База данных

Дата обновления БД:

15.12.2017

Добавлено/обновлено документов:

53 / 165

Всего документов в БД:

79176

Утратил силу

Документ утратил силу с 30 мая 2017 года в соответствии со статьей 95 Закона Республики Таджикистан от 30.05.2017 года №1414

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 26 марта 2009 года №506

О нормативных правовых актах

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 11.03.2010 г. №597, 28.06.2011 г. №730)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере правотворческой деятельности и определяет ее основные принципы, понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, общий порядок их разработки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.

2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.

3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:

- порядком принятия, изменения, дополнения и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;

- порядком принятия, исполнения, признания недействительными, прекращения, денонсации и приостановления действия международных правовых актов, признанных Таджикистаном;

- другими нормативными правовыми актами, не предусмотренными настоящим Законом.

Статья 2. Основные понятия

Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

- нормативный правовой акт - официальный документ установленного образца, принимаемый путем всенародного референдума или государственным органом, или органом самоуправления поселка и села, или государственным уполномоченным должностным лицом, содержащий указания общеобязательного характера и устанавливающий, изменяющий, либо отменяющий правовые нормы;

- общеобязательность нормативного правового акта - обязательное исполнение всеми органами государственной власти, должностными лицами, физическими и юридическими лицами нормативного правового акта, принятого и введенного в действие в установленном порядке;

- законодательство - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в целом, либо в определенной области;

- законодательные акты - Конституция Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, принятые путем всенародного референдума, конституционные законы, кодексы, законы Республики Таджикистан;

- подзаконные акты - нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов;

- законодательная инициатива - официальное внесение на рассмотрение законодательного органа проекта закона Республики Таджикистан или законодательных предложений органом, либо должностными лицами, определенными Конституцией Республики Таджикистан;

- правотворческая деятельность - деятельность субъекта правотворчества по разработке, принятию, опубликованию и прекращению действия нормативных правовых актов;

- субъекты правотворчества - народ Республики Таджикистан, государственный орган, должностные лица, в соответствии с нормативными правовыми актами обладающие правом осуществлять правотворческую деятельность;

- правотворческая техника - система правил разработки, принятия, внесения изменений и дополнений, толкования, опубликования, систематизации, введения в действие, приостановления и прекращения действия нормативных правовых актов;

- коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;

- пробелы в законодательстве - отсутствие правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;

- систематизация нормативных правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных правовых актов и приведению их в единую внутренне согласованную систему;

- юридическая сила нормативного правового акта - характеристика введенного в действие нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным правоотношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам;

- аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;

- аналогия права - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих общественные отношения и отношения, сходные с ними, общих начал, содержания закона, добросовестного, мудрого и справедливого требования.

Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности

Правотворческая деятельность осуществляется на основе соответствия принципам Конституции Республики Таджикистан, законности, приоритета норм международных правовых актов, признанных Таджикистаном по отношению к законам и подзаконным актам, преимущественного обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости, гласности, научности, профессионализма и учета общественного мнения.

Статья 4. Гласность в правотворческой деятельности

1. Гласность в правотворческой деятельности обеспечивается:

- предоставлением информации заинтересованным физическим и юридическим лицам о правотворческой деятельности;

- опубликованием принятого нормативного правового акта в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением его до всеобщего сведения иными способами, в том числе электронными средствами;

- предоставлением доступа любым заинтересованным лицам для ознакомления с содержанием принятого нормативного правового акта.

2. Проект нормативного правового акта может быть опубликован для общественного обсуждения в средствах массовой информации, в том числе посредством размещения на официальном сайте уполномоченного субъекта правотворчества. Любое заинтересованное лицо вправе ознакомиться с содержанием такого проекта. Поступившие предложения и замечания подлежат рассмотрению уполномоченным субъектом правотворчества при доработке проекта.

3. Положения части 1 и 2 настоящей статьи не распространяются к нормативному правовому акту или к проекту нормативного правового акта, которые содержат государственные тайну или иную охраняемую законом тайну.

Статья 5. Субъекты правотворчества и их полномочия

1. К субъектам правотворчества относятся: народ Республики Таджикистан, совместные заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, министерства, государственные комитеты и иные государственные органы, Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, Маджлисы народных депутатов городов и районов, председатели городов и районов, органы самоуправления поселков и сел.

2. Полномочия субъектов правотворчества определяются Конституцией Республики Таджикистан, законодательными актами Республики Таджикистан, совместными постановлениями Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, указами Президента Республики Таджикистан и постановлениями Правительства Республики Таджикистан.

3. Несколько субъектов правотворчества могут разрабатывать, принимать и издавать совместный нормативный правовой акт, если это предусмотрено нормативными правовыми актами. Изменение, приостановление и прекращение действия нормативных правовых актов, изданных совместно, осуществляются совместно принявшими их правотворческими органами, если иное не предусмотрено законом.

4. Субъекты правотворчества не могут совместно принимать нормативный правовой акт, в случае, когда один из правотворческих субъектов является вышестоящим по отношению к другому правотворческому субъекту.

