Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 8 декабря 2022 года №325

(В редакции Законов Республики Молдова от 26.05.2023 г. №132, 31.07.2023 г. №220, 04.10.2023 г. №280, 18.01.2024 г. №1)

Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Настоящий кодекс устанавливает порядок организации и проведения выборов в Парламент, на должность Президента Республики Молдова, в органы местного публичного управления и региональных выборов, а также порядок организации и проведения референдума.

Парламент принимает настоящий органический закон.

Раздел I. Основные положения

Глава I Основные понятия и принципы

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего кодекса используются следующие основные понятия:

предвыборные плакаты - фотографии и иные материалы, используемые конкурентами на выборах, кандидатами, доверенными лицами и/или участниками референдума в целях предвыборной агитации либо инициативными группами и выдвинутыми кандидатами в целях довыборной агитации;

предвыборная агитация - призывы, заявления, а также действия по распространению информации, имеющие целью склонить избирателей отдать свои голоса за того или иного конкурента на выборах или за один из вариантов волеизъявления на референдуме;

довыборная агитация - призывы, заявления, мероприятия, связанные с выдвижением кандидатов на выборах, подготовкой и сбором подписей в их поддержку, а также мероприятия по подготовке и сбору подписей для инициирования референдума, в том числе проводимые самим выдвинутым кандидатом;

избиратель - гражданин Республики Молдова, обладающий избирательным правом;

выборы - если не указано иное, выборы в Парламент (далее также - парламентские выборы), на должность Президента Республики Молдова (далее также - президентские выборы) и в органы местного публичного управления (далее также - местные выборы), а также референдумы;

всеобщие выборы - любой вид выборов, проводимых, как правило, в течение одного дня, воскресенья, в соответствии с актом о назначении выборов на всей территории страны;

досрочные выборы - выборы, организуемые в случае роспуска Парламента или досрочного прекращения полномочий Президента Республики Молдова;

несостоявшиеся выборы - выборы, признанные таковыми постановлением Центральной избирательной комиссии в случае, если избирательный орган констатирует, что явка избирателей на выборах не достигла установленного настоящим кодексом предела;

новые выборы - иные выборы, кроме досрочных и частичных;

недействительные выборы - выборы, признанные таковыми Конституционным судом в случае парламентских, президентских выборов и республиканского референдума или Центральной избирательной комиссией в случае местных выборов и местного референдума, если в процессе выборов и/или подсчета голосов были допущены нарушения настоящего кодекса, повлиявшие на результаты голосования и распределение мандатов;

частичные выборы - выборы, организуемые в случае, если в результате всеобщих местных выборов не были избраны примары или установленное число советников в одном или нескольких избирательных округах;

региональные выборы - выборы, организуемые в автономно-территориальном образовании Гагаузия на должность Главы (Башкана) Гагаузии, в Народное Собрание Гагаузии, а также референдумы по вопросам, которые согласно Закону об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) №344/1994 относятся к компетенции Гагаузии;

избирательный блок - добровольное объединение двух или более политических партий, созданное с целью совместного участия в выборах и зарегистрированное Центральной избирательной комиссией;

избирательная кампания - период деятельности, осуществляемой в соответствии с положениями настоящего кодекса с целью склонить избирателей отдать свои голоса за того или иного конкурента на выборах или один из вариантов ответа на вынесенный на референдум вопрос;

кандидат - лицо, выдвинутое на замещение выборной публичной должности от политических партий или избирательных блоков, зарегистрированное в установленном порядке;

выдвинутый кандидат - лицо, которое выдвигает свою кандидатуру или кандидатура которого предлагается политическими партиями, избирательными блоками или инициативными группами для регистрации в качестве конкурента на выборах или кандидата по списку;

независимый кандидат - лицо, выдвинувшее свою кандидатуру на замещение выборной публичной должности независимо от политических партий и избирательных блоков, зарегистрированное в установленном порядке;

сертификация подготовки/специализации в избирательной сфере - процедура аттестации знаний и компетенций в избирательной сфере, проводимая Центром непрерывного образования в избирательной сфере в соответствии с положением, утвержденным Центральной избирательной комиссией, прохождение которой подтверждается соответствующим квалификационным сертификатом;

избирательный округ - административная избирательная единица, в которой организуются и проводятся выборы;

общенациональный округ - избирательный округ общенационального уровня, в котором организуются и проводятся парламентские, президентские выборы и республиканские референдумы;

Этический кодекс - соглашение, заключаемое между конкурентами на выборах/участниками референдума и представителями средств массовой информации, о порядке проведения и освещения избирательной кампании, исключающем унижение достоинства и нанесение ущерба репутации конкурентов на выборах/участников референдума;

сборщик подписей - член инициативной группы, осуществляющий сбор подписей в поддержку кандидата, выдвигаемого на выборную должность, в том числе в поддержку своей кандидатуры, или с целью инициирования референдума;

выборный соискатель - политическая партия, избирательный блок, конкурент на выборах, выдвинутый кандидат, инициативная группа, а также участник референдума, которые оказывают финансовую (материальную) поддержку своей избирательной кампании и/или осуществляемой ими деятельности или пользуются таковой, а также осуществляют только агитационную или предвыборную деятельность, не предусматривающую финансовые расходы;

конкуренты на выборах:

a) зарегистрированные Центральной избирательной комиссией политическая партия, избирательный блок и лицо, баллотирующееся на должность депутата Парламента, - в случае парламентских выборов;

b) зарегистрированные Центральной избирательной комиссией кандидат на должность Президента Республики Молдова, а также выдвинувшие его политическая партия или избирательный блок - в случае президентских выборов;

c) зарегистрированные соответствующими окружными избирательными советами политическая партия, избирательный блок и лицо, баллотирующееся на должность примара или советника местного совета, - в случае местных выборов;

d) зарегистрированные Центральным избирательным советом Гагаузии политическая партия, избирательный блок и лицо, баллотирующееся на должность Главы (Башкана) Гагаузии или депутата Народного Собрания Гагаузии, - в случае региональных выборов;

Центральная избирательная комиссия - независимый неполитический орган публичной власти, созданный для реализации избирательной политики, к задачам которого относятся обеспечение организации и проведения выборов, надзор и контроль за соблюдением положений законодательства о финансировании политических партий и избирательных кампаний;

заявитель жалобы - субъект, подающий жалобы в соответствии с настоящим кодексом;

жалоба - письменное заявление, в том числе предварительное заявление, подаваемое заявителем в соответствии с настоящим кодексом;

