База данных

Дата обновления БД:

24.11.2017

Добавлено/обновлено документов:

21 / 96

Всего документов в БД:

78698

Действует

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

2 июня 2017 года №38

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 мая 2017 года №1414

О нормативных правовых актах

Принят Постановлением МН МОРТ от 12 апреля 2017 года №731

Одобрен Постановлением ММ МОРТ от 18 мая 2017 года №397

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулируя общественные отношения в сфере правотворческой деятельности, определяет ее основные принципы, понятия, виды, систему, соотношение между нормативными правовыми актами, юридическую силу, общий порядок их разработки, экспертизы, принятия, опубликования, учёта, государственной регистрации, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.

2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или" приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.

3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:

- порядком принятия, внесением изменений и дополнений и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;

- порядком заключения, ратификации, утверждения, присоединения, регистрации, опубликования, выполнения, денонсации и приостановления действия международных договоров Республики Таджикистан;

- другими нормативными правовыми актами, которые не предусмотрены настоящим Законом.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

- нормативный правовой акт - официальный документ установленного образца, принимаемый путем всенародного референдума или государственным органом, или органами самоуправления посёлков и сел, или государственным уполномоченным должностным лицом, содержащий указания общеобязательного характера и устанавливающий, изменяющий, либо отменяющий правовые нормы;

- общеобязательность нормативного правового акта - обязательное исполнение всеми органами государственной власти, органами самоуправления поселков и сел должностными лицами, физическими и юридическими лицами нормативного правового акта, принятого и введенного в действие в установленном порядке;

- законодательство - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в целом, либо в определенной области;

- система нормативных, правовых актов - совокупность законодательных актов, международных правовых актов, признанных Таджикистаном, и подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих законную силу, единство, иерархию и их соответствие;

- законодательные акты - Конституция Республики Таджикистан, законы, принятые путем всенародного референдума, конституционные законы, кодексы и законы Республики Таджикистан;

- подзаконные нормативные правовые акты - нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законодательных актов;

- право законодательной инициативы - официальное внесение на рассмотрение законодательного органа проекта закона или законодательных предложений органом, либо должностными лицами, определенными Конституцией Республики Таджикистан;

- правотворческая деятельность - деятельность субъекта правотворчества по разработке, принятию, опубликованию и прекращению действия нормативных правовых актов;

- субъекты правотворчества - народ Таджикистана, государственные органы, органы местного самоуправления поселков и сел, должностные лица, в соответствии с нормативными правовыми актами обладающие правом осуществлять правотворческую деятельность;

- правотворческая техника - правила подготовки, принятия и внесения изменений и дополнений, толкования, публикации, систематизации, применения, приостановления и прекращения нормативных правовых актов;

- акт официального толкования - официальный документ уполномоченного органа, в котором разъясняется содержание нормативного правового акта или его нормативные положения;

- коллизия нормативных правовых актов - противоречие или несоответствие норм нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;

- пробелы в законодательстве - отсутствие правовой нормы (норм) в нормативном правовом акте или отсутствие нормативного правового акта, регулирующего соответствующие общественные отношения в случае выявления требования и необходимости регулирования правовых норм, которые обусловлены сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;

- систематизация нормативных правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных правовых актов и приведению их в единую внутренне согласованную систему;

- юридическая сила нормативного правового акта - характеристика введенного в действие общеобязательного и официального нормативного правового акта, возможности правового регулирования общественных отношений, их правовых последствий для участников правовых отношений, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам;

- аналогия закона - вследствие отсутствия норм закона, регулирующих общественные отношения, применение к ним законных норм, регулирующих сходные общественные отношения;

- аналогия права - вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих общественные отношения и отношения, сходные с ними, применение общепринятых принципов права, содержания закона, добросовестного, мудрого и справедливого требования;

- анализ влияния регулирования - принятие нормативного правового акта на основе реальных доказательств определения положительных и отрицательных социально - экономических последствий, с учетом обеспечения соблюдения прав и свобод человека, интересов предпринимателей и государства.

Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности

Правотворческая деятельность осуществляется на основе следующих принципов:

- соответствие Конституции Республики Таджикистан;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- преимущество норм Конституции Республики Таджикистан, законов, принятых путем всенародного референдума и международных правовых актов, признанных Таджикистаном по отношению к законам и подзаконным нормативным правовым актам;

- справедливость;

- гласность и прозрачность;

- научность;

- профессионализм;

- учет общественного мнения.

Статья 4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина в правотворческой деятельности

1. Правотворческая деятельность в Республике Таджикистан осуществляется с целью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина составляют цель и содержание законов и подзаконных нормативных правовых актов Республики Таджикистан, правотворческую деятельность всех субъектов правотворчества.

2. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в правотворческой деятельности осуществляется посредством закона только с целью обеспечения защиты прав и свобод других, общественного порядка, защиты основ конституционного строя, безопасности государства, обороны страны, общественной морали, здоровья населения и территориальной целостности.

Статья 5. Гласность и прозрачность в правотворческой деятельности

1. Гласность и прозрачность в правотворческой деятельности обеспечиваются следующими путями:

- предоставлением информации заинтересованным физическим и юридическим лицам о правотворческой деятельности;

- опубликованием принятого нормативного правового акта, в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением этого акта до всеобщего сведения иными способами, в том числе электронными средствами;

- предоставлением возможности заинтересованным физическим и юридическим лицам для ознакомления с содержанием принятого нормативного правового акта.

2. Проект нормативного правового акта может быть опубликован для общественного обсуждения в средствах массовой информации, в том числе посредством размещения на официальных сайтах уполномоченных субъектов правотворчества. Заинтересованные физические и юридические лица вправе ознакомиться с содержанием такого проекта. Поступившие предложения и замечания подлежат рассмотрению уполномоченным субъектом правотворчества при доработке проекта.

3. Положения частей 1 и 2 настоящей статьи не распространяются на нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта, обладающий информацией, содержащей государственную тайну или иную, охраняемую законом, тайну.

Статья 6. Использование информационной технологии в правотворческой деятельности

1. Правотворческая деятельность осуществляется на основе широкого использования информационной технологии.

2. Информационная технология используется в период планирования разработки проекта нормативных правовых актов, разработки проекта, принятия, опубликования нормативных правовых актов, приобретения сведения о нормативных правовых актов.

3. Использование информационной технологии в правотворческой деятельности может осуществляться следующими путями:

- размещение проекта нормативных правовых актов на официальных сайтах органа правотворчества (за исключением проекта нормативных правовых актов, обладающих информацией содержащей государственную тайну или иную, охраняемую законом, тайну);

- использование официальных сайтов с целью предварительного обсуждения проекта нормативных правовых актов;

- опубликование принятых нормативных правовых актов на официальных сайтах органов правотворчества (за исключением нормативных правовых актов, обладающих информацией, содержащей государственную тайну или иную, охраняемую законом, тайну);

- использование-электронных форм нормативных правовых актов;

- использование банка данных нормативных правовых актов;

- использование электронных форм распространения правовой информации о нормативных правовых актах;

- обеспечение гласности и прозрачности на всех стадиях правотворчества;

- распространение информации о заседаниях законодательного органа, других органов правотворчества, принятии новых нормативных правовых актов, прекращении действия нормативных правовых актов, внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты; распространении другой информации о правотворческой деятельности.

