетей электронных коммуникаций и проведения работ в охранных зонах и на трассах линий электронных коммуникаций утверждаются Правительством.

(13) Пользователи проектов кабельных линий с момента их проектирования должны зарегистрировать трассы линий в органах местного публичного управления административно-территориальных единиц, территории которых пересекаются этими линиями, для защиты от повреждений в связи с проведением новых строительных работ в их охранной зоне.

(14) Сети электронных коммуникаций подлежат учету в Реестре учета инженерных сетей в соответствии с Законом об учете инженерных сетей №290/2024.

(15) При строительстве административных, жилых и других зданий внутренние распределительные сети электронных коммуникаций проектируются и устанавливаются собственником объекта недвижимости с соблюдением положений Градостроительного и строительного кодекса.

(16) При строительстве (реконструкции) зданий, дорог, мостов и других сооружений работы по установке, замене или перемещению любых элементов сетей электронных коммуникаций выполняются собственником указанных объектов недвижимости с предварительного согласия собственника сетей электронных коммуникаций согласно положениям Градостроительного и строительного кодекса. Расходы, связанные с выполнением этого обязательства, несет собственник соответствующих объектов недвижимости, если законом или договором не предусмотрено иное .

Статья 4. Эксклюзивные или специальные права

(1) Предоставление сетей и/или услуг электронных коммуникаций является доступным для любого юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со сроками, условиями и обязательствами, предусмотренными настоящим законом.

(2) Ограничения допускаются только в ситуациях, связанных с национальной обороной и безопасностью, общественным порядком и здравоохранением.

(3) Никакие исключительные или специальные права, касающиеся создания или предоставления сетей или услуг электронных коммуникаций, не предоставляются и не сохраняются в силе.

Глава II. Цели

Статья 5. Общие цели

(1) При выполнении предусмотренных настоящим законом задач по регулированию Агентство и центральный отраслевой орган принимают все разумные меры, которые необходимы и соразмерны для достижения целей, предусмотренных частью (2), и способствуют в пределах своей компетенции обеспечению реализации политик, направленных на поощрение свободы выражения мнений и информирования, культурного и языкового разнообразия и плюрализма средств массовой информации.

(2) В рамках настоящего закона Агентство, центральный отраслевой орган и другие компетентные органы добиваются реализации каждой из следующих общих целей, при этом порядок их перечисления не является приоритетным:

a) расширение возможностей подключения, доступа к сетям очень высокой пропускной способности, включая стационарные, мобильные сети и радиосети, для всех конечных пользователей в Республике Молдова и создание этих типов сетей;

b) продвижение конкуренции в сфере предоставления сетей электронных коммуникаций общего пользования и сопутствующей инфраструктуры, включая развитие эффективной конкуренции на основе инфраструктуры и в сфере предоставления общедоступных услуг электронных коммуникаций и сопутствующих услуг;

c) развитие внутреннего рынка и общего экономического пространства в области электронных коммуникаций между Республикой Молдова и Европейским Союзом путем устранения оставшихся препятствий для инвестиций в сети и услуги электронных коммуникаций, в сопутствующую инфраструктуру и сопутствующие услуги и в предоставление таких сетей, инфраструктуры и услуг, а также путем содействия созданию конвергентных условий в их поддержку, путем разработки предсказуемых норм и подходов к регулированию, совместимых с нормами и подходами Европейского Союза, путем содействия эффективному, рациональному и согласованному использованию радиочастотного спектра в соответствии с рекомендациями Европейской конференции администраций почтовых служб и служб связи, открытых инноваций, создания и развития трансъевропейских сетей, предоставления, доступности и взаимоподключения общеевропейских услуг и сквозного подключения в соответствии с международными договорами, заключенными между Республикой Молдова и Европейским Союзом;

d) продвижение интересов граждан Республики Молдова путем обеспечения возможности подключения, доступности и широкого внедрения сетей с очень высокой пропускной способностью, включая стационарные, мобильные сети и радиосети, а также услуг электронных коммуникаций, обеспечивая максимальные преимущества с точки зрения возможности выбора, цены и качества на основе эффективной конкуренции, путем поддержания безопасности сетей и услуг, обеспечения высокого уровня защиты для конечных пользователей, аналогичного тому, который применяется в Европейском Союзе, посредством необходимых отраслевых норм и удовлетворения потребностей, таких как доступные цены, которыми пользуются определенные социальные группы, в частности конечные потребители с ограниченными возможностями, конечные потребители пожилого возраста и конечные потребители с особыми социальными потребностями, а также возможности выбора и равнозначные условия доступа для конечных пользователей с ограниченными возможностями.

(3) Агентство сотрудничает с Организацией европейских регуляторов в области электронных коммуникаций (BEREC) и Агентством по поддержке BEREC (Офис BEREC) и по запросу информирует их об эффективности мер, принятых для достижения указанных в части (2) целей.

(4) Для достижения указанных в части (2) целей политик и целей, указанных в настоящей части, Агентство и центральный отраслевой орган:

a) способствуют предсказуемости регулирования путем обеспечения единообразного подхода к регулированию в течение надлежащих периодов рассмотрения и путем сотрудничества с национальными регулирующими органами в области электронных коммуникаций в государствах – членах Европейского Союза, с BEREC, с Европейской комиссией и с Группой по политике в области радиочастотного спектра (RSPG), учрежденной решением комиссии 2002/622/EC;

b) обеспечивают, чтобы в схожих обстоятельствах не было дискриминации в отношении поставщиков сетей и/или услуг электронных коммуникаций;

c) применяют меры, установленные на национальном уровне в соответствии с обязательствами, принятыми на основании международных договоров между Республикой Молдова и Европейским Союзом, технологически нейтральным образом, в той мере, в какой это соответствует достижению целей, предусмотренных частью (2);

d) продвигают инновации и эффективные инвестиции в новую и модернизированную инфраструктуру, в том числе путем обеспечения того, чтобы любое обязательство по доступу должным образом учитывало риски, которым подвергаются инвестирующие предприятия, и путем разрешения различных механизмов сотрудничества между инвесторами и сторонами, запрашивающими доступ, в целях диверсификации инвестиционного риска, обеспечивая при этом сохранение конкуренции на рынке и соблюдение принципа недискриминации;

e) учитывают широкий спектр условий в отношении инфраструктуры, конкуренции, обстоятельств, применяемых к конечным пользователям и, в частности, к потребителям в различных географических районах Республики Молдова, включая местную инфраструктуру, управляемую на некоммерческой основе физическими лицами;

f) налагают предварительные регулирующие обязательства только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения эффективной и устойчивой конкуренции в интересах конечных пользователей, и ослабляют или отменяют такие обязательства, как только это условие будет выполнено.

(5) Агентство и центральный отраслевой орган при выполнении своих функций в соответствии с настоящим законом действуют беспристрастно, объективно, прозрачно и недискриминационным и соразмерным образом.

Статья 6. Стратегическое планирование и координация политики в области радиочастотного спектра

(1) Центральный отраслевой орган и Агентство в пределах своих компетенций сотрудничают друг с другом, с Европейской комиссией, BEREC и компетентными органами государств – членов Европейского Союза по вопросам стратегического планирования, координации и гармонизации использования радиочастотного спектра в Республике Молдова способом, совместимым с политикой Европейского Союза по созданию и функционированию внутреннего рынка электронных коммуникаций, способствуя тем самым развитию общего экономического пространства в области электронных коммуникаций между Республикой Молдова и Европейским Союзом.

С этой целью они учитывают среди прочего экономические аспекты, безопасность, охрану здоровья, общественные интересы, свободу выражения мнений, культурные, научные, социальные и технические аспекты политики Европейского Союза, а также различные интересы сообществ пользователей радиочастотного спектра, с целью оптимизации использования радиочастотного спектра и предотвращения вредных помех.

