База данных

Дата обновления БД:

31.03.2020

Добавлено/обновлено документов:

38 / 351

Всего документов в БД:

98996

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

12 июня 2014 года №480

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 3 июня 2014 года №371

О Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Национальную стратегию развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы (прилагается).

2. Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан совместно с другими соответствующими министерствами и ведомствами принять необходимые меры для реализации Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №371

Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы

1. Введение

Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности на 2014 - 2020 годы (далее - Стратегия) определяет текущее состояние и дальнейшее развитие национальной системы интеллектуальной собственности, цели, задачи и конкретные меры в этой области.

Настоящая Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели и направления государственной политики и соответствующие им задачи в области интеллектуальной собственности.

Данная Стратегия призвана содействовать развитию творчества, изобретательства, предпринимательства и утверждению страны в качестве равноправного партнера на международной арене, созданию социально-экономической, культурной, организационной и правовой основы для интеграции национального интеллектуального потенциала в региональный и международный потенциалы.

Особое внимание уделено мерам по дальнейшему развитию национальной системы интеллектуальной собственности в области обучения, подготовки кадров, а также по информированию гражданского общества о роли интеллектуальной собственности, стимулированию и охране достижений научных исследований и защите прав интеллектуальной собственности.

Наряду с определенными достижениями, Республика Таджикистан продолжает сталкиваться с рядом проблем в области интеллектуальной собственности, к числу которых относятся:

- недостаточное использование результатов интеллектуального творчества и инновационной деятельности, которые составляют основу конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях;

- нарушение авторских и смежных прав и оборот контрафактных товаров, что представляет угрозу для экономической безопасности страны и здоровью отечественного потребителя и нарушает международные обязательства Республики Таджикистан;

- недостаточные усилия владельцев объектов интеллектуальной собственности по защите своих прав, что значительно снижает эффективность применения мер по защите прав интеллектуальной собственности;

- недостаточное использование малыми и средними предприятиями объектов интеллектуальной собственности в качестве инструмента развития своего бизнеса;

- большое количество случаев недобросовестной конкуренции;

- низкий уровень осведомленности в области интеллектуальной собственности среди различных групп населения;

- бездеятельность организаций коллективного управления имущественными правами.

Необходимость обеспечения надежной защиты и охраны интеллектуальной собственности вызвана отрицательными политическими и экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией для стран как на международном, так и на национальном уровне, так как следствием этого является, в конечном счете, не поступление налогов в бюджет, подрыв легальной индустрии, замедление и снижение процессов создания объектов интеллектуальной собственности и их вовлечение в хозяйственный оборот, сокращение рабочих мест, подрыв авторитета государства, а также снижение уровня инвестиций иностранных компаний и государств, как в отдельные отрасли, так и в национальную экономику в целом.

В целом, в настоящее время интеллектуальная собственность не является основным фактором экономического, социального и культурного развития страны.

В настоящее время, остро стоит задача укрепления роли государства в отношении интеллектуальной собственности, как источника национального богатства, принадлежащего частным лицам и который непосредственно обеспечивает национальные интересы при введении в экономический оборот.

Роль государства в развитии инновационной деятельности не сводится только к прямой поддержке (финансированию). Основными механизмами государственного регулирования являются методы стимулирования рынка наукоемкой продукции, инновационного предпринимательства, активизации обновления основных фондов и внедрения новых технологий в промышленности, создание инфраструктуры поддержки, финансового механизма функционирования венчурного капитала и фондового рынка высокотехнологичных предприятий.

Недостаток стимулов для более тесных контактов между государственными научными организациями, промышленностью и бизнесом с целью обмена знаниями продолжает оставаться проблемой для Таджикистана. Взаимодействие частного сектора, промышленности и науки следует активно поощрять с помощью законодательных реформ и мероприятий, способствующих мобильности ученых и партнерству государственных и частных предприятий.

Опыт стран, достигших больших успехов в науке/инновациях (США, Израиль, Финляндия, Япония, Сингапур, Республика Корея и т.п.) показывает, что не только госинвестиции, но и привлечение частного капитала в научную инфраструктуру и фундаментальные и прикладные исследования стали одним из важнейших факторов.

