Действует

Неофициальный перевод

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Молдова

28 декабря 2018 года №1400

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 20 декабря 2018 года №322

Об утверждении Регламента об основах управления деятельностью банков

(В редакции Постановлений Национального банка Республики Молдова от 25.04.2019 г. №126 (вступ. в силу 03.06.2019 г.), 25.04.2019 г. №133, 26.02.2020 г. №46, 27.05.2021 г. №93, 03.11.2022 г. №220, 29.12.2022 г. №275)

Настоящее постановление является переложением ст. 76, п. а) ст. 79, части (1) и первого параграфа, части (3), ст. 83, части (1) ст. 85, ст. 86, ст. 87, части (2) ст. 88, п. d) - g) части (2) ст. 92, п. е) и h) части (1) ст. 94, части (2) ст. 95 Директивы №2013/36/ЕС от 26 июня 2013 года Европейского Парламента и Совета о доступе к деятельности кредитных учреждений и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных учреждений и инвестиционных фирм, изменяющей Директиву №2002/87/ЕС и отменяющей Директивы №2006/48/ЕС и №2006/49/ЕС, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 176 от 26 июня 2013 года, с последними изменениями, внесенными Директивой (ЕС) 2018/843 Европейского Парламента и Совета от 30 мая 2018 года и перекладывает ст. 3-12, 14-19 и ст. 21 Делегированного регламента (ЕС) 2016/1075 Комиссии от 23 марта 2016 о дополнении Директивы 2014/59/ЕС Европейского Парламента и Совета о регулирующих технических стандартах, уточняющих содержание планов оздоровления, планов резолюции и планов резолюции группы, минимальные критерии, которые компетентный орган должен рассмотреть в отношении планов оздоровления и планов оздоровления группы, условия предоставления внутригрупповой финансовой поддержки, требования по независимым оценщикам, договорное признание полномочий по обесцениванию и конверсии, процедуры и содержание требований об уведомлении и уведомления о приостановлении, а также оперативного функционирования коллегий резолюции (Текст касается ЕЭП), опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 184 от 8 июля 2016.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 29.12.2022 г. №275)
(см. предыдущую редакцию)

На основании п. с) части (1) ст.27 Закона о Национальном банке Молдовы №548/1995 (Официальный монитор Республики Молдова, 1955, №56-57, ст.624), с последующими изменениями, и ст.38, 39, 43 и части (5) ст. 44 Закона о деятельности банков №202/2017 (Официальный монитор Республики Молдова, 2017, №434-439, ст.727), с последующими изменениями, Исполнительный комитет Национального банка Молдовы ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Регламент об основах управления деятельностью банков согласно приложению.

2. Признать утратившими силу Регламент об основах управления деятельностью банка, утвержденный Постановлением об утверждении и признании утратившими силу некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы №146/2017 (Официальный монитор Республики Молдова, 2017, №201-213, ст. 1183), зарегистрированным в Министерстве юстиции под №1229 от 14 июня 2017 г.

3. На дату вступления в силу настоящего постановления банки будут располагать основами управления деятельностью, соответствующими положениям регламента, указанного в пункте 1.

4. Без ущерба для положений п.5-6 настоящее постановление вступает в силу в течение 3 месяцев со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

5. Банкам, до 30 апреля 2019 года, представить первую отчетность о процессе оценки соответствия внутреннего капитала (ICAAP) по состоянию на 31 декабря 2018 г.

6. Банкам в течение 9 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления оценить соответствие на коллективном уровне членов совета банка согласно требованию, предусмотренному в пункте 15 регламента, указанного в пункте 1, используя критерии оценки независимости члена совета банка, предусмотренные в пунктах 16 и 17 регламента, указанного в пункте 1, и предпринять необходимые меры для соответствия банка требованию, предусмотренному в пункте 15 регламента, указанного в пункте 1.