заявление о месте нахождения - действие, посредством которого граждане, обладающие избирательным правом, заявляют о месте своего нахождения в день выборов в целях включения в основной список избирателей на выборах в Парламент, на должность Президента Республики Молдова и на республиканском референдуме;

освобождение от исполнения служебных обязанностей по месту постоянной работы - частичное или полное сокращение функций и обязанностей по месту постоянной работы на время привлечения лица в качестве служащего избирательной сферы к работе в избирательных органах с сохранением заработной платы по месту постоянной работы в соответствии с трудовым законодательством и настоящим кодексом;

выдвижение кандидатов - процедура принятия политическими партиями, избирательными блоками решений по кандидатурам на выборные должности, осуществляемая на заседаниях компетентных органов политических партий и избирательных блоков в соответствии с их уставами или учредительными соглашениями, а также согласно установленным настоящим кодексом условиям;

место жительства - подтверждаемое удостоверением личности место обычного пребывания физического лица;

избирательное право - конституционное право гражданина избирать, быть избранным и выражать посредством голосования свою позицию по наиболее важным проблемам государства и общества в целом и/или по важнейшим проблемам местного значения;

избирательный инвентарь - кабины, урны для голосования, компьютеры и другое имущество, которым оснащается помещение избирательного участка;

просвещение в избирательной сфере - неполитическая деятельность просветительного характера, осуществляемая организациями и группами гражданского общества, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и другими заинтересованными лицами, призванная повысить уровень понимания гражданами политических и избирательных процессов для осознанной и свободной реализации права голоса. Просвещение в избирательной сфере может свободно осуществляться заинтересованными субъектами в форме семинаров, учебных курсов, круглых столов, информационных кампаний, публичных предвыборных дебатов и иных образовательных мероприятий, не регулируемых Центральной избирательной комиссией или иными органами;

финансирование избирательных кампаний - прямое и/или непрямое финансирование, а также материальная поддержка в иной форме конкурентов на выборах/участников референдума, в том числе волонтерская деятельность и услуги, предоставляемые бесплатно конкурентам на выборах/участникам референдума физическими и/или юридическими лицами либо в зависимости от обстоятельств государством;

финансирование инициативных групп - прямое и/или непрямое финансирование, а также материальная поддержка в иной форме инициативных групп, в том числе волонтерская детальность и услуги, предоставляемые бесплатно инициативным группам физическими и/или юридическими лицами;

финансирование политических партий - прямое и/или непрямое финансирование, а именно: предоставление, выделение или передача в пользу политических партий финансовых, материальных или иного рода средств, в том числе волонтерская детальность и услуги, предоставляемые бесплатно политическим партиям физическими и/или юридическими лицами, а также предоставление финансовых средств в виде ассигнований из государственного бюджета;

выборная публичная должность - ответственная государственная должность или местная выборная должность, замещаемые в силу мандата, полученного непосредственно в результате выборов, в соответствии с настоящим кодексом. Общий режим ответственной государственной должности или местной выборной должности, правовой статус лиц, замещающих эти должности, а также иные отношения, вытекающие из осуществления соответствующих должностей, регулируются специальными законами;

служащий избирательной сферы - физическое лицо, работающее или работавшее в соответствии с настоящим кодексом членом избирательного органа, сотрудником аппарата избирательного органа и/или работником публичных учреждений и других организационных структур, образованных Центральной избирательной комиссией;

инициативная группа - состоящая из обладающих избирательным правом граждан группа, зарегистрированная в соответствии с настоящим кодексом с целью сбора подписей в поддержку кандидата на выборную должность или в поддержку инициирования референдума;

список кандидатов - список кандидатов, выдвинутых политическими партиями или избирательными блоками для участия в выборах;

подписной лист - список с подписями избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого на выборную должность, или в поддержку инициирования референдума в соответствии с настоящим кодексом;

основной список избирателей - список, включающий всех обладающих избирательным правом граждан, проживающих или временно пребывающих по месту нахождения определенного избирательного участка;

дополнительный список избирателей - список избирателей, включающий избирателей, которые имеют право голосовать на данном избирательном участке, однако не были включены в основной список избирателей этого избирательного участка;

населенный пункт - организованная в соответствии с законом административно-территориальная единица (район, муниципий, город, село (коммуна), административно-территориальное образование с особым статусом);

помещение избирательного участка - место, где избиратели реализуют свое избирательное право и, как правило, находится участковое избирательное бюро;

минимальное количество специально отведенных мест для размещения предвыборных плакатов - места, специально отведенные для размещения предвыборных плакатов, расположенные в одном населенном пункте. Панно для предвыборных плакатов размещаются равномерно по всей территории населенного пункта. Всем конкурентам на выборах/участникам референдума или инициативным группам должна предоставляться равная площадь для размещения предвыборных плакатов;

наблюдатель - аккредитованное в предусмотренном настоящим кодексом порядке лицо, которое может быть представителем внутренних, иностранных или международных организаций или учреждений, осуществляющее наблюдение за порядком организации и проведения выборов;

оператор Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" - лицо, уполномоченное в установленном порядке для обработки персональных данных избирателя, явившегося лично на избирательный участок в день выборов, и для регистрации его участия в голосовании в целях недопущения многократного голосования;

избирательный орган - орган, организующий проведение выборов в Парламент, на должность Президента Республики Молдова и в органы местного публичного управления, региональных выборов, а также проведение референдума;

участник референдума - политическая партия, избирательный блок, Президент Республики Молдова или примар, в отношении которого инициируется референдум по его отстранению/отзыву, которые регистрируются в соответствующем избирательном органе с целью участия в кампании референдума;

избирательный период - не превышающий 120 дней интервал времени между днем вступления в силу акта о назначении даты выборов и днем установления компетентными органами результатов выборов. Дата начала избирательного периода устанавливается постановлением Центральной избирательной комиссии;

лицо, уполномоченное присутствовать при проведении избирательных процедур, - служащий избирательной сферы, оператор Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы", представитель конкурента на выборах/участника референдума в избирательных органах, аккредитованный избирательными органами наблюдатель, в случае необходимости - его переводчик, а также журналист, удостоверенный средствами массовой информации и утвержденный впоследствии Центральной избирательной комиссией;

отчет о финансировании инициативной группы - отчет инициативной группы о движении денежных средств, а также об услугах и действиях, предоставленных бесплатно физическими и юридическими лицами, и действиях, осуществленных добровольными помощниками в период сбора подписей, а также другая необходимая информация;

