Недействующая редакция. Принята: 21.09.2017 / Вступила в силу: 27.10.2017

Недействующая редакция, не действует с 21 декабря 2023 года

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 июня 1996 года №887-XIII

(В редакции Законов Республики Молдова от 30.07.2001 г. №454-XV, 12.10.2001 г. №543-XV, 18.07.2003 г. №327-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 22.07.2011 г. №162, 26.12.2012 г. №304, 21.09.2017 г. №185)

Глава I Общие положения

Статья 1. Лесное законодательство

(1) Лесное законодательство имеет целью урегулирование устойчивого ведения лесного хозяйства путем рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов, поддержания, сохранения и улучшения биоразнообразия лесов, обеспечения лесными ресурсами нынешних и будущих потребностей общества на базе многофункциональности лесов.

(2) Отношения, возникающие при пользовании лесным фондом (далеелесные отношения), регулируются Конституцией, настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним другими нормативными актами.

(3) Возникающие при пользовании лесным фондом отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, а также с использованием, охраной и восстановлением растительного и животного мира, в части, не урегулированной настоящим кодексом, регулируются соответствующим законодательством.

Статья 2. Лесной фонд

(1) Леса, земли, предназначенные для облесения, ведения лесного хозяйства, а также непродуктивные земли, охваченные лесоустройством или включенные в Земельный кадастр в качестве лесов и/или лесонасаждений, образуют лесной фонд.

(2) Лесной фонд включает все леса, независимо от вида собственности и форм хозяйствования.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

государственное управление лесным и охотничьим фондамидеятельность по разработке и внедрению государственной политики путем планирования, организации, выполнения и осуществления государственного контроля в лесной и охотничьей областях с целью обеспечения и продвижения национальных интересов и приоритетов;

оборот рубки - количество лет, определенное лесоустройством в качестве основы для расчетов по определению нормальной структуры и величины продуктивного фонда хозяйственной единицы;

спелость - состояние дерева или насаждения, при котором оно пригодно для рубки;

эксплуатация леса - производственный процесс, осуществляемый в лесах;

ведение лесного и охотничьего хозяйств - деятельность, связанная с хозяйствованием и использованием лесных ресурсов в целях реализации государственной политики в соответствующих областях;

рубки ухода за лесом - система различных взаимосвязанных лесоводственных работ и мероприятий по управлению процессом роста и развития леса с момента его создания и до возраста спелости;

лес - элемент географического ландшафта, функциональная единица биосферы, состоящая из сообщества лесной растительности (где доминируют деревья и кустарники), живого напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, которые взаимозависимы в своем биологическом развитии и воздействуют на среду своего обитания. Лесом признаются участки, покрытые лесной растительностью, площадью более 0,25 гектара;

расчетная лесосека - запас древесины, которую необходимо заготовить в лесу на основании лесоустройства в целях обеспечения его нормального состояния. Годичная расчетная лесосека - запас годовой заготовки древесины, а расчетная лесосека на период - запас древесины, подлежащий заготовке в течение определенного периода времени;

восстановление леса - процесс замены старого поколения деревьев новым (молодым) поколением;

тип хозяйства - система ухода и эксплуатации леса, присущая определенному типу восстановления (семенной, порослевой). Различают семенное высокоствольное хозяйство, порослевое низкоствольное хозяйство и смешанное хозяйство;

режим ведения лесного хозяйства - политика хозяйствования в лесном фонде и на участках лесной растительности за его пределами, независимо от формы собственности и типа хозяйствования, осуществляемая центральным органом управления лесным хозяйством;

условия местопроизрастания - естественная среда с однообразной физико-географической средой, определяющей развитие специфического биоценоза;

рубки главного пользования - основная рубка спелого леса для заготовки древесины и обеспечения его восстановления;

система рубок - совокупность лесотехнических мер по восстановлению, уходу, лесопользованию и защите, предназначенных для применения на протяжении жизни лесонасаждений.

Статья 4. Земли лесного фонда

(1) Землями лесного фонда являются:

а) земли, подлежащие облесению:

- земли, на которых леса подлежат восстановлению;

- земли, предназначенные для облесения;

b) земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;

с) непродуктивные земли: болота, скалы, крутосклоны, оползни, солонцы и другие.