Председатель Исполнительного комитета Национального банка Молдовы

Октавиан Армашу

Приложение

к Постановлению Исполнительного комитета Национального банка Молдовы от 20 декабря 2018 года №322

Регламент об основах управления деятельностью банков

(В Регламенте об основах управления деятельностью банков слова "внутренний процесс оценки достаточности капитала" в любом падеже заменены словами "процесс оценки достаточности внутреннего капитала" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 27.05.2021 №93)

Раздел I Общие положения

Глава I. Область применения

1. Настоящий регламент применяется к банкам Республики Молдова и отделениям банков иностранных государств, открытых на территории Республики Молдова и устанавливает основы управления их деятельностью для обеспечения эффективного и предусмотрительного управления рисками.

2. Отделение банка иностранного государства, открытое на территории Республики Молдова, может руководствоваться политиками об основах управления деятельностью которые регламентируют деятельность материнского общества с условием соблюдения требований, установленных законодательством Республики Молдова и настоящим регламентом. В противном случае, руководство отделения банка иностранного государства должно установить собственные политики и оценить любые решения или практики на уровне группы, чтобы убедиться, что они не приводят к нарушению отделением положений законодательства Республики Молдова или пруденциальных правил, применяемых на территории Республики Молдова.

Глава II. Определения

3. Понятия и выражения, используемые в настоящем регламенте, имеют значения, предусмотренные в Законе о деятельности банков №202/2017 (далее: Закон №202/2017), Законе о Национальном банке Молдовы №548/1995 (далее: Закон №548/1995), Закон о банковском оздоровлении и банковской резолюции №232/2016 (далее: Закон №232/2016) и нормативных актов Национального банка, изданных для их выполнения.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 03.11.2022 г. №220)
(см. предыдущую редакцию)

4. В настоящем регламенте следующие термины и понятия обозначают:

риск-аппетит - абсолютный уровень рисков и виды рисков, который банк готов принять в пределах своей способности риска, согласно своей бизнес-модели для выполнения своих стратегических задач;

обязательный аудит – обязательный аудит отдельной и консолидированной финансовой отчетности, по необходимости, предусмотренный частью (2) ст. 85 Закона №202/2017;

способность риска – максимальная степень рисков, которую банк готов принять на себя, учитывая свой собственный капитал, его способность управлять и контролировать риски, а также нормативные ограничения;

внутренний капитал – собственные средства банка, необходимые для покрытия неожиданных будущих потерь, на отобранном уровне доверия, для определенного отрезка времени. Он представляет форму обобщения риска и связывает капитал со свойственными ему рисками, независимо от наличия активов;

культура рисков - нормы, отношение и поведение учреждения касательно осознания, принятия и управления рисками, а также механизмы контроля, стоящих в основе решений по рискам;

внутренний контроль – система, обеспечивающая проведение эффективных операций, контроль соответствующих рисков, предусмотрительное осуществление деятельности, достоверность отчитываемой финансовой и нефинансовой информации, как внутренне, так и внешне, а также соответствие законодательной и регулирующей основе, требования надзора и внутренние правила и внутренние решения банка;

корпоративное управление– совокупность отношений между органом управления

банка, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление также включает структуры (способ внутренней организации), посредством которых устанавливаются задачи банка, средства их реализации и отслеживаются результаты;

бизнес-модель – совокупность деятельности, проведенной на основании стратегии с целью достижения финансовых результатов;

идентифицированный персонал – персонал банка, указанный в части (1) ст.39 Закона №202/2017, который включает членов исполнительного комитета, лиц занимающих ключевые должности в рамках банка, а также любой работник, общее вознаграждение которому приравнивает его к категории оплаты труда членов исполнительного органа и лиц, занимающих ключевые должности;

процесс оценки достаточности внутреннего капитала (ICAAP) – процесс идентификации, обобщения, управления и мониторинга внутреннего капитала, внедренный банком согласно ст. 78 Закона №202/2017;

профиль риска – оценка в определенный момент времени валовых подверженностей к риску и, по необходимости, чистых подверженностей (после учета снижений риска), агрегированных в пределах и между каждой соответствующей категорией риска, на основе предварительных оценок;

