Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 18 мая 2015 года №274

Об утверждении Стратегии о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы и Плана действий по ее внедрению

(В редакции Постановления Правительства Республики Молдова от 21.11.2018 г. №1143)

По всему тексту Постановления приложений к нему слова "Министерство окружающей среды", "Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности", "Министерство экономики", "Министерство здравоохранения" и "Министерство просвещения" в любом падеже заменены словами "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды", "Министерство экономики и инфраструктуры", "Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты" и, соответственно, "Министерство образования, культуры и исследований" в соответствующем падеже, а слова "Министерство регионального развития и строительства" исключены в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 21.11.2018 г. №1143

В целях обеспечения внедрения положений Программы деятельности Правительства Республики Молдова на 2015–2018 годы, а также создания стратегической базы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Стратегию о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы согласно приложению №1;

План действий по внедрению Стратегии о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы согласно приложению №2.

2. Министерствам и другим центральным административным органам:

обеспечить выполнение необходимых мер для реализации Стратегии о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы и Плана действий по ее внедрению согласно компетенциям;

представлять Министерству сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды ежегодно до 1 февраля отчеты о ходе выполнения соответствующих мер.

3. Министерству сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды:

осуществлять сотрудничество с международными организациями и потенциальными донорами с целью привлечения необходимого объема инвестиций для внедрения положений Стратегии о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы и Плана действий по ее внедрению;

представлять Правительству ежегодно до 1 марта информацию о выполнении указанного Плана действий.

4. Рекомендовать органам местного публичного управления принять необходимые меры по выполнению положений указанных Стратегии и Плана действий.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды.

Премьер-министр

Кирил Габурич

Контрассигнуют:

зам. премьер-министра, министр экономики

 

Стефан Кристоф Брид

министр окружающей среды

Сергей Палихович

министр финансов

Анатол Арапу

министр сельского хозяйства и пищевой промышленности

Ион Сулэ

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 18 мая 2015 года №274

Стратегия о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы

I. Введение

Стратегия о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2014-2020 годы (в дальнейшем – Стратегия) отражает нынешнее состояние биологического разнообразия в Республике Молдова, тенденции к изменению компонентов биоразнообразия, цель и задачи мероприятий, направленных на защиту биоразнообразия.

Концепт биоразнообразия или биологического разнообразия впервые был определен в контексте утверждения нового международного природоохранного инструмента в рамках Саммита Земли UNCED, состоявшегося в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Он означает разнообразие жизни на земле и включает четыре уровня подхода: разнообразие экосистем, разнообразие видов, генетическое разнообразие и этнокультурное разнообразие.

С концептуальной точки зрения биоразнообразие имеет присущую ему ценность, но при этом она ассоциируется также и с экологической, генетической, социальной, экономической, научной, образовательной, культурной, рекреационной и эстетической ценностью.

Биоразнообразие представляет собой первоочередное условие существования человеческой цивилизации и, тем самым, обеспечивает систему поддержания жизни и развития социально-экономических систем. В рамках природных и полуприродных экосистем существуют установленные внутриспецифические и междуспецифические связи, через которые осуществляются материальные, энергетические и информационные обмены, обеспечивающие их производительность, приспособляемость и гибкость. Эти взаимосвязи крайне комплексные, очень сложно оценить важность каждого вида в функционировании этих систем и возможные последствия сокращения их поголовья/численности либо их исчезновения для того, чтобы обеспечить долгосрочное выживание экологических систем – главного поставщика ресурсов, от которого зависит развитие и благополучие человечества. Вот почему сохранение биоразнообразия очень важно для того, чтобы обеспечить выживание любых форм жизни, в том числе и людей.

Столь же важна и роль биоразнообразия в обеспечении услуг, предоставляемых экологическими системами, как то: регулирование почвенно-климатических условий, очистка воды, сокращение последствий стихийных бедствий и пр.

В 1995 году Республика Молдова ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии (в дальнейшем – КБР), которая предусматривает сохранение биологического разнообразия, долгосрочное использование его элементов и правильное и справедливое разделение выгоды от использования генетических ресурсов и доступ к этим ресурсам, принимая во внимание все права на соответствующие ресурсы и благодаря адекватному финансированию мер по сохранению биоразнообразия.