Статья 7. Субъекты правотворчества и их полномочия

1. К субъектам правотворчества относятся: народ Таджикистана, совместные заседания Маджлиси милли. и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, министерства, государственные комитеты, органы при Президенте Республики Таджикистан, органы при Правительстве Республики Таджикистан, Национальный банк Таджикистана, Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, Маджлисы народных депутатов городов и районов, председатели городов и районов, органы самоуправления поселков и сел.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности Статья 4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина в правотворческой деятельности Статья 5. Гласность и прозрачность в правотворческой деятельности Статья 6. Использование информационной технологии в правотворческой деятельности Статья 7. Субъекты правотворчества и их полномочия Статья 8. Общие требования к нормативным правовым актам Статья 9. Система нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 10. Международные правовые акты Статья 11. Принятие нормативных правовых актов с целью, выполнения международных обязательств Республики Таджикистан Статья 12. Делегирование правотворческих полномочий Статья 13. Правопреемство в отношении принятых нормативных правовых актов Статья 14. Прямое действие нормативных правовых актов Статья 15. Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан Глава 2. Виды нормативных правовых актов Статья 16. Конституция Республики Таджикистан Статья 17. Закон, принятый путем всенародного референдума Статья 18. Конституционный закон Статья 19. Кодекс Статья 20. Закон Статья 21. Совместное постановление Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановление Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Статья 22. Указ и распоряжение Президента Республики Таджикистан Статья 23. Постановления и распоряжения Правительства Республики Таджикистан Статья 24. Нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов, органов при Президенте Республики Таджикистан, органов при Правительстве Республики Таджикистан и Национального банка Таджикистана Статья 25. Нормативные правовые акты Маджлисов народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе и председателей Горно - Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе Статья 26. Нормативные правовые акты Маджлисов народных депутатов городов, районов и их председателей Статья 27. Нормативные правовые акты органов самоуправления поселков и сел Статья 28. Регламент, положение, устав Статья 29. Правила, инструкции и другие нормативные правовые акты Глава 3. Планирование разработки проектов нормативных правовых актов Статья 30. Цель планирования разработки проекта нормативных правовых актов Статья 31. План разработки проектов нормативных правовых актов Статья 32. Сроки действия планов Статья 33. Структура планов Глава 4. Особенности планирования, разработки, анализа регуляторного воздействия нормативных правовых актов, имеющих потенциальное воздействие на предпринимательскую деятельность Статья 34. Планирование разработки нормативных правовых актов, имеющих потенциальное воздействие на предпринимательскую деятельность Статья 35. Публичные консультации по уведомлению о подготовке проекта нормативного правового акта, подлежащего анализу регуляторного воздействия Статья 36. Подготовка проекта нормативного правового акта, подлежащего анализу регуляторного воздействия Статья 37. Анализ регуляторного воздействия Статья 38. Заключение уполномоченного органа по анализу регуляторного воздействия Статья 39. Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан Глава 5. Правотворческая техника Статья 40. Общие требования правотворческой техники к нормативному правовому акту Статья 41. Реквизиты нормативного правового акта Статья 42. Название нормативного правового акта Статья 43. Структура законодательного акта Статья 44. Структура подзаконного нормативного правового акта Статья 45. Структура подзаконного акта принимающего или утверждающего, принимаемого или утверждаемого другим актом Статья 46. Структурные особенности кодекса Статья 47. Примечания и приложения Статья 48. Применение ссылок в нормативном правовом акте Статья 49. Языковые требования к нормативному правовому акту Статья 50. Терминология нормативного правового акта Статья 51. Требования к стилистике и форме изложения нормативного правового акта Статья 52. Порядок указания наименования государственного органа в нормативном правовом акте Статья 53. Порядок предусмотрения мер юридической ответственности в нормативных правовых актах Статья 54. Порядок предусмотрения переходных положений в нормативном правовом акте Статья 55. Необходимость внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт Статья 56. Техника внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт Статья 57. Порядок признания утратившим силу и приостановления действия нормативного правового акта Глава 5. Разработка и оформление проекта нормативного правового акта Статья 58. Разработка проекта нормативного правового акта Статья 59. Создание рабочих групп по разработке проекта нормативного правового акта Статья 60. Совершенствование и конкретизация проекта нормативного правового акта Статья 61. Привлечение государственных органов к разработке проекта нормативного правового акта Статья 62. Порядок согласования проекта нормативного правового акта Статья 63. Направление проекта нормативного правового акта для его последующего принятия Статья 64. Экспертиза проекта нормативного правового акта Глава 7. Опубликование нормативных правовых актов Статья 65. Официальное опубликование нормативных правовых актов Статья 66. Источники и порядок официального опубликования нормативных правовых актов Статья 67. "Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан" Статья 68. Свод законов Республики Таджикистан Статья 69. Единый государственный Реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 70. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов Статья 71. Дата официального опубликования нормативного правового акта Статья 72. Опубликование нормативных правовых актов в новой редакции Статья 73. Условия реализации нормативных правовых актов Статья 74. Доступ к нормативным правовым актам Глава 8. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц Статья 75. Порядок введения в действие нормативных правовых актов Статья 76. Обратная сила нормативных правовых актов Статья 77. Срок действия нормативных правовых актов Статья 78. Прекращение действия нормативных правовых актов Статья 79. Сфера действия нормативных правовых актов Статья 80. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц Статья 81. Мониторинг применения нормативных правовых актов Глава 9. Официальное толкование нормативного правового акта Статья 82. Необходимость и порядок официального толкования нормативного правового акта Глава 10. Порядок разрешения юридических коллизий и пути их устранения Статья 83. Соответствие нормативных правовых актов Конституции и другим законам Республики Таджикистан Статья 84. Способы устранения коллизий между нормативными правовыми актами Статья 85. Пути устранения коллизий между нормативными правовыми актами Статья 86. Устранение пробелов в нормативном правовом акте Глава 11. Государственный учет, регистрация и систематизация нормативных правовых актов Статья 87. Учет нормативных правовых актов Статья 88. Реестр государственного учета нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 89. Проверка и государственная регистрация нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов, органов при Президенте Республики Таджикистан и органов при Правительстве Республики Таджикистан, Национального банка Таджикистана, местных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел Статья 90. Порядок учета и государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 91. Контроль и проверка правотворческой деятельности министерств, государственных комитетов, органов при Президенте Республики Таджикистан, органов при Правительстве Республики Таджикистан, Национального банка Таджикистана, местных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел Статья 92. Систематизация нормативных правовых актов Республики Таджикистан Статья 93. Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан Глава 12. Переходные и заключительные положения Статья 94. Переходные положения Статья 95. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "О нормативных правовых актах" Статья 96. Порядок введения в действие настоящего Закона

Закон Республики Таджикистан от 30 мая 2017 года №1414
"О нормативных правовых актах"

О документе

Номер документа:1414
Дата принятия: 30/05/2017
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 38 от 02/06/2017
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии со статьей 96 настоящий Закон вводится в действие после его официального опубликования.