(2) Центральный отраслевой орган и Агентство, сотрудничая друг с другом, а также с Европейской комиссией, BEREC и компетентными органами государств – членов Европейского Союза, в пределах своих компетенций способствуют координации подходов к политике в области радиочастотного спектра между Республикой Молдова и этими государствами и по обстоятельствам продвигают гармонизированные условия в отношении наличия и эффективного использования радиочастотного спектра, необходимого для создания и функционирования общего экономического пространства в области электронных коммуникаций между Республикой Молдова и Европейским Союзом.

(3) Центральный отраслевой орган и Агентство в пределах своих полномочий сотрудничают друг с другом и с Европейской комиссией, BEREC и компетентными органами государств – членов Европейского Союза в соответствии с частью 1, при посредничестве RSPG, в поддержку стратегического планирования и координации подходов к политике радиочастотного спектра между Республикой Молдова и государствами – членами Европейского Союза, путем:

a) освоения передового опыта в сфере радиочастотного спектра;

b) упрощения координации между Республикой Молдова и государствами-членами Европейского Союза с целью содействия развитию общего экономического пространства в области электронных коммуникаций между Республикой Молдова и Европейским Союзом;

c) координации своих подходов к выделению и разрешению использования радиочастотного спектра и публикации отчетов или заключений по вопросам радиочастотного спектра.

Глава III. Национальный регулирующий орган и другие компетентные органы

Статья 7. Национальный регулирующий орган

(1) Органом, наделенным полномочиями по регулированию, мониторингу и контролю деятельности в области электронных коммуникаций, включая предоставление сетей и услуг электронных коммуникаций, сопутствующей инфраструктуры и сопутствующих услуг, является Агентство.

(2) Для целей настоящего закона Агентство осуществляет следующие полномочия:

