Действует

Неофициальный перевод

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Молдова

11 ноября 2022 года №1755

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 3 ноября 2022 года №220

Об изменении Постановления Исполнительного комитета Национального банка Молдовы №322/2018 Об утверждении Регламента об основах управления деятельностью банков

На основании п. d) части (1) ст. 5, части (1) ст. 11, п. с) части (1) ст. 27, п. а) ст. 44, ст. 46 Закона о Национальном банке Молдовы №548-XIII от 21 июля 1995 (переопубликован: Официальный монитор Республики Молдова, 2015, №297-300, ст. 544), с последующими изменениями, части (6) ст. 8, ст. 9 и ст. 13 Закона о банковском оздоровлении и банковской резолюции №232 от 3.10.2016 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2016, №343-346, ст. 707), с последующими изменениями, ст. 38 Закона о деятельности банков №202/2017 (Официальный монитор Республики Молдова, 2017, №434-439, ст. 727), с последующими изменениями, Исполнительный комитет Национального банка Молдовы ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В Регламент об основах управления деятельностью банков, утвержденный Постановлением Исполнительного комитета Национального банка Молдовы №322 от 20 декабря 2018 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2019, №1-5, ст. 56), зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Молдова под №1400/2018, с последующими изменениями, внести следующие изменения:

1) Клаузу о гармонизации дополнить текстом "и перекладывает ст. 3-12, 14-19 и ст. 21 Делегированного регламента (ЕС) 2016/1075 Комиссии от 23 марта 2016 о дополнении Директивы 2014/59/ЕС Европейского Парламента и Совета о регулирующих технических стандартах, уточняющих содержание планов оздоровления, планов резолюции и планов резолюции группы, минимальные критерии, которые компетентный орган должен рассмотреть в отношении планов оздоровления и планов оздоровления группы, условия предоставления внутригрупповой финансовой поддержки, требования по независимым оценщикам, договорное признание полномочий по обесцениванию и конверсии, процедуры и содержание требований об уведомлении и уведомления о приостановлении, а также оперативного функционирования коллегий резолюции (Текст касается ЕЭП), опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 184 от 8 июля 2016.".

2) Пункт 3 после текста "далее: Закон №548/1995)" дополнить текстом ", Закон о банковском оздоровлении и банковской резолюции №232/2016 (далее: Закон №232/2016)".

3) Пункт 4 в алфавитном порядке дополнить следующими понятиями:

"идиосинкразическое событие - событие, которое может иметь серьезные негативные последствия для одного банка;

системное событие - событие, которое может иметь серьезные негативные последствия для финансовой системы или реальной экономики;

критические функции - как определено в Законе №232/2016;

показатели плана оздоровления - качественные и количественные показатели, устанавливаемые каждым банком на основе рамок, предусмотренных настоящим регламентом, для определения этапов, на которых могут быть приняты соответствующие меры, указанные в плане оздоровления;

обратное стресс-тестирование (reverse stress-test) - симуляция кризисных ситуаций, которая начинается с определения предопределенного результата (например, состояние серьезной трудности в обеспечении непрерывности), затем исследуя сценарии и обстоятельства, которые могут привести к его возникновению".

4) Пункт 62 дополнить подпунктом 3-2) следующего содержания:

"3-2) план оздоровления в соответствии со ст. 9 Закона №232/2016;".

5) Название раздела VI дополнить текстом: "И ПЛАН ОЗДОРОВЛЕНИЯ".

6) Раздел VI дополнить главой III следующего содержания:

"Глава III Требования к плану оздоровления

Часть 1 Содержание планов оздоровления

349-1. Банк разработает, обновит и представит в Национальный банк Молдовы план оздоровления, который предусматривает надежные действия, которые должны быть реализованы в случае возникновения кризисной ситуации, в соответствии со сроками, предусмотренными в пп. 5) пункта 394.

349-2. Цель плана оздоровления состоит в том, чтобы определить жизнеспособные и применимые варианты противодействия как идиосинкразическому кризису, так и системным сбоям, а также оценить, являются ли эти варианты достаточно надежными и разнообразными, чтобы справиться с широким спектром потрясений различной природы и восстановить финансовое положение банка после значительного ухудшения, для обеспечения стабильной и устойчивой деятельности.

349-3. План оздоровления будет разработан с учетом ряда сценариев крупных финансовых и макроэкономических кризисов, системных событий, имеющих отношение к конкретным характеристикам банка, юридическим лицам, в которых банк имеет квалифицированное участие, и если применимо группы, к которой принадлежит.

349-4. План оздоровления включает как минимум следующие элементы:

1) краткое изложение ключевых элементов плана оздоровления;

2) информация об управлении;

3) стратегический анализ;

4) план сообщения и информирования;

5) анализ подготовительных мероприятий;

6) описание показателей оздоровления;

7) информация об использованных кризисных сценарии.

Часть 2 Краткое изложение ключевых элементов плана оздоровления и управления

349-5. Краткое изложение ключевых элементов плана оздоровления включает краткое изложение элементов, предусмотренных в пп. 2-7 п. 349-4, в котором также содержится сводная информация об общей способности оздоровления, указанной в п. 349-23, а также сводная информация о любых существенных изменениях плана оздоровления или банка по сравнению с планом оздоровления предыдущего периода, представленным Национальному банку Молдова.

349-6. Для целей настоящей главы "существенное изменение" означает любое изменение, которое может повлиять на способность банка, материнского предприятия или одного или нескольких его филиалов реализовать план оздоровления или реализовать один или несколько вариантов оздоровления, включенных в план оздоровления.