основные внутренние нормы – устав, стратегии, коды, политики, регламенты и другие внутренние нормативные акты для управления деятельностью банка и рисками, которым подвергается, утвержденные советом банка или, по необходимости, общим собранием акционеров, в целях соответствия нормативным актам;

вторичные внутренние нормы – инструкции, процедуры, справочники, пособия или другие документы, утвержденные исполнительным органом банка для внедрения положений основных внутренних норм;

риск, касающийся информационных технологий и коммуникаций (риск ИТК) – подкатегория операционного риска, которая относится к риску потери/отрицательному воздействию из-за компрометирования конфиденциальности информации, целостности данных по информационным системам, недоступности информационных систем и/или данных, а также неспособность изменить ИТК в определенном промежутке времени и по резонной цене. Данные потери/ отрицательное воздействие могут вытекать из внешних или внутренних факторов, таких как: неадекватная организация, неисправных или недостаточно защищенных информационных систем и инфраструктур коммуникационных систем, а также недостаточного количества сотрудников или несоответственно квалифицированных, в обязанностях которых входит управление информационными системами банка;

риск концентрации – риск воздействия на прибыль и капитал, вытекающий из подверженностей перед каждым контрагентом и/или группами лицами согласованно действующих лиц, и/или группами лиц, действующих в том же экономическом секторе, осуществляющих одну и ту же деятельность или владеют совместным предприятием;

риск соответствия – подкатегория операционного риска, относящаяся к нынешнему или будущему риску воздействия на прибыль и капитал, которые могут способствовать штрафам, убыткам и/или расторжению договоров, или которая может нанести вред репутации банка в результате нарушений или несоответствия нормативным актам, соглашениям, рекомендованным практикам или этическим стандартам;

риск, связанный с чрезмерным использованием эффекта рычага - риск, возникающий в результате уязвимости банка к эффекту рычага или условному эффекту рычага, который может потребовать незапланированных корректирующих мер для его бизнес-плана, включая экстренную продажу активов, что может привести к потерям или переоценке оставшихся активов;

кредитный риск – нынешний или будущий риск воздействия на прибыль и капитал в результате невыполнения дебитором или контрагентом договорных обязательств или его неудачи в выполнении установленных действий в контракте;

кредитный риск контрагента – подкатегория кредитного риска, которая представляет риск воздействия на прибыль и капитал в ситуации, когда контрагент сделки вступает в состояние непогашения (дефолт) до окончательного расчета движения денежных средств по сделке;

расчетный риск– риск потери от разницы между согласованной расчетной ценой и текущей рыночной стоимости для сделок, в которых долговой инструмент, капитальные ценные бумаги или валюты остаются нерассчитанными после даты срока погашения поставки;

риск ликвидности - нынешний или будущий риск воздействия на прибыль и капитал, определенный неспособностью банка выполнить свои обязательства при их сроке погашения;

операционный риск - нынешний или будущий риск воздействия на прибыль и капитал, вытекающий из неадекватных или неудавшихся внутренних процессов или систем и/или в результате действия некоторых лиц или внешних событий;

процесс оценки достаточности внутренней ликвидности (ILAAP) - процесс идентификации, измерения, управления и мониторинга внутренней ликвидности, внедренный банком на основании ст. 79 Закона №202/2017;

рыночный риск – риск, который регистрирует потери по позициям баланса и вне баланса из-за неблагоприятных колебаний на рынке, цен финансовых инструментов для сделок, процентных ставок и обменного валютного курса;

риск позиции– риск воздействия на прибыль и капитал, который может появиться из-за несоответствия цены во времени, между моментом заключения договора и моментом, когда осуществляется выплата и получение суммы, предусмотренной договором;

остаточный риск – риск воздействия на прибыль и капитал, который может возникнуть в связи с тем, что использованные техники по снижению рисков менее эффективны, чем ожидалось по причине, что данные техники генерируют новые риски (такой как риск ликвидности, риск соответствия), которые могут повлиять на техники по снижению;

риск процентной ставки – нынешний или будущий риск воздействия на прибыль и капитал вследствие различных изменений процентных ставок;