(2) Отнесение земельных участков к лесному фонду осуществляется на основании материалов лесоустройства или Земельного кадастра в соответствии с законодательством.

Статья 5. Лесная растительность, не входящая в лесной фонд

(1) В лесной фонд не входят:

a) защитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

b) защитные лесные полосы и древесно-кустарниковые насаждения, находящиеся на полосах отвода путей сообщения и на землях водного фонда;

с) ботанические сады, дендрарии, зоопарки, зеленые насаждения городов и сельских населенных пунктов.

(2) Посадка насаждений, указанных в пунктах а) и с) части (1) настоящей статьи, уход за ними, их использование и охрана регулируются настоящим кодексом и находятся в соответствии с законодательством в ведении органов местного публичного управления, а указанных в пункте

b), - в ведении соответствующих центральных отраслевых органов и органов местного публичного управления.

Статья 6. Право собственности на земли лесного фонда

(1) Используемые в общественных интересах леса в Республике Молдова являются объектом исключительно публичной собственности. В соответствии с законодательством они могут быть предоставлены для ведения лесного хозяйства или пользования.

(2) Частная собственность на леса допускается в случаях посадки их в установленном законодательством порядке на землях, являющихся частной собственностью.

(3) Право собственности на земли лесного фонда осуществляется в соответствии с законодательством.

Глава II Компетенция Парламента, Правительства и органов местного публичного управления в сфере регулирования лесных отношений

Статья 7. Компетенция Парламента

В компетенцию Парламента входит:

а) законодательное регулирование лесных отношений;

b) определение основных направлений государственной политики в области устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;

с) определение полномочий органов местного публичного управления в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов;

d) решение других вопросов в сфере регулирования лесных отношений.

Статья 8. Компетенция Правительства

В компетенцию Правительства входит:

а) представление Парламенту проектов законодательных актов, касающихся лесных отношений, национальных стратегий устойчивого развития лесного и охотничьего фондов, и включение их в программы и планы развития страны;

b) осуществление государственного управления лесным и охотничьим фондами путем наделения соответствующего центрального отраслевого органа публичного управления правом передавать в пользование земли лесного фонда, находящиеся в публичной собственности, но без права распоряжения ими;

с) утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185

d) установление порядка отпуска древесины на корню;

e) разработка и внедрение планов образования национальной сети природных территорий, охраняемых государством, и других зон, нуждающихся в специальных мероприятиях по организации и хозяйствованию;

f) установление принципов оплаты лесных пользований и лесной продукции;

g) установление порядка отнесения лесов к группам, подгруппам и категориям защитности;

h) утверждение расчетной лесосеки на главное пользование лесом;

i) установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;

j) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для государственных и общественных нужд;

k) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства;

l) решение вопросов о приостановлении права ведения лесного хозяйства на землях лесного фонда;

m) решение вопросов об организации и деятельности государственных органов лесного хозяйства;

n) утверждение программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;

o) осуществление международного сотрудничества в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления

В компетенцию органов местного публичного управления входит:

a) осуществление контроля за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов;

b) отвод земель лесного фонда;

с) регистрация права ведения лесного хозяйства и права пользования землями лесного фонда;

d) организация ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;

e) оказание помощи государственным органам лесного хозяйства в благоустройстве лесных участков в местах отдыха;

f) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства лесных пожаров;

g) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства последствий лесных пожаров и стихийных бедствий;

h) разработка, координирование и организация выполнения совместно с государственными органами лесного хозяйства местных программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.

Глава III Управление и ведение хозяйства в лесном и охотничьем фондах

Статья 10. Цели управления и ведения хозяйства в лесном фонде

Управление и ведение лесного хозяйства должны обеспечивать:

a) устойчивое развитие лесов и сохранение в них биологического разнообразия;

b) усиление водоохранных, санитарно-гигиенических, климаторегулирующих и других функций лесов в интересах охраны здоровья населения и охраны окружающей среды;

с) восстановление лесов и расширение лесоразведения, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;

d) разработку и применение комплекса различных мероприятий, регламентирование деятельности государственных органов лесного хозяйства по приведению и содержанию лесов в состоянии, необходимом для выполнения ими экологических и социально-экономических функций;

e) непрерывность функциональной эффективности лесов и рациональное использование лесных ресурсов.