отчет о финансировании избирательной кампании - отчет конкурента на выборах/участника референдума о движении денежных средств, в том числе о собранных доходах, источниках поступления средств и их расходовании в ходе избирательной кампании, об услугах и действиях, предоставленных бесплатно физическими и юридическими лицами, и действиях, осуществленных добровольными помощниками, а также другая необходимая информация;

отчет о финансовом менеджменте - отчет политической партии о доходах, полученных в соответствии с положением о финансировании политических партий, утвержденным Центральной избирательной комиссией, и Законом о политических партиях №294/2007, об источниках происхождения этих доходов и их расходовании за отчетный период, а также другая необходимая информация;

референдум - всенародное голосование, в ходе которого народ выражает свое мнение по наиболее важным проблемам государства и общества в целом с целью их решения, или консультация с гражданами по особо важным проблемам местного значения, а также по вопросу отстранения от должности Президента Республики Молдова либо отзыва примара населенного пункта;

Государственный регистр избирателей - являющаяся составной частью Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" единая интегрированная информационная система учета избирателей, предназначенная для сбора, хранения, обновления и анализа информации о гражданах Республики Молдова, достигших избирательного возраста;

Регистр служащих избирательной сферы - база данных для учета на национальном уровне служащих избирательной сферы, составная часть Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы", в которой указывается их фамилия и имя, год рождения, профессия (род занятий), должность, место работы, контактный телефон, место жительства/место временного пребывания, номер и срок действия квалификационного сертификата, подтверждающего подготовку/специализацию в избирательной сфере; субъект, его выдвинувшего/назначившего, а в случае участия в выборах указывается дата и вид этих выборов, а также занимаемая в избирательных органах или их рабочих аппаратах должность. Порядок заполнения регистра и учета данных устанавливается положением, утвержденным Центральной избирательной комиссией.

административные ресурсы - кадровые, финансовые и материальные ресурсы, которыми располагают в равной мере лица, исполняющие ответственные государственные должности, должностные лица и государственные служащие и которые проистекают из их контроля над персоналом, финансовыми ресурсами и ассигнованиями из национального публичного бюджета, из доступа к публичным услугам или из осуществляемого ими управления движимым и недвижимым имуществом, отнесенным к публичной сфере государства или административно-территориальных единиц;

место временного пребывания - место, где у физического лица имеется временное или неосновное жилье, подтвержденное в удостоверяющем личность документе;

отзыв - досрочное прекращение полномочий лица, исполняющего ответственную государственную должность, путем проведения референдума в соответствии с настоящим кодексом или лишение судебной инстанцией лица, занимающего выборную публичную должность, полномочий, а также досрочное прекращение членства в избирательном органе;

избирательный участок - избирательная единица, на подобные которой поделен избирательный округ в соотношении с количеством избирателей и которая образуется избирательными органами в соответствии с настоящим кодексом;

Государственная автоматизированная информационная система "Выборы" - информационная система, управляемая Центральной избирательной комиссией и предназначенная для автоматизации избирательного процесса;

казначей - лицо, ответственное за финансовые ресурсы политической партии, конкурента на выборах, участника референдума или инициативной группы;

повторное голосование - выборы, организуемые Центральной избирательной комиссией в случае, когда выборы признаны несостоявшимися или недействительными, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим кодексом.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 18.01.2024 г. №1)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Принципы участия в выборах

(1) Граждане Республики Молдова принимают участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании.

(2) Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать давление на избирателя с целью заставить его принять участие или отказаться от участия в выборах, а также воздействовать на свободу его волеизъявления.

(3) Граждане Республики Молдова, проживающие за ее пределами, пользуются всей полнотой избирательных прав в соответствии с настоящим кодексом. Правительство Республики Молдова, Центральная избирательная комиссия, дипломатические представительства и консульства обязаны создать условия для свободной реализации гражданами своих избирательных прав.

Статья 3. Всеобщее избирательное право

Граждане Республики Молдова вправе избирать и быть избранными независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Статья 4. Равное избирательное право

При любом голосовании каждый избиратель имеет только один голос. Каждый голос имеет одинаковую юридическую силу.

Статья 5. Прямое избирательное право

Каждый избиратель голосует лично. Голосование вместо других лиц запрещается.

Статья 6. Тайное голосование

Голосование на выборах является тайным, что исключает возможность воздействия на волеизъявление избирателя.

Статья 7. Свободное голосование

Никто не вправе оказывать давление на избирателя с целью заставить его голосовать или не голосовать, а также с целью помешать ему самостоятельно выразить свою волю.

Статья 8. День выборов

(1) Выборы проводятся в течение одного дня, воскресенья, в соответствии с актом о назначении выборов на всей территории страны или соответствующего населенного пункта.

(2) В отступление от положений части (1) выборы в некоторых избирательных округах или на избирательных участках могут проводиться по объективным причинам (пандемии, чрезвычайные ситуации, обеспечение избирательного права в необычных условиях, большое количество избирателей, зарегистрированных на избирательных участках, открытых за рубежом, и другие причины) в течение двух дней (в субботу и воскресенье), что устанавливается постановлением Центральной избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

(3) Подробные избирательные процедуры, связанные с обеспечением безопасности во время голосования, с хранением и обеспечением целостности в течение двух дней использованных и неиспользованных бюллетеней для голосования, с правилами обеспечения конфиденциальности содержащейся в списках избирателей информации об участии избирателей в голосовании и прочим, устанавливаются положением, утвержденным Центральной избирательной комиссией.

Статья 9. Место реализации избирательного права

(1) Избирательное право реализуется в населенном пункте, в котором проживает избиратель постоянно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

(2) Если у избирателя имеется и место жительства, и место временного пребывания, то он голосует в населенном пункте по месту своего временного пребывания.

Статья 10. Голосование за одного из конкурентов на выборах

На выборах избиратель голосует только за одного из конкурентов, а на референдуме - только за один из вариантов ответа.

Статья 11. Принцип стабильности отношений в избирательной сфере

(1) Избирательная система и порядок образования избирательных округов или избирательных органов не могут быть изменены по крайней мере за один год до общенациональных выборов.

(2) Проекты нормативных актов о внесении изменений в Избирательный кодекс представляются на согласование Центральной избирательной комиссии.

