Дата обновления БД:
29.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
352 / 1014
Всего документов в БД:
137645
Неофициальный перевод
ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 28 марта 2024 года №69
Парламент принимает настоящий кодекс.
Глава I Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
(1) Настоящий кодекс устанавливает нормативную базу в области устойчивого управления лесным фондом, сохранения и восстановления биологического разнообразия независимо от вида собственности, а также в области рационального использования и обеспечения лесными ресурсами текущих и будущих потребностей общества.
(2) Правовые отношения, возникающие в процессе пользования лесным фондом, регулируются настоящим кодексом, гражданско-правовым, земельным, природоохранным законодательством и другими нормативными актами в данной области.
(3) Предметом лесных правоотношений является поведение субъектов права в отношении лесов, земель лесного фонда и лесной растительности, расположенной за пределами лесного фонда.
Статья 2. Устойчивое управление лесным фондом
(1) Устойчивое управление лесным фондом предусматривает воспроизводство, охрану и защиту лесов, сохранение биологического биоразнообразия, в том числе обеспечение мер по адаптации лесного сектора к изменениям климата.
(2) Устойчивое управление лесным фондом основывается на следующих принципах:
a) долгосрочная лесная политика;
b) целостность, устойчивость и постоянство экосистем;
c) целостность лесного фонда, устойчивость и восстанавливаемость лесов;
d) биологическое разнообразие леса;
e) гармонизация отношений между лесным хозяйством и другими сферами деятельности;
f) здоровье и жизнеспособность лесов;
g) территориальность управления лесами.
(3) Устанавливаются следующие критерии устойчивого управления лесным фондом:
a) поддержание, сохранение и увеличение биологического разнообразия лесов;
b) поддержание здоровья и жизнеспособности лесов;
c) поддержание и усиление защитных функций лесов;
d) сохранение и укрепление продуктивной способности лесных ресурсов, их вклада в сохранение мирового баланса углерода;
e) сохранение и стимулирование продуктивной функции лесов (древесная и недревесная продукция);
f) сохранение других социально-экономических функций и условий.
(4) Показатели для каждого критерия устойчивого управления лесным фондом утверждаются Правительством.
(5) Программные документы в области лесного фонда разрабатываются и реализуются на основании установленных в части (2) принципов и показателей для каждого критерия устойчивого управления лесным фондом.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего кодекса следующие понятия используются в значении:
администрирование лесного фонда – совокупность видов деятельности по планированию и мониторингу технического, экономического и правового характера, направленных на обеспечение устойчивого управления лесами, с соблюдением режима ведения лесного хозяйства независимо от вида собственности;
лесоустройство – основы управления лесами, имеющие технико-организационное, правовое и экономическое содержание, опирающиеся на экологических принципах;
лесоуправление – совокупность действий и мер постоянного и непрерывного характера, направленных на обеспечение экологических и социально-экономических функций леса;
субъект лесного хозяйства – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством для управления лесным фондом и реализации программ и планов развития лесного хозяйства;
спелость – состояние максимальной функциональной эффективности дерева или насаждения, при котором они пригодны для рубки;
культивирование древесины – совокупность интенсивных и промышленных лесных технологий, предназначенных для получения древесной массы;
устойчивое управление лесами – администрирование и использование лесов, земель с лесной растительностью за пределами лесного фонда с целью сохранения, улучшения биоразнообразия, продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности, санитарного состояния таким образом, чтобы обеспечить в настоящее время и в будущем способность выполнять многочисленные постоянные экологические, экономические и социальные функции на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях без ущерба для других экосистем;
лесничество – территориальное лесное подразделение, не имеющее статуса юридического лица, созданное в целях управления или обеспечения охраны лесов, надзора за ними и ежегодного установления лесных работ в соответствии с лесоустройством для земель лесного фонда независимо от вида собственности;
лес – форма естественной растительности, в которой преобладают деревья и обеспечивается собственный климат, специфичный для лесных экосистем, площадью не менее 0,25 га, покрытая деревьями, достигающими в зрелом возрасте при нормальных условиях вегетации не менее 5 метров в высоту, а показатель сомкнутости крон по сравнению с общей площадью земли (консистенция) составляет не менее 30%;
лесонасаждение – насаждения лесных древесных и кустарниковых пород, созданные путем посадки и посева с целью достижения целей лесного хозяйства;
расчетная лесосека – объем древесины, которую можно заготовить в качестве основной продукции с производственной единицы на основании лесоустройства в течение срока его действия;
предварительный вычет древесины – мероприятие по замещению объемов древесины, предназначенных к заготовке из насаждений, включенных в десятилетние планы заготовки основной продукции, объемами, полученными в результате эксплуатации древесной массы из насаждений, полностью затронутых биотическими или абиотическими факторами, или из насаждений, возраст которых превышает 1/2 возраста технической спелости, частично затронутых биотическими или абиотическими факторами, или возникшими в результате законной раскорчевки лесов и незаконных рубок;
режим ведения лесного хозяйства – совокупность технических, экономических и правовых норм по администрированию и управлению лесным фондом с целью обеспечения устойчивого управления лесными экосистемами;
специальный режим ведения хозяйства и защиты лесного фонда – совокупность правил, норм и мер, установленных нормативными актами или планами управления лесами, с целью обеспечения устойчивого использования лесного фонда, сохранения биоразнообразия лесов, охраны окружающей среды и поддержания экологических и социальных функций леса;
экосистемные услуги – совокупность ощутимых и нематериальных выгод, которые естественные или измененные человеком экосистемы предоставляют обществу и которые жизненно важны для благополучия людей;
рубки главного пользования – основная рубка спелых древостоев (лесов) для заготовки древесины и обеспечения восстановления лесов;
система рубок – совокупность лесотехнических мер по восстановлению, управлению, лесопользованию и охране, предназначенных для применения на протяжении жизни лесонасаждений;
лесная растительность – растительность, состоящая из лесных деревьев и кустарников, созданная естественным или искусственным путем посева и посадки.