Статья 11. Государственное управление лесным и охотничьим фондами

(1) Управление лесным и охотничьим фондами является прерогативой государства.

(2) Государственное управление лесным и охотничьим фондами осуществляется Правительством, органами местного публичного управления, государственными органами лесного хозяйства и иными уполномоченными на то органами.

(3) Государственное управление лесным и охотничьим фондами, являющимися публичной собственностью, осуществляется центральным органом управления лесным хозяйством и органами местного публичного управления.

(4) Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства обязательны для всех собственников земель лесного фонда, лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, а также для предприятий, учреждений, организаций и граждан, выполняющих в лесном фонде работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.

Статья 12. Задачи центрального органа управления лесным хозяйством

(1) Центральный орган управления лесным хозяйством уполномочен координировать управление и ведение хозяйства в лесном фонде.

(2) Центральный орган управления лесным хозяйством разрабатывает режим ведения лесного хозяйства, представляющий собой систему технических, экономических, юридических и лесных норм, которые касаются лесоустройства, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.

(3) Центральный орган управления лесным хозяйством осуществляет режим ведения лесного хозяйства в подведомственном ему лесном фонде, соблюдая принципы устойчивого развития лесов, сохранения и улучшения лесного биоразнообразия, рационального использования лесных ресурсов.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I Общие положения Статья 1. Лесное законодательство Статья 2. Лесной фонд Статья 3. Основные понятия Статья 4. Земли лесного фонда Статья 5. Лесная растительность, не входящая в лесной фонд Статья 6. Право собственности на земли лесного фонда Глава II Компетенция Парламента, Правительства и органов местного публичного управления в сфере регулирования лесных отношений Статья 7. Компетенция Парламента Статья 8. Компетенция Правительства Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления Глава III Управление и ведение хозяйства в лесном и охотничьем фондах Статья 10. Цели управления и ведения хозяйства в лесном фонде Статья 11. Государственное управление лесным и охотничьим фондами Статья 12. Задачи центрального органа управления лесным хозяйством Статья 13. Управление и ведение лесного хозяйства на других лесных площадях Статья 14. Деление лесов на группы и подгруппы защитности Статья 15. Порядок отнесения лесов к группам, подгруппам и категориям защитности Статья 16. Установление возрастов и оборотов рубок леса Статья 17. Порядок изъятия и предоставления земель лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства Статья 18. Возведение объектов в целях, связанных с ведением лесного хозяйства Статья 19. Требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, которые могут нанести вред лесам Статья 20. Государственный контроль за состоянием, использованием восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов Статья 21. Компетенция центрального органа управления лесным хозяйством Статья 22. Компетенция Агентства окружающей среды Статья 23. Общественный контроль за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов Глава IV Ведение лесного хозяйства и пользование землями лесного фонда Статья 24. Ведение лесного хозяйства Статья 25. Пользование землями лесного фонда Статья 26. Предоставление земель лесного фонда в пользование Статья 27. Прекращение права ведения лесного хозяйства Статья 28. Прекращение права пользования землями лесного фонда Глава V Права и обязанности лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей Статья 29. Права и обязанности лиц, ведущих лесное хозяйство Статья 30. Права и обязанности лесопользователей Статья 31. Защита прав лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей Статья 32. Пребывание граждан в лесах Глава VI Лесная продукция Статья 33. Виды лесной продукции Статья 34. Нормы лесных пользований Статья 35. Предоставление права пользования землями лесного фонда Статья 36. Заготовка и вывозка древесины Статья 37. Заготовка второстепенных лесных материалов и технического сырья Статья 38. Побочные лесные пользования Статья 39. Пользование лесом в рекреационных целях Статья 40. Пользование землями лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства Статья 41. Пользование землями лесного фонда в научно-исследовательских целях Статья 42. Ограничение лесных пользований на охраняемых территориях Статья 43. Особенности осуществления лесных пользований в пограничной зоне Глава VII Плата за лесные пользования. Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов Статья 44. Плата за лесные пользования Статья 45. Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов Статья 46. Фонд сохранения и развития лесов Глава VIII Финансирование управления и ведения хозяйства в лесном и охотничьем фондах Статья 47. Источники финансирования деятельности лесного и охотничьего фондов, подведомственных государственным органам лесного хозяйства, и их использование Статья 48. Статья 49. Финансирование управления и ведения хозяйства в лесном фонде, являющемся публичной собственностью и не подведомственном государственным органам лесного хозяйства Статья 50. Финансирование ведения хозяйства в лесном фонде, являющемся частной собственностью Глава IX Лесовосстановление и уход за лесами Статья 51. Естественное лесовосстановление Статья 52. Посадка леса Статья 53. Уход за лесами Глава X Лесоразведение и посадка защитных лесных полос на землях, не входящих в лесной фонд Статья 54. Лесоразведение на деградированных землях Статья 55. Финансирование работ по лесоразведению и посадке защитных лесных полос Глава XI Охрана лесного и охотничьего фондов Статья 56. Обеспечение охраны лесного фонда и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд Статья 57. Борьба с лесными пожарами Статья 58. Запрещение снятия лесной подстилки, живого напочвенного покрова и верхнего плодородного слоя почвы на землях лесного фонда Статья 59. Пастьба скота на землях лесного фонда Статья 60. Сенокошение на землях лесного фонда Статья 61. Проезд и стоянка автомашин, других транспортных средств на землях лесного фонда Статья 62. Лесная служба Статья 63. Лесная гвардия Статья 64. Задачи лесной службы. Права и ответственность инспекторов Инспекции по охране окружающей среды и работников лесной службы Глава XII Защита лесов Статья 65. Задачи защиты лесов Статья 66. Статистический учет вредителей лесной растительности и прогнозирование их размножения Статья 67. Меры борьбы с вредителями и болезнями лесной растительности Статья 68. Меры по защите лесов от вредителей и болезней Статья 69. Меры по недопущению загрязнения лесов Статья 70. Контроль за осуществлением мер по защите лесов Глава XIII Лесоустройство. Государственный учет лесного фонда и государственный лесной кадастр. Мониторинг лесов Статья 71. Назначение лесоустройства Статья 72. Содержание лесоустройства Статья 73. Порядок проведения лесоустройства Статья 74. Назначение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра Статья 75. Содержание государственного лесного кадастра. Порядок ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра Статья 76. Мониторинг лесов Глава XIV Обеспечение целостности и развития лесного фонда Статья 77. Обеспечение целостности и развития лесного фонда Статья 78. Запрещение сокращения площадей лесного фонда Статья 79. Компенсация земель, изымаемых из лесного фонда Статья 80. Сокращение площадей с древесно-кустарниковой растительностью, не входящих в лесной фонд Глава XV Разрешение лесных споров Статья 81. Споры между лицами, ведущими лесное хозяйство, и органами местного публичного управления Статья 82. Имущественные споры, связанные с лесными отношениями Глава XVI Ответственность за нарушение лесного законодательства Статья 83. Недействительность сделок, заключенных собственниками земель лесного фонда с нарушением законодательства Статья 84. Виды нарушений лесного законодательства Статья 85. Ответственность за нарушение лесного законодательства Статья 86. Изъятие незаконно добытой древесной и иной лесной продукции Статья 87. Ответственность за незаконное уничтожение и повреждение древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд Статья 88. Возмещение убытков и упущенной выгоды собственникам земель лесного фонда, лицам, ведущим лесное хозяйство, и лесопользователям Статья 89. Возмещение потерь лесохозяйственного производства Статья 90. Использование финансовых средств, поступающих в порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства Глава XVII Международные соглашения Статья 91. Международные соглашения Глава XVIII Заключительные и переходные положения Статья 92 Статья 93 Статья 94 Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16