Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 30 ноября 2010 года №22-рп/2010

По делу по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения" Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год"

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Головина Анатолия Сергеевича - председательствующего,

докладчика,

Баулина Юрия Васильевича,

Бринцева Василия Дмитриевича,

Вдовиченко Сергея Леонидовича,

Винокурова Сергея Маркияновича,

Гультая Михаила Мирославовича,

Запорожца Михаила Петровича,

Кампа Владимира Михайловича,

Колоса Михаила Ивановича,

Маркуш Марии Андреевны,

Сергейчука Олега Анатольевич,

Стецюка Петра Богдановича,

Стрижака Андрея Андреевича,

Ткачука Павла Николаевича,

Шаптали Натальи Константиновны,

Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения" Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" от 27 апреля 2010 года N 2154-VI (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., NN 22-25, ст. 263) (далее - Закон).

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление 54 народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 71 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является утверждение субъекта права на конституционное представление о неконституционности указанных положений Закона.

Заслушав судью-докладчика Головина А.С. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - 54 народных депутата Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), положения Закона, а именно:

- статьи 14, которой установлено, что "при осуществлении государственного займа и предоставлении государственных гарантий Министр финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины имеет право брать обязательства от имени Украины" связанные с осуществлением такого займа и предоставлением государственных гарантий, в том числе относительно отказа от суверенного иммунитета в возможных судебных делах, связанных с возвращением кредитов (ссуд) и освобождением платежей согласно договорам от любых комиссий, налогов и сборов (обязательных платежей), в течение времени действия обязательства о возвращении заимствованных средств";

- статьи 24, которая предусматривает, что "на частичное изменение части второй статьи 21 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 17, ст. 122; 2002 г., N 12-13, ст. 92; 2003 г., N 10-11, ст. 86; 2005 г., N 7-8, ст. 162, NN 17-19, ст. 267; 2006 г., N 4, ст. 59, NN 9-11, ст. 96; 2007 г., N 7-8, ст. 66; 2008 г., NN 5-8, ст. 78; 2009 г., NN 20-22, ст. 269) позволить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертированной иностранной валюте";

- статьи 64, которой установлено, что "к членам семьи льготника при предоставлении льгот принадлежат: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, которые признаны инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы; лицо, которое проживает вместе с инвалидом войны I группы и ухаживает за ним при условии, что инвалид войны не находится в браке; нетрудоспособные родители; лицо, которое находится под опекой или на попечении гражданина, который имеет право на льготы, и проживает вместе с ним";

- пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения", которыми предусмотрено:

"7. С целью уменьшения дефицита бюджета в 2010 году предоставить право Кабинету Министров Украины по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета принимать решение относительно пересмотра некоторых размеров выплат, определенных законодательством, и по другим законодательным актам, которые предусматривают дополнительные расходы из государственного и местных бюджетов.

8. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2008 г., N 27-28, ст. 253; 2009 г., N 16, ст. 223, N 26, ст. 328) применяются с учетом таких изменений:

в разделе II "Заключительные положения":

остановить на 2010 год действие абзацев двадцать первогодвадцать третьего пункта 4;

в пункте 6 цифры "2,27" изменить цифрами "3,19".

9. Установить, что в 2010 году отдельные положения Земельного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., N 3-4, ст.

27) применяются с учетом таких изменений:

текст статьи 209 изложить в такой редакции:

"1. Средства от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства зачисляются в размере: 100 процентовв бюджеты городов Киева и Севастополя; 25 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым и областные бюджеты, 75 процентов - в бюджеты городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, 15 процентов - в районные бюджетов, 60 процентов - в бюджеты мостов районного значения, поселков, сел и их объединений.

2. Средства, которые поступают в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, используются исключительно на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных потребностей, улучшения соответствующих угодий, охрану земель в соответствии с разработанными программами и проектами землеустройства, проведения нормативной денежной оценки земли, разграничение земель государственной и коммунальной собственности. Использование этих средств на другие цели не допускается".

10. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины "О хозяйственных обществах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., N 49, ст. 682; 1998 г., N 18, ст. 89) применяются с учетом таких изменений:

1) в третьем предложении статьи 15 после слова "расчетов" дополнить словами "и уплаты обязательных сумм дивидендов";

2) пункт "д" части пятой статьи 41 после слова "(дивидендов)" дополнить словами "с учетом требований, предусмотренных этим и другими законами".

11. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины "Об акционерных обществах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2008 г., N 50-51, ст. 384) применяются с учетом таких изменений:

1) в статье 30:

в абзаце первом части второй слова "в объеме, установленном решением общего собрания акционерного общества" исключить;

часть вторую после абзаца первого дополнить двумя новыми абзацами такого содержания:

"Выплата дивидендов осуществляется хозяйственным обществом из чистой прибыли в отчетном году и/или нераспределенной прибыли в размере не меньше 30 процентов.

Размер выплаты дивидендов может быть увеличен по решению общих собраний акционерного общества".

В связи с этим абзац второй считать абзацем четвертым;

абзац первый части третьей изложить в такой редакции:

"3. Решение о выплате дивидендов в размере больше 30 процентов по простым акциям принимается общими собраниями акционерного общества";

2) в части второй статьи 33:

пункт 12 дополнить словами "с учетом требований, предусмотренных этим и другими законами";

пункт 15 изложить в такой редакции:

"15) утверждение годовых дивидендов в размере, который превышает их объем, установленный абзацем вторым части второй статьи 30 этого Закона".

12. Остановить на 2010 год действие:

1) Закона Украины "О рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., N 19, ст. 272, N 43-44, ст. 493; 2005 г., N 7-8, ст. 162, NN 17-19, ст. 267; 2006 г., NN 9-11, ст. 96; 2007 г., N 3, ст. 31; 2008 г., NN 5-8, ст. 78, N 27-28, ст. 253);

2) абзаца второго преамбулы Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (Ведомости Верховной Ради Украины, 2001 г., N 10, ст. 44; 2003 г., N 24, ст. 154; 2010 г., N 2-3, ст. 11);

3) частей второй и шестой статьи 16 (относительно условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами) и части первой статьи 34 (относительно определения размера сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами) Кодекса Украины о недрах (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., N 36, ст. 340);

4) статей 14-16 Закона Украины "О нефти и газе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., N 50, ст. 262; 2004 г., N 17-18, ст. 250; 2005 г., N 7-8, ст. 162, NN 17-19, ст. 267; 2006 г., NN 9-11, ст. 96; 2007 г., N 7-8, ст. 66; 2008 г., NN 5-8, ст. 78, N 27-28, ст. 253) в части условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами;

5) абзацев восьмого и десятого части второй статьи 6 Закона Украины "О государственной геологической службе Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., N 51, ст. 456; 2004 г., N 17-18, ст. 250; 2005 г., N 7-8, ст. 162, NN 17-19, ст. 267; 2006 г., NN 9-11, ст. 96, N 22, ст. 184; 2007 г., N 7-8, ст. 66; 2008 г., NN 5-8, ст. 78, N 27-28, ст. 253; 2009 г., N 29, ст. 391) в части предоставления полномочий и условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами.

13. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., N 15, ст. 84; 2005 г., N 10, ст. 187, NN 17-19, ст. 267) применяются с учетом таких изменений:

пункт 11 части первой статьи 11 изложить в такой редакции:

"11) применять к налогоплательщикам финансовые (штрафные) санкции, взимать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимки, пени в случаях, порядке и размере, установленном законодательством, а также взимать в государственный бюджет суммы задолженности субъектов ведения хозяйства по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетными займами и финансовой помощью, предоставленной на возвратной основе, и начисленной на нее пени в порядке, предусмотренном Законом Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".

Субъект права на конституционное представление утверждает, что, поскольку статьей 95 Конституции Украины во взаимосвязи с частью второй статьи 38 Бюджетного кодекса Украина (далее - Кодекс) установлен исчерпывающий перечень правоотношений, которые могут регулироваться законом о Государственном бюджете Украины (исключительно определение доходов и расходов государства на общественные потребности), есть основания считать положения статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения" Закона такими, которые не отвечают Конституции Украины, а также ссылается на правовые позиции, высказанные Конституционным Судом Украины в решениях от 9 июля 2007 года N 6-рп/2007 (дело о социальных гарантиях граждан), от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008 (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины).

2. Решая вопрос относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) оспариваемых положений Закона, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.

2.1. Согласно Основному Закону Украины к полномочиям Верховной Рады Украины принадлежит утверждение Государственного бюджета Украины (пункт 4 части первой статьи 85, часть первая статьи 96) исключительно в форме закона (пункт 1 части второй статьи 92, часть вторая статьи 95).