Статья 12. Исчисление сроков

(1) В целях настоящего кодекса указание на день (дни) для исчисления сроков осуществления избирательных процедур и действий считается указанием соответственно на календарный день, календарные дни, за исключением случаев прямого установления сроков в рабочие дни. Если исчисление сроков определяется по дню выборов, последний не принимается в расчет.

(2) При исчислении сроков осуществления избирательных процедур и действий учитываются также нерабочие праздничные дни, а также дни, объявленные выходными в соответствии с Трудовым кодексом.

(3) Если избирательные процедуры и действия должны осуществляться в избирательном органе или избирательным органом, срок истекает в установленные соответствующим избирательным органом время и дату.

(4) В целях единообразного применения положений, касающихся исчисления сроков в соответствии с настоящим кодексом, для организации и проведения выборов любого вида Центральная избирательная комиссия утверждает Календарный план избирательных действий, устанавливая в ней выраженные в календарных днях сроки их осуществления.

Статья 13. Государственная автоматизированная информационная система "Выборы"

(1) Государственная автоматизированная информационная система "Выборы" предназначена для автоматизации избирательного процесса в целях:

a) обеспечения прозрачности избирательных процедур и действий, осуществляемых избирательными органами;

b) учета участия в голосовании и пресечения попыток многократного голосования;

c) оперативного получения достоверных данных об итогах голосования;

d) повышения эффективности процессов сбора, распределения и передачи информации и данных об осуществленных избирательных процедурах;

e) сокращения бюджетных расходов и оптимизации использования кадровых ресурсов для организации и проведения выборов;

f) развития и обеспечения единообразия избирательных процессов, связанных с исполнением обязанностей избирательных органов.

(2) Государственная автоматизированная информационная система "Выборы" взаимосвязана с иными информационными системами, управляемыми другими органами публичной власти и публичными учреждениями, и состоит из информационных подсистем (функциональных блоков), технические требования, функциональные возможности и этапы внедрения которых регулируются административными актами Центральной избирательной комиссии, принятыми в соответствии с утвержденной Правительством нормативно-методической базой создания, управления, обслуживания, развития и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.

(3) В процессе внедрения и развития информационных подсистем - составных частей Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" - Центральная избирательная комиссия взаимодействует с другими публичными субъектами, к компетенции и обязанностям которых относится оказание информационной, материально-технической, организационной, нормативной и иной поддержки в соответствии с соответствующей нормативной базой.

(4) В соответствии с положениями части (3) Центральная избирательная комиссия может воспользоваться помощью и поддержкой международных организаций, осуществляющих деятельность в избирательной сфере.

Глава II Право избирать и быть избранным. ограничения

Статья 14. Право избирать

Право избирать имеют граждане Республики Молдова, достигшие в том числе в день выборов 18-летнего возраста, за исключением граждан, лишенных этого права судебным решением об установлении меры судебной охраны.

Статья 15. Право быть избранным

Право быть избранными имеют граждане Республики Молдова, обладающие избирательным правом и соответствующие предусмотренным настоящим кодексом требованиям.

Статья 16. Ограничения для реализации избирательных прав

(1) Не имеют право избирать лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным статьей 14.

(2) Не могут быть избранными:

а) военнослужащие срочной службы;

b) лица, указанные в части (1);

с) лица, осужденные к лишению свободы окончательным судебным решением, а также имеющие непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений. Избирательные органы информируются о непогашенных судимостях органами Министерства внутренних дел и/или Национальным органом по неподкупности и Министерством юстиции в пределах своих компетенций;

d) лица, лишенные права занимать ответственные должности окончательным судебным решением. Избирательные органы информируются о наличии запрета Министерством юстиции, Национальным органом по неподкупности и/или Министерством внутренних дел;

e) лица, являвшиеся на момент вынесения Конституционным судом постановления о признании неконституционности политической партии членами исполнительного органа политической партии, признанной неконституционной, а также лица, занимавшие выборные должности от политической партии, признанной неконституционной, в течение пяти лет со дня вынесения постановления Конституционного суда.

(Пункт е) части (2) статьи 16 признан неконституционным в соответствии с Постановлением Конституционного суда Республики Молдова от 03.10.2023 г. №16)

f) лица, отвечающие на момент вынесения Конституционным судом постановления о признании неконституционности политической партии по меньшей мере одному из следующих критериев, имевших значение в контексте вынесения соответствующего постановления:

1) являются подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми или осужденными за совершение преступлений, которые были приведены Конституционным судом в качестве аргумента для признания неконституционности политической партии;

2) ранее были отстранены от участия в выборах в результате нарушения избирательного законодательства, что было приведено в качестве аргумента для признания неконституционности политической партии;

3) виновны в совершении деяний, которые привели к внесению этих лиц в международные санкционные списки определенных международных организаций или определенных государств, что было приведено в качестве аргумента для признания неконституционности политической партии;

4) совершили иные деяния, которые, хотя и не относятся явным образом к действиям, предусмотренным пунктами 1)-3), были указаны в качестве аргументов, приведенных в постановлении Конституционного суда о признании неконституционности политической партии.

(2-1) Ограничение, предусмотренное в пункте f) части (2), действует в течение трехлетнего срока с даты вынесения Конституционным судом постановления о признании неконституционности политической партии.

(2-2) В целях применения ограничения, предусмотренного в пункте f) части (2), Генеральный инспекторат полиции, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Служба информации и безопасности и Генеральная прокуратура совместно со специализированными прокуратурами представляют в Центральную избирательную комиссию сведения о лицах, подпадающих под критерии, предусмотренные в пункте f) части (2), с прямым указанием соответствующего критерия. Центральная избирательная комиссия на основании представленных сведений составляет список лиц, подпадающих под ограничение, предусмотренное в пункте f) части (2), и сообщает его избирательным органам, которые учитывают его в случае применения ограничения при регистрации конкурентов на выборах.

(2-3) Предусмотренное пунктом f) части (2) ограничение не применяется к лицу, которое, хотя и подпадает под один из предусмотренных соответствующим пунктом критериев, может представить доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что до признания неконституционности политической партии оно предпринимало в рамках политической партии попытки побудить к отказу от действий, которые привели к признанию ее неконституционности, или публично дистанцировалось от этих действий.

(2-4) Если лицо, предусмотренное в подпункте 1) пункта f) части (2), представляет доказательства, подтверждающие его выведение из-под уголовного преследования или прекращение в отношении него уголовного процесса, начатого по преступлению, которое было указано Конституционным судом в качестве аргумента в контексте признания неконституционности политической партии, это служит основанием для неприменения к данному лицу предусмотренного в этом подпункте ограничения.