349-7. Информация об управлении должна содержать как минимум подробное описание следующих элементов:

1) способ разработки плана оздоровления с указанием как минимум следующей информации:

а) роль и функции лиц, ответственных за подготовку, реализацию и обновление каждого раздела плана оздоровления;

b) личность лица, несущего общую ответственность за обновление плана оздоровления, и описание процесса, которому необходимо следовать для обновления плана оздоровления в ответ на любые существенные изменения, влияющие на банк или его среду;

c) описание способа, которым план оздоровления интегрируется в корпоративное управление банка и в общую структуру управления рисками;

d) если банк является частью группы, описание мер и механизмов, принятых внутри группы для обеспечения координации и согласованности между вариантами оздоровления на уровне группы и отдельных индивидуальных филиалов;

2) политики и процедуры, регулирующие утверждение плана оздоровления, которые включают как минимум:

а) отчет банка в произвольной форме, показывающий, был ли план оздоровления рассмотрен функцией внутреннего аудита, внешним аудитором или комитетом по риску;

б) подтверждение того, что план оздоровления был оценен и утвержден органом управления банка;

3) условия и процедуры, необходимые для обеспечения своевременной реализации вариантов оздоровления, которые включают как минимум:

a) описание внутреннего процесса эскалации и принятия решений, который применяется, если пороговые значения показателей плана оздоровления были превышены, для анализа и определения варианта оздоровления, который может потребоваться применить в ответ на ситуацию финансового кризиса, которая материализовалась, что включает как минимум:

- роль и должность лиц, вовлеченных в процесс, включая описание их обязанностей или, если в процессе участвует комитет, роли, обязанности и функции членов комитета;

- процедуры, которым необходимо следовать;

- крайний срок принятия решения относительно вариантов оздоровления, а также когда и как банк уведомит Национальный банк Молдовы о факте превышения пороговых значений показателей;

b) подробное описание показателей, отражающих возможные уязвимости, недостатки или угрозы, по крайней мере, для капитала банка, ликвидности, прибыльности и профиля риска;

4) согласованность плана оздоровления с общей системой управления рисками, включая описание соответствующих ориентиров (сигналов раннего предупреждения), используемых как часть регулярного внутреннего процесса управления рисками, когда эти ориентиры полезны для информирования руководства о том, что пороговые значения показателей могут быть достигнуты;

5) информационные системы управления, включая описание мер, обеспечивающих доступность информации, необходимой для реализации вариантов оздоровления, для принятия решений в кризисной ситуации надежным и своевременным образом.

Часть 3 Стратегический анализ

349-8. Стратегический анализ определяет основные направления деятельности и критические функции, а также устанавливает основные меры для поддержания соответствующих основных направлений деятельности и критических функций в ситуации финансового кризиса.

349-9. Стратегический анализ включает как минимум:

1) описание банка согласно подчасти 1 настоящей части;

2) описание вариантов оздоровления согласно подчастям 2 - 4 настоящей части.

Подчасть 1 Описание банка

349-10. Часть стратегического анализа, описывающая банк, включает следующую информацию:

1) общую характеристику банка, в том числе:

a) описание общей стратегии бизнеса и управления рисками;

b) бизнес-модель и план, включающий перечень основных юрисдикций, в которых работает банк, в том числе через юридическое лицо или отделение, предусмотренное в п. 349-11.

c) основные направления деятельности и критические функции;

d) процесс и показатели для определения основных направлений деятельности и критических функций;

2) установление соответствия между основными направлениями деятельности и критическими функциями, с одной стороны, и юридическими лицами, отделениями, отвечающими условиям п. 349-11, с другой стороны;

3) подробное описание юридической и финансовой структур банка, включая объяснение внутригрупповой взаимосвязи в отношении всех юридических лиц или отделений, отвечающих условиям, изложенным в пункте 349-11, и, в частности, описание следующих элементов:

a) все существующие значительные внутригрупповые подверженности (которые в отдельности превышают 5% приемлемого капитала банка, определенного в соответствии с Регламентом о крупных подверженностях банков, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета Национального банка Молдовы №109/2019), и финансовые отношения, потоки капитала внутри указанных организаций, внутригрупповые гарантии, которые установлены, и внутригрупповые гарантии, которые, как ожидается, будут установлены, когда потребуется действие по оздоровлению;

b) юридическая взаимосвязанность, которая охватывает важные юридически обязывающие соглашения между субъектами группы, включая наличие соглашений о доминирующем положении и соглашений о передаче прибыли и убытков;

c) оперативная взаимосвязь, под которой понимаются функции, централизованные в одном юридическом субъекте или отделении и важны для функционирования других юридических субъектов, других отделений или группы, в частности централизованные функции информационных технологий, казначейские функции, функции управления рисками или административные функции;

4) описание внешних отношений, включая как минимум следующее:

a) значительные подверженности и обязательства перед основными контрагентами;

b) значимые финансовые продукты и услуги, которые банк предоставляет другим участникам финансового рынка;

c) существенные услуги, оказываемые банку третьими лицами.

349-11. В целях п. 349-10 подразумеваются юридические субъекты или отделения, которые:

1) значительно способствуют прибыли банка (не менее 5% от прибыли банка) или его финансированию, или владеют значительной частью их активов, обязательств и капитала;

2) осуществляют ключевую коммерческую деятельность;

3) выполняют на центральном уровне ключевые операционные функции, функции управления рисками или административные функции;

4) несут существенные риски, которые при пессимистическом сценарии могут поставить под угрозу жизнеспособность банка;

5) не могут быть переданы или ликвидированы без возникновения серьезного риска для банка;

6) являются системно значимыми обществами в соответствии с Законом №202/2017.

Подчасть 2 Описание вариантов оздоровления

349-12. Часть стратегического анализа, отражающая варианты оздоровления, включает список всех вариантов оздоровления и описание каждого варианта. В нем излагается ряд вариантов оздоровления, разработанных для реагирования на сценарии финансового кризиса и которые в разумных пределах способствовали бы поддержанию или восстановлению жизнеспособности и финансового положения банка.

349-13. Банк описывает каждый вариант оздоровления таким образом, чтобы Национальный банк Молдовы мог оценить их воздействие и осуществимость.

349-14. Варианты оздоровления включают меры, которые носят чрезвычайный характер, а также меры, которые также могут быть приняты в рамках обычной деятельности банка.