репутационный риск - нынешний или будущий риск воздействия на прибыль и капитал или ликвидность, определенный неблагоприятным восприятием имиджа банка контрагентами, акционерами, инвесторами или органами надзора;

стратегический риск - нынешний или будущий риск воздействия на прибыль и капитал, определенный изменениями в деловой среде или неблагоприятными бизнес-решениями, неадекватным внедрением решений или отсутствием реакции на изменения в деловой среде;

риск перевода – риск воздействия на прибыль и капитал, вытекающий из неспособности конвертирования контрагентом национальной валюты в валюту, необходимую для выплаты некоторых финансовых обязательств в связи с отсутствием или недоступностью национальной валюты в результате некоторых ограничений, поставленных страной соответствующего контрагента;

риск страны– риск подверженности к потерям в результате экономических, социальных и/или политических условий и событий в одном из иностранных государств иностранной страны, которые влияют на деятельность банка;

валютный риск - риск подверженности к потерям, вытекающим из коммерческих договоров или из других экономических отношений в результате колебания обменной валютной ставки на рынке в период между заключением договора и его сроком погашения;

информационная система – система управления информацией в банке вместе с ассоциированными организационными ресурсами, такими как информационные ресурсы, персонал, организационные структуры;

симуляции кризисных ситуаций – техника управления рисками, использованная для оценки потенциальных последствий некоторых событий или будущих изменений экономических условий, которая может воздействовать на финансовое положение банка;

толерантность к риску – максимальный уровень риска, допущенный банком, который вписывается в реальные нормы в рамках риск-аппетита, принятого банком;

экономическая ценность – обновленная стоимость движения ожидаемых чистых денежных средств банка;

идиосинкразическое событие - событие, которое может иметь серьезные негативные последствия для одного банка;

системное событие - событие, которое может иметь серьезные негативные последствия для финансовой системы или реальной экономики;

критические функции - как определено в Законе №232/2016;

показатели плана оздоровления - качественные и количественные показатели, устанавливаемые каждым банком на основе рамок, предусмотренных настоящим регламентом, для определения этапов, на которых могут быть приняты соответствующие меры, указанные в плане оздоровления;

обратное стресс-тестирование (reverse stress-test) - симуляция кризисных ситуаций, которая начинается с определения предопределенного результата (например, состояние серьезной трудности в обеспечении непрерывности), затем исследуя сценарии и обстоятельства, которые могут привести к его возникновению.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 29.12.2022 г. №275)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II Роль и состав органа управления и специализированных комитетов

Глава I. Роль и ответственность органа управления

5. Банк устанавливает численный состав и состав своего органа управления и свой механизм управления в зависимости от характера, размера и сложности неотъемлемых рисков согласно бизнес-модели и деятельности банка.

6. Полномочия и ответственность органа управления должны быть четко определены, а также четко и эффективно распределены между советом банка и исполнительным органом. Роль, структура, численность, срок, на который избираются/назначаются члены органа управления, порядок функционирования и полномочия органа управления устанавливаются уставом банка и в внутренних основных нормах банка, с соблюдением положений Закона №202/2017, нормативных актов Национального банка Молдовы, изданных для их исполнения, и Закона об акционерных обществах №1134/1997 в той мере, в которой его применение не ограничено Законом №202/2017.

7. Заседания совета банка, а также исполнительного комитета банка, в том числе количество присутствующих членов и периодичность заседаний организуются таким образом, чтобы была возможность углубленного рассмотрение проблем банка и критического обсуждения вопросов с целью поддержания эффективности. Банк обеспечивает включение в протоколы органа управления полной информации по рассмотрению проблем и обсуждению вопросов, в том числе основных тезисов докладчиков по повестке дня, с указанием фамилии выступающих и всех предложений/мнений членов органа управления. Банк обеспечивает последовательную нумерацию протоколов заседаний органа управления.

8. Все члены органа управления должны осознавать структуру и ответственность органа управления и распределение полномочий и обязанностей между исполнительным органом, советом и специализированными комитетами совета. Для того, чтобы иметь адекватную систему проверки и оценки деятельности банка, процесс принятия решений органа управления не может быть доминирован одним членом органа управления или немногочисленной группой членов. Совет банка и исполнительный орган должны взаимодействовать и обмениваться информацией, достаточной для соответствующего выполнения вверенных полномочий и обязанностей.