Статья 6. Общие требования к нормативным правовым актам

Общими требованиями к нормативным правовым актам являются:

- принятие нормативного правового акта уполномоченным субъектом правотворчества;

- принятие нормативного правового акта в порядке и виде, установленных законами и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности Статья 4. Гласность в правотворческой деятельности Статья 5. Субъекты правотворчества и их полномочия Статья 6. Общие требования к нормативным правовым актам Статья 7. Система нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 8. Международные правовые акты Статья 9. Основания разработки нормативных правовых актов, направленных на выполнение международных обязательств Республики Таджикистан Статья 10. Делегирование правотворческих полномочий Статья 11. Правопреемство в отношении принятых нормативных правовых актов Статья 12. Прямое действие нормативных правовых актов Статья 13. Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан Глава 2. Виды нормативных правовых актов Статья 14. Конституция Республики Таджикистан Статья 15. Закон, принятый путем всенародного референдума Статья 16. Конституционный закон Статья 17. Кодекс Статья 18. Закон Статья 19. Совместное постановление Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановление Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Статья 20. Указ и распоряжение Президента Республики Таджикистан Статья 21. Постановления и распоряжения Правительства Республики Таджикистан Статья 22. Нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов, иных государственных органов Статья 23. Нормативные правовые акты Маджлисов народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе и председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе Статья 24. Нормативные правовые акты Маджлисов народных депутатов городов, районов и их председателей Статья 25. Нормативные правовые акты органов самоуправления поселков и сел Статья 26. Регламент, положение, устав Статья 27. Правила, инструкции и другие нормативные правовые акты Глава 3. Планирование разработки проектов нормативных правовых актов Статья 28. План разработки проектов нормативных правовых актов Статья 29. Сроки действия планов Статья 30. Структура планов Глава 4. Правотворческая техника Статья 31. Общие требования к правотворческой технике Статья 32. Реквизиты нормативного правового акта Статья 33. Название нормативного правового акта Статья 34. Структура нормативного правового акта Статья 35. Особенности структуры Кодекса Статья 36. Примечания и приложения Статья 37. Применение ссылок в нормативном правовом акте Статья 38. Языковые требования к нормативному правовому акту Статья 39. Терминология нормативного правового акта Статья 40. Требования к стилистике и форме изложения нормативного правового акта Статья 41. Порядок указания наименования государственного органа в нормативном правовом акте Статья 42. Техника внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт Глава 5. Разработка и оформление проекта нормативных правовых актов Статья 43. Разработка проекта нормативного правового акта Статья 44. Создание рабочих групп по разработке проекта нормативного правового акта Статья 45. Совершенствование и конкретизация нормативного правового акта Статья 46. Привлечение государственных органов к разработке проекта нормативного правового акта Статья 47. Порядок согласования проекта нормативного правового акта Статья 48. Направление проекта нормативного правового акта для его последующего принятия Статья 49. Экспертиза проектов нормативных правовых актов Статья 50. Требования к установлению мер юридической ответственности Статья 51. Порядок внесения в нормативно - правовой акт изменений и дополнений, приостановления его действия и признания его утратившим силу Глава 6. Опубликование нормативных правовых актов Статья 52. Официальное опубликование нормативных правовых актов Статья 53. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Статья 54. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан Статья 55. Свод законов Республики Таджикистан Статья 56. Единый государственный Реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 57. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов Статья 58. Дата официального опубликования нормативного правового акта Статья 59. Опубликование нормативных правовых актов в новой редакции Статья 60. Условия реализации нормативных правовых актов Статья 61. Доступ к нормативным правовым актам Глава 7. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц Статья 62. Порядок введения в действие нормативных правовых актов Статья 63. Обратная сила нормативных правовых актов Статья 64. Срок действия нормативных правовых актов Статья 65. Прекращение действия нормативных правовых актов Статья 66. Сфера действия нормативных правовых актов Статья 67. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц Глава 8. Официальное толкование нормативного правового акта Статья 68. Необходимость и порядок официального толкования нормативного правового акта Глава 9. Способы разрешения юридических коллизий Статья 69. Соответствие нормативных правовых актов Конституции и другим законам Республики Таджикистан Статья 70. Способы устранения коллизий между нормативными правовыми актами Статья 71. Устранение пробелов в нормативном правовом акте Глава 10. Государственный учет, регистрация и систематизация нормативных правовых актов Статья 72. Учет нормативных правовых актов Статья 73. Проверка и регистрация нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов, иных государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел Статья 74. Контроль и проверка правотворческой деятельности министерства, государственного комитета, иных государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления поселка и села Статья 75. Порядок государственного учета, регистрации и систематизации нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 76. Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан Глава 11. Заключительные положения Статья 77. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "О нормативных правовых актах" Статья 78. Введение в действие настоящего Закона ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года №506
"О нормативных правовых актах"

О документе

Номер документа:506
Дата принятия: 26/03/2009
Состояние документа:Утратил силу
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с:30/05/2017

Документ утратил силу с 30 мая 2017 года в соответствии со статьей 95 Закона Республики Таджикистан от 30.05.2017 года №1414

Опубликование документа

Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2009 г., № 3, ст.99

Редакции документа

Текущая редакция принята: 28/06/2011  документом  Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан О нормативных правовых актах № 730 от 28/06/2011


Редакция от 11/03/2010