Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Налоговым кодексом Украины от 2 декабря 2010 года №2755

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 21 декабря 2000 года №2181-III

О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами

(по состоянию на 3 декабря 2010 года)

Настоящий Закон является специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливающим порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

Настоящий Закон не регулирует также вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом", с банков, на которые распространяются нормы раздела V Закона Украины "О банках и банковской деятельности", и погашения обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

1.1) плательщики налогов (налогоплательщики) - юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности либо не имеющие такого статуса, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции;

1.2) налоговое обязательство - обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины;

1.3) налоговый долг (недоимка) - налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном либо судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства;

1.4) пеня - плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), взимаемая с плательщика налогов в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства;

1.5) штрафная санкция (штраф) - плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), взимаемая с плательщика налогов в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами;

1.6) принудительное взыскание - обращение взыскания на активы плательщика налогов в счет погашения его налогового долга, без предварительного согласования его суммы таким плательщиком налогов;

1.7) активы плательщика налогов - денежные средства, материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическому или физическому лицу на праве собственности или полного хозяйственного ведения;

1.8) картотека - реестр расчетных или исполнительных документов, направленных обслуживающему банку налогоплательщиком или органом взыскания и не оплаченных в срок в связи с недостаточностью средств на таком счете;

1.9) налоговое извещение - письменное извещение контролирующего органа об обязанности плательщика налогов уплатить сумму налогового обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

1.10) налоговое требование - письменное требование налогового органа к налогоплательщику погасить сумму налогового долга;

1.11) налоговая декларация, расчет (далее - налоговая декларация) - документ, подаваемый налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа);

1.12) контролирующий орган - государственный орган, который в пределах своей компетенции, определенной законодательством, осуществляет контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов и сборов (обязательных платежей) и погашением налоговых обязательств или налогового долга. Исчерпывающий перечень контролирующих органов определяется статьей 2 настоящего Закона;

1.13) денежные средства - гривни или иностранная валюта;

1.14) реструктуризация налогового долга - отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную настоящим Законом дату, а также его частичное списание;

1.15) налоговый орган - орган государственной налоговой службы Украины; таможенный орган - орган Государственной таможенной службы Украины;

1.16) орган взыскания - государственный орган, уполномоченный осуществлять меры по обеспечению погашения налогового долга в пределах компетенции, установленной законами;

1.17) налоговый залог - способ обеспечения налогового обязательства плательщика налога, не погашенного в срок. Налоговый залог возникает в силу закона. В силу налогового залога орган взыскания имеет право в случае невыполнения обеспеченного налоговым залогом налогового обязательства получить удовлетворение по стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами в порядке, установленном законом. Приоритет залогодержателя на удовлетворение требований по заложенному имуществу устанавливается в соответствии с законом.

(Положение пункта 1.17 статьи 1 признано конституционным в соответствии с Решением Конституционного Суда N2-рп/2005 от 24.03.2005)

1.18) обычная цена - цена, определенная обычной по правилам, установленным Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий";

1.19) операционный (банковский) день - часть рабочего дня, в течение которого принимаются документы на перевод. Дни определяются для банков рабочими по правилам, установленным соответствующим постановлением Национального банка Украины;

1.20) апелляционное согласование - согласование налогового обязательства в порядке и сроки, определенные настоящим Законом по процедурам административного или судебного обжалования.

Статья 2. Контролирующие органы

2.1. Перечень контролирующих органов

Контролирующими органами являются:

2.1.1) таможенные органы - по акцизному сбору и налогу на добавленную стоимость (с учетом случаев, когда законом обязанность по их взысканию или контролю возлагается на налоговые органы), ввозной и вывозной таможенной пошлине, другим налогам и сборам (обязательным платежам), которые в соответствии с законами взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины;

2.1.2) органы Пенсионного фонда Украины - сбору на обязательное государственное пенсионное страхование;

2.1.3) органы фондов общеобязательного государственного социального страхования - по взносам на общеобязательное государственное социальное страхование, в пределах компетенции этих органов, установленной законом;

2.1.4) налоговые органы - по налогам и сборам (обязательным платежам), взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпунктах 2.1.1-2.1.3 настоящего пункта.

2.2. Компетенция контролирующих органов

2.2.1. Контролирующие органы имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты лишь по тем налогам и сборам (обязательным платежам), которые отнесены к их компетенции настоящим пунктом.

Порядок контроля со стороны таможенных органов за уплатой плательщиками налогов налога на добавленную стоимость и акцизного сбора устанавливается совместным решением центрального налогового органа и центрального таможенного органа.

2.2.2. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе по запросам правоохранительных органов.

2.3. Органы, уполномоченные осуществлять мероприятия по погашению налогового долга (органы взыскания)

2.3.1. Органами, уполномоченными осуществлять меры по погашению налогового долга (далее - органы взыскания), являются исключительно налоговые органы, а также государственные исполнители в пределах их компетенции.

Статья 3. Основания для принудительного взыскания активов и определение бюджетного фонда

3.1. Основания для принудительного взыскания активов плательщика налогов

3.1.1. Активы плательщика налогов могут быть принудительно взысканы в счет погашения его налогового долга исключительно по решению суда. В других случаях плательщики налогов самостоятельно определяют очередность и формы удовлетворения претензий кредиторов за счет активов, свободных от залоговых обязательств обеспечения долга. В случае, если такой плательщик налогов признан банкротом, очередность удовлетворения претензий кредиторов определяется законодательством о банкротстве.

3.1.2. Взыскание налогового долга по исполнительным надписям нотариусов не разрешается.