8-1. Каждый член органа управления должен иметь независимое мышление, что представляет собой модель поведения, проявляющуюся особенно во время обсуждений и принятия решений внутри органа управления, независимо от того, считается ли соответствующий член независимым в соответствии с положениями п. 16.

(Пункт 8-1 введен в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 29.12.2022 г. №275)

8-2. При оценке независимости членов банки должны различать понятие "независимое мышление", которое распространяется на всех членов органа управления банка и принцип "быть независимым", который возлагается на членов управления банка. Критерии оценки " независимого мышления" указаны в п. 8-3.

(Пункт 8-2 введен в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 29.12.2022 г. №275)

8-3. Для оценки независимого мышления банки определят, если члены органов управления:

1) обладают необходимыми поведенческими навыками, а именно:

a) мужеством, убежденностью и силой для эффективной оценки и оспаривания предлагаемых решений других членов органа управления;

b) способностью задавать вопросы другим членам органа управления;

c) способностью не поддаваться влиянию "группового мышления", то есть мнению других участников без проведения собственного анализа по обсуждаемой теме.

2) не находятся в конфликте интересов, который может помешать способности выполнять свои обязанности независимо и объективно.

(Пункт 8-3 введен в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 29.12.2022 г. №275)

Глава II. Полномочия и организация совета Банка

9. Совет является органом управления банка с полномочиями надзора результатов банка, утверждая и отслеживая внедрение исполнительным органом банка стратегических задач, основы управления и корпоративной культуры, и несет ответственность в целом за деятельность банка.

10. Совет банка устанавливает порядок, в котором банк регламентирует и организует свою деятельность. Для этого совет определяет основу управления деятельностью банка путем обеспечения разработки, утверждения, внедрения, мониторинга постоянного внедрения и периодического пересмотра внутренних основных норм во всех областях деятельности банка.

11. Совет несет ответственность, как минимум, за:

1) выполнение полномочий, предусмотренных ст. 41 Закона №202/2017;

2) выполнение обязательств, возложенных на комитет по назначению и комитет по оплате труда, если данные не были созданы на уровне банка;

3) утверждение кодекса поведения, четко определяющего допустимое и недопустимое поведение персонала, в том числе незаконную деятельность и принятие чрезмерных рисков для банка, а также порядок управления конфликтами интересов на уровне банка;

4) надзор метода внедрения и соответствия кодексу поведения банка, в частности, выявления, управления и предупреждения возможных и/или текущих конфликтов интересов;

5) надзор и обеспечение эффективности деятельности функций внутреннего контроля (функция по управлению рисками, функция соответствия и внутреннего аудита),которые прямо отчитываются совету, в особенности, для поддержания независимости их деятельности;

6) утверждение и мониторинг процесса внедрения плана внутреннего аудита после предварительного рассмотрения административным советом рисков и комитетом внутреннего аудита;

7) утверждение и надзор внедрения политик по назначению исполнительного органа и персонала, занимающего ключевые должности;

8) утверждение и надзор внедрения политик в области управления рисками и обеспечение обучения персонала банка, вовлеченного в соответствующей области.

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 27.05.2021 №93)
(см. предыдущую редакцию)

12. Совет должен обеспечивать на индивидуальном и коллективном уровне соответствие опыта и знаний членов исполнительного органа характеру и комплексности деятельности и профиля риска банка, устанавливать стандарты результативности для исполнительного органа согласно стратегии и политикам банка и отслеживает соответствие его результатов соответствующим стандартам.

13. Члены совета должны выполнять свои полномочия честно, неподкупно, объективно и лояльно, посвящать достаточно времени и предусмотрительность при их выполнении, а также в строгом соответствии с правовыми положениями и нормативной базой.

14. Члены совета должны активно участвовать в деятельности банка и должны быть способны принимать решения и делать собственные обоснованные, объективные и независимые рассуждения.