349-15. Варианты оздоровления не могут быть исключены, если единственная причина заключается в том, что они потребуют изменения текущего характера деятельности банка.

Подчасть 3 Действия, механизмы и меры, принятые в рамках вариантов оздоровления

349-16. Варианты оздоровления включают как минимум следующие элементы:

1) ряд действий с капиталом и ликвидностью, необходимых для поддержания или восстановления жизнеспособности и финансового положения банка, основной целью которых является обеспечение жизнеспособности критических функций и основных направлений деятельности;

2) механизмы и меры, основной целью которых является обеспечение сохранности или восстановления собственных средств банка посредством внешней рекапитализации и некоторых внутренних мер, направленных на улучшение состояния капитала банка;

3) механизмы и меры для обеспечения того, чтобы банк имел доступ к адекватным источникам экстренного финансирования, чтобы гарантировать, что он может продолжать свою деятельность и выполнять свои обязательства при наступлении срока их взыскания. К ним относятся внешние меры и, при необходимости, меры, направленные на реорганизацию имеющейся ликвидности внутри группы. Источники финансирования для чрезвычайных ситуаций включают в себя потенциальные источники ликвидности, оценку доступного обеспечения и возможность передачи ликвидности между субъектами внутри группы и между направлениями деятельности;

4) механизмы и меры по снижению риска и эффекта рычага или по реструктуризации направлений деятельности, включая, при необходимости, анализ возможного существенного выбытия активов, юридических субъектов или направлений деятельности;

5) механизмы и меры, основной целью которых является достижение добровольной реструктуризации обязательств без инициирования события дефолта, урегулирования, ухудшения или аналогичного события.

349-17. Если варианты оздоровления не включают действия, механизмы или меры, предусмотренные пунктом 349-16, описание вариантов оздоровления должно включать демонстрацию, подтверждающую, что эти действия, механизмы или меры были должным образом учтены банком при разработке плана оздоровления.

Подчасть 4 Оценка воздействия, осуществимости и непрерывности операций

349-18. Каждый вариант оздоровления содержит оценку воздействия, которая должна включать, в частности, подробное описание процессов установления стоимости и способности реализации основных направлений деятельности, операций и активов банка, к которым относится вариант оздоровления, включая, по крайней мере, следующие элементы:

1) оценка финансового и операционного воздействия, которая устанавливает ожидаемое влияние на платежеспособность, ликвидность, финансовые позиции, прибыльность и операции банка;

2) оценка внешнего воздействия и системных последствий, которая выявляет ожидаемое влияние на критические функции, выполняемые банком, и влияние на акционеров, клиентов, особенно вкладчиков и розничных инвесторов, на контрагентов и, при необходимости, на остальную часть группы, частью которой является банк;

3) гипотезы оценки и все другие гипотезы, разработанные для целей оценок, предусмотренных в подпунктах 1) и 2), в том числе гипотезы относительно способности реализации активов банка, к которым относится вариант оздоровления или поведение других субъектов финансового сектора.

349-19. Каждый вариант оздоровления содержит оценку осуществимости, которая должна включать как минимум:

1) оценку риска, связанного с вариантом оздоровления, которая, если применимо, должна основываться на возможном опыте применения варианта оздоровления или меры, эквивалентной варианту оздоровления;

2) подробный анализ и описание любых существенных препятствий для эффективного и своевременного выполнения плана оздоровления, а также описание возможности и способа преодоления этих препятствий;

3) при необходимости, анализ потенциальных препятствий для эффективной реализации варианта оздоровления, вытекающих из структуры группы или внутригрупповых соглашений, в том числе наличие серьезных юридических или практических препятствий для быстрого перевода собственных средств или быстрого погашения обязательств или активов внутри группы. Под серьезным препятствием понимается любой элемент, который может повлиять на своевременное выполнение варианта оздоровления;

4) решения потенциальных препятствий, указанных в пп. 1) и 2).

349-20. Каждый вариант оздоровления содержит оценку того, как будет обеспечена непрерывность операций после реализации этого варианта.

349-21. Оценка того, как будет обеспечена непрерывность операций, включает анализ внутренних операций (ИТ-системы, поставщиков и операций с персоналом) и доступ банка к рыночной инфраструктуре (например, клиринговые и расчетные системы, платежные системы). Оценка оперативных непредвиденных обстоятельств должна учитывать, в частности:

1) все механизмы и меры, необходимые для поддержания постоянного доступа к инфраструктурам соответствующих финансовых рынков;

2) все механизмы и меры, необходимые для поддержания непрерывного функционирования операционных процессов банка, в том числе в части инфраструктуры и услуг информационных технологий;

3) ожидаемые сроки реализации и эффективность варианта оздоровления;

4) эффективность варианта оздоровления и адекватность показателей в серии сценариев финансового кризиса, оценивающих влияние каждого из сценариев на банк, в частности с точки зрения его капитала, ликвидности, доходности, профиля рисков и операций.

349-22. Оценка непрерывности бизнеса должна определить вариант оздоровления, который может быть уместным в каждом сценарии, а также временные рамки, необходимые для его реализации.

349-23. На основе этой информации оценка должна отражать общий потенциал оздоровления банка, степень, в которой варианты оздоровления позволяют банку восстановиться после целого ряда сценариев серьезного финансового и макроэкономического кризиса.

Часть 4 План сообщения и информирования

349-24. В плане сообщения и информирования содержится подробная информация о следующей информации:

1) внутреннее общение, в частности, с персоналом, профсоюзами или другими представителями персонала;

2) внешнее общение, в частности, с акционерами и другими инвесторами, компетентными органами, контрагентами, финансовыми рынками, инфраструктурой финансового рынка, вкладчиками и общественностью, в зависимости от ситуации;

3) конкретные предложения по управлению любой негативной реакцией рынка.

349-25. План оздоровления включает как минимум анализ того, как план сообщения и информирования будет применен в случае реализации одного или нескольких механизмов, или мер, изложенных в плане оздоровления.