3.2. Бюджетный фонд

3.2.1. В любых случаях, когда плательщик налогов согласно законам по вопросам налогообложения уполномочен удерживать налог, сбор (обязательный платеж), которыми облагаются другие лица, в том числе налоги на доходы физических лиц, дивиденды, репатриацию, добавленную стоимость, акцизные сборы, а также любые другие налоги, которые удерживаются из источника выплаты, сумма таких налогов, сборов (обязательных платежей) считается бюджетным фондом, принадлежащим государству или территориальной громаде и создается от их имени.

3.2.2. На средства бюджетного фонда, определенного подпунктом

3.2.1 настоящего пункта, не может быть наложено взыскание по причинам, отличающимся от взыскания такого налога, сбора (обязательного платежа).

Статья 4. Порядок представления налоговой декларации и определение суммы налоговых обязательств

4.1. Налоговая декларация

4.1.1. Плательщик налогов самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в налоговой декларации, кроме случаев, предусмотренных подпунктом "г" подпункта 4.2.2 пункта 4.2, а также пунктом 4.3 настоящей статьи.

4.1.2. Принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию, чей статус определяется соответствующим нормативно-правовым актом. Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо условий относительно такого принятия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом.

Если служебное (должностное) лицо контролирующего органа нарушает нормы абзаца первого настоящего подпункта, плательщик налогов обязан до истечения предельного срока представления декларации направить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой приобщается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается представленной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7, не применяется.

Плательщик налогов может также обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в принятии налоговой декларации в судебном порядке.

Независимо от наличия отказа в принятии налоговой декларации плательщик налогов обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5 настоящего Закона.

Налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от плательщика налогов как налоговая декларация, заполненная им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью плательщика налогов. В этом случае, если контролирующий орган обращается к плательщику налогов с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований непринятия предыдущей), то такой плательщик налогов имеет право:

предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

4.1.3. Если согласно правилам налогового учета, определенным законами, налоговая отчетность по отдельному налогу, сбору (обязательному платежу) составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации, при этом последняя не представляется.

Установление форм или методов обязательной налоговой отчетности, предусматривающих представление сводной информации об отдельных доходах, расходах, льготах, других элементах налоговых баз, которые были ранее отображены в налоговых декларациях или расчетах по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам), не разрешается, если иное не установлено законами по вопросам налогообложения.

4.1.4. Налоговые декларации подаются за базисный налоговый (отчетный) период, который равен:

а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

б) календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

в) календарному году, кроме случаев, предусмотренных подпунктом "г" подпункта 4.1.4 настоящего пункта, - в течение 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного (налогового) года;

г) календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц (подоходного налога с граждан), - до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоит такой квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов) согласно соответствующему закону по вопросам налогообложения, такая декларация представляется в сроки, определенные настоящим пунктом для такого базового налогового периода. Для целей подпункта 4.1.4 настоящего пункта под термином "базовый налоговый период" следует понимать первый налоговый период отчетного года, определенный соответствующим законом по вопросам налогообложения, в частности календарный квартал для целей налогообложения прибыли предприятий.

Плательщик налога освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию за отчетный (налоговый) период в течение текущего года в случае, если его налоговые обязательства были отображены в годовой налоговой декларации на текущий год в соответствии с законом по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа).

4.1.5. Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

Предельные сроки представления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и по основаниям, предусмотренным пунктом 15.4 статьи 15 настоящего Закона.

4.1.6. Если согласно закону о вопросах отдельного налога, сбора (обязательного платежа) налоговый период не установлен, то налоговая декларация представляется и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для месячного базового налогового периода, кроме случаев, когда представление декларации не предусмотрено таким законом.

4.1.7. Плательщик налогов имеет право не позднее чем за десять дней до истечения предельного срока представления декларации, определенного согласно подпункту 4.1.4 настоящего пункта, направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении.

В случае утраты или повреждения почтового отправления либо задержки его вручения контролирующему органу ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Статья 1. Определение терминов Статья 2. Контролирующие органы Статья 3. Основания для принудительного взыскания активов и определение бюджетного фонда Статья 4. Порядок представления налоговой декларации и определение суммы налоговых обязательств Статья 5. Порядок согласования сумм налоговых обязательств, обжалования решений контролирующих органов и определения налогового долга Статья 6. Налоговое извещение и налоговые требования Статья 7. Источники уплаты налоговых обязательств или погашения налогового долга плательщика налогов Статья 8. Налоговый залог Статья 9. Административный арест активов Статья 10. Продажа активов, находящихся в налоговом залоге Статья 11. Погашение налогового долга государственных или коммунальных предприятий Статья 12. Погашение налоговых обязательств или налогового долга при ликвидации плательщика налогов Статья 13. Порядок погашения налоговых обязательств или налогового долга при реорганизации плательщика налогов Статья 14. Рассрочка и отсрочка налоговых обязательств плательщика налогов Статья 15. Сроки давности Статья 16. Пеня Статья 17. Штрафные санкции (штрафы) Статья 18. Списание и рассрочка налогового долга Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона и порядок введения его в действие

Закон Украины от 21 декабря 2000 года №2181-III
"О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами"

О документе

Номер документа:2181-III
Дата принятия: 21/12/2000
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01/04/2001
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с:01/01/2011

Опубликование документа

Голос України вiд 20.02.2001 - №32;
Урядовий кур'єр вiд 21.02.2001 - №33;
Офіційний вісник України вiд 02.03.2001 - 2001 р., №7, стор. 1, стаття 259, код акту 17823/2001;
Відомості Верховної Ради України вiд 09.03.2001 - 2001 р., №10, стаття 44

Редакции документа

Текущая редакция принята: 03/12/2010