Вместе с тем, необходимо выделить следующие функции государства в данном направлении:

- стимулирование изобретательской деятельности, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы коммерциализации интеллектуальной собственности и инновационных процессов;

- кадровое обеспечение;

- формирование научно-инновационной инфраструктуры. При этом формами государственной поддержки в данной области могут быть:

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- реализация прав на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков и т.п.

Государственное финансирование необходимо направлять на поддержку первоочередных, приоритетных для Таджикистана научных исследований, которые должны отбираться на конкурсной основе с учетом конечного результата.

Для достижения успеха и получения реальных результатов научно-исследовательским организациям с целью коммерциализации своих разработок следует привлекать опыт и знания ведущих развитых стран через совместные проекты.

Исходя из вышесказанного, целью Стратегии в области интеллектуальной собственности является создание необходимых условий для развития охраны, защиты, управления использования потенциала интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, будет содействовать развитию национальной конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях и инновациях.

При разработке настоящей Стратегии проанализированы и учтены соответствующие документы, касающиеся интеллектуальной собственности, в том числе Руководство Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по разработке национальных стратегий интеллектуальной собственности для стран с переходной экономикой.

2. Цели и задачи стратегии

1. Основными целями Стратегии являются:

- в краткосрочной и среднесрочной перспективе (2014-2016 годы)- завершение формирования национальной системы интеллектуальной собственности, способствующей развитию экономики, культуры и общества;

- в долгосрочной перспективе (2017-2019 годы)-интеграция системы интеллектуальной собственности в социально - экономическую политику государства, и на этой основе повышение конкурентоспособности экономики Республики Таджикистана.

2. С учётом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей в рамках реализации Стратегии необходимо решение следующих основных задач:

- совершенствование законодательства в области интеллектуальной собственности;

- развитие инфраструктуры в области интеллектуальной собственности;

- развитие функциональных направлений в области управления интеллектуальной собственностью (обеспечение защиты, оценка и др.);

- совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в научных и учебных учреждениях, творческих, коммерческих и промышленных организациях;

- развитие системы образования в области интеллектуальной собственности на всех уровнях (за исключением начального), включая подготовку и переподготовку кадров;

- развитие национального брендинга;

- развитие механизмов доступа общества к мировым достижениям в науке, литературе и искусстве с целью обеспечения устойчивого социально- экономического роста;

- совершенствование механизмов борьбы с правонарушениями в области интеллектуальной собственности, повышение уровня правовых знаний населения в данной области, а также усиление деятельности соответствующих органов по борьбе с незаконным производством и распространением контрафактных товаров и пиратских произведений.

- развитие международного, регионального и двустороннего сотрудничества в области интеллектуальной собственности.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы 1. Введение 2. Цели и задачи стратегии 3. Современное состояние интеллектуальной собственности в Республике Таджикистан 4. Правовая база в сфере интеллектуальной собственности § 1. Национальные нормативно-правовые акты § 2. Международные нормативно-правовые акты признанные Таджикистаном в сфере интеллектуальной собственности § 3. Нормативно-правовые акты в сфере интеллектуальной собственности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) 5. Международное сотрудничество 6. Инфраструктура интеллектуальной собственности и её развитие 7. Образовательная, пропагандистская и стимулирующая деятельность 8. Коммерциализация интеллектуальной собственности 9. Анализ сильных и слабых сторон и возможностей и угроз области интеллектуальной собственности (SWOT-анализ) 10. Основные задачи развития системы интеллектуальной собственности § 1. Учреждение органа по контролю над реализацией Стратегии и его исполнительного органа 11. Совершенствование и развитие законодательства 12. Развитие инфраструктуры интеллектуальной собственности и отдельных её направлений 13. Прогнозирование результатов реализации Стратегии 14. Этапы реализации Стратегии 15. Мониторинг и оценка хода реализации Стратегии План мероприятий по выполнению задач Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности республике таджикистан на 2014-2020 годы

Постановление Правительство Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №371
"О Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы"

О документе

Номер документа:371
Дата принятия: 03/06/2014
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 480 от 12/06/2014
Начало действия документа:03/06/2014
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений