Дата обновления БД:
28.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
323 / 945
Всего документов в БД:
137616
ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 июня 1996 года №887-XIII
(В редакции Законов Республики Молдова от 30.07.2001 г. №454-XV, 12.10.2001 г. №543-XV, 18.07.2003 г. №327-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 22.07.2011 г. №162, 26.12.2012 г. №304, 21.09.2017 г. №185, 30.11.2023 г. №369)
Глава I Общие положения
Статья 1. Лесное законодательство
(1) Лесное законодательство имеет целью урегулирование устойчивого ведения лесного хозяйства путем рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов, поддержания, сохранения и улучшения биоразнообразия лесов, обеспечения лесными ресурсами нынешних и будущих потребностей общества на базе многофункциональности лесов.
(2) Отношения, возникающие при пользовании лесным фондом (далеелесные отношения), регулируются Конституцией, настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним другими нормативными актами.
(3) Возникающие при пользовании лесным фондом отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, а также с использованием, охраной и восстановлением растительного и животного мира, в части, не урегулированной настоящим кодексом, регулируются соответствующим законодательством.
Статья 2. Лесной фонд
(1) Леса, земли, предназначенные для облесения, ведения лесного хозяйства, а также непродуктивные земли, охваченные лесоустройством или включенные в Земельный кадастр в качестве лесов и/или лесонасаждений, образуют лесной фонд.
(2) Лесной фонд включает все леса, независимо от вида собственности и форм хозяйствования.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
государственное управление лесным и охотничьим фондамидеятельность по разработке и внедрению государственной политики путем планирования, организации, выполнения и осуществления государственного контроля в лесной и охотничьей областях с целью обеспечения и продвижения национальных интересов и приоритетов;
оборот рубки - количество лет, определенное лесоустройством в качестве основы для расчетов по определению нормальной структуры и величины продуктивного фонда хозяйственной единицы;
спелость - состояние дерева или насаждения, при котором оно пригодно для рубки;
эксплуатация леса - производственный процесс, осуществляемый в лесах;
ведение лесного и охотничьего хозяйств - деятельность, связанная с хозяйствованием и использованием лесных ресурсов в целях реализации государственной политики в соответствующих областях;
рубки ухода за лесом - система различных взаимосвязанных лесоводственных работ и мероприятий по управлению процессом роста и развития леса с момента его создания и до возраста спелости;
лес - элемент географического ландшафта, функциональная единица биосферы, состоящая из сообщества лесной растительности (где доминируют деревья и кустарники), живого напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, которые взаимозависимы в своем биологическом развитии и воздействуют на среду своего обитания. Лесом признаются участки, покрытые лесной растительностью, площадью более 0,25 гектара;
расчетная лесосека - запас древесины, которую необходимо заготовить в лесу на основании лесоустройства в целях обеспечения его нормального состояния. Годичная расчетная лесосека - запас годовой заготовки древесины, а расчетная лесосека на период - запас древесины, подлежащий заготовке в течение определенного периода времени;
восстановление леса - процесс замены старого поколения деревьев новым (молодым) поколением;
тип хозяйства - система ухода и эксплуатации леса, присущая определенному типу восстановления (семенной, порослевой). Различают семенное высокоствольное хозяйство, порослевое низкоствольное хозяйство и смешанное хозяйство;
режим ведения лесного хозяйства - политика хозяйствования в лесном фонде и на участках лесной растительности за его пределами, независимо от формы собственности и типа хозяйствования, осуществляемая центральным органом управления лесным хозяйством;
условия местопроизрастания - естественная среда с однообразной физико-географической средой, определяющей развитие специфического биоценоза;
рубки главного пользования - основная рубка спелого леса для заготовки древесины и обеспечения его восстановления;
система рубок - совокупность лесотехнических мер по восстановлению, уходу, лесопользованию и защите, предназначенных для применения на протяжении жизни лесонасаждений.