Отдельные процедуры рассмотрения, принятия и вступления в действие закона о Государственном бюджете Украины, отличной от процедуры рассмотрения, принятия и вступления в действие других законов, в Конституции Украины не определены, но установлены некоторые особенности относительно его содержания, которыми обусловлены и определены требования к этой процедуре. В частности, проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает и подает в Верховную Раду Украины Кабинет Министров Украины вместе с докладом о ходе выполнения Государственного бюджета Украины текущего года. Действие во времени закона о Государственном бюджете Украины ограничивается конкретным периодом - с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах - другим периодом (статья 96, пункт 6 статьи 116 Основного Закона Украины).

По содержанию части второй статьи 95 Конституции Украины только законом о Государственном бюджете Украины должны определяться любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.

Структура и содержание закона о Государственном бюджете Украины определены частью второй статьи 38 Кодекса, а порядок предоставления и рассмотрения законопроектов, которые влияют на доходную или расходную части бюджета, - статьей 27 Кодекса.

2.2. Конституционный Суд Украины неоднократно по обращениям субъектов права на конституционное представление рассматривал дела и принимал решения относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) законов о Государственном бюджете Украины или их отдельных положений.

В частности, в Решении от 9 июля 2007 года N 6-рп/2007 (дело о социальных гарантиях граждан) Конституционный Суд Украины установил, что требования относительно содержания закона о Государственном бюджете Украины содержатся в части второй статьи 95 Конституции Украины, положения которой конкретизированы в статье 38 Кодекса; определены частью второй статьи 95 Конституции Украины, частью второй статьи 38 Кодекса перечень правоотношений, которые регулируются законом о Государственном бюджете Украины, является исчерпывающим; из содержания положений Конституции Украины и Кодекса видно, что закон о Государственном бюджете Украины как правовом акте, четко обусловлен понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины - он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные? потребности, поэтому этим законом не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться другое (дополнительное) правовое регулирование отношений, которые являются предметом других законов Украины (абзацы четвертый, пятый, шестой пункта 4 мотивировочной части).

Признав указанным решением отдельные положения Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2007 год" такими, которые не отвечают Конституции Украины, Конституционный Суд Украины обратил внимание Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины на необходимость соблюдения положений статей 1, 3, 6, 8, 19, 22, 95, 96 Конституции Украины, статей 4, 27, части второй статьи 38 Кодекса при подготовке, принятии и введении в действие закона о Государственном бюджете Украины (пункты 1, 4 резолютивной части).

На указанных положениях Основного Закона Украины, Кодекса и приведенных правовых позициях Конституционного Суда Украины основывалось его Решение от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008 по делу относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины, которым признаны неконституционными отдельные положения Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (пункт 2 резолютивной части). В этом решении Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что законом о Государственном бюджете Украины нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречия в законодательстве; в случае необходимости остановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы (абзацы третий, четвертый подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части).

2.3. Вопреки конституционным требованиям относительно предметного регулирования Законом о Государственном бюджете Украины и правовым позициям, высказанным Конституционным Судом Украины в решениях от 9 июля 2007 года N 6-рп/2007, от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008, Законом внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов (статья 24, пункты 8, 9, 10, 11, 13 раздела VII "Заключительные положения"), остановлено на 2010 год действие отдельных законов (пункт 12 раздела VII "Заключительные положения"), а также установлено правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины (статьи 14, 64, пункт 7 раздела VII "Заключительные положения").

Конституционный Суд Украины на основании исследования материалов взыскал с учетом соответствующих норм Конституции Украины (статья 95), Кодекса и своих правовых позиций, изложенных в указанных решениях, пришел к выводу, что положения статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения" Закона противоречат Конституции Украины.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, частями первой, второй статьи 152, статьей 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 70, 73 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), положения статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения" Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" от 27 апреля 2010 года N 2154-VI.

2. Положения Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год", признанные неконституционными, теряют силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 30 ноября 2010 года №22-рп/2010
"По делу по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII "Заключительные положения" Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год"

О документе

Номер документа:22-рп/2010
Дата принятия: 30/11/2010
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30/11/2010
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 20.12.2010 - 2010 р., №95, стор. 105, стаття 3381, код акту 53819/2010