(3) Деятельность в соответствующей должности кандидатов на выборах или в зависимости от обстоятельств участников референдума, которые в силу занимаемой ими должности должны соблюдать правовой режим конфликта интересов, несовместимостей, другие запреты и ограничения, предусмотренные специальными правовыми нормами, в том числе в целях предупреждения незаконного использования административных ресурсов в избирательный период, приостанавливается с момента начала избирательной компании. Под действие данных положений подпадают:

a) первые заместители премьер-министра, министры, члены Правительства по должности;

b) генеральный секретарь Аппарата Президента Республики Молдова, генеральный секретарь Парламента, генеральный секретарь Правительства, заместители генерального секретаря Правительства, государственные секретари, генеральные секретари министерств;

c) руководители центральных органов публичной власти и входящих в сферу их компетенции организационных структур, а также их заместители;

d) председатели районов и их заместители;

e) примары и их заместители;

f) преторы и их заместители;

g) секретари местных советов и претур;

h) служащие/сотрудники, которые обязаны приостановить служебные/трудовые отношения в соответствии со специальными правовыми нормами, регулирующими их деятельность.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 18.01.2024 г. №1)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Общие положения

Глава III Избирательные органы

Статья 17. Система избирательных органов

(1) В целях организации и проведения выборов образуются:

a) Центральная избирательная комиссия;

b) окружные избирательные советы второго и первого уровней;

c) участковые избирательные бюро;

d) Центральный избирательный совет Гагаузии.

(2) В системе избирательных органов Центральная избирательная комиссия является вышестоящим органом, действующим на постоянной основе.

(3) Окружные избирательные советы второго уровня являются действующими на постоянной основе избирательными органами, за исключением окружных избирательных советов, образованных для избирательных участков за пределами страны и для населенных пунктов левобережья Днестра. Постоянная деятельность окружных избирательных советов второго уровня обеспечивается в соответствии с частью (3) статьи 35.

(4) Окружные избирательные советы первого уровня и участковые избирательные бюро являются избирательными органами, которые образуются и осуществляют деятельность в избирательный период.

(5) При образовании избирательных органов, а также в рамках процедуры назначения членов и процедуры избрания председателя и секретаря должен соблюдаться принцип гендерного равенства.

(6) Центральный избирательный совет Гагаузии, являющийся составной частью системы избирательных органов Республики Молдова, осуществляет полномочия центрального избирательного органа в ходе региональных выборов в соответствии с настоящим кодексом и местными нормативными актами. В случае выборов в Парламент, на должность Президента Республики Молдова, в органы местного публичного управления, а также референдумов Центральный избирательный совет Гагаузии осуществляет полномочия окружного избирательного совета второго уровня в соответствии с настоящим кодексом.

Часть 1 Центральная избирательная комиссия

Статья 18. Задача Центральной избирательной комиссии

Задачей Центральной избирательной комиссии является создание оптимальных условий для беспрепятственного осуществления гражданами Республики Молдова своего конституционного права избирать и быть избранными в ходе свободных и честных выборов, в том числе путем обеспечения соблюдения законодательства о финансировании политических партий и избирательных кампаний.

Статья 19. Статус Центральной избирательной комиссии

(1) При осуществлении своих полномочий Центральная избирательная комиссия руководствуется принципом беспристрастности и политического нейтралитета и обладает организационной, функциональной, операционной и финансовой независимостью в соответствии с положениями настоящего кодекса.

(2) В своей деятельности Центральная избирательная комиссия руководствуется Конституцией Республики Молдова, настоящим кодексом и другими нормативными актами, в том числе утвержденным ее постановлением положением о деятельности Центральной избирательной комиссии, а также международными стандартами и передовой практикой в избирательной сфере.

(3) Центральная избирательная комиссия является состоящим из семи членов коллегиальным органом, осуществляющим деятельность на постоянной основе в течение всего срока своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом.

(4) Центральная избирательная комиссия является юридическим лицом публичного права, имеет свой бюджет, казначейские счета и печать с изображением государственного герба, а также иные необходимые атрибуты. Место нахождения комиссии, в том числе юридический адрес для ведения корреспонденции, а также другие контактные данные устанавливаются в ее положении о деятельности.

(5) В целях реализации избирательной политики Центральная избирательная комиссия может создавать публичные учреждения или иные организационные структуры согласно соответствующей нормативной базе.

(6) В отношениях с официальными органами иностранных государств Центральная избирательная комиссия действует в пределах своей компетенции. Комиссия может принимать участие в деятельности профильных международных организаций и становиться их членом.

Статья 20. Образование, состав и срок полномочий Центральной избирательной комиссии

(1) Члены Центральной избирательной комиссии назначаются в следующем порядке:

a) один член назначается Президентом Республики Молдова;

b) один член назначается Высшим советом магистратуры;

c) один член назначается Правительством по предложению Министерства внутренних дел;

d) четыре члена назначаются Парламентом в следующем порядке:

- два члена по предложению парламентского большинства;

- один член по предложению парламентской оппозиции. В случае отсутствия консенсуса по кандидатуре от оппозиции парламентская фракция, имеющая наибольшее число депутатов на день конституирования Парламента, выдвигает члена комиссии;

- один член по предложению представленных в избирательной сфере организаций гражданского общества.

(2) Органы, предусмотренные частью (1), осуществляют процедуру отбора кандидатов на должность члена Центральной избирательной комиссии на основе критериев компетентности и профессионализма, согласно собственным установленным процедурам и с соблюдением положений части (1) статьи 22 Административные акты о назначении членов этими органами передаются комиссии и публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова в десятидневный срок со дня их принятия или в зависимости от обстоятельств вынесения.

(3) Центральная избирательная комиссия считается законно созданной в случае назначения в ее состав не менее пяти членов.

(4) После назначения на должность член Центральной избирательной комиссии на первом заседании комиссии, в котором принимает участие, но не позднее 15 дней со дня своего назначения приносит следующую присягу: "Клянусь соблюдать Конституцию и законы Республики Молдова, защищать права и основные свободы граждан, честно, сознательно и непредвзято исполнять возлагаемые на меня должностные обязанности, не делать политических заявлений в течение срока полномочий.".

(5) Срок полномочий члена Центральной избирательной комиссии составляет шесть лет. Срок полномочий начинается со дня вступления в силу административного акта о назначении на должность, а исполнение обязанностей - со дня принесения присяги. Каждый член комиссии может исполнять полномочия два срока подряд.