Статья 4. Земли лесного фонда
(1) Землями лесного фонда являются:
а) земли, подлежащие облесению:
- земли, на которых леса подлежат восстановлению;
- земли, предназначенные для облесения;
b) земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;
с) непродуктивные земли: болота, скалы, крутосклоны, оползни, солонцы и другие.
(2) Отнесение земельных участков к лесному фонду осуществляется на основании материалов лесоустройства или Земельного кадастра в соответствии с законодательством.
Статья 5. Лесная растительность, не входящая в лесной фонд
(1) В лесной фонд не входят:
a) защитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;
b) защитные лесные полосы и древесно-кустарниковые насаждения, находящиеся на полосах отвода путей сообщения и на землях водного фонда;
с) ботанические сады, дендрарии, зоопарки, зеленые насаждения городов и сельских населенных пунктов.
(2) Посадка насаждений, указанных в пунктах а) и с) части (1) настоящей статьи, уход за ними, их использование и охрана регулируются настоящим кодексом и находятся в соответствии с законодательством в ведении органов местного публичного управления, а указанных в пункте
b), - в ведении соответствующих центральных отраслевых органов и органов местного публичного управления.
Статья 6. Право собственности на земли лесного фонда
(1) Используемые в общественных интересах леса в Республике Молдова являются объектом исключительно публичной собственности. В соответствии с законодательством они могут быть предоставлены для ведения лесного хозяйства или пользования.
(2) Частная собственность на леса допускается в случаях посадки их в установленном законодательством порядке на землях, являющихся частной собственностью.
(3) Право собственности на земли лесного фонда осуществляется в соответствии с законодательством.
Глава II Компетенция Парламента, Правительства и органов местного публичного управления в сфере регулирования лесных отношений
Статья 7. Компетенция Парламента
В компетенцию Парламента входит:
а) законодательное регулирование лесных отношений;
b) определение основных направлений государственной политики в области устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
с) определение полномочий органов местного публичного управления в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
d) решение других вопросов в сфере регулирования лесных отношений.
Статья 8. Компетенция Правительства
В компетенцию Правительства входит:
а) представление Парламенту проектов законодательных актов, касающихся лесных отношений, национальных стратегий устойчивого развития лесного и охотничьего фондов, и включение их в программы и планы развития страны;
b) осуществление государственного управления лесным и охотничьим фондами путем наделения соответствующего центрального отраслевого органа публичного управления правом передавать в пользование земли лесного фонда, находящиеся в публичной собственности, но без права распоряжения ими;
с) утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185
d) установление порядка отпуска древесины на корню;
e) разработка и внедрение планов образования национальной сети природных территорий, охраняемых государством, и других зон, нуждающихся в специальных мероприятиях по организации и хозяйствованию;
f) установление принципов оплаты лесных пользований и лесной продукции;
g) установление порядка отнесения лесов к группам, подгруппам и категориям защитности;
h) утверждение расчетной лесосеки на главное пользование лесом;
i) установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;
j) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для государственных и общественных нужд;
k) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства;
l) решение вопросов о приостановлении права ведения лесного хозяйства на землях лесного фонда;
m) решение вопросов об организации и деятельности государственных органов лесного хозяйства;
n) утверждение программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
o) осуществление международного сотрудничества в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов.
Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления
В компетенцию органов местного публичного управления входит:
a) осуществление контроля за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов;
b) отвод земель лесного фонда;
с) регистрация права ведения лесного хозяйства и права пользования землями лесного фонда;
d) организация ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;
e) оказание помощи государственным органам лесного хозяйства в благоустройстве лесных участков в местах отдыха;
f) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства лесных пожаров;
g) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства последствий лесных пожаров и стихийных бедствий;
h) разработка, координирование и организация выполнения совместно с государственными органами лесного хозяйства местных программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.
