Дата обновления БД:
01.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
67 / 218
Всего документов в БД:
133331
ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 июня 1996 года №887-XIII
(В редакции Законов Республики Молдова от 30.07.2001 г. №454-XV, 12.10.2001 г. №543-XV, 18.07.2003 г. №327-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 22.07.2011 г. №162, 26.12.2012 г. №304, 21.09.2017 г. №185)
Глава I Общие положения
Статья 1. Лесное законодательство
(1) Лесное законодательство имеет целью урегулирование устойчивого ведения лесного хозяйства путем рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов, поддержания, сохранения и улучшения биоразнообразия лесов, обеспечения лесными ресурсами нынешних и будущих потребностей общества на базе многофункциональности лесов.
(2) Отношения, возникающие при пользовании лесным фондом (далеелесные отношения), регулируются Конституцией, настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним другими нормативными актами.
(3) Возникающие при пользовании лесным фондом отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, а также с использованием, охраной и восстановлением растительного и животного мира, в части, не урегулированной настоящим кодексом, регулируются соответствующим законодательством.
Статья 2. Лесной фонд
(1) Леса, земли, предназначенные для облесения, ведения лесного хозяйства, а также непродуктивные земли, охваченные лесоустройством или включенные в Земельный кадастр в качестве лесов и/или лесонасаждений, образуют лесной фонд.
(2) Лесной фонд включает все леса, независимо от вида собственности и форм хозяйствования.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
государственное управление лесным и охотничьим фондамидеятельность по разработке и внедрению государственной политики путем планирования, организации, выполнения и осуществления государственного контроля в лесной и охотничьей областях с целью обеспечения и продвижения национальных интересов и приоритетов;
оборот рубки - количество лет, определенное лесоустройством в качестве основы для расчетов по определению нормальной структуры и величины продуктивного фонда хозяйственной единицы;
спелость - состояние дерева или насаждения, при котором оно пригодно для рубки;
эксплуатация леса - производственный процесс, осуществляемый в лесах;
ведение лесного и охотничьего хозяйств - деятельность, связанная с хозяйствованием и использованием лесных ресурсов в целях реализации государственной политики в соответствующих областях;
рубки ухода за лесом - система различных взаимосвязанных лесоводственных работ и мероприятий по управлению процессом роста и развития леса с момента его создания и до возраста спелости;
лес - элемент географического ландшафта, функциональная единица биосферы, состоящая из сообщества лесной растительности (где доминируют деревья и кустарники), живого напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, которые взаимозависимы в своем биологическом развитии и воздействуют на среду своего обитания. Лесом признаются участки, покрытые лесной растительностью, площадью более 0,25 гектара;
расчетная лесосека - запас древесины, которую необходимо заготовить в лесу на основании лесоустройства в целях обеспечения его нормального состояния. Годичная расчетная лесосека - запас годовой заготовки древесины, а расчетная лесосека на период - запас древесины, подлежащий заготовке в течение определенного периода времени;
восстановление леса - процесс замены старого поколения деревьев новым (молодым) поколением;
тип хозяйства - система ухода и эксплуатации леса, присущая определенному типу восстановления (семенной, порослевой). Различают семенное высокоствольное хозяйство, порослевое низкоствольное хозяйство и смешанное хозяйство;
режим ведения лесного хозяйства - политика хозяйствования в лесном фонде и на участках лесной растительности за его пределами, независимо от формы собственности и типа хозяйствования, осуществляемая центральным органом управления лесным хозяйством;
условия местопроизрастания - естественная среда с однообразной физико-географической средой, определяющей развитие специфического биоценоза;
рубки главного пользования - основная рубка спелого леса для заготовки древесины и обеспечения его восстановления;
система рубок - совокупность лесотехнических мер по восстановлению, уходу, лесопользованию и защите, предназначенных для применения на протяжении жизни лесонасаждений.
Статья 4. Земли лесного фонда
(1) Землями лесного фонда являются:
а) земли, подлежащие облесению:
- земли, на которых леса подлежат восстановлению;
- земли, предназначенные для облесения;
b) земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;
с) непродуктивные земли: болота, скалы, крутосклоны, оползни, солонцы и другие.
(2) Отнесение земельных участков к лесному фонду осуществляется на основании материалов лесоустройства или Земельного кадастра в соответствии с законодательством.
Статья 5. Лесная растительность, не входящая в лесной фонд
(1) В лесной фонд не входят:
a) защитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;
b) защитные лесные полосы и древесно-кустарниковые насаждения, находящиеся на полосах отвода путей сообщения и на землях водного фонда;
с) ботанические сады, дендрарии, зоопарки, зеленые насаждения городов и сельских населенных пунктов.
(2) Посадка насаждений, указанных в пунктах а) и с) части (1) настоящей статьи, уход за ними, их использование и охрана регулируются настоящим кодексом и находятся в соответствии с законодательством в ведении органов местного публичного управления, а указанных в пункте
b), - в ведении соответствующих центральных отраслевых органов и органов местного публичного управления.