349-26. План сообщения и информирования должен надлежащим образом учитывать конкретные потребности в коммуникации для каждого варианта оздоровления.

Часть 5 Подготовительные меры

349-27. План оздоровления включает анализ любых подготовительных мер, которые банк предпринял или которые необходимы для облегчения их реализации или повышения эффективности, а также график реализации этих мер.

349-28. К таким подготовительным мероприятиям относятся все меры, необходимые для преодоления препятствий на пути эффективной реализации вариантов оздоровления, определенных в плане оздоровления.

Часть 6 Основа показателей плана оздоровления

Подчасть 1 Основа показателей плана оздоровления

349-29. Банк устанавливает основу показателей плана оздоровления, которые оцениваются Национальным банком Молдовы в соответствии со статьей 17 Закона №232/2016.

349-30. При установлении порогов показателей плана оздоровления банк должен учитывать использование показателей прогрессивной количественной оценки, метода типа "светофор", для информирования органа управления банка о том, что пороги показателей могут быть достигнуты.

349-31. Банк должен включать в план оздоровления как минимум следующие категории показателей:

1) показатели капитала;

2) показатели ликвидности;

3) показатели рентабельности;

4) показатели качества активов.

349-32. В дополнение к категориям показателей, упомянутых в пункте 349-31, банк должен включить в план оздоровления следующие две категории показателей, если только банк не представит соответствующие обоснования Национальному банку Молдовы, например, эти категории показателей не имеют отношения к юридической структуре, профилю риска, размеру и/или сложности банка:

1) показатели рынка;

2) макроэкономические показатели.

349-33. Банк должен включить показатели плана оздоровления из списка, представленного по категориям в приложении №2-2 к настоящему регламенту, если только банк не представит Национальному банку Молдовы соответствующее обоснование того, что такие показатели не имеют отношения к юридической структуре, профилю риска, размеру и/или сложности банка или не могут быть реализованы в силу особенностей рынка, на котором действует банк.

349-34. Если банк применяет исключение из пункта 349-33 для любого из показателей, указанных в приложении №2-2, банк должен заменить его другим показателем из той же категории, более актуальным для банка. Если замена невозможна для каждого показателя приложения №2-2, банк должен включить в план оздоровления хотя бы по одному показателю из каждой категории, предусмотренной пунктом 349-31.

349-35. Банк не должен ограничивать свой набор показателей минимальным перечнем, представленным в приложении №2-2, и должен учитывать возможность включения других показателей в соответствии с принципами и в соответствии с описанием категорий, приведенным в настоящей главе. Для этого приложение №2-3 включает неполный список примеров дополнительных показателей плана оздоровления, классифицированных по категориям.

349-36. Основа показателей плана оздоровления должна:

1) быть адаптированной к бизнес-модели и стратегии банка и в то же время соответствовать его рисковому профилю. Она должна определять ключевые уязвимые места, которые с наибольшей вероятностью могут повлиять на финансовое положение банка, и перейти к этапу, на котором он должен решить, следует ли активировать план оздоровления;

2) соответствовать юридической структуре, размеру и сложности каждого банка. В частности, количество показателей должно быть достаточным, чтобы предупредить банк об ухудшении условий в различных областях. При этом данные показатели должны быть достаточно конкретными и управляемыми банком;

3) быть в состоянии установить стадию, на которой банк должен решить, следует ли активировать одну из мер, указанных в плане оздоровления;

4) соответствовать общей схеме управления рисками и показателям ликвидности или капитала на случай непредвиденных ситуаций, а также показателям плана обеспечения непрерывности деятельности;

5) позволять проводить регулярный мониторинг и интегрироваться в управление банком, а также процедуры эскалации и принятия решений;

6) включать упреждающие показатели.

Подчасть 2 Требования к калибровке показателей плана оздоровления

349-37. Для калибровки показателей плана оздоровления банк должен учитывать следующее:

1) общая способность оздоровления (банки с меньшей общей способностью оздоровления должны рассмотреть возможность превышения показателей раньше, чтобы максимизировать шансы на успешную реализацию вариантов оздоровления, которые более ограничены);

2) период времени и сложность реализации вариантов оздоровления с учетом механизмов управления, требуемых разрешений регулирующих органов и потенциальных операционных препятствий для реализации варианта оздоровления. Для вариантов оздоровления, предполагающих сложное исполнение, для реализации которых потребуется больше времени, банк должен быть более консервативен в калибровке показателей, чтобы гарантировать своевременное выполнение предупреждения;

3) стадия кризиса, когда можно эффективно использовать вариант оздоровления. Банку необходимо учитывать, что для некоторых вариантов оздоровления может быть трудно получить позже все преимущества в условиях стресса, в отличие от раннего внедрения. В случае варианта оздоровления "привлечения капитала с рынка" банк должен рассмотреть, может ли это быть реально достигнуто и когда, исходя из того факта, что привлечение внешнего капитала тем труднее, чем дольше банк приближается к нарушению своих требований к капиталу;

4) скорость износа во время кризиса. Банк должен учитывать тот факт, что темпы ухудшения зависят от конкретных обстоятельств кризиса, конкретных профилей банков, а также других индивидуальных обстоятельств, которые могут привести к более быстрому ухудшению финансового положения банка и, соответственно, реализации вариантов оздоровления в более короткие сроки. В связи с этим банку следует рассмотреть возможность использования показателей, отражающих ухудшение с течением времени, для выявления ситуаций, когда происходит быстрое и существенное ухудшение финансового положения банка. Если трудно определить конкретный момент времени, когда необходима эскалация, следует рассмотреть вопрос о мониторинге эволюции этого показателя;

5) основа управления банка и склонность к риску. Банк должен обеспечить, чтобы калибровка показателей плана оздоровления соответствовала его структуре управления рисками и аппетит- риску.

349-38. Банк должен быть в состоянии объяснить Национальному банку Молдовы, как была установлена калибровка показателей в плане оздоровления, и, чтобы обеспечить их эффективность, быть в состоянии продемонстрировать достаточно рано, что пороги будут нарушены.