1) предварительное регулирование релевантных рынков, включая определение и анализ релевантных рынков, определение поставщиков, как имеющих значительное влияние на релевантных рынках; наложение соответствующих и соразмерных обязательств на поставщиков, имеющих значительное влияние на релевантных рынках, включая обязательства в отношении доступа и взаимоподключения, в соответствии с положениями настоящего закона;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет и цель закона Статья 2. Понятия Статья 3. Доступ к услугам электронных коммуникаций, права собственности в области электронных коммуникаций и защита таких прав Статья 4. Эксклюзивные или специальные права Глава II. Цели Статья 5. Общие цели Статья 6. Стратегическое планирование и координация политики в области радиочастотного спектра Глава III. Национальный регулирующий орган и другие компетентные органы Статья 7. Национальный регулирующий орган Статья 8. Центральный отраслевой орган Статья 9. Независимость Агентства Статья 10. Назначение на должность и освобождение от должности членов Административного совета Статья 11. Ситуации несовместимости членов Административного совета Статья 12. Политическая независимость и подотчетность Агентства Статья 13. Функционирование Агентства Статья 14. Регуляторные возможности Агентства Статья 15. Участие Агентства в BEREC Статья 16. Сотрудничество национальных компетентных органов Глава IV. Общее разрешение Статья 17. Общее разрешение для сетей и услуг электронных коммуникаций Статья 18. Условия, относящиеся к общему разрешению, правам на использование радиочастотного спектра и ресурсов нумерации, и конкретные обязательства Статья 19. Декларация о содействии осуществлению прав на установку объектов инфраструктуры и прав на взаимоподключение Статья 20. Минимальный перечень прав, вытекающих из общего разрешения Статья 21. Административные платежи Статья 22. Разделение бухгалтерского учета и финансовая отчетность Статья 23. Изменение прав и обязанностей Статья 24. Ограничение прав или их отзыв Глава V. Предоставление информации, исследования и механизм консультаций Статья 25. Запрос информации Статья 26. Информация, запрашиваемая в рамках общего разрешения, права на использование и конкретные обязательства Статья 27. Исследования о покрытии сетями электронных коммуникаций общего пользования Статья 28. Механизм проведения консультаций и обеспечения прозрачности Статья 29. Консультации с заинтересованными сторонами Статья 30. Альтернативное разрешение споров по вопросам защиты прав потребителей Статья 31. Разрешение споров Статья 32. Разрешение трансграничных споров Статья 33. Согласование радиочастотного Спектра с государствами – членами Европейского Союза Глава VI. Введение в действие Статья 34. Меры наказания Статья 35. Соблюдение условий общего разрешения, прав на использование радиочастотного спектра и на использование ресурсов нумерации и соблюдение конкретных обязанностей Статья 36. Право на обжалование Глава VII. Процедуры общего экономического пространства в области электронных коммуникаций между Республикой Молдова и Европейским Союзом Статья 37. Укрепление общего экономического пространства в области электронных коммуникаций между Республикой Молдова и Европейским Союзом Статья 38. Процедура единообразного применения корректирующих мер Глава VIII. Равномерное присвоение радиочастотного спектра Статья 39. Процесс коллегиальной оценки Статья 40. Согласованное присвоение радиочастотного спектра Статья 41. Совместный процесс выдачи разрешений на предоставление индивидуальных прав на использование радиочастотного спектра Глава IX. Процедуры гармонизации Статья 42. Процедуры гармонизации Статья 43. Стандартизация Глава X. Выход на рынок и установка. Сборы Статья 44. Права доступа к собственности и/или совместного использования физической инфраструктуры Статья 45. Плата за права доступа к собственности и/или совместного использования физической инфраструктуры и за права использования радиочастотного спектра Статья 46. Совместное размещение и совместное использование сетевых элементов и сопутствующей  инфраструктуры поставщиками сетей электронных коммуникаций Глава XI. Доступ к радиочастотному спектру Статья 47. Управление радиочастотным спектром Статья 48. Разрешение на использование радиочастотного спектра Статья 49. Условия, связанные с индивидуальными правами на использование радиочастотного спектра Статья 50. Предоставление индивидуальных прав на использование радиочастотного спектра Статья 51. Продолжительность индивидуальных прав на использование радиочастотного спектра Статья 52. Обновление индивидуальных прав на использование гармонизированного радиочастотного спектра Статья 53. Уступка или аренда индивидуальных прав на использование радиочастотного спектра Статья 54. Конкуренция Статья 55. Согласованный календарь присвоений Статья 56. Процедура ограничения количества прав на использование, которые подлежат предоставлению для использования радиочастотного спектра Глава XII. Установка и использование оборудования для радиосетей Статья 57. Доступ к местным радиосетям Статья 58. Установка и эксплуатация точек радиодоступа с ограниченным покрытием Глава XIII. Доступ и взаимоподключение Статья 59. Общие положения о доступе и взаимоподключении Статья 60. Права и обязанности поставщиков Статья 61. Полномочия и обязанности Агентства и других компетентных органов