Статья 6. Право собственности на земли лесного фонда
(1) Используемые в общественных интересах леса в Республике Молдова являются объектом исключительно публичной собственности. В соответствии с законодательством они могут быть предоставлены для ведения лесного хозяйства или пользования.
(2) Частная собственность на леса допускается в случаях посадки их в установленном законодательством порядке на землях, являющихся частной собственностью.
(3) Право собственности на земли лесного фонда осуществляется в соответствии с законодательством.
Глава II Компетенция Парламента, Правительства и органов местного публичного управления в сфере регулирования лесных отношений
Статья 7. Компетенция Парламента
В компетенцию Парламента входит:
а) законодательное регулирование лесных отношений;
b) определение основных направлений государственной политики в области устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
с) определение полномочий органов местного публичного управления в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
d) решение других вопросов в сфере регулирования лесных отношений.
Статья 8. Компетенция Правительства
В компетенцию Правительства входит:
а) представление Парламенту проектов законодательных актов, касающихся лесных отношений, национальных стратегий устойчивого развития лесного и охотничьего фондов, и включение их в программы и планы развития страны;
b) осуществление государственного управления лесным и охотничьим фондами путем наделения соответствующего центрального отраслевого органа публичного управления правом передавать в пользование земли лесного фонда, находящиеся в публичной собственности, но без права распоряжения ими;
с) утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185
d) установление порядка отпуска древесины на корню;
e) разработка и внедрение планов образования национальной сети природных территорий, охраняемых государством, и других зон, нуждающихся в специальных мероприятиях по организации и хозяйствованию;
f) установление принципов оплаты лесных пользований и лесной продукции;
g) установление порядка отнесения лесов к группам, подгруппам и категориям защитности;
h) утверждение расчетной лесосеки на главное пользование лесом;
i) установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;
j) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для государственных и общественных нужд;
k) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства;
l) решение вопросов о приостановлении права ведения лесного хозяйства на землях лесного фонда;
m) решение вопросов об организации и деятельности государственных органов лесного хозяйства;
n) утверждение программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
o) осуществление международного сотрудничества в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления
В компетенцию органов местного публичного управления входит:
a) осуществление контроля за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов;
b) отвод земель лесного фонда;
с) регистрация права ведения лесного хозяйства и права пользования землями лесного фонда;
d) организация ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;
e) оказание помощи государственным органам лесного хозяйства в благоустройстве лесных участков в местах отдыха;
f) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства лесных пожаров;
g) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства последствий лесных пожаров и стихийных бедствий;
h) разработка, координирование и организация выполнения совместно с государственными органами лесного хозяйства местных программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.
Глава III Управление и ведение хозяйства в лесном и охотничьем фондах
Статья 10. Цели управления и ведения хозяйства в лесном фонде
Управление и ведение лесного хозяйства должны обеспечивать:
a) устойчивое развитие лесов и сохранение в них биологического разнообразия;
b) усиление водоохранных, санитарно-гигиенических, климаторегулирующих и других функций лесов в интересах охраны здоровья населения и охраны окружающей среды;
с) восстановление лесов и расширение лесоразведения, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
d) разработку и применение комплекса различных мероприятий, регламентирование деятельности государственных органов лесного хозяйства по приведению и содержанию лесов в состоянии, необходимом для выполнения ими экологических и социально-экономических функций;
e) непрерывность функциональной эффективности лесов и рациональное использование лесных ресурсов.
Статья 11. Государственное управление лесным и охотничьим фондами
(1) Управление лесным и охотничьим фондами является прерогативой государства.
(2) Государственное управление лесным и охотничьим фондами осуществляется Правительством, органами местного публичного управления, государственными органами лесного хозяйства и иными уполномоченными на то органами.
(3) Государственное управление лесным и охотничьим фондами, являющимися публичной собственностью, осуществляется центральным органом управления лесным хозяйством и органами местного публичного управления.
(4) Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства обязательны для всех собственников земель лесного фонда, лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, а также для предприятий, учреждений, организаций и граждан, выполняющих в лесном фонде работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Статья 12. Задачи центрального органа управления лесным хозяйством
(1) Центральный орган управления лесным хозяйством уполномочен координировать управление и ведение хозяйства в лесном фонде.
(2) Центральный орган управления лесным хозяйством разрабатывает режим ведения лесного хозяйства, представляющий собой систему технических, экономических, юридических и лесных норм, которые касаются лесоустройства, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.
(3) Центральный орган управления лесным хозяйством осуществляет режим ведения лесного хозяйства в подведомственном ему лесном фонде, соблюдая принципы устойчивого развития лесов, сохранения и улучшения лесного биоразнообразия, рационального использования лесных ресурсов.
Недействующая редакция, не действует с 21 декабря 2023 года