349-39. Банк должен регулярно контролировать адекватность калибровки показателей оздоровления и перекалибровать показатели плана оздоровления при необходимости, но не реже одного раза в год.

349-40. Банк своевременно уведомляет Национальный банк Молдовы о каждом обновлении калибровки показателей плана оздоровления с соответствующим объяснением и обоснованием повторной калибровки.

349-41. Перекалибровка должна быть согласована с Национальным банком Молдовы, если она проводится во время оценки планов оздоровления банков.

349-42. Обоснование соответствующим образом предполагает, что:

1) перекалибровка показателей плана оздоровления соответствует общим требованиям калибровки показателей оздоровления, указанным в пункте 349-37;

2) корректировки отражают изменения, внесенные в бизнес-модель и финансовый профиль банка, и согласуются с внутренней системой управления рисками и риск-аппетитом банка;

3) уровень калибровки показателей капитала должен превышать потребность в собственных средствах.

Подчасть 3 Уведомление в случае нарушения (превышения) показателей плана оздоровления

349-43. Чтобы показать предупреждающий потенциал нарушения показателей плана оздоровления, в течение одного рабочего дня с момента нарушения порогового значения показателя управляющий орган банка должен быть предупрежден, чтобы инициировать процесс эскалации, чтобы обеспечить рассмотрение каждого превышения и принятие необходимых мер.

349-44. После начала внутреннего процесса эскалации, указанного в пункте 349-43, не позднее одного рабочего дня банк должен уведомить Национальный банк Молдовы о нарушении порога показателя, а также о решении органа управления, связанном с примененными действиями оздоровления, вариантах оздоровления, которые необходимо использовать, и графике устранения нарушения. Указанное решение должно быть основано на мотивированном анализе обстоятельств, при которых произошло нарушение. Если решение не предусматривает применение меры по оздоровлению, банк в пояснении, представленном Национальному банку Молдовы, должен четко указать причины и, в зависимости от обстоятельств, продемонстрировать как можно восстановить показатели, не прибегая к оздоровительным мероприятиям.

349-45. Любое действие или вариант, предпринятый или рассмотренный банком после нарушения показателя плана оздоровления, даже если он ранее не был включен в план оздоровления, следует считать уместным для сообщения Национальному банку Молдовы.

Подчасть 4 Мониторинг показателя плана оздоровления

349-46. Банк должен отслеживать показатели плана оздоровления с соответствующей периодичностью, что позволяет оперативно отчитываться по требованию в Национальный банк Молдовы.

349-47. Банк должен иметь возможность представлять по требованию Национального банка Молдовы значения в отношении всей совокупности показателей плана оздоровления, которые были или не были нарушены (превышены), даже если значения показателей не изменились.

Часть 7 Показатели плана оздоровления

Подчасть 1 Показатели капитала

349-48. Показатели капитала должны постоянно выявлять любое существенное, фактическое или потенциальное ухудшение количества и качества капитала, включая увеличение эффекта рычага.

349-49. При установлении показателей капитала необходимо учитывать их способность позволять банку оперативно реагировать на возможные недостатки. Определенные меры по оздоровлению капитала банка могут потребовать более длительных периодов реализации или большей чувствительности к рыночным условиям. Таким образом, при установлении показателей на опережающей фазе банк должен учитывать значительные договорные сроки погашения, связанные с инструментами капитала.

349-50. Показатели капитала должны быть интегрированы в процесс внутренней оценки достаточности капитала (ICAAP), а также в существующую систему управления рисками.

349-51. Пороговые значения должны быть откалиброваны в соответствии с профилем риска банка и временем, необходимым для активизации мер по оздоровлению, принимая во внимание способность оздоровления в результате этих мер и скорость износа капитала, исходя из индивидуальных обстоятельств банка.

349-52. Пороговые значения для показателей, основанных на требованиях к нормативному капиталу, должны быть откалиброваны банком на соответствующих уровнях, чтобы обеспечить достаточную дистанцию от нарушения требований капитала.

Подчасть 2 Показатели ликвидности

349-53. Показатели ликвидности должны отражать возможное ухудшение или фактическое ухудшение способности банка покрывать текущие и будущие потребности в ликвидности и финансировании.

349-54. Показатели ликвидности банка должны в равной степени относиться к краткосрочным и долгосрочным потребностям банка в ликвидности и финансировании, при необходимости проводя различие между ключевыми валютами.

349-55. Показатели ликвидности должны быть интегрированы в стратегии, политику, процессы и системы, разрабатываемые банком в рамках его системы управления рисками. Показатели ликвидности также должны охватывать другие возможные потребности в ликвидности и финансировании, такие как риски, связанные с внебалансовыми структурами.

349-56. Пороги, установленные банком, должны быть откалиброваны на основе профиля риска банка и должны учитывать скорость, с которой может измениться ситуация с ликвидностью, учитывая индивидуальные обстоятельства банка, и калибровка должна быть выше уровня минимального требования.

349-57. Пороги должны устанавливаться исходя из профиля риска банка, времени, необходимого для активизации оздоровительных мероприятий, а также учитывать способность к оздоровлению в результате этих мер. Ссылаясь на минимальные нормативные требования, применимые к банку (включая дополнительные требования к ликвидности, предъявляемые к банку, если применимо), показатели должны быть установлены банком на соответствующих уровнях, чтобы позволить банку быть информированным о потенциальных и/или существующих рисках несоблюдения этих минимальных требований.

Подчасть 3 Показатели рентабельности

349-58. Показатели рентабельности должны отражать любой аспект, связанный с доходами банка, который может привести к быстрому ухудшению финансового положения банка путем отражения уменьшения нераспределенной прибыли или убытков с влиянием на собственные средства банка.

349-59. В категорию показателей рентабельности должны быть включены показатели, относящиеся к убыткам, связанным с операционным риском, которые могут оказать существенное влияние на отчет о прибылях и убытках, включая, но не ограничиваясь, вопросы, связанные с поведением, внешним и внутренним мошенничеством и/или другими ситуациями.