15. Совет должен состоять из достаточного количества независимых членов, но не менее 1/3 от общего числа членов, избранных в совет. Критерии оценки независимости члена совета банка предусмотрены в пункте 16.

16. Без ущерба для положений пункта 17 член совета банка считается "независимым" в следующих случаях:

1) владеет или владел за последние 5 лет мандатом члена органа управления в банке и/или учреждениях периметра пруденциального консолидирования, за исключением позиции независимого члена органа управления в банке и/или учреждениях периметра пруденциального консолидирования;

2) имеет прямое/косвенное владение в банке в размере не менее 5% его капитала или представляет интересы держателя такого участия;

3) имеет значительную финансовую или экономическую связь с банком (более 5% собственных средств банка);

4) является работником или находится в подобных связях с лицом, имеющего владение в банке в размере не менее 5% его капитала;

5) является работником любого учреждения периметра пруденциального консолидирования, за исключением случая, когда выполняются следующие два условия:

a) не принадлежит к подобному иерархическому уровню, который прямо отвечает лишь перед органом управления банка/членом органа управления;

b) был избран в качестве члена совета банка в контексте системы представления сотрудников с обеспечением соответствующей защиты против незаконного увольнения или других форм несправедливого обращения;

6) был принят на работу в течение последнего календарного года на должность на таком иерархическом уровне в рамках банка или других учреждений периметра пруденциальной консолидированности, который прямо отвечает лишь перед органом управления банка;

7) в последний календарный год являлся должностным лицом, руководителем и/или членом органа управления в учреждении профессионального консультирования, внешним аудитором или важным консультантом для банка или другого учреждения периметра пруденциального консолидирования, или в других ситуациях, сотрудником, существенно вовлеченным в предложенной должности;

8) за последний год является или был значительным поставщиком (поставил товары или услуги в размере более 5% от активов банка) или важным клиентом банка или учреждения периметра пруденциального консолидирования, или имел значительную деловую связь или является существенно вовлеченным сотрудником, в других условиях, прямо или косвенно, с поставщиком, клиентом или коммерческим учреждением, который имеет значительную деловую связь с банком;

9) получает дополнительно к вознаграждению за свою роль и вознаграждение за должность согласно части 5) комиссионные или другие значительные прибыли от банка или других учреждений периметра пруденциального консолидирования;

10) действовал в качестве независимого члена органа управления в рамках банка последние 12 лет подряд;

11) является супругом/супругой, родственником I или II степени родства члена органа управления банка или другого учреждения периметра пруденциального консолидирования, или лица, находящегося в одном из положений, указанных в частях 1) – 10).

(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлением Национального банка Республики Молдова от 29.12.2022 г. №275)
(см. предыдущую редакцию)

17. Включение в одно или несколько положений, предусмотренных в пункте 16, не может автоматически квалифицировать члена "независимым". В случае, если член включается в одно или несколько положений, предусмотренных в пункте 16, банк вправе квалифицировать, что член должен считаться независимым, если он располагает аргументированными (обоснованными) причинами относительно способности члена осуществлять свои полномочия объективно и уравновешенно для принятия решений независимо, и если аргументы (обоснования), представленные Национальному банку Молдовы были им приняты.

18. Совет осуществляет надзор деятельности исполнительного органа, отслеживая его действия для обеспечения соответствия со стратегией и политиками банка, путем рассмотрения информации, полученной от исполнительного органа и от функций соответствия, внутреннего аудита и управления рисками, и путем регулярных созывов с исполнительном комитетом и соответствующих функций.

19. Совет обязан утверждать и периодически обновлять нормы для собственной деятельности, учитывая нормативные акты и регламент совета, утвержденный общим собранием акционеров, которые устанавливают организацию, права, ответственность и деятельность совета, а также поддерживать результативность и целостность путем осуществления периодических оценок каждого члена в отдельности, а также совета на коллективном уровне.

20. Для выполнения своих обязательств, члены совета должны иметь доступ в любой момент к любой информации по деятельности банка и исполнительного органа, а также к отчетам внутреннего и внешнего аудита.