В рамках Конференции Сторон КБР были утверждены также принципы, составляющие основу сохранения биоразнообразия и долгосрочного развития социально-экономической системы так, как они представлены ниже:

1) принцип предупреждения: биоразнообразие сохраняется эффективно, если устранены или смягчены последствия возможных угроз;

2) принцип осторожности: отсутствие исчерпывающих научных исследований нельзя считать основанием для того, чтобы допускать деятельность, чреватую существенным отрицательным воздействием на биоразнообразие;

3) принцип "Платит загрязнитель": тот, кто приводит к уничтожению биоразнообразия, должен покрыть и затраты, связанные с предупреждением, уменьшением воздействия либо с экологическим восстановлением;

4) принцип участия общественности в принятии решений и доступ к информации и правосудию в области окружающей среды: у общественности должен быть доступ к природоохранной информации, она должна пользоваться правом принимать участие в процессе принятия решений, связанных с экологией;

5) принцип секторальной интеграции: сохранение биоразнообразия и долгосрочное использование его компонентов следует учитывать в процессе принятия решений и установления секторальных политик;

6) принцип экосистемного подхода: представляет собой стратегию интегрированного, адаптивного менеджмента, основанного на применении надлежащих научных методологий, которые учитывают структуру и функции экосистем и их способность обеспечивать поддержку;

7) принцип экологических сетей: для обеспечения связи между компонентами биоразнообразия и компонентами пейзажа и социальных структур, при этом главными компонентами служат природные территории, охраняемые государством, устанавливаются экологические коридоры для связи.

В качестве рамочной конвенции КБР устанавливает только общие меры сохранения и долгосрочного использования, тогда как для внедрения этих норм необходимо разрабатывать национальные стратегии, планы или программы либо адаптировать уже имеющиеся, одновременно следует интегрировать сохранение и долгосрочное использование биоразнообазия в соответствующие секторальные или межсекторальные планы, программы и политики.

Из этих соображений в 2001 году Парламент утвердил первую Национальную стратегию и План действий в области сохранения биологического разнообразия (в дальнейшем – НСПД СБР). Эти два документа наметили основные направления деятельности на следующие 10 лет и мобилизовали внутренний потенциал страны к решению злободневных проблем. В НСПД СБР за 2001 год было запланировано осуществление 263 действий при финансовой поддержке в размере около 19 млн. долларов США, а ее основными исполнителями были Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, Академия наук Молдовы, Министерство образования, культуры и исследований и Агентство "Moldsilva".

Значительная часть действий, установленных в НСПД СБР, была выполнена, а прогресс во внедрении получил отражение в пяти национальных отчетах о биологическом разнообразии (1999, 2001, 2005, 2010, 2014 гг.), которые опубликованы на веб-странице СБР (www.cbd.int) и Офиса по биоразнообразию при Министерстве сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды (http://bsapm.moldnet.md).

Хотя в сфере охраны биоразнообразия был достигнут существенный прогресс (расширение природных территорий, охраняемых государством, и земель, занятых лесами, создание национальной экологической сети, экологическое воспитание населения и т. д.), процесс деградации экосистем и природных местообитаний не был приостановлен.

Главная задача настоящей Стратегии – создание условий для улучшения качества компонентов биологического разнообразия путем укрепления основы для устойчивого развития страны. В этом смысле видение СБР отражает желание Республики Молдова как можно ближе приблизиться к европейским стандартам и тем самым достичь евроинтеграционной цели. Все закрепленные в Стратегии приоритетные направления развития нацелены на гармонизацию профильных национальных политик с европейскими.

Следовательно, в результате внедрения СБР на национальном уровне будут осуществляться положения международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, в частности, рекомендации, закрепленные в Стратегическом плане по биоразнообразию на 201-2020 гг., в том числе в Целях Аичи по биоразнообразию, утвержденных в Нагое (Япония) на Конференции Сторон КБР (2010), в Стратегическом плане Европейского союза по КБР до 2020 года, а также международный контекст защиты уязвимых слоев населения и роли женщины в охране окружающей среды и долгосрочном управлении природными ресурсами, продвигаемом ООН.