Подчасть 4 Показатель качества активов

349-60. Показатели качества активов должны измерять и отслеживать эволюцию качества активов банка, указывать момент, когда ухудшение качества активов может определить стадию, на которой банк должен рассмотреть возможность применения одной из мер, описанных в плане оздоровления.

349-61. Показатели качества активов могут включать соотношение запасов и потоков для неблагоприятных подверженностей, чтобы определить их уровень и динамику.

349-62. Показатели качества активов должны охватывать такие аспекты, как внебалансовые подверженности и влияние неблагоприятных кредитов на качество активов.

Подчасть 5 Рыночные и макроэкономические показатели

349-63. Рыночные индикаторы призваны проиллюстрировать ожидания участников рынка относительно быстрого ухудшения финансового состояния банка, что может привести к нарушению доступа к рынкам, финансированию и капитала. В соответствии с этой целью основа качественных и количественных показателей относится к следующим типам показателей:

1) показатели капитала, которые иллюстрируют колебания стоимости акций листинговых компаний или коэффициенты (соотношение), измеряющие взаимосвязь между учетной и рыночной стоимостью капитальных ценных бумаг;

2) показатели задолженностей, которые иллюстрируют ожидания оптовых поставщиков финансирования, такие как инструменты типа "своп кредитного дефолта" или "долговой спред";

3) показатели портфеля, иллюстрирующие ожидания, связанные с определенными классами активов, актуальными для каждого банка (например, недвижимость);

4) снижающиеся тенденции рейтинга (долгосрочные и/или краткосрочные), поскольку они отражают ожидания рейтинговых агентств, что может привести к быстрому изменению ожиданий участников рынка относительно финансового положения банка.

349-64. Макроэкономические показатели предназначены для иллюстрации сигналов об ухудшении экономических условий, в которых действует банк, или о концентрации рисков или финансирования.

349-65. Макроэкономические показатели должны основываться на поддающихся количественной оценке элементах, влияющих на деятельность банка в конкретных географических зонах или секторах экономики, имеющих отношение к банку.

349-66. Макроэкономические показатели включают следующие типологии:

1) географические макроэкономические показатели, которые относятся к разным юрисдикциям, которым подвержен банк, а также с учетом рисков, возникающих в связи с возможными юридическими препятствиями;

2) отраслевые макроэкономические показатели, которые относятся к конкретным важным секторам экономической деятельности, которым подвергается банк (например, транспорт, недвижимость).

Часть 8 Требования к сценариям кризиса, используемым в плане оздоровления

349-67. В целях части (2) ст. 13 Закона №232/2016 банк устанавливает ряд сценариев с целью определения ряда гипотетических событий, в контексте которых будет тестироваться эффективность вариантов оздоровления и степень адекватности показателей, включенных в план оздоровления.

349-68. Банк должен рассмотреть, как минимум три сценария, чтобы обеспечить освещение системного события, идиосинкразического события и комбинации идиосинкразических и системных событий.

349-69. Каждый сценарий должен выполнять следующие требования:

1) сценарий основан на наиболее значимых для банка событиях, принимая во внимание, помимо прочих важных факторов, его бизнес-модель и модель финансирования, деятельность и структуру, размер или взаимосвязь с другими банками или финансовой системой в целом и, в частности, любые уязвимости или выявленные слабые стороны банка;

2) сценарий основан на событиях, которые могут привести к краху банка, если не будут своевременно приняты меры по восстановлению; а также

3) сценарий основан на исключительных, но правдоподобных событиях.

349-70. Каждый сценарий будет включать, при необходимости, оценку воздействия событий, по крайней мере, на каждый из следующих аспектов банка:

1) доступный капитал;

2) доступная ликвидность;

3) профиль риска;

4) прибыльность;

5) операции, в том числе платежно-расчетные операции;

6) репутация.

349-71. Моделирование обратного стресса будет рассматриваться как отправная точка для разработки сценариев, которые являются только "близкими к банкротству", т. е. делают бизнес-модель банка неустойчивой, за исключением случая, когда меры по оздоровлению не были успешно реализованы.

349-72. Банк будет использовать как минимум один сценарий для каждого из следующих типов событий:

1) системное событие;

2) идиосинкразическое событие;

3) сочетание системных и идиосинкразических событий, происходящих одновременно и интерактивно.

349-73. Количество используемых сценариев должно быть пропорционально, в частности, характеру деятельности банка, его размеру, его взаимосвязям с другими банками и финансовой системой в целом и его моделям финансирования.

349-74. Банки, являющиеся системно значимыми обществами (общество типа O-SII), идентифицированные в соответствии с частью (7) ст. 63 Закона №202/2017, должны иметь более трех сценариев.

349-75. Спектр используемых сценариев будет включать как медленные, так и быстрые неблагоприятные события.

349-76. При разработке сценариев, основанных на системных событиях, необходимо учитывать релевантность как минимум следующих системных событий:

1) банкротство значимых контрагентов, влияющих на финансовую устойчивость;

2) снижение ликвидности на рынке межбанковского кредитования;

3) повышенный страновой риск и общий отток капитала из важной страны операций банка;

4) отрицательная динамика цен на активы на одном или нескольких рынках;

5) макроэкономический спад.

349-77. При разработке сценариев, основанных на идиосинкразических событиях, необходимо учитывать релевантность по крайней мере следующих идиосинкразических событий:

1) банкротство значимых контрагентов;

2) нанесение ущерба репутации банка или группы, к которой принадлежит банк;

3) сильный поток оттока ликвидности;

4) отрицательная динамика цен на активы, которым преимущественно подвержен банк;

5) значительные убытки от кредитов;

6) значительный убыток на уровне операционного риска.

