Действует

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 4 июня 2004 года №04-5/1193

О некоторых вопросах практики применения Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон), с целью правильного и одинакового применения положений этого Закона, президиум Высшего хозяйственного суда Украины считает необходимым предоставить хозяйственным судам Украины следующие рекомендации.

1. Общие вопросы производства по делам о банкротстве

1.1. Преамбулой Закона определено, что этот Закон устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности должникасубъекта предпринимательской деятельности или признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.

Ввод предусмотренного Законом особого порядка, направленного на восстановление платежеспособности должника или признание его банкротом, и применение ликвидационной процедуры имеют целью удовлетворение требований кредиторов (полное или частичное). При этом, последствия возбуждения производства по делу о банкротстве влияют на права и обязанности всех кредиторов должника.

Основанием для ввода такого порядка является состояние неплатежеспособности должника, которое устанавливается судом при наличии предусмотренных Законом признаков.

1.2. Хозяйственные суды должны учитывать, что установление в Законе особого порядка удовлетворения имущественных требований кредиторов не допускает удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке (поскольку статьей 12 Закона предусмотрен ввод моратория на удовлетворение требований кредиторов одновременно с возбуждением производства по делу), а направлено на обеспечение определенности объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создание необходимых условий как для преодоления неплатежеспособности должника, так и для более полного удовлетворения требований кредиторов, что проявляется в обеспечении всех кредиторов равными правовыми возможностями при удовлетворении их требований, реализации их прав и законных интересов, обеспечении конституционного принципа равенства всех перед законом, в том числе и в условиях, когда имущества должника недостаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов.

При таких условиях в деле о банкротстве решается задача справедливого и пропорционального распределения среди кредиторов имущественной (конкурсной) массы должника. Следовательно, хозяйственные суды не должны допускать во время производства по делу о банкротстве индивидуального удовлетворения требований отдельного кредитора за счет имущества должника, входящего в конкурсную массу, как такого, который нарушает права и законные интересы других кредиторов и участников производства по делу о банкротстве и противоречит установленному законом специальному регулированию.

Исключения из этого правила могут быть установлены только самим Законом, в частности в случае удовлетворения требований текущих кредиторов, требований относительно оплаты (взыскания) заработной платы и других требований, на которые не распространяется действие моратория.

1.3. Производство по делам о банкротстве состоит из стадий установления факта неплатежеспособности должника и бесспорности требований кредитора, инициирующего производство (когда дело возбуждается по заявлению кредитора), выявления кредиторов и инвесторов, проведения санации (когда последняя возможна) или признания должника банкротом и его ликвидации, или заключения мирового соглашения.

Все указанные процедуры составляют целостный и обособленный от искового производства процесс, целью которого является удовлетворение требований кредиторов в случае невозможности восстановления платежеспособности должника.

2. Законодательство о банкротстве

2.1. В соответствии с частью первой статьи 5 Закона производство по делам о банкротстве регулируется этим Законом, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины (далее - ХПК Украины), другими законодательными актами Украины.

При этом, Закон следует рассматривать как законодательный акт, содержащий специальные нормы, имеющие приоритет по отношению к нормам общим относительно регулирования порядка производства по делам о банкротстве, восстановления платежеспособности должника, признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, заключения мирового соглашения между должником и кредиторами, удовлетворения требований кредиторов и тому подобное.

2.2. Так в преамбуле Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 N2181-III (с изменениями и дополнениями) указано, что нормы этого Закона не регулируют вопрос погашения налоговых обязательств относительно субъектов, к которым применяются процедуры банкротства.

2.3. Статьей 74 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" в 2004 году установлен запрет проводить реструктуризацию или списание задолженности (недоимки) субъектов ведения хозяйства по налогам, сборам (обязательным платежам), предоставлять отсрочки относительно сроков уплаты задолженности, а также осуществлять списание задолженности субъектов ведения хозяйства по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам, финансовой помощи на возвратной основе в бюджет. Этот запрет не может применяться к должникам, относительно которых открыто производство по делу о банкротстве, поскольку эти вопросы должны решаться по правилам, установленным статьями 18, 36 Закона. Таким образом, наличие в мировом соглашении условий относительно рассрочки, отсрочки, прощения (списания) налоговых долгов или их части, предусмотренных статьей 36 Закона, не может быть основанием для отказа в утверждении мирового соглашения по делу о банкротстве или признании такого мирового соглашения недействительным.

2.4. Часть 4 статьи 106 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" в части первоочередного взыскания недоимки по уплате страховых взносов и их приоритета перед всеми другими обязательствами и взысканиями (кроме обязательств относительно выплаты заработной платы (дохода), на которые в соответствии с этим Законом начисляются страховые взносы, и расходов, связанных с исполнением судебных решений по взысканию недоимки) должна применяться хозяйственными судами с учетом очередности и порядка удовлетворения требований кредиторов, в соответствии со статьей 31 Закона.

2.5. В рассмотрении дел о банкротстве хозяйственным судам следует учитывать, что специальные нормы, регулирующие вопросы удовлетворения требований кредиторов во время производства по делам о банкротстве, могут содержаться и в других законодательных актах.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Рекомендации Президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 4 июня 2004 года №04-5/1193
"О некоторых вопросах практики применения Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"

О документе

Номер документа:04-5/1193
Дата принятия: 04/06/2004
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Вестник хозяйственного судопроизводства 2004, №4 03.12.2004,

Украинская Инвестиционная Газета 2005, №12 от 22.03.2005