Бенефициарами настоящей Стратегии будут отраслевые органы центрального публичного управления (Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, Министерство экономики и инфраструктуры, Агентство "Moldsilva"), Академия наук Молдовы, органы местного публичного управления, гражданское общество (общественные ассоциации, сообщество, рядовые граждане) и частный сектор (осуществляющий деятельность в сфере промышленности, туризма, добычи природных ресурсов).

II. Нынешнее состояние

Раздел 1. Законодательная и институциональная система в области сохранения биоразнообразия

1. Деятельность международного сообщества

Проведенные в последнее десятилетие исследования выявили новые процессы и тенденции изменений, происходящих в природных экосистемах, равно как и причины, тормозящие выполнение целей КБР. На 10-й Конференции Сторон КБР (Нагоя, Япония, 2010) были приняты исторические решения и утверждены конкретные задачи на следующие 10 лет (2011-2020) насчет установления срочных мер по смягчению последствий, которые прямо влекут за собой потерю биоразнообразия (сокращение местообитаний, чрезмерная эксплуатация флоры и фауны, загрязнение природных экосистем, нашествие чужеродных видов и изменение климата). В ходе заседания правительств государств, являющихся сторонами КБР, была достигнута договоренность о пакете конкретных мер, которые обеспечат такую защиту экосистемам планеты, чтобы они стали платформой для поддержки жизни и благополучия человечества на долгое время.

2. Участие Республики Молдова

Настоящей Стратегией Республика Молдова принимает активное участие во внедрении Стратегического плана по биоразнообразию (КБР) на 2011-2020 гг., продолжая реформы, которые были инициированы в прошлом, в частности в обеспечении соответствия реализации международных обязательств, принятых Республикой Молдова при внедрении КБР рекомендациям других международных конвенций в области биоразнообразия, по консолидации институциональной реформы и законодательной основы в области сохранения биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Законодательная и нормативная основа

Законодательная основа в области сохранения и долгосрочного использования биоразнообразия прочная, однако процесс согласования мероприятий между секторами национальной экономики очень затруднен. Начато усовершенствование законодательных рамок путем их приведения в соответствие с международным опытом (в частности, с опытом соседних стран из Европейского союза).

Соглашение об ассоциации Европейский союз – Республика Молдова создает предпосылки для сотрудничества в различных областях и даст возможность согласовать политическую, экономическую и экологическую системы Республики Молдова с ценностями и стандартами Европейского союза. Так, граждане Республики Молдова смогут воспользоваться преимуществами усовершенствования правовых рамок в области окружающей среды, здравоохранения, безопасности и судебной системы, которые будут соответствовать европейскому законодательству.

Правовая основа в области сохранения биоразнообразия включает следующие законодательные акты:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Стратегия о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы I. Введение II. Нынешнее состояние Раздел 1. Законодательная и институциональная система в области сохранения биоразнообразия Раздел 2. Биологическое разнообразие – виды, экосистемы, охраняемые территории и генетические ресурсы III. Определение проблем в области биоразнообразия Раздел 1. Причины и последствия деградации биоразнообразия Раздел 2. Причины, определяющие потерю биоразнообразия Раздел 3. Прямые угрозы для биологического разнообразия IV. Секторальный подход к сохранению биоразнообразия. Экосистемные услуги V. Стратегическое видение, цель, задачи и ожидаемые результаты VI. Оценка воздействия и затрат по внедрению Стратегии VII. Мониторинг, оценка, представление отчетов и этапы внедрения План действий по внедрению Стратегии биологического разнообразия на 2015-2020 годы

Постановление Правительства Республики Молдова от 18 мая 2015 года №274
"Об утверждении Стратегии о биологическом разнообразии Республики Молдова на 2015-2020 годы и Плана действий по ее внедрению"

О документе

Номер документа:274
Дата принятия: 18/05/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29/05/2015
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №131-138, 29 мая 2015 года, Ст.321.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 21/11/2018  документом  Постановление Правительства Республики Молдова Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства № 1143 от 21/11/2018
Вступила в силу с: 18/01/2019


Первоначальная редакция от 18/05/2015

Приложения к документу

План действий утв. Пост.Прав.РМ от 18.05.2015 №274 (в ред. №1143)