(6) Если срок полномочий членов Центральной избирательной комиссии истекает во время избирательного периода, срок полномочий продлевается по праву до окончания этого периода.

(7) В случае досрочного прекращения срока полномочий члена Центральной избирательной комиссии назначивший его орган назначает в ее состав нового члена в соответствии с настоящим кодексом.

(8) В течение срока полномочий члены Центральной избирательной комиссии не вправе делать заявления и предпринимать действия, способные нанести ущерб должностной независимости, а также использовать преимущества своего должностного положения с целью получения политической, экономической или иной выгоды.

Статья 21. Процедура избрания председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии

(1) Председатель и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются из числа ее членов в ходе тайного голосования абсолютным большинством голосов с принятием соответствующего постановления. Процедура избрания председателя и секретаря предусматривается положением о деятельности Центральной избирательной комиссии.

(2) Каждый член Центральной избирательной комиссии вправе выдвигать предложения, касающиеся кандидатур на должность председателя и секретаря, в том числе выдвигать свою кандидатуру и голосовать за нее.

(3) Заседание по избранию председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии должно состояться не позднее чем в 15-дневный срок со дня образования вакансии этих должностей. В случае образования вакансии этих должностей в избирательный период заседание по избранию должно быть проведено в течение трех дней со дня образования вакансии.

(4) На заседании Центральной избирательной комиссии по избранию председателя и секретаря председательствуют два члена комиссии, избранных простым большинством голосов ее членов, на которых возлагается обязанность по организации процедуры обсуждения кандидатур и их избрания и по надзору за ее осуществлением.

(5) Если в первом туре голосования кандидат на должность председателя или секретаря Центральной избирательной комиссии не набрал абсолютное большинство голосов, проводится повторное голосование, в котором также могут принять участие члены, которые баллотировались на ту же должность в первом туре голосования.

(6) В отсутствие председателя Центральной избирательной комиссии, а также в случае наступления вакансии должности по праву и до избрания нового председателя обязанности председателя исполняет секретарь.

Статья 22. Статус членов Центральной избирательной комиссии

(1) Членом Центральной избирательной комиссии может быть назначено лицо, отвечающее в совокупности следующим условиям:

a) имеет гражданство Республики Молдова;

b) имеет не менее пяти лет профессионального опыта в избирательной сфере или восемь лет в области права или публичного управления;

c) обладает безупречной репутацией;

d) в отношении этого лица не установлен запрет на занятие государственной должности или ответственной государственной должности, вытекающий из констатирующего акта Национального органа по неподкупности;

e) за последние пять лет не имеет в реестре тестирования профессиональной неподкупности записей относительно отрицательного результата теста на профессиональную неподкупность за нарушение обязанности, предусмотренной пунктом а) части (2) статьи 7 Закона об оценке институциональной неподкупности №325/2013.

(2) Члены Центральной избирательной комиссии в течение срока полномочий:

a) не могут состоять в политических партиях;

b) не имеют права участвовать и/или никоим образом содействовать деятельности, осуществляемой политическими партиями, конкурентами на выборах, инициативными группами или участниками референдума, за исключением случаев осуществления полномочий, предусмотренных настоящим кодексом;

c) не вправе делать заявления как в поддержку субъектов, указанных в пункте b), так и против них.

(3) Кандидаты на должность члена Центральной избирательной комиссии перед своим назначением подлежат проверке в соответствии с Законом о проверке лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности №271/2008. Информация о результатах проверки обнародуется органом, который издает административный акт о назначении на должность.