Глава III Управление и ведение хозяйства в лесном и охотничьем фондах
Статья 10. Цели управления и ведения хозяйства в лесном фонде
Управление и ведение лесного хозяйства должны обеспечивать:
a) устойчивое развитие лесов и сохранение в них биологического разнообразия;
b) усиление водоохранных, санитарно-гигиенических, климаторегулирующих и других функций лесов в интересах охраны здоровья населения и охраны окружающей среды;
с) восстановление лесов и расширение лесоразведения, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
d) разработку и применение комплекса различных мероприятий, регламентирование деятельности государственных органов лесного хозяйства по приведению и содержанию лесов в состоянии, необходимом для выполнения ими экологических и социально-экономических функций;
e) непрерывность функциональной эффективности лесов и рациональное использование лесных ресурсов.
Статья 11. Государственное управление лесным и охотничьим фондами
(1) Управление лесным и охотничьим фондами является прерогативой государства.
(2) Государственное управление лесным и охотничьим фондами осуществляется Правительством, органами местного публичного управления, государственными органами лесного хозяйства и иными уполномоченными на то органами.
(3) Государственное управление лесным и охотничьим фондами, являющимися публичной собственностью, осуществляется центральным органом управления лесным хозяйством и органами местного публичного управления.
(4) Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства обязательны для всех собственников земель лесного фонда, лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, а также для предприятий, учреждений, организаций и граждан, выполняющих в лесном фонде работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Статья 12. Задачи центрального органа управления лесным хозяйством
(1) Центральный орган управления лесным хозяйством уполномочен координировать управление и ведение хозяйства в лесном фонде.
(2) Центральный орган управления лесным хозяйством разрабатывает режим ведения лесного хозяйства, представляющий собой систему технических, экономических, юридических и лесных норм, которые касаются лесоустройства, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.
(3) Центральный орган управления лесным хозяйством осуществляет режим ведения лесного хозяйства в подведомственном ему лесном фонде, соблюдая принципы устойчивого развития лесов, сохранения и улучшения лесного биоразнообразия, рационального использования лесных ресурсов.
(4) На землях лесного фонда, не подведомственных центральному органу управления лесным хозяйством, осуществление режима ведения лесного хозяйства обеспечивается их собственниками. Контроль за соблюдением указанного режима осуществляют Инспекция по охране окружающей среды и органы местного публичного управления.
(5) Организация и ведение охотничьего хозяйства относятся к компетенции центрального органа управления лесным хозяйством.
Лесной кодекс Республики Молдова от 21 июня 1996 года №887-XIII
О документе
Номер документа: | 887-XIII |
Дата принятия: | 21.06.1996 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 16.07.1997 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №4-5, 16 января 1997 года, Ст.36.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 92 настоящий Кодекс вступает в силу со дня опубликования - с 16 июля 1997 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 30.11.2023 документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты (внедрение механизма оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки) № 369 от 30.11.2023
Вступила в силу с: 21.12.2023
Редакция от 21.09.2017, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 185 от 21/09/2017
Вступила в силу с: 27.10.2017
Редакция от 26.12.2012, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 304 от 26/12/2012
Вступила в силу с: 05.03.2013
Редакция от 22.07.2011, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 162 от 22/07/2011
Вступила в силу с: 14.10.2011
Закон Республики Молдова "О природных ресурсах"
Закон Республики Молдова "О зеленых насаждениях городских и сельских населенных пунктов"
Закон Республики Молдова "О лесомелиорации деградированных земель"
Закон Республики Молдова "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты"
Закон Республики Молдова "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты"
Ссылка на Конституция Республики Молдова
Ссылка на редакцию документа от 26/12/2012 :: Статья 8. Компетенция Правительства
Ссылка на Закон Республики Молдова Об оценке воздействия на окружающую среду
Ссылка на Закон Республики Молдова О стратегической экологической оценке
Ссылка на Уголовный кодекс Республики Молдова
Ссылка на редакцию документа от 26/12/2012 :: Статья 36. Заготовка и вывозка древесины
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185)
(см. предыдущую редакцию)