Глава III. Специализированные комитеты Совета

Часть 1. Организация комитетов

21. Помимо создания комитетов, предусмотренных в ст. 44 Закона №202/2017, банки вправе располагать и другими специализированными комитетами (комитет по этике, поведению или соответствию и/или другие), оказывающие помощь совету по выполнению возложенных полномочий. В контексте Закона №202/2017, существенный банк является системно значимым обществом, определенный так согласно Закону №202/2017 и идентифицированный нормативными актами Национального банка.

22. Совет банка может определить количество и структуру комитетов для облегчения собственной деятельности. Наличие комитетов не освобождает ни коим образом совет от коллективного выполнения своих задач и ответственности.

23. В случае если банк не создал комитет по назначению и/или комитета по оплате труда, положения частей 4 и 5 главы III о комитете по назначению и комитете по оплате труда применяются к членам совета банка.

24. Полномочия, функции и ответственность специализированных комитетов совета банка устанавливаются в основных внутренних нормах, утвержденных советом банка, которые должны соответствовать настоящему регламенту и положениям ст. 44 Закона №202/2017.

25. В случае изменения состава совета банка, на первом заседании в новом составе совет должен рассматривать численную полноту комитетов с целью их дополнения.

26. Специализированные комитеты поддерживают совет банка в специфических областях и способствуют развитию и совершенствованию основы управления деятельностью банка.

27. Специализированные комитеты должны располагать общим или отдельным регламентом по каждому комитету, утвержденным советом банка, о роли, цели и порядке их деятельности, а также он должен содержать правила деятельности членов комитета.

28. Специализированные комитеты созданы исключительно из членов совета банка. На заседания комитетов могут быть приглашены для участия и другие лица, по решению комитета, благодаря специфическому опыту или тому, что их наставления релевантны для определенного аспекта/области.