в отношении доступа и взаимоподключения Статья 62. Системы обусловленного доступа и другая инфраструктура Глава XIV. Анализ рынка и значительное влияние на рынке Статья 63. Поставщики, имеющие значительное влияние на рынке Статья 64. Процедура идентификации и определения рынков Статья 65. Процедура идентификации транснациональных рынков Статья 66. Процедура выявления транснационального спроса Статья 67. Процедура анализа рынка Статья 68. Наложение, изменение или снятие обязательств с поставщиков, имеющих значительное влияние на рынке Статья 69. Обязательство по обеспечению прозрачности Статья 70. Обязательства по недискриминации Статья 71. Обязательство ведению раздельного бухгалтерского учета Статья 72. Доступ к объектам гражданского строительства Статья 73. Обязательства по доступу к определенным элементам сети и к соответствующей  инфраструктуре, а также по их использованию Статья 74. Контроль цен и обязательства по бухгалтерскому учету затрат Статья 75. Тарифы на завершение голосовых вызовов Статья 76. Режим регулирования новых элементов сети с очень высокой пропускной способностью Статья 77. Функциональное разделение Статья 78. Добровольное разделение предприятия, интегрированного по вертикали Статья 79. Процедура принятия обязательств Статья 80. Поставщики, работающие исключительно на оптовом уровне Статья 81. Переход от традиционной инфраструктуры Статья 82. Регулирующий контроль за розничными услугами Глава XV. Обязательства по универсальной услуге Статья 83. Универсальная услуга по доступным ценам Статья 84. Предоставление универсальной услуги по доступным ценам Статья 85. Доступность универсальной услуги Статья 86. Контроль за расходами Статья 87. Стоимость обязательств по универсальной услуге Статья 88. Финансирование обязательств по универсальной услуге Статья 89. Прозрачность Статья 90. Дополнительные обязательные услуги Глава XVI. Ресурсы нумерации Статья 91. Ресурсы нумерации Статья 92. Порядок предоставления прав на использование ресурсов нумерации Статья 93. Платежи за права на использование ресурсов нумерации Статья 94. Телефонные линии поддержки для пропавших детей и для детей Статья 95. Доступ к номерам и услугам Глава XVII. Права конечных пользователей Статья 96. Отступления в отношении некоторых микропредприятий Статья 97. Недискриминация Статья 98. Гарантии основных прав Статья 99. Требования к информации, применимые к договорам Статья 100. Прозрачность, сравнение предложений и публикация информации Статья 101. Уровень качества общедоступных услуг доступа в интернет и общедоступных услуг межличностной связи Статья 102. Срок действия договора и прекращение его действия Статья 103. Переход от одного поставщика к другому и перенос номеров Статья 104. Предложения, включенные в пакет услуг Статья 105. Доступность услуг Статья 106. Экстренная связь и единый европейский номер экстренных вызовов Статья 107. Система общественного оповещения Статья 108. Равнозначный доступ и возможность равнозначного выбора для конечных пользователей с ограниченными возможностями Статья 109. Телефонные справочные службы Статья 110. Интероперабельность автомобильного радиооборудования, потребительского радиооборудования и потребительского оборудования цифрового телевидения Статья 111. Конкуренция на рынке оборудования электронных коммуникаций Статья 112. Предоставление дополнительных возможностей Статья 113. Обеспечение доступа к открытому интернету Глава XVIII. Защита конфиденциальности в области электронных коммуникаций Статья 114. Сфера применения и цель Статья 115. Безопасность обработки данных Статья 116. Конфиденциальность сообщений Статья 117. Данные трафика Статья 118. Подробные счета Статья 119. Представление и ограничение идентификации вызывающей линии и вызываемой линии Статья 120. Данные о местоположении, отличные от данных трафика Статья 121. Исключения Статья 122. Автоматическая переадресация вызовов Статья 123. Списки абонентов Статья 124. Нежелательные сообщения Статья 125. Правовой режим доступа компетентных органов к данным пользователей услуг электронных коммуникаций и к их сообщениям Статья 126. Применение временных отступлений для поставщиков услуг межличностной связи без использования номеров в отношении обработки персональных данных для борьбы с сексуальным насилием над детьми в интернете Глава XIX. Заключительные и переходные положения Статья 127. Вступление в силу и меры по реализации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12

Закон Республики Молдова от 10 апреля 2025 года №72
"Об электронных коммуникациях"

О документе

Номер документа:72
Дата принятия: 10.04.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:01.01.2026
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова от 13 мая 2025 года №226-228 статья №266.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 127 настоящий закон вступает в силу - с 1 января 2026 года, за исключением:

-  статей 96, 99–104, 106–107 и 109–113, которые вступают в силу по истечении 24 месяцев со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 13 мая 2027 года, 

-  пункта b) части (4) статьи 61, статей 97, 98, 105 и 108, которые вступают в силу с даты, установленной Республикой Молдова и Европейским Союзом в постановлении Совета по ассоциации Республика Молдова – Европейский Союз о предоставлении режима внутреннего рынка для роуминга в сетях мобильной связи общего пользования.