(4) Члены Центральной избирательной комиссии занимают ответственные государственные должности вследствие назначения, и на них распространяются положения Закона о статусе лиц, исполняющих ответственные государственные должности, №199/2010.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Основные положения Глава I Основные понятия и принципы Статья 1. Основные понятия Статья 2. Принципы участия в выборах Статья 3. Всеобщее избирательное право Статья 4. Равное избирательное право Статья 5. Прямое избирательное право Статья 6. Тайное голосование Статья 7. Свободное голосование Статья 8. День выборов Статья 9. Место реализации избирательного права Статья 10. Голосование за одного из конкурентов на выборах Статья 11. Принцип стабильности отношений в избирательной сфере Статья 12. Исчисление сроков Статья 13. Государственная автоматизированная информационная система "Выборы" Глава II Право избирать и быть избранным. ограничения Статья 14. Право избирать Статья 15. Право быть избранным Статья 16. Ограничения для реализации избирательных прав Раздел II. Общие положения Глава III Избирательные органы Статья 17. Система избирательных органов Часть 1 Центральная избирательная комиссия Статья 18. Задача Центральной избирательной комиссии Статья 19. Статус Центральной избирательной комиссии Статья 20. Образование, состав и срок полномочий Центральной избирательной комиссии Статья 21. Процедура избрания председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Статья 22. Статус членов Центральной избирательной комиссии Статья 23. Прекращение членства в Центральной избирательной комиссии Статья 24. Оплата труда членов Центральной избирательной комиссии Статья 25. Основные обязанности Центральной избирательной комиссии Статья 26. Обязанности Центральной избирательной комиссии в области надзора и контроля за финансированием политических партий и избирательных кампаний Статья 27. Обязанности Центральной избирательной комиссии в избирательный период Статья 28. Взаимодействие Центральной избирательной комиссии с другими субъектами в процессе организации и проведения выборов Статья 29. Аппарат Центральной избирательной комиссии Статья 30. Финансирование Центральной избирательной комиссии Статья 31. Заседания и деятельность Центральной избирательной комиссии Статья 32. Административные акты Центральной избирательной комиссии Статья 33. Центр непрерывного образования в избирательной сфере Часть 2 Избирательные округа и окружные избирательные советы Статья 34. Образование избирательных округов Статья 35. Образование окружных избирательных советов Статья 36. Центральный избирательный совет Гагаузии Статья 37. Полномочия окружного избирательного совета Часть 3 Избирательные участки и участковые избирательные бюро Статья 38. Образование избирательных участков и участковых избирательных бюро Статья 39. Особенности образования и функционирования зарубежных избирательных участков и зарубежных участковых избирательных бюро Статья 40. Особенности образования и функционирования избирательных участков для избирателей из населенных пунктов левобережья Днестра и участковых избирательных бюро для населенных пунктов левобережья Днестра Статья 41. Обязанности участкового избирательного бюро Статья 42. Несовместимость и ограничения в деятельности члена избирательного совета и избирательного бюро Статья 43. Порядок изменения состава избирательного совета и избирательного бюро Часть 4 Организация деятельности избирательных советов и избирательных бюро. Их расформирование Статья 44. Оказание поддержки и материально-техническое обеспечение деятельности избирательных советов и избирательных бюро Статья 45. Освобождение от исполнения служебных обязанностей по месту постоянной работы служащих избирательной сферы. Способ вознаграждения и гарантии служащих избирательной сферы Статья 46. Роспуск избирательных советов и избирательных бюро Глава IV Материальное обеспечение проведения выборов. Ответственность за управление финансовыми редствами, выделенными на проведение выборов, и финансовая отчетность Статья 47. Обеспечение средствами, необходимыми для проведения выборов Статья 48. Ответственность за управление финансовыми средствами, выделенными на проведение выборов Статья 49. Порядок предоставления отчетности по расходам, связанным с проведением выборов Глава V Финансирование инициативных групп и избирательных кампаний Статья 50. Принципы финансирования инициативных групп, конкурентов на выборах и участников референдума Статья 51. Материальная поддержка избирательных кампаний государством Статья 52. Возмещение расходов, связанных с организацией и проведением выборов Статья 53. Предельный размер финансовых средств, которые могут перечисляться на счет с отметкой "Избирательный фонд"/"Для инициативной группы" Статья 54. Условия и порядок финансовой поддержки инициативных групп и избирательных кампаний Статья 55. Лицо, ответственное за финансовые средства (казначей) Статья 56. Режим банковских счетов с отметкой "Избирательный фонд"/"Для инициативной группы" Статья 57. Режим пожертвований Статья 58. Отчеты о финансировании политических партий, инициативных групп и избирательных кампаний Статья 59. Основные принципы осуществления надзора и контроля за финансированием политических партий, инициативных групп и избирательных кампаний Глава VI Списки избирателей Статья 60. Государственный регистр избирателей Статья 61. Списки избирателей Статья 62. Проверка списков избирателей Глава VII Выдвижение и регистрация кандидатов. Утверждение представителей конкурентов на выборах Статья 63. Выдвижение кандидатов Статья 64. Особенности создания и регистрации избирательных блоков Статья 65. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента Республики Молдова и независимого кандидата Статья 66. Представление подписных листов Статья 67. Проверка подписных листов Статья 68. Регистрация конкурентов на выборах Статья 69. Назначение и утверждение представителей в избирательных органах и судебных инстанциях Глава VIII Избирательная кампания. Права и обязанности конкурентов на выборах Статья 70. Предвыборная агитация Статья 71. Доверенные лица конкурентов на выборах Статья 72. Права и обязанности конкурентов на выборах/участников референдума Глава IX Бюллетени для голосования Статья 73. Форма и содержание бюллетеней для голосования Статья 74. Подготовка бюллетеней для голосования Глава X Голосование Статья 75. Время и место голосования Статья 76. Условия голосования Статья 77. Организация голосования Статья 78. Проведение голосования Статья 79. Процедура заполнения бюллетеня для голосования Статья 80. Обеспечение безопасности процесса голосования Глава XI Подсчет голосов и определение результатов выборов Статья 81. Подсчет голосов и подведение итогов участковым избирательным бюро Статья 82. Недействительные бюллетени для голосования Статья 83. Протокол и отчет участкового избирательного бюро Статья 84. Подведение итогов голосования окружным избирательным советом Статья 85. Подведение итогов голосования Центральной избирательной комиссией Статья 86. Объявление предварительных итогов Статья 87. Хранение избирательной документации Глава XII Наблюдение за ходом выборов и их освещение в средствах массовой информации Статья 88. Наблюдатели Статья 89. Общие принципы освещения выборов в средствах массовой информации Статья 90. Особенности освещения выборов в средствах массовой информации Глава XIII Судебные процедуры Часть 1 Жалобы в отношении организации и проведения выборов Статья 91. Жалобы Статья 92. Форма и содержание жалобы Статья 93. Условия приемлемости жалоб Статья 94. Право подачи жалобы Статья 95. Сроки подачи жалоб Статья 96. Бремя доказывания Статья 97. Компетенция органов публичной власти при рассмотрении жалоб Статья 98. Подсудность при разрешении жалоб Статья 99. Разрешение конфликтов компетенции Статья 100. Срок рассмотрения жалоб Статья 101. Разрешение жалоб Часть 2 Ответственность за нарушение избирательного законодательства Статья 102. Юридическая ответственность Статья 103. Уголовная ответственность Статья 104. Ответственность за правонарушения Раздел III. Парламентские выборы Статья 105. Применение положений настоящего раздела Статья 106. Выборы Парламента Статья 107. Избирательные округа и окружные избирательные советы Статья 108. Избирательные участки и участковые избирательные бюро Статья 109. Кандидаты на должность депутата Парламента Статья 110. Назначение даты выборов Статья 111. Выдвижение кандидатов от политических партий или избирательных блоков Статья 112. Регистрация конкурентов на выборах Статья 113. Особые требования к подписным листам Статья 114. Инициативные группы в поддержку независимого