Статья 4. Лесной фонд
(1) Лесной фонд включает:
a) леса (земли, покрытые лесами);
b) земли с лесами, находящимися в стадии восстановления, и насаждения, созданные в целях ведения лесного хозяйства;
c) земли, предназначенные для облесения и лесовосстановления: деградированные земли и безлесные земли, установленные в соответствии с законом для облесения;
d) земли, служащие для нужд лесного хозяйства: питомники, солярии, плантации и культуры маточных растений;
e) земли, служащие для нужд лесохозяйственного производства: культивирование древесины, плетневые культуры, новогодние елки, декоративные и плодовые деревья и кустарники;
f) земли, служащие для нужд управления лесным хозяйством: земли, используемые для обеспечения кормом дичи и производства кормов, земли, переданные во временное пользование работникам лесной службы;
g) земли, занятые строениями, и прилегающие к ним земли, охваченные лесоустройством: административные здания, турбазы, фазанарии, специальные рыбоводные сооружения и объекты, охотничьи фермы, лесные дороги, производственные помещения для переработки лесной продукции, другие технические объекты, характерные для лесного хозяйства;
h) лесные земли в пределах пограничного коридора и охранной полосы государственной границы;
i) непродуктивные земли, охваченные лесоустройством;
j) пруды, русла рек и ручьев, охваченные лесоустройством и Государственного водного кадастра;
k) земли лесного фонда, находящиеся в распоряжении физических и юридических лиц без правового разрешения (захваты и споры).
(2) Земли, покрытые лесами, другими категориями лесной растительности, и земли, предусмотренные в части (1), независимо от вида собственности, охватываются лесоустройством и включаются в земельный кадастр как земли, покрытые лесами или лесными насаждениями.
(3) Отнесение земель к лесному фонду осуществляется на основании материалов лесоустройства путем межевания и регистрации в реестре объектов недвижимости.
(4) Все земли, включенные в лесной фонд, являются землями лесного назначения, составляют часть природного наследия и представляют собой национальный стратегический ресурс.
(5) Земли за пределами лесного фонда, занятые посаженной лесной растительностью и/или лесной растительностью естественного происхождения, соответствующими понятию леса, приведенному в статье 3, подлежат процессу изменения назначения и включения в лесной фонд.
(6) Порядок передачи, обмена, изменения назначения земель, указанных в частях (4) и (5), а также изменение границ лесного фонда утверждаются Правительством.
(7) В лесной фонд не входят:
a) защитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями генеральных планов обустройства территории;
b) защитные лесные полосы и древесно-кустарниковые насаждения, расположенные вдоль инженерных сетей;
c) лесные полосы для защиты водоемов, расположенные на землях водного фонда, за исключением защитных полос, расположенных на категориях земель, включенных в пункт j) части (1);
d) лесные полосы, участки лесной растительности, другие виды насаждений, созданные на существующих лугах с целью их организации и защиты и/или с целью создания оптимальных условий для роста травяного покрова и увеличения кормовой базы;
e) другие виды насаждений лесных пород, созданные для энергетических целей и/или для получения древесной массы, пищевой, технической, ароматической продукции и т. д., на землях, отличных от земель лесного фонда;
f) земли зеленых насаждений городских и сельских населенных пунктов, ботанических, зоологических садов и дендрологических парков;
g) сельскохозяйственные угодья независимо от вида собственности, занятые посаженной лесной растительностью и/или лесной растительностью естественного происхождения, соответствующие понятию леса, приведенному в статье 3;
h) земли, занятые агролесоводческими и лесопастбищными насаждениями.
Статья 5. Право собственности на лесной фонд
(1) По виду собственности лесной фонд может быть:
a) собственностью государства;
b) собственностью административно-территориальных единиц;
c) частной собственностью.
(2) Право собственности осуществляется:
a) Правительством – в отношении лесного фонда, находящегося в собственности публичной сферы государства;
b) местными советами – в отношении лесного фонда, находящегося в собственности публичной сферы административно-территориальных единиц первого уровня;
c) физическими и/или юридическими лицами – в отношении лесного фонда, находящегося в частной собственности, в соответствии с положениями законодательства.
(3) Земли, соответствующие положениям закона о формировании объектов недвижимого имущества, других нормативных актов в данной области, приобретенные за счет публичных финансовых ресурсов с целью консолидации, поддержания, сохранения и развития лесного фонда, становятся лесным фондом, находящимся в публичной собственности государства.
(4) Земли, приобретенные за счет местных публичных финансовых ресурсов с целью консолидации лесного сектора административно-территориальных единиц, становятся лесным фондом, находящимся в публичной собственности административно-территориальных единиц.
(5) Частная собственность на леса признается в случае посадки и/или естественного происхождения лесной растительности на землях, находящихся в частной собственности, в порядке, установленном законодательством, путем изменения назначения земель.
(6) Лесной фонд, находящийся в собственности государства или административно-территориальных единиц, относится к их публичной сфере, не подлежит отчуждению, обращению взыскания и срок давности на него не распространяется.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Лесной кодекс Республики Молдова
от 28 марта 2024 года №69
О документе
Номер документа: | 69 |
Дата принятия: | 28.03.2024 |
Состояние документа: | Не вступил в действие |
Начало действия документа: | 26.04.2025 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №188-191, 26 апреля 2024 года, Ст. 244.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 74 настоящий Кодекс вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 26 апреля 2025 года.
О вступлении в силу документа смотри статью 74