Часть 9 Оценка планов оздоровления

Подчасть 1 Полнота и качество планов оздоровления

349-78. Национальный банк Молдовы оценивает степень соответствия плана оздоровления банка требованиям, установленным Законом №232/2016, и рассматривает полноту плана оздоровления на основе следующих элементов:

1) если план оздоровления включает всю информацию, указанную в части А приложения к Закону №232/2016;

2) если в плане оздоровления содержится актуальная информация, в том числе о каких-либо важных изменениях, особенно об изменениях, касающихся правовой или организационной структуры, деятельности или финансового положения банка с момента последнего представления плана оздоровления, в соответствии со ст. 10 Закона №232/2016;

3) в зависимости от обстоятельств, если план оздоровления включает анализ того, как и когда банк может запросить на условиях, изложенных в плане, доступ к средствам, предлагаемым Национальным банком Молдовы, и может ли он определить активы, которые можно использовать в качестве гарантий;

4) если план оздоровления отражает адекватный набор сценариев серьезных финансовых и макроэкономических кризисов, соответствующих конкретным условиям банка, в соответствии с частью (2) ст. 13 Закона №232/2016, в котором подробно описывается ряд сценариев, которые должны использоваться в планах оздоровления, и делается все возможное для их соблюдения;

5) если план оздоровления содержит систему показателей, определяющих моменты времени, когда могут быть приняты соответствующие меры, предусмотренные планом;

6) если план оздоровления включает, в зависимости от обстоятельств, механизмы внутригрупповой финансовой поддержки;

7) если план оздоровления определяет для каждого из сценариев финансового и макроэкономического кризиса, отраженных в плане, наличие препятствий для реализации оздоровительных мероприятий и существенных препятствий юридического или практического характера для скорейшего перевода собственных средств или быстрого погашения обязательств или активов в рамках группы, к которой принадлежит банк.

349-79. При оценке требований и критериев, предусмотренных ст. 10 и 13 Закона №232/2016, в зависимости от обстоятельств, Национальный банк Молдовы проверяет качество плана оздоровления на основе следующих элементов:

1) считается, что ясность плана оздоровления установлена, если:

a) план оздоровления четкий и написан четким и понятным языком;

b) определения и описания ясны и последовательны;

c) объясняются осуществленные гипотезы и оценки;

d) ссылки и документы, не содержащиеся в плане, и все приложения дополняют план оздоровления таким образом, что это существенно способствует выявлению вариантов поддержания или восстановления жизнеспособности и финансовой устойчивости банка;

2) актуальность информации, содержащейся в плане, считается установленной, если информация направлена на выявление вариантов поддержания или восстановления жизнеспособности и финансовой устойчивости банка;

3) комплексность плана оздоровления считается установленной, если с учетом, в частности, характера деятельности банка, а также его размера и взаимосвязи с другими банками и группами и с финансовой системой в целом:

a) план оздоровления обеспечивает достаточный уровень детализации в соответствии со ст. 10 - 13 Закона №232/2016;

b) план оздоровления содержит достаточно широкий спектр вариантов и показателей оздоровления с учетом положений настоящего регламента;

4) внутренняя согласованность плана оздоровления считается установленной, если существует внутренняя согласованность самого плана.

Подчасть 2 Реализация механизмов, предусмотренных планом оздоровления

349-80. При оценке степени соответствия плана оздоровления критерию, установленному в пункте (а) ст. 17 Закона №232/2016, Национальный банк Молдовы проверяет следующие элементы:

1) уровень интеграции и согласованность плана оздоровления с общим корпоративным управлением и внутренними процессами банка и с основой управления рисками;

2) если план оздоровления содержит достаточное количество правдоподобных и жизнеспособных вариантов оздоровления, которые делают достаточно вероятным, что банк будет иметь возможность быстро и эффективно предотвратить различные сценарии финансового кризиса;

3) если варианты оздоровления, включенные в план, устанавливают действия, которые эффективно устраняют сценарии тяжелого финансового и макроэкономического кризиса, отраженные в соответствии с частью (2) ст. 13 Закона №232/2016;

4) реалистичен ли график реализации вариантов и учтено ли это в процедурах, разработанных для обеспечения реализации оздоровительных мероприятий;

5) уровень готовности банка к выходу из ситуации финансового кризиса, в частности, правильно ли определены необходимые подготовительные мероприятия и, в зависимости от обстоятельств, реализованы ли мероприятия или составлен план их реализации;

6) уместность серии сценариев тяжелого финансового и макроэкономического кризиса, на которых был тестирован план оздоровления;

7) адекватность процессов тестирования плана оздоровления по отношению к сценариям, указанным в подпункте 6), и степень, в которой это тестирование подтверждает анализ вариантов оздоровления и показателей каждого сценария;

8) правдоподобны ли предположения и оценки, сделанные в рамках плана оздоровления и каждого варианта оздоровления.

349-81. Правдоподобность каждого варианта оздоровления, установленного в плане, как указано в подпункте 2) п. 349-80, должна оцениваться с учетом следующих элементов:

1) степень, в которой его реализация находится под контролем банка, и степень, в которой он будет полагаться на действия, предпринятые третьими сторонами;

2) если план оздоровления включает достаточно широкий набор вариантов оздоровления и соответствующих показателей, условий и процедур, обеспечивающих своевременную реализацию этих вариантов;

3) степень, в которой план оздоровления учитывает разумно предсказуемые последствия реализации предложенного варианта оздоровления для банка;

4) может ли план оздоровления и, в частности, варианты оздоровления сохранить жизнеспособность банка и восстановить его финансовую устойчивость;

5) если применимо, степень, в которой банк или конкуренты с аналогичными характеристиками справились, используя описанные варианты восстановления, с предыдущим эпизодом финансового кризиса с характеристиками, аналогичными предусмотренному сценарию, в частности, в отношении своевременной реализации вариантов оздоровления.

349-82. При оценке степени соответствия плана оздоровления критерию, установленному в подпункте b) ст. 17 Закона №232/2016, Национальный банк Молдовы проверяет следующие элементы:

1) существует ли разумная возможность своевременной и эффективной реализации индивидуального плана и вариантов оздоровления, в том числе в условиях серьезного финансового и макроэкономического кризиса;

2) если разумно предположить, что план оздоровления и определенные варианты оздоровления могут быть реализованы в объеме, обеспечивающем достижение целей без существенного негативного воздействия на финансовую систему;

3) если ряд вариантов оздоровления в достаточной степени снижает риск возникновения препятствий для реализации этих вариантов или неблагоприятных системных последствий, вызванных действиями по оздоровлению, предпринятыми в то же время другими банками;

4) степень, в которой варианты оздоровления могут конфликтовать с вариантами банков с аналогичными уязвимостями, например, в результате схожих бизнес-моделей, стратегий или направлений деятельности, если варианты будут реализованы одновременно;

5) степень, в которой реализация вариантов оздоровления несколькими банками или группами одновременно может негативно повлиять на воздействие и осуществимость этих вариантов.

349-83. При оценке достоверности плана оздоровления в соответствии с пунктами 349-80 - 349-82 Национальный банк Молдовы учитывает характер видов деятельности банка, их размер и степень его взаимосвязи с другими банками и группами и с финансовой системой в целом.

7) Подпункт 5) пункта 394 изложить в следующей редакции:

"5) План оздоровления, указанный в пункте 349-1, должен представляться ежегодно в Национальный банк Молдовы в течение 6 месяцев после окончания финансового года по состоянию на 31 декабря с приложением выписки из протокола заседания руководящего органа, на котором принято решение об утверждении плана оздоровления и пояснительной записки, связанной с актуализацией. По мере обновления плана оздоровления в течение отчетного года банк в течение 15 дней с даты утверждения органом управления банка представляет в Национальный банк Молдовы обновленный план оздоровления, выписку из протокола собрания руководящего органа, на котором было принято решение об утверждении обновленного плана оздоровления и пояснительную записку, связанную с обновлением".

8) Дополнить приложениями №2-2 и 2-3 следующего содержания:

"Приложение №2-2

к Регламенту об основах управления деятельностью банков

Минимальный список показателей плана оздоровления

1. Показатели капитала

1) Ставка основных собственных средств первого уровня

2) Ставка общих основных средств

3) Ставка эффекта рычага

2. Показатели ликвидности

1) I принцип (долгосрочная ликвидность)

2) III принцип (ликвидность по срокам погашения)

3) Требования покрытия потребностей в ликвидности (LCR)

4) Имеющиеся и не обремененные приемлемые активы, которые соответствуют условиям приемлемости, установленным Национальным банком Молдовы

3. Показатели рентабельности

1) Рентабельность активов и рентабельность капитала

2) Значительные операционные потери

4. Показатели качества активов

1) Темп роста валовой стоимости неблагоприятных кредитов

2) Доля покрытия (скидки на потери по неблагоприятным кредитам /всего неблагоприятные кредиты)

3) Остаток задолженности по неблагоприятным кредитам /всего кредитов

4) Неблагоприятные кредиты с разбивкой в зависимости от значительной географической или отраслевой концентрации

5) Реструктурированные подверженности в связи с финансовыми трудностями/ всего подверженностей

5. Рыночные показатели

1) Отрицательный пересмотр рейтинга или ухудшение рейтинга

2) Изменение цены акций

3) Маржа по кредитно-дефолтным свопам

6. Макроэкономические показатели

1) Динамика ВВП

Приложение №2-3

к Регламенту об основах управления деятельностью банков

Примерный список дополнительных показателей плана оздоровления

Дополнительные показатели плана оздоровления (неполный список представлен только в качестве примера)

1. Показатели капитала

1) (Нераспределенная прибыль и резервы)/всего собственный капитал

2) Неблагоприятная информация о финансовом положении значительных контрагентов

3) MREL и TLAC

2. Показатели ликвидности

1) Концентрация источников ликвидности и финансирования

2) Общая стоимость финансирования

3) Остаток ликвидных активов/остаток депозитов физических лиц

4) Несоответствие договорных сроков погашения

5) Ликвидные активы/всего обязательств (%)

3. Показатель рентабельности

1) Соотношение расходы - доходы (операционные расходы/операционные доходы)

2) Чистая процентная маржа

3) Индекс эффективности

4) Средние процентные активы/средние активы (%)

5) Непроцентные расходы/всего доходы

4. Показатель качества активов

1) Остаток чистых неблагоприятных чистых активов/собственные средства

2) Доля общих скидок на потери от обесценения, сформированные по кредитам (согласно МСФО) в общем объеме скидок, рассчитанных по кредитам

3) Доля неблагоприятных кредитов, предоставленных МСП, в общем объеме кредитов, предоставленных МСП

4) Темп роста обесценения финансовых активов

5. Рыночные показатели

1) Соотношение стоимость - балансовая стоимость

2) Угроза / значительный репутационный ущерб для банка

3) Базовая ставка

4) Обменные валютные ставки

6. Макроэкономические показатели

1) Инструменты типа кредитный дефолтный своп центрального публичного управления

2) Отрицательный пересмотр рейтинга или ухудшение рейтинга страны

3) Уровень безработицы

4) Уровень инфляции".

2. Настоящее постановление вступает в силу 30 декабря 2022 г.

3. Банкам в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои планы оздоровления в соответствие с положениями настоящего постановления и представить в Национальный банк Молдовы план оздоровления с приложением выписки из протокола собрания руководящего органа, на котором было принято решение об утверждении обновленного плана оздоровления и пояснительной записки, связанной с обновлением.

Председатель Исполнительного комитета

Октавиан Армашу

 

Постановление Национального банка Республики Молдова от 3 ноября 2022 года №220
"Об изменении Постановления Исполнительного комитета Национального банка Молдовы №322/2018 Об утверждении Регламента об основах управления деятельностью банков"

О документе

Номер документа:220
Дата принятия: 03.11.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30.12.2022
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №363-373, 18 ноября 2022 года, Ст. 1329.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу 30 декабря 2022 года.