кандидата на должность депутата Статья 115. Внесение изменений в список кандидатов Статья 116. Отзыв независимого кандидата Статья 117. Списки избирателей Статья 118. Избирательная кампания Статья 119. Бюллетени для голосования Статья 120. Голосование Статья 121. Подсчет голосов и определение результатов выборов Статья 122. Определение представительского ценза Статья 123. Подсчет депутатских мандатов, полученных конкурентом на выборах Статья 124. Распределение депутатских мандатов Статья 125. Подтверждение результатов выборов и признание действительными депутатских мандатов Статья 126. Определение результатов выборов Статья 127. Несостоявшиеся выборы Статья 128. Недействительные выборы Статья 129. Повторное голосование Статья 130. Новые выборы Раздел IV. Выборы на должность Президента Республики Молдова Статья 131. Применение настоящего раздела Статья 132. Выборы Президента Республики Молдова Статья 133. Избирательные округа и окружные избирательные советы Статья 134. Избирательные участки и участковые избирательные бюро Статья 135. Назначение даты выборов Статья 136. Специальные требования к кандидатам на должность Президента Республики Молдова Статья 137. Выдвижение кандидатов Статья 138. Регистрация кандидатов Статья 139. Специальные требования к подписным листам Статья 140. Инициативные группы Статья 141. Списки избирателей Статья 142. Избирательная кампания Статья 143. Бюллетени для голосования Статья 144. Голосование Статья 145. Подсчет голосов и определение результатов выборов Статья 146. Второй тур голосования. Особые положения Статья 147. Определение результатов выборов Статья 148. Подтверждение законности выборов Статья 149. Признание полномочий Президента Республики Молдова Статья 150. Принесение присяги Статья 151. Несостоявшиеся выборы Статья 152. Недействительные выборы Статья 153. Повторное голосование Статья 154. Новые выборы Раздел V. Региональные и местные выборы Статья 155. Особенности организации региональных выборов Статья 156. Местные выборы Статья 157. Избирательные округа и избирательные участки. Окружные избирательные советы и участковые избирательные бюро Статья 158. Особые функции избирательного совета Статья 159. Назначение даты выборов Статья 160. Особые ограничения избирательного права Статья 161. Особые условия для избрания Статья 162. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 163. Специальные условия для выдвижения кандидатов политическими партиями и избирательными блоками Статья 164. Специальные условия для самовыдвижения независимых кандидатов Статья 165. Внесение изменений в списки кандидатов Статья 166. Отзыв независимого кандидата Статья 167. Списки избирателей Статья 168. Избирательная кампания Статья 169. Бюллетени для голосования Статья 170. Голосование Статья 171. Подсчет голосов и определение результатов выборов Статья 172. Распределение мандатов советников Статья 173. Выборы примара Статья 174. Подтверждение законности выборов и признание мандатов действительными Статья 175. Несостоявшиеся выборы Статья 176. Недействительные выборы Статья 177. Повторное голосование Статья 178. Новые выборы Статья 179. Частичные выборы Раздел VI. Референдум Статья 180. Применение настоящего раздела Глава XIV. Республиканский референдум Статья 181. Республиканский референдум Статья 182. Виды республиканских референдумов Статья 183. Инициатива проведения республиканского референдума Статья 184. Ограничения по проведению республиканского референдума Статья 185. Вопросы, выносимые на республиканский референдум Статья 186. Вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум Статья 187. Инициатива проведения референдума по вопросу о пересмотре Конституции Статья 188. Инициатива проведения референдума по вопросу об отстранении от должности Президента Республики Молдова Статья 189. Постановление о проведении республиканского референдума Статья 190. Назначение даты республиканского референдума Статья 191. Инициирование республиканского референдума гражданами Статья 192. Регистрация инициативной группы Статья 193. Специальные требования к инициированию законодательного референдума гражданами Статья 194. Сбор подписей Статья 195. Специальные требования к подписным листам Статья 196. Ответственность за правильность составления подписных листов Статья 197. Представление и проверка подписных листов Статья 198. Избирательные округа и избирательные участки, избирательные советы и бюро Статья 199. Содействие избирательным советам и бюро, организация их деятельности, изменение состава и роспуск Статья 200. Регистрация участников республиканского референдума Статья 201. Списки избирателей Статья 202. Избирательная кампания Статья 203. Бюллетени для голосования Статья 204. Проведение голосования Статья 205. Наблюдение за ходом республиканского референдума и его освещение в средствах массовой информации Статья 206. Подсчет голосов и подведение результатов республиканского референдума Статья 207. Подтверждение результатов республиканского референдума Статья 208. Принятие вследствие республиканского референдума постановления, его опубликование и вступление в силу Статья 209. Отмена или изменение постановления, принятого вследствие республиканского референдума Статья 210. Документы республиканского референдума Статья 211. Несостоявшийся республиканский референдум Статья 212. Недействительный республиканский референдум Статья 213. Повторное голосование Статья 214. Новый республиканский референдум Глава XV. Местный референдум Статья 215. Местный референдум Статья 216. Ограничения по проведению местного референдума Статья 217. Вопросы, выносимые на местный референдум Статья 218. Вопросы, которые не могут выноситься на местный референдум Статья 219. Назначение даты местного референдума Статья 220. Инициирование проведения местного референдума Статья 221. Регистрация инициативной группы Статья 222. Сбор подписей Статья 223. Специальные требования к подписным листам Статья 224. Ответственность за правильность составления подписных листов Статья 225. Представление и проверка подписных листов Статья 226. Принятие решения о проведении местного референдума и его опубликование Статья 227. Избирательные округа и избирательные участки Статья 228. Образование избирательных советов и бюро по проведению местного референдума Статья 229. Совмещение функций избирательными советами и бюро Статья 230. Содействие избирательным советам и бюро, организация их деятельности, изменение состава и роспуск Статья 231. Регистрация участников местного референдума Статья 232. Списки избирателей Статья 233. Избирательная кампания Статья 234. Бюллетени для голосования Статья 235. Голосование Статья 236. Наблюдение за ходом местного референдума и его освещение в средствах массовой информации Статья 237. Подсчет голосов и определение результатов местного референдума Статья 238. Подтверждение результатов местного референдума Статья 239. Принятие решения путем местного референдума, его отмена или изменение Статья 240. Несостоявшийся местный референдум Статья 241. Недействительный местный референдум Статья 242. Повторный местный референдум Статья 243. Новый местный референдум Раздел VII. Заключительные и переходные положения Статья 244. Заключительные положения Статья 245. Переходные положения

Избирательный кодекс Республики Молдова
от 8 декабря 2022 года №325

О документе

Номер документа:325
Дата принятия: 08.12.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2023
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №426-427, 23 декабря 2022 года, Ст. 770.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 244 настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением:

- положений, касающихся региональных выборов, которые вступают в силу с 1 января 2024 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 18.01.2024  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 1 от 18.01.2024
Вступила в силу с: 25.01.2024


Редакция от 04.10.2023, принята документом Закон Республики Молдова "О внесении изменений в Избирательный кодекс №325/2022"
Вступила в силу с: 04.10.2023


Редакция от 31.07.2023, принята документом Закон Республики Молдова "О внесении изменений в некоторые нормативные акты (реализация отдельных положений Постановления Конституционного суда о контроле конституционности политической партии "Шор" №
Вступила в силу с: 18.08.2023


Редакция от 26.05.2023, принята документом Закон Республики Молдова " внесении изменений в некоторые нормативные акты"
Вступила в силу с: 08.06.2023


Редакция от 26.05.2023, принята документом Закон Республики Молдова " внесении изменений в некоторые нормативные акты"
Вступила в силу с: 08.06.2023


Редакция от 08.12.2022