29. Количество членов специализированного комитета не может быть менее 3 лиц. Председатель комитета назначается советом банка из избранных членов комитета.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Регламент об основах управления деятельностью банков Раздел I Общие положения Глава I. Область применения Глава II. Определения Раздел II Роль и состав органа управления и специализированных комитетов Глава I. Роль и ответственность органа управления Глава II. Полномочия и организация совета Банка Глава III. Специализированные комитеты Совета Часть 1. Организация комитетов Часть 2. Аудиторский комитет Часть 3. Комитет по управлению рисками Часть 4. Комитет по назначению Часть 5. Комитет по оплате труда Глава IV. Полномочия и организация исполнительного органа банка Раздел III Основа управления деятельностью Глава I. Организационная база и структура Часть 1. Организационная база Часть 2. Организационная структура банка Часть 3. Корпоративные ценности и кодекс поведения Часть 4. Бизнес-модель и стратегия Часть 5. Конфликты интересов на уровне банка Часть 6. Конфликты интересов на уровне сотрудников Часть 7. Процедуры внутреннего оповещения Глава II. Политика назначения членов органа управления и лиц, занимающих ключевые должности Глава III. Политика оплаты труда Часть 1. Общие принципы Часть 2. Идентифицированный персонал Часть 3. Фиксированное вознаграждение Часть 4. Частные случаи по компонентам вознаграждения Часть 5 Переменное вознаграждение Часть 6. Компенсационные выплаты Часть 7. Оплата труда членов совета и сотрудников функций контроля Раздел IV Механизмы внутреннего контроля и организация функций внутреннего контроля Глава I. Требования по механизмам внутреннего контроля Глава II. Требования к деятельности и процедурам внутреннего контроля Глава III. Организация функций внутреннего контроля Часть 1. Общие положения по функциям внутреннего контроля Часть 2. Роль и ответственность функции управления рисками Часть 3. Роль и ответственность функции соответствия Часть 4. Роль и ответственность функции внутреннего аудита Глава IV. Частные особенности по внутреннему контролю Часть 1. Требования по информационной системе и системе сообщения Часть 2. Требования по непрерывности деятельности Часть 3. Частные требования по осуществлению деятельности с производными финансовыми инструментами Часть 4. Частные требования по осуществлению деятельности по оказанию платежных услуг и эмиссии электронных денег и дистанционному банковскому обслуживанию Раздел V Управление рисками Глава I. Культура в отношении рисков Глава II. Управление рисками Часть 1. Общие положения по управлению рисками Часть 2. Кредитный риск, в том числе кредитный риск контрагента и расчетный риск Часть 3. Рыночный риск Часть 4. Операционный риск Часть 5. Риск процентной ставки из деятельности вне торгового портфеля (Interest rate risk in the banking book, далее: IRRBB) Часть 6. Риск ликвидности Часть 7. Риск страны/Риск перевода Часть 8. Риск концентрации Часть 9. Риск по подверженностям с аффилированными лицами и сотрудниками банка Часть 10. Репутационный риск Часть 11 Риск, связанный с чрезмерным использованием эффекта рычага Раздел VI Симуляции кризисных ситуаций и план оздоровления Глава I. Требования к симуляциям кризисных ситуаций Глава II. Симуляции кризисных ситуаций по видам риска Глава III Требования к плану оздоровления Часть 1 Содержание планов оздоровления Часть 2 Краткое изложение ключевых элементов плана оздоровления и управления Часть 3 Стратегический анализ Подчасть 1 Описание банка Подчасть 2 Описание вариантов оздоровления Подчасть 3 Действия, механизмы и меры, принятые в рамках вариантов оздоровления Подчасть 4 Оценка воздействия, осуществимости и непрерывности операций Часть 4 План сообщения и информирования Часть 5 Подготовительные меры Часть 6 Основа показателей плана оздоровления Подчасть 1 Основа показателей плана оздоровления Подчасть 2 Требования к калибровке показателей плана оздоровления Подчасть 3 Уведомление в случае нарушения (превышения) показателей плана оздоровления Подчасть 4 Мониторинг показателя плана оздоровления Часть 7 Показатели плана оздоровления Подчасть 1 Показатели капитала Подчасть 2 Показатели ликвидности Подчасть 3 Показатели рентабельности Подчасть 4 Показатель качества активов Подчасть 5 Рыночные и макроэкономические показатели Часть 8 Требования к сценариям кризиса, используемым в плане оздоровления Часть 9 Оценка планов оздоровления Подчасть 1 Полнота и качество планов оздоровления Подчасть 2 Реализация механизмов, предусмотренных планом оздоровления Раздел VII Процесс оценки достаточности внутреннего капитала к рискам (ICAAP) и процесс оценки достаточности внутренней ликвидности (ILAAP) Глава I Процесс оценки достаточности внутреннего капитала к рискам (Процесс ICAAP) Глава II Процесс оценки достаточности внутренней ликвидности (Процесс ILAAP) Раздел VIII Отчетность Приложение №1 Приложение №2 Приложение №2-1 Приложение №2-2 Приложение №2-3 Приложение №3 Приложение №4

Постановление Национального банка Республики Молдова от 20 декабря 2018 года №322
"Об утверждении Регламента об основах управления деятельностью банков"

О документе

Номер документа:322
Дата принятия: 20.12.2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.04.2019
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №1-5, 4 января 2019 года, Ст. 56.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу в течение 3 месяцев со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - c 4 апреля 2019 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 29.12.2022  документом  Постановление Национального банка Республики Молдова "О внесении изменений и отмене некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы"
Вступила в силу с: 13.01.2023


Редакция от 29.12.2022, принята документом Постановление Национального банка Республики Молдова О внесении изменений и отмене некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы № 275 от 29.12.2022
Вступила в силу с: 13.01.2023


Редакция от 27.05.2021, принята документом Постановление Национального банка Республики Молдова Об утверждении и признании утратившими силу некоторых нормативных актов Национального банка... № 93 от 27/05/2021
Вступила в силу с: 11.10.2021


Редакция от 26.02.2020, принята документом Постановление Национального банка Республики Молдова Об утверждении Регламента об аутсорсинге видов деятельности и операций банка № 46 от 26/02/2020
Вступила в силу с: 20.04.2020


Редакция от 25.04.2019